Создание ситуации успеха на занятиях как условие развития социальной одаренности
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +2
Взрослым
06.10.2017
В современном обществе все чаще появляется термин «социальная одаренность». В статье дается определение социальной одаренности, характеристика её структурным элементам. Также здесь раскрывается суть понятия "ситуация успеха". В статье даются рекомендации педагогам о том, как необходимо создавать ситуацию успеха на занятиях, а также перечислены правила управления успехом на занятии.
Создание ситуации успеха.docx
Создание ситуации успеха на занятиях как условие развития
социальной одаренности
В современном обществе все чаще появляется термин «социальная
одаренность».
Под социальной одаренностью понимается исключительная способность
устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Проще говоря, это способность вливаться в социальное окружение и занимать
положительную активную позицию.
Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как
социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения,
организаторские умения.
Социальная перцепция – процесс, возникающий при человеческом
взаимодействии на основе естественного общения и протекающий в форме
восприятия и понимания человека человеком.
Просоциальное поведение это «добровольное» поведение, которое
приносит пользу другим людям или обществу в целом.
Нравственные суждения – высказывания, содержащие оценку
поступков, своих и других людей, на основе нравственных понятий.
Организаторские умения умения планировать собственную
деятельность и деятельность других людей (правильно поставить задачу
группе, проконтролировать ее выполнение, распределить обязанности)
Развитие социальной одаренности предполагает развитие способности
понимать, любить, сопереживать, ладить с другими. Таим образом, понятие
социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных
с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений.
Для успешного развития социальной одаренности детей необходим
положительный опыт общения, который может быть получен ими при
создании ситуаций успеха на занятиях. Создать такие ситуации, значит дать
ребенку поверить в себя, в свои силы и возможности.
На первый взгляд, кажется, что педагогу достаточно пару раз
организовать ситуацию, при которой обучаемый достигнет успеха и получит
моральное удовлетворение, — и высокий уровень мотивации к учебе
обеспечен. Но такое отношение к ситуации успеха может привести к
обратному результату: постоянное ожидание положительного результата
чревато развитием неспособности к преодолению трудностей, отказом от
действий в сложных учебных и жизненных ситуациях.
Педагогу важно помнить, что даже разовое переживание успеха может
настолько изменить психологическое самочувствие, что резко изменится ритм
и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха
может стать своего рода спусковым механизмом дальнейших движений
личности. Чтобы педагог правильно использовал этот механизм, необходимо,
чтобы он знал все особенности этого психологопедагогического феномена. Ситуация успеха это целенаправленное, организованное сочетание
условий, при котором создается возможность достичь значительных
результатов в деятельности. Это результат продуманной, подготовленной
стратегии.
Ситуация успеха в творческой учебной деятельности создается
педагогом. Но, как и любую деятельность, создание ситуации успеха можно
представить в виде достаточно простой последовательной цепочки действий:
установка на деятельность (эмоциональная подготовка
обучающегося на решение творческой задачи);
решения);
обеспечение деятельности (создание условий для успешного
сравнение полученных результатов с предполагаемыми
(осознанное отношение к результату своего творческого труда).
Следовательно,
если ситуация успеха создается педагогом
последовательно и сознательно, ее структура должна учитывать все
перечисленные компоненты.
Мотивационный этап.
Задача педагога на данном этапе сформировать у ребёнка установку на
успешное выполнение задания, при этом ребенок должен ощутить себя
«творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться
в ходе работы. Другими словами, на данном этапе формирует мотив
достижения. Но здесь педагог может столкнуться с неадекватной реакцией
детского коллектива: ктото уже выполнял подобное задание, и результаты
его оказались неудачными, так что у этой категории воспитанников уже
сформировано отрицательное отношение. Вторая группа обучающихся не
сталкивалась с такой работой, поэтому они не знают, чего можно ожидать от
будущей творческой деятельности. Третья группа, уже выполнявшая сходные
задания и успешно справившаяся с ними, находится в состоянии
мобилизованности, готовности приступить к выполнению поставленной
задачи.
На данном этапе руководителю детского объединения проще всего
будет работать с третьей группой, где необходимо только актуализировать
положительные эмоции, пережитые детьми ранее. У второй группы
обучающихся нужно предвосхитить эмоциональную реакцию, нарисовать
перспективу удачного выполнения задания, связав ее с теми или иными
условиями деятельности, которые в прошлом обеспечивали успех. Наиболее
трудоемкой окажется работа с первой группой. Прежде всего, необходимо
нейтрализовать воспоминания о неудаче в предыдущей творческой
деятельности, а затем создать перспективу для новой. Сделать это можно,
например, подчеркнув, что ребёнок поработал над своими ошибками или что
задание, предлагаемое педагогом, изменено по сравнению с прошлым разом и
т.п. Педагог на данном этапе, опираясь на эмоциональную память
обучающихся, организует определенные ситуации с целью актуализации или
нейтрализации эмоций для предстоящей работы. Здесь ситуация успеха в
большей степени определяется психологическими аспектами.
Организационный этап.
Задача педагога: обеспечить обучающимся с учетом индивидуальных
способностей и личностных качеств условия для успешного выполнения
задания, заинтересовать их самим познавательнотворческим процессом.
На этом этапе некоторые дети переживают состояние конфликта: с
одной стороны, необходимо выполнить работу, а с другой – ощущается
недостаток условий для ее выполнения. Здесь особо нужна помощь педагога.
Необходимо помочь ребенку правильно включиться в творческий процесс,
преодолеть утомление, усталость, стимулировать его деятельность.
Конкретные обстоятельства обусловливают использование тех или иных
приемов создания ситуации успеха. К ним, в частности, относятся
эмоциональная разгрузка, смена задания по желанию обучающегося, помощь
сверстников объединения, «скорая помощь» (обращение к педагогу, к более
сильному товарищу и пр.), «подсказка» (работа с технологическими картами,
с описанием изготовления того или иного изделия в литературе) и т.п.
Результативный этап.
Перед педагогом стоит задача организовать работу таким образом,
чтобы обратить результат деятельности в эмоциональный стимул, в
осознанный мотив для следующего творческого процесса.
Как показывает практика, этот этап оказывается наиболее болезненным.
Итог самого творческого процесса обычно сводится к результату – готовому
продукту. Известно, что мнения педагога и обучающегося в данном вопросе
чаще всего расходятся. Дело в том, что педагог оценивает итог творческой
деятельности,
правильность,
грамотность выполнения задания и пр., а обучающийся помнит о степени
затраченных усилий, концентрации внимания и т.д. и ждет, что оценят не
только итог, но и его усилия в процессе творчества.
учитывая эстетичность,
аккуратность,
Хорошо,
когда степень затраченных усилий соответствует
результативному итогу работы. В этом случае педагогу достаточно похвалить
ребёнка, подчеркнуть его достижения, тем самым, стимулируя его к
дальнейшему процессу творческой деятельности.
Возможен и такой вариант: ребенок затратил минимальные усилия, но
итог его работы удовлетворяет основным требованиям. Такой вариант
называется «мнимый» или «опасный успех». Педагогу необходимо
продумать для данного ребенка систему индивидуальных заданий с
повышенным уровнем сложности, предложить такую форму работы, когда
налицо вклад каждого ребёнка в общее дело и оценивание производится
группой детей, а не одним педагогом. Кроме того, возможны личные беседы, где педагог прямо, но без свидетелей говорит обучающемуся о его
недостатках: равнодушии, лени, попытке улизнуть от предложенного задания
и пр. На первый взгляд возникает парадокс: педагог намеренно ставит
воспитанника в ситуацию неуспеха. Но цель подобной тактики состоит в том,
чтобы в сознании ребёнка родилась радость не столько от итога работы,
сколько от самого процесса творческого открытия. Произойдет же это только
в том случае, если обучающийся преодолеет определенные трудности
нравственного, коммуникативного, своего индивидуального характера.
Вариант третий, наиболее болезненный для обеих сторон – воспитанник
уверен, что «выложился», но результат, оцененный педагогом, не
соответствует его ожиданиям. Здесь возможны серьезные конфликты двух
сторон, которые могут, в свою очередь, наложить негативный отпечаток на
отношение обучающегося ко всему учебному творческому процессу в целом.
В данном случае со стороны педагога требуется глубокая индивидуальная
работа. Следует предложить ребёнку попытаться найти свои неудачи, а затем
с помощью педагога исправить их. Не стоит стремиться исправить всё сразу.
Сначала можно предложить ребёнку поработать над определенным
«неудавшимся» этапом. Конечно, потребуется некоторое время, чтобы у
обучающегося пропала боязнь ошибиться или сделать что – то не так. Педагог
должен подчеркнуть, что он уверен в улучшении выполнения заданий
ребенком. И только после ряда пробных работ и при эмоциональной
поддержке педагога проводится повторные творческие задания, результаты
которых должны убедить ребёнка в преодолении им трудностей. Очень важно
отметить достижения обучающегося, показать свое уважительное отношение
к его труду, пробудить желание с охотой учиться творить и дальше.
Четвертый вариант напоминает первый – количество затраченных
усилий соответствует итогу деятельности,
но результат –
неудовлетворительный. Данный вариант является свидетельством того, что
организация условий деятельности на предыдущих этапах строилась без учета
индивидуальных способностей конкретного ребёнка. Теперь руководителю
придется начинать все сначала.
Завершающий этап, синтезируя черты первых двух, носит психолого
педагогический характер, поскольку логически следует из результатов
предыдущего этапа и служит основой для формирования мотивов будущей
деятельности. Особого внимания требуют к себе дети с низким уровнем
обученности. К ним можно применить завышенную или авансированную
оценку. Можно использовать позитивное рецензирование и т. п., соблюдая
чувство меры, чтобы ребёнок не переоценил свои способности.
В силу индивидуальных различий обучающиеся поразному реагируют
на предложенные педагогом ситуации успеха. Для некоторых обучающихся
ситуация успеха должна быть повторена неоднократно, до тех пор пока не
реализуется основная задача: ребёнок испытает чувство удовлетворения не только от итога творческой деятельности, но и от самого процесса овладения
знаниями.
Правила управления успехом на занятии:
1.
Если после занятия у обучающихся возникли вопросы, которые
они хотели бы обсудить, поспорить, значит, занятие не оставило детей
равнодушными.
2.
Необоснованная похвала, гипертрофированные комплименты
снижают ощущение успеха. Стремитесь видеть реальные изменения,
достоинства и реальные сдвиги в поведении детей, вовремя поддержать детей.
Успех педагога начинается с признания его детьми. Авторитет,
личность педагога, его разнообразные интересы и достоинства являются
залогом успеха его обучающихся.
3.
4.
Залогом успеха является благоприятный психологический
климат, обстановка жизнерадостности, разумное сочетание репродуктивных и
творческих методов при организации деятельности детей на занятии.
5.
6.
Педагог должен уметь удивлять детей.
Педагог должен любить детей и уметь это делать. Нельзя,
выражая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать
других.
7.
Педагог должен знать личные особенности каждого ребенка и
группу детей в целом, чтобы научиться помогать и поддерживать каждого.
8.
Начало занятия момент, от которого в значительной степени
зависит успех занятия в целом.
Оценивайте не детей, а их деятельность, поступки.
9.
10. Не забывайте о рефлексии занятия.
Создание ситуации успеха на занятиях как условие развития социальной одаренности
Создание ситуации успеха на занятиях как условие развития социальной одаренности
Создание ситуации успеха на занятиях как условие развития социальной одаренности
Создание ситуации успеха на занятиях как условие развития социальной одаренности
Создание ситуации успеха на занятиях как условие развития социальной одаренности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.