СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
технология
5 кл
27.01.2018
Содержание стандарта ориентировано на подготовку школьников к осознанному выбору профессиональной карьеры в условиях рыночной экономики. Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование технологического мировоззрения и технологической культуры, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств школьника. Кроме того, "Технология"— основная практикоориентированная область знаний в общеобразовательной школе, знакомящая с различными сферами общественного производства и в наибольшей степени способствующая нравственно-трудовому становлению и воспитанию подрастающего поколения; это область знаний, способная формировать у учащихся умения видеть, ставить и решать актуальные задачи, стоящие перед людьми постиндустриального социума.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.doc
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Начало XXI века – это время глобальных изменений, охватывающих все сферы жизни человека:
политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. Содержательные приоритеты
современного образования обозначены национальной инициативой «Наша новая школа», «Модель
развития образования 2020», в Федеральных государственных
образовательных стандартах второго поколения.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования
второго поколения – новый шаг в образовании. Отличительной особенностью нового стандарта является
его системнодеятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система
образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и
навыков, формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся
должен овладеть к концу обучения.
Концептуальная идея разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состояла в
развитии функциональной технологической грамотности (компетентности) учащихся, инвариантной
различным видам созидательной деятельности. Функциональная технологическая грамотность выражается
в способности учащихся выполнять работы по распространенным технологиям ручного и
механизированного труда, быстро осваивать различные технологические средства и адаптироваться к
различным видам деятельности. Содержание стандарта ориентировано на подготовку школьников к
осознанному выбору профессиональной карьеры в условиях рыночной экономики. Основным
предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является
формирование технологического мировоззрения и технологической культуры, воспитание трудовых,
гражданских и патриотических качеств школьника. Кроме того, "Технология"— основная
практикоориентированная область знаний в общеобразовательной школе, знакомящая с различными
сферами общественного производства и в наибольшей степени способствующая нравственнотрудовому
становлению и воспитанию подрастающего поколения; это область знаний, способная формировать у
учащихся умения видеть, ставить и решать актуальные задачи, стоящие перед людьми
постиндустриального социума. В рамках "Технологии" происходит знакомство с миром профессий,
осуществляется профориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства.
Тем самым немаловажной особенностью курса является обеспечение преемственности перехода от
общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности. В связи с этим необходимо менять
технологию работы учителя, т.к. требования новых стандартов состоят в переходе от традиционных
технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностноориентированнный характер,
вариативны, повышают ответственность школьников за результаты обучения.
В соответствии с ФГОС, базовой образовательной технологией является формирование универсальных учебных действий (УУД) на предметном материале каждой из школьных дисциплин, в том
числе и технологии. УУД представлены следующими видами: личностные, регулятивные, познавательные,
коммуникативные.
Предмет «Технология» может стать опорным предметом для формирования системы УУД.
Возможности предмета «Технология» в развитии УУД уникальны. Элементы учебной деятельности на
уроках достаточно наглядны и понятны, благодаря практической проработки большей части материала, а
значит, и более усваиваются учениками. Интересы учеников не только от года к году, но и от одного
класса к другому меняются. Современный учитель технологии должен уметь варьировать содержание
программы в зависимости от реальной материально технической базы по предмету, учитывая
склонности, способности, потребности учащихся; видеть и анализировать те изменения, которые
происходят с молодежью, и находить эффективные пути взаимодействия учителя и ученика в рамках
преподавания технологии. Исходя из этого, учителю, организуя процесс обучения «Технологии», следует
использовать современные подходы, формирующие УУД, такие как:
Системнодеятельностный (проблемное обучение)
Метапредметный (интегрированный)
Компетентностноориентированный
Системнодеятельностный подход к обучению и к жизни вообще предусматривает: деятельность,
нацеленную на результат; обратную связь (коррекция, обратная ориентация); учет психологовозрастных
и индивидуальных особенностей развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы
деятельности; организацию учебного процесса, в которой главное место отводится активной и
разносторонней, в максимальной степени самостоятельной, познавательной деятельности школьника.
Компетентностноориентированный подход к обучению предполагает формирование разнообразных
надпредметных знаний и умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать
жизненные проблемы.
Хотелось бы отметить и то, что любая деятельность состоит из двух составляющих: психологическая и
физическая. В отличие от других предметов, уроки технологии базируются именно на второй
составляющей – умение делать чтото своими руками. Известный психолог А.Н. Леонтьев говорил, что
человеческая жизнь – это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как
передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека –
только через собственную деятельность каждый познает мир.
Предмет «Технология» – это часть системы непрерывного креативного образования, целью которой является формирование ведущих черт творческой личности учащегося: креативности, духовности,
интеллекта, самодисциплины, самореализации, стремления к саморазвитию. Для достижения этой цели
следует применять такие формы организации процесса обучения, которые отвечали бы современным
требованиям и обеспечивалибы необходимый уровень развития ученика. В качестве таких форм
организации процесса обучения целесообразно использовать бинарные,меж предметные уроки, уроки
семинары, урокитренинги,урок деловая игра; уроксоревнование, урокаукцион, урокэкскурсия,урок
семинар, урокконсультация т.д. Данные формы учебных занятий, имеющие нетрадиционную
(неустановленную) структуру, содержание и формы, вызывают интерес учеников, развитие их творческого
потенциала, способствуют оптимальному развитию и воспитанию.Для них характерны: максимальная
насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование проблемного обучения,
осуществление межпредметных связей, отстранение перегруженности учеников. Такие уроки направлены
на решение цепи обучающих и воспитывающих заданий, прежде всего, на повышение воспитывающей роли
урока. Следует только оптимально отбирать содержание материала к урокам, чтобы активизировать
познавательную деятельность на уроках с использованием активных методов обучения, исполнением
учениками разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий.
Процесс обучения предмету «Технология» целесообразно основывать на следующих принципах:
Принцип личностных приоритетов (ориентация на личность ребенка).
Принцип доступности (ориентация на имеющиеся знания и умения учащихся).
Принцип необходимости (изучаемый в конкретных условиях учебный материал должен быть необходим
для решения задач последовательного развития учащихся).
Эффективность преподавания технологии возрастает при учете следующих факторов:
психологических (ориентация педагога на развитие личности учащегося в процессе обучения через
сочетание знаний, умений, навыков и опыта их приобретения, развитие ученика в рамках предмета с
учетом его психологовозрастных особенностей);
педагогических (учёт педагогом взаимосвязи процесса обучения предмету «Технология» в школе с
современным состоянием производства);
социальных (ориентация педагога на социальный заказ и подготовку к правильному выбору профессии).
Условиями эффективной реализации преподавания технологии являются:
субъектсубъектное взаимодействие педагога и учащихся, которое определяет положение ученика в процессе обучения как активного субъекта деятельности;
сочетание коллективных, фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы;
стимулирование познавательной активности учащихся;
осуществление мониторинга.
Кроме того, реализация процесса обученияпредмету «Технология» должна удовлетворять следующим
требованиям:
соответствие (процесс обучения должен проходить в соответствии с требованиями нормативной и
учебнометодической документации);
функциональность (процесс обучения должен выполнять требуемые функции);
действенность (процесс обучения должен быть технологичен, проблемные места идентифицированы и
постоянно контролируемы, а также осуществление мер по улучшению организации процесса);
эффективность (организация процесса обучения должна способствовать достижению результатов с
установленными или ожидаемыми свойствами) [1].
У каждого предмета есть свои особенности в организации преподавания на системнодеятельностной
основе. Обучение технологии строится, прежде всего, на учебнопрактической деятельности. Для
реализации ФГОС по предмету технология нет необходимости в коренных изменениях образовательного
процесса, поэтому первым шагом в методическом решении данной проблемы является поэтапное введение
основных элементов системногодеятельностного подхода. Технологическое образование по своей
сущности действительно ориентировано на компетентностный подход, так как предполагает
формирование разнообразных метапредметных знаний и умений, способности действовать в конкретных
практических ситуациях, решать жизненные проблемы, а именно на это ориентирован стандарт второго
поколения.
В связи с новыми требованиями ФГОС перед учителем ставится задача привнести в практику
педагогической деятельности существенные изменения. При введении ФГОС начального образования
появилась возможность учителю технологии познакомить с разделами предмета и развить УУД через
внеурочную деятельность учащихся начальных классов. Программы внеурочной деятельности
разнообразны по темам: «Краеведение и творчество», «Русская тряпичная кукла», «Русская изба»,
«Лоскутная пластика», «Оригами из бумаги и ткани» и др. Работая по программам внеурочной
деятельности, педагог разрабатывает новые методы планирования занятия, которые помогают при преемственности обучения начального и среднего звена. Современному учителю важно научиться
создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь
переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии
учебного материала. Вся учебная деятельность должна строиться на основе системнодеятельностного
подхода. Цель работы – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов
деятельности. Одним из главных требований и новшеством образовательных стандартов второго
поколения является технологическая карта урока. Технологическая карта урока это современная форма
планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Технологическая карта позволит
педагогу увидеть:
что он осуществляет педагогические действия, входящие в целостную деятельность, позволяющую,
достичь конкретных планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов образования;
что эти педагогические действия связаны в последовательную цепь и не нарушают логику целостности
деятельности;
как он должен «войти» в действие и «выйти» из него, не прервав цепи операций, входящих в данное
действие.
Изучение технологии обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов. Оценить полученные достижения помогут новые подходы в оценивании результатов, такие
как: компетентностноориентированные задания (КОЗ) и компетентностноориентированные тесты (КОТ).
КОЗ оценивает развитие коммуникативных и информационных умений на основе предметного
содержания.
КОТ оценивает развитие коммуникативных и информационных умений на основе предметного
содержания и диагностики успешности.
Введение стандартов основного образования предполагался с 2015 года. Его реализация будет с
учащимися уже обучающимися по системе ФГОС в начальной школе, что сделает переход ФГОС
начального образования к ФГОС основного образования и реализацию современных подходов в
преподавании технологии более доступными и результативными.
Сегодня, многие спорят о том, нужен ли предмет «Технология» в современной школе. Более того, в
некоторых школах его просто больше не существует или, в лучшем случае, он заменен информационными
технологиями. Безусловно, изменения в сфере образования, в связи с введением новых стандартов,
современных приоритетов социального развития общества смещают акценты трудового обучения. Но
независимо от типа экономики труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека, важнейшим средством самоутверждения и самовыражения его как личности. Поэтому предмет
«Технология» необходим в общеобразовательной школе.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.