Современные технологии на уроках русского языка и литературы при обучении детей с ОВЗ
Оценка 4.6

Современные технологии на уроках русского языка и литературы при обучении детей с ОВЗ

Оценка 4.6
Работа в классе +1
doc
русский язык +2
Взрослым
03.03.2018
Современные технологии на уроках русского языка и литературы при обучении детей с ОВЗ
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривают создание для них специальной коррекционно-развивающей среды. Дети с ограниченными возможностями здоровья Это дети имеющие недостатки в физическом и психологическом развитии. Различают следующие качества детей. с нарушениями в развитии. Дети с нарушением слуха. Дети с нарушением зрения Дети с нарушением зрения, дети с нарушением речи, дети с нарушением интеллектаДети с ограниченными возможностями здоровья Это дети имеющие недостатки в физическом и психологическом развитии. Различают следующие качества детей. с нарушениями в развитии. Дети с нарушением слуха. Дети с нарушением зрения Дети с нарушением зрения, дети с нарушением речи, дети с нарушением интеллекта
дети овз.doc
Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы при обучении детей с ОВЗ "Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь!" Закон   РФ   «Об   образовании»   устанавливает:   «Получение   детьми   с   ограниченными возможностями   здоровья   и   детьми­инвалидами   образования   является   одним   из основных   и   неотъемлемых   условий   их   успешной   социализации,   обеспечения   их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах   профессиональной   и   социальной   деятельности.   В   связи   с   этим   обеспечение реализации   права   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   на   образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально­экономического развития Российской Федерации». Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предусматривает создание для них специальной коррекционно­развивающей среды, способной обеспечить эффективные   условия   и   равные   с   обычными   детьми   возможности   для   получения образования   в   пределах   специальных   образовательных   стандартов,   коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Дети   с   ограниченными   возможностями   здоровья   ­   это   дети,  имеющие   недостатки   в физическом   и   (или)   психическом   развитии,   состояние   их   здоровья   препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В   основе   педагогической   классификации   таких   нарушений   лежит   характер   особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения. Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии: 1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); 3) дети с нарушениями речи; 4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети); 5) дети с задержкой психического развития (ЗПР); 6) дети с нарушениями опорно­двигательного аппарата (ДЦП); 7) дети с нарушениями эмоционально­волевой сферы; 8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2­х или 3­х нарушений). Задача педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, состоит в том, чтобы создать такую модель   обучения,   в   процессе   которой   у   каждого   обучающегося   появился   механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения построен на компетентностном подходе, в основе которого лежит личностно­ориентированное обучение. Это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность,   субъективность   процесса   учения.   Цель   личностно­ориентированного образования  состоит  в том,  чтобы  «заложить   в  ребенке  механизмы  самореализации, саморазвития,   адаптации,   саморегуляции,   самозащиты,   самовоспитания   и   другие, необходимые для становления самобытного личностного образа». Личностно­ориентированный   подход   к   обучению   реализуется   через   внедрение следующих технологий: здоровьесберегающие технологии игровые технологии информационно­коммуникативные технологии педагогика сотрудничества проблемное обучение индивидуальный и дифференцированный подход к обучению развитие критического мышления технология портфолио проектный метод обучения технология дистанционного обучения Для   организации   эффективной   коррекционной   работы   с   детьми,   имеющими   ОВЗ,   в своей   педагогической   практике   я   использую личностно­ориентированный   подход, который реализую через внедрение современных инновационных технологий: информационно­коммуникативные; игровые технологии; педагогику сотрудничества (работа в парах, в группах постоянного и сменного состава); компетентностно   ­   ориентированное   обучение (любые   виды   проектной деятельности, прежде всего ­ исследовательские и практико­ориентированные проекты; практические работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный (бытовой,   профессиональный,   социальный)   контекст,   задания   с   ограничением   по времени,   в   том   числе   мини­проекты,   реализуемые   в   рамках   урока,   коллективная   и индивидуальная мыследеятельность); индивидуальный   и   дифференцированный   подход (разноуровневые   задания, разноуровневая система оценивания); технологию портфолио; технологию арттерапии; здоровьесберегающий   подход (физкультминутки,   гимнастика   для   глаз, дыхательная гимнастика, создание благоприятного психологического климата на уроке, упражнения на релаксацию). Одним   из   приоритетных   стратегических   направлений   модернизации   российского образования является внедрение в учебный процесс средств компьютерных технологий,                   обеспечивающих условия для становления образования нового формата, направленного на развитие и саморазвитие личности. Для   школьников   с   ОВЗ,   как   и   для   обычных   ребят,   компьютерные   технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Оптимальное сочетание ИКТ с традиционными методами   обучения   и   воспитания   обуславливает   эффективность   коррекционной работы.   Компьютер   значительно   расширяет   возможности   предъявления   учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребёнка, активизировать их познавательную деятельность,  даёт   возможность   формировать   коммуникативную   и   информационную компетенции у обучающихся. Дети становятся активными участниками урока. Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, плодотворным. Таким образом, информационно­коммуникативные технологии являются эффективным средством   активизации   познавательной,   рефлексивной   деятельности   учащихся   в образовательном процессе. ИКТ технологии целесообразно применять на всех этапах обучения: при изучении нового материала при закреплении материала при повторении и систематизации знаний учащихся при самостоятельной работе на этапе контроля, мониторинга усвоения материала Применение компьютерных технологий позволяет: использовать   двуполушарный   подход   к   обучению,   когда   словесные   методы сочетаются со зрительными; задействовать как визуальный канал восприятия информации детьми (цветовая палитра, анимационные эффекты), так и аудиальный (звуковые файлы ­ дикторский текст, музыка), что помогает учащимся лучше понять и усвоить материал; оптимизировать процесс формирования правильной речи, психических процессов и коррекции их недостатков; интенсифицировать   процесс   коррекции,   а   именно,   повысить   темп   занятия, увеличить долю самостоятельной работы детей. Научить   ребёнка   работать   с   информацией,   научить   учиться   ­   важная   задача современной   школы.   Информационно­коммуникационные   технологии   расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно   добывать   информацию,   её   анализировать,   применять   и   передавать другим. Немаловажную   роль   при   обучении   детей   с   ОВЗ   играют   игровые   технологии.   Для формирования   личности   обучающихся   осуществляется   средствами   разумной организации   разносторонней   игровой   деятельности,   доступной   каждому   ребенку,   с учётом   психофизических   возможностей,   путём   осуществления   специальных   игровых          развлекательную коммуникативную, функцию самореализации, игротерапевтическую, диагностическую,. коррекционную, функцию межнациональной коммуникации, функцию социализации, рекреационную. программ,   имеющих   как   общеразвивающий,   так   и   специализированный   характер.   В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. По мнению С.А.Шмакова игра выполняет следующие важные функции: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Особо остановлюсь на рекреационной функции. На фоне больших затрат ­ физических, психических   и   интеллектуальных   ­   игра   помогает   снять   создавшееся   напряжение. Именно   в   игре   происходит   восстановление   и   воспроизводство   утраченных   сил,   т.е. реализуется рекреационная функция. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции: развлекательную (это основная функция игры ­ развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); коммуникативную: освоение диалектики общения; самореализации в игре как полигоне человеческой практики; игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; диагностическую:   выявление   отклонений   от   нормативного   поведения, самопознание в процессе игры; функцию   коррекции:   внесение  позитивных   изменений   в  структуру   личностных показателей; межнациональной  коммуникации: усвоение единых для всех  людей социально­ культурных ценностей; социализации:   включение   в   систему   общественных   отношений,   усвоение   норм человеческого общежития. Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов   и   приёмов   организации   педагогического   процесса   в   форме   различных педагогических   игр.   В   отличие   от   игр   вообще,   педагогическая   игра   обладает существенным признаком ­ четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно­познавательной направленностью. Используя в своей работе игру, я решаю следующие задачи:         эстетических   и   мировоззренческих   установок; Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в   практической   деятельности,   формирование   определенных   умений,   навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. Воспитывающие: воспитание   самостоятельности, нравственных, сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности. Развивающие: развитие   внимания,   памяти,   речи,   мышления,   умений   сравнивать, сопоставлять,   находить   аналогии,  воображения,  фантазии,  творческих   способностей, эмпатии,   рефлексии,   умений   находить   оптимальные   решения,   развитие   мотивации учебной деятельности. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; саморегуляция; обучение общению, психотерапия.   формирование   определенных   воспитание Рис. 2. Виды игры. Интеллектуальные игры "Что? Где? Когда?", "За семью печатями", "Умники и умницы", "Своя   игра"…   Эти   телевизионные   игры,   спроецированные   на   учебный   материал, создают   атмосферу   здорового   соревнования,   заставляющего   школьника   не   просто механически припомнить известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать неактуальное в данный момент, сопоставлять, оценивать. В ходе   игры,   как   правило,   ученики,   отличающиеся   "леностью   ума",   желающие   всё получить   в   готовом   виде,   и   они   незаметно   для   себя   активизируются,   увлекаются поисками ответов в книгах, начинают размышлять, так как положение "последнего" в игре мало кого устраивает. Театрализованная   игра на   уроке   вызывает   у   моих   учащихся   несомненный   интерес. Проведены театрализованные уроки по темам: "Басни И.А. Крылова", "У лукоморья", "Пока горит свеча…" и др. Костюмы к таким урокам готовились самими учащихся. На   таких  уроках   создается  атмосфера   раскованности,  свободы   мышления.  Там,  где назидание сменяется коллективной работой, находящей свое выражение в театральном действии   или   игре,   когда   равнодушие   сменяется   заинтересованностью,   а   учитель становится   зрителем   или   равноправным   участником   действия,   мнения   учащихся   и учителя становятся равнозначными. Использование в процессе обучения различных форм, методов, средств, в том числе компьютерной техники, оказывает существенное влияние на состояние здоровья всех участников учебно­педагогического процесса. Тема здоровьесберегающего подхода в условиях комплексной информатизации сегодня особенно актуальна. Я   стараюсь   организовать   учебный   процесс   таким   образом,   чтобы   он   не   навредил   Для   этого   использую   доступные средства   сохранения здоровью   ребёнка. здоровья школьника: 1) оптимальная плотность урока; 2) рациональное чередование являются одной   минутки, которые   переключаю   на   другой   вид   деятельности. видов   учебной   деятельности;   3)   уважительный   стиль   общения;   4)   эмоциональная разрядка;   5)   физкультурная   пауза;   6)   правильная   рабочая   поза;   7)   положительные эмоции. Кроме того, считаю не менее важным при выборе форм, методов и средств обучения учитывать возрастно­половые особенности детей, состояние их здоровья и индивидуальные психофизиологические особенности. От   правильной   организации   урока   во   многом   зависит   функциональное   состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне. На   уроках   русского   языка   и   литературы   учащимся   приходится   достаточно   много писать.   Значительную   нагрузку   испытывают   органы   зрения   и   слуха,   мышцы   спины, мышцы   кисти   работающей   руки.   В   таких   случаях   я   даю   детям   возможность   Эффективны   в передохнуть, этом физкультурные   из   составляющих здоровьесберегающего подхода. Этому вопросу отдельная статья. Видов   физкультминуток   существует   много.   Например,   я   применяю   на   своих уроках гимнастику   для   глаз, упражнения, корректирующие   осанку,   упражнения для кистей рук и другие. Введение в структуру урока физкультминуток, сочетающих различные упражнения, является необходимым условием высокой работоспособности и сохранения здоровья детей. Умение   "дирижировать"   состоянием   активности   учащихся   ­   важный   критерий здоровьесберегающего аспекта. А физкультминутка в значительной мере повышает на уроке активность учащихся и внимание. Не менее важным является эмоциональный климат урока, который во многом зависит от   доброжелательного   тона   учителя,   от   юмористической   составляющей педагогического общения. О том, что хороший смех дарит здоровье, сказано немало. Учитель   без   чувства   юмора   и   умения   проявить   его   в   необходимый   момент   и   в подходящей   форме   лишается   большей   части   своей   педагогической   и   личностной привлекательности. Постоянная серьёзность собеседника ­ признак психологического нездоровья.   Несколько   уместных   и   умных   шуток   в   течение   урока   ­   показатель   его качества, критерий для оценки. На   учебных,   коррекционно­развивающих   занятиях   стараюсь   широко   применять технологии арттерапии (музыкотерапия,   фототерапия,   игротерапия,   изотерапия, сказкотерапия).   Эффективность   использования   артпедагогических   технологий   в коррекционно­развивающей   работе   с   детьми   с   нарушением   интеллекта   доказана многими педагогами, в частности, М. С. Вальдес­Одриосола, Л. Д. Лебедевой, Е. А. Медведевой и др. Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они   позволяют   с   помощью   стимулирования   художественно­творческих   проявлений осуществить   коррекцию   нарушений   психосоматических,   психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.               Технологии   дифференциации   и   индивидуализации   обучения. Дифференциация обучения ­ это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы. Применение данной технологии имеет следующие преимущества: исключается уравниловка и усреднение детей; повышается уровень мотивации учения; в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться; создаются щадящие условия для более слабых учащихся; у   учителя   появляется   возможность   помогать   слабому,   уделять   внимание сильному; появляется   возможность   более   эффективно   работать   с   трудными   учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам; повышается уровень Я­концепции ученика: более сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности. Индивидуальный   подход   ­   это   принцип   педагогики,   согласно   которому   в   процессе учебно­воспитательной   работы   с   группой   учитель   взаимодействует   с   отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности. Я   считаю,   что   не   меньшее   значение   имеют   различные виды   педагогической поддержки в усвоении знаний: обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии); урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их; адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия; одновременное   подключение   слуха,   зрения,   моторики,   памяти   и   логического мышления в процессе восприятия материала; использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов); дополнительные упражнения; оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др. Коррекционно­развивающие   технологии,   применяемые   мною   в   обучении   детей   с ОВЗ, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что даёт новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно,   сама   учебная   деятельность   учащихся,   их   знания   приобретают   новые качества.

Современные технологии на уроках русского языка и литературы при обучении детей с ОВЗ

Современные технологии на уроках русского языка и литературы при обучении детей с ОВЗ

Современные технологии на уроках русского языка и литературы при обучении детей с ОВЗ

Современные технологии на уроках русского языка и литературы при обучении детей с ОВЗ

Современные технологии на уроках русского языка и литературы при обучении детей с ОВЗ

Современные технологии на уроках русского языка и литературы при обучении детей с ОВЗ

Современные технологии на уроках русского языка и литературы при обучении детей с ОВЗ

Современные технологии на уроках русского языка и литературы при обучении детей с ОВЗ

Современные технологии на уроках русского языка и литературы при обучении детей с ОВЗ

Современные технологии на уроках русского языка и литературы при обучении детей с ОВЗ

Современные технологии на уроках русского языка и литературы при обучении детей с ОВЗ

Современные технологии на уроках русского языка и литературы при обучении детей с ОВЗ

Современные технологии на уроках русского языка и литературы при обучении детей с ОВЗ

Современные технологии на уроках русского языка и литературы при обучении детей с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018