«Создание системы профилактики школьной неуспеваемости как средство повышения качества образования»
Мастер-класс.
Древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом».
Актуальная проблема современной школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.
Каковы особенности неуспевающих учащихся?
• низкий уровень знаний, как следствие низкого уровня интеллектуального развития
• отсутствие познавательного интереса
• не сформированы элементарные организационные навыки
• учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения
• нет опоры на родителей
• дети из асоциальных семей
• отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
• частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта
Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:
1. Низкий уровень умственного развития.
Причины:
• Педагогическая запущенность.
• Частые заболевания.
• Пропуски занятий.
• Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.
Проявляется:
• Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.
• Учитывать все признаки предмета или явления.
• Видеть общее и. д.
Так, например учащийся затрудняется дать определение Природная Зона, то есть не сможет справиться с учебным материалом по темам: природная зона Африки, Австралии, и др, не сможет выполнять практические задания по данной теме.
Итак, надо запомнить, что ПРИРОДНАЯ ЗОНА - часть географической оболочки Земли, имеющая характерные составляющие её природные компоненты, которые находятся в сложном взаимодействии.
Для ребёнка с низким уровнем умственного развития это определение сложное и даже если запомнит, то это будет механическое запоминание, которое не даст положительных результатов.
Поэтому при изучении данной темы я стараюсь опираться на столько на умственную сферу, сколько на образную. Например, предлагаю закрыть глаза и представить себя в пустыне. Что ВЫ видите? Что ВЫ чувствуете? Примерные ответы: песок, верблюды, кактусы, ящерицы, жара, сухо, мало воды, солнце.
Предлагаю это немного видоизменить :
песок – почва.
Верблюды, ящерицы – животные
Кактусы – растения
Солнце, жара, мало воды – особенности климата.
То есть у нас получается, что почва, животные, растения и особенности климата это и есть главные характеристики, а значит главные КОМПОНЕНТЫ любой природной зоны. Эти компоненты находятся в сложном взаимодействии.
Также использую разноуровневые задания:
(первый
уровень)
Вставь пропущенные слова. Прочитай рассказ, который у тебя получился.
Тундра- это_______________и _______________ местность.Зона тундры
расположена_____________ зоны арктических пустынь. Она омывается
морями______________океана. Эта природная зона протянулась
от_________________полуострова на западе до _______________ и
полуострова на востоке. Поверхность тундры в основном ________________
(2)уровень
Вставь пропущенные слова. Прочитай рассказ, который у тебя получился.
Тундра- это без_______________и _бол______________ местность. Зона тундры
расположена_ю____________ зоны арктических пустынь. Она омывается
морями_С_____________ Л____________ океана. Эта природная зона протянулась
от_К________________полуострова на западе до Ч_______________ и
К___________________полуострова на востоке. Поверхность тундры в основном
р________________
(слабоуспевающие)
Вставь пропущенные слова. Прочитай рассказ, который у тебя получился.
Тундра- это_______________и _______________ местность.Зона тундры расположена_____________
зоны арктических пустынь. Она омывается морями______________океана
Поверхность тундры в основном ________________
Слова-помощники: болотистая, безлесная, южнее, Северного Ледовитого, равнинная.
2. Несформированность учебных навыков.
Ребенок не умеет учиться:
• работать с текстом;
• выделять главное, существенное;
• не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.
Чтобы привлечь внимание к работе по тексту, чтобы учащиеся его не боялись, а умели читать часто использую модель продуктивного чтения. Сразу же говорю детям, что простое чтение текста – пустая трата времени, поэтому отправляю их к вопросам параграфа, так как изучая текст мы сможем дать на них ответы.
Любой текст можно разделить « по усвоению» на три типа информации.
• фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде) • подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк») |
• концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)
То есть, мы можем выделить фактуальные вопросы, смысловые и концептуальные. Слабоуспевающие дети хорошо справляются с фактуальной информацией.
Ещё один вид для лучшего анализа текста: применение материала атласа. На своих уроках разрешаю использовать атлас для ответов у доски. Поэтому сразу ставлю задачу: то, что есть в атласе, учить не надо, а ответ надо дополнять только тем материалом, который есть в тексте параграфа. Ученику для этого необходимо сравнить материал из карт атласа и текстовый материал учебника и провести небольшой анализ. Как правило, слабоуспевающие учащиеся пользуются материалом атласа, дополняя ответами.
3. Отсутствие познавательного интереса и несформированность произвольной сферы.
Обусловлено:
• с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;
• ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.
Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.
Если мы хотим сформировать познавательный интерес, в процессе организации познавательной активности личности, необходимо сформировать в ней те психологические функции, которые так или иначе связаны с ее интересом. В педагогике различают четыре этапа развития интереса: заинтересованность, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.
Формирование познавательных интересов - это процесс длительный. Он требует определенных условий и зависит от педагога, от системы познания науки и системы ее преподавания. Необходимо отметить и основные этапы процесса формирования познавательного интереса:
- подготовка почвы для появления познавательного интереса - создание условий, которые будут способствовать возникновению стойкой потребности в данных знаниях и соответствующем виде познавательной деятельности,
- создание положительного отношения к учебному предмету и к деятельности,
- организация деятельности, при которой формируется настоящий познавательный интерес.
В своей работе со слабоуспевающими опираюсь на два последних пункта. При малейшем продвижении ребёнка в усвоении материала, в проявлении активности стараюсь это отметить: словесно или «опережающей» оценкой.
Также стараюсь привлечь такого ребёнка к опережающему домашнему заданию, то есть даю возможность быть немного впереди всех, показать себя в роли учителя.
4. Низкий познавательный интерес
Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)
Нуждается:
• в поддержке
• показа того, что он состоятелен в других видах деятельности
Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.
В книге шведской писательницы С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с диким гусями» рассказывается о глупом тролле, который решил: «Построю дом поближе к Солнцу - пусть оно меня греет». И тролль принялся за работу: он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть не до самых туч.
- Вот теперь, пожалуй, хватит, - сказал тролль. – Теперь я построю себе дом на вершине этой горы. Буду жить у самого Солнца под боком. Уж рядом с Солнцем не замерзну!
Тролль полез на гору. Только что такое?! Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. «Ну, - думает, - отсюда до Солнца рукой подать!» А у самого от холода зуб на зуб не попадает. Так этот глупый тролль и замёрз».
Объясните, почему замерз тролль?
Ответ: Воздух тропосферы нагревается от поверхности Земли, поэтому с высотой его температура понижается (на каждый километр высоты примерно на 6 ◦).
5. Низкий уровень развития словесно-логического мышления
Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала. (пример с материками и литосферными плитами) – раздать раздаточный материал., а также линии изотермы – цветные нити.
- Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использую
новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения:
личностно – ориентированный подход (обучение строю с учетом развитости
индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и
разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
В своей работе на уроках география применяю индивидуально-дифферинцированный
подход. Слабоуспевающие учащиеся получают меньше по объёму и по сложности
задания. Провожу работу в паре (сильный - слабый), хорошие результаты
прослеживаются при работе с картой. Использую разноуровневые карточки, тесты,
план - описание природной зоны, материка, государства. Кроссворды с
картинками-подсказками, дидактические игры по теме урока, таблицы-помогайки,
примерные планы рассказа, найди правильный ответ, перфокарты и.д. Большим
интересом пользуются у учащихся мультимедийные презентации, которые я использую
практически на каждом уроке. Но не всегда учащийся может усвоить пропущенный
материал во время повторения на уроке. Поэтому я занимаюсь с учащимися
дополнительно после уроков.
ПРИРОДНАЯ ЗОНА - часть географической оболочки Земли, имеющая характерные составляющие её природные компоненты, которые находятся в сложном взаимодействии.
(первый
уровень)
Вставь пропущенные слова. Прочитай рассказ, который у тебя получился.
Тундра- это_______________и _______________ местность.Зона тундры
расположена_____________ зоны арктических пустынь. Она омывается
морями______________океана. Эта природная зона протянулась
от_________________полуострова на западе до _______________ и
полуострова на востоке. Поверхность тундры в основном ________________
(2)уровень
Вставь пропущенные слова. Прочитай рассказ, который у тебя получился.
Тундра- это без_______________и _бол______________ местность. Зона тундры
расположена_ю____________ зоны арктических пустынь. Она омывается
морями_С_____________ Л____________ океана. Эта природная зона протянулась
от_К________________полуострова на западе до Ч_______________ и
К___________________полуострова на востоке. Поверхность тундры в основном
р________________
(слабоуспевающие)
Вставь пропущенные слова. Прочитай рассказ, который у тебя получился.
Тундра- это_______________и _______________ местность.Зона тундры
расположена_____________ зоны арктических пустынь. Она омывается
морями______________океана
Поверхность тундры в основном ________________
Слова-помощники: болотистая, безлесная, южнее, Северного Ледовитого, равнинная.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.