Создание центра компетенций и его влияние на развитие производственной системы
Оценка 4.9

Создание центра компетенций и его влияние на развитие производственной системы

Оценка 4.9
docx
16.01.2022
Создание центра компетенций и его влияние на развитие производственной системы
Создание центра компетенций и его влияние на развитие производственной системы.docx

 СОЗДАНИЕ ЦЕНТРА КОМПЕТЕНЦИЙ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ

Кашин Руслан Сергеевич

магистрант заочной формы обучения

Управление персоналом

ННГУ им. Н.И. Лобачевского

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются основные особенности создание центра компетенций и его влияние на развитие производственной системы.

Ключевые слова: центр компетенций, высокопрофессиональные услуги, профессиональные компетенции, корпоративный центр компетенций.

Актуальность исследования обусловлена тем, что одним из важных вопросов современности, который явно или в свернутом виде присутствует как в политических декларациях, так и в социокультурном пространстве в нашей стране, стал вопрос о конкурентоспособности, основанный на высоком уровне профессиональной компетентности. Конкурентоспособность рассматривается как ключевая характеристика не только экономических систем, но и образовательных институтов.

Переход России к рыночной экономике поставил ряд принципиально новых задач, важнейшая из которых - максимально эффективное использование кадрового потенциала. Причем это актуально не только для общества в целом, но в еще большей степени для каждого предприятия, фирмы, организации. Рыночная конъюнктура предъявляет персоналу много новых требований, среди которых быстрая реакция на спрос, борьба за потребителя, умение приспосабливаться к частым изменениям функциональных обязанностей, психологическая устойчивость при отсутствии гарантий на «светлое» будущее и т.п. Поэтому высокий динамизм коммерческой деятельности заставляет каждого работника заботиться о повышении своей квалификации, а учеба персонала в условиях рыночной экономики существенно отличается от традиционных систем переподготовки и повышения квалификации специалистов. В современном бизнесе успех деятельности компании зависит не только от уровня профессиональной компетентности каждого сотрудника в отдельности, но и от того, насколько сотрудники владеют навыками общения и взаимодействия друг с другом, понимают и разделяют целевые установки организации, доверяют и уважают себя и партнеров, готовы брать ответственность за результаты труда, то есть от мотивации коллектива на командообразование.

Сегодняшняя динамика рынка приводит к постоянному росту численности сотрудников и одновременно к большой текучести кадров, вследствие чего потребность в хорошо подготовленных специалистах остается неудовлетворенной. Становление рыночных отношений в экономике, появление, с одной стороны, новых возможностей для самореализации личности в различных сферах жизнедеятельности и одновременно резкое сокращение социальных гарантий создали и продолжают воссоздавать новую информационную, социальную и профессиональную ситуацию, в которой далеко не всегда оказывается, достаточным прежний уровень социальной и профессиональной компетентности человека. Это обусловило возрастание объективных и субъективных потребностей в создании корпоративных систем обучения персонала. От своевременности и правильности направления корпоративного обучения порой зависит уровень конкурентоспособности организации. Появилась ярко выраженная потребность в постоянном совершенствовании бизнес-технологий и обучении персонала.

Проблемы становления бизнес-образования анализировались в исследованиях А.Г. Грязновой, A.JI. Денисовой, Л.И. Евенко, A.M. Зобова, Н.Н.Каркуленко, Н.П. Пучкова, С.Р. Филоновича, MtA. Эскиндарова, С.А.Щенникова.и др.

Социальный заказ на подготовку профессионала, способного эффективно справляться со сложными проблемами в трудовой деятельности и ориентированного на саморазвитие в профессии, определяет содержание многих научно-педагогических исследований. В последние годы появились работы отечественных авторов, в которых рассматриваются теоретические основы андрагогики и технологии обучения взрослых (A.A. Вербицкий, С.Г. Вершловский, С.И. Змеев, И.А Колесникова, Ю.Н. Кулюткин, А.Е. Марон, E.H. Огарев, В.Г. Онушкин, В.А. Сластенин, Е.П. Тонконогая и др.). Они принесли в отечественное педагогическое знание и образовательную практику сложившиеся в международном академическом и профессиональном сообществе представления об обучении взрослых. Но в работах указанных авторов не рассматривается специфика обучения сотрудников в контексте: их профессиональной деятельности в организации.

Практика обучения персонала в организациях показывает, что традиционные: дидактические формы организации обучения имеют ограниченную эффективность. Большинство организаций, занимающихся повышением, квалификации своих специалистов заинтересованы в краткосрочном обучении, непосредственно ориентированном, на развитие навыков и качеств специалистов, необходимых для успешного развития компании. За последние годы в качестве эффективного средства профессионального обучения зарекомендовали себя методы активного группового обучения. Его общие концептуальные основы заложены в работах И.Ш. Вачкова, A.A. Деркача, O.B. Макарова, С.И. Макшанова, Ю.М. Жукова, JI.A. Петровской С.В Пегрушина, Е.В. Сидоренко и др:

На современном этапе развития отечественной и зарубежной науки получил широкую трактовку и феномен компетентности. Определен обширный и разнообразный перечень, компонентов профессиональной компетентности специалиста.

Выявлению сущности профессиональной компетентности посвящены работы Б.Г. Ананьева, Л.И. Берестовой, Ю.В. Варданян, С.Г. Вершловского, И.А. Зимней, Н.Е. Костылевой, Я.И. Украинского, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова, С.Е. Шишова, В.И. Юдина и др.

В то же время большинство работ, рассматривающих возможности профессионального развития сосредоточено на формировании профессиональных качеств специалиста в процессе академической подготовки. Исследований, в которых бы анализировался процесс формирования профессиональной компетентности специалиста в системе корпоративного обучения с использованием социально-психологического тренинга до настоящего момента не проведено.

С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия эффективности формирования профессиональной компетентности специалиста в системе корпоративного обучения персонала с использованием социально-психологического тренинга.

Цель работы – создание корпоративного центра компетенций и анализ его влияния на степень развития производственной системы (на примере Нижегородского авиастроительного завода «Сокол» - филиала АО «РСК «МиГ»).

Объект исследования - формирование профессиональной компетентности в системе корпоративного обучения персонала.

Предмет исследования - процесс формирования профессиональной компетентности специалиста в системе корпоративного обучения с использованием социально-психологического тренинга.

Проблема, цель, объект и предмет исследования определили его основные задачи:

1. Проанализировать современное состояние проблемы формирования профессиональной компетентности специалистов в процессе корпоративного обучения;

2. Определить сущность, содержание и формы корпоративного обучения с использованием социально-психологического тренинга.

3. Разработать педагогическую модель формирования профессиональной компетентности специалиста на основе тренинговых программ корпоративного обучения персонала в контексте компетентностного подхода и проверить ее в опытно - экспериментальной работе.

4. Выявить и обосновать психолого-педагогические условиям эффективности формирования профессиональной компетентности специалиста в процессе корпоративного обучения с использованием социально-психологического тренинга.

Методы исследования. Для, решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов исследования взаимопроверяющих и взаимодополняющих друг друга: теоретический и сравнительно-сопоставительный анализ; изучение и обобщение педагогического опыта, интервью, наблюдения по специально разработанным программам; педагогический эксперимент; метод экспертных оценок, анкетирование, тестирование; анализ документации и нормативных документов, статистическая обработка данных.

Научная новизна исследования:

- дана сущностная характеристика профессиональной компетентности специалиста в системе корпоративного обучения как сложного личностного образования;

- определена сущность и специфика корпоративного обучения как особой, специально организованной формы развития специалиста в процессе трудовой деятельности в компании, направленной на повышение его профессиональной компетентности; разработана модель формирования профессиональной компетентности специалистов в процессе корпоративного обучения на основе модульного социально-психологического тренинга;

- обоснованы организационно-педагогические принципы построения тренинговых программ развития профессиональной компетентности специалистов в системе корпоративного обучения персонала: принцип приоритетности самостоятельности обучения; принцип опоры на социальный, профессиональный и жизненный опыт обучающегося; принцип соответствия образовательных потребностей, целей, содержания, методов, средств и форм обучения и оценивания его результатов; принцип компетентности обучения; принцип актуализации достигнутого в процессе обучения уровня профессиональной компетентности; принцип стимулирования развития образовательных потребностей специалиста.

Теоретическая значимость исследования:

- проведен анализ систем корпоративного обучения как специально организованных форм развития профессиональной компетентности специалиста в процессе тренинговой работы в компании, направленных на повышение его профессиональной компетентности и реализацию целей организации и определены их функциональные признаки;

- обоснованы принципы организации корпоративного обучения организаций в процессе реализации профессионально-ориентированных тренинговых программ; выявлены психолого-педагогические условия эффективности формирования профессиональной компетентности специалистов в системе корпоративного обучения.

Практическая значимость исследования определяется востребованностью образовательных услуг в системе развития профессиональной компетентности персонала отечественных предприятий и организаций. Разработанная педагогическая модель формирования профессиональной компетентности специалистов в системе корпоративного обучениям с использованием социально-психологического тренинга обеспечивает технологизацию формирования профессиональной компетентности специалистов торгово-сервисных компаний;

 Достоверность и надежность научных результатов обеспечены теоретико-методологической обоснованностью исходных параметров работы, адекватным выбором теоретических и методологических позиций, опирающихся на данные философской, социальной и психолого-педагогической литературы.

Литература

1.                 Анцупов, А.Я. Социально-психологическая оценка персонала: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Управление персоналом», «Менеджмент организации», «Психология» / А.Я. Анцупов, В.В. Ковалев. — 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.

2.                 Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: учебник/А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Л.В. Ивановская; под ред. А.Я. Кибанова. — 4-е изд., перераб.и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017.

3.                 Михайлина Г.И. / Управление персоналом /- 3-е изд. - М.:Дашков и К, 2018.

4.                 Наумова Е.С. Совершенствование системы управления персоналом в современной организации // Мир науки. Социология, филология, культурология, 2017. 

5.                 Сотникова С.И. Управление персоналом: деловая карьера: Учебное пособие / С.И. Сотникова, 2-е изд., перераб.и доп. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016.

6.                 Черемисина С.Г., Примышев И.Н., Скараник С.С. Методические аспекты оценки эффективности инноваций в системе управления персоналом предприятия // Экономика труда. – 2018.

7.                 Шалаева К.К. Совершенствование системы управления персоналом том 3. г. Екатеринбург. 2018.


 

СОЗДАНИЕ ЦЕНТРА КОМПЕТЕНЦИЙ И

СОЗДАНИЕ ЦЕНТРА КОМПЕТЕНЦИЙ И

Сегодняшняя динамика рынка приводит к постоянному росту численности сотрудников и одновременно к большой текучести кадров, вследствие чего потребность в хорошо подготовленных специалистах остается неудовлетворенной

Сегодняшняя динамика рынка приводит к постоянному росту численности сотрудников и одновременно к большой текучести кадров, вследствие чего потребность в хорошо подготовленных специалистах остается неудовлетворенной

A.A. Вербицкий, С.Г. Вершловский,

A.A. Вербицкий, С.Г. Вершловский,

Исследований, в которых бы анализировался процесс формирования профессиональной компетентности специалиста в системе корпоративного обучения с использованием социально-психологического тренинга до настоящего момента не проведено

Исследований, в которых бы анализировался процесс формирования профессиональной компетентности специалиста в системе корпоративного обучения с использованием социально-психологического тренинга до настоящего момента не проведено

Выявить и обосновать психолого-педагогические условиям эффективности формирования профессиональной компетентности специалиста в процессе корпоративного обучения с использованием социально-психологического тренинга

Выявить и обосновать психолого-педагогические условиям эффективности формирования профессиональной компетентности специалиста в процессе корпоративного обучения с использованием социально-психологического тренинга

Теоретическая значимость исследования: - проведен анализ систем корпоративного обучения как специально организованных форм развития профессиональной компетентности специалиста в процессе тренинговой работы в компании, направленных на…

Теоретическая значимость исследования: - проведен анализ систем корпоративного обучения как специально организованных форм развития профессиональной компетентности специалиста в процессе тренинговой работы в компании, направленных на…

Киба ﮦ нов А.Я. Упра ﮦ влен ﮦ ие персоналом организации: учеб ﮦ ник/А

Киба ﮦ нов А.Я. Упра ﮦ влен ﮦ ие персоналом организации: учеб ﮦ ник/А
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2022