СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ. КАКОЙ ОН?

  • Семинары
  • docx
  • 24.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учитель – в наши дни одна из самых распространённых общественных профессий, возникшая вследствие необходимости воспитания и обучения следующих поколений для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь и роста общественных возможностей. В статье обсуждается роль учителя в образовательном процессе.Статья
Иконка файла материала Филипова.docx
СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ. КАКОЙ ОН? Филипова Л.В., учитель начальных классов МОБУ лицей с. Булгаково Задача учителя — открывать новую перспективу размышлениям ученика. Конфуций Учитель – в наши дни одна из самых распространённых общественных профессий,   возникшая   вследствие   необходимости   воспитания   и   обучения следующих   поколений   для   более   успешного   и   быстрого   их   вхождения   в общественную жизнь и роста общественных возможностей. Современный   мир   развивается   быстрыми   темпами   и   одной   из   важных задач   учителя   становится   своевременное   соответствие   этому   прогрессу. Причиной тому в первую очередь является то, что учитель является образцом подражания для ученика.  Каким должен быть современный учитель? В первую очередь он должен быть воспитанным. Воспитание человека составляет   предмет   педагогики   как   науки.   По   моему   мнению,   только образованный   и  интеллигентный   человек   может   привить   детям  стремление   к данным   качествам   своим   примером.   А   именно,   этот   человек   должен   быть эмоционально  устойчивым, обладать  способностью  конструировать   прямую  и обратную связь, уметь слушать, взаимодействовать с людьми. Также важным является   наличие   способности   у   педагога   слушать   и   «слышать»   проблемы обучающегося, позволяющие лучше понять, сориентироваться и проникнуть в психологическую   сущность   затруднений   школьника;   уметь   публично презентовать результаты своей работы, отбирая адекватные формы и методы презентации.   Настоящий   мастер   никогда   не   отделяет   процессы   обучения   и воспитания,   они   слиты   воедино,   в   неразрывное   целое.   Даже   своим   внешним видом (аккуратностью, ухоженностью), поведением он воспитывает учеников. Очень важны тактичность и деликатность в общении с детьми.  Во­вторых,   образованным.   Квалификационные   требования   и должностные   обязанности   работников   общего   образования   разработаны   в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России №216н от 5 мая 2008 года «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования», зарегистрированного в Минюсте 22 мая 2008 года, № 11731.   Акцент   в   квалификационных   требованиях   работников   общего образования   сделан   на   наличие   ряда   важных   для   работы   в   образовательных учреждениях компетентностей.  Компетентный педагог владеет современными методическими приемами, умеет   понимать   методическую   идею   и   оценивать   её,   ознакомлен   с   новой литературой   в   области   предмета   и   методики   его   преподавания,   он   умеет анализировать   полученную   из   профессиональной   литературы   информацию; совершенствует свою педагогическую деятельность.  1В­третьих, развитым. Концепция современного учителя предполагает его всестороннее развитие. Учитель является образцом поведения для ученика не только в пределах школы, но и в других сферах жизни.  Современный   учитель   идет   в   ногу   со   временем   и   техническим прогрессом: не только читает книги, а пользуется информацией из интернета, владеет всеми необходимыми приборами, техническими средствами, высокими информационными   технологиями.   Знание   компьютера   важно   не   только   при подготовке к урокам, но и для общения.  Поэтому в своей работе педагог должен использовать новые технологии, свежую информацию. «Кто владеет информацией, тот владеет миром» ­  Натан Ротшильд. В 21 веке информация занимает первое место, и современному педагогу очень   важно   уметь   работать   с   информацией:   находить   ей,   структурировать. Помимо   этого,   учитель   должен   адаптировать   информацию   к   особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям.  Одной из задач современного педагога является обучение детей навыкам работы с информацией. Ребята имеют доступ к большому объёму данных, но зачастую не умеют использовать инструменты анализа, отсеивать лишне. Детей увлекает все новое и неизведанное, так почему же не предложить ему не просто работу за компьютером дома, а подготовить задание, которое он сам сможет выполнить и продемонстрировать на уроке. Благодаря этому у обучающихся повышается самооценка, возрастает уровень значимости в коллективе и просто улучшается настроение от того, что не только учитель может научить, но и сам ребенок может дать что­то новое и интересное учителю. Данные   навыки   помогут   при   формулировке   учебной   проблемы различными   информационно­коммуникативными   способами,   проектировать   её решение и практические задачи.  На педагога возлагается задача воспитания будущих поколений. Иными словами, учитель – это строитель, который закладывает фундамент будущего. От   него   зависит   не   только   уровень   знаний   ребёнка,   но   и   формирование   его мировоззрения. Возможно именно эта сторона работы и является самой важной.  Мировоззрение – целостная система научных, философских, социально­ политических, нравственных, эстетических  взглядов  на мир (т.е. на природу, общество и мышление). Уже   в   начальных   классах   существует   принципиальная   возможность раскрывать   идеи,   дающие   знание   общих   законов,   которым   подчинено   всякое движение   и   развитие.   Пониманию   школьников   вполне   доступны   некоторые существенные связи и зависимости в явлениях природы и общества, носящие мировоззренческий   характер.   Поэтому   в   работе   учителя   основным   аспектом является помощь ребёнку в поиске ответов на вопросы, которыми он задаётся, направить его на верный путь.  Школа  призвана  помогать  семье в образовании ребенка,  в  воспитании доброго   гражданина   для   нашего   Отечества.   Необходима   такая   система 2образования,   которая   позволила   бы   в   полной   мере   передавать   от   одного поколения к другому знания, опыт созидательной и творческой деятельности, ценности, присущие народу, опыт духовной жизни. Создание такой школы во многом зависит от педагогического состава. Педагогика   как   наука  необычайно  сложна.  Не  исключено  даже,  что   в природе не существует более сложной науки, чем педагогика, и более сложной профессии,   чем   учитель.   И   сложность   нашей   профессии   заключается   в неразрывной связи с человеком, миром его ценностей. Поэтому учитель должен быть готов к тому, что профессия требует постоянного обновления, шлифовки. Учитель   должен   пропускать   знания   «через   себя»,   вырабатывать   личностное отношение к ним. Это сложная духовная работа, в которой дорог каждый час. Но   только   путем   накопления   опыта   «духовных   усилий»   входит   человек   в профессию, формируется его профессиональная позиция. Должно   быть   еще   призвание   к   педагогическому   труду,   умение чувствовать   детскую   психологию,   характер,   темперамент.   учитель­мастер   не повышает голоса, а иногда даже приглушает его, а ученики чутко ловят каждое слово. От чего же это зависит? От профессионализма! Учитель­мастер не просто объясняет, подает новые знания, а их закрепляет, упорядочивает, связывает с другими. Обязательно происходит обратная связь ученика с учителем. Современная   школа   испытывает   потребность   в   учителе,   не   только знающем   свой   предмет,   но   и   умеющем   грамотно   управлять   учебной деятельностью   обучающихся,   способном   вдохновить   их.   Развивать   у   детей творческое   начало   можно   только   творческим   путем.   Для   этого   просто необходимо такое качество, как педагогический артистизм.  А интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от   успеха.   Для   меня   важным   показателем   оценки   моей   педагогической деятельности было заявление моего ученика перед летними каникулами: «Уже каникулы? Вот ещё бы месяца два поучиться». А ученик – то слабенький, учеба даётся с трудом. Поэтому необходимо организовать свою работу так,  чтобы у человека   не   пропало   желание   учиться,   чтоб   было   интересно   ему.   Ребенку должно быть комфортно в классном коллективе и школе. Важно, чтобы система образования не подавила личность ребенка, а в основе обучения и воспитания лежала идея свободы. Свободного развития личности. Я простой учитель, нас миллионы в стране. Все мы работаем в системе образования. Это наша работа учить и воспитывать подрастающее поколение. Мы ее выбрали сами, сознательно. Моя задача – профессионально выполнять свою работу. Чтобы, уходя с моего урока, ребенок хотел вернуться еще. Моя задача ­ научить своего ученика добывать знания, уважать других, высказывать собственное мнение. Мне очень приятно, когда, уходя с урока, ребенок говорит: «Спасибо за урок». Время   идет,   все   меняется   и   мы,   учителя,   должны   соответствовать времени, в котором мы живем и детям, которых мы воспитываем и обучаем.   3Таким   образом,   современный   учитель   –   это   универсальный   человек, который   должен   быть   разнообразно   развит,   быть   воспитанным   и интеллигентным, образованным, информированным, а главное уметь общаться с детьми и быть для них примером. 4