«Создание системы профилактики школьной неуспеваемости как средство повышения качества образования»
Оценка 5

«Создание системы профилактики школьной неуспеваемости как средство повышения качества образования»

Оценка 5
Документация
docx
география
5 кл—9 кл
08.08.2021
«Создание системы профилактики школьной неуспеваемости как средство повышения качества образования»
Древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема современной школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями. Каковы особенности неуспевающих учащихся? • низкий уровень знаний, как следствие низкого уровня интеллектуального развития • отсутствие познавательного интереса • не сформированы элементарные организационные навыки • учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения • нет опоры на родителей • дети из асоциальных семей • отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся • частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта
Система профилактики школьной неуспеваемости - средство повышения качества образования.docx

 

«Создание системы профилактики школьной неуспеваемости как средство повышения качества образования»

Мастер-класс.

 

Древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом».

 Актуальная проблема современной  школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.

Каковы  особенности неуспевающих учащихся?  

• низкий уровень знаний, как следствие низкого уровня интеллектуального развития

• отсутствие познавательного интереса

• не сформированы элементарные организационные навыки

учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения

• нет опоры на родителей

• дети из асоциальных семей

• отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся

• частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта

Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

1. Низкий уровень умственного развития.

Причины:

• Педагогическая запущенность.

• Частые заболевания.

• Пропуски занятий.

Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

Проявляется:

• Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.

• Учитывать все признаки предмета или явления.

• Видеть общее и. д.

Так, например учащийся затрудняется дать определение Природная Зона, то есть не сможет справиться с учебным материалом по темам: природная зона Африки, Австралии, и др, не сможет выполнять практические задания по данной теме.

Итак, надо запомнить, что ПРИРОДНАЯ ЗОНА - часть географической оболочки Земли, имеющая характерные составляющие её природные компоненты, которые находятся в сложном взаимодействии.

Для ребёнка с низким уровнем умственного развития  это определение сложное и даже если запомнит, то это будет механическое запоминание, которое не даст положительных результатов.

Поэтому при изучении данной темы я стараюсь опираться на столько на умственную сферу, сколько на образную.  Например, предлагаю закрыть глаза и представить себя в пустыне. Что ВЫ видите? Что ВЫ чувствуете? Примерные ответы: песок,  верблюды,  кактусы,  ящерицы,  жара,  сухо,  мало воды,  солнце.

Предлагаю это немного видоизменить :

 песок – почва.

Верблюды, ящерицы – животные

Кактусы – растения

Солнце, жара, мало воды – особенности климата.

То есть у нас получается, что почва, животные, растения и особенности климата это и есть главные характеристики, а значит главные КОМПОНЕНТЫ любой природной зоны. Эти компоненты находятся в сложном взаимодействии.

 

Также использую разноуровневые задания:

 (первый уровень)
Вставь пропущенные слова. Прочитай рассказ, который у тебя получился.
Тундра- это_______________и _______________ местность.Зона тундры расположена_____________ зоны арктических пустынь. Она омывается морями______________океана. Эта природная зона протянулась от_________________полуострова на западе до _______________ и
полуострова на востоке. Поверхность тундры в основном ________________

(2)уровень
Вставь пропущенные слова. Прочитай рассказ, который у тебя получился.
Тундра- это без_______________и _бол______________ местность. Зона тундры расположена_ю____________ зоны арктических пустынь. Она омывается морями_С_____________ Л____________ океана. Эта природная зона протянулась от_К________________полуострова на западе до Ч_______________ и К___________________полуострова на востоке. Поверхность тундры в основном р________________

(слабоуспевающие)
Вставь пропущенные слова. Прочитай рассказ, который у тебя получился.
Тундра- это_______________и _______________ местность.Зона тундры расположена_____________ зоны арктических пустынь. Она омывается морями______________океана
Поверхность тундры в основном ________________
Слова-помощники: болотистая, безлесная, южнее, Северного Ледовитого, равнинная.

 

2. Несформированность учебных навыков.

Ребенок не умеет учиться:

работать с текстом;

• выделять главное, существенное;

• не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.

Чтобы привлечь внимание к работе по тексту, чтобы учащиеся его не боялись, а умели читать  часто  использую модель продуктивного чтения.  Сразу же говорю детям, что простое чтение текста – пустая трата времени, поэтому отправляю  их  к вопросам параграфа, так как изучая текст мы сможем дать на них ответы.

 Любой текст можно разделить « по усвоению» на три типа информации.

•        фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)

•        подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)

•        концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)

 То есть, мы можем выделить фактуальные вопросы, смысловые и концептуальные.  Слабоуспевающие дети хорошо справляются с фактуальной информацией.

Ещё один вид для лучшего анализа текста: применение материала атласа. На своих уроках разрешаю использовать атлас для ответов у доски. Поэтому сразу ставлю задачу: то, что есть в атласе, учить не надо, а ответ надо дополнять только тем материалом, который есть в тексте параграфа. Ученику для этого необходимо сравнить материал из карт атласа и текстовый материал учебника и провести небольшой анализ. Как правило, слабоуспевающие учащиеся пользуются материалом атласа, дополняя ответами.

 

3.  Отсутствие познавательного интереса и несформированность произвольной сферы.

 

Обусловлено:

• с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;

• ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.

Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

Если мы хотим сформировать познавательный интерес, в процессе организации познавательной активности личности, необходимо сформировать в ней те психологические функции, которые так или иначе связаны с ее интересом. В педагогике различают четыре этапа развития интереса: заинтересованность, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.

Формирование познавательных интересов - это процесс длительный. Он требует определенных условий и зависит от педагога, от системы познания науки и системы ее преподавания.  Необходимо отметить и основные этапы процесса формирования познавательного интереса:

- подготовка почвы для появления познавательного интереса - создание условий, которые будут способствовать возникновению стойкой потребности в данных знаниях и соответствующем виде познавательной деятельности,

- создание положительного отношения к учебному предмету и к деятельности,

- организация деятельности, при которой формируется настоящий познавательный интерес.

В своей работе со слабоуспевающими опираюсь на два последних пункта. При малейшем продвижении ребёнка в усвоении материала, в проявлении активности стараюсь это отметить: словесно или «опережающей» оценкой.

Также стараюсь привлечь такого ребёнка к опережающему домашнему заданию, то есть даю возможность быть немного впереди всех, показать себя в роли учителя.

 

 

4. Низкий познавательный интерес

Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)

Нуждается:

• в поддержке

• показа того, что он состоятелен в других видах деятельности

Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.

В книге шведской писательницы С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с диким гусями» рассказывается о глупом тролле, который решил: «Построю дом поближе к Солнцу - пусть оно меня греет». И тролль принялся за работу: он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть не до самых туч.

- Вот теперь, пожалуй, хватит, - сказал тролль. – Теперь я построю себе дом на вершине этой горы. Буду жить у самого Солнца под боком. Уж рядом с Солнцем не замерзну!

Тролль полез на гору. Только что такое?! Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. «Ну, - думает, - отсюда до Солнца рукой подать!» А у самого от холода зуб на зуб не попадает. Так этот глупый тролль и замёрз».

Объясните, почему замерз тролль?

Ответ: Воздух тропосферы нагревается от поверхности Земли, поэтому с высотой его температура понижается (на каждый километр высоты примерно на 6 ◦).

 

 

5. Низкий уровень развития словесно-логического мышления

Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала. (пример с материками и литосферными плитами) – раздать раздаточный материал., а также линии изотермы – цветные нити.

 


- Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использую новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строю с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
В своей работе на уроках география применяю индивидуально-дифферинцированный подход. Слабоуспевающие учащиеся получают меньше по объёму и по сложности задания. Провожу работу в паре (сильный - слабый), хорошие результаты прослеживаются при работе с картой. Использую разноуровневые карточки, тесты, план - описание природной зоны, материка, государства. Кроссворды с картинками-подсказками, дидактические игры по теме урока, таблицы-помогайки, примерные планы рассказа, найди правильный ответ, перфокарты и.д. Большим интересом пользуются у учащихся мультимедийные презентации, которые я использую практически на каждом уроке. Но не всегда учащийся может усвоить пропущенный материал во время повторения на уроке. Поэтому я занимаюсь с учащимися дополнительно после уроков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИРОДНАЯ ЗОНА - часть географической оболочки Земли, имеющая характерные составляющие её природные компоненты, которые находятся в сложном взаимодействии.

 

 

(первый уровень)
Вставь пропущенные слова. Прочитай рассказ, который у тебя получился.
Тундра- это_______________и _______________ местность.Зона тундры расположена_____________ зоны арктических пустынь. Она омывается морями______________океана. Эта природная зона протянулась от_________________полуострова на западе до _______________ и
полуострова на востоке. Поверхность тундры в основном ________________

(2)уровень
Вставь пропущенные слова. Прочитай рассказ, который у тебя получился.
Тундра- это без_______________и _бол______________ местность. Зона тундры расположена_ю____________ зоны арктических пустынь. Она омывается морями_С_____________ Л____________ океана. Эта природная зона протянулась от_К________________полуострова на западе до Ч_______________ и К___________________полуострова на востоке. Поверхность тундры в основном р________________

(слабоуспевающие)
Вставь пропущенные слова. Прочитай рассказ, который у тебя получился.
Тундра- это_______________и _______________ местность.Зона тундры расположена_____________ зоны арктических пустынь. Она омывается морями______________океана
Поверхность тундры в основном ________________
Слова-помощники: болотистая, безлесная, южнее, Северного Ледовитого, равнинная.

 

 

 


 

Создание системы профилактики школьной неуспеваемости как средство повышения качества образования»

Создание системы профилактики школьной неуспеваемости как средство повышения качества образования»

Поэтому при изучении данной темы я стараюсь опираться на столько на умственную сферу, сколько на образную

Поэтому при изучении данной темы я стараюсь опираться на столько на умственную сферу, сколько на образную

Чтобы привлечь внимание к работе по тексту, чтобы учащиеся его не боялись, а умели читать часто использую модель продуктивного чтения

Чтобы привлечь внимание к работе по тексту, чтобы учащиеся его не боялись, а умели читать часто использую модель продуктивного чтения

В своей работе со слабоуспевающими опираюсь на два последних пункта

В своей работе со слабоуспевающими опираюсь на два последних пункта

Низкий уровень развития словесно-логического мышления

Низкий уровень развития словесно-логического мышления

ПРИРОДНАЯ ЗОНА - часть географической оболочки

ПРИРОДНАЯ ЗОНА - часть географической оболочки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.08.2021