СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Оценка 4.6

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
технология
5 кл
27.01.2018
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Содержание стандарта ориентировано на подготовку школьников к осознанному выбору профессиональной карьеры в условиях рыночной экономики. Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование технологического мировоззрения и технологической культуры, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств школьника. Кроме того, "Технология"— основная практикоориентированная область знаний в общеобразовательной школе, знакомящая с различными сферами общественного производства и в наибольшей степени способствующая нравственно-трудовому становлению и воспитанию подрастающего поколения; это область знаний, способная формировать у учащихся умения видеть, ставить и решать актуальные задачи, стоящие перед людьми постиндустриального социума.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.doc
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС        Начало  XXI   века   –  это  время   глобальных   изменений,   охватывающих   все  сферы  жизни   человека: политику,   экономику,   науку,   культуру   и,   конечно   же,   образование.   Содержательные   приоритеты современного   образования   обозначены   национальной   инициативой   «Наша   новая   школа»,   «Модель  развития  образования  2020»,  в  Федеральных  государственных  образовательных  стандартах  второго  поколения.   Введение   федеральных   государственных   образовательных   стандартов   (ФГОС)   общего   образования второго поколения – новый шаг в образовании. Отличительной особенностью нового стандарта является его системно­деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков,   формулировки   стандарта   указывают   на   реальные   виды   деятельности,   которыми   учащийся должен овладеть к концу обучения.  Концептуальная идея разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состояла в развитии   функциональной   технологической   грамотности   (компетентности)   учащихся,   инвариантной  различным видам созидательной деятельности. Функциональная технологическая грамотность выражается в   способности   учащихся   выполнять   работы   по   распространенным   технологиям   ручного   и механизированного   труда,   быстро   осваивать   различные   технологические   средства   и   адаптироваться   к различным   видам   деятельности.   Содержание   стандарта   ориентировано   на   подготовку   школьников   к осознанному   выбору   профессиональной   карьеры   в   условиях   рыночной   экономики.   Основным предназначением   образовательной   области   «Технология»   в   системе   общего   образования   является формирование   технологического   мировоззрения   и   технологической   культуры,   воспитание   трудовых, гражданских   и   патриотических   качеств   школьника.   Кроме   того,   "Технология"—   основная практикоориентированная   область   знаний   в   общеобразовательной   школе,   знакомящая   с   различными сферами общественного производства и в наибольшей степени способствующая нравственно­трудовому становлению   и   воспитанию   подрастающего   поколения;   это   область   знаний,   способная   формировать   у учащихся   умения   видеть,   ставить   и   решать   актуальные   задачи,   стоящие   перед   людьми постиндустриального   социума.   В   рамках   "Технологии"   происходит   знакомство   с   миром   профессий, осуществляется профориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства.  Тем   самым   немаловажной   особенностью   курса   является   обеспечение   преемственности   перехода   от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности. В связи с этим необходимо менять технологию   работы учителя, т.к. требования   новых стандартов состоят в переходе от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно­ориентированнный характер, вариативны, повышают ответственность школьников за  результаты   обучения.                   В   соответствии   с   ФГОС,   базовой   образовательной   технологией   является   формирование универсальных учебных действий (УУД) на предметном материале каждой из школьных дисциплин, в том числе и технологии. УУД  представлены следующими видами: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.              Предмет   «Технология»   может   стать   опорным   предметом   для   формирования   системы   УУД. Возможности предмета «Технология» в развитии УУД уникальны. Элементы учебной деятельности на уроках достаточно наглядны и понятны, благодаря практической проработки большей части материала, а значит,   и более усваиваются учениками. Интересы учеников не только от года к году, но и от одного класса к другому меняются. Современный учитель технологии  должен уметь варьировать содержание программы   в   зависимости   от   реальной   материально   ­   технической   базы   по   предмету,   учитывая  склонности,   способности,   потребности   учащихся;   видеть   и   анализировать   те   изменения,   которые происходят с молодежью, и находить эффективные пути взаимодействия учителя и ученика в рамках преподавания технологии. Исходя из этого, учителю, организуя процесс обучения «Технологии», следует использовать современные подходы, формирующие УУД, такие как:      Системно­деятельностный   (проблемное обучение)      Метапредметный (интегрированный)      Компетентностно­ориентированный Системно­деятельностный   подход   к   обучению   и   к   жизни   вообще   предусматривает:   деятельность, нацеленную на результат;  обратную связь (коррекция, обратная ориентация); учет психолого­возрастных и   индивидуальных   особенностей   развития   личности   ребенка   и   присущие   этим   особенностям   формы деятельности;   организацию   учебного   процесса,   в   которой   главное   место   отводится   активной   и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной, познавательной деятельности школьника. Компетентностно­ориентированный   подход   к   обучению   предполагает   формирование   разнообразных надпредметных знаний и умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы.   Хотелось бы отметить и то, что  любая деятельность состоит из двух составляющих: психологическая  и  физическая.   В   отличие   от   других   предметов,   уроки   технологии   базируются   именно   на   второй составляющей – умение делать что­то своими руками. Известный психолог А.Н. Леонтьев   говорил, что человеческая   жизнь   –   это   «система   сменяющих   друг   друга   деятельностей».   Процесс   обучения   как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир.           Предмет «Технология» – это часть системы непрерывного креативного образования, целью которой является   формирование   ведущих   черт   творческой   личности   учащегося:   креативности,   духовности, интеллекта, самодисциплины, самореализации, стремления к саморазвитию.   Для достижения этой цели следует   применять   такие   формы   организации   процесса   обучения,   которые   отвечали   бы   современным требованиям   и   обеспечивалибы   необходимый   уровень   развития   ученика.   В   качестве   таких   форм организации   процесса   обучения   целесообразно   использовать   бинарные,меж   предметные   уроки,   уроки­ семинары, уроки­тренинги,урок ­ деловая игра; урок­соревнование, урок­аукцион, урок­экскурсия,урок­ семинар,   урок­консультация   т.д.   Данные   формы   учебных   занятий,   имеющие   нетрадиционную (неустановленную) структуру, содержание и формы, вызывают интерес учеников, развитие их творческого потенциала,   способствуют   оптимальному   развитию   и   воспитанию.Для   них   характерны:   максимальная насыщенность   разными   видами   познавательной   деятельности,   использование   проблемного   обучения, осуществление межпредметных связей, отстранение перегруженности учеников. Такие уроки направлены на решение цепи обучающих и воспитывающих заданий, прежде всего, на повышение воспитывающей роли урока.   Следует   только   оптимально   отбирать   содержание   материала   к   урокам,   чтобы   активизировать познавательную   деятельность   на   уроках   с   использованием   активных   методов   обучения,   исполнением учениками разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий. Процесс обучения предмету «Технология» целесообразно основывать на следующих принципах:      Принцип личностных приоритетов (ориентация на личность ребенка).      Принцип  доступности (ориентация  на имеющиеся знания и умения учащихся).      Принцип необходимости (изучаемый в конкретных условиях учебный материал должен быть необходим для решения задач последовательного развития учащихся). Эффективность преподавания технологии возрастает при учете следующих факторов: ­   психологических   (ориентация   педагога   на   развитие   личности   учащегося   в   процессе   обучения   через сочетание знаний, умений,  навыков  и опыта их приобретения,  развитие  ученика  в рамках предмета  с учетом его психолого­возрастных особенностей); ­   педагогических   (учёт   педагогом   взаимосвязи   процесса   обучения   предмету   «Технология»   в   школе   с современным состоянием производства); ­ социальных (ориентация педагога на социальный заказ и подготовку к правильному выбору профессии).  Условиями эффективной реализации преподавания  технологии являются: ­ субъект­субъектное  взаимодействие  педагога  и  учащихся,  которое  определяет  положение  ученика  в процессе обучения как активного субъекта деятельности; ­сочетание коллективных, фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы; ­ стимулирование познавательной активности учащихся; ­ осуществление мониторинга. Кроме   того,   реализация   процесса   обученияпредмету   «Технология»   должна   удовлетворять   следующим требованиям: ­   соответствие   (процесс   обучения   должен   проходить   в   соответствии   с   требованиями   нормативной   и учебно­методической документации); ­ функциональность (процесс обучения должен выполнять требуемые функции); ­ действенность (процесс обучения должен быть технологичен, проблемные места идентифицированы и постоянно контролируемы, а также осуществление мер по улучшению организации процесса); ­   эффективность   (организация   процесса   обучения   должна   способствовать   достижению   результатов   с установленными или ожидаемыми свойствами) [1].        У каждого предмета есть свои особенности в организации преподавания на системно­деятельностной основе.   Обучение   технологии   строится,   прежде   всего,   на   учебно­практической   деятельности.   Для реализации  ФГОС  по предмету  технология нет необходимости в коренных изменениях образовательного процесса, поэтому первым шагом в методическом решении данной проблемы является поэтапное введение основных   элементов   системного­деятельностного   подхода.   Технологическое   образование   по   своей сущности   действительно   ориентировано   на   компетентностный   подход,   так   как   предполагает формирование разнообразных метапредметных знаний и умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы, а именно на это ориентирован стандарт второго поколения.           В   связи   с   новыми   требованиями   ФГОС   перед   учителем   ставится   задача   привнести   в   практику педагогической  деятельности    существенные   изменения.  При  введении   ФГОС  начального   образования появилась возможность учителю технологии познакомить  с разделами  предмета  и  развить  УУД  через внеурочную   деятельность   учащихся   начальных   классов.   Программы   внеурочной   деятельности разнообразны   по   темам:   «Краеведение   и   творчество»,   «Русская   тряпичная   кукла»,   «Русская   изба», «Лоскутная   пластика»,   «Оригами   из   бумаги   и   ткани»   и   др.   Работая   по   программам   внеурочной деятельности,   педагог   разрабатывает   новые   методы   планирования   занятия,   которые   помогают   при преемственности   обучения   начального   и   среднего   звена.    Современному   учителю   важно   научиться создавать   учебные   ситуации   как   особые   структурные   единицы   учебной   деятельности,   а   также   уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Вся учебная деятельность должна строиться на основе системно­деятельностного подхода.   Цель   работы   –   развитие   личности   учащегося   на   основе   освоения   универсальных   способов деятельности.   Одним   из   главных   требований   и   новшеством   образовательных   стандартов   второго поколения является технологическая карта урока. Технологическая карта урока ­ это современная форма планирования   педагогического   взаимодействия   учителя   и   учащихся.   Технологическая   карта   позволит педагогу увидеть: ­что   он   осуществляет   педагогические   действия,   входящие   в   целостную   деятельность,   позволяющую, достичь конкретных планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов образования; ­что эти педагогические действия связаны в последовательную цепь и не нарушают логику целостности деятельности; ­как он должен «войти» в действие и «выйти» из него, не прервав цепи операций, входящих в данное действие.         Изучение   технологии   обеспечивает   достижение   личностных,   метапредметных   и   предметных результатов.  Оценить полученные достижения помогут новые подходы в оценивании результатов, такие как: компетентностно­ориентированные задания (КОЗ) и компетентностно­ориентированные тесты (КОТ). КОЗ­   оценивает   развитие   коммуникативных   и   информационных   умений   на   основе   предметного содержания. КОТ­   оценивает   развитие   коммуникативных   и   информационных   умений   на   основе   предметного содержания и диагностики успешности.           Введение стандартов основного образования предполагался с 2015 года. Его реализация будет с учащимися   уже   обучающимися   по   системе   ФГОС   в   начальной   школе,   что   сделает   переход   ФГОС начального   образования   к   ФГОС   основного   образования   и   реализацию   современных   подходов   в преподавании технологии более доступными и результативными.    Сегодня, многие   спорят   о том, нужен ли предмет «Технология» в современной школе. Более того, в некоторых школах его просто больше не существует или, в лучшем случае, он заменен информационными технологиями.   Безусловно,   изменения   в   сфере   образования,   в   связи   с   введением   новых   стандартов, современных   приоритетов социального развития общества смещают акценты   трудового обучения. Но независимо от типа экономики труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека, важнейшим   средством   самоутверждения   и   самовыражения   его   как   личности.   Поэтому   предмет «Технология» необходим в общеобразовательной школе.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2018