Современный урок ОБЖ в условиях реализации ФГОС
Оценка 4.8

Современный урок ОБЖ в условиях реализации ФГОС

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
ОБЗР
6 кл
14.02.2018
Современный урок ОБЖ в условиях реализации ФГОС
Школьный курс основ безопасности жизнедеятельности в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием его целей и ценностей, новыми концептуальными подходами, использованием инновационных технологий, приобретает все более важное значение. Меняются цели и задачи образования, акцент переносится на личностно-ориентированный подход, формирование компетентностей. Примерная программа по предмету «ОБЖ» в 6 классе составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.
Современный урок ОБЖ в условиях реализации ФГОС.docx
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК  ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (6­й класс) заместитель директора МОУ СОШ № 3 с УИОП по безопасности  города Фрязино Московской области,  преподаватель организатор ОБЖ  Фурсов Валерий Федорович Школьный   курс   основ   безопасности   жизнедеятельности   в   период   фундаментальных перемен,     характеризующихся   новым   пониманием   его   целей   и   ценностей,   новыми концептуальными подходами, использованием инновационных технологий, приобретает все более важное   значение.     Меняются   цели   и   задачи   образования,   акцент   переносится   на   личностно­ ориентированный подход, формирование компетентностей.  Примерная   программа   по   предмету   «ОБЖ»   в   6   классе   составлена   на   основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной   общеобразовательной   программы   основного   общего   образования   представленных   в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.  Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:  •  воспитание  ответственного   отношения   к   окружающей   природной   среде,   к   личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства; • развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в   различных   опасных   и   чрезвычайных   ситуациях   природного,   техногенного   и   социального характера;   развитие   потребности   соблюдать   нормы   здорового   образа   жизни;   бдительности   по предотвращению актов терроризма;  • овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных   ситуациях;   использовать   средства   индивидуальной   и   коллективной   защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;  •  освоение  знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения  от чрезвычайных  ситуаций; об организации и  подготовки населения к действиям  в условиях   опасных   и   чрезвычайных   ситуаций;   об   оказании   первой   медицинской   помощи   при неотложных состояниях. Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:  формирование   у   учащихся   современного   уровня   культуры   безопасности жизнедеятельности; формирование индивидуальной системы здорового образа жизни; воспитание   антитеррористического   поведения   и   отрицательного   отношения   к психоактивным веществам и асоциальному поведению. Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:   развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности. Метапредметными   результатами  обучения   основам   безопасности   жизнедеятельности        являются: овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно­следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; овладение   учащимися   навыками   самостоятельно   определять   цели   и   задачи   по безопасному поведению в повседневной жизни в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;  формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идей, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; приобретение   опыта   самостоятельного   поиска,   анализа   и   отбора   информации   в области   безопасности   жизнедеятельности   с   использованием   различных   источников   и   новых информационных   технологий;   развитие   умения   выражать   свои   мысли   способности   слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право человека на иное мнение;   освоение   приемов   действий   в   опасных   и   чрезвычайных   ситуациях   природного, техногенного и социального характера; формировать   умения   взаимодействовать   с   окружающими,   выполнять   различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Предметными  результатами  обучения   основам   безопасности   жизнедеятельности являются: 1.  В познавательной сфере:   знания   об   опасных   и   чрезвычайных   ситуациях;   о   влиянии   их   последствий   на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи  при неотложных   состояниях;   о   правах   и   обязанностях   граждан   в   области   безопасности жизнедеятельности. 2.  В ценностно­ориентационной сфере: умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления,   а   также   на   основе   анализа   специальной   информации,   получаемой   из   различных источников; умения   применять   полученные   теоретические   знания   на   практике   –   принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной  опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки индивидуальных возможностей; умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.   3.  В коммуникативной сфере: умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях. 4.  В эстетической сфере: умение   оценивать   с   эстетической   (художественной)   точки   зрения   красоту окружающего мира; умения сохранять его.  6.   5.  В трудовой сфере: знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств,   используемых   в   повседневной   жизни;   локализация   возможных   опасных   ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации; умения оказывать первую медицинскую помощь. В сфере физической культуры:  формирование установки на здоровый образ жизни; Развитие   необходимых   физических   качеств:   выносливости,   силы,   ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдержать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом. Исходя   из   целей   и   задач,   требования   времени,   естественно,   меняется   подход   к современному   уроку.     Поэтому   перед   каждым   учителем   стоит   задача   внедрить   наиболее эффективные   практико­ориентированные   методики   и     информационные   образовательные технологии, формы и методы мониторинга учебного процесса.  Современный урок ОБЖ должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения творческих наработок,   как   в   смысле   его   применения,   так   и   в   подборе   содержания   учебного   материала, технологии   его   подачи   и   тренинга,   проводимого   с   учащимися.   Принципиальное   отличие современного урока от традиционного состоит в том, что под результатом понимаются не только предметные   знания,   но   умение   овладеть   ими     при   помощи   активных   познавательных, коммуникативных операций, применять эти знания в нестандартных ситуациях.  Принципы педагогической техники педагога на современном уроке:  свобода   выбора:     в   любом   обучающем   и   управляющем   действии   ученику предоставляется право выбора; открытости:   давать   знания,   показывать   их   границы,   сталкивать   с   проблемами, решение которых лежит за пределами изучаемого курса; деятельности: освоение знаний, умений и навыков в деятельностной форме, каждый должен уметь использовать полученные знания; идеальности: максимально использовать знания, интересы самих учащихся; обратной связи: регулярно контролировать процесс обучения с помощью системы приемов обратной связи. Считаю возможным остановиться на тех интерактивных методах и приемах, которые использую на различных этапах урока. Метод   «Заверши   фразу»,   который   можно   использовать   на   каждом   занятии,   с   него начинается организация взаимодействия учителя с учащимися. Требования к реализации метода:  Участвует весь класс. 1. 2. Необходимое оборудование: тетради, ручки. 3. Продолжительность – 7­10 минут. Порядок реализации метода: 1. 2. Предлагаю за 2 минуты завершить письменную фразу, например: «Дорога – это…», После   этого   каждому   предоставляется   возможность   представить   свой     вариант завершения   фразы.   А   экспертная   группа   (2­3   человека,   назначенные   мной)   фиксируют   все неповторяющиеся смыслы­варианты Экспертная группа обобщает и выделяет сущность понятия, явления, содержанием     3. 4. которых является фраза. заключенного в содержании фраз понятия. Затем   я   завершаю   обобщение,   предлагаю   свою   точку   зрения   о   сущности Данный метод позволяет очень оперативно с первых минут занятий включить в работу по осмыслению обсуждаемой проблемы сразу всех учащихся, создать условия их развития, а для некоторых из них (это участники экспертной группы) – более оптимальные условия развития, проявления своей субъективности.  Метод «Ассоциации»  направлен на развитие индивидуального сознания учащихся через организацию их смыслотворчества и мыследеятельности. Участвует весь класс. Лист ватмана, 2­3 фломастера. Продолжительность 10 минут. Требования к реализации метода: 1. 2. 3. Порядок реализации метода: 1. Знакомлю с сущностью метода: к предложенному понятию подобрать 2­3 слова, с которыми ассоциируется предложенное понятие,; из составленного смыслового ряда выделить те слава, которые наиболее точно отражают сущность рассматриваемого понятия. 2. Предлагаю понятие для рассмотрения, например: безопасность, транспорт и т.п., и записываю его на листе ватмана или на доске. 3. 4. В течение 1­2 минут учащиеся подбирают 2­3 слова и записать их в своей тетради. Поочередно   предлагаю   всем   учащимся   назвать   свои   ассоциации,   фиксирую неповторяющиеся  на листе, а учащиеся в своей тетради. После всех называю и записываю свои ассоциации. Теперь зачитываю весь ряд и прошу учащихся выделить 2­3 слова, которые, по их мнению, наиболее точно отражают сущность рассматриваемого понятия. Учащиеся по очереди зачитывают свой выбор, ставлю над ним точку. Отмечаю и свой выбор. Учащиеся делают это в тетради. Выделяем   вместе те слова­ассоциации, которые получили наибольшее количество 5. 6. 7. 8. выборов. 9. Затем анализируем полученный результат – насколько полно и точно выделенные слова отражают сущность рассматриваемого понятия  и выделенных слов. 10. 10 Высказываю свое мнение о полученном результате, характеризую, обосновываю сущность рассматриваемого понятия и выделенных слов. Метод   «Алфавит»   является   универсальным,   он   не   имеет   ни   возрастных,   ни содержательных границ. Метод «Алфавит» эффективен при закреплении изученной темы, на этапе обобщения.              Его   назначение   –   развитие   сознания,   мышления,   интеллекта   через   организацию смыслотворчества,  мыследеятельности, творческой познавательной деятельности. Требования к реализации метода: 1. 2. Участвует весь класс. Необходимое оборудование: лист ватмана, на котором сверху вниз записан алфавит, кроме тех букв, с которых слова не могут начинаться, 2­3 маркера. Порядок реализации метода: 1. Предлагаю   учащимся   тему   «Загрязнение   среды   обитания»   и   вывешиваю технологическую карту на доску. 2. Этап 1­  смыслотворчества – заполнить технологическую карту – вписать маркером в каждую   строку   начинающиеся   с   соответствующей   буквы   алфавита   слова, раскрывающие смысл изученного понятия. Учащиеся   поочередно   вписывают   в   технологическую   карту   свои   понятия.   Каждый может записать от одного до нескольких понятий, вслух называя их. Можно выходить несколько раз. Заполнение   технологической   карты   заканчиваем   тогда,   когда   у   нее   побывали   все учащиеся и  на каждую букву записано хотя бы одно слово. 2   этап   –   аналитический.   Предлагаю   из   всех   записанных   на   технологической   карте понятий выделить несколько, которые более всего отражают сущность закрепляемого понятия. 3 этап – рефлексивный. Алгоритм рефлексии может быть и таким: ­   Зафиксируйте   состояние     своего     знания   об   изучаемом   понятии.   Насколько   оно изменилось? ­ Определите причины этого состояния.  ­ Оцените свою деятельность, важность этого метода для себя.  Высказываются каждый участник метода. Метод   «Алфавит»   является   универсальным,   он   не   имеет   ни   возрастных,   ни содержательных границ. Его можно использовать  с учащимися любого возраста.     Согласно   Фундаментальному   ядру   содержания   общего   образования,   новые образовательные   результаты   можно   обеспечит   через   формирование   УУД.   Поскольку   новые стандарты   предлагают   перечень   УУД   и   достаточно   строгую   их   классификацию,   то   можно отметить , что и в рамках  освоения курса ОБЖ можно реализовать работу по формированию всех универсальных   действий,   регулятивных, познавательных.   предусмотренных   ФГОС:   коммуникативных,   сравнивать, Поэтому   в   настоящее   время   важно   суметь   отойти   от   стереотипного,   шаблонного мышления. При обучении правилам поведения шаблонное поведение не только вредно, а даже пагубно. Поэтому на уроках ОБЖ я   не только обучаю школьников теоретическим знаниям и практическим   навыкам   безопасности,   но   и   учу   детей   сознательно   использовать   основные мыслительные   операции:   понимать   и   устанавливать   закономерности, классифицировать предметы и понятия по одному или нескольким свойствам и признакам, давать определения,   использовать   алгоритм,   строить   умозаключения,   рассуждать   и   делать   выводы. Устанавливая определенные условия или правила при изучении отдельных тем и разделов учебной программы, я формирую умение рассматривать различные пути или варианты решения проблемы или достижения цели. Все это способствует развитию логики и мышления, умению   учащихся самостоятельно мыслить, добывать знания, активно ими оперировать, осуществлять перенос в новую ситуацию. Например, логическая задача с ответами для развития наглядно­действенного мышления при изучении темы  «Морской и речной транспорт», 5 класс: Прилив С   борта   парохода   был   спущен   стальной   трос.   Нижние   4   ступеньки   трапа погружены  в воду. Каждая ступенька имеет толщину в 5 см.; расстояние между двумя соседними ступеньками составляет 30 см. Начался прилив, при котором уровень   воды   стал   подниматься   со   скоростью   40   см   в   час.   Как   вы   считаете, сколько ступенек окажется под водой через 2 часа? Ответ: Через 2 часа под водой будут те же 4 ступеньки, потому что во время прилива лестница поднимается вместе с пароходом. Такого рода задачи учат детей мыслить творчески, находить выход из любой ситуации, при возникновении каких­либо проблем. Методы  развития нестандартного  мышления, активно используемые  мною: ситуационные задания,   логические   задачи,   головоломки,   загадки,   ребусы,   задания   на   смекалку   и,     как   ни покажется странным, тесты.    Один из хорошо известных и один из самых эффективных методов развития способности нестандартно мыслить – это решение ситуационных заданий. Условия в этих задачах специально сформулированы так, что создают   в сознании определенный образ, от которого надо суметь отойти   при   решении.     Решение   ситуационных   задач   на   уроках   ОБЖ   определяет самостоятельность в выборе решения, повышает ответственность школьника за свой выбор и в конечном   итоге   способствует   формированию   личности   безопасного   типа.   Я   использую   такие ситуации, как:   ситуация­проблема – прототип реальной ситуации, которая требует оперативного решения (с   помощью   подобной   ситуации   можно   вырабатывать   умения   по   поиску   оптимального решения); ситуация­иллюстрация – прототип реальной ситуации, включается   в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает   умение   визавуализировать   информацию   для   нахождения   более   простого способа ее решения);   ситуация­оценка   _   прототип   реальной   ситуации   с   готовым   предполагаемым   решением, которое следует оценить, и предложить свое адекватное решение; ситуация­тренинг   –   прототип   стандартной   или   другой   ситуации   (тренинг   возможно проводить как по описанию ситуации, так и по решению ее. Считаю, что на уроках ОБЖ учащиеся должны быть в меньшей степени слушателями, а больше «деятелями», в частности решать ситуационные задачи. Эффективно использую ситуационные   задачи   по   темам   программы:   «Экстремальные   ситуации   и   выживание человека в природных условиях» , «Поведение детей с незнакомыми людьми на улице, в подъезде, лифте», «Поведение школьника в доме, когда нет взрослых», «Действия детей при пожаре в жилище» и другие. Ситуационные задачи использую  как для обучения, так и для контроля знаний, который необходим не только для получения информации, но и для возможной корректировки содержания занятий. Я уже сказал, что для развития логического мышления у учащихся,   использую тесты. В настоящее время тесты приобретают все более широкое применение, их считают одним из главных способов проверки знаний учащихся. Наряду с достоинствами (быстрота, объективность, широкий охват) этот способ контроля знаний обладает и недостатками (отсутствие развития речи и умения излагать свои мысли, случайное угадывание правильных ответов, пассивное применение знаний, непонимание логики авторов тестов). Но меняя форму и условия тестовых заданий, можно не только минимизировать недостатки, но и добавить такие достоинства, как выработка у детей алгоритмов правильного поведения в экстремальных ситуациях, закрепление знаний. Например, при изучении темы «Пожары» предлагаю выбрать правильный ответ из предложенных вариантов, логически обосновав свой выбор:   Пожар – это: а) неконтролируемое горение горючих материалов; б)   неконтролируемое   горение,   создающее   угрозу   здоровью   и   жизни   людей   и уничтожения материальных ценностей; в) физико­химический процесс окисления, сопровождающийся выделением тепла, дыма и светового излучения; г) выделение светового излучения и дыма при высокой температуре. В ходе обсуждения учащиеся с моей помощью приходят к выбору правильного ответа б, попутно   выясняя,   что   такое   процесс   горения   и   чем   он   отличается   от   пожара.   Такая   работа развивает   логическое   мышление   учащихся   и   способствует   осмысленному   усвоению   учебной информации. Кроме этого, с  помощью тестов я учу учащихся быстро и правильно оценивать обстановку, выявлять   угрозу   собственной   безопасности   и   определять   порядок   действий   в   экстремальной ситуации,   закрепляю   полученные   ранее   знания,   учу   применять   их   и   развиваю   творческое мышление,   объективно   проверяю     уровень   полученных   знаний   путем   усложнения   тестовых заданий и условий их выполнения. Можно сделать вывод, что тестовые задания на моих уроках служат не только инструментом проверки знаний учащихся, но и средством их развития, а также способствуют выработке навыков применения полученных знаний. Для формирования УУД считаю важным включение в учебный процесс системы таких индивидуальных   или   групповых   учебных   заданий,   которые   наделяют   учащихся   функциями организации   их   выполнения:   планирования   этапов   выполнения   работы,   отслеживания продвижения   в   выполнении   задания,   соблюдения   графика   подготовки   и   предоставления материалов,   поиска   необходимых   ресурсов,   распределения   обязанностей   и   контроля   качества выполнения работы, при минимизации пошагового контроля со стороны учителя.   Все это возможно реализовать при использовании в практике урока проектного метода, который позволяет:       индивидуализировать обучение; актуализировать умения, имеющиеся у школьников; позволяет каждому ученику участвовать в учебном процессе; помогает выполнять работу в собственном  темпо­ритме; использовать полученные результаты проекта в практике; четко планировать свою деятельность и принимать  во внимание время, ресурсы, методы и приемы деятельности; видеть начальный, промежуточный и конечный результат совместной деятельности; корректировать   отдельные   этапы,   вносить   изменения   и   поправки   с   целью   достижения запланированных результатов. Приведу   примеры   тем   для   индивидуальных   и   коллективных   проектов,   реализованных учащимися 5­х классов:  Соблюдение мер пожарной безопасности в повседневной жизни, в быту.  Личное поведение пешехода для обеспечения безопасности на дорогах.  Личное поведение пассажира для обеспечения безопасности на дорогах.  Безопасное поведение в новогодние праздники.  Безопасное поведение на воде.       Проектная   деятельность   помогает   учащимся   самостоятельно   принимать   решения   о действии, анализировать и моделировать проблемную ситуацию, предлагать идею решения проблемы и брать на себя ответственность за последствия сделанного выбора, планировать действия и структуировать их во времени, строить взаимоотношения в коллективе и уметь продуктивно участвовать в коллективной деятельности. Подводя   итог   сказанному,   необходимо   отметить,   что   создание   благоприятной, конструктивной   атмосферы   в   отношениях   участников   педагогического   процесса,     сочетание индивидуальной,   групповой,   фронтальной   деятельности,   организация   и   стимулирование мыслительной   деятельности   учащихся   и   педагога,   рефлексивной   деятельности   способствуют формированию   у   учащихся   ключевых   понятий,   убеждений,   качеств   и   навыков   в   области безопасности   жизнедеятельности.   Технологическая   карта   становится   рабочим   инструментом учителя,   обеспечивающим   эффективное   и   качественное   преподавание   и   ясное,   пошаговое достижение   планируемых   результатов   освоения   основных   образовательных   программ   в соответствии с ФГОС второго поколения, а критериями эффективного урока при этом станут: обучение через открытие; самоопределение обучаемого  к той или иной образовательной деятельности; наличие   дискуссий,   характеризующихся   различными   точками   зрения   по   изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения; развитие личности; способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом;  демократичность, открытость; осознание учеником деятельности: того, как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что ученик чувствовал при этом;  моделирование   жизненно   важных   профессиональных   затруднений   в   образовательном     пространстве и поиск путей из решения.

Современный урок ОБЖ в условиях реализации ФГОС

Современный урок ОБЖ в условиях реализации ФГОС

Современный урок ОБЖ в условиях реализации ФГОС

Современный урок ОБЖ в условиях реализации ФГОС

Современный урок ОБЖ в условиях реализации ФГОС

Современный урок ОБЖ в условиях реализации ФГОС

Современный урок ОБЖ в условиях реализации ФГОС

Современный урок ОБЖ в условиях реализации ФГОС

Современный урок ОБЖ в условиях реализации ФГОС

Современный урок ОБЖ в условиях реализации ФГОС

Современный урок ОБЖ в условиях реализации ФГОС

Современный урок ОБЖ в условиях реализации ФГОС

Современный урок ОБЖ в условиях реализации ФГОС

Современный урок ОБЖ в условиях реализации ФГОС

Современный урок ОБЖ в условиях реализации ФГОС

Современный урок ОБЖ в условиях реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2018