Государственное общеобразовательное бюджетное учреждение
Луганская Народная республика
«Стахановский учебно-воспитательный комплекс №8»
Доклад
на педсовет:
«Создание условий, способствующих развитию творческих способностей участников учебно-воспитательного процесса»
(из опыта работы)
Подготовила:
учитель начальных классов
Болотская Светлана Владимировна
2022 г.
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны,
если тронуть их рукой, они красиво зазвучат».
Младший школьный возраст представляет собой очень важный этап в процессе формирования личности ребенка.
Каждый день ему приходится усваивать массу новой информации в школе, тренируя интеллектуальные способности, абстрактное мышление, память. Именно в этот период очень важно развивать и закреплять еще и творческий потенциал ребенка, так как в дальнейшем сделать это будет намного труднее. Ребенок, имеющий возможность с раннего детства проявлять свои творческие способности, сохраняет креативность и в зрелом возрасте, а именно это качество наряду с деловыми задатками высоко ценится в современном мире.
Работая над темой: «Создание условий, способствующих развитию творческих способностей участников учебно-воспитательного процесса»
я, как учитель и классный руководитель, выбрала себе прекрасного помощника в учебно - воспитательном процессе – искусство.
Сущность моей деятельности заключается в том, чтобы найти, открыть в каждом ребёнке ту золотую жилку, расцвет которой принесет ему радость творчества. От того, насколько удачно и верно найдет каждый ученик свое место в коллективе, будет выполнять свой долг перед обществом, зависит моральная и интеллектуальная полнота его жизни.
Для меня работа с детьми – это особое состояние души! Каждый день я занимаюсь тем, что мне интересно. Я увлечена работой так, что не замечаю времени. Дети, любовь к детям, забота, внимание, которое я хотела им дарить – нашли свое воплощение в моей профессии. Совместное творчество с детьми стало идеальной моделью моего педагогического процесса.
И вот уже 23 года я верна своему делу жизни. За это время я постигла мудрость педагогического труда, исправила ошибки, радовалась достижениям своим и своих учеников, открыла новые горизонты для творчества. Для своих учеников я организовала процесс обучения таким образом, чтобы ни один урок не повторился, чтобы урок был не только увлекательным, но и функциональным, результативным, приносил свои плоды в виде изделий, которые можно использовать в быту, для участия в творческих мероприятиях и конкурсах.
Мне бы хотелось предложить вашему вниманию мою планету, со своими континентами-направлениями работы для развития творческих способностей младших школьников:
· учебная деятельность,
· внеурочная деятельность,
· проектная деятельность,
· кружковая работа,
· индивидуальная работа,
· работа с родителями,
· сотрудничество.
Учебная деятельность
В первую очередь веду работу по развитию читательского интереса у учащихся. Дома ребята из своей домашней библиотеки читают выбранную ими книгу и каждый день рассказывают мне о том, что они прочитали. Ребята с удовольствием читают, слушают друг друга, подыскивают литературу, обмениваются мнениями.


На уроках по литературному чтению и классных часах проводятся литературные викторины, инсценировки по отрывкам, конкурсы чтецов. Всё это способствует познавательной и творческой активности ребёнка, у ребят повысился интерес к чтению, улучшилась техника чтения.
На уроках математики сочиняют задачи, работают в творческих группах, изготавливают кроссворды, ребусы, геометрические фигуры.
Учебный материал предмета «Окружающий мир» становится основой для развития готовности школьников принимать активное участие в беседе, споре, способности размышлять, придумывать.
В процессе своей работы я пришла к выводу, что необходимо использовать специальные приемы организации наблюдений, систематизации и обобщения знаний, которые приближали бы занятия к естественным условиям общения, вызывали речевую активность, способствовали развитию языковых способностей и речевого творчества.
Одним из таких приемов развития речевого творчества являются РЕЧЕВЫЕ РАЗМИНКИ.
Речь детей обогатилась новыми словами, расширился лексикон. В процессе работы со словарём, справочными материалами пробудилась потребность познания родного языка.
Уроки рисования помогают раскрыть художественные способности, занятия музыкой и пением дают возможность проявить себя музыкально одаренным детям. На уроках технологии школьники знакомятся с декоративно-прикладным искусством.
Внеурочная деятельность
Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное творческое дело. Формы работы носят диалоговый и проблемный характер. Я взяла на вооружение главные принципы внеурочной деятельности: добровольность участия и деятельностный принцип проведения занятий. Ребята хотят участвовать во всех делах. Свои творческие достижения, способности и умения в дополнительном образовании они демонстрируют не только в своём объединении, но и во время общешкольных дел – на выставках, праздниках, соревнованиях. Такая работа поднимает статус дополнительного образования и сближает его с учебно-воспитательным процессом школы.




Мой собственный опыт привёл меня к выводу, что в работе с детьми необходимо использовать комплексный подход, когда один педагог обучает разным видам творчества. Поэтому для реализации целей и задач учебно –воспитательного процесса мною были проработаны и апробированы программы внеурочной деятельности: «Ступеньки творчества», «Театральный коллектив», «Юные друзья природы». Для меня это было ново. Так как я только первый раз стала работать по таким программам. Эти занятия открывают для моих учеников новые пути познания народного мастерства, обогащают внутренний мир, позволяют более ярко оформлять утренники и праздники.
Воспитательная работа
Вся воспитательная система класса направлена на развитие творческого потенциала, создания условий для успеха. Именно в начальных классах ученик познаёт, что такое добро и зло, милосердие и сострадание. Здесь ребёнок приобретает первых товарищей. Как воспитать в ребёнке верность дружбе, умение жить среди ровесников, ценить дружбу? Дети всегда должны быть весёлыми, всем интересующимися, чтобы глаза их всегда горели и на уроках и после школы. Очень важно чтобы нашим детям нравилось учиться, жить жизнью класса и школы. И они счастливы, что школа для них – это большой дом, где никого не назовут «трудным», где каждый может быть самим собой. От того, как построена воспитательная система зависит проявление познавательной активности, желания узнать что-то новое. Воспитательная система построена, опираясь на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую.
Развитию творческих способностей учащихся способствует и организация учебно-воспитательного процесса в школе. В плане работы школы предусмотрены смотры, конкурсы, творческие проекты, коллективные творческие дела, выставки художественного творчества, позволяющие каждому ребёнку проявить себя в той или иной области, интересующей его.


Одной из важнейших задач в настоящее время, является духовное, нравственное возрождение, ведь дети сплошь и рядом увлечены боевиками, бессодержательными мультфильмами, что порождает агрессивность, жестокость. Именно поэтому так важно прививать любовь к искусству и развивать творческие способности ребят.


Проектная деятельность
Описывая систему учебно - воспитательной работы в классе, нельзя умолчать о внедрении мной, так полюбившейся детям проектной деятельности. Проектная деятельность - движущая сила развития у младших школьников творческих способностей и воспитания нравственной, трудовой, интеллектуальной, художественной и эстетической культуры. Поэтому особое внимание я уделяю воспитанию и обучению на основе этого метода. В проектной деятельности участвует весь класс. (проекты «Математика вокруг нас», «Мой город», «Вода – источник жизни на Земле», «Город букв», «Родословная»…)




Работа с родителями.
В формировании творческой личности ребёнка особую роль я отвожу семье. Я считаю, что, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача учителя – привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей. Родители принимают самое активное участие в подготовке и проведении всех мероприятий: оказывают помощь детям добрым советом и поддержкой, шьют костюмы, помогают в написании сочинений, разучивании стихов, организовывают поездки. На многих этих мероприятиях родители выступают сами. (День именинников, Парад овощей на празднике «Здравствуй, золотая осень!», Праздник Первой Оценки и др.)



У многих детей моего класса активные, заинтересованные мамы и папы. Они с удовольствием помогают своим детям готовиться к мероприятиям и выступлениям, участвуют в организации экскурсий, походов и поездок. Своей целью я считаю донести до родителей их роль в формировании творческой личности ребёнка, ведь для ребёнка очень важна похвала, поддержка и одобрение родителями того дела, которым он занимается.





Кружковая работа
Я руководитель кружка «Волшебный мир оригами». Кружок является составляющей единого образовательного пространства и создаётся для детей, с целью расширения кругозора, развития творческих и познавательных способностей . С учащимися 5 –А класса с помощью оригами учимся быстро делать удивительные и оригинальные подарки. Кружковцы с большим нетерпением ждут следующего занятия, чтобы создавать всё новые и новые фигурки. Потом из этих фигурок создают проекты на разные тематики.
Сотрудничество
В своей работе стараюсь добиться наилучшего результата и предельной
эффективности любого дела. Одно из обязательных условий работы – это
сотрудничество. Мы тесно сотрудничаем с филиалом детской библиотеки №5
(проводим мероприятия, библиотечные уроки, викторины, принимаем участие в
конкурсах, изготавливаем поделки, рисуем рисунки, знакомимся с новыми книгами,
журналами…) Всё это способствует развитию творческих способностей ребят,
формирует у них такие личностные качества, как инициативность, ответственность,
способность мыслить нестандартно. 

Индивидуальная работа
Каждый ребёнок уникален и неповторим. Моя задача – помочь ему раскрыть таланты. Ученик должен уходить домой с победой. Успех - самый лучший воспитатель, так как он даёт малышу уверенность в собственных силах и самом себе. Ребёнок рождается для успеха.
Я не ставила перед собой цель перечислить все виды работы с учащимися, которые я использую в урочной и внеурочной деятельности для развития творческих способностей младших школьников. Мне хотелось поделиться наиболее интересными моментами из нашей классной жизни.
За три года целенаправленной работы у нас были и трудности, и победы. Сделать хотя бы шаг вперёд, но самостоятельно и уверенно - это уже значимый результат нашего совместного творчества. Главное, чтобы тебя поддержали и поняли. Ведь существует много путей, по которым можно пойти, развивая творческие способности детей, только важно, чтобы это было от души и приносило радость.
Формирование творческих способностей учащихся приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.
И в заключение своего выступления мне бы хотелось прочитать вам сочинение ученика начальной школы: «Если бы я был учителем…»
…Раньше, когда я был маленьким, я очень хотел стать учителем. Но теперь, закончив два класса, я понял, что работа учителя это очень опасная профессия…
Во- первых, необходимо каждый день, в любую погоду рано вставать, а это очень тяжело и вредно (если поздно ложиться) и ехать на работу.
Во- вторых, постоянно принимать витамины и успокаивающие таблетки, ведь дети это переносчики инфекций и почти все они совсем не умеют вести себя по-взрослому - редко сидят, редко молчат и главное -думают. Дети могут навсегда сломать нервную систему взрослого человека, а значит и всё его здоровье целиком.
Нет, если бы я был учителем, то только в силу крайней необходимости и только музыки у глухонемых детей.
Поэтому, работайте, творите, но не забывайте о себе, о своём здоровье, а главное – нервной системе.
Джеф Раскин говорил:
« Даже самый слабый из нас обладает присущим только ему талантом, который при своей кажущейся незначительности станет настоящим подарком для всего человечества, если им умело распорядиться».
И в этом мы призваны помочь нашим ученикам!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.