Современные проблемы урока музыки

  • Лекции
  • docx
  • 28.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современные проблемы урока музыки Цель учителя в современном школьном уроке музыки ориентирована на изменения, происходящие в учащихся. Это означает, что процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его. Изменения, происходящие в ребенке, проявляются во всех компонентах его музыкальной культуры: его музыкальном опыте, музыкальной грамотности, музыкальном творчестве.Главная цель музыкального воспитания в школе – развитие личности ребенка, его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали. Пути такого развития только во включении ребенка в любую форму активной музыкальной деятельности
Иконка файла материала разработка.docx
Трушина Светлана Юрьевна учитель музыки высшей категории Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная  казачья  школа"  с.Знаменка, Нерчинский район,  Забайкальский край  Современные   проблемы   урока   музыки             Общеизвестны слова В.А Сухомлинского, взятые в качестве эпиграфа к программе по музыке Д.Б Кабалевского: « Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» .  В наше время,   когда   средства   массовой   информации,   «навязывая»   пошлую, низкопробную   музыку,   как   эталон   «хорошей»   музыки,   способствуют воспитанию   в   человеке   низменных   чувств,   урок   музыки   в   школе   должен противостоять   этому.   Он   должен   быть   уроком,   способным   посредством музыки   воспитывать   возвышенные   чувства   и   прививать   нравственные качества,   т.е.   влиять   на   духовное   состояние   ребёнка.   Но   духовность   не воспитывается через накопление теоретических знаний и умений. Духовность воспитывается   через   непосредственный   контакт   с живой   музыкой (пение­ переживание,   слушание­сопереживание­осмысление,   движение­проживание музыкального   образа   и   др.).   Только   тогда,   когда   музыка   затрагивает внутренний   мир   ребёнка,  можно   говорить   о   её   воздействии.  Каждый   урок музыки   должен   быть «даром   духа   детям» (Ш.А.   Амонашвили).   А   этого,   к сожалению,   зачастую   не   наблюдается   в   практике   общеобразовательной школы. Во главу угла ставятся знания, умения и навыки. «Знания, умения, навыки….   Как   они   важны   в   жизни   человека,   в   его   работе,   творческой деятельности!  И  как   они  недостаточны,  чтобы  своей,  пусть  даже  большой суммой, … составить личность… Человека личностью делает его отношение к действительности, к людям, к окружающему…» (2, с. 59). Поэтому, очень важно, какой учитель стоит перед детьми, какая личность их воспитывает. Думается, что это должен быть, говоря словами Ш.А. Амонашвили, «учитель света»!               Сегодня   компьютер   естественно   «вошёл»   в   жизнь   школы   (урока)   и является одним из эффективных технических средств обучения. Он помогает разнообразить учебный процесс, способствует повышению мотивации учения, побуждает   детей   самостоятельно   добывать   знания   и   мн.   др.   Но   иногда использование   компьютера   становится   основополагающим   элементом   в работе. А это мешает решению важных задач в музыкально­учебном процессе: развитию музыкальных способностей, вокально­хоровых навыков, овладению навыками   игры   на   музыкальных   инструментах   и   др.   Поэтому,   не следует чрезмерно увлекаться технологиями на компьютернымиуроке музыки, т.к. на живое восприятие музыки остаётся тогда не так много времени.   За   время   обучения   с   1   по   7   класс   важно   научить   детей   петь, слушать,   чувствовать   и   понимать   музыку,   музицировать   на   элементарных музыкальных  инструментах, т.е. заниматься  собственно живой  музыкальной деятельностью. Бесспорно, сведения о музыке: о средствах выразительности, жанрах,   музыкальных   инструментах,   оркестрах,   композиторах   и   др. необходимы учащимся. Вот тут­то можно успешно использовать различные презентации, виртуальные путешествия (в оперу, балет, симфонию, концерт) и мн.   др.   Можно   предложить   детям   знакомиться   таким   способом   с информацией – дома.       Нередко   на   практике   можно   наблюдать,   как   урок   музыки «превращается»   в   урок   мировой   художественной   культуры.   К   примеру, знакомя детей с музыкой разных народов мира, некоторые учителя слишком много дают   информации   о   географическом   расположении   страны,   быте, традициях народа, показывают иллюстрации, видеофильмы, читают стихи т.д. Говоря   же   о   музыке   (иногда   её   катастрофически   мало!),   обходятся   лишь общими характеристиками, не всегда выделяют интонационно­стилистические особенности, зачастую не знакомят с тембрами национальных инструментов (в лучшем случае назовут и покажут инструменты на картинках, в режиме слайд­ шоу) и др. Такое неглубокое проникновение в музыку отодвигает её в уроке на второй план. Но самое неприемлемое то, что на полноценную музыкальную деятельность с времени.   Само звучание музыки уже может стать уроком, если человек воспринимает ее содержание, понимает авторский замысел, ощущает ее смысловые оттенки. Такой урок состоялся благодаря усилиям самого человека, его внутренней потребности в общении с музыкой, где он сам «извлекает» урок из музыки.         Школьный урок музыки это урок, который является частью целостного образовательного   процесса.   Его   содержание   ориентируется   на   стандарты школьного   музыкального   образования   и   реализуется   на   основе   программ, которые определяют путь и способы освоения содержания. Школьный урок содержит   обязательные   требования   к   уровню   подготовки   учащихся,   это означает,   что   урок   не   должен   стать   только   фактом   встречи   ребенка   с музыкой,   его   результатом   должны   стать   изменения   в   самом   ребенке. В общепринятом понимании современный урок музыки – это урок, созвучный времени,   в   котором   гармонично   сочетаются   приоритетные   задачи образовательной   сферы   и   специфика   восприятия   музыки.          Цель  учителя в современном школьном уроке музыки ориентирована на изменения, происходящие в учащихся. Это означает, что процесс обучения должен   быть   направлен   не   на   передачу   готового   опыта   музыкальной деятельности,  а  на   освоение   способов   быть   сопричастным   к   этому   опыту, самому   осваивать,   преобразовывать   и   пополнять   его.   Изменения, происходящие в ребенке, проявляются во всех компонентах его музыкальной культуры: его музыкальном опыте, музыкальной грамотности, музыкальном детьми не остаётся ужеи   должен     которую   творчестве. Формирование каждого из компонентов музыкальной  культуры ребенка   является   предметом   педагогической   деятельности   учителя музыки.Основными формами реализации программного содержания на уроках музыки являются   слушание, пение, движение под музыку и т.д. Дети поют, играют, слушают, выполняя эти действия как требования, пришедшие извне. При этом их способности, возможности «подгоняются» под эти требования. Собственно детей можно разделить на поющих и гудошников, музыкальных и немузыкальных,   способных   и   неспособных,   но   любая   встреча   ребенка   с музыкой   должна   стать   значимым   для   него   и   долгожданным   событием, организовать учитель. Способы   активизации   мыслительной   деятельности   на   уроках   музыки различны.       В целом, трудно переоценить позитивное воздействие музыки на развитие человека. Музыка   развивает   ум,   способность   учить,   а   также   повышает коэффициент интеллекта.  Способность музыки улучшать память довольно загадочна. Музыка Моцарта или эпох барокко с типичным ритмом 60 бит в минуту, активирует и левое, и правое   полушарие   мозга.   Благодаря   этому,   люди   легче   запоминаю информацию, в то время как память сохраняется дольше.  Изучение само по себе задействует левое полушарие, а музыка – правое. Более того, занятия, которые   требуют   активности   обоих   полушарий   –   такие   как   игра   на музыкальных   инструментах   и   пение   –   развивают   мозг   и   улучшают   его способность   перерабатывать   информацию.   Благодаря   музыке   становится легче   вспоминать   какую­либо   информацию.   Исследования   установили,   что некоторые виды музыки являются прямо­таки «ключами» к воспоминаниям. Информация, усвоенная по время прослушивания какой­либо песни, может быть   воспроизведена   с   легкостью,   если   Вы   просто   мысленно   проиграете данную мелодию. Музыка   развивает   концентрацию   и   внимание.   Весь   потенциал   музыки   еще неизвестен людям, но уже ясно, что музыка влияет на нас на уровне тела, мозга, эмоций и энергетики. Именно поэтому, необходимо очень внимательно относиться к тому, что слушаем мы и наши дети. Именно учитель музыки и может и призван сформировать музыкальные вкусы наших детей, их умение слушать музыку.              В современном   уроке музыки   музыкальную   деятельность   ребенка следует рассматривать как способ его предметно­деятельного бытия. Ребенок и музыка, находятся в непосредственном контакте, взаимодействуя на правах событийности.   Ребенок   является   источником   движения   и   «создателем» самого процесса, а музыка  выступает  как источник  содержания и условие существования   его   музыкальной   деятельности.  Встреча   ребенка   с  музыкой является   событием,   организовать   которую   и   должен   учитель.            Завоевать   достойное,   место   музыки   в   школьном   воспитании   и образовании   может   педагог   стремящийся   вызвать   к   ней   интерес   своих понимать хорошую иучеников. «Музыкальный  педагог в общеобразовательной школе не должен быть   «спецом»   в   одной   какой­либо   области   музыки.   Он   должен   быть   и теоретиком и практиком, но, в то же время, и музыкальным историком, и музыкальным этнографом, и исполнителем, владеющим инструментом, чтобы всегда   быть   готовым   направить   внимание   в   ту   или   иную   сторону»   Б.В. Асафьев.        Особенности   преподавания   предмета   «Музыка»   определяются спецификой музыкального искусства, которое обращено к духовному миру ребенка.   Влияние   на   нравственно­эстетические   чувства   происходит   в процессе активного восприятия детьми эмоционально­образного содержания музыкальных произведений, в процессе музыкально­творческой деятельности школьников.   Занятия   музыкой   способствуют   духовно­нравственному воспитанию детей, целостному развитию личности ребёнка, приобщению его к непреходящим   этическим   и   эстетическим   ценностям   отечественной   и мировой   музыкальной   культуры.   Музыкальное   искусство   является неотъемлемой, важной частью национальной духовной культуры России. На уроках музыки закладываются основы музыкальной культуры школьника как части культуры.          Главная   цель   музыкального   воспитания   в   школе   –  развитие   личности ребенка,   его   эмоциональной   сферы,   интеллекта,   зарождение   и   развитие эстетических   чувств,   становление   нравственной   позиции,   познание   законов человеческой морали. Пути такого развития только во включении ребенка в любую   форму   активной   музыкальной   деятельности.   А   это   зависит   от профессионального   уровня   самого   учителя   и   от   его   общей   культуры. Приходя   на   урок,   учитель   должен   помнить   о   том,   что   настоящий   урок начинается не со звонка, а с того момента, когда вспыхивает детская мысль                                                                                              Источники: 1.http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2012/06/04/sovremennyy­urok­muzyki­ razvitie­intellekta­i­tvorcheskikh 2.http://i­mazina.ru/metodihka/sovremeniy_urok/ 3.http://www.newtemper.com/obrazovanie/uroki_i_testy/sovremennye_problemy_ uroka_muzyki_829     духовно­нравственной его

Посмотрите также