Союзы «и», «да» при однородных членах предложения
Оценка 5

Союзы «и», «да» при однородных членах предложения

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
05.01.2017
Союзы «и», «да» при однородных членах предложения
Цели урока: 1. образовательные: формирование умения расставлять знаки препинания между однородными членами предложения. 2. развивающие: общее развитие учащихся на основе: развития мышления в процессе осознания теоретических знаний об однородных членах предложения; развития логического мышления при развитии операции анализа (при исследовании лингвистических примеров), синтеза (при формулировке выводов), при формировании умения устанавливать причинно-следственные связи; развития учебной самостоятельности (при постановке учебной проблемы, планировании, ее решении, выполнение заданий с опорой на памятку); развития действия контроля за «чужими» действиями (при выполнении заданий – «ловушек»; развитие взаимоконтроля (при отработки способа действия) развития рефлексивно-оценочных действий; реализации индивидуального подхода. 3. воспитательные: воспитание познавательного интереса, толерантности, развитие эмоциональной сферы учащихся.
Урок русского языка6.docx

Урок русского языка

 

Тема: Союзы «и», «да» при однородных членах предложения (учебник А.В. Поляковой, 3"Б"класс)

 

Цели урока: 1. образовательные: формирование умения расставлять знаки препинания между однородными членами предложения.

                      2. развивающие: общее развитие учащихся на основе: развития мышления в процессе осознания теоретических знаний об однородных членах предложения; развития логического мышления при развитии операции анализа (при исследовании лингвистических примеров), синтеза (при формулировке выводов), при формировании умения устанавливать причинно-следственные связи; развития учебной самостоятельности (при постановке учебной проблемы, планировании, ее решении, выполнение заданий с опорой на памятку); развития действия контроля за «чужими» действиями (при выполнении заданий – «ловушек»; развитие взаимоконтроля (при отработки способа действия) развития рефлексивно-оценочных действий; реализации индивидуального подхода.

                      3. воспитательные: воспитание познавательного интереса, толерантности, развитие эмоциональной сферы учащихся.

 

Лингвометодический анализ

Что известно

Что нового узнают

Трудности

- однородные члены предложения

- способы соединения однородных членов предложения

- в определении однородных членов

- в расстановке знаков препинания при однородных членах предложения

 

 

 

 

 

Этап урока

Содержание этапа

Орг. момент

 

 

 

 

Чистописание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выведение способа действия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап рефлексии

 

 

 

 

Домашнее задание

- Здравствуйте, ребята. У нас урок русского языка. Давайте проверим, все ли готовы к уроку. Что должно лежать у вас на партах?

- Учебник, тетрадь, пенал, дневник.

- Хорошо. Я вижу, что вы к уроку готовы.

 

- Ребята, как вы думаете, с чего мы начнем наш урок?

- С минутки чистописания.

- Верно. Сегодня мы будем работать с буквой, которая соответствует первому звуку в слове «лес» - [л']. Какая это буква?

- Буква «л».

- Верно. Вторая буква, с которой мы будем работать, обозначает согласный твердый звук в слове «терем». Какая это буква?

- Это буква «м».

- Верно.  Как вы думаете, почему мы пишем эти буквы вместе?

- В них есть общие элементы – крючки.

- Составьте цепочку из этих букв - лм

- Вчера я была на уроке у учеников 2 класса и посмотрела, как они пишут эти буквы.

 

 

 

(анализ каждой записи)

- Хорошо. Откройте ваши тетради и пропишите эту цепочку букв. Только старайтесь писать красиво, аккуратно.

             (дети прописывают буквы)

- Теперь возьмите карандаш и подчеркните те буквы, которые, на ваш взгляд, получились у вас самыми красивыми. 

 

-  Ребята, прочитайте предложения, записанные на доске.

На той стороне мы увидели поля, луга, леса.

Вдоль реки растет и ольха, и ива.

 Цветы сирени падали и усыпали тропинки.

За ужином разговор шел о поездке да о погоде.

- Сейчас вы поработаете в парах. Задание будет такое -  найдите в этих предложениях однородные члены, проговаривая друг другу способ действия. Понаблюдайте, как соединены между собой однородные члены (обведите способ соединения в кружок – запятая или союз).

                    (работа в парах)

- Итак, что объединяет все эти предложения?

- В них есть однородные члены.

- Докажите, что в первом предложении есть однородные члены.

      (проговаривается способ действия)

- С какой интонацией проговариваются слова «поля», «луга», «леса»?

- с интонацией перечисления.

- Выделите эти однородные члены. Как они соединены между собой?

- С помощью запятой.

- Как вы думаете, а зачем здесь нужна запятая?

- Чтобы выразить на письме интонацию перечисления.

- Докажите, что во втором предложении есть однородные члены.

- …

- Выделите их.

- Как соединены между собой?

- С помощью повторяющегося союза «и», с помощью запятой.

- Сколько здесь однородных членов предложения?

- два.

- Сколько союзов «и»?

- Два.

- Где находятся союзы «и»?

- Перед каждым однородным членом.

- Сколько запятых?

- Одна, после первого однородного члена предложения.

- Зачем нужна запятая?

- Так как союз «и» повторяется.

- Докажите, что в третьем предложении есть однородные члены.

- …

- Как они соединены между собой?

- Одиночным союзом «и».

- Нужна запятая, если союз «и» единственный?

- Нет.

      (аналогичный анализ оставшегося предложения)

- Итак, как же могут соединяться однородные члены предложения?

- С помощью запятых, союзов «и» и «да».

- В каких случаях ставится запятая?

- …

- Когда запятая не ставится?

- …

- Откройте ваши учебники на странице 93. давайте прочитаем правило.

- …

- Ребята, совпали наши выводы?

- В учебнике не хватает правил о повторяющемся союзе «и».

- Я утверждаю, что в предложении «На столе лежали пенал, ручка и учебник    не нужны запятые, так как там есть союз «и». Согласны ли вы со мной?

- Нет, так как в этом предложении союз «и» соединяет не все однородные члены. Два однородных члена соединены союзом «и», значит, запятая не нужна, та же однородные члены соединены интонацией перечисления, запятая нужна.

 

- Итак, давайте составим ход наших рассуждений при постановке знаков препинания между однородными членами предложения. Проанализируем несколько предложений и на этой основе выявим способ действия.

       Мальчики собрались, побежали.

       В зоопарке мы увидели и животных, и птиц.

       Летом я отдыхаю у бабушки и дедушки.

       В саду росли яблоки да сливы.

Итак, Маша, иди к доске. Смотрим на первое предложение. Как ты думаешь, с чего начнем наше рассуждение?

- Находим в предложении однородные члены. (воспроизводит способ действия). Сказуемые «сорвались» и «побежали» - однородные члены предложения.

 

1. Нахожу однородные члены предложения.

 

- Хорошо. Какой второй шаг нашего алгоритма?

- Определяю, как они соединены между собой.

- А зачем нам это определять? Может, сразу поставим запятую между однородными членами?

- Запятая ставится не всегда. В этом предложении между однородными членами нет союзов. Значит, ставлю между ними запятую.

 

2. Определяю, как они соединены между собой.

3. Если между однородными членами предложения нет союзов, то ставлю между ними запятую.

 

- Хорошо. Рассмотрим теперь второе предложение.

- Определяю, есть ли однородные члены. В этом предложении однородные дополнения – животных, птиц. Определяю, как они соединены между собой – с помощью повторяющегося союза «и». значит, ставлю запятую.

 

4. Если перед каждым однородным членом стоит союз «и», то ставлю между ними запятую.

- Хорошо. Таня, продолжи.

- В предложении «Летом я отдыхаю у бабушки и дедушки» есть однородные дополнения – бабушки, дедушки. Они соединены между собой союзом «и», значит, запятая между ними не нужна. В предложении «В саду росли яблоки да сливы» однородные подлежащие соединены союзом «да», значит, запятая не нужна.

 

5. Перед одиночным союзом «и» и союзом «да» запятую не ставлю.

 

- Итак, как мы рассуждаем при расстановке знаков препинания между однородными членами?

- …

- Давайте попробуем обобщить эти выводы с помощью схемы. Обозначим однородные члены предложения значком – О.

           (совместно составляется схема)

О, О, О

и О, и О, и О

О и О

О да О

 

 

- Давайте потренируемся в расстановке знаков препинания. Запишем предложения с комментированием. Один ученик комментирует, другие проверяют его рассуждения при помощи сигнальных карточек.

           Весной сеют овес, ячмень и пшеницу.

           На уроках русского языка мы и пишем, и читаем.

           На масленицу люди устроили песни да пляски.

 

- Итак, что вы знали об однородных членах предложения до этого урока?

- Что нового узнали?

- Какие трудности возникли?

 

- упр. 464, правило

 

 

 


 

Урок русского языка Тема: Союзы «и», «да» при однородных членах предложения (учебник

Урок русского языка Тема: Союзы «и», «да» при однородных членах предложения (учебник

Этап урокаСодержание этапа

Этап урокаСодержание этапа

Изучение нового материала

Изучение нового материала

Работа с учебником

Работа с учебником

Закрепление Этап рефлексии

Закрепление Этап рефлексии

Закрепление Этап рефлексии

Закрепление Этап рефлексии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017