Яремчук Олеся Николаевна
Учитель английского языка
ЧОУ «Романовская гимназия»
г. Краснодар
Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности при изучении английского языка в рамках внедрения обновлённых ФГОС
Учение серьёзный труд для школьника, требующий от него настойчивости, силы воли. Конечно же, не всякие знания заинтересуют и увлекут ребёнка.
Нынешние школьники – главные действующие лица социально-экономических процессов XXI века. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования особое внимание уделяет внеурочной деятельности обучающихся, определяет ее важное место в образовательном процессе. Выпускники школы должны обладать не только функциональной грамотностью по изученным предметным темам, но и быть подготовленным к жизни в нынешнем информационном пространстве, чему способствует организация внеурочной деятельности школьников. Важным моментом внеклассной работы является создание ситуации успеха, где ребенок имеет возможность испытать радость, почувствовать веру в себя, что способствует дальнейшему продвижению учащихся в их учебно-познавательной деятельности.
Стремление к успеху у ребенка - это сила, которая заставляет его достигнуть определенного статуса в каком-либо виде деятельности (учёбе, художественной самодеятельности, технике, творчестве, социально-значимых делах и т.д).
Задача современного учителя - создать ситуацию успеха не только на уроке, но и во внеурочное время и убедить родителей в необходимости создания ситуации успеха дома.
Ситуация успеха - это решающее условие духовного становления личности. Все чаще стало звучать словосочетание: требуется с креативным мышлением» - то есть творческим, свободным. А это может проявиться лишь у такой личности, которая уверена в своих способностях и пережила успех собственной деятельности, причём неоднократно, так как видов деятельности очень много.
Отсюда можно сделать такой вывод: чтобы ребёнок любил что-то делать, нужно создать ситуацию успеха этого дела.
Внеурочная деятельность рассчитана на развитие познавательного интереса учащегося к изучению английского языка.
Можно выделить три основные направления внеурочной деятельности по английскому языку:
1. Учебно-познавательное
Курсы по выбору, предметные недели, предметные олимпиады, игры «Самый умный», «Умники и умницы», предметные викторины, научно-исследовательские конференции.
2. Культурно – просветительное направление
Экскурсионные поездки, проведение школьных концертов, коллективные тематические просмотры фильмов.
3. Эстетическое направление
организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся; посещение концертов, театрализованных представлений на английском языке; участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, выставках детского творчества эстетического цикла.
Учебно – познавательное направление
1. Неделя английского языка.
Тематика мероприятий в рамках недели должна быть интересной, познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки. Вовлекать в мероприятия недели АЯ необходимо всех учеников. Каждому найти посильное задание-миссию. Учитель заранее программирует результаты. Поэтому каждый ребенок должен быть отмечен словами похвалы.
Игры «Самый умный», «Умники и умницы», «Брейн-ринг».
Игра как способ создания ситуации успеха очень эффективна в воспитании не только дошкольников, младших школьников, но и подростков. Инсценирование сказок, постановка театрализованных праздничных и фольклорных представлений — все это раскрывает «дремлющие» таланты.
2. Предметные олимпиады
- Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку.
- Международный игровой конкурс по английскому языку “British Bulldog”, «Лисенок».
- Молодежный предметный чемпионат по англ. языку «Грамматика и лексика английского языка, культура англоязычных стран».
- Международная дистанционная олимпиада «Эрудит» по английскому яыку.
3. Конкурсы, викторины
Конкурсы на образовательных платформах и сайтах «Учи.ру», «Инфоурок» и др.
Предметные конкурсы и олимпиады развивают интерес к изучаемым предметам, активизируют инициативность и самостоятельность ребят во время подготовки, в работе с дополнительной литературой. Они развивают активность во внеклассной деятельности, побуждают школьников формировать свой уникальный, особенный внутренний мир.
Конкурсы и олимпиады – это еще и импульс к самосовершенствованию, саморазвитию, непрерывному творческому поиску. Нестандартные задания учат школьников преодолевать психологические нагрузки, свойственные работе в незнакомой обстановке, оперативно находить оптимальный выход в нестандартных ситуациях.
В сотрудничестве с родителями педагоги вдохновляют своих учеников к участию в различных конкурсах, фестивалях и олимпиадах, получая истинное удовольствие от их побед. Для некоторых детей участие во Всероссийских конкурсах и других проектах становится открытием новых возможностей. Конечно, главное в любом конкурсе не столько победа, сколько само участие. И все-таки, создавая ситуацию успеха для своих учеников, педагоги укрепляют в них уверенность в своих силах, что немаловажно в достижении дальнейших успехов.
4. Научно-исследовательские конференции
Организуя исследовательскую работу детей, мы реализуем личностный подход в обучении способного ученика, помогаем ему выработать самостоятельный взгляд на поставленную в работе проблему, рассматривая предмет исследования всесторонне.
Научно-исследовательская деятельность помогает сформировать общественно важные качества личности учащихся, такие как: умение самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать идеи и критически мыслить, анализировать, обобщать полученные данные, делать выводы – в общем, выполнять всевозможные мыслительные операции.
Каждый ребёнок, принимающий участие в конкурсах и олимпиадах, преследует свои определенные цели. Тем не менее, важно помнить о том, что все олимпиадники, как правило, получают свидетельства и дипломы. Это не только способствует формированию правильной самооценки, но и помогает профессиональному самоопределению, является прекрасным дополнением к аттестату или характеристике, что особенно актуально для старшеклассников при переходе на очередную ступень образования.
Традиционно к участию в олимпиадах и конкурсах привлекаются наиболее талантливые, одаренные дети. Такой подход обусловлен не только стремлению преподавателей к достижению максимального результата, но и необходимостью создания благоприятных условий для развития самых способных учеников.
Внеклассная и самостоятельная работа учащихся повышает интерес к изучению английского языка, развивает творческие способности детей, их нравственные качества, активизирует познавательные интересы, совершенствует знания и умения, формирует социальную активность, определяет поведенческие нормы, развивает творческое воображение, побуждает самостоятельно заниматься изучением английского языка.
Ребёнок – не доска и не воск, он самое простое и удивительное Чудо из всех чудес, дарящее педагогу возможность превратиться в Волшебника.
Список литературы:
1. Бескина Р.М.,Виноградова М.Д. «Идеи А.С.Макаренко сегодня».- М.: Знание, 1988 – 80с. (Новое в жизни, науке, техники. Сер. «Педагогика и психология»; №10).
2. Ермолаева М.В. «Психологическая практика в системе образования». М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998г. – 288с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.