Создание условий для развития и поддержки талантов и способностей детей начальной школы в Починковском районе
Оценка 5

Создание условий для развития и поддержки талантов и способностей детей начальной школы в Починковском районе

Оценка 5
Документация
docx
администрации
1 кл—4 кл
24.02.2022
Создание условий для развития и поддержки талантов и способностей детей начальной школы в Починковском районе
Представлен опыт работы по созданию условий для развития и поддержки талантов и способностей детей начальной школы в Починковском районе
Создание условий для развития и поддержки талантлтвых детей.docx

Горбачева Надежда Александровна,

заместитель директора  МБОУ СШ № 1

им А. Твардовского г. Починка Смоленской области

Создание условий для развития и поддержки талантов и

способностей детей начальной школы в Починковском районе

 

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей, является  одной из приоритетных задач современного общества. Образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического и прикладного характера.

Важное значение для достижения этой цели имеет организация учебной деятельности проектно - исследовательского характера. С переходом на ФГОС  НОО эти задачи в нашей школе стали решаться по -  новому. Были создано научное общество школьников в начальной школе, кроме того, в рамках внеурочной деятельности организована работа курса «Проектная деятельность».

Хотелось бы отметить, что организации проектно - исследовательской деятельности способствовал реализуемый УМК «Начальная инновационная школа». Наши педагоги работали на протяжении 4 лет по этому УМК, искали новые способы, методы, направления работы, позволяющие развить ребёнка, научить ориентироваться в огромном потоке информации. Результат -    100% участие обучающихся в проектно – исследовательской деятельности. Лучшие работы были представлены на школьном конкурсе «Первые шаги в науку».

 Перед администрацией школы встала проблема «территориальной сдержанности». Суть этой проблемы в том, что за пределами школы, обучающиеся 1- 4 классов не могли презентовать результат своей проектно – исследовательской деятельности. На базе района в течение нескольких лет проходил конкурс «День науки», но в нем участвовали только 9-11 классы. На федеральном и региональном уровне представлены на тот момент были конкурсы с заочным участием. Ребёнку в таком возрасте очень важно приобрести опыт публичного выступления, получить возможность непосредственного общения с учителями – экспертами, с обучающимися из других школ.

В 2015 году школа получила статус ресурсного центра, и уже в 2016 году на базе школы прошёл первый  конкурс исследовательских и проектных работ «Первые шаги в науку».

Цели конкурса:

- создания условий для формирования интереса к познавательной, творческой, экспериментально - исследовательской, интеллектуальной деятельности обучающихся младшего и среднего возраста;

- оказания поддержки обучающихся в социальном и профессиональном самоопределении;

- получения возможности донесения результатов трудов обучающихся в виде докладов и печатных изданий как для широкого круга специалистов, так и до сверстников, желающих приобщиться к исследовательской деятельности;

Конкурс проводится в два этапа:

- первый (подача заявки, проверка работ участников);

- второй  (защита работ).

Мы разработали положение конкурса не только для 1-4 классов, но и для 5-8. Эти обучающиеся тоже на базе района не могли представить свои работы. Критерии оценки были разработаны с учётом критериев районного «Дня науки» для обучающихся 9-11, тем самым мы преемственность между уровнями общего образования.

Экспертные комиссии используют следующие критерии оценивания:

КРИТЕРИИ

БАЛЛЫ

1.

Тема работы и ее выбор (актуальность)

 

 

 

 

 

 

9

2.

Оформление

 

 

 

 

 

 

3

3.

Оглавление

 

 

 

 

 

 

3

4.

Введение (основные темы, цели, задачи, краткий обзор изученной литературы)

 

 

 

 

 

 

10

5.

Основная часть работы (объем – до 10 стр., распределение по пар. Соблюдение логики изложения. Работа, собственное мнение учащегося, выводы, опирающиеся на приведенные факты

 

 

 

 

 

 

25

6.

Заключение (выводы по параграфам, четкость, краткость, исходя из задач, поставленных во введение и рассмотренных в основной части, объем 1-3 стр.)

 

 

 

 

 

 

10

7.

Список изученной литературы (алфавитная последовательность, место издания, издательство, год)

 

 

 

 

 

 

5

8.

Процедура защиты (время 7 - 10 мин., научное обоснование проблемы, ответы на вопросы по представленной проблеме)

 

 

 

 

 

 

25

 

Общий балл

 

 

 

 

 

 

90

Победителями Конкурса признаются участники, набравшие наибольшее количество баллов  - 90 (в каждой номинации), и награждаются дипломами.

Призерами Конкурса признаются участники, следующие в итоговой таблице за победителем  и набравшие от 89 до 74 баллов (в каждой номинации), награждаются дипломами.

 

Как видно из диаграммы, количество участников увеличилось в почти в 2 раза (в 2016 -  40 участников, в 2017 - 76). 

На конкурс предоставляются работы достаточно высокого уровня, об этом свидетельствует количество призовых мест, занятых обучающимися.

Как видно из диаграмм, увеличилось количество обучающихся, ставших победителями конкурса.

 

2018 -  год:

 

Образовательное учреждение

Всего принимало участие

Количество победителей

Количество призёров

МБОУ СШ № 2 г. Починка

13

10

3

МБОУ Дивинская СШ

5

3

2

МБОУ Шаталовская СШ

9

1

6

МБОУ Стодолищенская СШ

6

5

1

МБОУ Тростянская ОШ

1

1

1

МБОУ Лосненская СШ

 

2

1

1

МБУ ДО « ДШИ Починковского района»

 ТО «Исследователи природы»

4

2

2

МБОУ СШ № 1 г. Починка

21

9

6

МБОУ Васьковская СШ

1

 

 

Итого

62

32

22

 

2019 год:

 

 

Школа

Количество участников

Количество победителей, призеров

МБОУ Дивинская СШ

10

6  победителей, 2 призера

МБОУ Шаталовская СШ

5

1 победитель, 3 призера

МБОУ СШ № 1

23

9 победителей, 6 призеров

МБОУ Стодолищенская СШ

7

4 победителя, 3 призёра,

МБОУ Переснянская СШ

1

1 призер

МБОУ  Лосненская СШ

1

1 победитель

МБОУ Тростянская ОШ

1

1 призёр

Итого

47

21 победитель,16 призёров

 

 

 

 

 2020 год:

 

Школа

Количество участников

Количество победителей, призеров

МБОУ Дивинская СШ

7

5  победителей, 2 призера

МБОУ Шаталовская СШ

6

1 победитель, 5 призеров

МБОУ СШ № 1 г. Починка

20

3 победителя, 9 призеров,8 активных участников

МБОУ Стодолищенская СШ

5

3 победителя, 2 призёра

 

Итого

38

12 победителей,18 призеров

 

 

 

О том, насколько широк диапазон интересов школьников, свидетельствует количество секций конференции: «Русский язык», «Английский язык», «Литературное творчество», «Краеведение», «История», «Культурология», «Экономика»  «Математика», «Техника», «Информатика»,  «Окружающий мир».  Самыми многочисленными являются секции «Окружающий мир», «Техника», «История».

Разнообразна и тематика детских исследовательских работ. Вот некоторые из них: «Гнездование белых аистов на территории моей малой родины», «Вулкан в природе и домашних условиях», «Влияние кальция на организм человека», «Влияние земных и космических факторов на рост и развитие растения горох», «Использование бытовых отходов в поделках».

Школьников  волнуют самые разные проблемы. Важно  чтобы в процессе увлекательного поиска они смогли реализоваться как исследователи, раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки.

По мнению членов экспертной комиссии, большинство выступающих демонстрируют увлеченность проблемой исследования, глубину проникновения в его тему, достаточно высокий уровень речевой культуры, а также сформированность начальных навыков ведения  дискуссии. Все это свидетельствует о хорошей подготовке докладчиков и серьезной работе их руководителей на подготовительном этапе конкурса.

В 2019 году среди участников конференции  и их родителей было проведено анкетирование с целью выявления отношения к проектно-исследовательской деятельности.

На вопрос «Вы сами выбрали тему исследования или она была предложена Вашим научным руководителем?»

53 % младших школьников ответили, что выбрали тему сами.

94% учащихся считает, что занятия исследовательской деятельностью помогают им в учебе и не являются лишней нагрузкой.

92% учащихся планирует продолжить занятия исследовательской деятельностью.

98% опрошенных родителей считают, что навыки исследовательской деятельности помогают в учебе и хотят, чтобы их дети продолжили эти занятия.

На вопрос: «Какие изменения в связи с занятиями проектно-исследовательской деятельностью произошли с Вашим ребенком?» родители участников конференции ответили: 90 % - «узнал много нового»; 41% - «появилась логика мышления»; 66% - «стал активнее и увереннее в общении с детьми»; 53% - «стал более ответственным и дисциплинированным».

Ответы родителей и самих участников конференции позволяют считать, что организация и проведение конкурса «Первые шаги в науку» развивает познавательный интерес учащихся, формирует исследовательскую мотивацию, коммуникативные умения и навыки.

  Занятия со школьниками учебно-исследовательской деятельностью в процессе подготовки к участию в конкурсе «Первые шаги в науку» открывают им широкую дорогу поиска в различных областях знаний, помогают наиболее полно раскрыть свои способности, дают возможность осознать свою значимость, знакомят с методами научной и творческой работы, стимулируют их интеллектуальное развитие.

 


 

Горбачева Надежда Александровна, заместитель директора

Горбачева Надежда Александровна, заместитель директора

Конкурс проводится в два этапа: - первый (подача заявки, проверка работ участников); - второй (защита работ)

Конкурс проводится в два этапа: - первый (подача заявки, проверка работ участников); - второй (защита работ)

Призерами Конкурса признаются участники, следующие в итоговой таблице за победителем и набравшие от 89 до 74 баллов (в каждой номинации), награждаются дипломами

Призерами Конкурса признаются участники, следующие в итоговой таблице за победителем и набравшие от 89 до 74 баллов (в каждой номинации), награждаются дипломами

Как видно из диаграмм, увеличилось количество обучающихся, ставших победителями конкурса

Как видно из диаграмм, увеличилось количество обучающихся, ставших победителями конкурса

Школа Количество участников

Школа Количество участников

Влияние земных и космических факторов на рост и развитие растения горох», «Использование бытовых отходов в поделках»

Влияние земных и космических факторов на рост и развитие растения горох», «Использование бытовых отходов в поделках»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2022