Современный учитель начальной школы, реализующий компетентностный подход в образовании.
Оценка 4.8
Разработки курсов
doc
воспитательная работа
Взрослым
31.03.2019
Развитие рынка труда, появление новых профессий, требующих различных комбинаций знаний, умений, компетентностей, перспектива частой смены сферы приложения труда требуют обновления целей не только профессионального, но и общего образования.
Одним из приоритетных направлений образовательной политики нашей образовательной организации провозглашена переориентация системы образования на компетентностный подход. Компетентность как результат образования выражается в овладении учащимся определенными способами деятельности по отношению к предмету воздействия. Такой набор осваиваемых способов деятельности должен являться предметом запроса работодателей (и других заказчиков) и быть социально востребованным, что позволит учащемуся на выходе из гмназии оказываться адекватным типичным ситуациям.
Современный учитель начальной школы.doc
Гильмуллина Альфида Баляковна
Современный учитель начальной школы, реализующий компетентностный подход в
образовании.
Развитие рынка труда, появление новых профессий, требующих различных комбинаций
знаний, умений, компетентностей, перспектива частой смены сферы приложения труда требуют
обновления целей не только профессионального, но и общего образования.
Одним из приоритетных направлений образовательной политики нашей образовательной
организации провозглашена переориентация системы образования на компетентностный подход.
Компетентность как результат образования выражается в овладении учащимся определенными
способами деятельности по отношению к предмету воздействия. Такой набор осваиваемых
способов деятельности должен являться предметом запроса работодателей (и других заказчиков) и
быть социально востребованным, что позволит учащемуся на выходе из гмназии оказываться
адекватным типичным ситуациям.
Одним из основных понятий, структурирующих Программу развития школы, является
качество образования. Качество современного образования определяется рядом факторов:
-
содержание, включающее лучшие достижения духовной культуры и опыта в той или иной
сфере деятельности («Уча других, учимся сами»);
-
-
-
-
новейшие образовательные технологии компетентностноориентированного обучения и
материальнотехническая оснащенность;
гуманистическая направленность;
полнота удовлетворения образовательных потребностей населения в знаниях, понимании,
умениях («Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян»);
высокая компетентность педагогических работников.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова «компетентность» означает
«осведомленность, авторитетность», а «компетенция» круг вопросов, явлений, в которых данное
лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. Некоторые специалисты считают, что в
педагогическом контексте «образовательная компетенция» это уровень развития учащегося,
связанный с качественным освоением содержания образования.
Образовательная компетентность определяется как способность учащегося к сложным видам
деятельности. На вопрос, что означает «быть компетентным», существует достаточно четкий ответ:
«Быть компетентным означает способность (умение) мобилизовать в данной ситуации полученные
знания и опыт».
В перечне ключевых компетенций выделяют
Компетентность для ученика – это образ будущего, ориентир для освоения. В период обучения
у него формируются те или иные составляющие взрослых компетенций и чтобы ему не только
готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает их с образовательной точки зрения.
- социальную;
- коммуникативную;
- информационную;
- учебнопознавательную.
Ключевые компетентности учащегося рассматриваются как наиболее актуальные в
современных условиях образования. Исходя из этого, образовательный процесс следует
перестроить так, чтобы в гимназии возникли пространства для осуществления основных этапов
компетентностей школьников.
Компетентностное содержание образования проходит сквозной линией через все учебные
предметы начальной школы, получая всякий раз реалистичное, деятельностное, личностно и
социально значимое воплощение на соответствующем материале.
В качестве ведущих компетенций в Программе развития гимназии выбраны:
коммуникативная;
информационная; решение проблем (социальная) – самоменеджмент.
Необходимым условием модернизации системы образования России является повышение
профессионального уровня педагогического корпуса, соответствующего запросам современной
жизни. В Программе развития гимназии введены новые критерии оценки их результативности
деятельности. Это
1. Самоменеджмент:
постановка проблемы;
целеполагание и планирование решения;
оценка результата и рефлексия.
2. Информационная компетентность:
поиск информации;
обработка информации;
использование информации для принятия решений.
3. Коммуникативная компетентность:
конструктивный диалог;
публичная коммуникация (презентация);
продуктивная работа в группе.
В основе преподавания каждого учителя должно лежать творческое сотрудничество учителя
и ученика, пробуждение и становление личности ученика, максимальное раскрытие всех его
наилучших качеств.
Главной целью педагогической деятельности учителя является воспитание высоко
нравственной, социальнозрелой личности, способной легко адаптироваться к новым условиям
социума, коммуникативной, с креативным мышлением.
Задачи – создание комфортных условий и ситуации успеха для развития ребенка в процессе
усвоения знаний, умений, навыков и способов учебной деятельности, через формирование
коммуникативной культуры.
Качественное изменение образования начинается с формирования нового взгляда на своё
место в учебном процессе, нового отношения к ученику, стремления выстроить условия
образовательного процесса адекватно возрастным особенностям ребенка младшего школьного
возраста, создание комфортности, ориентация на индивидуальность, обретение личного опыта
человечных отношений, ценность развития и саморазвития. Деятельность учителя является
сложным по своему психологическому содержанию трудом, который требует четко выраженной
профессиональной направленности, прочных знаний: в его работе не может быть стандартного
выполнения усвоенного однажды алгоритма действий, так как постоянно совершенствуются
знания, которые учитель передает детям, изменяются сами ученики по мере их развития.
Педагогическая деятельность является одним из видов творчества – её следует
квалифицировать как созидание, формирование человеческого в человеке. А.В. Луначарский в своё
время писал: «Каждый педагог, когда он правильно понимает свою миссию, входя в класс, должен
чувствовать, что совершается нечто торжественное… ибо он живет в чуде преображения
человечества». Современный учитель начальных классов должен быть готовым к использованию
разнообразных образовательных программ. В МБОУ «Гимназия №1» ведется обучение по УМК
«Перспектива» и УМК «Начальная школа XXI века».
Отличительной чертой начальной школы является ещё то, что всю учебную внеклассную и
воспитательную работу чаще всего выполняет один учитель, а значит, у него должен быть
сформирован комплекс педагогических умений
конструктивных,
исследовательских, прикладных).
(дидактических,
В условиях гуманизации общества общая культура учеников формируется не только на базе
прогрессивных программ и учебных пособий. Здесь важны и процессы личного плана, и общение с
учителем. Общение позволяет соприкасаться не только знаниям, но и личностноприсвоенным
ценностям учащихся. Такое общение представляет важный фактор формирования педагога
высокого уровня, поскольку в ходе общения происходит усвоение глубинных культурных постулатов данной дисциплины, преломляемом в личностном знании. Эти постулаты не содержатся
в явном виде ни в учебниках, ни в научных статьях, а лишь «проглядывают» между строк…
Сегодняшний учитель начальной школы – это специалист с ярко выраженной творческой
индивидуальностью, владеющий важнейшим набором качеств, такими как гражданственность,
патриотизм, гуманизм, интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность,
трудолюбие и работоспособность.
Педагогическая деятельность требует от человека целенаправленной, систематической
работы над собой, над повышением культуры и научнотеоретических знаний, через осмысление
результатов формирования профессионализма. Повышение квалификации – условие жизни в
современном мире. В наши дни невозможно один раз получить специальность, а потом только
реализовывать свои знания и умения. Хороший специалист сегодня уже может оказаться
невостребованным завтра. Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс
самообразования. Самый ценный капитал – внутренний, а не внешний. То, что вложено в знания,
способности и умения движущего человека, оказывается дороже вложений в «недвижимость».
Развивающийся специалист сумеет обрести и внешний капитал.
Стремление к самосовершенствованию имеет широкое распространение среди наших
учителей. Это образование в Интернете – дистанционные курсы разных направленностей, а также
изучение теории и внедрение в педагогическую практику всеми учителями технологии «Развитие
критического мышления через чтение и письмо», деятельностного метода обучения.
Современные воспитательные концепции отличаются стремлением опираться на
общечеловеческие ценности (человеколюбие и справедливость) и цивилизованные формы
жизнедеятельности во всех сферах. Воспитательная работа и все её формы не только воспитывают,
но и приобщают к правильной организации свободного времени. Совместная деятельность
вовлекает учащихся в социальноценностные отношения, что способствует получению двойного
результата: предметного и воспитательного.
Не менее важным является то, что участвуя в общем деле, младшие школьники учатся
радоваться успехам своих друзей, огорчаться изза их неудач, приходить на помощь тем, кто
нуждается в ней. Дети сближаются, лучше узнают друг друга, общее дело сплачивает коллектив,
создаёт атмосферу творчества, увлеченности, эмоционального комфорта.
В начальной школе уважается личное достоинство каждого ученика, его индивидуальные
жизненные цели, запросы, интересы, создаются благоприятные условия для самоопределения и
развития. В своей работе мы ориентируемся не только на подготовку воспитанника к будущей
жизни, но на обеспечение полноценного проживания каждого возрастного этапа: детства,
отрочества и юности – в соответствии с психическими особенностями развивающейся личности.
Программу развития гимназии учителя начальных классов готовы принять в целом, работаем
в настоящее время над её реализацией, что позволяет нам двигаться вперёд в обучении и
воспитании подрастающего поколения.
Современный учитель начальной школы, реализующий компетентностный подход в образовании.
Современный учитель начальной школы, реализующий компетентностный подход в образовании.
Современный учитель начальной школы, реализующий компетентностный подход в образовании.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.