Методика организации интеллектуально-познавательных игр
Оценка 4.6

Методика организации интеллектуально-познавательных игр

Оценка 4.6
Лекции
docx
администрации +1
Взрослым
11.05.2018
Методика организации интеллектуально-познавательных игр
В методических рекомендациях для педагогов дано основное понятие игры, как средства обучения, представлена характеристика интеллектуально-познавательных игр, продемонстрировано, что такое игровой сюжет и как его подобрать для той или иной игры. Показана ценность игры, как воспитательного средства воздействия на коллектив играющих детей.В методических рекомендациях для педагогов дано основное понятие игры, как средства обучения, представлена характеристика интеллектуально-познавательных игр, продемонстрировано, что такое игровой сюжет и как его подобрать для той или иной игры. Показана ценность игры, как воспитательного средства воздействия на коллектив играющих детей.
интеллектуально-познавательные игры.docx
Методика организации интеллектуально­познавательных игр Пристинская О.В., методист МКУ ДО  «Дом детского творчества»  г.Новопавловска                             Интеллектуально­познавательные игры (известные также как эрудиционы, викторины) — на сегодняшний день одна из самых популярных форм  работы   с  детьми.  Интерес   к  играм  подобного  рода  увеличивается   с каждым годом. На сегодняшний день, благодаря телевидению, существуют десятки игр ­ соревнований в эрудиции, известных всей стране. Это: «Слабое звено»,   «Звездный   час»,   «Своя   игра»,   «Самый   умный»,   «Кто   хочет   стать миллионером», «Умники и умницы» .                      О том, как придумать новую игру, как разработать ее правила и игровой сюжет, как правильно подобрать для игры вопросы, сейчас пойдет речь.           Название. Такие   названия,   как   «турнир   знатоков»,   «бои   интеллектуалов»,   «конкурс эрудитов», идеально отражают сущность явления: первое слово указывает на соревновательный характер происходящего. а второе конкретизирует, в чем именно соревнуются участники — в эрудиции, в умении мыслить. Такими терминами уместно пользоваться в школе или другом детском учреждении, но когда   в   подобных   конкурсах­турнирах   участвуют   взрослые,   к   их интеллектуальным   забавам   желательно   применить   какое­то   иное,   более степенное и респектабельное название.                    Словосочетания «интеллектуальная игра» и «познавательная игра», взятые   по   отдельности,   малопригодны   для   обозначения   соревнований   в эрудиции   и   логике.   Ведь   к   «интеллектуальным   играм»   можно   отнести   и преферанс,   и   шахматы,   да   и   про   футбол   последние   годы   часто   говорят: «Сегодня футболисты демонстрируют очень интеллектуальную игру». Познавательные   игры   вбирают   в   себя   все   многообразие   настольных, развивающих   игр.   Даже   когда   два   этих   прилагательных   берутся   в   связке, получившийся   новый   термин   «интеллектуально­познавательные   игры» остается достаточно широким, он не укладывается в рамки определения и может   обозначать   игры,   не   являющиеся   соревнованиями   в   эрудиции. Понятие   «интеллектуально­познавательные   игры»   масштабнее,   чем «эрудицион», «викторина» или «турнир эрудитов». Главный довод, который перевесил чащу весов в пользу этого термина, заключается в слове «игра». В последние   десятилетия   к   игровой   деятельности   человека   обращено пристальное, повышенное внимание, игра перестала восприниматься как нечто из жизни дошкольников, игровые методы используются для решения очень серьезных проблем, возникли даже предназначенные специально для взрослых «инновационные», «продуктивные», «позиционные», «имитационные» и т. д. игры. На фоне этих звучных названий вполне современно и солидно будет смотреться и термин «интеллектуально­познавательные игры». В соседстве с названиями   других  деловых  игр этому  термину легче  завоевать  место под солнцем,   то   есть   в   многочисленных   пособиях   по   теории   и   методике организации   игры.   Какой   термин   закрепится   за   описываемым   явлением   в будущем   ­   покажет   само   время.   А   пока   же   в   дальнейшем   названия «эрудицион»,   «турнир   эрудитов»,   «интеллектуально­познавательная   игра» будут использоваться как синонимы.            Наличие названия позволяет сгруппировать явления одного порядка в некую   целостность   и   изучать   именно   эту   целостность,   а   не   отдельные, единичные   ее   проявления.   Другими   словами,   благодаря   названию   можно говорить о «методике организации интеллектуально­познавательных игр» и не рассматривать отдельно методику организации, например, игры "Брэйн­ринг" или «Интеллектуальный хоккей» и т.п. Кроме того, имея название и понимая, что все разнообразные интеллектуальные игры есть вариации одного и того же явления, можно находить новые вариации этого явления, то есть, придумывая новые интеллектуально­познавательные игры («новыми» они будут, конечно, только   по   отношению   к   уже   существующим).   Таким   образом,   наличие названия не только теоретически необходимо, но еще и практически полезно.               С точки зрения педагогики, интеллектуально­познавательные игры обладают   огромным   воспитательным   потенциалом.   Конечно,   потенциал одного отдельно взятого эрудициона незначителен. Одна игра не позволяет решить   какие­либо   воспитательные   задачи   (за   исключением   одной   ­ обеспечить   занятость   ребенка   на   время   игры).   Но   когда   интеллектуально­ познавательные   игры   организуются   как   система,   когда   возникают долговременные  команды  и  клубы  знатоков,  тогда  эрудиционы  могут  дать детям очень многое.             Во­первых, система таких игр стимулирует познавательный интерес ребенка, формирует стремление к постоянному пополнению багажа знаний.                      Во­вторых, момент соревновательности позволяет ребенку оценить свои возможности, а в случае победы — утвердиться в глазах сверстников. В 1989 году в издательстве «Русский язык» вышла книга П. М. Баева «Играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ». Автор  даёт  основное понятие игры как  средства  обучения  и делает  такие выводы: 1.   Игра   ­   эффективное   средство   развития   познавательных   интересов   и активизации деятельности учащихся; 2. Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; 3. Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; 4. Игра ­ один из приёмов преодоления пассивности учеников; 5.   В   составе   команды   каждый   ученик   несёт   ответственность   за   весь коллектив,   каждый   заинтересован   в   лучшем   результате   своей   команды, каждый стремится как  можно быстрее  и успешнее  справиться  с  заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех .              В­третьих, наличие команды или клуба способствует развитию у детей навыков   коллективной   мыслительной   деятельности,   совместного   поиска решения проблемы . Можно продолжить этот перечень и отметить, чем эрудиционы полезны детям «в­четвертых», «в­пятых» и «в­шестых». Но необходимо всегда помнить, что любой   воспитательный   потенциал   может   и   не   реализоваться,   возможное становится действительным лишь при грамотной организационной работе со стороны тех. кто готовит и проводит эрудицион. Все интеллектуально­познавательные игры, как уже было сказано, независимо от их названий обладают сходными чертами, а их подготовка и проведение осуществляются   но   одному   организационному   алгоритму.   Но   прежде   чем раскрыть   этот   алгоритм,   необходимо   выделить   сходные   черты,   которые присуши   всем   без   исключения   эрудиционам.   Ведь   именно   тому,   что объединяет   все   игры,   и   предстоит   уделить   основное   внимание   во   время подготовки игры. Вот три ключевых признака любой интеллектуально­познавательной игры: 1. Наличие специальных вопросов, на которые следует ответить во время игры ее участникам. 2. Наличие специальных правил, придерживаясь которых следует отвечать на вопросы. 3.   Наличие   игрового   сюжета,   игровой   интриги,   которая   является   внешней «оболочкой» игры. На каждом из этих компонентов следует остановиться подробнее.         Вопросы. Не   всякий   вопрос   годится   для   интеллектуально­познавательной   игры.   К сожалению, этой, казалось бы, очевидной истиной очень часто пренебрегают многие   организаторы   игр.   Порой   в   той   или   иной   игре   встречаются некорректные   вопросы,   и   это   приводит   к   спорам   и   конфликтам   между участниками и ведущим. Порой в той или иной игре встречаются банальные, скучные, а то и откровенно глупые вопросы, и это приводит к угасанию азарта игроков,   к   падению   интереса   к   подобным   играм   в   целом.   Вопросы, нежелательные для эрудиционов см. в Приложении 3.         Правила. В каждой интеллектуально­познавательной  игре есть свои правила, и даже можно сказать, что они отличаются друг от друга, прежде всего правилами. Но   хотя   правила   разные,   при   внимательном   их   рассмотрении   можно обнаружить некую закономерность. Она заключается в том, что все правила, по   сути,   являются   ответами   на   одни   и   те   же   вопросы   организационного порядка. Всего этих вопросов или организационных проблем десять. 1. Кто принимает участие в игре: команды или индивидуальные участники? 2. Если играют команды, из скольких человек они состоят? 3.   Сколько   всего   команд   (индивидуальных   участников)   одновременно принимают участие в игре? 4. Кто задает вопросы: ведущий или участники друг другу'? 5. Как задаются вопросы: одновременно всем участникам, последовательно или но принципу жребия (могут быть и другие варианты)? 6. Сколько времени дается на подготовку ответа? 7. Как участники должны демонстрировать готовность к ответу? 8. Кто оценивает правильность ответа? 9. Каким образом начисляются очки (баллы) за ответ? 10. До каких пор продолжается игра: пока не закончатся вопросы, пока не истечет время, пока не наберется определенная сумма баллов? Иногда в играх бывает несколько раундов, при этом правила каждого нового раунда   изменяются   («Счастливый   случай»).   Но   и   здесь   все   выше перечисленные   организационные   вопросы   не   теряют   своей   актуальности, просто они прилагаются теперь к каждому раунду в отдельности. Если при разработке правил организаторы упустят хотя бы один оргвопрос, не определятся с ответом на них, то правила игры окажутся неполными, а это может принести к недоразумениям или даже к конфликтам. Правила эрудициона обычно сообщаются игрокам заранее, но в начале игры они  должны  быть  во   всеуслышание  повторены  еще  раз. При  этом  правила облачаются   в   игровые   одежды,   то   есть   из   скучного   набора   указании превращаются в игровой сюжет.           Игровой сюжет. Продемонстрировать,  что   такое   игровой   сюжет,  можно   на   таком   примере. Предположим,   что   принято   решение   провести   эрудицион,   посвященный автомобилизму (история автомобиля, устройство автомобиля, современный авторынок, автоспорт). Для   этой   игры   подготовлены   несколько   десятков   интересных.   грамотных вопросов. Правила игры просты: играют две команды по 5 человек, ведущий поочередно   задает   им   вопросы,   побеждает   та   команда,   которая   первой наберет 10 очков, Если игру оставить в таком виде, то она. конечно, может пройти (вопросы и правила   есть   ­   а   это   главное),   по   не   будет   выразительности,   азарта, «изюминки». Чтобы это все появилось нужно ввести сюжет. Например: 1.   Две   команды   —   это   два   экипажа,   участвующих   в   сложнейшем   ралли. Трасса, которую предстоит преодолеть, насчитывает всего 10 миль, но какие это мяли! Вполне возможно, что какой­то экипаж вообще не сможет дойти до финиша. Преодоление каждой мили — это ответ на один вопрос. Нет ответа ­ значит, случилась поломка в пути или возникло неодолимое препятствие. Кто первым сможет, преодолев все препятствия и избежав поломок, проехать 10 миль ­ тот победитель. При этом можно изготовить демонстрационное табло­схему с изображением маршрута и два картонных автомобильчика, которые будут показывать место расположения   экипажей.   Передвижение   макетов   по   схеме   равноценно появлению цифр на обычном табло. 2. Представьте, что две команды — это два клуба автолюбителей, которые решили   собрать   автомобиль   своими   руками.   Для   сборки   автомобиля   им нужны колеса, руль, кузов, двигатель, коробка передач и т. д. Всего больших и малых   частей   автомобиля,   десять.   Чтобы   приобрести   каждый   агрегат   или деталь,   нужно   ответить   на   вопрос  (вопросы   при   этом   могут   быть   разного уровня сложности ­ в зависимости от значимости запчасти). Каждый   клуб   вправе   начать   приобретение   деталей   с   того,  что   им   больше нравится. Главное — чтобы к концу игры был полный комплект составных частей.   Тот,   кто   первым   приобретет   все   нужные   для   сборки   детали   ­ победитель.   При этом лучше заранее изготовить демонстрационные стенды и картонные автозапчасти   в   нужных   количествах.   Каждое   новое   приобретение   можно крепить к стенду, чтобы всем было видно, каковы автосборочные успехи. 3.Представьте, что две команды — это два частных предприятия по прокату автомобилей. Каждое предприятие построило гараж на 10 машин, но самих машин еще не приобрело. Чтобы приобрести автомобиль, надо ответить на один вопрос (вопросы при этом могут быть разной степени сложности ­ в зависимости   от   марки   автомобиля).   Если   на   вопрос   нет   ответа,   значит,   у предприятия   не   хватило   денег   на   приобретение.   Предприятие,   быстрее заполнившее гараж ­ победитель в конкурентной борьбе. При   этом   можно   подготовить   для   игры   двадцать   игрушечных автомобильчиков.   Лучше,   если   это   будут   точные   миниатюрные   копии автомобилей   разных   марок.   Возможно,   что   приобретенные   «гаражным предприятием» миниавтомобильчики и станут призом команде. Как видно из примеров, из одного набора вопросов и одних правил возникли три   внешне   непохожие   игры.   Их   непохожесть   является   результатом наложения на вопросы и правила нового сюжета. Внешняя новизна игр будет способствовать поддержанию интереса детей к играм в целом. Но игровой сюжет позволяет не только «придумывать» игры. Прежде всего, игровой   сюжет   обеспечивает   динамизм   игры.   Наличие   сюжета   дает возможность   ведущему   ярко   и   красочно   комментировать   происходящие события, играть на чувствах участников и болельщиков, вносить в достаточно скучную вопросно­ответную форму ­ общение и эмоциональность Таким   образом,   можно   уже   сформулировать   первые   три   пункта организационного   алгоритма,   единого   для   всех   интеллектуально­ познавательных игр. Выглядеть они могут так: ü разработка вопросов игры; ü разработка правил игры; ü разработка игрового сюжета. Эти пункты не помечены цифрами, так как реализовать их можно в любой последовательности:   можно   сначала   придумать   вопросы,   а   потом   заняться всем остальным, но можно начать подготовку и с определения правил. Другими этапами организации интеллектуально­познавательной игры будут: ­ создание и подготовка команд; ­ оформление места проведения игры; ­ подготовка необходимого реквизита; ­ техническое обеспечение игры; ­ приглашение болельщиков; ­ приобретение призов для участников; ­ выбор жюри; ­ работа с ведущим. То   есть,  за   исключением   первых   трех   пунктов,  организационный   алгоритм интеллектуально­познавательной   игры   ничем   не   отличается   от организационного алгоритма конкурсных программ То, что игра между делом и учит, ­ в этом, видимо, мог убедиться каждый. Вот и попробуем включить в игры выполнение тех заданий, которые ребенок должен усвоить. Ребенок радостно и охотно выполняет задания в игре. А так как играть в такую игру ребенок готов много раз, он легко и прочно усваивает необходимый   материал.   Меняя   материал   можно   придумать   много подходящих   игр.   Важно   соблюдать   следующие   правила.   Во­первых,   игра должна заинтересовать ребенка, быть для него настолько привлекательной, чтобы он стремился играть еще и еще. Иначе это будет не игра, а все то же неинтересное занятие. Во­вторых, усвоение нужного материала должно стать условием выигрыша. Для того чтобы побудить детей к активной работе, к поиску   новых   ответов,   можно   внести   такое   правило:   за   правильный   ответ ребенок получает выигрыш, а за ошибочный — отдает один из выигрышей. Таким   образом,   он   выигрывает   только   в   том   случае,   если   дает   сразу правильный ответ. Этот прием заставляет ребенка сразу же приниматься за активную работу, а не пытаться сначала угадать ответ. Как было уже сказано, необходимо, чтобы игра была для ребенка интересной, привлекательной. Это достигается, во­первых, тем, что взрослый, с которым играет   ребенок,  сам  проявляет  заинтересованность,  играет  с  увлечением   и радуется  каждому  достижению  ребенка, каждому  его правильному  ответу. Во­вторых, тем, что каждый правильный ответ ребенка имеет положительное подкрепление. Нужно стараться, чтобы ребенок не проигрывал слишком часто. Ведь главный интерес в игре создает успех, выигрыш. Если ребенку игра не удается, и он часто проигрывает, интерес к ней быстро пропадает. Нельзя в ходе игры (да и после нее, разумеется) упрекать ребенка, стыдить его за ошибки, за то, что он чего­то не знает или  не  умеет. Это не  принесет  никакой  пользы и  только вызовет   дополнительные   неприятные   переживания,   и   он   просто   откажется играть. Итак,   игра   является   ведущим   видом   деятельности   для   развития познавательных   способностей   у   детей   младшего   школьного   возраста. Игра ­ самостоятельная форма деятельности людей, имитирующие  те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса. Она учит, формирует, изменяет, воспитывает. Игра, как писал выдающийся   советский   психолог   Л.С.   Выготский,   ведет   за   собой развитие. Это позволяет сделать вывод – игра имеет большое значение и играет огромную роль в развитии младшего школьника. Игра   является   и   средством   первоначального   обучения,   усвоения   детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить   внимание   детей   на   те   явления,   которые   ценны   для   расширения круга   представлений.   И   вместе   с   тем   он   питает   интерес   детей,   развивает любознательность,  потребность  и сознание  необходимости усвоения  знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение   распоряжаться   знаниями   в   различных   условиях.   Руководя   игрой, педагог   воспитывает   активное   стремление   делать   что­то,   узнавать   искать, проявлять   усилие,   и   находить,  обогащает   духовный   мир   детей.   А   это   все содействует   умственному   и   общему   развитию.   Этой   цели   и   служат подготовленные игры. Ценность   игры   как   воспитательного   средства   заключается   и   в   том,   что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, педагог формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания, средством развития познавательных способностей школьников.              Потребность в игре ­ одна из базовых потребностей человека вообще и ребенка,   в   частности.   Занимательность   условного   мира   игры   делает положительно   эмоционально   окрашенной   монотонную   деятельность   по запоминанию,   повторению,   закреплению   или   усвоению   информации,   а эмоциональность игрового действа активизирует познавательные процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует   использованию   знаний   в   новой   ситуации,   т.   о.   усваиваемый учащимися   материал   проходит   через   своеобразную   практику,   вносит разнообразие и интерес в образовательный процесс.               Включая в образовательный процесс игру или элементы игры, педагог должен учитывать возрастные особенности воспитанников. Игра должна быть доступна для детей данного возраста. Познавательные   процессы:   внимание,   память,   мышление,   речь,   восприятие, воображение   необходимо   развивать   в   младшем   школьном   возрасте.   При умелом использовании игр на занятиях с детьми данного возраста возможно формирование данных процессов.                 Изучив теоретические понятия: «познавательные процессы», «игра»; рассмотрев   особенности   развития   детей   младшего   школьного   возраста   и познакомившись   с   методиками   игры,   с   помощью   которых   проводится развитие   познавательных   процессов,   мы   переходим   к   экспериментальной работе.   Она   позволит   нам   получить   результаты   и   сделать   вывод   о подтверждении выдвинутой гипотезы.

Методика организации интеллектуально-познавательных игр

Методика организации интеллектуально-познавательных игр

Методика организации интеллектуально-познавательных игр

Методика организации интеллектуально-познавательных игр

Методика организации интеллектуально-познавательных игр

Методика организации интеллектуально-познавательных игр

Методика организации интеллектуально-познавательных игр

Методика организации интеллектуально-познавательных игр

Методика организации интеллектуально-познавательных игр

Методика организации интеллектуально-познавательных игр

Методика организации интеллектуально-познавательных игр

Методика организации интеллектуально-познавательных игр

Методика организации интеллектуально-познавательных игр

Методика организации интеллектуально-познавательных игр

Методика организации интеллектуально-познавательных игр

Методика организации интеллектуально-познавательных игр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2018