Современный урок в условиях реализации обновлённого ФГОС.
Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться.
Требования к современному уроку по ФГОС:
· Урок обязан иметь личностно-ориентированный, носить индивидуальный характер.
· В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
· Осуществляется практический, деятельностный подход.
· Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
· Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
· Уроки «открытия» нового знания;
Цели:
Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за уроке ученик узнает какие-то новые термины, новые правила.
Деятельностная цель: научить детей применять новые способы действия. Это значит, что уяснив новые термины и правила, ученик должен уже на этом уроке попытаться реализовать эти знания, применить их на практике, испытать новое действие.
· Уроки отработки умений и рефлексии;
Цели:
Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.
· Уроки общеметодологической направленности (систематизации знаний);
Цели:
Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
· Уроки развивающего контроля;
Цели:
Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.
Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.
Структура урока открытия нового знания.
1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
2) Этап актуализации знаний.
3)Этап фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии выявления места и причины затруднения.
4) Этап построения проекта выхода из затруднения.
5) Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.
6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
8) Этап включения в систему знаний и повторения.
9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Структура урока-рефлексии по ФГОС
1. Мотивационный этап.
2. Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
3. Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
4. Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
5. Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
6. Обобщение выявленных затруднений.
7. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
8. Включение в систему знаний и умений.
9. Осуществление рефлексии.
Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Структура урока систематизации знаний
1. Этап мотивации.
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.
4. Этап включения изученного в систему знаний.
5. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Тип №4. Урок развивающего контроля
Структура урока развивающего контроля
1. 1) Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности.
2. 2) Этап актуализации и пробного учебного действия.
3. 3) Этап локализации индивидуальных затруднений.
4. 4) Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.
5. 5) Этап реализации построенного проекта.
6. 6) Этап обобщения затруднений во внешней речи.
7. 7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
8. 8) Этап решения заданий творческого уровня.
9. 9) Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.
На занятиях развивающего контроля у детей формируются навыки самоанализа.
Рассмотрим подробнее структуру урока «открытия» нового знания:
1. Мотивационный этап. (Мотивация – побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.)
То есть, учащимся необходимо объяснить, для чего им это надо, какую пользу принесет им овладение тем или иным методом, и как это умение пригодиться им в будущем.
Главная задача этого этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». Учитель должен затронуть все три пласта мотивации:
· «хочу» — вызываем интерес к уроку, к деятельности;
· «надо» — подводим ученика к осознанию важности и необходимости нового знания;
· «могу» — определяем тематические рамки познания, демонстрируем, что непосильных и сверхсложных задач не предвидится.
Приемы для этапа мотивации:
· Психологический тренинг.
· Графический диктант.
· "Да-нет".
· Рифмованное начало урока.
· Эпиграф к уроку.
· Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок.
· Начало урока с элементами театрализации.
· Интеллектуальная разминка.
Пример;
2 класс. Тема « Приставка как часть слова»
Приветствует учащихся.
Солнце на небе проснулось
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.
- Вы чувствуете солнечное тепло?
Пусть на сегодняшнем уроке будет тёплая дружеская атмосфера.
-Каким вы хотите, чтобы получился наш урок?
Как вы думаете, что для этого нужно?
2. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения.
Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы ученики могли:
· вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме;
· активизировали мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обощение.
· при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.
Приемы для этапа актуализации:
· Анализ выполнения домашнего задания.
· Ряд ассоциаций.
· Интеллектуальная разминка.
· Мозговой штурм.
· Прием "Почини цепочку".
Пример;
2 класс. Тема « Приставка как часть слова»
Начнём урок с игры «Да-нет-ка». Отвечаем на вопросы словами «Да» или «Нет».
-Слово состоит из предложений?- Нет
-Корень главная часть слова?- Да.
-Может ли слово быть без корня?- Нет.
-У родственных слов одинаковый корень?- Да.
-Окончание – это неизменяемая часть слова?- Да
-Бывает ли у слова нулевое окончание?- Да.
-Суффикс - это часть речи?- Нет.
- Суффикс находится после корня?- Да.
-Мы выучили все части слова?
Это нам и предстоит выяснить.
3. Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.
(Ключевой задачей на этой стадии выступает осознание, в чем конкретно состоит недостаточно знаний, способностей или умений.)
Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.
Работа на данном этапе строится следующим образом:
· Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух: что и как они делали.
· В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они «споткнулись» — это место затруднения.
· Завершается этот этап работы тем, что ученики вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно. Важно выделить — какого именно знания или умения не хватает — это причина затруднений.
Приемы:
· Мозговой штурм.
· Подводящий диалог.
· Группировка.
· Домысливание.
· Составление алгоритма.
· Прием "Птичий базар" – ученики вместе проговаривают новое правило (не хором, но все сразу и вслух).
Пример;
2 класс. Тема « Приставка как часть слова»
Запишите слова: сад, садик, садовый, посадка.
-Как называются эти слова? Выделите корень. Укажите ещё известные вам части слова, которые вы можете выделить.
-Все ли слова вы смогли разобрать? Почему?
-Какой возникает вопрос?
-Какие есть предположения?
Давайте назовём новую часть.
4. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
Основная цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.
Работа строится так:
· Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение.
· На основе этих предположений формулируется основная цель урока и ее тема (учитель может подкорректировать тему и цели урока).
· Выбирается способ, который позволит получить новое знание:
o Способ уточнения (если способ можно сконструировать из того, что ученики уже знают)
o Способ дополнения — требует введения новых практик и умений.
· Выбираются средства, с помощью которых будет изучаться новая тема: формулы, уже изученные правила, понятия, алгоритмы, модели и пр.
Приемы:
· Деловые игры.
· Дерево целей.
· Пресс-конференция.
· Эксперимент.
· Проблемный ряд.
· Подводящий диалог.
Пример;
2 класс. Тема « Приставка как часть слова»
-Кто сформулирует тему нашего урока?
-Какие цели (задачи) мы поставим перед собой?
Тема урока: Приставка - часть слова.
Цели урока: узнать, всё о приставке, где она находится, для чего служит, как обозначается; научиться находить приставку в словах; образовывать слова с помощью приставок. Учиться сотрудничать во время работы.
5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.
Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания. (Основной задачей выступает формирование детьми новой модели действий, умения ее применять и при решении задачи, вызвавшей затруднение, и аналогичных ей вопросов.)
Главная цель этого этапа: ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не только то затруднение, которое было уже зафиксировано, но решать все задачи подобного типа.
Приемы:
· Вопросы к тексту.
· Доклад.
· Проблемный диалог.
· Деловые игры.
· Проблемный поиск.
Пример;
2 класс. Тема « Приставка как часть слова»
.Работа в группах.
-А теперь я предлагаю вам стать исследователями. Мы будем изучать приставки.
Проанализируйте слова и ответьте на вопросы, которые у вас есть, а затем сделайте вывод, что такое приставка.
На карточках слова:
1 группа: убежать, забежать, выбежать
2 группа: спеть, напеть, пропеть
3 группа: дочитать, отчитать, перечитать
Вопросы:
-Что такое приставка?
-Где находится?
-Для чего служит?
-Как обозначается?
Защита работы. Чтение правила в учебнике.
6. Первичное закрепление нового знания с проговариванием вслух.
* (Оно необходимо для усвоения детьми нового метода действий. Для этого нужно, чтобы дети:
* Проговаривали вслух свои шаги и их обоснование.
* Решили несколько типовых задач по новому способу действий. Это может осуществляться в парах, в группах или фронтально.)
На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.
Приемы:
· Комментирование чтение.
· Вопросы к тексту.
· Отсроченная догадка.
· Презентация.
· Реклама.
Пример
2 класс. Тема « Приставка как часть слова»
Мы познакомились с новой частью слова – приставкой. Давайте попробуем составить алгоритм нахождения приставки в слове.
-Возьмём слово походка.
-Что будем делать сначала? (Подберём однокоренные слова: ход, ходить, поход, ходовой).
-Далее? (Выделим корень: ход).
-А теперь? (То, что перед корнем это приставка)
-Выделим её и назовём (по-).
У нас получился алгоритм «Как найти приставку»
1. Подбери однокоренные слова
2. Укажи (выдели) корень
3. Отметь часть слова перед корнем - приставку
4. Назови приставку.
6. Самостоятельная работа и проверка по эталону с самоконтролем. (Эти этапы современного урока по ФГОС имеют особое значение. В ходе самостоятельной работы проверяется степень освоения полученного знания, формируется (по возможности) успешная ситуация.)
На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.
Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика.
Приемы:
· Щадящий опрос.
· Деловые игры.
· Прием "Да-нет".
· Найди соответствие.
· Творческие тесты.
· Мини-проекты или мини-исследования.
· Диктанты (фактологический, цифровой, буквенный).
· Блиц-контрольные.
Пример;
2 класс. Тема « Приставка как часть слова»
1.Выделите приставку в словах.
На доске записаны группы слов.
вылить |
записать |
заехать |
перелить |
вписать |
выехать |
налить |
выписать |
переехать |
отлить |
написать |
уехать |
пролить |
подписать |
приехать
|
2.Работа в тетради с печатной основой, с учебником.
-С помощью приставок образуйте новые слова.
Сверяют свою работу с работой у доски, поверяют в парах и т.д.
7. Включение в систему знаний и умений. (В качестве ключевой задачи выступает применение моделей действий, которые вызывали затруднение, закрепление изученного материала и подготовка к восприятию следующих разделов предмета).
Основная цель этого этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.
Приемы:
· "Найди ошибку".
· "Верю-не верю".
· Тестирование.
· Различные виды опросов.
· Составление кроссворда.
· Контрольная работа или диктант.
· Восстанови текст.
· Свои примеры.
Пример;
2 класс. Тема « Приставка как часть слова»
Работа в парах по теме урока.
¾ На ваших партах лежат карточки. Выберите нужную приставку в соответствии со смыслом словосочетания и соедините их.
Карточки:
(жёлтого цвета – за, вы, при, пере, от;
белого цвета – бежал за угол, бежал из дома, бежал первым, бежал через дорогу, бежал от края)
Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание. В зависимости от подготовленности класса, учитель может предложить два варианта:
· уже готовое домашнее задание с обязательной градацией по степени сложности.
· ученики сами могут сформулировать домашнее задание, выбрать его тип (конструктивное, творческое, исследовательское), уточнить способы решения заданий.
9. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
(На этом этапе основная цель - осознание детьми способа преодоления затруднения и самостоятельная оценка полученных результатов коррекционной или самостоятельной работы.
На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.
Приемы:
· Таблица "+ - ?".
· Свободный микрофон.
· Дерево настроение.
· Лестница успеха.
· Цветотехника.
Пример;
2 класс. Тема « Приставка как часть слова»
Проводит беседу по вопросам:
¾ Что нового узнали на уроке?
¾ Как найти приставку?
¾ Как называется часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
¾ Какие части слова служат для образования новых слов?
Закончите по очереди предложения:
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Урок привлёк меня тем…
Урок заставил меня задуматься…
Этап рефлексии должен быть в обязательном порядке. Этап рефлексии работает на формирование следующих УДД; личностных, регулятивных. Когда ребёнок сам смотрит, над чем ему работать, планирует свою дальнейшую деятельность, работу. И это очень важно.
Способы организации этапа рефлексии: различные сигналы, условные обозначения, смайлики, эмоциональная рефлексия . Рефлексия должна быть после каждого урока.)
Таким образом, на уроке открытия нового знания учитель вовлекает учеников в процесс обучения, в процесс постановки целей урока и его темы. При этом происходит систематическое обучение навыкам самоконтроля, самоанализа, самооценки и самокоррекции.
Критерии результативности урока согласно ФГОС.
· Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
· Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
· Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
· Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
· Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
· На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
· Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
· Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
· Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
· Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
· Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
· На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Что характерно для современного урока?
Цель - готовность к саморазвитию. Она включает в себя:
• умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;
• умение ставить перед собой цель, принимать решения;
• умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;
• умение проконтролировать себя, свои собственные действия;
• умение адекватно оценить свои действия, выявить недочёты и скорректировать дальнейшую работу;
• умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.
В чём новинка?
· Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
· Новый ФГОС вносит существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего его.
· Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Технологическая карта урока и её структура
Современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, предназначенная для проектирования учебного процесса- это технологическая карта урока
Технологическая карта урока представляет собой графический вариант традиционного плана-конспекта, которой присущи интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией и технологичность
Технологическая карта начинается с общих сведений об уроке (сходны с планом-конспектом). За ней следует таблица, в которой расписываются основные элементы содержания, разбитые на этапы. После таблицы можно разместить также дополнительные материалы – тесты, решение задач, которые используются на уроке схемы или таблицы.
Структура технологической карты должна включать:
· название темы занятия, общей тематики раздела с указанием часов, отведенных на ее изучение;
· список предметных, личностных, метапредметных результатов учащихся;
· метапредметные связи в рамках курса;
· указание форм работы на уроке;
· этапы изучения темы с указанием целей и прогнозируемых результатов (в т.ч. практические и диагностические задания).
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даѐт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Спасибо за внимание!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.