Создание электронных методических кейсов в работе методиста учреждения дополнительного образования как средства повышения профессиональной компетентности педагогов
Разрезова Надежда Викторовна,
методист ГУО «Центр творчества детей и
молодежи Центрального района г. Гомеля»
В условиях возможного перехода к дистанционной форме обучения в современном обществе происходит развитие информационных технологий, особенно в области мультимедиа, виртуальной реальности и глобальных сетей.
Это определяет необходимость поиска новых форм и методов работы с педагогическими кадрами, одним из которых может стать создание электронного методического кейса, который направлен на обеспечение открытости процесса самообразования педагогов и может использоваться при оказании разнообразных виртуальных услуг.
Сформулируем определение кейса как метода обучения и получения информации.
Кейс – это специально подготовленные обучающие материалы и специальная технология использования этих материалов в образовательном процессе.
В кейс материал подбирается таким образом, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, подтолкнуть педагогов к обсуждению и анализу ситуации, принятию решения.
Выделяют следующие основные технологические особенности кейсов:
1. Использование технологии развивающего обучения;
2. специфической разновидности проектной технологии;
3. технологии «создания успеха», которая предусматривает деятельность по активизации педагогов, стимулирование их успеха и подчеркивание их достижений.
Классификация кейсов имеет множество подходов. Одной из наиболее популярных является классификация, в основании которой лежит сложность кейсов. Выделяют:
- иллюстративные учебные ситуации-кейсы, цель которых на определённом практическом примере обучить алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;
- учебные ситуации-кейсы с чётко сформулированной проблемой, цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное решение указанной проблемы;
- учебные ситуации-кейсы без формулирования проблемы, в которых описывается более сложная ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных. Цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути её решения на основе анализа наличных ресурсов;
- прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из неё;
По целям и задачам процесса обучения различают:
- кейсы, обучающие анализу и оценке;
- кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений или иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.
По информационной насыщенности различают:
- структурированный кейс, в котором даётся минимальное количество дополнительной информации; при работе с ним применяется определенная модель или алгоритм;
- «маленькие наброски», содержащие от одной до десяти страниц текста и одну-две страницы приложений, которые знакомят только с ключевыми понятиями. При их разборе необходимо опираться на собственные знания и опыт;
- большие неструктурированные кейсы объёмом до 50 страниц –самый сложный из всех видов учебных заданий такого рода. Информация в них даётся очень подробная, а необходимые для разбора сведения могут отсутствовать. Задача – распознать такие «подвохи» и справиться с ними;
- первооткрывательские кейсы, при разборе которых требуется не только применить уже усвоенные теоретические знания и практические навыки, но и предложить нечто новое. При этом участники образовательного процесса выступают в роли исследователей.
По степени воздействия источников выделяют:
- практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации. Такой кейс создает практическую («действующую») модель ситуации. При этом учебное назначение кейса может сводиться к тренингу, закреплению знаний и умений, к принятию решений в данной ситуации;
- обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение. Они отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни и с которыми придётся столкнуться педагогу в процессе профессиональной деятельности;
- научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности. Кейс выступает моделью для получения нового знания о ситуации. Строится такой кейс по принципам создания исследовательской модели.
Что же такое электронный методический кейс?
Электронный методический кейс – это электронный учебно-методический комплекс, содержащий описание практической проблемной ситуации, пакет информационных ресурсов и методические рекомендации по организации поиска путей решения выявленных проблем в информационно- образовательном пространстве.
Электронный кейс даёт возможность работать в наиболее приемлемом темпе, обеспечивает многократное повторение и диалог, позволяет в максимальной степени использовать тот стиль обучения, который является предпочтительным для конкретного педагога. При этом сам процесс обучения проходит на принципиально новом, более высоком уровне.
В основе разработки электронных методических кейсов положена совокупность дидактических принципов:
1. Принцип индивидуального подхода к каждому на основе учёта его образовательных потребностей;
2. Принцип максимального предоставления свободы в обучении (возможность выбора тематики, типа заданий и способа их выполнения, способа представления результатов);
3. Принцип информационного обеспечения (кейс должен сопровождаться достаточным количеством информационных материалов и ссылками на электронные ресурсы, полезные при работе с кейсом);
4. Принцип концентрации внимания на основные теоретические положения;
5. Принцип обеспечения доступности и методиста, и педагога, который должен иметь возможность в любое время обратиться к методисту (по e-mail или телефону);
6. Принцип развития у педагогов умений работать с информацией посредством использования информационно-коммуникационных технологий;
7. Принцип формирования у педагогов навыков управления процессом профессионализации.
Электронный методический кейс представляет собой результат отражения деятельности взаимодействия методиста и педагогов.
Предназначение электронного кейса – побуждение педагогов к профессиональному диалогу. Грамотно изготовленный кейс нацеливает дискуссию, привязывая педагогов к реальным фактам, позволяет смоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придется столкнуться на практике.
Кейсы развивают аналитические, исследовательские, коммуникативные навыки, вырабатывают умения анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать управленческие решения.
Принципиальным отличием электронного кейса является его представление в электронной форме и организация открытого полилога по поводу решаемой проблемы.
Хороший кейс для педагога должен соответствовать следующим требованиям:
- поставленной цели, то есть стимулировать самостоятельную учебную деятельность педагогов или побуждать их к дискуссии;
- иллюстрировать несколько аспектов поставленной проблемы и иметь практическую направленность;
- быть актуальным для педагогических работников;
- иллюстрировать типичные ситуации;
- развивать аналитическое мышление;
- иметь вариативные решения педагогических проблем.
Перечень этих требований можно предъявить и для электронного кейса, добавив ещё несколько рекомендаций.
При разработке электронного методического кейса необходимо использовать ресурсные возможности информационно-коммуникационных технологий и социальных сервисов сети Интернет. Например, для оформления содержания можно использовать гипертекстовую разметку, пакет электронных материалов снабдить ссылками на адреса сайтов по рассматриваемой проблеме, для организации диалога использовать форумы, чаты, Google группы и другие социальные сервисы;
- электронный кейс должен иметь дружеский интерфейс и удобную навигацию;
Выделяют следующие этапы (шаги) создания кейса:
Шаг 1. Формирование дидактических целей электронного кейса и определение планируемых результатов.
Шаг 2. Определение проблемной ситуации и вариативного перечня проблем.
Шаг 3. Составление тезисов электронного кейса и сбор информации к этим тезисам.
Шаг 4. Написание текста кейса.
Шаг 5. Выбор технологической платформы и оформление электронного кейса.
Шаг 6. Выбор способов общения педагогов.
Шаг 7. Подготовка методических рекомендаций по использованию электронного кейса (разработка заданий, вопросов для ведения дискуссии, рекомендации к презентации результатов работы с кейсом).
Среди множества информационных ресурсов, которые можно использовать в педагогической практике при создании электронных кейсов в условиях реализации дистанционного обучения, можно выделить сервисы Google.
Сервис Google Диск органично включается в образовательный процесс, делает его более динамичным и эффективным. Сервис позволяет организовать совместную деятельность методиста и педагога, педагога и учащихся, дает возможность сэкономить драгоценное время, работать совместно удаленно друг от друга и даже общаться посредством Google Диска.
Диск с общим доступом может также использоваться и в работе методиста. Данный ресурс позволит организовать совместную работу методиста и педагога по созданию методических материалов (разработок занятий, обобщения опыта, выступлений на семинарах, конференциях, МО, педсоветах, видеоотчетов о мероприятиях на протяжении всего курса обучения в объединении по интересам), и послужить ценным источником материалов для организации различного рода мероприятий.
Полезен будет сервис Google Диск и для организации работы методических объединений педагогов. Он позволит обмениваться эффективным педагогическим опытом и послужит ресурсом для повышения качества преподавания.
Данный кейс состоит из 6-ти разделов.
Раздел 1 «О кейсе». Блок содержит вступительную статью, в которой изложена актуальность создания кейса. Таким образом организуется так называемое «погружение» в проблематику кейса.
Раздел 2 «Содержание кейса». В содержании кейса дано описание проблемной ситуации, цель и проблемный вопрос, над которым предлагается поработать.
Проблема кейса: как подобрать качественные цифровые образовательные ресурсы для занятий и целесообразно их использовать при организации образовательного процесса?
Цель кейса: предложить рекомендации по подбору и использованию качественных цифровых образовательных ресурсов в образовательной деятельности.
Проблемная ситуация: педагог дополнительного образования N. после заседания методического объединения «Применение цифровых образовательных ресурсов в практике работы педагога дополнительного образования», где был представлен опыт её коллег, приняла решение активно использовать цифровые образовательные ресурсы на своих занятиях объединения по интересам. Отыскав несколько мультимедийных презентаций в сети Интернет, педагог N. использовала эти ресурсы в качестве демонстрационного материала при объяснении темы занятий в течение месяца. Однако, в результате практического применения цифровых образовательных ресурсов на занятиях, педагог N. пришла к неутешительному выводу: найденные ею ресурсы не вызывают интереса у обучающихся и не решают поставленные педагогические задачи.
Раздел 3 «Информационные материалы». Содержит информационные материалы, ссылки на имеющиеся в глобальном информационном пространстве ресурсы, которые помогут в поиске решений проблемы, обозначенной в кейсе.
Раздел 4 «Участники». Создан для знакомства потенциальных участников диалога. В этом разделе кейса, участники могут указать информацию о себе в комментариях (ФИО, учреждение образования, должность, фотография).
Раздел 5 «Форум кейса» предназначен для организации общения обучающихся по заданной проблематике кейса.
Раздел 6 «Работы участников». Содержит рекомендации участников по подбору и использованию цифровых образовательных ресурсов. Для этого используются функции добавления сообщения (кнопка «Новое сообщение») и добавление файлов.
В качестве «лицевой» части электронного методического кейса, видимой педагогам и методистам используется сайт Google, наполняемый информационными материалами из скрытого от пользователей Диска Google, полный доступ к которому имеет только методист и автор-разработчик.
На Google Диске создается отдельная папка «Электронные методические кейсы», которая, в свою очередь, также состоит из отдельных папок с материалами кейсов по темам. Конкретно для данного кейса создана ознакомительная версия.
Для неавторизованных пользователей в ознакомительной версии кейса существует ограничение доступа к 4 разделам: «Информационные материалы», «Участники», «Форум кейса» и «Работы участников».
Для авторизации необходимо создать аккаунт в сервисе Google и отправить заявку модератору кейса на указанный электронный адрес. После подтверждения авторизации модератором пользователь получает полноценный доступ ко всем разделам кейса и может стать активным участником разработки рекомендаций по проблеме данного кейса.
Работу с этим кейсом можно предложить на заседаниях методических объединений, мастер-классах по данной тематике, круглых столах, практических мастерских и т.д.
Основные правила для анализа кейса:
1. Двукратное чтение кейса: один раз, чтобы иметь общее представление и второй раз, чтобы хорошо разобраться в фактах.
2. Составить список проблем, с которыми придется иметь дело.
3. Оценка и анализ цифровых данных (если таковые имеются).
4. Распознавание проблем, к которым можно применить имеющиеся знания.
5. Проведение основательного анализа имеющейся ситуации.
6. Составление схем, таблиц, графиков, которые дают основание для собственного «решения».
7. Составление списка приоритетов решений.
8. Разработка плана действий с целью проверки, действительно ли проработаны все сферы проблемы.
9. Отказ от решений, которые обречены на провал и могут иметь губительные последствия.
Алгоритм работы с кейсом (например, на заседании МО)
1. Ознакомление с сюжетом, ситуацией (время работы – 3-5 минут). Название кейса должно быть кратким и запоминающимся (к примеру, «Грани мастерства», «Академия знаний», «Театр плюс»).
2. Проблематизация – обнаружение в ходе дискуссии в малых группах противоречия в сюжете, определение того, в чем его «странность». (время работы – 2-3 минуты)
3. Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (время работы на данном этапе – 3-4 минуты)
4. Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (мозговой штурм внутри малых групп). Время работы – не более 3 минут.
5. Проверка гипотез на основе информации сюжета и других доступных источников (групповая работа)
Методист или педагог-тьютор может давать некоторые пояснения по ходу работы, но должен избегать прямых консультаций. Педагоги могут воспользоваться любыми источниками, необходимыми для решения кейса, или же предоставленной распечаткой с информацией. Однако, объем такой распечатки не должен превышать 1-2 страниц текста. Время работы на данном этапе – до 20 минут.
И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам не бояться использовать кейс-метод, т.к. он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала педагогов.
Список литературы и информационных ресурсов
1 Долгоруков А. М. Метод case-study как современная технология профессионально ориентированного обучения – [Электронный ресурс] –Режим доступа. – URL:http://evolkov.net/case/case. study.html (дата обращения: 30.03.2021).
2 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ.пед. вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
3 Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 400 с.
4 Гладких, И. В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов – [Электронный ресурс] / Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8. Вып. 2 (№ 16) - 2005 / https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-rekomendatsii-po-razrabotke uchebnyh-keysov-1
5 О Google Диск [Электронный ресурс] / Веб-сайт. - Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=jUShRTPsKrY
6 Тренинг «Облачные технологии для обеспечения хранения и
7 обработки данных, организация взаимодействия» [Электронный ресурс] / Веб-сайт. - Режим доступа: http://manualgoogledrive.blogspot.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.