Шесть основных этапов современного урока русского языка
мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
взаимопроверка, взаимоконтроль;
рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – ЭТО…
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
времясбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания урока — дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.Шесть основных этапов современного урока русского языка
мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
взаимопроверка, взаимоконтроль;
рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – ЭТО…
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
времясбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания урока — дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
современный урок русского языка ФГОС.ppt
Современный урок русского языка
Современный урок
русского языка
Учитель начальных классов ГБОУ
«СОШ№18 г.Малгобек»
Джандигова Зарема Саварбековна.
Современный урок русского языка
Если мы будем учить сегодня
так, как мы учили вчера, мы
украдем у детей завтра.
Джон
Дьюи
Современный урок русского языка
Шесть основных этапов
Шесть основных этапов
научиться»);
научиться»);
O мобилизация
O целеполагание
современного урока русского языка
современного урока русского языка
мобилизация (предполагает включение учащихся в
(предполагает включение учащихся в
активную интеллектуальную деятельность);
активную интеллектуальную деятельность);
целеполагание (учащиеся самостоятельно
(учащиеся самостоятельно
→
→
формулируют цели урока по схеме «вспомнить
формулируют цели урока по схеме «вспомнить
→
→
узнать
узнать
O осознание недостаточности имеющихся знаний
осознание недостаточности имеющихся знаний
(учитель способствует возникновению на уроке
(учитель способствует возникновению на уроке
проблемной ситуации, в ходе анализа которой
проблемной ситуации, в ходе анализа которой
учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее
учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее
решения недостаточно);
решения недостаточно);
O коммуникация
коммуникация (поиск новых знаний в паре, в
(поиск новых знаний в паре, в
группе);
группе);
O взаимопроверка, взаимоконтроль;
взаимопроверка, взаимоконтроль;
O рефлексия
рефлексия (осознание учеником и воспроизведение
(осознание учеником и воспроизведение
в речи того, что нового он узнал и чему научился на
в речи того, что нового он узнал и чему научился на
уроке).
уроке).
Современный урок русского языка
Требования к современному уроку
Требования к современному уроку
русского языка
русского языка
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – ЭТО…
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – ЭТО…
O хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен
иметь хорошее начало и хорошее окончание;
иметь хорошее начало и хорошее окончание;
O учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность
учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
O урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам
нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять
нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять
учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
O учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует
деятельность учащихся;
деятельность учащихся;
O вывод делают сами учащиеся;
вывод делают сами учащиеся;
O минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
O времясбережение и здоровьесбережение;
времясбережение и здоровьесбережение;
O в центре внимания урока — дети;
в центре внимания урока — дети;
O учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты,
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты,
как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
O умение демонстрировать методическое искусство учителя;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
O планирование обратной связи;
планирование обратной связи;
O урок должен быть добрым.
урок должен быть добрым.
Современный урок русского языка
Критерии результативности урока
Критерии результативности урока
при системно–деятельностном
при системно–деятельностном
подходе:
подходе:
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие
(оценивать свою
готовность, обнаруживать незнание, находить причины
(оценивать свою
готовность, обнаруживать незнание, находить причины
затруднений и т.п.)
затруднений и т.п.)
2. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения,
2. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения,
повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
3. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и
3. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и
адресовать вопросы.
адресовать вопросы.
4. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы
4. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы
обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
5. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки
5. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки
(происходит специальное формирование контрольнооценочной деятельности у
(происходит специальное формирование контрольнооценочной деятельности у
обучающихся).
обучающихся).
6.Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися,
6.Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися,
используя для этого специальные приемы.
используя для этого специальные приемы.
7. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика,
7. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика,
поощряет и поддерживает минимальные успехи.
поощряет и поддерживает минимальные успехи.
8. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
8. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
9. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником
9. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником
позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
собственную
собственную
10. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу
10. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу
сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
11. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие “учитель –
11. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие “учитель –
ученик” (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
ученик” (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Современный урок русского языка
Показатели эффективности урока:
Показатели эффективности урока:
1.
2.
3.
4.
5.
Проектирование и конструирование на уроке социальной среды развития обучающихся.
Реализация на уроке содержания учебного материала как системы научных понятий
(научность содержания материала, следование УМК)
Дифференциация и индивидуализация на уроке учебного материала по сложности и объёму.
Целесообразность выбора формы урока (внешняя форма: урок – мастерская, экскурсия,
путешествие, суд, семинар, лекция и др., внутренняя форма: изучение нового материала,
повторение, обобщение, комбинированный, развития речи, урок по определённой технологии)
и формы организации деятельности детей (фронтальная, индивидуальная, групповая,
парная, коллективная и др.)
Целесообразность использования технического, дидактического, наглядного оснащения
учебного занятия.
6. Создание на уроке условий для активной учебно–познавательной деятельности обучающихся.
Реализация на уроке компонентов учебно –познавательной деятельности (цель, мотив,
7.
постановка учебной задачи, содержание, учебные действия, контроль (самоконтроль), оценка
(самооценка).
Формирование (развитие) на уроке универсальных учебных действий (регулятивных,
познавательных, коммуникативных, личностных)
Формулирование и решение на уроке познавательных задач, направленных на продуктивную
деятельность обучающихся.
с
возрастных, психологических и
учётом индивидуальных,
8.
9.
10. Построение
урока
физиологических особенностей обучающихся.
11. Умение создать атмосферу доверия, психологической безопасности, одобрения, поддержки,
сотрудничества, здоровьесбережения.
Современный урок русского языка
Пять шагов подготовки
к современному уроку:
Современный урок русского языка
Предмет
изменений
Подготовка к
уроку
Традиционная деятельность
учителя
Учитель пользуется жестко
структурированным конспектом
урока
Деятельность учителя, работающего
по ФГОС
Учитель пользуется сценарным планом
урока, предоставляющим ему свободу в
выборе форм, способов и приемов
обучения
При подготовке к уроку учитель
использует учебник и
методические рекомендации
Основные этапы
урока
Объяснение и закрепление
учебного материала. Большое
количество времени занимает
речь учителя
Главная цель
учителя на уроке
Успеть выполнить все, что
запланировано
При подготовке к уроку учитель
использует учебник и методические
рекомендации, интернетресурсы,
материалы коллег. Обменивается
конспектами с коллегами
Самостоятельная деятельность
обучающихся (более половины времени
урока)
Организовать деятельность детей:
по поиску и обработке информации;
обобщению способов действия;
постановке учебной задачи и т. д.
Современный урок русского языка
Предмет
изменений
Формулировани
е заданий для
обучающихся
(определение
деятельности
детей)
Форма урока
Нестандартное
ведение уроков
Традиционная
деятельность учителя
Формулировки: решите,
спишите, сравните,
найдите, выпишите,
выполните и т. д.
Преимущественно
фронтальная
–
Взаимодействие
с родителями
обучающихся
Происходит в виде лекций,
родители не включены в
образовательный процесс
Деятельность учителя, работающего по
ФГОС
Формулировки: проанализируйте, докажите
(объясните), сравните, выразите символом,
создайте схему или модель, продолжите,
обобщите (сделайте вывод), выберите
решение или способ решения, исследуйте,
оцените, измените, придумайте и т. д.
Преимущественно групповая и/или
индивидуальная
Учитель ведет урок в параллельном классе,
урок ведут два педагога (совместно с
учителями информатики, психологами и
логопедами), урок проходит с поддержкой
тьютора или в присутствии родителей
обучающихся
Информированность родителей
обучающихся. Они имеют возможность
участвовать в образовательном процессе.
Общение учителя с родителями школьников
может осуществляться при помощи
Интернета
Современный урок русского языка
Задачи, решаемые
на современном уроке русского языка
Ориентация на образовательные результаты::
Ориентация на образовательные результаты
предметные:
•освоение
систематических знаний,
•преобразование,
применение
и самостоятельное
пополнение знаний
метапредметные:
•саморегуляция
•коммуникация
•познавательная
деятельность
личностные:
•самоопределение
•смыслообразование
•морально-этическая
ориентация
Современный урок русского языка
Приёмы создания учебной
Приёмы создания учебной
ситуации:
ситуации:
Современный урок русского языка
«Прежде чем вводить новое знание, надо создать
ситуацию… необходимости его появления». (Г.А.
Цукерман)
1. Мотивация к учебной деятельности
Цель этапа: включение обучающихся в учебную
деятельность на личностно значимом уровне.
Хочу, могу, надо
Что значит уметь учиться?
Современный урок русского языка
Ориентация
на методическое правило:
«Ни одного урока без всех четырех видов речевой
деятельности!»
Следование этому правилу восстанавливает в своих правах
развитие речи учащихся во всех своих аспектах.
На каждом уроке педагог должен предлагать задания по типу:
«Слушаем, говорим (спрашиваем – отвечаем), читаем
(понимаем), пишем».
Современный урок русского языка
ТЕКСТ последовательность предложений,
последовательность предложений,
слов, построенная согласно правилам русского языка и
слов, построенная согласно правилам русского языка и
образующая сообщение.
образующая сообщение
Задание
текст,
текст,
состоящий
состоящий
из
из
4
4
Составьте
Составьте
предложений.
предложений.
имени
Первое предложение должно начинаться с имени
существительного.
существительного.
Второе
предложение
прилагательного.
прилагательного
–
с
имени
имени
с глагола.
Третье предложение – с глагола
с предлога.
Четвертое предложение – с предлога
Современный урок русского языка
ИНСЕРТ
Инсерт это приём такой маркировки текста,
когда учащиеся значками отмечают на полях то,
что известно, что противоречит их
представлениям, что является интересным и
неожиданным, а также то, о чём хочется узнать
более подробно.
?
+
<
Современный урок русского языка
Кластер
состав слова
состав слова
Корень
Корень
Корень + окончание
Корень + окончание
Корень + суффикс + окончание
Корень + суффикс + окончание
Приставка + корень + окончание
Приставка + корень + суффикс + окончание
Синквейн на тему «Спасибо»
1. спасибо
2. сердечное, душевное
3. желаем, выражаем,
говорим
4. вежливое слово,
которое говорят, чтобы
выразить благодарность
5. Спаси Бог!
Современный урок русского языка
Рефлексия
Было интересно …
Было интересно …
Сегодня на уроке я узнал, что …
Сегодня на уроке я узнал, что …
Я хотел узнать ещё …
Я хотел узнать ещё …
Больше всего мне
Больше всего мне
понравилось…
понравилось…
Новым для меня стало …
Новым для меня стало …
Современный урок русского языка
Требования к учителю
1.Учитель четко и точно формулирует задания, потому
что потом учитель их не повторяет.
2.Не даёт новые задания ученикам в готовом виде.
3.Не повторяет задания два раза.
4.Не комментирует и не исправляет ответы, предлагая
это сделать самим ученикам (таким образом достигается
взаимоконтроль).
5.Не повторяет то, что уже сказали ученики (это
помогает ученикам быть более внимательными на уроке).
6.Предугадывает затруднения учащихся и меняет по
ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с
первого раза.
7.Подбирает комплексные задания.
Современный урок русского языка
Спасибо за внимание!!!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.