Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"
Оценка 5

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
ОБЖ
Взрослым
21.04.2018
Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"
В своей работе я ориентирую учебный процесс на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. Для этого на своих уроках, во внеурочной деятельности и через личный сайт я создаю развивающую среду, которая обеспечивает условия для развития ключевых компетентностей обучающихся. Создание такой среды позволяет мне существенно повысить мотивацию детей к изучению предмета. А ведь именно мотивация (т.е. готовность к деятельности) является основным компонентом компетентностей.
Создание условий...docx
Отдел образования администрации Ромненского района                           Методическое пособие СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Автор:  Онищенко Николай Александрович, преподаватель­организатор ОБЖ  МОБУ Ромненская СОШ имени И.А. Гончарова Содержание   Ромны, 2018 1. 2. Введение.  Создание условий для формирования и развития познавательных  компетенций обучающихся  2.1. Видеоуроки     2.2. Компьютерные тесты 2.3. Электронные учебники, справочники, энциклопедии 2.4. Интерактивные игры, викторины, тренажёры 2.5. Внеурочная деятельность по предмету 2.6. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение  через личный сайт. 3. 4. Заключение Используемые источники и полезные ссылки 3 4 9 14 18 19 22 24 27 29 2 Введение Придя   в   1995   году   работать   в   школу   на   должность   преподавателя­ организатора ОБЖ, передо мной встал вопрос: Как и чем заинтересовать детей на уроках ОБЖ? Предмет ОБЖ никогда не воспринимался всерьёз, многие ученики считали его слишком простым, поэтому не уделяли должного внимания подготовке домашнего задания. Да и сами родители считали, что ОБЖ ­ предмет простой и не самый важный, привыкли думать, что он лишь учит, как вести себя в экстремальных ситуациях. На самом же деле это лишь минимум тех знаний и умений, которые должны получить школьники в процессе обучения. Главное, чему должны научиться дети – это культуре безопасности жизнедеятельности, то есть не только знать, что делать при различных опасных для жизни и здоровья ситуациях, но и знать, что нужно делать, чтобы они не происходили и уметь их избегать. Повысить престиж предмета может только учитель ­ своей эрудицией, неравнодушием. Уроки должны быть   интересными,   разнообразными.   К   сожалению,   современных   школьников   все труднее чем­то привлечь на уроках. С этой целью я стал активно применять на своих уроках информационно­коммуникационные технологии: создавал презентации для уроков, учил детей самим создавать презентации. Стал широко использовать в своей работе печатные тесты, карточки, викторины, кроссворды, ребусы. Это поначалу очень   нравилось   детям.   Но   со   временем   интерес   к   ним   стал   пропадать,   т.к. презентации и тесты стали на своих уроках использовать многие учителя школы. Возникла   необходимость   для   активизации   познавательной   деятельности обучающихся использовать нестандартные уроки. Были разработаны и проведены интегрированные   уроки   ОБЖ   и   литературы:   «И   грянул   бой,   Полтавский   бой!», "Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро", бинарный урок по ОБЖ и литературе "Выживание главного героя на необитаемом острове в произведении Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо». Создал в 2008 году дружину юных пожарных «Спасатель» и в 2009 году военно­патриотический клуб   «Амурский   тигр»,   которые   действуют   до   настоящего   времени.   Дети   стали активно принимать участие в различных конкурсах и соревнованиях по предмету, в мероприятиях   патриотической   направленности,   в   научно­практических конференциях   и   олимпиадах,   где   неоднократно   становились   победителями   и призёрами на различных уровнях. Активное использование  информационно­коммуникационных  технологий (ИКТ)  позволило   мне   расширить   обучающие   возможности   урока,   повысить мотивацию   обучающихся   и   организовать   учебный   процесс   в   соответствии   с современными   требованиями.   Я   стал   создавать  видеоролики  и  видеофильмы  по проведённым   мероприятиям,   стал   создавать   с   помощью   программы   MyTestX компьютерные тесты  ко всем темам курса ОБЖ и активно использовать их на всех   своих   уроках.   Создаю   и   использую   как   на   уроках,   так   и   во   внеурочной 3 деятельности  интерактивные   викторины,   игры,   тренажёры.   Использую видеоуроки   из   сети   Интернет,   создал   два   личных  сайта  и  сайт  военно­ патриотического   клуба   «Амурский   тигр»   (https://nsportal.ru/site/voenno­ patrioticheskiy­klub­amurskiy­tigr).  Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся С переходом школы к новому Стандарту школьного образования (ФГОС), в котором чётко определено, что обучающиеся должны использовать приобретённые знания   и   умения   в   практической   деятельности   и   повседневной   жизни,   т.е., ориентация   школьного   образования   на   компетентностный   подход   предполагает усиление его практической направленности. Поэтому я стал работать над темой: «Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся   как   средство   развития   и   самореализации   личности   в   условиях реализации  ФГОС». Для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся я стал широко использовать свой личный сайт, на котором разместил видеотеку  ко   всем   темам   не   только   курса   ОБЖ,   но   и   географии   в   классах,   в которых   веду   уроки.   На  сайте   также   размещены   созданные   мной   компьютерные тесты,   материалы   для   подготовки   к   муниципальному   этапу   Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ и географии, материалы для подготовки к ОГЭ по географии, достижения моих учеников и др. Таким образом, через свой личный сайт я   стал   использовать  дистанционные   образовательные   технологии   (ДОТ)  ­   это образовательные   технологии,   реализуемые   в   основном   с   применением информационно­телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Дети при подготовке к уроку регулярно заходят на мой сайт, чтобы для закрепления учебного материала дома,   в  непринуждённой  обстановке,   просмотреть   видеоуроки по   данной  теме  и порешать компьютерные тесты. Так, компьютерное тестирование вызвало интерес даже   у   слабоуспевающих   школьников,   которые   никогда   до   этого   не   открывали учебник.   Решая   дома   тесты   по   несколько   раз,   дети   стараются   получить   более высокую оценку, выставляемую компьютерной программой. А для этого снова и снова   возвращаются   к   параграфу   учебника.   Использование   на   своих   уроках видеоуроков   и  компьютерного   тестирования,  позволило   мне  повысить   не   только интерес к предмету, % качества знаний обучающихся, но и наполняемость оценок в журнале. Но, самое главное, дети получают опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности за свою подготовку, то есть у них формируются ключевые компетенции  современного  качества  образования.   Моя   работа  по  предмету   и  во внеурочной   деятельности,   работа   с   личным   сайтом,   позволили   мне   научить школьников   учиться,   самостоятельно   добывать   знания,   приобретать   умения   и навыки, применять их в практической деятельности. 4 Бывая   на   открытых   уроках   своих   коллег   (в   школе,   районе,   области),   я замечал, что им при проведении уроков по ФГОС часто не хватает времени (5­10 минут),   чтобы   выдать   весь   учебный   материал.   Много   времени   теряется,   когда школьникам педагог предлагает самостоятельно определить тему урока и его цели. Поэтому я решил поделиться своим опытом работы и помочь педагогам найти это недостающее   время   на   уроке.   Именно   использование   на   уроках  компьютерных тестов и видеоуроков позволяет сэкономить до 20­25 минут урока, которые можно использовать   учителем   по   своему   усмотрению   (выполнение   практических, творческих заданий и т.д.), т.е. разнообразить свои уроки. С этой целью я в помощь учителям   основ   безопасности   жизнедеятельности   выпустил   методические разработки:  «Создание   тестов   и   компьютерное   тестирование   с   помощью программы   MyTestX»   (тесты   по   ОБЖ:   5   класс)  и  «Создание   тестов   и компьютерное   тестирование   с  помощью   программы   MyTestX»   (тесты   по ОБЖ: 8 класс), которые отделом образования администрации Ромненского района были опубликованы в виде брошюр и распространены среди школ района. Выступил на  школьном   методическом   объединении,   провёл  мастер­класс   для   педагогов  по созданию компьютерных тестов в рамках областного мероприятия «Единый день открытых   дверей   в   пилотных   образовательных   организациях   Амурской   области, реализующих   ФГОС   основного   общего   образования   в   опережающем   режиме», делился   опытом   своей   работы   на   областных   курсах   повышения   квалификации. Также в помощь учителям на своём личном сайте я размещаю свои методические разработки,   рабочие   программы,   конспекты   уроков,   сценарии   внеклассных мероприятий,   интерактивные   игры   и   т.д.   Здесь   же   они   могут   скачивать   и использовать   на   своих   уроках   видеоуроки   и   мои   компьютерные   тесты,   которые значительно помогают сократить время на подготовку педагога к урокам. Положительный   результат   применения   моего   инновационного   опыта   в образовательном   и   воспитательном   процессах   стал   возможным   благодаря техническому   оснащению   моего   кабинета   (ноутбук,   мультимедиапроектор, электронная   доска,   сканер,   принтер,   цифровой   фотоаппарат,   видеокамера, Интернет)   и   через   создание   личных   сайтов,   активно   используемых   в   качестве дистанционного и электронного обучения. Методическая   разработка  «Создание   условий   для   формирования   и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС» бесспорно является актуальной и инновационной. В чём это выражается? В том, что в настоящее время, время   информационного   бума,   быстро   меняющейся   обстановки   обществу необходимо   поколение   молодых   людей,   умеющих   мобильно   ориентироваться   в потоке информации,  компетентно  разрешать  проблемы,  возникающие в личной и профессиональной сферах жизни. В   связи   с   этим,   в   Концепции   модернизации   российского   образования зафиксировано Положение о том, что “Образовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также 5 опыт   самостоятельной   деятельности   и   личной   ответственности   обучающихся,   то есть   должна   формировать   ключевые   компетенции   современного   качества образования”.   Компетенция   –   включает   совокупность   взаимосвязанных   качеств личности   (знаний,   умений,   навыков,   способов   деятельности),   задаваемых   по отношению   к   определенному   кругу   предметов   и   процессов,   и   необходимых   для качественной   продуктивной   деятельности   по   отношению   к   ним,   способность личности справляться с самыми различными задачами. В   учебном   процессе   становится   важным   включение   ученика   в   среду,   в которой   необходимо   применить   соответствующие   ситуации   знания   и   умения   в практической   деятельности   и   повседневной   жизни.   С   этой   целью   в   Стандарте школьного образования зафиксирована новая рубрика «Использовать приобретённые знания   и   умения   в   практической   деятельности   и   повседневной   жизни».   Таким образом,   ориентация   школьного   образования   на   компетентностный   подход предполагает усиление его практической  направленности. «Усиление не означает увеличение количества практических работ в содержании, а предполагает изменение традиционной   методики   обучения,   переход   от   простой   передачи   учебной информации   к   методике,   направленной   на   формирование   умений   школьников. Иными   словами,   компетентностный   подход   ориентирует,   с   одной   стороны,   на обновление практической составляющей обучения, а с другой, ­ на создание условий для её эффективной реализации. Теперь я, как учитель современной школы, помогаю детям освоить знания, приобрести   навыки   учебно­познавательной   деятельности,   научиться   применять знания   в   конкретной   ситуации   и   достигать   положительных   результатов.   Эти составляющие и есть основа понятия «компетентность».   Напомню, что к учебно­ познавательным компетенциям относятся:  интеллектуальная готовность и способность к продолжению образования;  осознанные познавательные интересы и стремление реализовать их;  способность использовать знания на практике;  рациональная организация труда и самообразования;  достижение уровня компетенции в знаниях;  знание способов рациональной работы, способность к самообразованию;  умение   применять   знания   в   нестандартных   ситуациях   для   решения возникающих проблем;  развитие творческих способностей. В   своей   работе   я   ориентирую   учебный   процесс   на   развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. Для  этого  на своих уроках,  во внеурочной деятельности и через личный сайт  я создаю развивающую среду, которая обеспечивает условия для развития ключевых компетентностей обучающихся. Создание такой среды позволяет мне существенно повысить мотивацию детей к изучению предмета. А ведь именно мотивация (т.е. готовность к деятельности) является основным компонентом компетентностей. Что   сегодня   интересует   ученика?   Конечно   же,   это   компьютер   и современные технологии. Я решил, так почему бы не использовать это на своих 6 уроках?   С   помощью   компьютера   я   сделал   обучение   ещё   более   понятным   и интересным! Теперь на своих уроках я могу:   тратить минимум собственных сил на подготовку и объяснения учебного материала;  быстро и объективно проверить знания ученика;  наладить дисциплину на своих уроках. Видеоуроки  За   последние   годы   произошло   коренное   изменение   роли   и   места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Без них уже невозможно представить современного человека. Всё шире используются информационные   технологии   и   в   образовательном   процессе,   поэтому информационно­коммуникационная   компетентность   педагога,   его   способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением ИКТ, становится важной составляющей его профессионализма. Но   подробнее   остановлюсь   на   использовании   видеоуроков,   которые занимают всё большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этой   технологии   является   наглядность,   так   как   большая   доля   информации усваивается  с помощью зрительной  памяти,  и воздействие на неё очень  важно  в обучении.   Видеоурок   ­   это   ничем   не   хуже,   чем   занятия   с   преподавателем,   их эффективность   вполне   можно   сравнить   с   эффективностью   дорогостоящего обучения в учебных центрах. Видеоуроки позволят повысить ученику свой уровень образования в несколько раз быстрее, чем любая книга или самоучитель, а для того, чтобы   использовать   данную   технологию   на   уроке   вы   можете   воспользоваться ресурсами Интернет. Видеоуроки посвящены самым разным темам курса ОБЖ. Цель работы:  Показать   значимость   использования   видеоуроков   на   уроках   основ безопасности   жизнедеятельности   в   свете   инновационных   подходов   в   условиях внедрения ФГОС. Задачи работы: 1. Рассмотреть методы и приемы применения видеоуроков в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности. 2. Показать   реализацию   дидактических   принципов   через   использование видеоуроков. 3. Выявить, сформулировать и обосновать принципы использования видеоуроков при   изучении   основ   безопасности   жизнедеятельности   для   формирования универсальных учебных действий обучающихся. Впервые на своих уроках я начал использовать видеоуроки два года назад. И хочу отметить, что интерес у школьников к уроку ОБЖ повысился, также, как и качество   усвоения   материала,   благодаря   большей   наглядности,   новизне   этого метода.  7 Приведу несколько примеров, где действительно применение такого вида демонстрационного материала очень эффективно. Во­первых, в нашей сельской школе скорость Интернет­канала очень низкая и, понятно, что ни о какой демонстрации работы в сети Интернет в режиме on­line не может быть и речи. Выход один –  записать и использовать на уроке видеоурок. Наглядность будет обеспечена на все 100%.  Во­вторых, когда ученик пропустил урок или несколько, видеоуроки опять выручат, чтобы восполнить пробелы.  В­третьих,   видеоуроки   выступают   как   очень   эффективное   средство   для освоения какой­либо практической деятельности, так как позволяют в значительной степени   лучше   подготовиться   к   олимпиадам   разного   уровня   (школьным, муниципальным,   региональным)   по   предмету.   Видеоуроки   помогают   освоить теоретический   учебный   материал   и   на   практике   применять   его.   Они   хорошо помогают при изучении тем по оказанию первой помощи пострадавшим, действиям в экстремальных   и   чрезвычайных   ситуациях   и   т.д.   Видеоуроки   использую   как   на уроках ОБЖ, так и на занятиях военно­патриотического клуба «Амурский тигр» и дружины юных пожарных «Спасатель». Готовясь к объяснению нового материала, мы продумываем каждый шаг, каждый момент своей речи. Но часто случаются разные непредвиденные ситуации, на   которые   приходится   отвлекаться   и   затем   снова   возвращаться   к   объяснению. Упущено   время,   забыли   сказать   что­то   важное   и   т.д.   Всего   этого   лишены видеоуроки. В сети Интернет сейчас много хороших видеоуроков, которые могут заменить объяснение учителя. Конечно, применение видеоуроков не сводится к тому, что учитель пришел и включил видеоурок, и весь урок ученики смотрят или делают вид, что смотрят. Во время   показа   всегда   можно   и   нужно   делать   паузы,   обсудить   увиденное,   задать вопросы   обучающимся.   Нужно,   чтобы   дети   сами   могли   делать   выводы   из увиденного.     Время   демонстрации   не   должно   превышать   10­15   минут,   далее обязательно   должна   быть   смена   вида   деятельности.   Желательно,   чтобы   ученики имели возможность просматривать видеоуроки дома при подготовке к урокам. На уроках объяснения нового материала видеоуроки помогают наглядно и доходчиво изложить материал. С ними изменяется компонент обучения – получение информации. Целью данного типа урока является овладение обучающимися новым материалом.   Кроме   этого,   на   уроке,   в   ходе   изучения   нового   материала,   идет   и работа по упорядочиванию и закреплению ранее усвоенного. Невозможно изучать новый   материал,   не   вспоминая,   не   анализируя,   не   опираясь   на   уже   пройденный материал, не применяя его при выводах каких­то новых положений. Видеоуроки могут   использоваться   и   при   дистанционном   образовании,   дающем   возможность ученику знакомиться с учебным материалом, самостоятельно, что весьма актуально для   временно   нетрудоспособных   учеников,   учащихся   на   домашнем   обучении, болеющих или находящихся в отъезде.  Вот лишь некоторые преимущества использования видеоуроков:  8 1. Экономия времени. Видеоурок позволяет экономить время урока, за счёт чего повышается плотность урока.  2. Наглядность   и   интерактивность.   Благодаря   этому   обучающиеся   активно работают на уроке. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. 3. Формируются УУД у обучающихся, что очень важно в связи с переходом на ФГОС нового поколения. 4. Во внеурочное время создание учебного ролика может быть итогом проекта, исследовательской работы и т.д.  Результаты использования видеоуроков  в нашей школе:   для обучающихся – это мотивация к учению и существенное расширение возможностей самостоятельной работы;  для учителя – значительное облегчение и сокращение времени подготовки к уроку, увеличение времени общения с учениками. Предложенная   форма  организации  учебной  деятельности,  на мой  взгляд, приводит   к   тому,   что   школьники   не   являются   пассивными   наблюдателями, принимают  активное  участие  в организации  учебного  процесса,   показывают  свои знания не только по ОБЖ, но и в освоении компьютерных технологий. Основным результатом своей деятельности я считаю не только повышение уровня качества знаний учеников, но и формирование у них личностных качеств и способов поведения, развитие творческого мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе.  Исходя из вышесказанного, можно сформулировать ожидаемые результаты обучения при использовании видеоуроков на уроках ОБЖ:  развитие межпредметных связей ОБЖ и информатики;  формирование компьютерной грамотности;  развитие самостоятельной работы школьников на уроке и дома;  формирование информационной культуры, творческого стиля деятельности обучающихся;  подготовка обучающихся к использованию информационных технологий в образовании;  реализация индивидуального, личностно­ориентированного подхода. С помощью видеоуроков легко объяснять учебный материал. Видеоурок – современный наглядный инструмент обучения. С помощью видеоурока вы можете:  показать ученикам то, что невозможно показать на доске;  представить ученикам объяснение нового материала в полном объёме без своих лишних усилий и независимо от своего самочувствия и настроения;  уверенно заменить отсутствующих коллег или помочь усвоить урок своим ученикам. На   уроках   основ   безопасности   жизнедеятельности   и   во   внеурочной деятельности по предмету я широко использую: 9 Видеоуроки проекта «Инфоурок» Видеоуроки проекта «InternetUrok.ru» Видеоуроки проекта «Аптечка. Главная дорога»       Учебные фильмы    Учебные мультфильмы 10 Видеоуроки являются идеальными помощниками при изучении новых тем, закреплении материала, для обычных и факультативных занятий, для групповой и индивидуальной   работы.   Они   содержат   оптимальное   количество   графической   и анимационной   информации   для   сосредоточения   внимания   и   удержания   интереса ребят   без   отвлечения   от   сути   занятия.   Каждый   видеоурок   озвучен профессиональным мужским голосом, четким и приятным для восприятия. Ученики ценят оригинальность подачи материала, родители радуются повышению отметок детей, а учителя в восторге от эффекта и экономии времени и денег при подготовке к урокам. Компьютерные тесты Одной   из   задач   повседневного   педагогического   труда   является необходимость   осуществлять   контроль   знаний   обучающихся.   Формы   контроля, применяемые   педагогами,   очень   разнообразны,   но   наиболее   часто   используются письменный или устный опросы. К сожалению, эти формы не лишены недостатков. При проведении устного опроса – это относительно большая затрата времени урока при небольшом количестве выставляемых оценок, при проведении письменных работ количество оценок возрастает, но много времени уходит на проверку. Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в школе всё   большее   применение.   Одним   из   основных   и   несомненных   его   достоинств является минимум временных затрат на получение надёжных итогов контроля. При тестировании используют как бумажные, так и  электронные варианты. Последние особенно   привлекательны,   так   как   позволяют   получить   результаты   практически сразу по завершении теста. Тестирование   в   педагогике   выполняет   три   основные   взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:   Диагностическая  функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков обучающихся. Это основная, и самая очевидная функция тестирования. По   объективности,   широте   и   скорости   диагностирования,   тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля. 11  Обучающая  функция тестирования состоит в мотивировании обучающихся к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции   тестирования,   могут   быть   использованы   дополнительные   меры стимулирования,   такие,   как   раздача   преподавателем   примерного  перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста. Воспитательная  функция   проявляется   в   периодичности   и   неизбежности тестового   контроля.   Это   дисциплинирует,   организует   и   направляет деятельность обучающихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.  Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех обучающихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя. Следует   отметить,   что   именно   тестирование   постепенно   становится   и основной   формой   сдачи   экзаменов.   С   2009   года   для   всех   выпускников   школ основной   формой   итоговой   государственной   аттестации   в   школе   Российской Федерации   является   Единый   Государственный   Экзамен.   И   реалии   таковы,   что требуется   обязательно   вводить   тестовые   технологии   в   систему   обучения.   С   их помощью в течение года следует оценить уровень усвоения материала учениками и формировать   у   них   навык   работы   с  тестовыми   заданиями.   Такие   тренировки позволят обучающимся при сдаче ЕГЭ реально повысить балл. Также во время таких тренировок   развиваются   соответствующие   психотехнические   навыки саморегулирования   и   самоконтроля.   В   связи   с   этим   тестирование,   как   средство измерения   и   контроля   знаний   обучающихся,   становится   основой   обучающего процесса в российской школе. Задачи тестирования:  Контрольно­оценочная:  отслеживание   процесса   и   результатов   учебной деятельности.   Контроль   со   стороны   преподавателя,   взаимный   контроль обучающихся и их самоконтроль являются компонентами системы контроля. Без способности критически оценивать результаты своей деятельности, видеть свои ошибки невозможно совершенствование результатов деятельности.  Обучающая:  выявление по ходу решения тестов ряда моментов, которые по тем или иным причинам оказались недостаточно осмысленными на уроках ОБЖ; повышение в ходе контроля успеваемости культуры умственного труда, уровня образованности, стимуляция самостоятельности обучающегося.  Воспитательная:  оценка,   оказывая   на   обучающегося   большое   моральное воздействие,   способствует   воспитанию   ответственности,   осознанию   своего учебного долга, формированию установок на сотрудничество с преподавателем в   процессе   приобретения   знаний,   развитию   воли,   дисциплинированности, принципиальности. 12  Мотивирующая:  правильно организованный и профессионально проведённый контроль   знаний   может   значительно   стимулировать   учебную   деятельность обучающегося.  Развивающая: под воздействием контроля знаний совершенствуются внимание, память, мышление, стимулируется познавательная активность при условии, что контрольные задания (вопросы) требуют от обучающегося объяснений, доказательств, обоснований.  Управляющая:  контроль   успеваемости   ­   непрерывно   показывающая осуществляемая   обратная   связь, обучающимся   и   преподавателям   уровень успехов   и   ориентирующая   их   на   меры улучшения успеваемости. В   2017   году   я   выпустил   совместно   с РИМК  отдела образования Ромненского  района методические   пособия  «Создание   тестов   и компьютерное   тестирование   с   помощью программы  MyTestX  (тесты по ОБЖ: 5 и 8 класс),   в   которых   даны   рекомендации   по созданию и использованию компьютерных тестов на уроках, представлен «бумажный вариант» тестов по ОБЖ в 5 и 8 классах. А также ссылки   на   данные   тесты,   выполненные   в   компьютерной   программе  MyTestX, которые размещены на личном сайте и рекомендации обучающимся для работы с тестами. К методическим пособиям прилагаются диски с компьютерными тестами ко всем темам курса ОБЖ 5 и 8 класса.  Представленные   в   методических   пособиях   образцы тестовых заданий предназначены для проверки качества усвоения обучающимися  5  и 8  классов  материала  программы  школьного курса   «Основы   безопасности   жизнедеятельности».   Тесты составлены   ко   всем   изучаемым   темам   учебника   «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией Смирнова А.Т., но могут использоваться для текущего контроля и к учебникам курса   ОБЖ   других   авторов.   Тестовые   задания   составлены   в соответствии с ФГОС основного общего образования и рабочей программой   «Основы   безопасности   жизнедеятельности».   5   –   9 классы» под редакцией А.Т. Смирнова.       Пособие   содержит   тестовые   задания   по   правилам поведения в опасных  и чрезвычайных  ситуациях  (техногенного, природного и социального происхождения), с правилами оказания первой   помощи   при   несчастных   случаях,   которые   могут возникнуть в повседневной жизни. Данные методические пособия помогут   учителям   основ   безопасности   жизнедеятельности использовать   интерактивные   тесты   на   уроках,   осуществлять   оперативную 13 диагностику   уровня   овладения   учебным   материалом   по   всем   темам   каждым учеником,   позволяют   экономить   учебное   время   при   проверке   знаний   и   оценке результатов,  а  также  сократить  время  при подготовке самим  учителем  к  уроку, используя готовые компьютерные тесты. «Бумажный» вариант тестов можно брать непосредственно   из   методических   пособий,   а   компьютерный   вариант   ­   на   моём личном сайте или в прилагаемом диске.       Анализируя использование компьютерных тестов, я пришёл к выводу о том, что дети хорошо справляются с этим видом деятельности.  Компьютерные тесты способствуют   развитию   у   школьников   умения   наблюдать,   обобщать,   проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. Они позволяют организовать на уроках деятельностные   ситуации,   способствующие   лучшему   усвоению   программного материала   и   развитию   логического   мышления.   В   целом,   систематическое применение   тестовых   заданий   разных   видов   позволяет   быстро   и   достаточно достоверно проанализировать успешность обучения. Предлагаемые   варианты   заданий   являются   экспериментальными.   Они прошли в 2016­2017 годах апробацию в Ромненской школе, и в настоящее время продолжается   работа   по   их   совершенствованию.   Эти   материалы   могут   служить опорой для учителя ОБЖ при составлении вопросов как текущего контроля знаний, так   и   для   промежуточной   аттестации,   осуществляемых   по   мере   прохождения программы   курса.   Они   могут   использоваться   преподавателем   в   ходе   итоговой аттестации   обучающихся   за   курс   основной   школы.   Причём   преподаватель   по предложенным вариантам может сам составить тестовые задания, изменяя вопросы, варианты ответов, количество и типы заданий.  Экспериментальная   апробация   тестовых   заданий   показала,   что   они доступны как для обучающихся 5 и 8 классов, так и для выпускников 9 классов. Общая   относительно   невысокая   сложность   заданий   определяется   целью   их разработки. В каждом тесте имеется 5 (иногда и более) вопросов, рассчитанных на их решение в течение 5­7 минут. Задача обучающегося состоит в том, чтобы на отдельном листе бумаги проставить напротив номеров вопросов цифру, под которой числится   верный,   по   его   усмотрению,   ответ   (для   «бумажных»   тестов   и компьютерных   тестов,   выведенных   на   экран   в   кабинете).   Задача   преподавателя состоит в том, чтобы проверить правильность ответов обучающихся и выставить текущую оценку. При работе обучающегося с компьютерным тестом на компьютере или ноутбуке оценка выставляется компьютерной программой. В   соответствии   с   предлагаемой   методикой   при   работе   с   тестами, состоящими   из   5   вопросов,   оценка   «отлично»   может   быть   поставлена обучающемуся,   верно   ответившему   на   5   вопросов,   «хорошо»   ­   на   4   вопроса, «удовлетворительно» ­ на 3 вопроса. Если обучающийся правильно ответил только на   2   и   менее   вопросов,   то   ему   выставляется   оценка   «неудовлетворительно». Методика выставления оценок обучающимся по результатам промежуточной или итоговой аттестации  (при  составлении  тестов   с большим   количеством   вопросов) может изменяться на усмотрение преподавателя. 14 Следует   отметить,   что   данные   тесты   недостаточны   для   полноценной   и всесторонней диагностики и оценки совокупности знаний обучающихся, полученных при   изучении   школьного   курса   «Основы   безопасности   жизнедеятельности», особенно в части проверки практических навыков. Если стоит цель оценить всю совокупность   знаний   школьников,   то   кроме   тестов   необходимо   использовать   и другие формы проверки. Вопросы тестов можно применять также в качестве заданий на различных викторинах, конкурсах, олимпиадах, праздниках и других мероприятиях. Тесты, представленные в методической разработке, являются «бумажным» вариантом   компьютерного   тестирования   с   использованием   программы  MyTestX. Они   могут   легко   и   быстро   распечатываться   учителем   перед   уроком   в   нужном количестве   и   служить   раздаточным   материалом.  Сложно   сразу   перечислить   все возможности   MyTestX,   указать   на   все   те   мелочи,   которые   делают   работу   с программой лёгкой и удобной. Но стоит только попробовать её в работе, создать и провести несколько тестов, и она займёт достойное место в списке ваших любимых программ.  Компьютерный   вариант   тестов   вы   можете   найти   на   прилагаемом   к методической разработке диске или на сайте: https://nsportal.ru/onishchenko­nikolay­ aleksandrovich. Таким образом, с помощью компьютерных тестов можно актуализировать знания,   необходимые   обучающимся   для   изучения   нового   материала,   а   также организовать экспресс­диагностику усвоения пройденного материала. Применение тестовых   заданий   позволяет   использовать   индивидуальный,   дифференцированный подход   при   осуществлении   обратной   связи   между   учеником   и   учителем. Интерактивные   тесты   дают   уникальную   возможность   для   самостоятельной творческой и практической  деятельности  учащихся,  что  способствует  осознанию ими   процесса   обучения,   достижению   наивысшего   результата   в   общем   развитии учеников   разных   уровней,   развитию   познавательной   активности   детей. Компьютерное тестирование помогает, во­первых, разнообразить формы контроля знаний,   сделав   их   более   привлекательными   для   обучающихся,   во­вторых,   более объективно оценить знания обучающихся.  Желательно, чтобы школьники имели возможность для закрепления ранее изученного   материала   самостоятельно   решать   компьютерные   тесты   дома   при подготовке к урокам. Таким образом можно и нужно использовать компьютерные тесты при дистанционном обучении. Электронные учебники, справочники, энциклопедии       Для   развития   познавательного   интереса   обучающихся   и   лучшего   усвоения материала на уроках ОБЖ применяю серию электронных учебников:  Мультимедийный   курс   «Основы   безопасности   жизнедеятельности» подготовлен по инициативе Федерального центра науки и высоких технологий «ВНИИ ГО ЧС России под общей редакцией С.К. Шойгу, Ю.Л. Воробьева).   В процессе обучения компьютер превращается в репетитора, который подробно объясняет учебный материал, сопровождая речь наглядными иллюстрациями, рисует 15 схемы, задаёт вопросы и даже помогает на них ответить. Все лекции читают преподаватели московских ВУЗов.  Предусмотрено   3   режима   проведения   занятий: непрерывный, пошаговый и контрольный. Разделы, пройденные каждым учеником, фиксируются в протоколе статистики. Курс «Ваш   репетитор.   ОБЖ»   (TeachPro)   является   отличным учебником,   а   для   преподавателя   –   методическим   пособием, которое можно использовать не только в классе, но и в системе дистанционного образования.  Учебник   «TeachPro.   Основы жизнедеятельности»  содержит   большой материала, иллюстрирующий темы уроков. узнаёт, как много угроз может таить в себе событие,   чем   опасны   животные,   как электроприборами,   что   делать   в   случае бедствия   или   в   другой   чрезвычайной ситуации.   Он   сможет   научиться   разводить костёр и бороться с пожарами, не теряться в и в незнакомом городе, узнает, как себя вести незнакомыми людьми и т.д. безопасности объём Школьник любое обращаться   с стихийного лесу с     приложение   Электронное является интерактивным мультимедийным компонентом   УМК   «Основы   безопасности жизнедеятельности.   7   класс»   авторов   А.Т. Смирнова,   Б.О.   Хренникова.   Приложение может использоваться для совместной с учителем работы учащихся в классе и для самостоятельной работы учащихся дома.        Во   внеурочной   деятельности   активно   использую   компьютерные   игры­ тренажёры по правилам пожарной безопасности и правилам дорожного движения:  Компьютерная   игра­тренажёр   «Спасик   и   его   команда:   ПОЖАРНАЯ помогает   освоить БЕЗОПАСНОСТЬ»    приёмы использования   различных   средств   пожаротушения; вырабатывает   навыки   правильного   поведения   в экстремальных   ситуациях;   развивает   координацию   и скорость реакции. Включает 5 уровней: тренировочный, в квартире,   в   школе,   на   улице,   на   даче.   В   ходе   игры школьник   знакомится   с   полезной   и   необходимой информацией, которая пригодится ему в реальной жизни!   Компьютерная   игра­тренажёр   «По дорожного   движения   ­   2»  помогает правилам выучить 16 Правила дорожного движения. В игре содержатся задания на все разделы ПДД и комментарии   со   ссылками   на   пункты   ПДД.   Забавная   мультипликационная графика.   В   ходе   игры   школьник   знакомится   с   полезной   и   необходимой информацией, которая пригодится ему в реальной жизни!   Также по курсу основы безопасности жизнедеятельности при изучении раздела «Основы военной службы», во время проведения учебных сборов по основам военной службы и во внеурочной деятельности я использую серию электронных справочников: «Оружие II мировой войны» («Подводные лодки», «Надводные корабли», «Авиация»); «Стрелковое оружие мира» («Пистолеты и револьверы», «Автоматы   и   пистолеты­пулемёты»,   «Пулемёты»,   «Боеприпасы   и   оружие поддержки»).  Электронный   учебник   «ОБЖ.   8   класс»  содержит   32 видеоурока,   32   презентации   и   26   тестов   по   курсу   ОБЖ   в   8 классе.   Материал   сильно   облегчает   работу   учителя   по подготовке к урокам, так как освещает все темы курса.  Электронное   приложение   «Основы   безопасности жизнедеятельности.   Травматизм.   Правила   оказания первой помощи»  поможет научиться правилам оказания первой   помощи   при   травмах:   остановить   кровотечение; правильно обработать рану; оперативно действовать при вывихе, переломе, растяжении; облегчить боль и др.  В урочной и во внеурочной деятельности по курсу основы безопасности жизнедеятельности использую электронные энциклопедии:   «Основы   безопасности   жизнедеятельности для детей и подростков»; «Школа выживания: дай отпор!» и другие. Интерактивные игры, викторины, тренажёры На уроках и во внеурочной деятельности по предмету я активно использую интерактивные   игры,  тренажёры,  викторины  и  тесты,   которые   создаю   сам. Создание   и   применение   электронных   образовательных   ресурсов   позволяет активизировать   процесс   обучения,   сделать   его   более   насыщенным,   наглядным, интересным и понятным для школьников, что способствует повышению мотивации обучения.  Игровые   технологии   позволяют   лучше   усваивать   учебный   материал   и включать в учебный процесс мотивационную сферу ученика, проще говоря, детям на уроках становится просто интересно. Интерактивную работу можно применять и на уроках усвоения материала (после изложения нового материала), и на уроках по применению знаний, а также использовать её вместо опроса или обобщения. 17 Игры   оказывают   сильное   эмоциональное   воздействие   на   обучающихся, формируют   многие   умения   и   навыки:   прежде   всего   коммуникативные,   умение работать   в   группе,   принимать   решения,   брать   ответственность   на   себя.   Таким образом,   использование   в   учебном   процессе   игровых   методов   позволяет   решать целый комплекс педагогических задач. Применение игровых технологий в процессе обучения   основам   безопасности   жизнедеятельности   в   сочетании   с   другими педагогическими технологиями повышают эффективность образования школьников в области безопасности жизнедеятельности. Но не следует забывать, что даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно­воспитательных целей, поэтому игровые технологии необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.        Все свои интерактивные викторины, тренажёры, игры, презентации и другие методические материалы я размещаю на различных образовательных сайтах, в том числе и на личных сайтах: Интерактивные игры, тренажёры, викторины, тесты Название  Игра­тренажёр "Виды  огнетушителей и их  назначение"       Игра­тренажёр "Знаки  пожарной безопасности"  (часть 1)     Игра­тренажёр "Знаки  пожарной безопасности"  (часть 2)     Игра­тренажёр "Знаки  пожарной безопасности"  (часть 3)     Ссылка  Вид  https://nsportal.ru/shkola/vneklass naya­ rabota/library/2017/08/25/igra­ trenazhyor­vidy­ognetushiteley­i­ ih­naznachenie   https://nsportal.ru/shkola/vneklass naya­ rabota/library/2017/08/21/igra­ trenazhyor­znaki­pozharnoy­ bezopasnosti­chast­1    https://nsportal.ru/shkola/vneklass naya­ rabota/library/2017/08/21/igra­ trenazhyor­znaki­pozharnoy­ bezopasnosti­chast­2      https://nsportal.ru/shkola/vneklass naya­ rabota/library/2017/08/22/igra­ trenazhyor­znaki­pozharnoy­ bezopasnosti­chast­3    18 Интерактивная  викторина "Закончи  пословицу" о пожарах и  огне.  https://nsportal.ru/shkola/vneklass naya­ rabota/library/2017/08/24/interakt ivnaya­viktorina­zakonchi­ poslovitsu­o    Интерактивная игра  "Оружие Победы"       Интерактивная игра  "Этих дней не смолкнет  слава!"       Интерактивная игра по  пожарной безопасности  "Что? Где? Когда?" Интерактивный тест  "Берегите лес от  пожара"       Интерактивная игра  "Чрезвычайные ситуации природного характера"    Интерактивная игра  "Чрезвычайные ситуации техногенного характера" https://nsportal.ru/shkola/vneklass naya­ rabota/library/2017/08/01/interakt ivnaya­igra­oruzhie­pobedy­a­ takzhe­s­eyo    https://nsportal.ru/shkola/osnovy­ bezopasnosti­ zhiznedeyatelnosti/library/2017/1 2/17/interaktivnaya­igra­etih­ dney­ne    https://nsportal.ru/shkola/vneklass naya­ rabota/library/2017/08/29/interakt ivnaya­igra­po­pozharnoy­ bezopasnosti­chto­gde  https://nsportal.ru/shkola/vneklass naya­ rabota/library/2017/08/22/interakt ivnaya­igra­beregite­les­ot­ pozhara  https://nsportal.ru/shkola/osnovy­ bezopasnosti­ zhiznedeyatelnosti/library/2017/0 8/19/interaktivnaya­igra­ chrezvychayny    https://nsportal.ru/shkola/osnovy­ bezopasnosti­ zhiznedeyatelnosti/library/2017/0 8/20/interaktivnaya­igra­ chrezvychayny  19 Внеурочная деятельность по предмету       Другим направлением моей системы работы по формированию и развитию познавательных   компетенций   и   активизации   мотивации   обучающихся   является внеурочная   деятельность   по   предмету,   которая   неразрывно   связана   с патриотическим воспитанием школьников.       В   настоящее   время   патриотическое   воспитание   школьников   становится составной   частью   и   приоритетным   направлением   образовательного   процесса. Актуальность патриотического воспитания в настоящее время заключается в том, что   нужно   найти   для   детей   новые   ориентиры   для   подражания,   связанные   с героическим прошлым нашего  народа, со знаменательными событиями в истории нашего   Отечества,   а   также   новые   методы   воздействия   на   сознание   и   чувства современных   школьников.   Огромное   значение   патриотическому   воспитанию молодёжи   уделяет   Президент   Российской   Федерации   В.В.   Путин:   «Патриотизм должен стать объединяющей идеологией России». За   время   работы   в   школе,   я   обобщил   свой   опыт   по   патриотическому         который   отразил   в   методической   разработке воспитанию   школьников, «Патриотическое   воспитание   через   учебную   и   внеурочную   деятельность». Основной замысел методической  разработки:  обобщение и систематизация опыта работы по патриотическому воспитанию школьников.        Практикоориентированность   методической   разработки   состоит   в представлении   своего   опыта   работы   и   результатов   деятельности   по патриотическому   воспитанию   школьников   широкому   кругу   педагогической   и родительской общественности. Использование моей методической разработки или её   элементов   в   урочной   или   внеурочной   деятельности   позволяет   педагогам, используя   различные   формы   и   методы   работы   с   обучающимися,   связанной   с патриотическим   воспитанием,   не   только   повысить   интерес   к   преподаваемому предмету   (не   только   к   предмету   ОБЖ),   но   и   окажет   помощь   классным руководителям   в   проведении   мероприятий   патриотической   направленности. Школьники принимают активное участие во всех мероприятиях патриотической и военно­патриотической направленности: акциях, спортивных и военно­спортивных соревнованиях, конкурсах, викторинах, сборах, слётах и т.д. и показывают высокие результаты.  Инновационность   моей   деятельности   по   патриотическому   воспитанию       школьников   в   нашей   школе   я   вижу   в   создании   военно­патриотического   клуба «Амурский тигр» (2009), создании дружины юных пожарных «Спасатель» (2008) и освещении данной деятельности через публикации в СМИ и сети Интернет, создании личного сайта и сайта военно­патриотического клуба, где размещаю не только свои методические   материалы,   но   и   достижения   своих   учеников   и   воспитанников. Достижения   моих   учеников сайте: http://nsportal.ru/node/2806217,   достижения   курсантов   ВПК   «Амурский   тигр» представлены   на   сайте:  https://nsportal.ru/site/voenno­patrioticheskiy­klub­amurskiy­   представлены   на   моём   20 tigr.   Положительный   результат   своей   работы   по   патриотическому   воспитанию   я вижу не только в активном участии, но и в высоких результатах и достижениях моих учеников   и   воспитанников   в   различных   мероприятиях   патриотической направленности, но и в том, что школьники ежегодно проявляют большой интерес к деятельности   военно­патриотического   клуба   «Амурский   тигр»   и   дружины   юных пожарных   «Спасатель».   Таким   образом,   знания,   умения   и   навыки,   получаемые обучающимися   на   уроках   основ   безопасности   жизнедеятельности   с   активным использованием ИКТ, они применяют в практической деятельности во внеурочных мероприятиях, занятиях военно­патриотического клуба и дружины юных пожарных, а также в повседневной жизни.       Свою   систему   работы   по   созданию   условий   для   формирования познавательных   компетенций   обучающихся   через   использование   информационно­ коммуникационных   технологий   совместно   с   патриотическим   воспитанием школьников, которые являются средством развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС, я представляю схемой:       В   своей   урочной   и   внеурочной   деятельности   по   предмету,   я   в   первую очередь,   руководствуюсь   Федеральным   законом   "Об   образовании   в   Российской Федерации"   N   273­ФЗ   от   29   декабря   2012   года,   в   котором   чётко   указано,   что обучение  – это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности,  развитию  способностей,  приобретению опыта применения знаний в повседневной   жизни   и   формированию   у   обучающихся   мотивации   получения образования   в   течение   всей   жизни.   А   также   Письмом   Минобрнауки   России   от 18.06.2015 N НТ­670/08, где указаны методические рекомендации по организации самоподготовки   учащихся   в   связи   с   их   перегрузкой   в   ходе   освоения   основных 21 общеобразовательных   программ.   Руководствуясь   ст.   13   ФЗ   "Об   образовании   в Российской Федерации" N 273­ФЗ, при реализации образовательных программ по ОБЖ,   я   активно   использую  дистанционные   образовательные   технологии  и электронное обучение через личный сайт. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение через личный сайт   образовательные   и   информационные Электронное   обучение   требует   от   педагога   умения   в   совершенстве пользоваться  электронной образовательной средой –  средой,  которая  включает  в себя   электронные   ресурсы, телекоммуникационные   технологии,   соответствующие   технические   средства, которые   обеспечивают   освоение   образовательных   программ   в   полном   объеме независимо от места нахождения обучающихся.          «Дистанционные образовательные технологии», «электронное обучение» —   эти   понятия   уже   давно   употребляются   как   синонимы,   когда   речь   идет   о получении образования на расстоянии. Применение электронного обучения имеет огромные   преимущества   по   сравнению   с   традиционными   способами   обучения. Использование   современных   образовательных   технологий   ­   один   из   критериев успешности   учителя,   работающего   в   режиме   ФГОС.   Внедрение   современных образовательных технологий позволяет активизировать учебный процесс, воплотить идеи   развивающего   образования,   повысить   темп   урока,   увеличить   объем самостоятельной работы обучающихся. Современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения  хотя  бы ради  того,  чтобы  обеспечить  главное право  детей  –  право  на доступное   и   качественное   образование.   При   этом   применение   современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности повышает не только социальный, но и профессиональный статус учителя, который идет не только в ногу со временем, но и со своими учениками.  В связи с этим в своей педагогической деятельности я использую элементы различных образовательных  технологий,  которые направлены на формирование и развитие   личности,   соответствующей   запросам   общества.   Данные   технологии органично сочетаются в рамках урока и во внеурочной деятельности и способствуют достижению  поставленных  целей  и задач.  Но  особое  внимание  в своей  работе я уделяю инновационным образовательным технологиям. Инновация, нововведение – это   внедрённое   новшество,   обеспечивающее   качественный   рост   эффективности процессов   или   конечных   результатов.   К   классу   инновационных   технологий относятся информационно­коммуникационные технологии (ИКТ), дистанционные образовательные   технологии  и  электронное   обучение,   которые   тесно взаимосвязаны между собой.  Почему   я   обратился   к   использованию   в   своей   работе   к   инновационным образовательным   технологиям?   Инновационные   технологии   в   образовании   имеют 22 следующие преимущества:  усвоение   за   минимальный   промежуток   времени   максимального   объема информации; расширение возможностей представления информации; развитие коммуникативных умений обучающихся; овладение широким спектром практических навыков и умений; повышение   интереса   к   изучению   предмета,   познавательной   и   творческой активности обучающихся; объективность   оценки   при   использовании   компьютерных   тестов   и   тестовых программ. Основные цели современных образовательных технологий:          предоставление   фундаментального   образования,   получив   которое,   учащийся способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться;   формирование   у   обучающихся   креативности,   умения   работать   в   команде, проектного   мышления   и   аналитических   способностей,   коммуникативных компетенций,   способности   к   самообучению,   что   обеспечит   успешность личностного, профессионального и карьерного роста. Область применения информационно­коммуникационных технологий в моей педагогической деятельности:    урочная (уроки ОБЖ и географии); внеурочная деятельность (военно­патриотический клуб «АМУРСКИЙ ТИГР» и дружина юных пожарных «СПАСАТЕЛЬ»); внеклассная работа (викторины, конкурсы, соревнования и др.); исследовательская деятельность (участие в научно­практических конференциях, дистанционных конкурсах). быстроту получения необходимой информации;   проведение качественно нового, динамичного и информативного типа урока;           Что даёт применение инновационных технологий в преподавании курса ОБЖ:    широкий спектр наглядных пособий;      повышение интереса к предмету;   качественную проверку знаний при помощи тренажеров и компьютерных тестов; ускорение   учебного   процесса   благодаря   более   тесному   взаимодействию педагога с обучающимися.        Минобрнауки   09.01.2014   года   издало   приказ   «Об   утверждении   Порядка применения   организациями,   осуществляющими   образовательную   деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Меня эти инновационные технологии заинтересовали, и я  стал  их внедрять  в свою  педагогическую  деятельность.    Для  формирования  и развития познавательных компетенций обучающихся я стал активно использовать свой личный сайт (https://nsportal.ru/user/244024/), на котором разместил видеотеку ко всем темам не только курса ОБЖ, но и географии в классах, в которых веду уроки.   На   сайте   также   разместил   созданные   мной  компьютерные   тесты, 23 Дистанционные   образовательные   технологии   (ДОТ)  материалы   для   подготовки   к   муниципальному   этапу   Всероссийской   олимпиады школьников по ОБЖ и географии, материалы для подготовки к ОГЭ по географии, достижения моих учеников, рекомендации для родителей и много другой полезной информации и материалов, которыми могут пользоваться не только обучающиеся, но   и   их   родители   и   педагоги.   Таким   образом,   через   свой   личный   сайт   я   стал использовать  дистанционные   образовательные   технологии  и  электронное обучение. ­   это образовательные   технологии,   реализуемые   с   применением   информационно­ телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся   и  педагогов.   Под   электронным  обучением   понимается   организация образовательной   деятельности   с   применением   содержащейся   в   базах   данных   и используемой   при   реализации   образовательных   программ   информации   и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно­телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям   связи   указанной   информации,   взаимодействие   обучающихся   и педагогических   работников.   Электронное   обучение   развивает   навыки самостоятельной   работы   с   материалом:   можно   самому   выбрать   скорость   и интенсивность   обучения,   количество   повторения   тех   или   тем,   а   также   является очень   гибким   —   оно   может   начато   и   продолжено   в   любое   время.   Электронное обучение   обеспечивает   равные   образовательные   возможности   независимо   от особенностей   человека   —   состояния   здоровья,   места   проживания,   материальной обеспеченности.   Использование   современных   средств   медиадидактики   — компьютерной графики, видео, анимации, звука и т. д., позволяет сделать изучаемый материал более наглядным и понятным, а поэтому и запоминаемым. Как я уже отмечал выше, школьники регулярно используют мой сайт при подготовке к урокам, т.к. на нём размещены видеоуроки и компьютерные тесты по всем  темам  курса ОБЖ.  Таким  образом,  школьники  после прочтения параграфа имеют возможность просмотреть по данной теме видеоурок и сразу же проверить уровень усвоения учебного материала с помощью компьютерного теста.  Также на сайте размещены материалы для подготовки  к муниципальному и региональному этапам Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ и географии, материалы для подготовки   к   ОГЭ   по   географии.   Через   гостевую   страничку   осуществляется обратная связь с посетителями сайта, где школьники оставляют свои комментарии о работе сайта 24 Заключение  Моя работа по предмету и во внеурочной деятельности, работа с личным сайтом,   позволили   мне   научить   школьников   учиться,   самостоятельно   добывать знания, приобретать умения и навыки, применять их в практической деятельности. Положительная оценка использования инновационных образовательных технологий в учебном и воспитательных процессах отражена в комментариях обучающихся на гостевой страничке моего сайта: https://nsportal.ru/user/244024/guestbook.          Из вышеизложенного я могу сделать вывод о том, что используемые мной современные   образовательные   технологии   в   образовательном   и   воспитательном процессах   выбраны   правильно,   о   чём   свидетельствуют   высокие   результаты   и достижения не только моих учеников и воспитанников, но и мои личные. Поэтому я буду и дальше активно использовать их в своей практике. В   мероприятиях   различных   уровней   (школьном,   муниципальном, региональном и всероссийском) я представлял опыт своей работы по использованию информационно­коммуникационных   технологий   в   урочной   и   внеурочной деятельности, по активизации познавательной деятельности и повышения мотивации обучающихся   к   уроку   ОБЖ   через   организацию   военно­патриотического   клуба   и дружины   юных   пожарных,   проведение   внеурочных   мероприятий   военно­ патриотической   направленности,   вовлечение   в   участие   в   заочных   и   очных олимпиадах,   конкурсах,   научно­практических   конференциях   и   т.д.,   которые полностью   отвечают   требованиям   нового   ФГОС   и   Федерального   закона   "Об образовании   в   Российской   Федерации"   N   273­ФЗ   от   29.12.2012   года,   в   котором чётко   указано,   что   обучение   –   это   целенаправленный   процесс   организации 25 деятельности   обучающихся   по   овладению   знаниями,   умениями,   навыками   и компетенцией,   приобретению   опыта   деятельности,   развитию   способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. Именно выступления  на семинарах,  конференциях,  проведение открытых уроков   и   мастер­классов,   участие   в   конкурсах   педагогического   мастерства   по обмену   педагогическим   опытом   по   вышеуказанным   темам,   стали   основой   и стимулом к созданию методических разработок: 1. «Патриотическое   воспитание   через   учебную   и   внеурочную деятельность». «Создание тестов и компьютерное тестирование с помощью программы MyTestX» (тесты по ОБЖ: 5 класс). «Создание тестов и компьютерное тестирование с помощью программы MyTestX» (тесты по ОБЖ: 8 класс). «Создание   условий   для   формирования   и   развития   познавательных компетенций   обучающихся   как   средство   развития   и   самореализации личности в условиях реализации ФГОС». 2. 3. 4.  технологии   дистанционного        На   первый   взгляд,   может   показаться,   что   представленные   методические разработки не имеют ничего общего друг с другом, но это не так. В своей системе работы   по   созданию   условий   для   формирования   познавательных   компетенций обучающихся и активизации мотивации обучающихся к учебной деятельности по моему   предмету,   я   соединил   использование  информационно­коммуникационных технологий, с патриотическим   воспитанием   школьников   через   урочную   и   внеурочную деятельность, которые являются средством развития и самореализации личности в условиях   реализации   ФГОС.   И   именно   эта   интеграция   позволила   мне   добиться высоких результатов по всем сферам моей педагогической деятельности.        Таким образом,  знания,  умения  и навыки,  получаемые обучающимися  на уроках   основ   безопасности   жизнедеятельности   с   активным   использованием информационно­коммуникационных   технологий,   дистанционного   и   электронного обучения,   они   применяют   в   практической   деятельности   во   внеурочных мероприятиях, занятиях военно­патриотического клуба и дружины юных пожарных, а также в повседневной жизни, что полностью соответствует требованиям ФГОС. и  электронного   обучения  В заключение свою систему работы по созданию условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся я представляю схемой: 26 Используемые источники: 1. Онищенко Н.А. Патриотическое   воспитание   через   учебную   и   внеурочную   деятельность. Методическое пособие. – с. Ромны, РИМК, 2018 г. – 52 с. 2. Онищенко Н.А. Создание   тестов   и   компьютерное   тестирование   с   помощью   программы MyTestX (тесты по ОБЖ: 5 класс). Методическое пособие. – с. Ромны, РИМК, 2018 г. – 45 с. 3. Онищенко Н.А. 27 Создание   тестов   и   компьютерное   тестирование   с   помощью   программы MyTestX (тесты по ОБЖ: 8 класс). Методическое пособие. – с. Ромны, РИМК, 2017 г. – 58 с. Полезные ссылки: 1. 2. 3. 4. 5. https://www.youtube.com/results?search_query=%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE %D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8+%D0%BF%D0%BE+%D0%BE %D0%B1%D0%B6 (Ссылка на видеоуроки проекта «Инфоурок»). https://www.youtube.com/playlist?list=PLp1o4TiOetLxrxNTHbqW7­2Ue4HWXJNjr  (Ссылка на видеоуроки проекта «InternetUrok.ru»). https://www.youtube.com/results?search_query=%D0%90%D0%BF %D1%82%D0%B5%D1%87%D0%BA%D0%B0+%C2%AB%D0%93%D0%BB %D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE %D0%B3%D0%B0%C2%BB  (Ссылка на видеоуроки проекта «Аптечка. Главная дорога»). https://www.youtube.com/results?search_query= %D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B5+ %D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D1%8B+%D0%BF%D0%BE+%D0%BE %D0%B1%D0%B6 (Ссылка на учебные фильмы). https://www.youtube.com/results?search_query= %D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%BC %D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC %D1%8B+%D0%BF%D0%BE+%D0%BE%D0%B1%D0%B6  мультфильмы). (Ссылка   на   учебные 6. http://mytest.klyaksa.net/ (компьютерное тестирование знаний MyTestX). 7.           http://mytest.klyaksa.net/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB %D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_ %D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0 (справочное online руководство по программе MyTestX). 8.           https://nsportal.ru/user/244024/page/testy­po­obzh­8­klass   8 класс).   (видеоуроки и тесты по ОБЖ, 9. https://nsportal.ru/user/244024/page/testy­po­obzh (видеоуроки и тесты по ОБЖ, 5  класс) 28

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2018