Школьный курс основ безопасности жизнедеятельности в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием его целей и ценностей, новыми концептуальными подходами, использованием инновационных технологий, приобретает все более важное значение. Меняются цели и задачи образования, акцент переносится на личностно-ориентированный подход, формирование компетентностей.
Примерная программа по предмету «ОБЖ» в 6 классе составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.
Современный урок ОБЖ в условиях реализации ФГОС.docx
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
(6й класс)
заместитель директора МОУ СОШ № 3 с УИОП по безопасности
города Фрязино Московской области,
преподаватель организатор ОБЖ
Фурсов Валерий Федорович
Школьный курс основ безопасности жизнедеятельности в период фундаментальных
перемен,
характеризующихся новым пониманием его целей и ценностей, новыми
концептуальными подходами, использованием инновационных технологий, приобретает все более
важное значение. Меняются цели и задачи образования, акцент переносится на личностно
ориентированный подход, формирование компетентностей.
Примерная программа по предмету «ОБЖ» в 6 классе составлена на основе
Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения
основной общеобразовательной программы основного общего образования представленных в
федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго
поколения.
Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:
• воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному
здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и
государства;
• развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение
в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; бдительности по
предотвращению актов терроризма;
• овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в
чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
• освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на
безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты
населения от чрезвычайных ситуаций; об организации и подготовки населения к действиям в
условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; об оказании первой медицинской помощи при
неотложных состояниях. Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности
жизнедеятельности;
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к
психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих
защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно
выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, личному
здоровью как индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности
являются:
овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать
причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия
опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинноследственные связи опасных ситуаций и их
влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
овладение учащимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по
безопасному поведению в повседневной жизни в различных опасных и чрезвычайных ситуациях,
выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в
обеспечении личной безопасности;
формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать
идей, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной
жизни и в чрезвычайных ситуациях;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в
области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых
информационных технологий; развитие умения выражать свои мысли способности слушать
собеседника, понимать его точку зрения, признавать право человека на иное мнение;
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера;
формировать умения взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности
являются:
1.
В познавательной сфере:
знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на
безопасность личности, общества и государства; о государственной системе защиты населения от
чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при
неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности
жизнедеятельности.
2.
В ценностноориентационной сфере:
умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных
источников;
умения применять полученные теоретические знания на практике – принимать
обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом
реально складывающейся обстановки индивидуальных возможностей;
умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального
характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели
личного безопасного поведения.
3.
В коммуникативной сфере:
умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссиях,
отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
4.
В эстетической сфере:
умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту
окружающего мира; умения сохранять его.
6.
5.
В трудовой сфере:
знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических
средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций,
связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
умения оказывать первую медицинскую помощь.
В сфере физической культуры:
формирование установки на здоровый образ жизни;
Развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости,
гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдержать необходимые умственные
и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической
культурой и спортом.
Исходя из целей и задач, требования времени, естественно, меняется подход к
современному уроку. Поэтому перед каждым учителем стоит задача внедрить наиболее
эффективные практикоориентированные методики и
информационные образовательные
технологии, формы и методы мониторинга учебного процесса. Современный урок ОБЖ должен
отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения творческих
наработок, как в смысле его применения, так и в подборе содержания учебного материала,
технологии его подачи и тренинга, проводимого с учащимися. Принципиальное отличие
современного урока от традиционного состоит в том, что под результатом понимаются не только
предметные знания, но умение овладеть ими
при помощи активных познавательных,
коммуникативных операций, применять эти знания в нестандартных ситуациях.
Принципы педагогической техники педагога на современном уроке:
свобода выбора:
в любом обучающем и управляющем действии ученику
предоставляется право выбора;
открытости: давать знания, показывать их границы, сталкивать с проблемами,
решение которых лежит за пределами изучаемого курса;
деятельности: освоение знаний, умений и навыков в деятельностной форме, каждый
должен уметь использовать полученные знания;
идеальности: максимально использовать знания, интересы самих учащихся;
обратной связи: регулярно контролировать процесс обучения с помощью системы
приемов обратной связи.
Считаю возможным остановиться на тех интерактивных методах и приемах, которые
использую на различных этапах урока.
Метод «Заверши фразу», который можно использовать на каждом занятии, с него
начинается организация взаимодействия учителя с учащимися. Требования к реализации метода:
Участвует весь класс.
1.
2. Необходимое оборудование: тетради, ручки.
3. Продолжительность – 710 минут.
Порядок реализации метода:
1.
2.
Предлагаю за 2 минуты завершить письменную фразу, например: «Дорога – это…»,
После этого каждому предоставляется возможность представить свой вариант
завершения фразы. А экспертная группа (23 человека, назначенные мной) фиксируют все
неповторяющиеся смыслыварианты
Экспертная группа обобщает и выделяет сущность понятия, явления, содержанием
3.
4.
которых является фраза.
заключенного в содержании фраз понятия.
Затем я завершаю обобщение, предлагаю свою точку зрения о сущности Данный метод позволяет очень оперативно с первых минут занятий включить в работу по
осмыслению обсуждаемой проблемы сразу всех учащихся, создать условия их развития, а для
некоторых из них (это участники экспертной группы) – более оптимальные условия развития,
проявления своей субъективности.
Метод «Ассоциации» направлен на развитие индивидуального сознания учащихся через
организацию их смыслотворчества и мыследеятельности.
Участвует весь класс.
Лист ватмана, 23 фломастера.
Продолжительность 10 минут.
Требования к реализации метода:
1.
2.
3.
Порядок реализации метода:
1.
Знакомлю с сущностью метода: к предложенному понятию подобрать 23 слова, с
которыми ассоциируется предложенное понятие,; из составленного смыслового ряда выделить те
слава, которые наиболее точно отражают сущность рассматриваемого понятия.
2.
Предлагаю понятие для рассмотрения, например: безопасность, транспорт и т.п., и
записываю его на листе ватмана или на доске.
3.
4.
В течение 12 минут учащиеся подбирают 23 слова и записать их в своей тетради.
Поочередно предлагаю всем учащимся назвать свои ассоциации, фиксирую
неповторяющиеся на листе, а учащиеся в своей тетради.
После всех называю и записываю свои ассоциации.
Теперь зачитываю весь ряд и прошу учащихся выделить 23 слова, которые, по их
мнению, наиболее точно отражают сущность рассматриваемого понятия.
Учащиеся по очереди зачитывают свой выбор, ставлю над ним точку. Отмечаю и
свой выбор. Учащиеся делают это в тетради.
Выделяем вместе те словаассоциации, которые получили наибольшее количество
5.
6.
7.
8.
выборов.
9.
Затем анализируем полученный результат – насколько полно и точно выделенные
слова отражают сущность рассматриваемого понятия и выделенных слов.
10.
10 Высказываю свое мнение о полученном результате, характеризую, обосновываю
сущность рассматриваемого понятия и выделенных слов.
Метод «Алфавит» является универсальным, он не имеет ни возрастных, ни
содержательных границ.
Метод «Алфавит» эффективен при закреплении изученной темы, на этапе обобщения.
Его назначение – развитие сознания, мышления, интеллекта через организацию
смыслотворчества, мыследеятельности, творческой познавательной деятельности.
Требования к реализации метода:
1.
2.
Участвует весь класс.
Необходимое оборудование: лист ватмана, на котором сверху вниз записан алфавит,
кроме тех букв, с которых слова не могут начинаться, 23 маркера.
Порядок реализации метода:
1. Предлагаю учащимся тему «Загрязнение среды обитания» и вывешиваю
технологическую карту на доску.
2. Этап 1 смыслотворчества – заполнить технологическую карту – вписать маркером в
каждую строку начинающиеся с соответствующей буквы алфавита слова,
раскрывающие смысл изученного понятия.
Учащиеся поочередно вписывают в технологическую карту свои понятия. Каждый
может записать от одного до нескольких понятий, вслух называя их. Можно выходить
несколько раз.
Заполнение технологической карты заканчиваем тогда, когда у нее побывали все
учащиеся и на каждую букву записано хотя бы одно слово.
2 этап – аналитический. Предлагаю из всех записанных на технологической карте
понятий выделить несколько, которые более всего отражают сущность закрепляемого
понятия. 3 этап – рефлексивный. Алгоритм рефлексии может быть и таким:
Зафиксируйте состояние своего знания об изучаемом понятии. Насколько оно
изменилось?
Определите причины этого состояния.
Оцените свою деятельность, важность этого метода для себя.
Высказываются каждый участник метода.
Метод «Алфавит» является универсальным, он не имеет ни возрастных, ни
содержательных границ. Его можно использовать с учащимися любого возраста.
Согласно Фундаментальному ядру содержания общего образования, новые
образовательные результаты можно обеспечит через формирование УУД. Поскольку новые
стандарты предлагают перечень УУД и достаточно строгую их классификацию, то можно
отметить , что и в рамках освоения курса ОБЖ можно реализовать работу по формированию всех
универсальных действий,
регулятивных,
познавательных.
предусмотренных ФГОС: коммуникативных,
сравнивать,
Поэтому в настоящее время важно суметь отойти от стереотипного, шаблонного
мышления. При обучении правилам поведения шаблонное поведение не только вредно, а даже
пагубно. Поэтому на уроках ОБЖ я не только обучаю школьников теоретическим знаниям и
практическим навыкам безопасности, но и учу детей сознательно использовать основные
мыслительные операции:
понимать и устанавливать закономерности,
классифицировать предметы и понятия по одному или нескольким свойствам и признакам, давать
определения, использовать алгоритм, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы.
Устанавливая определенные условия или правила при изучении отдельных тем и разделов учебной
программы, я формирую умение рассматривать различные пути или варианты решения проблемы
или достижения цели. Все это способствует развитию логики и мышления, умению учащихся
самостоятельно мыслить, добывать знания, активно ими оперировать, осуществлять перенос в
новую ситуацию. Например, логическая задача с ответами для развития нагляднодейственного
мышления при изучении темы «Морской и речной транспорт», 5 класс:
Прилив
С борта парохода был спущен стальной трос. Нижние 4 ступеньки трапа
погружены в воду. Каждая ступенька имеет толщину в 5 см.; расстояние между
двумя соседними ступеньками составляет 30 см. Начался прилив, при котором
уровень воды стал подниматься со скоростью 40 см в час. Как вы считаете,
сколько ступенек окажется под водой через 2 часа?
Ответ: Через 2 часа под водой будут те же 4 ступеньки, потому что во время
прилива лестница поднимается вместе с пароходом.
Такого рода задачи учат детей мыслить творчески, находить выход из любой ситуации, при
возникновении какихлибо проблем.
Методы развития нестандартного мышления, активно используемые мною: ситуационные
задания, логические задачи, головоломки, загадки, ребусы, задания на смекалку и, как ни
покажется странным, тесты.
Один из хорошо известных и один из самых эффективных методов развития способности
нестандартно мыслить – это решение ситуационных заданий. Условия в этих задачах специально
сформулированы так, что создают в сознании определенный образ, от которого надо суметь
отойти при решении.
Решение ситуационных задач на уроках ОБЖ определяет
самостоятельность в выборе решения, повышает ответственность школьника за свой выбор и в
конечном итоге способствует формированию личности безопасного типа. Я использую такие
ситуации, как:
ситуацияпроблема – прототип реальной ситуации, которая требует оперативного решения
(с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального
решения);
ситуацияиллюстрация – прототип реальной ситуации, включается в качестве факта в
лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ,
вырабатывает умение визавуализировать информацию для нахождения более простого
способа ее решения);
ситуацияоценка _ прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением,
которое следует оценить, и предложить свое адекватное решение;
ситуациятренинг – прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно
проводить как по описанию ситуации, так и по решению ее.
Считаю, что на уроках ОБЖ учащиеся должны быть в меньшей степени слушателями, а
больше «деятелями», в частности решать ситуационные задачи. Эффективно использую
ситуационные задачи по темам программы: «Экстремальные ситуации и выживание
человека в природных условиях» , «Поведение детей с незнакомыми людьми на улице, в
подъезде, лифте», «Поведение школьника в доме, когда нет взрослых», «Действия детей
при пожаре в жилище» и другие. Ситуационные задачи использую как для обучения, так и
для контроля знаний, который необходим не только для получения информации, но и для
возможной корректировки содержания занятий.
Я уже сказал, что для развития логического мышления у учащихся, использую тесты. В
настоящее время тесты приобретают все более широкое применение, их считают одним из главных
способов проверки знаний учащихся. Наряду с достоинствами (быстрота, объективность, широкий
охват) этот способ контроля знаний обладает и недостатками (отсутствие развития речи и умения
излагать свои мысли, случайное угадывание правильных ответов, пассивное применение знаний,
непонимание логики авторов тестов). Но меняя форму и условия тестовых заданий, можно не
только минимизировать недостатки, но и добавить такие достоинства, как выработка у детей
алгоритмов правильного поведения в экстремальных ситуациях, закрепление знаний. Например,
при изучении темы «Пожары» предлагаю выбрать правильный ответ из предложенных вариантов,
логически обосновав свой выбор:
Пожар – это:
а) неконтролируемое горение горючих материалов;
б) неконтролируемое горение, создающее угрозу здоровью и жизни людей и
уничтожения материальных ценностей;
в) физикохимический процесс окисления, сопровождающийся выделением тепла, дыма
и светового излучения;
г) выделение светового излучения и дыма при высокой температуре.
В ходе обсуждения учащиеся с моей помощью приходят к выбору правильного ответа б,
попутно выясняя, что такое процесс горения и чем он отличается от пожара. Такая работа
развивает логическое мышление учащихся и способствует осмысленному усвоению учебной
информации.
Кроме этого, с помощью тестов я учу учащихся быстро и правильно оценивать обстановку,
выявлять угрозу собственной безопасности и определять порядок действий в экстремальной
ситуации, закрепляю полученные ранее знания, учу применять их и развиваю творческое
мышление, объективно проверяю уровень полученных знаний путем усложнения тестовых
заданий и условий их выполнения. Можно сделать вывод, что тестовые задания на моих уроках
служат не только инструментом проверки знаний учащихся, но и средством их развития, а также
способствуют выработке навыков применения полученных знаний.
Для формирования УУД считаю важным включение в учебный процесс системы таких
индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями
организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания
продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления
материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества
выполнения работы, при минимизации пошагового контроля со стороны учителя.
Все это возможно реализовать при использовании в практике урока проектного метода,
который позволяет:
индивидуализировать обучение;
актуализировать умения, имеющиеся у школьников;
позволяет каждому ученику участвовать в учебном процессе;
помогает выполнять работу в собственном темпоритме;
использовать полученные результаты проекта в практике; четко планировать свою деятельность и принимать во внимание время, ресурсы, методы и
приемы деятельности;
видеть начальный, промежуточный и конечный результат совместной деятельности;
корректировать отдельные этапы, вносить изменения и поправки с целью достижения
запланированных результатов.
Приведу примеры тем для индивидуальных и коллективных проектов, реализованных
учащимися 5х классов:
Соблюдение мер пожарной безопасности в повседневной жизни, в быту.
Личное поведение пешехода для обеспечения безопасности на дорогах.
Личное поведение пассажира для обеспечения безопасности на дорогах.
Безопасное поведение в новогодние праздники.
Безопасное поведение на воде.
Проектная деятельность помогает учащимся самостоятельно принимать решения о
действии, анализировать и моделировать проблемную ситуацию, предлагать идею решения
проблемы и брать на себя ответственность за последствия сделанного выбора, планировать
действия и структуировать их во времени, строить взаимоотношения в коллективе и уметь
продуктивно участвовать в коллективной деятельности.
Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что создание благоприятной,
конструктивной атмосферы в отношениях участников педагогического процесса, сочетание
индивидуальной, групповой, фронтальной деятельности, организация и стимулирование
мыслительной деятельности учащихся и педагога, рефлексивной деятельности способствуют
формированию у учащихся ключевых понятий, убеждений, качеств и навыков в области
безопасности жизнедеятельности. Технологическая карта становится рабочим инструментом
учителя, обеспечивающим эффективное и качественное преподавание и ясное, пошаговое
достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ в
соответствии с ФГОС второго поколения, а критериями эффективного урока при этом станут:
обучение через открытие;
самоопределение обучаемого к той или иной образовательной деятельности;
наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым
вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения;
развитие личности;
способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом;
демократичность, открытость;
осознание учеником деятельности: того, как, каким способом получен результат, какие при
этом встречались затруднения, как они были устранены, и что ученик чувствовал при этом;
моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном
пространстве и поиск путей из решения.
Современный урок ОБЖ в условиях реализации ФГОС
Современный урок ОБЖ в условиях реализации ФГОС
Современный урок ОБЖ в условиях реализации ФГОС
Современный урок ОБЖ в условиях реализации ФГОС
Современный урок ОБЖ в условиях реализации ФГОС
Современный урок ОБЖ в условиях реализации ФГОС
Современный урок ОБЖ в условиях реализации ФГОС
Современный урок ОБЖ в условиях реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.