Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС
Оценка 4.8

Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
Междисциплинарный 4
1 кл—4 кл
14.12.2017
Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС
В пособии раскрываются особенности построения современного урока в начальной школе с учетом требований Федерального госстандарта. Сопоставлены характеристики традиционного урока, не соответствующего стандарту, и раннивающего урока, соответствующего ФГОС’ НОС). Приводятся примеры ин вариативных учебников для начальной школы но рааличным учебным предметам. Пособие адресовано учителям начальных классов, директорам и завучам общеобразовательных учреждений, студентам педагогических вузов и колледжей.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО.docx
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО  УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО 1.1. Понятие «развивающее обучение» Введенный Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования 1371 требует существенной перестройки  требований к современному уроку и начальных классах. Это связано со  сменой приоритетов и целей начального образования, с необходимостью  внедрения новых подходов к определению сто результатов. В качес тве основных целей­ориентиров выделяется достижение не только  предметных результатов, по н личностных и мстапредметных. К личностным результатам обучающихся, освоивших основную  образовательную программу начального общего образования, относятся  «готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированное!!)  мотивации к обучению и познанию, цеппостио­ смысловыеустановки  обучающихся, отражающие их индивидуально­ личностные позиции,  социальные компетенции, личностные качества; сформированиость основ  гражданской идентичности» |37, с. 7|. К метапредмегпиым результатам обучающихся относятся освоенные ими  «универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и  коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компе тенциями,  составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями» [37,  с. 7 81. К предметным результатам обучающихся относятся «освоенный  обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для  данной предметной области деятельности но получению нового знания, его  преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира» [37,  с. 8]. Таким образом, приоритетами начального образования признаны идеалы  развивающего обучения: умение учиться, предметные и универсальные  (общеучебные) способы действий, индивидуальный прогресс ребенка в  эмоциональной, социальной, познавательной сферах.  7 Из этого следует, что одним из ключевых направлений реализации требований ФГ'ОС в ходе урока является внедрение развивающего обучения. Традиционно понятие «развивающее обучение» ассоциировалось только с  двумя образовательными системами — системой Д.Б. Элько* пина — В.В.  Давыдова и системой Л.В. Занкова. Но на самом деле это понятие имеет более широкий педагогический смысл. Реализация идей развивающего обучения в  соответствии со стандартами второго поколения должна осуществляться в  рамках любой системы или модели начального образования, во всех  соответствующих стандарту системах учебников и учебно­методических  комплектах (УМК). Соответственно, учитель начальных классов,  реализующий ФГОС, должен понимать сущность развивающего обучения и  владеть технологией его реализации в рамках любой предметной программы и любого проводимого им урока. В основе концепции развивающего обучения .лежит учение Л.С. Выготского о  соотношении обучения и развития |4|. Ученый определил, что обучение и  развитие не тождественны, но между ними существует тесная взаимосвязь.  Обучение является внутренне необходимым и всеобщим моментом развития.  Без «хорошего обучения» психическое разви тие ребенка невозможно.  Обучение только тогда эффективно, когда «забегает вперед развития и ведет  развитие за собой». Выготский Л.С. выделил две зоны развития. Зона актуального развития  характеризует маличный уровень развития ребенка, т.с. то, что он может  делать самостоятельно, то, что он знает и умеет на сегодняшний день. Зона  ближайшего развития связана с перспективой развития ребенка. Она  характеризует то, что ребенок еще не умеет делать самостоятельно, по может  делать в сотрудничестве со взрослым или более развитым сверстником.  Выготский Л.С. сделал вывод о том, что педагогика должна ориентироваться  не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Обучение не  должно надстраиваться над созреванием, ид ти в хвосте разви тия. Таким  образом, развивающее обучение ориентировано именно па зону ближайшего  развития ученика. Давыдов В.В. определил сложную диалектическую связь между процессами  обучения, воспитания и развития. Эти процессы нельзя рассматривать как  рядоположенные. По мнению В.В. Давыдова, воспитание и обучение человека  следует рассматривать в широком смысле как «присвоение»,  «воспроизведение» им общественно­исторически заданных способностей. При этом воспитание и обучение («присвоение») являются всеобщими формами  психического развития человека. Следовательно, «присвоение» и развитие «не могут выступать как два самостоятельных процесса, поскольку они  соотносятся как форма и содержание единого процесса развития человека»  [7, с. 85].  8 Рубинштейн С.Л. подчеркивал: «Ребенок развивается воспитываясь и  обучаясь, а не развивается, и воспитывается, и обучается. Эго значит, что  воспитание и обучение включаются в самый процесс развития ребенка, а не  надстраиваются лишь над ним» [34, с. 1911. Учителя часто говорят: «Я учу детей, даю им знания, а значит, развиваю». Но  это приводит к отождествлению в сознании педагога процессов обучения и  развития. Конечно, даже традиционное обучение способствует развитию. Но  при этом процесс развития является стихийным, неуправляемым. Не  учитываются задачи развития, которые должны решаться в рамках  конкретного возрастного периода, т.е. младшего школьного возраста.  Традиционное обучение «тренирует и закрепляет те психические функции,  которые в своей основе возникали и начали развиваться у детей еще в  дошкольном возрасте» |6, с. 281. Как следствие, возникают пробелы в  развитии учащихся, оно зачастую является неполным, односторонним. Развивающее обучение, в отличие от традиционного, впрямую реализует цели  возрастного развития. При этом формирование знаний, умений и навыков  является не целью начального образования, а средством достижения целей,  связанных с развитием и воспитанием. Репкип В.В. определил, что  «развивающее обучение это обучение, содержание, методы и формы  организации которого прямо ориентированы на закономерности развития»  132, с. 3|. «Превращение ребенка в субъекта, заинтересованного в  самоизмепепии и способного к нему, превращение ученика в учащегося  характеризует основное содержание развития школьника в процессе  школьного обучения. Обеспечение условий для такого превращения является  основной целью развивающего обучения, которая принципиально отличается  от цели традиционной школы подготовить ребенка к выполнению тех или  иных функций в общественной жизни» 132, с. 4 ]. Давыдов В.В. сформулировал ключевые идеи развивающего обучения в русле  научной школы Л.С. Выготского, которые становятся особенно актуальными  в условиях внедрения ФГОС 1 ЮО: — образование, состоящее из обучения и воспитания человека, призвано  прежде всего развивать его личность; ­ личность человека связана с его творческими возможностями; поэтому  развитие личности в системе образования требует прежде всего создания  условий раскрытия и проявления творческих возможностей учащихся; — обучение и воспитание предполагают собственную деятельность учащихся  в процессе усвоения ими многообразных духовных ценностей; учащийся  является подлинным субъектом учебно­воспитательного процесса; — учитель и воспитатель направляют и руководят собственной  деятельностью учащихся, но не навязывают и не диктуют им 9 свою волю; подлинное обучение и воспитание осуществляются путем  сотрудничества взрослых с детьми и подростками; — полноценные методы обучения и воспитания соответствуют возрастным и  индивидуальным особенностям и поэтому не могут быть однообразными |6, с.  117 ­118]. В ФГОС НОО четко определены и соотнесены цели начального образования и  его результаты |27, 37|. Основные направления развития младших школьников, перечень личностных и метан редметных результатов начального образования  представлены в программе формирования универсальных учебных действий  111,271. Программа реализует системно­деятельностный подход, ключевой  идеей которого является положение о том, что личность развивается в  деятельности. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность.  Процесс формирования У УД направлен на становление у учащихся умения  учиться, т.е. освоение ими всех компонентов учебной деятельности, включая  «1) познавательные и учебные' мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; А) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала,  контроль и оценка)» [11, с. 271. В соответствии с требованием ФГОС в образовательном процессе у  обучающихся формируются А группы УУД: личностные, познавательные,  регулятивные, коммуникативные, а основным подходом к построению урока  становится системно­деятельностный подход. {См. 1.2.) 1.2. Системно­деятельностный подход к построению урока В соответствии с общими положениями ФГОС ООО в основе Стандарта  лежит системно­деятельпостиый подход. Отот подход основывается на  теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.ГГ Леонтьева, Д.Б.  Олькопипа, В.В. Давыдова, П.Я Гальперина, раскрывающих основные  психологические закономерности процесса развивающего образования и  структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей  возрастного разви тия детей и подростков. Системно­деятельностный подход обеспечивает: — формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; — проектирование и конструирование социальной среды развития  обучающихся в системе образования; — активную учебно­познавательную деятельность обучающихся; — построение образовательного процесса с учетом индивидуальных,  возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. 10 Системно­деятельностный подход предполагает: • разнообразие организационных форм деятельности и учет индивидуальных  особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с  ограниченными возможностями здоровья); • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает  основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний,  умений, видов, способов деятельности. Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы  образования, которая находит отражение в следующем: Предыдущие  стандарты  образования Цель школьного  обучения усвоения  знаний, умений,  навыков Стихийность учебной  деятельности  обучающегося Новые стандарты  образования Изолированное  изучение  обучающимися системы научных понятий,  составляющих  содержание учебною  предмета Преимущественное  использование  индивидуальной формы  усвоения знаний Цель школьного  обучения  формирования умения  учиться 1 (сленанраилснпая  организация и  планомерное  формирование  деятельности ученика Включение содержания  обучения в контекст  решения значимых  жизненных задач Признание решающей  роли учебного  сотрудничества в  достижении целей  обучения

Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС

Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС

Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС

Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС

Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС

Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС

Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС

Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС

Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС

Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС

Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС

Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2017