Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №418» г. Перми
«Создание условий для коммуникативной деятельности младших дошкольников в период адаптации»
Олым Светлана Валерьевна – воспитатель I категории
Пермь, 2016 год
Детский психолог и мама Елена Семенюк в своём блоге пишет:
«Адаптация - это не хорошо и не плохо, это нормально, новые условия - всегда стресс.
В незнакомой ситуации детского сада ребенок переживает новые эмоции, учится расставанию с мамой, привыкает к новому распорядку дня и новым людям, к новой пище и новому месту. Можно это сравнить с ощущениями космонавта, впервые вышедшего в открытый космос».
Адаптация – это всегда сложно. Во время адаптации ребенок ни болен, ни здоров. Он находится в третьем состоянии, в состоянии постоянного нервнопсихического напряжения. Снять напряжение можно, если научить малыша взаимодействовать с окружающим миром. А окружает малыша в детском саду новая обстановка с неизвестным пространством, новое окружение и новые отношения.
Главное – научить дошкольника общаться и взаимодействовать с теми, кто его окружает, т.е. сформировать коммуникативные умения и навыки.
Наверно поэтому в Стандарте дошкольного образования коммуникативная деятельность занимает второе место (после игровой) и включает в себя «… общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками …».
Задача педагогов создать необходимые условия, чтобы помочь детям адаптироваться и научить их взаимодействовать. Я хочу рассказать о тех условиях, которые я создала в своей группе для малышей.
Большой популярностью в нашей группе, особенно в начале учебного года, пользовался «Календарь ожидания». Маленькие детки, пришедшие вновь, постоянно педагогу задают вопрос: «Мама придёт? А когда?». Педагог всегда отвечает: «Скоро» или «Сейчас покушаем, поиграем и придёт». Ребёнку трудно понять, когда. Тогда мы сделали календарь с картинками основных режимных моментов (утренний прием, зарядка, завтрак …, и последняя картинка – встреча с мамой и папой), когда какой – либо режимный момент заканчивался, картинка переворачивалась, и дети наглядно видели, что ещё они будут делать и когда придут за ними родители.
Для того, чтобы дети раскрепостились и свободно себя чувствовали в окружении незнакомых взрослых и детей, мы использовали коммуникативные игры, сближающие малышей друг с другом и с воспитателем.
Для того, чтобы научить детей «учитывать интересы и чувства других …», необходимо познакомить их с разными эмоциональными состояниями. Поэтому у нас в группе, есть «Уголок настроения», и каждое утро и в течение дня деток мы просим показать: «Какое у тебя настроение? Почему грустное?». Вместе думаем, как исправить.
Взаимодействие друг с другом предполагает соблюдение правил, поэтому у нас в группе есть 3 простые правила в картинках для всех:
«Ты ребят не обижай,
Лучше вместе поиграй»
***
«Ты в игрушки поиграл, Всё на место ли убрал»
***
«С другом ты поговори,
Только громко не кричи»
С этими правилами мы познакомились с ребятами в начале года, обращали внимание на соблюдение правил в течение всего дня сначала сами, а потом привлекали детей.
Кроме правил группы, есть правила для каждого уголка. Обязательно, что можно делать и что нельзя. Например: для уголка уединения два правила:
- «нельзя кричать»
- «можно сесть за стол, позвонить маме или поиграть».
Для лаборатории:
- «играть можно только за столом»
- «убирать за собой всё на место».
С правилами поведения легче всего познакомиться в игре, поэтому я разработала необычное, но очень интересное дидактическое пособие – кубик – трансформер «Правила поведения в детском саду».
На кубике нарисовано что можно делать и что нельзя. Сначала с детками мы по очереди рассмотрели картинки на кубике, обговорили какие правила нарисованы: где хорошо ребятки поступают, а где плохо.
Затем ребятам предложили 2 одинаковых кубика – трансформера и игровое поле с двумя домиками: в одном домике живёт весёлый смайлик, он радуется, потому что дети на картинках поступают хорошо, а в другом домике – грустный смайлик, он расстраивается, потому что дети на картинках поступают плохо. Предлагали малышам на одном кубике собрать что можно делать, а на другом, что нельзя и поставить на соответствующие домики.
Для общения детей друг с другом мы использовали Портфолио. Детки очень любят рассматривать странички Портфолио. Оно им заменяет семейный фотоальбом и есть повод, чтобы привлечь внимание сверстников.
Есть в нашей группе и первая традиция, это конечно празднование дня рождения каждого малыша. Всей группой обязательно для именинника поём «Каравай», дарим небольшой презентик и оформляем «Полочку именинника» - это фотография в красивой рамочке, красивая чайная пара, которой именинник пользуется весь день.
Благодаря созданным условиям наши детки очень легко адаптировались.
Адаптация к детскому саду – сложный путь, который мои воспитанники успешно прошли. Им ещё не раз придётся привыкать к новым условиям в общении и к новым людям. Надеюсь, что приобретённый положительный опыт взаимодействия с окружающими будет полезен им на всем протяжении жизни.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ № 1155 от 17.10.2013года.)
2. Меттус Е.В., Турта О.С. «Я хожу в детский сад». – М.: 2015 г. – 2004. - № 3.
3. Новикова Т. Г. Нужен ли портфолио российскому дошкольнику? // Методист. - 2004. - № 5.
4. Новикова Т. Г. и др. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся // Профильная школа. – 2004. - № 2.
5. Картушина М.Ю. «Коммуникативные игры для дошкольников» Издательство: "Скрипторий 2003", 2014г.
6. Автор: Иванова Н. В., Кривовицына О.Б., Якупова Е. Ю. «Социальная адаптация малышей в ДОУ», Издательство: Сфера, 2011 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.