Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 40 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист (без ассистента), должен был бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление о работе школьного учителя»
(Дональд Д. Куинн).
Учитель - это профессия, которая требует от человека не только много терпения, но и много усилий, постоянной работы над собой. Ученик, приходя в школу, хочет получить знания, которые пригодятся в жизни. А родители хотят, чтобы их детей учил профессиональный учитель. Поэтому учителю нужно много внимания уделять самообразованию. Тем более, что дети очень быстро развиваются вместе с научным прогрессом. Те задания и материал, который учителя предлагали детям еще несколько лет назад, сегодня уже не актуальны.
Самообразование - необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен постоянно учиться, потому что в лицах его учеников каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. А самое главное он должен испытывать потребность в постоянном получении новых знаний.
Одной из форм самообразования педагога, является изучение требований к организации современного урока и проведение его в соответствии с требованиями ФГОС.
Цель работы:
Оптимизация ресурсов современного урока в рамках ФГОС через введение разнообразных методов обучения.
Для реализации данной цели поставила следующие задачи:
· Проанализировать основные требования к организации современного урока.
· Повысить интерес педагогов к современным технологиям.
Современный урок – это та учебная ситуация, та «сценическая»площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся, это время, когда ученик познает себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется.
Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС
1. Спланировать учебный материал
2. Подобрать учебные задания, целью которых является:
· узнавание нового материала;
· воспроизведение;
· применение знаний в новой ситуации;
· применение знаний в незнакомой ситуации;
· творческий подход к знаниям.
3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".
4.Составить три набора заданий:
· задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
· задания, способствующие осмыслению материала учеником;
· задания, способствующие закреплению материала учеником
Важнейшей задачей каждого учителя при реализации ФГОС ООО является освоение технологии проектирования учебного занятия с учетом системно - деятельностного подхода.
Системно-деятельностный подход – это развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
· ставить цели,
· решать задачи,
· отвечать за результаты.
Главная методическая цель урока при системно -
деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной
активности учеников.
Реализация системно - деятельностного подхода обучения опирается на методы:
Активный:
Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов, которые я использую на уроках , являются:
· Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.
· Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.
· Элементы — «изюминки» (интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).
· Нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки,
уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.
· Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические, деловые и др.).
· Использование информационных технологий, электронных учебных пособий и интерактивной доски и др.
Интерактивные
На уроках использую следующие методы: «Мозговой штурм», «Дебаты»,
« Интервьюирование различных персонажей», «Сочини сказку», «Ассоциации», «Заверши фразу».
Интерактивные методы обучения позволяют мне решать следующие задачи:
активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала;
повышение познавательной мотивации;
обучение навыкам успешного общения;
(умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);
· развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка;
· воспитание лидерских качеств;
· умение работать с командой и в команде;
· принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.
Исследовательский:
Исследование - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Исследовательская деятельность является важным средством развития личности ученика, готового к самостоятельной жизни в быстро изменяющемся мире, способного ориентироваться в социуме, а главное реализовать свой творческий потенциал, стать созидателем своей судьбы, нужным обществу и окружающим людям
Исследование
провожу не только на уроках, но и на внеурочной деятельности.
На занятиях внеурочной деятельности мы с детьми исследуем объекты природы, изучаем
растительный мир нашей местности, историю поселка, своей семьи.
« Природа – наша лечебница», “Малый уголок великой России” и т. д.
Проектный
Проект - это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся. Проект позволяет младшим школьникам применить результат своих знаний сейчас, а не через годы, предоставляет детям возможность увидеть и почувствовать практическое применение добытых ими знаний.
Не менее важной задачей учителя при реализации ФГОС ООО является освоение технологии личностно - ориентированного подхода.
Личностно-ориентированный подход— это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность.
Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть, по нашему мнению, личностно-ориентированный подход, который предполагает гибкость в определении целей, учитывает личностные интересы школьников их индивидуальные особенности и создает предпосылки для большей результативности обучения.
Личностно-ориентированное обучение формирует следующие умения:
Система дидактических принципов, при реализации личностно – ориентированного подхода.
• Опора на субъективный опыт –раскрытие индивидуального опыта каждого ученика
• Знание психофизических особенностей – знание индивидуальных предпочтений при работе с материалом каждого ученика
• В роли равноправных партнеров- возможность выбрать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме и тем самым наиболее активно проявлять себя.
Личностно ориентированный подход к обучению является средством для формирования основ учебной самостоятельности младших школьников.
В рамках интеграции личностно-ориентированного образования и информационных технологий считаю необходимым использование на уроках следующих форм:
• индивидуальная работа;
• групповая работа;
• фронтальная ;
• дифференцированная работа, творческие задания по выбору;
• самостоятельная работа;
• обучение сотрудничеству;
• разно уровневое обучение;
• создание ситуации успеха.
Плюсы современного урока
· Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.
· Практическая направленность учебного процесса.
· Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
· Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.
· Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение.
· Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.
· Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений.
· Создание условий для проявления самостоятельности учащихся
· Включение компьютеров в педагогические технологии.
· Дифференциация домашних заданий.
· Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.
· Четкое следование замыслу урока и готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебной ситуации.
· Регулярный анализ полученных на уроках результатов обучения.
· Развитие самооценки и оценки учащихся
Вывод
Современное учебное занятие направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Таким образом, оптимизация ресурсов современного урока в рамках ФГОС через введение разнообразных методик обучения позволяет достичь необходимого уровня в процессе обучения, и существенно повысить его качество.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.