СОЗДАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
математика
5 кл
12.02.2019
На современном этапе развития общества, характеризующимся стремительным возрастанием объема научной информации и высокоинтеллектуальными технологиями общественного производства, необходим человек новой формации, способный к активному творческому овладению знаний, умению применять знания в нестандартных ситуациях, умеющий работать в команде, мотивированный на успех. Образование уже сейчас должно давать человеку не только сумму базовых знаний, не только набор полезных и необходимых навыков труда, но и умение самостоятельно воспринимать и осваивать на практике новую информацию.
СОЗДАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ..docx
СОЗДАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНООРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ.
Седунова Наталья Владимировна,
учитель физики и математики
КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья №1»,
г.Нижневартовск.
На современном этапе развития общества, характеризующимся стремительным возрастанием
объема научной информации и высокоинтеллектуальными технологиями общественного
производства, необходим человек новой формации, способный к активному творческому
овладению знаний, умению применять знания в нестандартных ситуациях, умеющий работать в
команде, мотивированный на успех. Образование уже сейчас должно давать человеку не только
сумму базовых знаний, не только набор полезных и необходимых навыков труда, но и умение
самостоятельно воспринимать и осваивать на практике новую информацию.
Поэтому в настоящее время актуальными становится требования к личным качествам
современного школьника – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести
самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью.
Компетентностноориентированное задание– задание, которое требует использования знаний в
условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а
не требует воспроизведения им информации или отдельных действий (В.А. Болотов).
Если компетентность это умение применить накопленные знания в практической деятельности и
повседневной жизни, то компетентностноориентированное задание предназначено для реализации
данной цели. (Назначение компетентностноориентированных заданий – «окунуть» учащихся в
решение «жизненной» задачи. )
Чем же отличаются компетентностноориентированное задания от традиционного?
Во первых, это деятельностные задания, которые моделируют жизненную ситуацию.
Во – вторых, они строятся на актуальном материале.
В – третьих, данные задания имеют четкую структуру.
В – четвертых, требуют применения общих учебных умений.
Компетентностноориентированные задания изменяют организацию традиционного урока. Они
базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в
практической деятельности.
Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников математике является решение
задач. Изложение учебного материала в учебниках (даже в последних) остается чаще всего информационным, в них мало заданий вариативного характера, заданий для творческой
деятельности учащихся, как при изучении нового материала, так и при применении полученных
знаний и умений.
Поэтому, одним из эффективных способов развития функциональной грамотности является
компетентностноориентированное задание. Кроме того, решение задач практического содержания
способно привить интерес ученика к изучению математики. Работа над составлением таких
заданий предполагает знание признаков и структуры компетентностноориентированного задания
и требований к ним.
Структура: Функции стимула: мотивирует учащегося на выполнения задания;
моделирует практическую, жизненную и др. ситуации;
может нести функцию источника информации при необходимости.
•
•
требования к формулировке стимула:
•
•
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАДАЧНОЙ ФОРМУЛИРОВКЕ: должна указывать ученику на ту деятельность,
которую он должен совершить;
должен быть кратким;
не отвлекать учащегося от содержания задания.
должна содержать требование к способу предоставления результатов работы;
должна быть интересной для учащихся;
должна соответствовать возрасту учащихся;
должна соотноситься с инструментом проверки.
требования к источнику информации:
должны содержать информацию, необходимую для успешного выполнения задания;
должны быть достаточными для выполнения заданной деятельности;
на одном источнике желательно основывать несколько заданий;
источник должен быть интересным для учащегося;
должны учитываться возрастные особенности учащихся.
Инструмент проверки: ( входят понятия)
Ключ – это четко зафиксированный ответ.
Модельный ответ – это примерный ответ, с которым учитель может сравнить ответ ученика.
Шкала – за что и в каких пределах устанавливаются баллы.
Можно выделить компетентностноориентированные задачи трёх уровней, которым присвоены
названия: уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждения. Выделение
уровней основывается на уровне предметной подготовки учащихся.
Первый уровень (уровень воспроизведения) включает воспроизведение фактов, методов и
выполнение вычислений. Учащиеся могут применять базовые знания в стандартных, четко сформулированных ситуациях. Они могут решать одношаговые текстовые задачи, понимают
простые зависимости, стандартную систему обозначений, могут читать и интерпретировать данные,
представленные в таблицах, на графиках, картах, различных шкалах.
Второй уровень (уровень установления связей) включает установление связей и интеграцию
материала из разных тем, необходимых для решения поставленной задачи. Учащиеся могут
применять свои знания в разнообразных, достаточно сложных ситуациях. Они могут
упорядочивать, соотносить и производить вычисления, решать многошаговые текстовые задачи.
Учащиеся могут выполнять несложные задания, включающие составление выражений, решение
систем линейных уравнений, определять значения величин, используя известные формулы. Они
могут интерпретировать информацию, представленную в таблицах и на графиках.
Третий уровень (уровень рассуждения) – размышления, требующие обобщения и интуиции.
Учащиеся могут организовывать информацию, делать обобщения, решать нестандартные проблемы,
делать выводы на основе исходных данных и обосновывать их. Они могут вычислить изменения
имеющихся данных, связанные с процентами, применить знания алгебраических понятий и
зависимостей, составить алгебраическую модель несложной ситуации. Они могут интерпретировать
данные в различных таблицах и на графиках
В заданиях третьего уровня, прежде всего, необходимо самостоятельно выделить в ситуации
проблему, которая решается средствами предмета, и разработать соответствующую ей модель.
Решить поставленную задачу используя, нр, математические рассуждения и обобщения, и
интерпретировать решение с учетом особенностей рассмотренной в задании ситуации.
Компетенции
1
информационная
2
коммуникативная
Формирование компетентностей
Можно использовать задачи, содержащие
информацию, представленную в различной форме
(таблицах, диаграммах, графиках и т.д.). Вопрос
задачи может быть сформулирован следующим
образом: переведите в графическую (словесную)
форму; если возможно, хотя бы приближенно
опишите их математической формулой; сделайте
вывод, наблюдается ли в этих данных какаято
закономерность и др. Выполнение задания
предполагает планирование информационного
поиска, извлечение вторичной информации,
осуществление первичной обработки информации.
Можно использовать групповую форму
организации познавательной деятельности
учащихся на уроках. Например: каждой группе
предлагается решить задачу предложенным
способом и доказать правильность своего решения 3
исследовательская
оставшимся группам..
учащимся можно предложить задания, в которых
необходимо исследовать все возможные варианты
и сделать определенный вывод.
Или задачи, в которых необходимо
проанализировать предложенную ситуацию,
поставить цель, спланировать результат,
разработать алгоритм решения задачи,
проанализировать результат:
– учебный эксперимент;
– практические работы;
– домашнее задание поисковой на
4
готовность к самообразованию учащимся необходимо предлагать самостоятельно
изучить некоторый теоретический материал,
составить задачу, формировать умения работать
самостоятельно с различными источниками
информации, а именно:
– использовать доклады, короткие сообщения
учащихся по теме;
– работать со справочниками;
– использовать Интернетресурсы;
– подготавливать презентации
1) Заключительные положения. При использовании компетентностноориентированных заданий
в корне меняются соотношения «педагог – обучающийся»: ученик определяет цель деятельности –
педагог помогает ему в этом, ученик открывает новые знания – педагог рекомендует источник
знаний, ученик выбирает – педагог содействует, обучающийся активен – педагог создает условия
для проявления активности.
Таким образом, компетентностноориентированное задание способствует формированию активной,
самостоятельной позиции учащихся, развивают исследовательские, рефлексивные умения.
Трудности ставят перед нами задачи, выполнение которых позволит нам более активно применять
компетентностноориентированные задания в своей практике.
2) По меткому выражению А. Конан Дойля, мозг человека «подобен пустому чердаку». Чем будет
заполнен «этот чердак» – хламом или нужными вещами, – зависит, прежде всего, от учителя.
Педагог, прежде всего сам, должен обладать набором определенных компетенций и их нужно и
можно формировать практически на всех уроках, и использовать компетентностно
ориентированные задания на этапе усвоения новых знаний и способов действий, закрепления знаний
и умений.
Три рассказа занимают 30 страниц. Первый занимает 6 страниц, а второй – в 2 раза больше, чем
первый. Сколько страниц занимает третий рассказ? Почему эта задача не является компетентностноориентированной задачей? Что нужно сделать,
чтобы она стала таковой?
Ответ может быть, например, таким: Добавив к условию задачи вопрос (постройте круговую
диаграмму, изображающую распределение страниц по книгам (в процентах)), задание становится
задачей первого уровня, так как учащимся необходимо выполнить несложное вычисление и
представить результат в виде диаграммы.
Тема: «Решение задач на нахождение процентов от числа».
Компетентность: информационная.
Аспект: извлечение первичной информации.
Уровень: I.
Задание: Пятиклассник Вася попросил вас помочь рассчитать стоимость туристической путевки.
Он вместе с родителями и четырехлетней сестрой едет на неделю в Турцию. Изучите
предложенную рекламу турагентства. Сколько будет стоить отдых Васиной семьи? В ответ
запишите только число.
Источник: реклама турагентства.
Инструмент проверки: модельный. Ответ: 30750 руб
Класс: 56
Тема: «Действия с десятичными дробями»
Проверяемая компетентность: коммуникативная
Аспект компетентности: письменная коммуникация
Уровень сложности: 1
Задание: Создайте памятку «Сложение / вычитание десятичных дробей». В Вашей памятке должны
найти отражение следующие вопросы: как записать дроби, как выполнить действие, как поставить
запятую в результате.
Источник: правило сложения десятичных дробей, представленное в учебнике.
Инструмент проверки: модельный ответ –
1) Записать дроби – запятая под запятой.
2) Выполнить сложение / вычитание, не обращая внимания на запятые.
3) В результате отметить запятую под запятыми.
СОЗДАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
СОЗДАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
СОЗДАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
СОЗДАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
СОЗДАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.