"Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"
Оценка 5
Лекции +1
docx
администрации +2
Детсад
25.02.2018
В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".
Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.
Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи.docx
"Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"
Командин Е.Н.,
педагогпсихолог
МБДОУ детский сад № 24 "Звездочка"
"Дошкольное детство" уникальный период в жизни человека, когда
формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полной
зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому
ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы,
возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.
В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о
дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих
перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения
полноценного развития ребёнка".
Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства
развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.
Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:
Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания
подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что
важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни
великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства
общественным учреждениям.
Между тем, современная наука располагает многочисленными данными,
свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка
невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и
действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным
воспитанием в детском саду или школе.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка,
формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо
укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё
отражение в ряде нормативноправовых документов, в том числе в "Концепции
дошкольного воспитания", "Положение о дошкольном образовательном
учреждении", Законе "Об образовании" и др.
Так, в законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми
педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и
интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте". В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в
работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только
воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания
детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и
партнёр родителей по их воспитанию.
Ещё Н.К.Крупская в своих "Педагогических сочинениях" писала: "Вопрос о
работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об
уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования,
вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского
сада". Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи,
неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит
"организующим центром" и "влияет …на домашнее воспитание", поэтому
необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи
по воспитанию детей. "…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности
– огромная сила". Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим
воспитывать, необходимо помогать.
Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:
Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической
культуры.
Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с
семьями дошкольников.
Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и
форм организации проводится анкетирование родителей, опросы.
Родителям была предложена анкета, проанализировав которую мы увидели
следующие результаты.
Отношение родителей к источникам информации, откуда они черпают её:
60% родителей пользуются своей интуицией
46% пользуются педагогической литературой и литературой по психологии
40% берут информацию у воспитателей.
Малым доверием пользуются консультации педагога (это объясняется тем,
что психолог работает в детском саду первый месяц), советы других родителей,
друзей.
От детского сада родители хотели бы получить:
86% максимально полную информацию от ребёнка
48% советы по общению с ребёнком
22% советы психолога.
Мало заинтересованы родители в том,
чтобы участвовать в
самодеятельности детского сада, возможность большего общения с родителями
других детей.
Далее мы попытались определить трудности, которые испытывают
родители при воспитании детей.
31% ребёнок плохо ест
20% не слушается родителей 13% родители проявляют неуверенность в себе, испытывают страхи.
Но за помощью к педагогам детского сада родители обращаются только в
35%, 58% не обращаются, потому что:
33% считают, что справятся сами
17% не придают особого значения этим трудностям
13% считают это неудобным, так как подобного рода консультации не
входят в обязанности педагога.
Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не
произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и
целенаправленная работа.
Вот мы и плавно перешли ко второму направлению взаимодействия с семьёй
– это просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической
культуры.
Давайте сейчас вместе с вами попробуем определить, с какими
нормативными документами необходимо знакомить родителей, чтобы повысить
их правовую культуру.
При ООН создан детский фонд – ЮНИСЭФ, который стал впервые
осуществлять защиту прав ребёнка. Этим фондом был создан ряд документов.
Повышение правовой культуры родителей
Декларация прав ребёнка (1959г.) 10 принципов провозглашают права
детей на имя, гражданство, материнское обеспечение, соц. защиту и др.
Конвенция ООН о правах ребёнка (1989г.) – 54 статьи указывают права
ребёнка с правами и обязанностями родителей
Семейный кодекс РФ
Закон «Об образовании»
Изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей
Закон РФ «О санитарноэпидемиологическом благополучии;
Повышение педагогической культуры родителей
Осуществляется по следующим направлениям:
Изучение закономерностей развития ребёнка (особенностей физического и
психического развития на разных возрастных этапах)
Знакомство с современными системами семейного воспитания
Пропаганда здорового образа жизни
Содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям
"Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"
"Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"
"Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"
"Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.