Создание комфортной образовательной среды для развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ
Оценка 4.7

Создание комфортной образовательной среды для развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ

Оценка 4.7
Семинары
docx
воспитательная работа +2
1 кл—4 кл
10.06.2019
Создание комфортной образовательной среды для развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ
Современные аспекты образования направлены на интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в обычную школьную среду. В материалах статьи автор делится опытом работы по созданию комфортной образовательной среды для развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ. Развитие способностей младших школьников со зрительной патологией является одной из проблем, которую необходимо решать всем службам инклюзии.
Статья Забелина И.В..docx
И.В. Забелина,  учитель начальных классов высшей категории, МБОУ СКОШ №36 г. Озерск Создание комфортной образовательной среды для развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать,   копировать,   так   как   мало   таких,   которые   бы   научившись   копировать,   умели сделать         Развитие творческих способностей младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одной из проблем, которая требует важного внимания и решения со стороны всех служб инклюзии.  самостоятельное   Л.Н.Толстой сведений».     приложение   этих   Понятие   "дети   с   ограниченными   возможностями"   охватывает   категорию   лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими­либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Много таланта, ума и энергии вложили в разработку психолого­педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20­х и 30­х годов: А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги и психологи во главе со "старейшинами”   ­   В.Н.   Шацкой,   Н.Л.   Гродзенской,   М.А.   Румер,   Г.Л.   Рошалем,   Н.И.   Сац продолжали   и   продолжают   теоретически   и   практически   развивать   принцип   творческого развития детей и юношества. Зная,   что     элемент   творчества   может   присутствовать   в   любом   виде   человеческой деятельности, мы вправе сказать о способностях в разных направлениях жизнедеятельности. Для   формирования   любых   творческих   способностей   у   детей   младшего   школьного возраста   с   ОВЗ   необходимо   не   только   выявить   наклонности   ребенка,   но   и   проделать серьезную работу, что бы привить желание развиваться в нужном направлении. Более 17 лет я работаю с детьми с нарушением зрения в коррекционной школе III – IV видов и считаю, что развитие ребенка требует огромного внимания со стороны окружающих его взрослых. Важно создать благоприятную среду для занятий, находить слова поддержки для   новых   творческих   начинаний.   Как   говорил  Л.   С.Выготский   «Среда   воспитывает человека… Путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды»  Большое внимание созданию среды, способствующей культурному развитию ребенка и активизирующей его творческую деятельность, уделял Л. Н. Толстой. Я полностью согласна с мнением   Е.И.   Тихеевой,   что   «нет   такой   стороны   воспитания,   на   которую   обстановка   не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственного окружающего ребенка конкретного мира…» В обществе сложилось мнение, что в коррекционных школах   дети с ОВЗ в виду своих особенностей здоровья не могут быть творчески одаренными. Но моя практика показывает, что   это   далеко   не   соответствует   истине.   Главное   захотеть   и   найти   возможность   развить творческие   способности   у   ребенка.  Проявление   творческих   способностей   варьируют   от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова   для   всех.   В   качестве   средств   развития   творческих   способностей   можно использовать практически все окружающие предметы и ситуации. Творчество подразумевает под собой умение создавать, творить. На   протяжении   всего   времени   работы   с   обучающимися   с   нарушением   зрения,   я постаралась   создать   условия  для   гармонизации   личности   и   раскрытия   творческого потенциала. Для этого была проведена большая работа по оснащению кабинета. Скажу сразу, что мне помогали и родители учеников, и администрация школы. раз В своей работе я использую  такой метод как «Прозрачный мольберт». Прозрачный мольберт   –   нетрадиционное   средство вития   творческих   способностей   у младших   школьников   с   нарушением зрительного   восприятия.  Одним   из наиболее   близких   и   доступных   видов работы   с   детьми   младшего   школьного возраста   во   внеурочной   деятельности является   изобразительная   деятельность, создающая   условия   для   вовлечения ребёнка   в   собственное   творчество,   в   процессе   которого   создаётся   что­то   красивое, необычное. Цель работы на прозрачном мольберте: развивать высшие психические функции и творческое   В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования.  мышление.   Задачи работы с прозрачным мольбертом:  развивать общую и мелкую моторику;   развивать сенсорное восприятие;   корректировать зрение и зрительное восприятие;   развивать речь и мышление в процессе восприятия и отображения;   преодолевать   недостатки   развития   личностных   качеств,   таких,   как   неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость, и др. Работа с использованием прозрачного мольберта ведется во внеурочное время или на переменах  по  подгруппам   или   индивидуально.   В  процессе  рисования  у  детей  происходит развитие   речи,   формируются   коммуникативные   навыки.   Мною     широко   применяются   в практике нетрадиционные техники и приемы рисования. Одна из таких техник – пальцевая живопись,   которая   полезна   для   детей   любого   возраста.   Развивается   мелкая   моторика, гибкость   пальцев   и   мышцы   рук.   В   процессе   ребенок     раскрепощается,   устраняет   страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность. Рисование пальцами обостряет ощущения.   Рисовать   рекомендуется   как   правой,   так   и   левой   рукой   –   для   развития   и стимуляции полушарий головного мозга. Использую для рисования на мольберте кисточки, пальцы, губки, штампы. Неплохо получаются и работы, выполненные мелками и водными маркерами. В качестве примера приведу ряд таких упражнений с использованием различных техник изобразительного искусства на разных этапах работы:   Рисование пальцами и ладошкой. Даже никогда не рисуя пальцами, можно представить особые тактильные ощущения, которые испытываешь,   когда   опускаешь   палец   в   гуашь­плотную,   но   мягкую,   берешь   некоторое количество, переносишь на стекло и оставляешь первый мазок.  Поролоновые рисунки. Почему­то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Здесь можно использовать поролон. Из него можно сделать самые разнообразные маленькие геометрические фигуры. Обмакиваем его в краску и методом штампов наносим изображение.  Метод монотипии. На стекле рисуем краской с помощью кисточки, ватной палочки или пальцев. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, на стекло накладываем лист бумаги, как бы промокаем рисунок, а затем поднимаем. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на стекле, иногда на бумаге.  Точечный рисунок. Берется   ватная   палочка   и   окунается   в   густую   краску.   Затем   нужно   поставить   ее   рисунок   точками.   «Прозрачный   мольберт»   помогает   мне   наладить   в   классе   комфортное перпендикулярно   к   стеклу   и   начать   психоэмоциональное состояние обучающихся.    изображать         В своей работе во внеурочной деятельности я активно использую технологию «Sand­Art». Выбор   «Sand­Art»   для   развития   творческих   способностей   младших   школьников   с   ОВЗ обусловлен   тем,   что   благодаря   этой   технике   у   детей   более   интенсивно   и   гармонично происходит   развитие   познавательных   процессов   и   существенно   повышается   мотивация   к образовательной и поисково­исследовательской деятельности.  В тоже время, средства и методы рисования песком развивают  не только творческое мышление, но и другие психические процессы ребенка, а так же мелкую моторику рук.  Авторами метода «Sand­Art» в России являются: О.Н. Никитина – психолог­консультант, работающий   в   гештальт­подходе,   член   Санкт­Петербургского   психологического   общества, дважды   победитель   конкурса   педагогических   достижений, соавтор   проекта   «Родительский   клуб»   и   художник   М.В. Соснина   (лицензия   78№000533).   Они   предлагают   такое определение метода: «Метод «Sand­Art» систематизированная совокупность   последовательных   действий   с   песком   на специально   созданных   столах   со   световой   подсветкой   для решения обучающихся, развивающих и коррекционных задач. В нашем случае главной целью использования метода «Sand­Art» является развитие творческого мышления. Сопутствующие задачи работы с использованием метода «Sand­Art»:    развитие   качеств   творческого   мышления   (гибкость, оригинальность и беглость)  развитие мелкой моторики рук снятие мышечного напряжения, тревоги   с стабилизация эмоционального состояния  совершенствование зрительно­пространственной ориентировки  совершенствование речи. Моим ученикам очень нравится работать с кинетически песком. Это еще одна возможность для самовыражения, развития творческих способностей младших школьников нарушением зрительного восприятия.  Игры с песком – одна из форм активности во внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста с ОВЗ, поэтому именно песок я решила внести в развивающую среду   нашего   класса,   в   качестве   одного   из компонентов для   организации творчества,   инициативы   и самостоятельности обучающихся.       Использование это кинетической   песка   для   детей младшего   школьного   возраста развитие активности, любознательности,   сенсорного восприятия, мелкой моторики и речи,   общего   кругозора. Увлекательная   игра   в   песок   развивает   мышление,   память,   внимание,   воображение.   Кроме того,   формируется   положительный   эмоциональный   настрой,   усидчивость.   Занятия   в кинетической   песочнице   стимулируют   познавательный   интерес   и   побуждают   детей   к активному развитию.   Познавательный   интерес   и   активность   ребенка   младшего   школьного   возраста   с   ОВЗ является   основной   формой   его   жизнедеятельности,   необходимым   условием   его   развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала. Е.   А.   Флерина   подчеркивала,   что   включение   ребенка   в   преобразование   окружающей обстановки является фактором формирования творческой активности ребенка, способствует развитию воображения. В моем классе прослеживаются следующие показатели оценки развивающей среды: ­ положительное эмоциональное ощущение ребенка в классе; ­ отсутствие конфликтных ситуаций в классе среди детей; ­   наличие   продуктов   детской   деятельности   (участие   в   областных   интеллектуальных марафонах   «Технология   творческого   мышления» «Большое   ТРИЗовское   путешествие»,   областной открытой   олимпиаде   по   экологии   для   младших школьников   «Звезды   Урала»   ­   Диплом   2   степени, муниципальных   творческих   конкурсах   «Фабрика Деда   Мороза»   ­1   место,   «Дорожная   мозаика»­   2 место,   муниципальный   конкурс   по   ПДД   «Вместе весело шагать» ­2 место, региональный творческий конкурс «Мир оригами» призеры; участие в дистанционных олимпиадах разного уровня)  ­ динамика развития ребенка;

Создание комфортной образовательной среды для развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ

Создание комфортной образовательной среды для развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ

Создание комфортной образовательной среды для развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ

Создание комфортной образовательной среды для развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ

Создание комфортной образовательной среды для развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ

Создание комфортной образовательной среды для развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ

Создание комфортной образовательной среды для развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ

Создание комфортной образовательной среды для развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ

Создание комфортной образовательной среды для развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ

Создание комфортной образовательной среды для развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ

Создание комфортной образовательной среды для развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ

Создание комфортной образовательной среды для развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ