Современные технологии на уроках русского языка и литературы при обучении детей с ОВЗ
Оценка 4.6
Работа в классе +1
doc
русский язык +2
Взрослым
03.03.2018
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривают создание для них специальной коррекционно-развивающей среды. Дети с ограниченными возможностями здоровья Это дети имеющие недостатки в физическом и психологическом развитии. Различают следующие качества детей. с нарушениями в развитии. Дети с нарушением слуха. Дети с нарушением зрения
Дети с нарушением зрения, дети с нарушением речи, дети с нарушением интеллектаДети с ограниченными возможностями здоровья Это дети имеющие недостатки в физическом и психологическом развитии. Различают следующие качества детей. с нарушениями в развитии. Дети с нарушением слуха. Дети с нарушением зрения
Дети с нарушением зрения, дети с нарушением речи, дети с нарушением интеллекта
дети овз.doc
Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы при
обучении детей с ОВЗ
"Ученик не сосуд, который нужно наполнить,
а факел, который нужно зажечь!"
Закон РФ «Об образовании» устанавливает: «Получение детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьмиинвалидами образования является одним из
основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их
полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных
видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение
реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование
рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в
области образования, но и в области демографического и социальноэкономического
развития Российской Федерации».
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предусматривает
создание для них специальной коррекционноразвивающей среды, способной обеспечить
эффективные условия и равные с обычными детьми возможности для получения
образования в пределах специальных образовательных стандартов, коррекцию
нарушений развития, социальную адаптацию.
Дети с ограниченными возможностями здоровья это дети, имеющие недостатки в
физическом и (или) психическом развитии, состояние их здоровья препятствует
освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна.
В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых
образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.
Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорнодвигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоциональноволевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2х или 3х нарушений).
Задача педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, состоит в том, чтобы создать такую
модель обучения, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм
компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в
современное общество.
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения построен
на компетентностном подходе, в основе которого лежит личностноориентированное обучение. Это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его
самоценность, субъективность процесса учения. Цель личностноориентированного
образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации,
саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие,
необходимые для становления самобытного личностного образа».
Личностноориентированный подход к обучению реализуется через внедрение
следующих технологий:
здоровьесберегающие технологии
игровые технологии
информационнокоммуникативные технологии
педагогика сотрудничества
проблемное обучение
индивидуальный и дифференцированный подход к обучению
развитие критического мышления
технология портфолио
проектный метод обучения
технология дистанционного обучения
Для организации эффективной коррекционной работы с детьми, имеющими ОВЗ, в
своей педагогической практике я использую личностноориентированный подход,
который реализую через внедрение современных инновационных технологий:
информационнокоммуникативные;
игровые технологии;
педагогику сотрудничества (работа в парах, в группах постоянного и сменного
состава);
компетентностно ориентированное обучение (любые виды проектной
деятельности, прежде всего исследовательские и практикоориентированные проекты;
практические работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный
(бытовой, профессиональный, социальный) контекст, задания с ограничением по
времени, в том числе минипроекты, реализуемые в рамках урока, коллективная и
индивидуальная мыследеятельность);
индивидуальный и дифференцированный подход (разноуровневые задания,
разноуровневая система оценивания);
технологию портфолио;
технологию арттерапии;
здоровьесберегающий подход (физкультминутки,
гимнастика для глаз,
дыхательная гимнастика, создание благоприятного психологического климата на уроке,
упражнения на релаксацию).
Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации российского
образования является внедрение в учебный процесс средств компьютерных технологий,
обеспечивающих условия для становления образования нового формата, направленного
на развитие и саморазвитие личности.
Для школьников с ОВЗ, как и для обычных ребят, компьютерные технологии
приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное
средство коррекционного воздействия. Оптимальное сочетание ИКТ с традиционными
методами обучения и воспитания обуславливает эффективность коррекционной
работы. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной
информации, позволяет усилить мотивацию ребёнка, активизировать их познавательную
деятельность, даёт возможность формировать коммуникативную и информационную
компетенции у обучающихся. Дети становятся активными участниками урока. Сегодня
нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися
было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, плодотворным.
Таким образом, информационнокоммуникативные технологии являются эффективным
средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся в
образовательном процессе.
ИКТ технологии целесообразно применять на всех этапах обучения:
при изучении нового материала
при закреплении материала
при повторении и систематизации знаний учащихся
при самостоятельной работе
на этапе контроля, мониторинга усвоения материала
Применение компьютерных технологий позволяет:
использовать двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы
сочетаются со зрительными;
задействовать как визуальный канал восприятия информации детьми (цветовая
палитра, анимационные эффекты), так и аудиальный (звуковые файлы дикторский
текст, музыка), что помогает учащимся лучше понять и усвоить материал;
оптимизировать процесс формирования правильной речи, психических процессов
и коррекции их недостатков;
интенсифицировать процесс коррекции, а именно, повысить темп занятия,
увеличить долю самостоятельной работы детей.
Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться важная задача
современной школы. Информационнокоммуникационные технологии расширяют
возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит
самостоятельно добывать информацию, её анализировать, применять и передавать
другим.
Немаловажную роль при обучении детей с ОВЗ играют игровые технологии. Для
формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной
организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с
учётом психофизических возможностей, путём осуществления специальных игровых
развлекательную
коммуникативную,
функцию самореализации,
игротерапевтическую,
диагностическую,.
коррекционную,
функцию межнациональной коммуникации,
функцию социализации,
рекреационную.
программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В
отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали
К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин.
По мнению С.А.Шмакова игра выполняет следующие важные функции:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Особо остановлюсь на рекреационной функции. На фоне больших затрат физических,
психических и интеллектуальных игра помогает снять создавшееся напряжение.
Именно в игре происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, т.е.
реализуется рекреационная функция.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
развлекательную (это основная функция игры развлечь, доставить удовольствие,
воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативную: освоение диалектики общения;
самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других
видах жизнедеятельности;
диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения,
самопознание в процессе игры;
функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных
показателей;
межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально
культурных ценностей;
социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм
человеческого общежития.
Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу
методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных
педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает
существенным признаком четко поставленной целью обучения и соответствующим ей
педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и
характеризуются учебнопознавательной направленностью.
Используя в своей работе игру, я решаю следующие задачи:
эстетических и мировоззренческих установок;
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН
в практической деятельности, формирование определенных умений, навыков,
необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков;
развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности,
нравственных,
сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать,
сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей,
эмпатии, рефлексии, умений находить оптимальные решения, развитие мотивации
учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям
среды; саморегуляция; обучение общению, психотерапия.
формирование определенных
воспитание
Рис. 2. Виды игры.
Интеллектуальные игры "Что? Где? Когда?", "За семью печатями", "Умники и умницы",
"Своя игра"… Эти телевизионные игры, спроецированные на учебный материал,
создают атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто
механически припомнить известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать
подходящее, отбрасывать неактуальное в данный момент, сопоставлять, оценивать. В
ходе игры, как правило, ученики, отличающиеся "леностью ума", желающие всё
получить в готовом виде, и они незаметно для себя активизируются, увлекаются
поисками ответов в книгах, начинают размышлять, так как положение "последнего" в
игре мало кого устраивает.
Театрализованная игра на уроке вызывает у моих учащихся несомненный интерес.
Проведены театрализованные уроки по темам: "Басни И.А. Крылова", "У лукоморья",
"Пока горит свеча…" и др. Костюмы к таким урокам готовились самими учащихся.
На таких уроках создается атмосфера раскованности, свободы мышления. Там, где
назидание сменяется коллективной работой, находящей свое выражение в театральном
действии или игре, когда равнодушие сменяется заинтересованностью, а учитель
становится зрителем или равноправным участником действия, мнения учащихся и
учителя становятся равнозначными.
Использование в процессе обучения различных форм, методов, средств, в том числе
компьютерной техники, оказывает существенное влияние на состояние здоровья всех
участников учебнопедагогического процесса. Тема здоровьесберегающего подхода в
условиях комплексной информатизации сегодня особенно актуальна.
Я стараюсь организовать учебный процесс таким образом, чтобы он не навредил
Для этого использую доступные средства сохранения
здоровью ребёнка.
здоровья школьника: 1) оптимальная плотность урока; 2) рациональное чередование являются
одной
минутки, которые
переключаю на другой вид деятельности.
видов учебной деятельности; 3) уважительный стиль общения; 4) эмоциональная
разрядка; 5) физкультурная пауза; 6) правильная рабочая поза; 7) положительные
эмоции. Кроме того, считаю не менее важным при выборе форм, методов и средств
обучения учитывать возрастнополовые особенности детей, состояние их здоровья и
индивидуальные психофизиологические особенности.
От правильной организации урока во многом зависит функциональное состояние
школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать
умственную работоспособность на высоком уровне.
На уроках русского языка и литературы учащимся приходится достаточно много
писать. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы спины,
мышцы кисти работающей руки. В таких случаях я даю детям возможность
Эффективны в
передохнуть,
этом физкультурные
из
составляющих здоровьесберегающего подхода. Этому вопросу отдельная статья.
Видов физкультминуток существует много. Например, я применяю на своих
уроках гимнастику для глаз, упражнения, корректирующие осанку, упражнения
для кистей рук и другие. Введение в структуру урока физкультминуток, сочетающих
различные упражнения, является необходимым условием высокой работоспособности и
сохранения здоровья детей.
Умение "дирижировать" состоянием активности учащихся важный критерий
здоровьесберегающего аспекта. А физкультминутка в значительной мере повышает на
уроке активность учащихся и внимание.
Не менее важным является эмоциональный климат урока, который во многом зависит
от доброжелательного тона учителя,
от юмористической составляющей
педагогического общения. О том, что хороший смех дарит здоровье, сказано немало.
Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в
подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной
привлекательности. Постоянная серьёзность собеседника признак психологического
нездоровья. Несколько уместных и умных шуток в течение урока показатель его
качества, критерий для оценки.
На учебных, коррекционноразвивающих занятиях стараюсь широко применять
технологии арттерапии (музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия,
сказкотерапия). Эффективность использования артпедагогических технологий в
коррекционноразвивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана
многими педагогами, в частности, М. С. ВальдесОдриосола, Л. Д. Лебедевой, Е. А.
Медведевой и др.
Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся,
они позволяют с помощью стимулирования художественнотворческих проявлений
осуществить коррекцию нарушений психосоматических,
психоэмоциональных
процессов и отклонений в личностном развитии.
Технологии дифференциации и индивидуализации обучения. Дифференциация
обучения это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности
и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.
Применение данной технологии имеет следующие преимущества:
исключается уравниловка и усреднение детей;
повышается уровень мотивации учения;
в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться;
создаются щадящие условия для более слабых учащихся;
у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание
сильному;
появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися,
плохо адаптирующимися к общественным нормам;
повышается уровень Яконцепции ученика: более сильные утверждаются в своих
способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от
комплекса неполноценности.
Индивидуальный подход это принцип педагогики, согласно которому в процессе
учебновоспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными
учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.
Я считаю, что не меньшее значение имеют различные виды педагогической
поддержки в усвоении знаний:
обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает
чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели
и достигать их;
адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и
излишнего многообразия;
одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического
мышления в процессе восприятия материала;
использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
дополнительные упражнения;
оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.
Коррекционноразвивающие технологии, применяемые мною в обучении детей с
ОВЗ, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами
и формами обучения, что даёт новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а
следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые
качества.
Современные технологии на уроках русского языка и литературы при обучении детей с ОВЗ
Современные технологии на уроках русского языка и литературы при обучении детей с ОВЗ
Современные технологии на уроках русского языка и литературы при обучении детей с ОВЗ
Современные технологии на уроках русского языка и литературы при обучении детей с ОВЗ
Современные технологии на уроках русского языка и литературы при обучении детей с ОВЗ
Современные технологии на уроках русского языка и литературы при обучении детей с ОВЗ
Современные технологии на уроках русского языка и литературы при обучении детей с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.