СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА
ПРОБЛЕМУ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
доктор психологических наук
З н а ч е н и е
м ы ш е ч н о й с и с т е м ы для с о с т о я н и я т е л а и д у ш и ч е л о в е к а
К о г н и т и в н о е
р а з в и т и е р е б е н к а не
о тд е л я л от
м о т о р н о г о
Ур о в н и
м о з г о в о й
о р г а н и з а ц и и д в и ж е н и й
П р а к с и с к а к
п р о и з в о л ь н о е п р е д м е т н о е
д е й с т в и е
З н а ч е н и е п р о ц е с с о в
к о м п е н с а ц и и в п с и х о м о т о р н о м
р а з в и т и и р
е б е н к а
Ф у н к ц и о н а л ь н а я с п е ц и а л и з а ц и я
о б л а с т е й м
о з г а
РАЗВИТИЕ
![]() |
ДВИЖЕНИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ СФЕРА
![]() |
![]() |
||
ОБЩАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА
МЫШЛЕНИЕ
![]() |
![]() |
![]() |
|||
ПРАКСИС
ЭМОЦИИ
ВОЛЯ
ОБОЗНАЧЕНИЕ ВИДОВ МОТОРИКИ?
Крупная моторика
(тело)
Мелкаямоторика- ПРАКСИС
(руки и артикуляция)
![]() |
Уровень, лежащий выше уровня действий - символический
Теменно-премоторный уровень праксических действий
Пирамидно-стриальный уровень пространственного поля Таламо-паллидарный уровень синергий и штампов
Рубро-спинальный уровень палео-кинетических регуляций
![]() |
Уровневая иерархия видов патологии психомоторного развития |
||
А |
НАРУШЕНИЯ ТОНУСА МЫШЦ |
|
В |
ДИСКООРДИНАЦИИ |
|
С |
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ДЕЗОРИЕНТАЦИИ |
|
D |
АПРАКСИИ (ДИСПРАКСИИ) |
|
Е |
АСИМВОЛИИ (НЕРЕЧЕВЫЕ И РЕЧЕВЫЕ) |
|
Употребление в литературе: Ю.Е.Садовская и соавт. (2011); Чарльз Ньокиктьен (2018), Mary Lowth at al (2018) и др.
Развитие и диспраксия - разномасштабные понятия.
Развитие - глобальный процесс онтогенетической
эволюции человека. Диспраксия - частный
вид нарушения развития, аналогичный таким как дисгнозия, дислалия, дислексия, дисграфия.
развития, и т.д
прагматическом взгляде на диспраксию развития
Апраксия традиционно относится к нарушению способности выполнять произвольные движения при отсутствии основных сенсомоторных, языковых или общих когнитивных
нарушений. В литературе по детской неврологии термин
«диспраксия развития» используется гораздо шире и по- разному. Он использовался для описания широкого спектра двигательных симптомов, включая «неуклюжесть» и общие трудности координации, при различных нарушениях развития (включая расстройства аутистического спектра, языковые расстройства в процессе развития и перинатальный инсульт). Мы утверждаем, что необходимо ограничить использование термина «диспраксия развития» для описания нарушения произвольных жестов, признавая, что, в отличие от
приобретенной апраксии у взрослых, у детей могут
присутствовать также сопутствующие сенсорные и моторные проблемы.
Виды психических дизонтогений
( Лебединский В.В., 1985)
Задержанное развитие – ЗРР, ЗПР
Поврежденное развитие - СДВГ, слуховые агнозии Дефицитарное развитие – слепота, глухота, слабоумие (интеллектуальная недостаточность)
Дисгармоническое (диссоциированное) – аутизм, заикание: ретардация/акселерация истерии, психопатии
детский психиатр Г.Е.Сухарева не включала УО и аутизм
в число дизонтогений
Имеется ли зависимость психического
Да, зависит
0 – 3 года сомато-вегетативный: общая психомоторная возбудимость 4—10 лет психомоторный:
7—12 лет - аффективный:
12—16 лет эмоционально-возбудимый:
![]() |
Врожденные рефлексы новорожденного
р.Хоботковый
Сосательный р.
Хватательный р.
Ассиметричный шейный тонический р. (на поворот
головы)
р.Моро –
реакция на громкий неожиданный звук
Симметричный шейный тонический рефлекс
новорожденного (до 3,5 лет)
Пример: Задержанный симметричный шейный
тонический рефлекс тормозит
в будущем обучение грамоте
(взор, осанка при чтении и письме).
АНТРОПОЛОГИЯ О ЗНАЧЕНИИ
ВЕРТИКАЛИЗАЦИИ ЦНС
Пьер Тейя́ р де Шарде́н
1881 – 1955
французский католический философ и антрополог
Идеи П.Шардена во многом созвучны идеям
В.Вернадского о ноосфере
ребенка от моторного?
На примере детей с СДВГ: у 2/3 детей с СДВГ
- функциональный дефицит префронтальной коры из-за поражений на уровне базальных ганглий и петель мозжечка (Gerry Leisman at al., 2014).
На примере детей с ДЦП: 1/3 детей с ДЦП умственно сохранны, т.к. поражение не охватывает кору мозга.
у 2/3 детей с ДЦП - снижение психического развития,
т.к. поражение распространяется на
кору мозга (Немкова С.А., Заваденко Н.Н. и др.,
, 2014)
Очаговые поражения в мозге детей не приводят
к тем же последствиям, какие имеют место при таких же поражениях у взрослых.
Большая киста в мозге ребенка, а когнитивных нарушений нет. Почему?
Состояние межзональных проводниковых
связей важнее, чем целостность самих зон.
Важна и функциональная активность гомотопических
областей, полушария, контралатерального пораженному.
ЗНАЧЕНИЕ ПРОФИЛЯ ПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ ДЛЯ АКТИВНОСТИ КОМПЕНСАТОРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Профиль полушарной
асимметрии у правшей
Профиль полушарной асимметрии у левшей
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Dr. McCandless. Гипотезы
причин аутизма и других нарушений
развития:
• вирусы
• аутоиммунные заболевания
• пестициды
• химикаты (полихлорированные бифенилы, фосфорганические пестициды),
• металлы (свинец, ртуть – рыбы, пломбы в зубах беременной женщины, вакцины, краска для отделки внутренних помещений)
• состояние кишечника
Методы лечения - диета-ферменты, антигрибковая терапия, витамины- минералы, хелирование, антивирусная терапия
Моше Фельденкрайз (1904- 1984). В процессе работы
над движением тела Моше Фельденкрайз опирался на физику, анатомию, физиологию,
биомеханику, эволюцию, психологию и
дзюдо.
![]() |
![]() |
![]() |
|||
Система доктора
Кабата (H. Kabat), или метод
PNF - проприоцептивное нейромышечное облегчение (середина XX века)
Френк
Белгау (Frank Belgau)–
мозжечковая
стимуляция (середина XX века)
А.Г. СМОЛЯНИНОВ Программа «Рука-Мозг»
В такой позиции растягивается грудная клетка и стимулируется работа дыхательных мышц, в том числе – диафрагмы (начало XXI века).
Вальдорфская педагогика Рудольфа Штайнера (начало XX века) основывается на том, что обучение проходит без принуждения, с целью раскрытия уникальной личности
ребёнка. Большое внимание уделяется развитию движений, воспитанию нравственности, гуманности, сочувствия, уважения и т.д.
![]() |
![]() |
||
![]() |
Система Марии Монтессори самостоятельность ребёнка; свобода
в установленных границах;
естественное психологическое, физическое и
социальное развитие ребёнка (начало XX века)
=============================================================================================
Методики Гленна До́ мана (середина XX века)
![]() |
![]() |
Жан Пиаже - швейцарский психолог и философ, автор
экспериментального метода изучения когнитивного развития – ОПЫТЫ
![]() |
![]() |
Современный подход к проблеме психомоторного развития
детей ориентирован на самый ранний возраст
![]() |
Плавание для младенцев
![]() |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.