СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Оценка 4.7

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
русский язык
10 кл
29.10.2018
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Русский язык – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Трудности восприятия лингвистических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися связаны прежде всего с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические положения к конкретным практическим ситуациям, держать в памяти большой объем фактического материала и уметь ситуативно активизировать его конкретную часть. Цель данной статьи показать, как выбор современных образовательных технологий учителем решает цели современного урока.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.doc
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА         Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как   сделать   урок   интересным,   ярким?   Как   увлечь   учеников   свои предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?». Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали добровольно,   с   интересом,   творчески.   Ведь   именно   интерес   является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития.         Русский   язык   –   один   из   самых   сложных   общеобразовательных предметов.   Трудности   восприятия   лингвистических   понятий   и   усвоения соответствующих   умений   и   навыков   учащимися   связаны   прежде   всего   с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: низкой способности к концентрации  внимания, умению   анализировать,  сравнивать,  обобщать,  делать   выводы,  применять теоретические положения к конкретным практическим ситуациям, держать в   памяти   большой   объем   фактического   материала   и   уметь   ситуативно активизировать его конкретную часть.  Цели   современного   урока   –   формирование   таких   компетенций, которые   дадут   мощный   импульс   в   развитии   обучающегося,   повысят   его самооценку, научат самостоятельно овладевать информацией. А для этого необходимо   применение   педагогом   на   уроках   русского   языка разнообразных форм и методов обучения.  Цель   данной   статьи   показать,   как   выбор   современных образовательных технологий учителем решает цели современного урока.  Какие же технологии и их приемы можно использовать на своих уроках? 1. Игровые технологии. 2. Дифференцированное обучение 3. Технология проблемного обучения 4. Здоровьесберегающие технологии 5. Информационно­коммуникационные технологии (ИКТ). Игровая   технология  –   это   группа   методов   и   приёмов   в   форме различных игр, что активизирует учебную деятельность.  «Игра   –   это   искра,   зажигающая   огонек   пытливости   и любознательности», – писал В.А. Сухомлинский. Начало любой игры – это, прежде всего, эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач,   когда   активизируется   мыслительная   деятельность   и   воображение ребенка.   Установку   на   игру   обычно   создается   в   увлекательной   форме, иногда   с   использованием   слайдов,   рисунков.   Следующим   структурным элементом   игры   являются   игровые   задачи,   которые   соединяются   с учебными задачами. Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач   необходимы   правила   игры.   Они   организуют   поведение   играющих, обеспечивают   игрокам   равные   условия.   Обязательным   структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл,   отгадал,   выполнил);   менее   заметным   (получил   удовольствие, заинтересовался вопросом). Примеры:   Дидактическая игра: « Все наоборот».  Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн­. Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа  существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов  включало в свой состав сочетание –чн­.  Игрушка для елки­…(елочная игрушка)  Герой сказки­ … (сказочный герой)  Сок яблока­… (яблочный сок)  Суп из молока ­…(молочный суп) Варенье из клубники­… (клубничное варенье)  Каша из гречки­… (гречневая каша)  Вода из речки­… (речная вода)  Скважина в замке ­…(замочная скважина)  Мука из пшеницы ­… (пшеничная мука) и т.п.  Игра «Найди пару».  Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и  действия.  Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на которой в один  столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег,  облака, туман, мороз, а в другой столбик слова­ действия: капает, плывут,  падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит.  Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают  слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой. Применение   игровых   технологий   на   уроках   русского   языка   в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий дает   возможность   укрепить   мотивацию   на   изучение   предмета, поддерживать   интерес,   увлеченность   процессом,   вызвать   положительные   из эмоции,   увидеть   индивидуальность   детей.   Игра   является   одной   любимых     форм     работы   учащихся   на   уроке,   раскрывает   творческие возможности   ученика,   воспитывает   чувства   сопереживания   друг   другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов. Технология  дифференцированного   обучения  ­  это   совокупность методов   и   форм   обучения,   конкретные   операции   по   достижению необходимого  учебного результата отдельными группами класса. Дифференцированное   обучение  –   вытекает   из   того,   что   учащиеся различаются   своими   задатками,   уровнем   подготовки.   Применяют   его   не только   по   отношению   к   учащимся,   имеющим   недостаточный   уровень подготовки, но и к детям, опережающим класс. Вот   некоторые дифференцированное обучение вперёд.   формы   и   приёмы   работы,   которые   двигают 1. Детям   предлагайте   вставить   в   данных   словах   пропущенные орфограммы.   Учащиеся   с   более   высоким   уровнем   подготовки должны   самостоятельно   подобрать   слово   с   аналогичными орфограммами и обозначить их. 2. Учащиеся   должны   поставить   существительные   в   форму творительного   падежа   и   подчеркнуть   орфограммы.   Задача   более сильных   учеников   состоит   в   следующем:   указать,   какие   ранее полученные знания необходимы для выполнения этого задания. 3. Самостоятельный   подбор   сильными   учащимися   дополнительных заданий к упражнению и выполнение их. 4. Предлагается ситуативная задача. Для слабых учеников: Представьте, что  вы готовитесь  к докладу, у вас возникли сомнения, как   средства, правильно   произносить   слова: ходатайствовать,   хаос,   отчасти,   квартал.   Поставьте   ударение   в   словах,   феномен,   договор, используя словарь. Для сильных учеников: Представьте, что вы корректор журнала «Костёр». Вам нужно подготовить для набора научную статью  «Какую роль играют в тексте фразеологизмы». Проверьте текст, исправьте орфографические и фактические ошибки. Для проверки используйте словарь. Благодаря   дифференцированному   обучения   успешно   развивается познавательная активность каждого ученика с учётом его возможностей и способствуют способностей. формированию адекватной самооценки учеников, побуждает их к учебной   Дифференцированное обучение     деятельности. Основной целью дифференцированного и индивидуального подхода   является   создание   условий   для   того,   чтобы   научить   детей   не бояться   проявлять   себя   и   помочь   им   сформировать   и   ощутить   в   себе личность. Реализация   дифференцированного   подхода   к   учащимся   требует тщательного подбора дидактического материала. Это трудоёмкая работа. Технологию проблемного обучения  Технологии проблемного обучения являются весьма распространенным на уроках русского языка.  Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования, и она важна, на мой взгляд, в материале любого урока.  Цели  проблемного обучения: 1. Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.  2. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска   и   самостоятельного   решения   проблем,   в   результате   эти   знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.                   3. Воспитание активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы. Технологическая схема проблемного урока:          Учитель Создаёт проблемную ситуацию; Направляет учащихся на её решение; Организует поиск решения. Ученик Приобретает новые знания и способы работы с материалом; Формирует своё отношение к проблеме. Фрагмент урока русского языка в 7 классе на тему «Буквы А­О на конце наречий с приставками» I. Оргмомент II.   Создание   проблемной   ситуации «с   удивлением»,   побуждающий   к гипотезам диалог: Учитель: Прочитайте предложения на доске. Учащиеся читают: – Раньше мы редко ездили отдыхать на море. – Солнце изредка показывалось из­за туч. – Слева возвышались горы, справа чернела пропасть. – Я посмотрел налево, потом направо. – Стриж метнулся вправо. – Пол был вытерт досуха. – На улице было солнечно, сухо и пыльно. – Он заново начал писать сочинение. – За окном снова начался дождь. Учитель: Найдите в них однокоренные слова. Учащиеся: Редко, изредка, слева, справа, налево, направо, вправо, досуха, сухо, заново, снова. Учитель: Какие это части речи? Учащиеся:Наречия. Учитель (предъявляет факт): Выделите их суффиксы. Учащиеся выделяют суффиксы, испытывают удивление – возникновение проблемной ситуации. Учитель (побуждает   к   осознанию   противоречия):   Что   интересного заметили?  Учащиеся (осознание   противоречия):   Среди   этих   наречий   есть однокоренные, которые имеют схожее лексическое значение, но гласные в суффиксах на конце слов у них разные. Учитель (побуждение   к   формулированию   проблемы):   Какой   возникает вопрос? Учащиеся: Почему   на   конце   однокоренных   наречий   разные   гласные? (Учебная проблема как вопрос). Учитель: Над какой темой будем работать?  Учащиеся (формулируют   тему   урока):   Буквы   А­О   на   конце   наречий.  Учитель: Запишите   тему   урока.   (Побуждение   к   выдвижению   гипотез): Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании а­ов суффиксах наречий?  Учащиеся: О пишется, если ударение на гласный в корне; А – если гласный 1). в (Ошибочная гипотеза корне       безударный.     Учитель: Все с этим согласны? (Побуждение к устной проверке). Учащиеся молчат. Учитель: Все   ли   слова   с   ударной   гласной   в   корне   слова   имеют   – о на конце? (Подсказка к контраргументу). Учащиеся:Слово справа имеет   ударение   в   корне,   но –а на   конце (контраргумент). Учитель (побуждение к выдвижению гипотез): Ещё какие есть гипотезы? Учащиеся: А пишется в наречиях с приставками. (Ошибочная гипотеза 2). Учитель: С этой гипотезой все согласны? (Побуждение к устной проверке). Учащиеся:Нет.   В   словах изредка,   направо есть   приставки,   но   на   конце разные гласные (контраргумент). Учитель (побуждение к выдвижению гипотез): Другие гипотезы есть? Учащиеся молчат. Учитель: Попробуйте   сгруппировать   слова.   По   какому   признаку   это можно сделать? (Подсказка к решающей гипотезе 1). Учащиеся: По   способу   образования:   суффиксальный   и   приставочно­ суффиксальный. (Группируют слова). Учитель: От каких слов они образованы? Запишите их рядом в скобках. Обратите   внимание   на   то,   какая   гласная   пишется   на   конце   наречий, образованных   приставочно­суффиксальным   способом.   (Подсказка   к решающей гипотезе 2). Учащиеся:Гласные ­а, ­о.  Учитель: Какую   закономерность   вы   видите?   (Подсказка   к   решающей гипотезе 3).    Учащиеся: Слова с приставками в­, на­, за­ пишутся с ­о на конце, а слова с   приставками из­,   до­,   с­ пишутся   с   ­а на   конце   слова.   (Решающая гипотеза). Учитель: Как   проверить   вашу   гипотезу?   (Побуждение   к   практической проверке). Учащиеся: Выпишем в первый столбик слова с приставками в­, на­, за­, а во второй – с приставками из­, до­, с­ и посмотрим на их суффиксы.(План проверки). Учитель: Делайте. Учащиеся выписывают слова. Учитель: Что дала проверка? Учащиеся: Наречия первого столбика пишутся с –о в суффиксе, а наречия (Аргумент).  второго   столбика   пишутся   с –а в   суффиксе.   Учитель: Сформулируйте общий вывод. Почему на конце наречий пишутся разные гласные?  Учащиеся (формулируют правило – открытие нового знания): Отвечают на вопрос: наречия с приставками в­, на­, за­ пишутся с­о на конце, наречия с   приставками из­,   до­, с­ пишутся   с   ­а на   конце. Учитель: Попробуйте графически объяснить выбор орфограммы. Как вы можете   дополнить   формулировку   темы   урока?   Сверьте   свой   вывод   с учебником на странице 109– 110. Учащиеся (графически   объясняют   выбор   орфограммы,   дополняют формулировку темы урока: буквы А­О на конце наречий с приставками, сравнивают   свои   выводы   с   учебником):   Всё   верно. Учитель: А теперь обратите внимание на эти слова на доске: изнеженно, дословно, связно. Что   интересного   заметили?   (Побуждение   к   осознанию противоречия). Учащиеся:Это наречия с приставками из­, до­, с­, у которых в суффиксе буква ­о.  пишется   Учитель: Какой   возникает   вопрос?   (Побуждение   к   формулированию проблемы).  Учащиеся: Почему   у   наречий   с   этими   приставками   на   конце   пишется буква ­о? Учитель: Используя   открытое   вами   знание,   попытайтесь   предположить причину такого написания. Учащиеся (выдвигают   свои   предположения,   которые   принимаются учителем к сведению, до появления решающей гипотезы): Эти наречия образованы   суффиксальным   способом   от   прилагательных,   которые   уже имели   приставки: изнеженный,   дословный,   связный.  Учитель: Сравните Учащиеся (сравнивают): Всё верно. свой     вывод   с   учебником. Основные   приемы   преподавания   в   методике   проблемного обучения:  постановка   проблемы,   создание   проблемной   ситуации, разрешение проблемной ситуации (поиск), анализ полученного решения.  Здоровьесберегающие   технологии      –   идут   рука   об   руку   с дифференцированным   обучением.   Разноуровневое   обучение   бережёт психологическое и физическое здоровье школьника. Выполняя задание по своим силам,  обучающийся  чувствует себя защищённым. А начинается всё с   улыбки,   с   которой   учитель   заходит   в   класс.   Его   спокойная,   но   не монотонная речь снимает эмоциональное напряжение школьников, вносит нотку доверительных отношений. Обязательными атрибутами урока можно считать  физкультминутку, смену видов деятельности и минутку смеха, что способствует периодической смене позы ученика. Употребление пословиц напоминает учащимся о соблюдении режима дня.   Примеры: Кончил дело – гуляй смело.  Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.  Кто поздно встаёт, тот дня не видит. Можно предложить составить предложение, отражающие последние спортивные новости. Немаловажным считается момент прощания с детьми. Их обязательно надо похвалить. Допустим, вот таким образом: я сегодня вами довольна…  И всё это – здоровьесберегающие технологии. Использование ИКТ является эффективным средством активизации   Основные познавательной, преимущества   ИКТ:  разнообразие   форм   работы,  деятельность   учащихся,   рефлексивной   деятельности   учащихся. активизация внимания, повышение творческого потенциала личности. Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках   русского   языка   и   литературы   и   мотивирую   это   тем,   что   они способствуют   совершенствованию   практических   умений   и   навыков, позволяют   эффективно   организовать   самостоятельную   работу, индивидуализировать   процесс   обучения,   повышают   интерес   к   урокам, активизируют познавательную деятельность учащихся. Таким   образом,   поиск   новых   форм   и   методов   обучения   является обновлением   содержания   образования.   И   современные   образовательные технологии,   развивают   личность   ребенка,     его   творческие   возможности, сохраняют   физическое   здоровье,   достигаются   высокие   результаты   в учебной деятельности. Литература: 1. Виноградов В.В. Русский язык: (грамматическое учение о слове). —  М.: Высш. шк., 1972. 2. Современный русский язык. В 3­х частях. – Ч. 2: Словообразование.  Морфология / Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов. – М.: Просвещение,  1987. 3. Маркина И.В. Технологии, приемы, разработки учебных занятий.  Ярославль: академия развития, 2008. 4. Семёнов, А.Л. Качество информатизации школьного образования.  Структура, уровни, способы оценки ИКТ­ компетентности http://www.vo.hse.ru/arhiv.aspx? catid=252&t_no=809&z=808&ob_no=846 .

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2018