Создание и систематизация УМК по предмету Технология в рамках обновленного содержания образования
Оценка 4.8

Создание и систематизация УМК по предмету Технология в рамках обновленного содержания образования

Оценка 4.8
Педсоветы +1
docx
труд +1
Взрослым
23.01.2018
Создание и систематизация УМК по предмету Технология в рамках обновленного содержания образования
Современное казахстанское общество характеризуются общественной модернизацией и включением в мировые интеграционные процессы, где ведущую позицию занимает образование. Президент страны Н.А. Назарбаев поставил достаточно высокую планку перед национальным образованием. Образование должно стать конкурентоспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники казахстанской школы могли легко продолжить обучение в зарубежных вузах. Внедрение в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы обучения на трех языках — это, безусловно, значительный шаг вперед — в направлении реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан до 2019 года, одной из базовых компетенций которой являются трехъязычие, евразийская поликультурность, коммуникативность и технократичность. В концепции 12-летнего среднего общего образования Республики Казахстан определена главная цель — формирование и развитие образованной и творческой, компетентной и конкурентной личности, способной жить в динамично развивающей среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. Сегодня учитель перестал быть для ученика единственнымДоклад на августовскую конференцию
Вильданова ЛА доклад.docx
Создание и систематизация УМК по предмету Технология в рамках обновленного содержания образования                           учитель технологии высшей категории высшего уровня квалификации  КГУ «Школа­лицей №20 города Темиртау» Вильданова Л.А. Введение Современное казахстанское общество характеризуются общественной модернизацией и включением в мировые интеграционные процессы, где ведущую позицию занимает образование. Президент   страны   Н.А.   Назарбаев   поставил   достаточно   высокую   планку   перед национальным   образованием.   Образование   должно   стать   конкурентоспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники казахстанской школы могли легко продолжить обучение   в   зарубежных   вузах.   Внедрение   в   учебно­воспитательный   процесс общеобразовательной школы обучения на трех языках — это, безусловно, значительный шаг вперед   —   в   направлении   реализации   Государственной   программы   развития   образования Республики   Казахстан   до   2019   года,   одной   из   базовых   компетенций   которой   являются трехъязычие, евразийская поликультурность, коммуникативность и технократичность. В концепции 12­летнего среднего общего образования Республики Казахстан определена главная   цель   —   формирование   и   развитие   образованной   и   творческой,   компетентной   и конкурентной   личности,   способной   жить   в   динамично   развивающей   среде,   готовой   к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. Сегодня учитель перестал быть для ученика единственным источником информации, и надо признаться, нередко ученики превосходят учителей в умении пользоваться ИКТ и с интернет­ ресурсами.   Поэтому   нужны   новые   средства   и   подходы   для   обучения   и   развития   умения размышлять,   понимать,   анализировать,   т.е.   для   привития   практических   навыков.   Этому способствуют курсы по обновленному содержанию образования. Мировой опыт свидетельствует о необходимости опережающих темпов развития среднего образования,   обеспечивающего   подготовку   выпускников   для   успешного   участия   в экономической и общественной жизни с учетом постоянного изменения мира. Важно усиление роли   школьного   образования   в   реализации   задач   личностного   развития   ученика,   его социализации, психического и физического здоровье сбережения. Социальные   перемены,   глобализация   социально­экономических   и   политических   сторон жизни общества  диктуют школе как социальному институту требование обновления содержания среднего общего образования с целью предоставления подрастающему поколению возможности получения качественного общего образования. В   этих   условиях  основными   направлениями  обновления   содержания   среднего образования являются: ­ развитие ценностей,  которые способствуют как развитию личности, так и  общества в целом; ­ приведение содержания школьного образования в соответствие с динамичными запросами современного общества с учетом закономерностей психолого­физиологического развития детей; ­ обеспечение соответствия содержания образования новым современным требованиям по формированию   компетенций,   направленных   на   воспитание   потребности   и   умения самостоятельно добывать и применять знания на практике и на развитие ученика как личности и субъекта деятельности; ­   ориентирование   содержания   образования   на   целенаправленное   и   систематическое приобщение   учащихся   к   научным   способам   познания   и   самостоятельным   исследованиям,  на широкое   применение   учебных   ситуаций,   формирующих   познавательную   мотивацию   и учитывающих дидактические возможности информационных технологий; ­ обеспечение гуманизации содержания образования, вариативности содержания, форм и методов   обучения,   возможностей   и   права   выбора   в   процессе   обучения   индивидуальной программы обучения; ­ мотивирование через содержание задач воспитания трудолюбия, овладения основными понятиями   рыночной   экономики,   менеджмента   и   маркетинга   и   умений   применять   их   при реализации собственной продукции и услуг; ­   формирование   взглядов   на   будущее,   укрепление   моральных   устоев,   которые   нужны человеку как члену общества и субъекту   международного сотрудничества; ­   ориентация   содержания   образования   на   воспитание   уважения   к   национальной   культуре   и открытости по отношению к другим культурным истокам. В   современном   Казахстане   идет   становление   новой   системы   образования, ориентированной   на   мировое   образовательное   пространство.   Этот   процесс   сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Качественные изменения в любой области нашей жизни, а тем более в образовании   невозможны без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе. Без осмысления, нами учителями,   новых   целей   и   задач   в   обновлённом   содержании   и   технологии   обучения,   новых   форм оценивания   с   учетом   компетентностно­ориентированного   подхода   в   обучении   это   сделать наверно   практически   невозможно.   Именно   поэтому   педагогу   необходима   готовность   к восприятию методологии и содержания обновленного ГОСО среднего общего образования, к изменению программного и методического обеспечения образовательного процесса, к изменению целей и способов педагогической деятельности.   Общаясь с коллегами, в рамках данных курсов,  я пришла к выводу,  что на  сегодняшний момент каждого педагога интересуют вопросы: – В чем разница обновленного содержания образования и ныне действующего? – Изменятся ли подходы к организации образовательного процесса в школе? – Что означает понятие «образование, ориентированное на результат»? –   В   каком   направлении   и   как   должен   готовиться   учитель   к   обновленному   содержанию образования? В   настоящее   время   очень   много   мы   говорим   о   технологизации   учебного   процесса,   о преимуществах  внедрения тех или иных  педагогических инновационных технологий.  Одной   из   актуальных   проблем   нашего   общества   является   формирование конкурентоспособной   личности,   готовой   не   только   жить   в   меняющихся   социальных   и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему.  В   связи   с   этим   мы   учителя   выполняя   заказ   общества   должны   в   стенах   школы подготовить   выпускника   с   набором   таких   качеств   как   ­   креативность,   социальная ответственность,   обладание   развитым   интеллектом,   высокий   уровень   профессиональной грамотности, устойчивая мотивация познавательной деятельности. Переход   на   обновление   содержания   образования   предъявляет   новые   требования   к   работе   в рамках   компетентностного   подхода   к   образованию,   обеспечение   педагогов здоровьесберегающими технологиями, формирование готовности работать в условиях возросшей индивидуализации образовательного процесса.  Предлагаемая   к   рассмотрению   программа   обновления   образования   предполагает,   что обучение должно быть активным, проводиться в условиях созданной коллаборативной среды, должна   осуществляться   дифференциация   обучения,   в   процессе   осуществления   должны реализовываться   межпредметные   связи.   Кроме   перечисленного   обязательным   является использование   ИКТ,   диалоговое   обучение,   осуществляться   методы   исследования   и своевременное реагирование на потребности учащихся.   Итак, что,  Это умение:     по моему мнению,        требуется от учителя? ­формулировать учебные цели для   достижения результатов; ­строить  учебный процесс  по организации усвоения  учебного материала; ­готовить учебные материалы  в соответствии с  учебными целями; ­ использовать  потенциал информационной среды для  учебного процесса; ­   создавать   условия   для   опережающего   развития   учащихся   в   и   личностно­деятельностной направленности; ­ создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки; ­ готовить учащихся к самообразованию, самоопределению и самореализации; ­ оценивать текущие результаты, направленные  на достижение поставленных целей. Педагог  в   свете   обновлённого   содержания   обязан   обладать   высоким   уровнем сформированного ряда компетентностей: Специальная   компетентность  ­   способность   заниматься   собственно   профессиональной деятельностью   на   достаточно   высоком   уровне   и   проектировать   свое   дальнейшее профессиональное развитие; Социальная компетентность  ­ способность заниматься совместной (коллективной, групповой) профессиональной   деятельностью,   сотрудничать   и   использовать   принятые   в   профессии управленца приемы профессионального общения; Образовательная   компетентность  ­   интерес   к  освоению   профессиональных   знаний,   умений   и навыков, целеполагание в образовательной деятельности, мотивация развития субъектности и креативности в образовательной деятельности, способность применять основы педагогической и социальной психологии. Что требуется от ученика? Это, опять же,  по – моему мнению, исходя из материалов курсовых занятий и лекций, умение: ­   использовать   возможности   выстраивать   индивидуальную   траекторию   образования   (темп, уровень усвоения учебного материала); ­ усваивать умения, способы, приемы своей деятельности ; ­ использовать   знания, умения и навыки и имеющуюся информацию   для разрешения учебных ситуаций. творческой, Цель:  Формирование   и   развитие   образованной,   компетентной   и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации   как   в   своих   собственных   интересах,   так   и   в   интересах   общества.   В соответствии   с   заданной   целью   ожидаемые   результаты   образования   определены   в   виде следующих ключевых компетенций выпускника: Ценностно­ориентационная   компетенция  ­   способность   ученика   принимать   решения   в разнообразных   жизненных   ситуациях.   А   самое   главное   ­   быть   патриотом   своей   Родины   – Казахстана. Культурологическая   компетенция  ­   обладание   познанием   и   опытом   деятельности   на   основе достижений общечеловеческой культуры и национальных особенностей,  ценить культуру своего народа   и   культурное   многообразие   мира;   быть   приверженным   идеям   духовного   согласия   и толерантности. Учебно­познавательная   компетенция  ­   обеспечивающая   процесс   самостоятельной   учебно­ познавательной и исследовательской деятельности учащегося. Коммуникативная компетенция  предусматривает знание родного и других языков, овладения навыками   общения   на   казахском   языке   как   государственном,   на   языке   межнационального общения, на иностранных языках. Информационно­технологическая   компетенция  предполагает   умение   ориентироваться   при помощи реальных технических объектов и информационных технологий. Социально­трудовая компетенция  означает владение знанием и опытом активной гражданско­ общественной   деятельности   в   сфере   семейных,   трудовых,   экономических   и   политических общественных отношений. Компетенция личностного саморазвития  предполагает формирование психологической   грамотности,   внутренней   экологической   культуры,   заботу   о   собственном здоровье и владение основами безопасной жизнедеятельности. Очень   много   внимания   будет   уделено   изменению   системы   оценивания   достижения ожидаемых результатов учащихся.  Оценивание должно соответствовать следующим принципам: 1 Валидности (надежности) 2 Систематичности 3 Последовательности 4 Объективности 5 Прозрачности 6 Рекомендованности 7 Достоверности. Предполагается  параллельное  развитие двух  линий оценки: (формативное и  суммативное оценивание).Оценивание   учебных   достижений   в   модели   образования,   ориентированного   на результат,   предполагает   способы   оценивания   по   результатам   обучения   за   урок   и   итоговую работу в четверти. Результаты   обучения   в   школе   детей   потребуют   от   нас,педагогов,   всестороннего   и объективного   оценивания   успехов   в   достижении   ожидаемых   результатов   обучения   каждого учащегося, его отношения к учебе и динамику развития личности в целом. Обновлённая программа предполагает спиральную модель обучения, то есть постепенное расширение и углубление знаний, что ведёт к эффективному преподаванию предмета, целью которого является улучшение языковой компетенции учащихся. Структура новой модели школьного образования должна разворачиваться в контексте вопроса «Для чего учиться в школе?» вместо традиционного «Чему учить в школе?».  Краткосрочный план урока,  в отличие от традиционного, содержит конкретные действия на   основе   целей   обучения.   При   его   составлении   необходимо   точно   указать   цели   урока, ожидаемые результаты с учетом дифференциации, продумать межпредметные связи. Важным моментом является этап оценивания процессов обучения и преподавания после проведенного урока.   В   отличие   от   традиционного   подхода   индивидуальный   план   можно   комментировать своими размышлениями, использовать его для дальнейшего улучшения и развития обучения. Критериальное оценивание, с одной стороны, облегчает процесс оценивания, поскольку основывается   на   предопределенных   критериях.   И   такое   оценивание   является   объективным, открытым, доступным для всех участников учебного процесса: и для учителей, и для учеников, и для родителей. С другой стороны, конкретные критерии оценивания для каждой учебной цели являются дополнительным   источником,   построенном   на   доказательствах,   в   поисках   которых   должен находиться учитель. Все это требует от учителя особой подготовленности, постоянных поисков. Основная часть. Образовательная область «Технология» Изучение   учебного   предмета  «Технология»  направлено   на   ознакомление   учащихся   с основнымитехнологическими процессами современного производства материальных ценностей, обеспечение их подготовки, необходимой для последующего профессионального образования и трудовой деятельности. Содержаниепрограммы определено с учетом потребностей личности обучающегося, семьи и общества, достижений современной педагогической науки.  учебного   предмета Целью  технологии   как  является обеспечениефункциональнойграмотностиучащихсявобластитехникиитехнологии,   направленной  на результативность системы полученных  знаний,  развитие технологического мышления, творческого отношения квыполняемой работе.  в   основной  школе Задачи обучения: 1)   формирование   систематизированных   знаний   по   основам   техники,   технологии   и современного производства; 2)   формирование   общетрудовых,   общепроизводственных   и   специальных  умений  и навыковпо технологии обработки конструкционных материалов, по   осуществлению  проектной деятельности; 3) развитие технологического мышления и творческого отношения к труду;  профессий, 4) связанных сизучаемымитехнологиями, их востребованности на рынке труда, содействие в самостоятельном и осознанномопределении своих жизненных и профессиональныхпланов;   представлений   о   формирование  мире   5)   эстетическое,   нравственное,   экономическое,   экологическое,   физическое   и   правовое воспитание в процессе трудовой и профессиональной деятельности; 6) привитие учащимся уважения к национальной культуре, традициям и обычаям народов Казахстана. На   уроках   реализуются   цели   обучения,   направленные   на   развитие   индивидуальных качеств   личности   и   исследовательских   навыков,   которые   достигаются   в   ходе   проведения исследований по темам уроков. Результаты  обучения  представлены   в   требованиях   к  уровню  подготовки   учащихся   и задают  систему  итоговых результатов обучения, достижение которых является обязательным условием положительной аттестации учащегося  за курс  основной  школы.  Уровень  подготовки учащихся оценивается с учетом трех аспектов: предметные результаты; личностные результаты; системно ­ деятельностные результаты.  Основной  формой  обучения   является   учебно­практическая,   проектная   деятельность обучающихся. Приоритетными методами являются упражнения, учебно­практические  работы, метод  проектов.  Все виды  практических  работ  направлены на  освоение  различных технологий обработки материалов, приготовления пищи,основлегкой швейной промышленности, расчетных и проектных операций. Интегративныйхарактерпредмета«Технология» Учитель   в   соответствии   с   имеющимися   возможностями  выбирает  объект  труда, обеспечивающий  охват   всей  совокупности   рекомендуемых   в  программе  технологических операций.  При   этом  он  должен  учитывать   посильность   объекта   труда  для  учащихся соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.  предполагает построение образовательного   процесса   на   основе   использования   различных   межпредметных   связей:   с алгеброй   и   геометрией   при   проведении   расчетных   операций   и   измерений,   с   химией   при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин  и механизмов, современных технологий, с географией при использовании материалов различного происхождения и рассмотрении факторов размещения современного производства, с историей и искусством при изучении технологий декоративно­прикладного искусства. В городских, сельских и в малокомплектных школах деление класса на группы мальчиков и девочек осуществляется вне зависимости от наполняемости класса. В связи с этим для девочек 6, 8,     9 классов предлагается следующая тематика разделов:     Техника   безопасности,   правила   поведения   в   кабинете,   санитарно­   гигиенические требования и охрана труда. Технология приготовления пищи. Знакомство с тканями. Технология обработки ткани. Работа на швейной машине.   Проектирование,   изготовление   и   художественное   оформление   одежды.   Работа   на швейной машине. Элементы машиноведения. Проектирование и изготовление швейного изделия (юбка, брюки). Технология   художественной   обработки   материалов   с   элементами   декоративно­ прикладного искусства. Семейная экономика. Предпринимательство. Интерьер жилого дома. Гигиена одежды и обуви. Личная гигиена. Проект. Технология сфер профессиональной деятельности. Материальным   носителем   культуры   любого   народа   является   ремесло.   В   целях формирования   знаний   и   трудовых   навыков   учащихся   на   уроках   технологии   рекомендуется обучение и применение многовековых народных и национальных ремесел. Воспитательные   аспекты   на   уроках,   внеурочных   и   внеклассных   занятиях   и мероприятияхрекомендуется реализовывать с учетом идей, отраженных в патриотическом акте «Мәңгілік Ел». При   планировании   и   организации   внеклассной   работы   по   предмету   «Технология» рекомендуется обратить внимание на календарь юбилейных дат, которые будут отмечаться в 2017­2018 учебном году: – 25 лет государственным символам Республики Казахстан (1992­2017); – открытие Международной выставки ЭКСПО­2017 на тему «Энергия будущего» (июнь 2017).   Выполнение   домашних   заданий  учащимися   по   технологии–   один   из   необходимых системной элементов организациидомашниезаданияспособствуютотработкепрактическихнавыков,закреплениюиуглубл ениюзнаний,полученныхнауроке,   формированию   устойчивых   интересов   к   темам, рассматриваемым на уроках. правильной процесса. учебного При         Количество часов по предмету «Технология» составляет:    в 6 классе – 1 час в неделю, всего 34 часа в год; в 8 классе – 1 час в неделю, всего 34 часа в год; в 9 классе – 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Учебный предмет  «Технология»  способствует подготовке учащихся к самостоятельной трудовой   жизни,   связанной   с   их   созидательной   и   преобразующей   деятельностью, профессиональному самоопределению. Целью  обучения   технологии   в  10­11классах  является   обеспечение   функциональной грамотности   учащихся   в   области   техники   и   технологии,   формирование   личности старшеклассника   через   овладение     технологическими   знаниями,   умениями   и   навыками   для последующей   адаптации   в   различных   видах   деятельности   (учебной,   интеллектуальной, профессиональной),   развитие   технологического   мышления,   творческого   отношения   к выполняемой работе. В соответствии с целью обучения определены следующие задачи: –   формирование   систематизированных   знаний   по   основам   техники,   технологии   и современного производства; – формирование общетрудовых, общепроизводственных и специальных умений и навыков по   технологии   обработки   конструкционных   материалов,   осуществлению   проектной деятельности; – развитие технологического мышления и творческого отношения к труду; – формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда, содействие в самостоятельном и осознанном определении своих жизненных и профессиональных планов; –   эстетическое,   нравственное,   экономическое,   экологическое,   физическое   и   правовое воспитание в процессе трудовой и профессиональной деятельности; –   дальнейшее   воспитание   чувства   уважения   к   национальной   культуре,   традициям   и обычаям народов Казахстана. В   процессе   обучения   предмету   «Технология»   охвачены   все   четыре   компонента социального   опыта   человечества:   опыт   познавательной   деятельности   (знания   о   различных областях окружающей действительности), опыт выполнения известных способов деятельности, опыт   творческой   деятельности   и   опыт   эмоционально­ценностного   отношения   к   объектам   и средствам деятельности человека. Все эти компоненты нашли свое отражение в содержании учебного курса. Использование методов и форм организации технологической подготовки определяется уровнем развития учащихся, их готовностью включиться в учебно­трудовую, обслуживающую деятельность. В   процессе   проведения   уроков   применяют   современные   технологии   обучения,   формы, методы   организации   и   контроля   учебного   процесса   и   научно­   исследовательской   работы учащихся, которые позволяют наиболее качественно реализовывать дидактические требования к обучению предмета «Технология». Приоритетными   методами   являются   упражнения,   учебно­практические   работы,   метод проектов. В конце учебного года рекомендуется организовать защиту проектов. Проекты могут быть индивидуальными или выполненными группами учащихся. С   учащимися   10­11   классов   во   время   проведения   профориентационной   недели целесообразно   проводить   тренинговые   занятия   по   формированию   готовности   к   принятию профориентационных   решений,   а   также   осознанию   необходимости   «отработки»   основных   и дополнительных (потенциальных) вариантов выбора форм трудоустройства или образовательной траектории,   развития   универсальных   способностей,   необходимых   для   профессиональной мобильности и конкурентоспособности. На уроках реализуются цели обучения, направленные на развитие индивидуальных качеств личности и исследовательских навыков, которые достигаются в ходе проведения исследований по темам уроков. В соответствии с принципом культуросообразности в содержании предмета «Технология» предусмотрены возможности для формирования общечеловеческих и национальных культурных ценностей,   среди   которых   труд   рассматривается   как   главная   ценность,   как   основа жизнедеятельности человека и общества. Для девочек 10­11классов предлагается следующая тематика разделов:     1.Технологии приготовления пищи.   2.Конструирование, моделирование и изготовление плечевых изделий, изготовление        казахского народного костюма. Объем учебной нагрузки по предмету «Технология» в 10­11 классах составляет по 1 часу в неделю, всего – по 34 часа в учебном году.  Особенности организации образовательного процесса по обновленному содержанию образования в 5, 7 классах Учебный предмет «Художественный труд» обновленного содержания образования для 5 и 7   классов   реализуется   через   систему   целей   обучения   по   разделам   согласно   долгосрочному плану. Цель   обучения   учебному   предмету   –   формирование   функциональной   грамотности   в области   искусства   и   технологий   труда,   развитие   личности   с   творческим   отношением   к действительности. Программа по учебному предмету «Художественный труд» направлена на развитие знаний, формирование осознанного восприятия искусства, дизайна и технологий в окружающем мире; изучение   художественно­культурного   наследия   народов  Казахстана   и   мира;   развитие технологических   навыков,   навыков   передачи   творческих   идей   выразительными   средствами искусства и дизайна; развитие творческого и критического мышления обучающихся в процессе исследования, создания, анализа, художественной трансформации объектов; приобретение опыта применения   информационно­коммуникационных   технологий   во   всех   видах   учебной деятельности (исследование, творческая реализация идей, презентация работ);  исследование и применение   различных   ресурсов   и   источников   информации   с   осознанием   их   значения   для результатов   работы;  эстетическое,   трудовое,   экономическое,   экологическое,   патриотическое воспитание и формирование  нравственно­духовных ценностей; развитие умения самостоятельно планировать свою деятельность, определяя и учитывая время, свойства материалов и другие факторы; приобретение опыта организации совместной деятельности для достижения учебных задач (индивидуальная, парная и групповая работа). Особенностью учебного предмета «Художественный труд» в системе основного среднего образования   является   изучение   различных   видов   искусства,   выражение   идей   средствами искусства,   преобретение  универсальных   (бытовых)   и   специальных   (предметных)   знаний   и умений, навыков художественной обработки и преобразования материалов и объектов, навыков ведения домашнего хозяйства, пользования техникой и технологиями.  Объём учебной нагрузки по предмету «Художественный труд» составляет: 1) в 5 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году; 2) в 7 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году. Содержание учебной программы предусматривает изучение материала по пяти сквозным образовательным линиям: Визуальное искусство; Декоративно­прикладное творчество; Дизайн и технология; Культура дома; Культура питания.  Темы   разделов   «Визуальное   искусство»   и   «Декаративно­прикладное   творчество»   для мальчиков и для девочек одинаковые. Содержание   раздела   «Визуальное   искусство»   включает   подразделы:   Классическое   и современное искусство; Творчество казахстанских художников; Виды и жанры изобразительного искусства;   Цифровое   искусство   (фотография,   анимация,   медиа   средства);   Выразительные средства изобразительного (визуального) искусства; Экспериментирование с художественными материалами и техниками. Содержание   раздела   «Декоративно­прикладное   творчество»   включает   следующие подразделы: Основные формы и особенности декоративно­прикладного искусства, прикладное искусство Казахстана и других народов; Материалы, инструменты и технологии декоративно­ прикладного искусства; Национальный орнамент; Декоративное оформление интерьера.  Содержание раздела «Дизайн и технология» (девочки) включает: Основные текстильные, природные,   искусственные   и   нетрадиционные   материалы;   Инструменты   и   оборудование   для обработки текстильных материалов; Обработка текстильных материалов различными способами; Дизайн   изделий   из   текстильных   материалов;   Индустрия   моды,   стиль   и   образ,   технология изготовления элементов национальной одежды. В содержание раздела «Культура дома» (девочки) включено: Личная гигиена,  экология жилища; Основы растениеводства, декоративного цветоводства, ландшафтного дизайна; Уход и хранение одежды. Содержание раздела «Культура питания»: Основы здорового питания; Правила поведения за столом, сервировка стола; Технология приготовления пищи; Кухня народов мира. Особенностью  учебного предмета «Художественный труд» в системе общего среднего образования   является   изучение   различных   видов   искусства,   выражение   идей   средствами искусства,   приобретение  универсальных   (бытовых)   и   специальных   (предметных)   знаний   и умений, навыков художественной обработки и преобразования материалов и объектов, навыков ведения домашнего хозяйства, пользования техникой и технологиями. Долгосрочное планирование и виды деятельности, рекомендуемые в среднесрочных планах, составлены так, чтобы темы по образовательной области «Искусство» изучались в контексте компонентов «Изобразительное искусство» и «Художественный труд».  В содержание учебного плана включены виды деятельности, направленные на достижение целей обучения (новые цели), которые связаны с развитием навыков черчения и компьютерной графики и ИКТ, выполнения технологической документации для составления чертежей.  Принципы разработки учебно­методического комплекса по предмету «Технология» 1. Принцип целостности — УМК выступает как модель проектируемой педагогической системы. 2.   Принцип   детерминирования   и   обеспечения   учебной   деятельности   учащихся   —   УМК определяет   целевую   программу   действий   учащихся   и   обеспечивает   ее   соответствующими средствами обучения, а также создает условия для самоуправления. 3. Принцип модульности — учебный модуль выступает единой структурной единицей УМК. 4.   Принцип   эффективности   или   связи   между   целями   и   результатами   обучения   — диагностичность   описания   целей,   реализация   образовательного   стандарта,   обеспечение контроля, включая объективные методы, за достижением целей. 5.   УМК   разрабатывается   учителем   (группой   учителей),   ведущим(и)   занятия   по   данной дисциплине   в   строгом   соответствии   с   характеристиками,   отражёнными   в   учебном   плане (название, трудоёмкость, четверти, формы учебной работы, виды контрольных работ и т.д.). 6. Содержание и трудоёмкость дисциплины варьируется в зависимости от целей образовательной программы и учебного плана. 7.   Содержание   рабочей   учебной   программы   соотносится   с   требованиями   МОН   РК   к обязательному минимуму содержания дисциплины. 8. Содержание программ должно опираться на современные достижения науки, образовательной практики и реализовывать авторский подход к объекту изучения. Только   соблюдая   вышеперечисленные   принципы   можно   создавать   качественный   учебно­ методический комплекс. Учебно­методический   комплекс  представляет   собой   систему   нормативной   и   учебно­ методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной   организации   основных   и   дополнительных   образовательных   программ,   согласно учебному плану. Основной   целью   учебно­методического   комплекса   «Технология»   является   помощь учащемуся,   более   эффективно   овладеть   навыками   создания   электронных   пособий   по   темам курса.  Электронный   УМКсодержит   не   только   теоретический   материал,   но   и   практические задания, тесты, дающие возможность осуществления самоконтроля, и т.п.  Цель работы: разработка элементов электронного учебно­методического комплекса курса «Технология».  Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:  1. Сформировать и систематизировать теоретический материал, включающий иллюстрированный материал в виде таблиц, графиков, рисунков по курсу «Технология» 2. Составить вопросы и задания для самоконтроля по курсу «Технология» 3.   Разработать   рекомендации   по   организации   самостоятельной   работы   учащихся   в   курсе «Технология» 4. Создать электронное учебно­методическое пособие по курсу «Технология» 5.   Разместить   в   сетевом   профессиональном   сообществе   учителей   технологии   разработанные элементы электронного учебно­методического комплекса курса «Технология». Особенности   подготовки   и   использования,   электронных   учебно­методических комплексов  Комплект   учебно­методических   материалов   по   дисциплине   –   это   совокупность материалов (рабочие программы, лекции, практикумы, методические пособия, задания, средства контроля   знаний,   справочники,   приложения   и   т.п.),   в   полном   объеме   обеспечивающих преподавание   данной   дисциплины.   УМК   может   создаваться   как   на   бумажном,   так   и   на электронном носителе.  Электронный   учебно­методический   комплекс   представляет   собой   реализацию   УМК   в электронном виде. ЭУМК может использоваться как в сетевом, так и в кейсовом вариантах в зависимости   от   потребностей   и   возможностей   учащихся.   Применение   ЭУМК   в   процессе преподавания   позволяет   в   значительной   мере   использовать   огромные   возможности, предоставляемые современными ТКТ технологиями.     Электронный учебно­методический комплекс создается поэтапно в результате разработки автором (или командой авторского коллектива) курса по дисциплине.  1     этап– подготовка учебно­методических материалов по дисциплине.  В УМК должны входить:       учебный план школы,  учебный план обучающегося,  программа предмета (дисциплины, учебного курса), учебник по предмету (дисциплине, учебному курсу),  практикум или практическое пособие(сборник заданий и задач, методические указания и задания практикума и т.п.),  тестовые материалы для контроля качества усвоения материала,    методические   рекомендации   для   обучающегося   по   изучению   учебного   предмета (дисциплины, учебного курса), организации самоконтроля, текущего контроля.  теоретический   материал   (конспект   лекций,   электронная   хрестоматия,   справочные материалы и т.п.)  иллюстративный материал (презентации, анимации, аудио­ и видеоиллюстрации и т.п.)  рекомендуемая литература.  сведения об авторах.      2     этап  – защита ЭУМК на заседаниях предметной кафедры, методического и педагогического советов, получение рецензионной оценки данного продукта. 3   этап–   размещение   данного   продукта   в   сетевом   профессиональном   сообществе   учителей технологии. Внедрение   ЭУМК   в   образовательный   процесс   способствует   осознанию   учащимися целостной   картины   изучаемой   дисциплины,   позволяет   обеспечить   самостоятельное   усвоение материала,   индивидуализировать   обучение,   совершенствовать   контроль   и   самоконтроль, повысить результативность учебного процесса. К  достоинствам   современных   ЭУМК  относятся   эффективность   организации     самостоятельной работы и активизация роли обучаемого в процессе обучения.   практикума,   практического   пособия;  Учебно­методический   комплекс   по   предмету   «Технология»   включает:   учебно­ методический комплекс как самостоятельный документ в соответствии с утвержденной структурой; дополнительные   элементы   (электронные   версии   учебника,   учебного   пособия,   учебно­ методического   пособия,   методические рекомендации   по   изучению   теоретического   курса   дисциплины,   методические рекомендации по проведению практических занятий, практикум,  задания для самостоятельной работы и методические рекомендации по ее выполнению;  тестовые   материалы   для   контроля   знаний   обучающихся;   рекомендуемые   элементы (конспект   лекций,   электронная   библиотека   курса,   методическое   обеспечение интерактивных   методов   обучения,   учебные   видеофильмы, компьютерные обучающие программы и др.);  дополнительные   информационные   ресурсы   (словари,   справочник,   хрестоматии, периодические   и   отраслевые   издания,   ссылки   на   базы   данных,   сайтов,   справочные системы, сетевые ресурсы и т.п.).  Учебно­методический комплекс по практике включает следующие основные элементы: программа практики (цель практики, ее содержание, задания, порядок прохождения), графики проведения, образец формы отчетного документа и порядок его оформления.    глоссарий   курса, Преимуществом   электронного   учебно­методического   комплекса  является   наличие сгруппированного   материала,   который   включает   в   себя   программы   лекций   и   практических занятий, темы рефератов, программы зачетов, а так же методические рекомендации учащимся по освоению учебных дисциплин, списки рекомендуемой литературы.  Предоставление материала в презентационной форме даст возможность стимулировать предметно­образную   память   у   обучающихся,   познавательную   и   творческую   их   активность, позволяя   увеличить   коэффициент   усваиваемого   учебного   материала,   повышая   интерес обучаемых к преподаваемому предмету.  Электронный учебно­методический комплекс ­ электронная версия учебно­методических материалов,   включающая   традиционные   учебно­методические   комплексы   по   дисциплинам учебного плана, учебно­методические комплексы по видам практик. Достоинства ЭУМК: 1. Разнообразие форм представления информации подразумевает применение аудио­, видео­, графической информации, схем, чертежей и т.п. 2. Дифференциация обучения, которая заключается в разделение заданий по уровню сложности, учет индивидуальных особенностей обучаемого  3.   Интенсификация   самостоятельной   работы   учащихся.которая   заключается   в   усилении деятельности самообучения, самоконтроля, самооценки обучаемого.  4. Повышение мотивации, интереса и познавательной активности за счет разнообразия форм работы,   возможности   включения   игрового   момента   и   использование   различных   форм представления информации  5. Своевременная и объективная оценка результатов деятельности учеников. Структурная схема электронного учебно­методического комплекса  Электронный учебно­методический комплекс Организационн о-методические материалы Иллюстрационн ый материал Система контроля и проверки Рабочая программа дисциплины Список основной и дополнительной литературы Нормативный и справочный материал Методические указания по применению Лекционный материал Практически й материал Практикум Курсовое проектирован ие Эффективность   применения  методических   материалов   в   составе   УМК   можно охарактеризовать   несколькими   формальными   признаками:   научность,   целенаправленность, системность,   комплексность,   вариативность,   действенность,   практическую   направленность, диагностируемость.      Использование электронных учебно­методических комплексов  возможность:     даёт             разнообразить формы представления информации на основе использования аудио­, видео­ и графической информации, схем, чертежей и т.п.;  дифференцировать   обучение,   то   есть   разделить   задания   по   уровню   сложности   и учитывать при этом индивидуальные особенности обучаемых; интенсифицировать   самостоятельную   работу   обучающихся,   усиливая   деятельность самообучения, самоконтроля, самооценки обучаемого;   повысить мотивацию, интерес и познавательную активность за счёт разнообразия форм работы,   возможности   включения   игрового   момента   и   использование   различных   форм представления информации; своевременной и объективной оценки результатов деятельности учащихся.   Создание электронных учебно­методических комплексов имеет  особое значение, так как позволяет   комплексно   подходить   к   решению   основных   дидактических   задач,   учета индивидуальных особенностей и выбора подхода к обучению каждого ученика.       В   заключении   мне   бы   хотелось   сказать   следующее.   Преподаватели,   безусловно,   очень талантливые   люди.   Им   под   силу   создавать   любое   программное   обеспечение,   любого   уровня сложности.   Но   всё­таки   хотелось   бы,   чтобы,   наконец­то,   на   рынке   образовательных   услуг появились в большом количестве и по приемлемой цене и электронные оболочки для любого типа пособий, и тестирующие системы, и лабораторные практикумы, и электронные задачники, чтобы преподаватели больше творческих сил отдавали делу обучения и воспитания. Системное применение электронных компонентов ЭУМК по технологии предусматривает их использование   на   всех   этапах   учебно­познавательной,   учебно­практической   деятельности учащихся   и   с   учетом   оптимизации   обучающей,   контрольно­оценочной   и   корректирующей функций. ЭУМК   предполагает   использование   следующих   приемов   и   средств:   структурирование содержания   учебного   материала   проблематизация   содержания   учебного   матери   ала   через предъявление учащимся проблемных вопросов и заданий; управление процессом обучения через алгоритмизацию учебных действий; предъявление значительных объемов и организация поиска необходимых   учебных   информационных   ресурсов,   демонстрационная   поддержка   процесса обучения, в том числе с помощью текстовых, аудио­ и видеоисточников, структурно­логических динамических   схем   и   опорных   конспектов;   диагностика   результатов   учебно­познавательной деятельности   учащихся   с   учетом   критериально­ориентированного   подхода   к   оцениванию; самообразование при самостоятельном изучении содержания учебного материала.         Завершить свое выступление я бы хотела словами великого Жана Жака Руссо:  «Час работы научит большему, чем день объяснений», что в превосходной степени отражает сегодняшнее современное обучение.

Создание и систематизация УМК по предмету Технология в рамках обновленного содержания образования

Создание и систематизация УМК по предмету Технология в рамках обновленного содержания образования

Создание и систематизация УМК по предмету Технология в рамках обновленного содержания образования

Создание и систематизация УМК по предмету Технология в рамках обновленного содержания образования

Создание и систематизация УМК по предмету Технология в рамках обновленного содержания образования

Создание и систематизация УМК по предмету Технология в рамках обновленного содержания образования

Создание и систематизация УМК по предмету Технология в рамках обновленного содержания образования

Создание и систематизация УМК по предмету Технология в рамках обновленного содержания образования

Создание и систематизация УМК по предмету Технология в рамках обновленного содержания образования

Создание и систематизация УМК по предмету Технология в рамках обновленного содержания образования

Создание и систематизация УМК по предмету Технология в рамках обновленного содержания образования

Создание и систематизация УМК по предмету Технология в рамках обновленного содержания образования

Создание и систематизация УМК по предмету Технология в рамках обновленного содержания образования

Создание и систематизация УМК по предмету Технология в рамках обновленного содержания образования

Создание и систематизация УМК по предмету Технология в рамках обновленного содержания образования

Создание и систематизация УМК по предмету Технология в рамках обновленного содержания образования

Создание и систематизация УМК по предмету Технология в рамках обновленного содержания образования

Создание и систематизация УМК по предмету Технология в рамках обновленного содержания образования

Создание и систематизация УМК по предмету Технология в рамках обновленного содержания образования

Создание и систематизация УМК по предмету Технология в рамках обновленного содержания образования

Создание и систематизация УМК по предмету Технология в рамках обновленного содержания образования

Создание и систематизация УМК по предмету Технология в рамках обновленного содержания образования

Создание и систематизация УМК по предмету Технология в рамках обновленного содержания образования

Создание и систематизация УМК по предмету Технология в рамках обновленного содержания образования

Создание и систематизация УМК по предмету Технология в рамках обновленного содержания образования

Создание и систематизация УМК по предмету Технология в рамках обновленного содержания образования

Создание и систематизация УМК по предмету Технология в рамках обновленного содержания образования

Создание и систематизация УМК по предмету Технология в рамках обновленного содержания образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018