СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • docx
  • 23.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация_вебинара.docx

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА

ПРОБЛЕМУ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Татьяна Визель

доктор психологических наук


 

 


З н а ч е н и е

м ы ш е ч н о й с и с т е м ы для с о с т о я н и я т е л а и д у ш и ч е л о в е к а

 

 

 

 

К о г н и т и в н о е

р а з в и т и е   р е б е н к а   не

о тд е л я л   от

м о т о р н о г о

 

 

 

Ур о в н и

м о з г о в о й

о р г а н и з а ц и и д в и ж е н и й


П р а к с и с   к а к

п р о и з в о л ь н о е п р е д м е т н о е

д е й с т в и е

 

 

 

З н а ч е н и е п р о ц е с с о в

к о м п е н с а ц и и    в п с и х о м о т о р н о м

р а з в и т и и  р е б е н к а

 

 

 

Ф у н к ц и о н а л ь н а я с п е ц и а л и з а ц и я

о б л а с т е й   м о з г а


 

МОТОРНОЕ


РАЗВИТИЕ


ПСИХИЧЕСКОЕ                    -


 

                                     



Составной характер термина психомоторика

ДВИЖЕНИЯ                   ПСИХИЧЕСКАЯ                                  СФЕРА

 

 


ОБЩАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА

МЫШЛЕНИЕ


 


ПРАКСИС


ЭМОЦИИ


ВОЛЯ


ОБОЗНАЧЕНИЕ ВИДОВ МОТОРИКИ?


 

Крупная моторика

(тело)


Мелкаямоторика- ПРАКСИС

(руки и артикуляция)


 

 


                                                                                                                                                                                                                                  


 

 

Уровень, лежащий выше уровня действий - символический

 

Теменно-премоторный уровень праксических действий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пирамидно-стриальный уровень пространственного поля Таламо-паллидарный уровень синергий и штампов

 

Рубро-спинальный уровень палео-кинетических регуляций

 

 

 

 

 

 

 

 



Уровневая иерархия видов патологии психомоторного развития

А

НАРУШЕНИЯ ТОНУСА

МЫШЦ

 

В

 

ДИСКООРДИНАЦИИ

                                                   

С

 

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ДЕЗОРИЕНТАЦИИ

 

                                     

D

АПРАКСИИ

(ДИСПРАКСИИ)

 

Е

АСИМВОЛИИ

(НЕРЕЧЕВЫЕ И РЕЧЕВЫЕ)


 


 

 

«ДИСПРАКСИЯ РАЗВИТИЯ»


Употребление в литературе: Ю.Е.Садовская и соавт. (2011); Чарльз Ньокиктьен (2018), Mary Lowth at al (2018) и др.


 

 

Развитие и диспраксия   - разномасштабные понятия.

Развитие - глобальный процесс                           онтогенетической эволюции человека. Диспраксия  - частный вид нарушения развития, аналогичный таким как дисгнозия, дислалия, дислексия, дисграфия.

 

 

 

 

 


Нет терминов дислалия развития, дисгнозия

развития, и т.д


ДИСПРАКСИЯ РАЗВИТИЯ ???


К вопросу о более узком и

прагматическом взгляде на диспраксию развития

Апраксия традиционно относится к нарушению способности выполнять произвольные движения при отсутствии основных сенсомоторных, языковых или общих когнитивных

нарушений. В литературе по детской неврологии термин

«диспраксия развития» используется гораздо шире и по- разному. Он использовался для описания широкого спектра двигательных симптомов, включая «неуклюжесть» и общие трудности координации, при различных нарушениях развития (включая расстройства аутистического спектра, языковые расстройства в процессе развития и перинатальный инсульт). Мы утверждаем, что необходимо ограничить использование термина «диспраксия развития» для описания нарушения произвольных жестов, признавая, что, в отличие от

приобретенной апраксии у взрослых, у детей могут

присутствовать также сопутствующие сенсорные и моторные проблемы.


Виды психических дизонтогений

( Лебединский В.В., 1985)

Задержанное развитие ЗРР, ЗПР

Поврежденное развитие -                                                       СДВГ, слуховые агнозии Дефицитарное развитие –                                     слепота, глухота, слабоумие (интеллектуальная недостаточность)

Дисгармоническое (диссоциированное) аутизм, заикание: ретардация/акселерация истерии, психопатии

детский психиатр Г.Е.Сухарева не включала УО и аутизм в число дизонтогений


Имеется ли зависимость психического

развития ребенка от моторного?

Да, зависит

И, прежде вего, от возраста ребенка!

0 3 года               сомато-вегетативный: общая психомоторная возбудимость 4—10 лет   психомоторный:

гипердинамии, тики, заикание

7—12 лет - аффективный:

страхи, негативизм, агрессия

12—16 лет эмоционально-возбудимый:

патология реакций пубертатного возраста



Рефлексы новорожденных | Дети наше всё | Яндекс ДзенВрожденные рефлексы новорожденного


Хоботковый рефлекс у взрослых и новорожденных

р.Хоботковый


 

 

 


Сосательный р.


Асимметричный шейный тонический рефлекс. | Для детей "V"https://tonometr58.ru/wp-content/uploads/refleks-babinskogo.jpgХватательный р.


 

 

 

 

 

Рефлекс Моро | Alexey ZeninАссиметричный шейный тонический р. (на поворот головы)

 

 

р.Моро

реакция на громкий неожиданный звук


Патология рефлекторной сферы в младенческом периоде жизни имеет негативные последствия в будущем

 

 

Симметричный шейный тонический рефлекс

новорожденного (до 3,5 лет)

 

 

 

 

Пример: Задержанный симметричный шейный тонический рефлекс тормозит в будущем обучение грамоте (взор, осанка при чтении и письме).


АНТРОПОЛОГИЯ О ЗНАЧЕНИИ ВЕРТИКАЛИЗАЦИИ ЦНС

«Человек это вертикаль»

Пьер Тейяр Шарден

 

 

Пьер Тейя́ р де Шарде́н

1881 – 1955

французский католический философ и антрополог

 

 

 

 

Идеи П.Шардена во многом созвучны идеям

В.Вернадского о ноосфере


Имеется ли зависимость психического развития

ребенка от моторного?

 

 

 

 

На примере детей с СДВГ: у 2/3 детей с СДВГ

- функциональный дефицит префронтальной коры из-за поражений на уровне базальных ганглий и петель мозжечка (Gerry Leisman at al., 2014).

 

 

 

 

 

На примере детей с ДЦП: 1/3 детей с ДЦП умственно сохранны, т.к. поражение не охватывает кору мозга.

у 2/3 детей с ДЦП - снижение психического развития, т.к. поражение распространяется на кору мозга (Немкова С.А., Заваденко Н.Н. и др., , 2014)


ОЧАГОВЫЕ ПОРАЖЕНИЯ КОРЫ МОЗГА: ДЕТИ = ВЗРОСЛЫЕ?

 

 

Очаговые поражения в мозге детей не приводят к тем же последствиям, какие имеют место при таких же поражениях у взрослых.

РЕБЕНОК НА СВЯЗЯХ!

Большая киста в мозге ребенка, а когнитивных нарушений нет. Почему?

 

Состояние межзональных проводниковых

связей важнее, чем   целостность самих зон.

Важна и функциональная активность гомотопических

областей, полушария,                    контралатерального пораженному.


ЗНАЧЕНИЕ ПРОФИЛЯ ПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ ДЛЯ АКТИВНОСТИ КОМПЕНСАТОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

 

                                                   


Профиль полушарной

асимметрии у правшей


Профиль полушарной асимметрии у левшей


                                                                                                                         


 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

 

 

 

 

 

Patricia Katherine Kuhl


ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ПРОЦЕССОВ МИЕЛИНИЗАЦИИ

Dr. McCandless. Гипотезы причин аутизма и других нарушений

развития:

            вирусы

            аутоиммунные заболевания

            пестициды

            химикаты (полихлорированные бифенилы, фосфорганические пестициды),

            металлы (свинец, ртуть рыбы, пломбы в зубах беременной женщины, вакцины, краска для отделки внутренних помещений)

            состояние кишечника

Методы лечения - диета-ферменты, антигрибковая терапия, витамины- минералы, хелирование, антивирусная терапия


 

Моше Фельденкрайз (1904- 1984). В процессе работы над движением тела Моше Фельденкрайз опирался на физику, анатомию, физиологию, биомеханику, эволюцию, психологию и дзюдо.

 

index


 

 

Система доктора Кабата (H. Kabat), или метод

PNF - проприоцептивное нейромышечное облегчение (середина XX века)

 

 

 

https://kvant-clinic.ru/wp-content/uploads/2018/02/colibri.group_%D0%9C%D0%BE%D0%B7%D0%B6%D0%B5%D1%87%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F-%D1%81-%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D1%8C%D1%8E-%D0%B8-%D0%B1%D0%B5%D0%B7.jpgФренк Белгау (Frank Belgau)– мозжечковая стимуляция (середина XX века)

 

 

 

 

 

 

 

А.Г. СМОЛЯНИНОВ Программа «Рука-Мозг»

В такой позиции растягивается грудная клетка и стимулируется работа дыхательных мышц, в том числе диафрагмы (начало XXI века).


Вальдорфская педагогика Рудольфа Штайнера (начало XX века) основывается на том, что обучение проходит без принуждения, с целью раскрытия уникальной личности

ребёнка. Большое внимание уделяется развитию движений, воспитанию нравственности, гуманности, сочувствия, уважения и т.д.

 

 

https://narasputye.ru/wp-content/uploads/2018/01/iGO5HnLc-sk.jpg


 


Система Марии Монтессори самостоятельность ребёнка; свобода в установленных границах;

естественное психологическое, физическое и

социальное развитие ребёнка (начало XX века)

 

 

 

 

=============================================================================================

 

Методики Гленна До́ мана (середина XX века)

https://img2.labirint.ru/rcimg/6e3ac7858baa635b45bcc221bc0f4301/1920x1080/books70/698256/ph_001.jpg?1564206104


Жан Пиаже - швейцарский психолог и философ, автор

экспериментального метода изучения когнитивного развития ОПЫТЫ


ПИАЖЕ (середина XX века)

 


Современный подход к проблеме психомоторного развития

детей ориентирован на самый ранний возраст

https://zhdumalisha.ru/wp-content/uploads/2016/02/111.jpg

Фитбол для младенцев

 

 

 

 

 

Плавание для младенцев