Горбачева Надежда Александровна,
заместитель директора МБОУ СШ № 1
им А. Твардовского г. Починка Смоленской области
Создание условий для развития и поддержки талантов и
способностей детей начальной школы в Починковском районе
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического и прикладного характера.
Важное значение для достижения этой цели имеет организация учебной деятельности проектно - исследовательского характера. С переходом на ФГОС НОО эти задачи в нашей школе стали решаться по - новому. Были создано научное общество школьников в начальной школе, кроме того, в рамках внеурочной деятельности организована работа курса «Проектная деятельность».
Хотелось бы отметить, что организации проектно - исследовательской деятельности способствовал реализуемый УМК «Начальная инновационная школа». Наши педагоги работали на протяжении 4 лет по этому УМК, искали новые способы, методы, направления работы, позволяющие развить ребёнка, научить ориентироваться в огромном потоке информации. Результат - 100% участие обучающихся в проектно – исследовательской деятельности. Лучшие работы были представлены на школьном конкурсе «Первые шаги в науку».
Перед администрацией школы встала проблема «территориальной сдержанности». Суть этой проблемы в том, что за пределами школы, обучающиеся 1- 4 классов не могли презентовать результат своей проектно – исследовательской деятельности. На базе района в течение нескольких лет проходил конкурс «День науки», но в нем участвовали только 9-11 классы. На федеральном и региональном уровне представлены на тот момент были конкурсы с заочным участием. Ребёнку в таком возрасте очень важно приобрести опыт публичного выступления, получить возможность непосредственного общения с учителями – экспертами, с обучающимися из других школ.
В 2015 году школа получила статус ресурсного центра, и уже в 2016 году на базе школы прошёл первый конкурс исследовательских и проектных работ «Первые шаги в науку».
Цели конкурса:
- создания условий для формирования интереса к познавательной, творческой, экспериментально - исследовательской, интеллектуальной деятельности обучающихся младшего и среднего возраста;
- оказания поддержки обучающихся в социальном и профессиональном самоопределении;
- получения возможности донесения результатов трудов обучающихся в виде докладов и печатных изданий как для широкого круга специалистов, так и до сверстников, желающих приобщиться к исследовательской деятельности;
Конкурс проводится в два этапа:
- первый (подача заявки, проверка работ участников);
- второй (защита работ).
Мы разработали положение конкурса не только для 1-4 классов, но и для 5-8. Эти обучающиеся тоже на базе района не могли представить свои работы. Критерии оценки были разработаны с учётом критериев районного «Дня науки» для обучающихся 9-11, тем самым мы преемственность между уровнями общего образования.
Экспертные комиссии используют следующие критерии оценивания:
№ |
КРИТЕРИИ |
БАЛЛЫ |
||||||
1. |
Тема работы и ее выбор (актуальность) |
|
|
|
|
|
|
9 |
2. |
Оформление |
|
|
|
|
|
|
3 |
3. |
Оглавление |
|
|
|
|
|
|
3 |
4. |
Введение (основные темы, цели, задачи, краткий обзор изученной литературы) |
|
|
|
|
|
|
10 |
5. |
Основная часть работы (объем – до 10 стр., распределение по пар. Соблюдение логики изложения. Работа, собственное мнение учащегося, выводы, опирающиеся на приведенные факты |
|
|
|
|
|
|
25 |
6. |
Заключение (выводы по параграфам, четкость, краткость, исходя из задач, поставленных во введение и рассмотренных в основной части, объем 1-3 стр.) |
|
|
|
|
|
|
10 |
7. |
Список изученной литературы (алфавитная последовательность, место издания, издательство, год) |
|
|
|
|
|
|
5 |
8. |
Процедура защиты (время 7 - 10 мин., научное обоснование проблемы, ответы на вопросы по представленной проблеме) |
|
|
|
|
|
|
25 |
|
Общий балл |
|
|
|
|
|
|
90 |
Победителями Конкурса признаются участники, набравшие наибольшее количество баллов - 90 (в каждой номинации), и награждаются дипломами.
Призерами Конкурса признаются участники, следующие в итоговой таблице за победителем и набравшие от 89 до 74 баллов (в каждой номинации), награждаются дипломами.
Как видно из диаграммы, количество участников увеличилось в почти в 2 раза (в 2016 - 40 участников, в 2017 - 76).
На конкурс предоставляются работы достаточно высокого уровня, об этом свидетельствует количество призовых мест, занятых обучающимися.
Как видно из диаграмм, увеличилось количество обучающихся, ставших победителями конкурса.
2018 - год:
Образовательное учреждение |
Всего принимало участие |
Количество победителей |
Количество призёров |
МБОУ СШ № 2 г. Починка |
13 |
10 |
3 |
МБОУ Дивинская СШ |
5 |
3 |
2 |
МБОУ Шаталовская СШ |
9 |
1 |
6 |
МБОУ Стодолищенская СШ |
6 |
5 |
1 |
МБОУ Тростянская ОШ |
1 |
1 |
1 |
МБОУ Лосненская СШ
|
2 |
1 |
1 |
МБУ ДО « ДШИ Починковского района» ТО «Исследователи природы» |
4 |
2 |
2 |
МБОУ СШ № 1 г. Починка |
21 |
9 |
6 |
МБОУ Васьковская СШ |
1 |
|
|
Итого |
62 |
32 |
22 |
2019 год:
Школа |
Количество участников |
Количество победителей, призеров |
МБОУ Дивинская СШ |
10 |
6 победителей, 2 призера |
МБОУ Шаталовская СШ |
5 |
1 победитель, 3 призера |
МБОУ СШ № 1 |
23 |
9 победителей, 6 призеров |
МБОУ Стодолищенская СШ |
7 |
4 победителя, 3 призёра, |
МБОУ Переснянская СШ |
1 |
1 призер |
МБОУ Лосненская СШ |
1 |
1 победитель |
МБОУ Тростянская ОШ |
1 |
1 призёр |
Итого |
47 |
21 победитель,16 призёров |
2020 год:
Школа |
Количество участников |
Количество победителей, призеров |
МБОУ Дивинская СШ |
7 |
5 победителей, 2 призера |
МБОУ Шаталовская СШ |
6 |
1 победитель, 5 призеров |
МБОУ СШ № 1 г. Починка |
20 |
3 победителя, 9 призеров,8 активных участников |
МБОУ Стодолищенская СШ |
5 |
3 победителя, 2 призёра
|
Итого |
38 |
12 победителей,18 призеров |
О том, насколько широк диапазон интересов школьников, свидетельствует количество секций конференции: «Русский язык», «Английский язык», «Литературное творчество», «Краеведение», «История», «Культурология», «Экономика» «Математика», «Техника», «Информатика», «Окружающий мир». Самыми многочисленными являются секции «Окружающий мир», «Техника», «История».
Разнообразна и тематика детских исследовательских работ. Вот некоторые из них: «Гнездование белых аистов на территории моей малой родины», «Вулкан в природе и домашних условиях», «Влияние кальция на организм человека», «Влияние земных и космических факторов на рост и развитие растения горох», «Использование бытовых отходов в поделках».
Школьников волнуют самые разные проблемы. Важно чтобы в процессе увлекательного поиска они смогли реализоваться как исследователи, раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки.
По мнению членов экспертной комиссии, большинство выступающих демонстрируют увлеченность проблемой исследования, глубину проникновения в его тему, достаточно высокий уровень речевой культуры, а также сформированность начальных навыков ведения дискуссии. Все это свидетельствует о хорошей подготовке докладчиков и серьезной работе их руководителей на подготовительном этапе конкурса.
В 2019 году среди участников конференции и их родителей было проведено анкетирование с целью выявления отношения к проектно-исследовательской деятельности.
На вопрос «Вы сами выбрали тему исследования или она была предложена Вашим научным руководителем?»
53 % младших школьников ответили, что выбрали тему сами.
94% учащихся считает, что занятия исследовательской деятельностью помогают им в учебе и не являются лишней нагрузкой.
92% учащихся планирует продолжить занятия исследовательской деятельностью.
98% опрошенных родителей считают, что навыки исследовательской деятельности помогают в учебе и хотят, чтобы их дети продолжили эти занятия.
На вопрос: «Какие изменения в связи с занятиями проектно-исследовательской деятельностью произошли с Вашим ребенком?» родители участников конференции ответили: 90 % - «узнал много нового»; 41% - «появилась логика мышления»; 66% - «стал активнее и увереннее в общении с детьми»; 53% - «стал более ответственным и дисциплинированным».
Ответы родителей и самих участников конференции позволяют считать, что организация и проведение конкурса «Первые шаги в науку» развивает познавательный интерес учащихся, формирует исследовательскую мотивацию, коммуникативные умения и навыки.
Занятия со школьниками учебно-исследовательской деятельностью в процессе подготовки к участию в конкурсе «Первые шаги в науку» открывают им широкую дорогу поиска в различных областях знаний, помогают наиболее полно раскрыть свои способности, дают возможность осознать свою значимость, знакомят с методами научной и творческой работы, стимулируют их интеллектуальное развитие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.