"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник
Оценка 4.6

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

Оценка 4.6
Работа в классе +1
docx
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
06.02.2019
"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник
Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель начальных классов или учитель-предметник во время организации учебного процесса. Сборник содержи:т валеологические задачи , задачи в стихах на тему «Ты и твоё здоровье», физкультурные минутки, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз и мн. др
Сборник здоровьесберегающих технологий.docx
Сборник Составила: учитель начальных классов Мамаева Т.Г. здоровьесберегающие Современные технологии qwertyuiopasdfghjklzxcvb nmqwertyuiopasdfghjklzxc vbnmqwertyuiopasdfghjkl zxcvbnmqwertyuiopasdfgh jklzxcvbnmqwertyuiopasdf ghjklzxcvbnmqwertyuiopa sdfghjklzxcvbnmqwertyuio pasdfghjklzxcvbnmqwerty uiopasdfghjklzxcvbnmqwe rtyuiopasdfghjklzxcvbnmq wertyuiopasdfghjklzxcvbn mqwertyuiopasdfghjklzxcv bnmqwertyuiopasdfghjklz xcvbnmqwertyuiopasdfghj klzxcvbnmqwertyuiopasdf ghjklzxcvbnmqwertyuiopa sdfghjklzxcvbnmqwertyuio pasdfghjklzxcvbnmqwerty Аннотация                       Это   перечень   лишь   самых   популярных   и   общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой  учитель начальных классов или учитель­предметник во время организации учебного процесса. 1 Содержание: 1. Валеологические задачи ………………………………………………..    3 2. Задачи в стихах на тему «Ты и твоё здоровье»…………………………  6  3. Релаксация………………………………………………………………… 8 4. Физкультурная минутка………………………………………………..   12 5. Пальчиковая гимнастика………………………………………………..  15 6. Гимнастика для глаз……………………………………………………    17 7. Методика по созданию здоровьесберегающего образовательного  пространства в начальной школе по методу В.Ф.Базарного…………..18 8. Гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко……………………………20 9. Гимнастика до уроков……………………………………………………22 10.Смена видов деятельности……………………………………………….24 11. Артикуляционная гимнастика…………………………………………..24 12. Посиди и походи…………………………………………………………29 13.Упражнения для профилактики плоскостопия…………………………29 14.Дыхательная гимнастика…………………………………………………30 15. Упражнения для формирования правильной осанки…………………..32  16.Подвижные игры на динамических переменах…………………………34 17.Технологии эстетической направленности……………………………   37 18.Оформление кабинета…………………………………………………… 37 19.Позы учащихся……………………………………………………………38 20.Технологии, создающие положительный психологический климат….38 21.Эмоциональные разрядки………………………………………………   39 22.Точечный массаж………………………………………………………... 40 23.Беседы о здоровье……………………………………………………….. 41 24.Стиль общения……………………………………………………………53 25.Работа с родителями…………………………………………………….. 53 26.Праздник…………………………………………………………………..66 27.Конспект урока ………………………………………………………….. 74 Литература……………………………………………………………………79 Виды здоровьесберегающих технологий для учащихся начальной школы 1.       Валеологические задачи                  В процессе решения таких задач ученик не только усваивает общий способ выполнения действий, но и обдумывает полученный результат. В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет учащимся осознать ценность 2 здоровья,   порождает   тревогу   за   возможность   утраты   здоровья.   Учитель должен   помочь   преобразовать   возникшую   энергию   опасения   в   энергию действия. На этом этапе он знакомит и обсуждает с учащимися конкретные привычки здорового образа жизни. т.о. математическая задача формирует у младших   школьников   сложное     психическое   «новообразование»   ­ ответственное отношение к здоровью.                                Задачи для 1­го класса  Уставом   общеобразовательной   школы   установлены   следующие   сроки для школьных каникул: ­ осенние ­ 5 дней. ­ зимние ­ на 7 дней больше осенних. ­ весенние – на 4 дня короче зимних. Сколько   дней   длятся   весенние   каникулы?   Какое   значение   для   здоровья человека имеют школьные каникулы? Как правильно организовать их?  Рисовая каша переваривается в желудке 2 часа, а варёная говядина на 2 часа   больше   рисовой   каши,   а   жареная   свинина   на   6   часов   больше говядины. Сколько часов должен работать желудок, чтобы переварить жареную   свинину?   Какие   из   этих   продуктов   предпочтительно употреблять на ужин и почему?  Купальный сезон в летнее время открывается при температуре воды  20°С. Заканчивается купальный сезон при снижении температуры воды на   6°С.   При   какой   температуре   воды   завершается   купальный   сезон? Какое значение для организма имеет закаливание водой?   Саша и Надя купили одинаковые порции мороженого. Саша съел  мороженое за 4 минуты, а Надя за 5. Кто съел мороженое быстрее и на сколько? Почему мороженое необходимо слизывать кончиком языка?  Справка: на кончике языка содержится больше всего рецепторов, вос  принимающих сладкий вкус.                      Задачи для 2­го класса  В улыбке участвуют 18 лицевых мышц, а для гримасы неудовольствия приходится напрягать на 25 мышц больше. Какое количество мышц мы 3 используем для выражения своего плохого настроения? Какое значение имеет смех для человека?   Микроэлементы играют важную роль в нормальной жизнедеятельности организма.   Например,   недостаток   железа   в   организме   приводит   к снижению иммунитета, заболеванию крови –  анемии. В ста граммах коровьего молока содержится 2 мг железа, а в моркови его в 4 раза больше, чем в молоке.  Определите, сколько железа содержится в черешне, если известно, что  в ней его столько, сколько в молоке и моркови вместе. Какие, помимо железа, минеральные элементы необходимы человеку?   Сердце человека – неутомимый труженик. После каждого сокращения,  наступает   расслабление   –   сердце   отдыхает.   В   течение   суток   сердце работает 8 часов, а отдыхает в 2 раза больше. Сколько часов отдыхает сердце   в   течение   суток?  Какую   работу   выполняет   сердце?   Назовите факторы, неблагоприятные для его работы.   Когда Нине было 9 лет, она весила 28 кг, а в 12 лет она стала весить  36 кг. На сколько изменился вес Нины? Почему изменилась масса тела  девочки? Как здоровье зависит от веса человека?                                 Задачи для 3­го класса  Чтобы   получить   «5»   по   физкультуре,   мальчики   4­го   класса   должны пробежать   60   м   за   10   секунд,   а   3­го   класса   за   15   секунд.   С   какой скоростью нужно пробежать дистанцию мальчикам 3­го класса? Почему лёгкую атлетику называют королевой спорта?  Окружающая   среда   полна   зву   ков.   Децибел   –   единица,   выражающая степень звукового давления. Сила звука нормального разговора           составляет 60 децибел. Сила звука мотоцикла на 40 децибел больше           силы звука разговора, а громкая музыка в 2 раза больше силы звука            нормального разговора. Определите силу звука мотоцикла и силу звука            громкой музыки. Оцените степень воздействия шума на организм, если           известно, что сила звука в 120 деци бел вызывает болевые ощущения.            Как влияет шум на человека?  4  В состоянии покоя кровь течет по аорте со скоростью 50 см/сек., а по капиллярам   в   50   раз   медленнее.   С   какой   скоростью   течет   кровь   по капиллярам?   Какое   значение   имеет   кровь?   Как   изменится   скорость движения крови по артериям, капиллярам и венам после физической работы?                        Задачи для 4­го класса  В   сутки   через   лёгкие   человека   проходит   около   10000   л   воздуха. Сколько л воздуха пропускают и очищают лёгкие за 1 неделю, 1 месяц, 1 год? Что мы называем «зелёными» лёгкими земли?  Петя и Маша одновременно сели есть кашу. У обоих было по 300 г            каши. Через 15 мин. Петя съел всю кашу, а Маша съела 2/3 порции.            Сколько граммов каши осталось съесть Маше? Какое значение имеют           молочные каши для растущего организма?   Частота   сердечных   сокращений   у   спортсменов   составляет   60   уда ров/мин., а у людей, не занимающися спортом, – 72 удара/мин. Сколько           сокращений производит сердечная мышца спортсмена; не спортсмена за         1 час? Какое значение для сердечной мышцы имеют физические            упражнения и здоровый образ жизни человека?   Известно, что во время варки овощей часть витаминов теряется. Если            картофель варить без кожуры, то сохраняется всего 1/2 витаминов. При            варке картофеля с кожурой сохраняется на четверть витаминов больше.           Определите потерю витаминов (в %) при варке очищенных и            неочищенных клубней. Предложите свой рецепт приготовления           картофеля, если известно, что при закладывании овощей в кипящую             воду потеря витаминов намного меньше, чем при закладывании их в           холодную воду.   В течение 72 лет человек съедает 5 тонн мяса, а картофеля на 4 тонны  больше.   Сколько   килограммов   мяса   и   картофеля   в   среднем   съедает человек за 1 год? Какое значение имеют эти продукты для человека?    Для нормальной жизнедеятельности в организм человека постоянно  5 должны поступать белки, жиры и углеводы. Зная массу своего тела, рас  считайте, сколько белков и жиров содержится в вашем организме, если  известно, что на долю жиров приходится 11% веса тела, а белков в 5 раз больше, чем жиров. В каких продуктах много белков, а в каких жиров?   Человек за 70 лет жизни выпивает 10 000 л молока, а воды – 50 000 л.  Во сколько раз и на сколько больше человек пьет воды, чем молока? Какое значение имеет вода для организма человека?   В кишечнике человека живет более 400 видов полезных бактерий. Они  вырабатывают витамины, помога ют нам усваивать пищу, в определен  ной мере защищают кишечник от вторжения вредных  микроорганизмов.   Во   время   лечения   гриппа   антибиотиками   человек сокращает   численность   полезной   микрофлоры   в   4   раза.   Какое количество видов полезных бактерий уничтожает человек,  принимающий лекарства? Какие народные способы лечения гриппа вам известны?   В сутки через легкие человека проходит около 10 000 л воздуха.  Сколько литров воздуха пропускают и очищают легкие за 1 неделю; 1 месяц;   1   год?   Какие   вещества   могут   попадать   в   легкие   вместе   с воздухом?   При поступлении в школу 78% детей имеют нормальное зрение.  После пяти лет учебы количество детей, имеющих нормальное зрение, уменьшается   вдвое,   а   к   завершению   школы   этот   показатель уменьшается втрое. У скольких процентов детей снижается зрение за время   обучения   в   школе?   Какие   правила   следует   соблюдать,   чтобы сохранить хорошее зрение? 2.       Задачи в стихах на тему «Ты и твоё здоровье»                                                   ***                             «Я проснулся в 7 утра                                 И на стадион!» ­                                  Так приятелям сказал                                 Ляпин Родион.                                 «Четверть часа на пробежку,                                 На зарядку полчаса, 6 И одну шестую часа                                 Слушал птичьи голоса». Сколько времени был Родион на стадионе?                                                         ***                                 Без здоровья что за жизнь?                                 На турник  ­ и подтянись!                                 Подтянулся 10 раз                                 Наш силач спортсмен Тарас.                                 А его сосед Емеля                                 Один раз еле­еле. На сколько меньше подтягиваний сделал Емеля?                                                        ***                                  На лужайке, на лужайке                                  Дети прыгали, как зайки.                                  5 прыжков на левой ножке,                                  6 – на правой по дорожке.                                  Кто из вас сказать готов,                                  Сколько было всех прыжков?                                                       ***                                  Важны для здоровья, друзья, витамины,                                  И яблоки ест непременно Ирина.                                  12 их в вазе лежало, смотри,                                  А после обеда осталось лишь 3. Сколько яблок съела Елена?                                                       ***                                  Играли вечером в хоккей                                  Артёмка, Игорь и Евсей.                                  На лёд пришли 4 брата. Сколько теперь хоккеистов, ребята?                                                                                                         ***                                    В шахматы пришли играть 7 После школы 7 ребят.                                    3 из них мальчищки были.                                    (очень шахматы любили.) Сколько девчонок пришло играть в шахматы?                                                   ***                                   Ваня любит витамины:                                   Он купил 3 апельсина,                                   Яблок 10, 2 банана.                                   Всё в корзинке у Ивана. Сколько всего фруктов купил Иван?                                                   ***                                   В нашем классе 15 ребят,                                   Заниматься все спортом хотят,                                   3 пловчихи, 2 самбиста.                                    Остальные – шахматисты. Сколько шахматистов в классе?                         8 3. Релаксация  —  проводится   во   время   интеллектуальных   занятий   для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини­аутотренинг. Упражнение на релаксацию Напряженье улетело… И расслаблено всё тело (2 раза) Будто мы лежим на травке… На зелёной мягкой травке… Греет солнышко сейчас… Руки тёплые у нас. Дышится легко… ровно… глубоко. Губы чуть приоткрываются Всё чудесно расслабляется Нам понятно, что такое Состояние покоя. Волшебный сон. Реснички опускаются… Глазки закрываются… Мы спокойно отдыхаем… Сном волшебным засыпаем… Дышиться легко…ровно…глубоко… Отдыхают…засыпают… Шея не напряжена И рассла­бле­на… Губы чуть приоткрываются… Всё чудесно расслабляется… Дышиться легко…ровно…глубоко… (Пауза.) Мы спокойно отдыхаем Сном волшебным засыпаем… (Громче, быстрей, энергичней.) Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем. 9 Их повыше поднимаем. Потянулись. Улыбнулись! Всем открыть глаза и встать. (Выполнять движения по тексту.) Упражнение «Лимон» • Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. • Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука. • Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку. Выполните это же упражнение левой рукой. Регулярное выполнение упражнений на расслабление помогает возбужденным, беспокойным   детям   постепенно   стать   более   уравновешенными, внимательными   и   терпеливыми;   заторможенные   и   скованные   дети   могут приобрести уверенность и бодрость. Упражнение «Солнечный зайчик» «Сядьте   в   удобное   положение.   Расслабьтесь.   Теперь   закройте   глаза   и слушайте меня. Представьте   себе   чудесное   солнечное   утро.   Вы   находитесь   возле   тихого озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен.   Вы   ощущаете   всем   телом   тепло   солнца.   Вы   спокойны   и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка   вашего   тела   наслаждается   покоем   и   солнечным   теплом.   Вы отдыхаете… А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня»   «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу: 10 зайчик на лбу, на носу, на ротике, на щеках, на подбородке ­ нежно погладь его ладонями. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, одну руку, вторую. Погладь его и подружись с ним. Ты отдохнул» Упражнение «Полёт высоко в небе» «Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на летнем ароматном лугу. Над вами летнее теплое солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно   спокойными   и   счастливыми.   Высоко   в   небе   вы   видите   птицу, парящую в  воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.  Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук взмахивающих крыльев, когда они энергично рассекают воздух.  Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он — птица Представьте, что это ваши   крылья   медленно   движутся   вверх   и   вниз.   Представьте,   что   это   вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны. Ваши   крылья   рассекают   воздух,   упираясь   в   его   плотные   массы. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.  А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле.  Вот   мы   уже   на   земле.   Откройте   глаза.   Вы   чувствуете   себя   хорошо отдохнувшими,   у   вас   бодрое   настроение   и   прекрасное   ощущение   полета, которое сохранится на весь день». Упражнение «Плывём в облаках»  « Займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко  и медленно. Вообразите,   что   вы   находитесь   на   природе,   в   прекрасном   месте.   Теплый, тихий   день.   Вам   приятно,   и   вы   чувствуете   себя   хорошо.   Вы   абсолютно спокойны.  Вы лежите и смотрите вверх на облака — большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно.  Во   время   вдоха   вы   начинаете   мягко   подниматься   над   землей.   С   каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку.   Вы   поднимаетесь   еще   выше   на   самую   верхушку   облака   и   мягко утопаете в нем.  Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете. Облако 11 медленно   вместе   с   вами   начинает   опускаться   все   ниже   и   ниже,   пока   не достигнет земли.  Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день». Упражнение «Порхание бабочки» (Все упражнения на релаксацию выполняются под спокойную расслабляющую музыку.)  Дети   ложатся   на  коврики   на   спину,  руки   вытянуты   вдоль   туловища,  ноги прямые, слегка раздвинуты.  Психолог: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте   себе,   что   вы   находитесь   на   лугу   в   прекрасный   летний   день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он — бабочка, что у него красивые   и   большие   крылья.   Почувствуйте,   как   ваши   крылья   медленно   и плавно   движутся   вверх   и   вниз.   Наслаждайтесь   ощущением   медленного   и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат... и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях» 4. Физкультурная   минутка  —   динамическая   пауза   во   время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2­3 минуты. Отдых наш – физкультминутка Отдых наш – физкультминутка. Занимай свои места! Шаг на месте левой, правой, Раз и два, раз и два. (Ходьба на месте). Руки подняли и покачали –  Это деревья в лесу. 12 (Поднять руки вверх и покачать вправо­влево, Опустить вниз.) Руками взмахнули, Кисти встряхнули,  Ветер сбивает росу. (Сделать круг руками, встряхнуть кистями.) Плавно руками, дети, помашем, Это к нам птицы летят, (Развести руки плавно в стороны и  Плавно опустить вниз.) Как они сядут, мы тоже покажем,  (Сесть за парту.) Крылышки сложим назад. (Руки за спину, свести лопатки.) Загадаю вам загадку Загадаю вам загадку, Становитесь на зарядку. (Ходьба на месте.) Раз – листочки поднимаем. (Поднять руки через стороны вверх.) Два – листочки загибаем. (Согнуть руки в локтях, сделав полукруг.) Три – ещё разок свернули, (Обхватить руками плечи.) На четыре – развернули. (руки в стороны) Буква спряталась внутри. (Приседания.) Кто догадлив? (Прыжки на месте.) Назови! (Сесть на место.) « Путешествие в лес» Только в лес мы вошли (маршируют) Появились комары. 13 (лёгкое похлопывание по телу) Дальше по лесу шагаем (маршируют) И медведя мы встречаем.  (раскачивают из стороны в сторону) Снова дальше мы идём (маршируют) Перед нами водоём (руки в стороны) Прыгать мы уже умеем (руки на пояс, полуприседания с поворотом вправо­ влево) Раз – два, раз – два! (прыжки) Позади теперь вода! (маршируют)  «Зарядка ­ 3» Каждый день по утрам делаем зарядку. Очень нравится нам делать по порядку: Весело шагать, руки поднимать. Приседать и вставать(4 раза) Прыгать и скакать (7 прыжков) «Зайка» Зайка серенький сидит и ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать. Кто – то зайку напугал. Зайка – прыг и убежал.  ( имитировать движения по ходу стиха) Мелкие шажки – раз, два, три (вперёд) Лёгкие прыжки –раз –два –три (назад) Вот и вся зарядка – раз­два­три. Мягкая посадка – раз–два­три. «Ванька­встанька» Отдых наш – физкультминутка. Занимай свои места. Раз – присели, два – привстали, Руки кверху все подняли. 14 Сели, встали, сели, встали – Ванькой – встанькой будто стали. А потом пустились вскачь, Будто мы – упругий мяч. Солнце глянуло в кроватку, Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире, 1­2­3­4­5. Наклониться – три, четыре. И на месте поскакать. На носок потом на пятку. Все мы делаем зарядку. « Льется чистая водица» Льется чистая водица  Мы умеем сами мыться. Порошок зубной берем, Крепко щеткой зубы трем. Моем шею, моем уши, После вытремся посуше. Поверни головку вправо, Поверни головку влево. Опусти головку вниз  И тихонечко садись.  (Слова текста сопровождаем действиями.) Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп (хлопки над головой) Мы топаем ногами, топ, топ (высоко поднимаем колени) Качаем головой (головой вперед назад подвигать) Мы руки поднимаем, мы руки опускаем 15 (руки поднять, опустить) Мы низко приседаем и прямо мы встаем (присесть и подпрыгнуть) Руки вниз, на бочок. Разжимаем­ в кулачок  Руки вверх и в кулачок  Разжимаем на бочок  На носочки поднимайся  Приседай и выпрямляйся. 5. Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук. «ОСЕНЬ» Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные  Ветер листики считал:  движения ладонями.) Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику Вот кленовый на обеих руках.) Вот рябиновый резной,  Вот с березки — золотой, Вот последний лист с осинки  Ветер бросил на тропинку.  (Спокойно укладывают ладони на стол.) «АПЕЛЬСИН» Мы делили апельсин. (Дети «разламывают» апельсин.) Много нас, (Показывают 10 пальцев.) А он один.  (Показывают 1 палец.) Эта долька — для ежа. (Загибают пальцы левой руки.) Эта долька — для стрижа.  Эта долька — для утят.  Эта долька — для котят.  Эта долька — для бобра.  А для волка — кожура.  (Бросательное движение правой рукой.) Он сердит на нас —  (Сжимают кулаки и прижимают Беда!!! их к груди.) Разбегайтесь —  («Бегут» пальцами по столу.) Кто куда! 16 «ПТИЧКИ» Эта птичка – соловей,  (Загибают пальцы на обеих руках.) Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель. Эта птичка – злой орлан.  (Машут сложенными накрест ладонями.) Птички, птички, по домам.  (Машут обеими руками, как крыльями.) «ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ» У лисы в лесу глухом (Дети загибают пальцы на обеих руках.) Есть нора — надежный дом. Не страшны зимой метели  Белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий  Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры  Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый,  До весны сосет там лапу. Есть у каждого свой дом, (Удары ладонями и кулачками поочередно.) Всем тепло, уютно в нем. «БОТИНКИ» Всюду, всюду мы вдвоем (Средний и указательный пальчики Неразлучные идем. «шагают» по столу.) Мы гуляем по лугам, (Дети загибают по одному По зеленым берегам, пальчику, начиная с большого.) Вниз по лестнице сбегали,  Вдоль по улице шагали, После лезем под кровать, Будем там тихонько спать. (Укладывают ладони на стол.) 6.  Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2­3 минуты. 17 Для проведения гимнастики выбираем одно из упражнений и повторяем его три раза.  1. Голову держать, затем поднять до отказа вверх, после этого скосить их до отказа   влево   прямо,   глаза   скосить   сначала   до   отказа   вправо   и,   наконец опустить вниз. Сделав паузу, повторить упражнение в обратном порядке.   2.   Голову   держать   прямо,   глаза   скосить   сначала   до   отказа   вправо,   затем скосить   их   до   отказа   влево,   задержаться   в   этом   положении   на   несколько секунд и возвратиться в исходное положение.  3. Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувства усталости. Затем расслабиться на 5­6 секунд.  4. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3­4 круговых движения глазами в правую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.  5. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1­4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1­6. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счёт 1­4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счёт 1­6.  6. Не поворачивая головы. Посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счёт 1­4, затем посмотреть вдаль на счёт 1­6. Аналогично – с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз.  7. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счёт 1­6. Затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счёт 1­6. 8.   Используются   траектории   «восьмёрка»,   зигзаги,   спирали,   треугольник   с кругом и меньшим треугольником в середине. По ним дети бегают глазами.  9.   Сидя   за   столом,   расслабиться   и   медленно   подвигать   зрачками   слева направо. Затем справа налево. Медленно переводить взгляд вверх­вниз, затем наоборот.  10.  Учащиеся   стоят   возле   парт.   Вначале   они   выполняют   наклон   в   правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом. Ах, как долго мы писали Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.) Посмотрите все в окно, 18 (Посмотреть вправо­влево.) Ах, ка солнце высоко. (Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладонями.) В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдём, (Посмотреть по дуге вверх­вправо и вверх­влево.) Вправо, влево повернём, А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. 7. Методика   по   созданию   здоровьесберегающего   образовательного пространства в начальной школе по методу В.Ф.Базарного. Данная методика предполагает:            Обучение учащихся в режиме смены динамических поз. Для   этого   используется   специальная   ростомерная   мебель   с   наклонной поверхностью   парты   и   конторки.   Часть   урока   дети   стоят   за   конторкой, другую часть сидят за партой, тем самым сохраняя вертикаль позвоночника, укрепляя   осанку.   В   1­ом   классе   дети   меняют   позу   через   5   минут,   во   2­4 классах   –   через   12­15   минут.   Работа,   стоя   за   конторкой   ,   способствует формированию   координации   и   равновесия,   профилактике   опорно­ двигательного   аппарата,   сердечно­сосудистой   системы,   близорукости. Уставшие от учёбы могут выйти из­за стола, сесть или прилечь на диван.             Проведение уроков в режиме движения наглядного материала за счёт   максимального   удаления   от   глаз   детей   учебного   дидактического материала.  Для   этого   используются   подвижные   «сенсорные   кресты»: деревянные   планки,   подвешенные   к   люстре   в   углах   класса,   на   которых располагаются дидактические материалы, карточки с заданиями и ответами, Разнообразных по форме, цвету и размеру, которые раскладываются в любой точке класса. Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных   мышц.     Карточки   с   дидактическими   заданиями   располагаются   в классе везде: на книжных полках, на окне, даже за выключателем. 19 Методика сенсорно­координаторных тренажей «Четыре угла». Все   упражнения   выполняются   в   свободной   позе:   дети   делают   движения головой,   глазами   и   туловищем   в   течение   1,5­2   минут.   В   четырёх   углах кабинета фиксируется  яркие изображения: картинки, схемы, слова, формулы, числа, фигуры, правила, сюжеты из сказок, пейзажи и т. д. Здесь присутствует важный   эмоционально­мотивационный   фактор,   который   повышает физическую и психическую активность детей на уроке.             Методика зрительно­координационных тренажей. Схема ­тренажёр находится   на   потолке.   Незамысловатые   круги   и   восьмёрки   –   схемы­ траектории – используют для разминки и укрепления мышц глаз. Глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям. Одновременно дети делают непроизвольные движения головой, шеей, туловищем. По мнению доктора   В.Ф.Базарного,   регулярное   использование   этого   тренажёра восстанавливает зрение ребёнка за один учебный год, и он может отказаться от очков.              Для расширения зрительных горизонтов и развития воображения применяются  экологические  панно   (2 × 3м).  На   панно   изображается уходящий в бесконечность сельский пейзаж (река, берёза, село). С помощью специальных   манекенов   и   карточек   разворачиваются   сюжеты   урока. Экологическая   стенка   меняется   с   приходом   нового   времени   года.   Из манекенов кукол и движущихся предметов создаются самые разные сюжеты, связанные с темой урока.                        Обязательным учебным предметом доктора В.Ф.Базарного является   детское   здоровое   хоровое   пение.  Пение   является   мощным средством   балансировки   нервной   системы   и   психики,  профилактики  заболеваний голосового  аппарата, органов дыхания. Познание мира детьми осуществляется   на   основе   зрительно­образного   моделирования   в   режиме одухотворённой перспективы.             Прежде чем начать работу по методике В.Ф.Базарного, необходимо изучить соответствующую литературу по валеологии, ознакомиться с опытом использования   здоровьесберегающих   принципов   обучения   и   воспитания   в школах. Невозможно представить себе учителя с авторитарным подходом к учебному   процессу   в   классе,   где   внедряется   подвижный   способ   обучения. 20 Учителю   необходимо   постоянно   перемещаться   по   классу,   быть   активным, чтобы   дети   следили   за   ним.   Для   восстановления   связи   между   зрением   и общим мышечным  чувством  весь  урок строиться  в  режиме «динамических поз». Прежде всего, учитель должен быть готов к построению урока с учётом здоровьесберегающих технологий.             Технология В.Ф.Базарного помогает учителю стать раскрепощённым, повысить   творческий   потенциал,   значимость   и   престиж   профессии   в обществе.   И   только   такой   учитель   сможет   сделать   свободным   и раскрепощённым подрастающее поколение.     Гимнастика для глаз по методу В.Ф. Базарного  1. Филин. Закрыть глаза на 3­4 секунды. Широко раскрыть глаза, смотреть вдаль и не моргать в течение 5­6 с. 2. Весёлые рожицы. Изобразить   мордочки   различных   животных   или   сказочных   персонажей (гримаса ёжика – губы вытянуты вперёд – влево – вправо – вверх – вниз, потом в левую сторону, в правую сторону). Затем изобразить кикимору, Бабу­ ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д. 3. Рисование носом. Посмотреть на картинку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить  себе, что нос стал таким длинным, что достаёт до картинки. Написать носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. Задание можно конкретизировать в соответствии с темой урока (словарное слово, термин и т.д.).  4. Далеко ­ близко. Учитель   называет   вначале   удалённый   предмет,   а   через   2­3   с   –   предмет, расположенный близко. Учащиеся быстро отыскивают предметы и называют их. Во   избежание   усталости   учащиеся   на   уроке   необходимо   чередовать   виды работ: самостоятельную работу, работу с учебником (устную и письменную), творческие задания.            8. Гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко 1.Пальминг. Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца (И правой, и левой руки.) ­ на переносице, как мостик очков. Ладошки на 21 глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить  на стол, сесть поудобнее. Спина   прямая,   голову   не   наклонять.   Под   ладошками   темно.   Можно представить себе приятную картину. В какое­то мгновение начнет казаться, что кто­то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать. 2. Верх ­ вниз, влево ­ вправо.  Двигать   глазами   вверх­вниз,   влево   ­   вправо.   Зажмурившись,   снять напряжение, считая до десяти. 3. Круг. Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. 4. Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний ­ в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата. 5. Покорчим рожицы. Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримасочка ежика ­ губки вытянуты вперед — влево — вправо ­вверх — вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу­ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.) 6. Рисование носом. Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть   на   табличку.   (Учитель   может   конкретизировать   задание   в соответствии с темой урока.) 7. Раскрашивание. Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом:  например, сначала желтым, потом  оранжевым,  зеленым,  синим, но закончить   раскрашивание   нужно   обязательно   самым   любимым   цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов. 8. Расширение поля зрения. Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем — правый глаз, за левым ­ левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их... и направить 22 в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.  9. Буратино. Предложить   детям   закрыть   глаза   и   посмотреть   на   кончик   своего   носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика. 10. Часики. Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик ­ по часовой стрелке, а правый — против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону. 9.Гимнастика  до уроков.    Комплекс   упражнений   гимнастики   до   учебных занятий проводят под музыку в течение 6 – 8 минут. Он включает в себя 6 ­ 8 упражнений,  выполняемые   в   такой   последовательности:   для   осанки,  мышц плечевого пояса и рук, мышц корпуса, нижних конечностей, на внимание. По мере   привыкания   к   комплексу   в   него   включаются   новые   упражнения   или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений. А теперь на месте шаг А теперь на месте шаг. Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.) Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.) Руки перед грудью ставим И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.) Мы присядем десять раз. Мышцы не болят у нас. (Приседания.) Десять раз подпрыгнуть нужно, Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.) 23 Мы колени поднимаем –  Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.) От души мы потянулись, (Потянуться, руки вверх и в стороны.) И за парты вновь вернулись. (Сесть за парты.) Вот мы руки развели Вот мы руки развели. (Руки в стороны.) Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились. (Наклоны вперёд.) Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, дети, не ленитесь, Поклонитесь, улыбнитесь! Дети вышли по порядку Дети вышли по порядку На активную зарядку. На носочки поднимайтесь,  (Подняться на носки, руки вверх.) Между парт не потеряйтесь. (Опуститься на всю стопу, руки вниз.) Потянулись, наклонились (Наклон назад, руки в стороны.) И обратно возвратились. (Выпрямиться, руки вниз.) Повернулись вправо дружно, Влево тоже всем нам нужно, (Повороты направо­налево, руки на пояс.) Повороты продолжай И ладошки раскрывай. (Повороты направо­налево, руки в стороны, ладони кверху.) 24 Поднимай колени выше – На прогулку цапля вышла. (Ходьба на месте с высоким подниманием бедра.) А теперь прыжки вприсядку, Словно заяц через грядку. (Приседания с выпрыгиванием вверх.) Закружилась голова? Отдохнуть и сесть пора. (Сесть за парты.) Стали мы учениками Стали мы учениками, (Шаг на месте.) Соблюдаем режим сами: (Хлопать в ладоши.) Утром мы, когда проснулись, (Прыжки на месте.) Улыбнулись, потянулись, (Потягивания.) Для здоровья, настроенья, (Повороты влево, вправо.) Выполняем упражненья: (Рывки руками перед грудью.) Руки вверх и руки вниз, (Рывки руками поочерёдно вверх – вниз.) На носочки поднялись. (Подняться на носочки.) То присели, то нагнулись (Присесть, нагнуться.) И опять же улыбнулись. (хлопать в ладоши.) А потом мы умывались, (Потянуться, руки вверх – вдох­выдох.) Аккуратно одевались. (Повороты корпуса влево – вправо.) В школу шли, не торопясь, (Приседания.) 25 К крепким знаниям стремясь. (шаг на месте.) 10.   Смена   видов   деятельности  —   это   целесообразное   чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся. 11. Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые   используются   на   уроках   не   только   для   умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения. «Часики» Тик – так, тик – так –  Ходят часики – вот так!  Влево тик,  Вправо так.  Ходят часики – вот так! Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально  передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта.  Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз. «Окошко» Рот приоткрою я немножко,  Губы сделаю «окошком».  Зубки рядышком стоят  И в окошечко глядят. Описание: широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно" «Варенье» Нашей Маше очень смело,  На губу варенье село,  Нужно ей язык поднять,  Чтобы капельку слизать. 26 Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме  "чашечки" облизать верхнюю губу и спрятать в рот «Заборчик» ­ Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке. Подъезжает шофёр, Ну, а впереди – забор. Тормозит и назад. И так восемь раз подряд. «Качели» ­ Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к  верхним и нижним зубам. А сейчас качели вверх Тянем, тянем до небес. Вниз теперь их полёт И никто не отстаёт.  «Змейка» ­ Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд. Осторожно народ: Змея в пещере живёт. Кто её не хвалит, Того она ужалит.  «Чашечка» ­ Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка  подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком  положении язык удержать от 1 до 5­10.  Язычок наш поумнел. Чашку сделать он сумел. Можно чай туда налить. И с конфетами попить. 27 «Вкусное варенье» ­ Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю  губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения  языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал  только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх –  она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Губка верхняя в варенье Ах, неаккуратно ел. Вот облизывать придётся Будто нету других дел.  «Трубочка­желобок» ­ Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. Ну­ка делай, дружок!  Язычок в желобок. Щёки ты не надувай,  Губками прижимай! Плавно воздух выпускается Желобок не разрушается.  «Горка» ­ Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять  вверх. Санки привезли ребятки Горка есть и – всё в порядке!  «Маляр» ­ Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних  зубов до мягкого нёба. Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок. Белит нёбо кисточка за мазком, мазок. Сделано немало, кисточка устала. 28 «Лошадка» ­ Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть  подъязычную связку. Вот лошадка скачет ловко, У лошадки есть сноровка! Много, много в цирке лет, А ребятам всем – привет!  «Грибок» ­ Рот открыт. Язык присосать к нёбу. На тонкой ножке вырос гриб, Он не мал и не велик. Присосался язычок! Несколько секунд – молчок!  «Гармошка» ­ Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно  оттягивать вниз верхнюю челюсть. Непослушный язычок Делает вот так – молчок! Челюсть нижняя вниз Это вовсе не каприз. Гармошку делать продолжаем! Рот закрываем, открываем.  «Пароход» ­ Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит  пароход). Отплывает пароход Ы­Ы­Ы­Ы Набирает он свой ход. Ы­Ы­Ы­Ы 29 Он в гудок гудит, гудит Ы­Ы­Ы­Ы «Путь счастливый говорит» Ы­Ы­Ы­Ы  «Болтушка – индюк» ­ Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка  движения по верхней губе вперед­назад, стараясь не отрывать язык от губы,  кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить  медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не  послышатся звуки бл­бл.  Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не  выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя  челюсть не двигалась. По двору индюк ходил Бл­Бл­Бл Хвост, как веер, распустил. Бл­Бл­Бл Вот какой красивый я, Бл­Бл­Бл Полюбуйтесь на меня!  «Барабанщики ­ дятел» ­ Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами,  многократно и отчётливо произнося звук «Д­Д­Д…». Сначала звук «Д»  произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот  был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал  только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара. Дятел, дятел тук­тук­тук. Д­Д­Д­Д Ты чего стучишь, мой друг! Д­Д­Д­Д ­Я не зря во рту стучу Д­Д­Д­Д Звукам правильным учу. 30 Д­Д­Д­Д 12. Посиди и походи.  Эта   методика   применяется   при   особенно   большой   нагрузке   –   на   уроках математики,  русского   языка,  литературного   чтения.  Во   время   урока  через каждые 15 минут проводиться смена деятельности учащихся. По традиции называем   их   физкультминутками,   но   их   задача   не   только   в   снятии физического   напряжения,   но   и   в   развитии   эмоционально­волевой   сферы. Упражнения, включённые в физкультминутку, помогают сбросить негативную энергию   (раздражение,   тревожность)   и   способствуют   формированию уверенности в себе. 13. Упражнения для профилактики плоскостопия. Массаж стопы.             У каждого ученика под партами лежат массажные коврики по типу аппликатора Кузнецова, но сделаны они из подручного материала: для уч­ся 1 ­2 классов – это коврики из нашитых цветных пуговиц. Для уч­ся 3 ­4 классов –   пробки   от   пластиковых   бутылок.   Эти   массажные   коврик   изготавливают родители   вместе   со   своими   детьми.   Такой   совместный   труд   способствует укреплению семьи и школы. Балерина                    Сидя на стульчике, упереться кончиками пальцев   в пол. Делать маленькие шажки, как балерина на пуантах. Колени внутрь не поворачивать. Весёлые ножки             Выполняется сидя. Выставить одну ногу вперёд на пятку, на носок, убрать под стул. То же  ­ другой ногой. Медвежонок           Ходьба на внешней стороне стопы, а затем на внутренней. Руки на пояс. Пружинки Что за странные пружинки Упираются в ботинки? (Приподнимать носки, пятки прижать к полу.) Ты носочки опускай, 31 (Опустить носки на пол, Пальцами нос прижаться к полу.) На пружинки нажимай, Крепче, крепче нажимай. Не пружинок – отдыхай! Очень трудно так стоять Очень трудно так стоять,  Ножку на пол не спускать И не падать, не качаться,  За соседа не держаться. (Читать стихотворение два раза, стоя на одной ноге, меняя ноги.) Котёнок Котёнок крадётся.  (Ходьба на цыпочках.) Котёнок бежит. (Бег на носочках.) Котёнок прыгает, ловит бабочку. (Мягкие подпрыгивания, опускаться нужно на всю ступню.) 14. Дыхательная гимнастика Дыхательные   упражнения   используются   для   восстановления   и совершенствования навыков дыхания. Статические дыхательные упражнения выполняются   без   движения   конечностей   и   корпуса,   а   динамические     ­ сопровождаются движениями. Ветер Ветер сверху набежал, Ветку дерева сломал: ­ В – в – в – в – в! Дул он долго, зло ворчал: Ф – ф – ф – ф – ф! (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох) Гудок паровоза        Через нос с шумом вдох, задержав дыхание на 1 ­2 с, с шумом выдох через рот,   губы   сложены   трубочкой,   со   звуком   «у»   (выдох   удлинён).   Учимся 32 дышать в темпе 3 – 6. Вдох короче (1 – 3 счёта). Задержка дыхания, выдох длинный (1 – 6 счётов). Гуляем по полянке        В ходьбе с длинными махами руками, глубокие вдохи – выдохи через нос. Чередовать разновидности ходьбы (на носках, высоко поднимая колени, «с кочки на кочку», перешагивание через предметы). Дышим глубже Носом – вдох, (Поднять руки – вдох.) А выдох – ртом,  (Свободно опустить руки – выдох.) Дышим глубже, а потом –  Марш на месте не спеша. Коль погода хороша! Завели машину Завели машину, (Вдох.) Ш – ш – ш – ш, (Выдох.) Накачали шину, (Вдох.) Ш – ш – ш – ш,  (Выдох.) Улыбнулись веселей И поехали быстрей, (Вдох.) Ш – ш – ш – ш – ш – ш. «Пятёрочка»          Вдохнуть воздух через нос и на выдохе посчитать 1,2, 3, 4, 5. «Именинный пирог» 33 Руками изобразить пирог, сделав из них круг. Представить, что на пироги свечки (столько, сколько лет ребёнку). Вдохнуть воздух через нос, и прерывистыми выдохами задуть каждую свечку. Надуваем шар          И.п. – сидя                  На вдохе через нос выпятить живот; на выдохе – втянуть живот по возможной амплитуде. Дракончик          И.п. – сидя          1 – 2 – глубокий вдох через нос;                  3 – 4 – похлопать пальцем по правой половинке носа на выдохе, произносить «м – м – м», то же с другой половинкой носа.   Прищепка           И.п. – всать, ноги на ширине плеч, руки на поясе, вдох через нос.           На выдохе зажать пальцами нос (2 – 3с), полный выдох через нос. Сдуй лепесток           И.п. – сидя (стоя), на ладони нарезанная бумага (пушинки, лепестки).           Глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2 – 3 с.                     Прерывистые   выдохи   через   нос,  стараясь   сдувать   по   несколько «лепестков». 15. Упражнения для формирования правильной осанки.  Мы проверили осанку Мы проверили осанку И свели лопатки. (Ходьба на месте.) Мы походим на носках, (Ходьба на носках.) А потом на пятках. (Ходьба на пятках.) Мы идём, как все ребята, (Ходьба на месте.) 34 И, как мишка косолапый (Ходьба на внешней стороне стопы.) Потом быстрей, быстрей пойдём И после к бегу перейдём. (Бег на месте.) Чтобы отдых дать спине Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.) Спину тоже разминаем,  Взад­вперёд её сгибаем. (Наклоны вперёд и назад.) Поворот за поворотом, То к окну, а то к стене. Выполняем упражненье, Чтобы отдых дать спине. (Повороты корпуса вправо­влево.) Отжимаемся от парт. Приготовились. На старт! Молодцы! А кто у нас Смог отжаться десять раз? (Отжимания от парт.) Отдохнули мы чудесно, Нам за парты сесть пора. Руки в стороны и вверх Руки в стороны и вверх, И потянемся теперь. (Потянуться, руки вверх.) Чтобы спинка не болела, Мы наклоны будем делать. Наклонились раз и два.  (Наклоны вперёд­назад.) И за парты нам пора. Не спешить, не отставать! 35 Ноги врозь, на пояс руки. Надо спинки нам размять. Наклоняться будем, ну­ка, (Наклоны в стороны и вперёд.) Крутим мельницу вперёд: Раз, два, три, четыре, пять. А потом наоборот Будем мельницу вращать. (Вращение прямыми руками вперёд и назад.) Подтянуть к груди колено И немного постоять. Научитесь непременно Равновесие держать. (Поднимать согнутые в коленях ноги Как можно выше.) Хорошо мы отдохнули  И к учёбе мы вернулись. Нам за партой не сидится Нам за партой не сидится, Разминаем поясницу. Корпус крутим влево­вправо – Так мы отдохнём на славу. (Вращение корпусом.) Хорошо мы отдохнули  И к учёбе мы вернулись. 16.   Подвижные   игры   на   динамических   переменах.   Организуются учителями начальных классов с помощью учителя физкультуры. Проводятся на   открытом   воздухе   после   второго   или   третьего   урока.   Динамическая перемена проводится в свободной непринуждённой игровой форме с учётом пола   и   интересов   детей.   В   содержание   динамической   перемены   входят общеразвивающие   упражнения,   подвижные   игры,   эстафеты,   элементы спортивных игр. Быстро по местам 36 Играющие строятся в одну или в две колонны и вытягивают руки. Касаясь плеч впереди стоящего. По команде учителя «На прогулку!» ученики расходятся в разные стороны, По команде «Быстро по местам!» ­ строятся в исходное положение, стараясь быстро занять исходное место. Всё ли на месте                  Перед играющими раскладываются различные предметы: игрушки, школьные принадлежности и т.д. Водящий поворачивается к ним спиной. В это время один предмет убирается. Повернувшись, водящий должен назвать его, и показать то место, где он лежал. Вызов номеров            Играющие рассчитываются по порядку номеров. Каждый запоминает свой   номер.  Учитель   вызывает   детей   по   номерам   и   даёт   им   определённое задание: поймать мяч, сделать упражнение, принести эстафетную палочку и т.д. Замри!           Ученик стоит прямо, прислонившись спиной к стене; пятки соединены и касаются стены; икры, ягодицы и пятки касаются стены; руки опущены вниз без   напряжения;   локтями   касаясь   стены.   По   команде   учителя   «Замри!», ученик пытаясь уменьшить пространство между спиной, шеей и поясницей. Мысленно считая до 10­ти, после чего возвращается в свободное положение. Запрещённое движение           Учитель проводит комплекс физкультпауз по предложенной схеме, по типу общеразвивающих упражнений, но одно движение, например, «руки за голову» ­ является запрещённым. Это значит, что выполнять его нельзя: тот, кто выполнит это упражнение, получает штрафное очко и т.д. выигрывает тот, кто получит меньше всего штрафных очков. Отгадай движение           Играющие делятся на две команды.                Игроки одной команды заранее договариваются между собой о том движении,  которое   они   будут   делать   все   вместе   на  определённый   счёт   во время ходьбы. Игроки водящей команды все вместе повторяют отгаданное движение. Затем команды меняются местами. 37 Игра «Гуси­лебеди»   Число играющих различно: от 10 до 40 человек. С одной стороны площадки (зала)   обозначают  «дом»,  с  другой  –  «пастбище».  Выбирают     «пастуха»  и «волка», остальные – «гуси­лебеди». Они располагаются в «доме».      «Волк»   становится   в   середине   площадки,   а   «пастух»   около   «»гусей     и «лебедей». Он говорит: «Гуси­лебеди – гулять! Пока волка не видать!»    Все «гуси» и «лебеди» бегут через поле на «пастбище», изображая руками взмахи крыльев – «летят». После слов пастуха: «Гуси­лебеди, домой, серый волк под горой!», они бегут «домой», а «волк» старается поймать их, добегая до самого «дома».     Пойманных   игроков   подсчитывают   и   отпускают   «домой»   или   держат   в логове «волка» до его замены. После 2 – 3 игр выбирают нового «волка» и «пастуха» из числа пойманных «гусей». В конце отмечаются лучшие «гуси», то есть те играющие, кого ни разу не поймал «волк». А также лучший «волк» ­ тот водящий, который сумел поймать большее число «гусей».    Правила. 1 Если играющих немного (8­10), можно играть до тех пор, пока не будут переловлены все «гуси». 2 «Гусям» разрешается выбегать и возвращаться в «дом» только после слов, сказанных «пастухом». Нарушивший правило считается пойманным. 3 «Волк» может ловить «гусей» только после слов – «под горой» и только до линии «дома».  Послушайте   стихотворение   и   придумайте   движение   для физкультминутки. Искалочка Если где­то нет кого­то, Значит кто­то где­то есть. Только где он этот кто­то? Но куда он мог залезть?    В. Берестов Паучок на базаре Паучок приехал на базар, Мухам паучок привёз товар. 38 Он его развесил на осинке. ­ Кто из вас желает паутинки?     В. Орлов Охотник Надев сапоги на обе ноги И взяв рыболовный сачок. Идёт по болоту журавль на охоту. Лягушки в траву забрались – И молчок!                              Г. Ладонщиков Сова и синица Ночь вошла в свои права. В путь пускается сова. Все глаза огромные Видят ночью тёмною. А синица не боится, Потому что спит синица.      В.Берестов Кошка ­ Что ты кошка сторожишь? ­ Сторожу у норки мышь! Выйдет мышка невзначай – Пригашу её на чай.                 В.Лунин 17. Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи,   посещение   выставок,   работа   в   кружках,   то   есть   все   мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка. 18. Оформление кабинета. Санитарно­гигиеническое состояние помещения, в   котором   проходят   занятия,   также   относят   к   здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей. 19. Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших   классах   этим   зачастую   пренебрегают.   Вместе   с   тем,   осанка 39 формируется у человека только к 15­17­летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к   нарушению   осанки,   но   и   быстрой   утомляемости,   нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям. 20. Технологии, создающие положительный психологический климат  на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и   приемы,   которые   учат   работе   в   команде,   внимательности,   улучшают микроклимат   в   коллективе,   способствуют   личностному   росту   и самоуважению. 21. Эмоциональные разрядки  —  это   мини­игры,  шутки,  минутки  юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках. Звериный хор  Аудитория делится на четыре (оптимально) части. Каждой части дается звук какого ­нибудь животного. Например: ”Гав! Мяу! Бе ­ е! Хрю!” Используется мотив какой ­нибудь легка песенки (“В лесу родилась елочка“ или “Во поле березка стояла” ). Мотив разучивается   на   каждый   звук   отдельно.   Затем   по   знаку   ведущего   должна вступать та или иная часть зала.  Тыр! Пыр! Пулемет! (песенка)  Слова сопровождаются движениями, поются с ускорением темпа.  Тыр, пыр, пулемет!  Выше крыши самолет.  Бац артиллерия  Скачет кавалерия.  Кричалки  “Два цветочка”.  Ведущий называет слова, а дети за ним  громко повторяют . Два цветочка, два цветочка  Ежики, ежики  Наковальня, наковальня  Ножницы, ножницы  Бег на месте, бег на месте  40 Зайчики, зайчики  А теперь мы дружно скажем девочки и мальчики.  “Как живешь”.  Ведущий задает вопрос, а дети показывают ответ движением. Как живешь? Вот так  А плывешь? Вот так  Ждешь ответ? Вот так  Машешь вслед? Вот так  Как бежишь? Вот так  Утром спишь? Вот так  Вдаль глядишь? Вот так  Как шалишь? Вот так  Еду на танке  Повторять за ведущим громко слова. Чика ­ бум Повторять слова за ведущим Чика ­бум ­ крутая песня  Будем петь её все вместе  Если нужен классный шум  Пойте с нами ­  чика ­бум  Пою я ­  бум ­ чика ­бум  Пою я ­  бум ­ чика ­бум  Пою я ­  бум ­ чика ­ рака ­ чика ­ рака ­ чика ­бум  А ­ а ­ а , о ­ е! Ещё раз  Побыстрее. Всё повторяется снова, только в более убыстренном варианте. Запуск ракеты К запуску космической ракеты приготовиться  ­ Есть! Приготовиться!!! (отдают честь)  Пристегнуть ремни!  ­Есть пристегнуть ремни (хлопок перед собой)  Включить контакты!  ­  Есть включить контакты (соединяют перед собой большие пальцы рук)  41 Завести моторы!!!  ­   Есть,   завести   моторы!!   !(вращают   большие   пальцы   рук   и   нарастающий гул)!!!  Когда, гул стал громким, ведущий на пальцах ведет отсчет:  5,4,3,2,1 пуск!!  Все кричат: Ура! Ура! Ура!  22.   Точечный   массаж.   Упражнения   точечного   массажа   учат   детей сознательно   заботится   о   своём   здоровье   и   являются   профилактикой простудных заболеваний. Цель комплексов массажа заключаются не только в профилактике   простудных   и   других   заболеваний,   повышении   жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за своё здоровье, уверенности   в   том,   что   они   сами   могут   помочь   себе   улучшить   своё самочувствие.   Точечный   массаж   младших   школьников   проводится   с использованием большого и указательного пальца, которыми надавливают или совершают круговые движения на точки ответственные за состояние тех или иных   органов   или   систем   организма.   Длится   он   всего   две   –три   минуты   и хорошо воспринимается ребёнком. Основные точки находятся на ладонях и стопах, лопатках и плечах, голенях и коленях. Самомассаж   головы.   Круговой   массаж   черепа   проводится   следующим образом: правая ладонь поглаживает  правый весок, двигаться при этом надо к затылочку. Левой рукой в это время осуществляются массирующие движения на лбу. Всё это можно выполнять под стишок: На комод забрался ёжик, У него не видно ножек. У него, такого злючки  Не причёсаны колючки. И никак не разберёшь – Щетка это, или ёж. Точечный   самомассаж   лица  для   детей,   способствует   предотвращению простудных   заболеваний,   позволяет   научиться   управлять   мимикой   лица. Самомассаж выполняется в игровой форме, имитируя работу скульптора. Крылья носа разотри – раз, два, три! 42 И под носом ты утри – раз, два, три! Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять! Вытри пот себе со лба ­ раз, два, раз, два! Серьги на уши повесь, если есть! Заколкой волосы скрепи ­ раз, два, три! Сзади пуговку найди, пристегни ­ раз, два, три! А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку! Девочки и мальчики, приготовьте пальчики! Вы так славно потрудились и красиво нарядились. Точечный самомассаж носа для детей является одним из способов лечения заложенности носа и насморка. Он оказывает положительное воздействие на детский   организм:   стимулирует   процесс   кровообращения,   оказывает укрепляющее   воздействие   на   мышцы   носоглотки,   оказывает   тонизирующее воздействие на эндокринную систему.                      Чтобы снять неприятные симптомы, нужно трижды пройтись по указанным ниже точкам, нажимая на них 10 раз. ­ край ноздрей; ­ внешние уголки глаз; ­ область между бровями (переносица); ­ точка немного выше ушной мочки; Точечный самомассаж рук. Дети должны активно потереть ладошки друг о друга   до   ощущения   тепла,   вытянуть   каждый   пальчик   и   надавить   на   него, ногтями одной ручки потереть по ногтям другой («стиральная доска») для оказания благотворного воздействия на внутренние органы. Точки на ногтях связаны с сердцем, лёгкими, печенью и кишечником. Нажимают точку между большим   и   указательным   пальцами  (в  конце   складочки)   для   нормализации функции всего организма, снятия усталости. Следует потереть всю ручку до плеча, нажимая на мышцы, затем от плеча вниз ладошкой ля возбуждения мышц рук и прочистки энергетических каналов. Точечный массаж ног для детей. Проведённый в игровой форме вызывает у них   только   положительные   эмоции.   Сев   по   ­   турецки,   ребёнок   должен непременно   подтягивать   стопы,   затем   размять   пальцы   и   пятки,   выполнять пощипывающие движения, предотвращающие развитие плоскостопия. Затем 43

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник

"Современные здоровьесберегающие технологии". Сборник

"Современные здоровьесберегающие  технологии".  Сборник
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2019