Предложения и советы учителя физики ____________________
Создание условий для проявления самостоятельности учащихся
«Скажи и я забуду, покажи и я запомню, дай действовать и я научусь» Китайская пословица
Процесс обучения изначально строился как передача информации от педагога к ученику.
Тем временем, как пишут психологи, учащиеся стремятся сами познавать окружающий мир. Даже малолетние дети часто говорят: «Я сам(а))». Это соответствует человеческой природе. Поэтому, является правильным, если педагоги будут, даже не учить своих учеников самостоятельности, а создавать условия для проявления этой самой самостоятельности.
Роль учителя в учебном процессе должна заключаться не в передаче информации учащимся, а в организации их деятельности.
Покажем такую организационную работу на фрагменте урока в 7 классе на тему «Равномерное и неравномерное движение».
У ч и те л ь. Итак, мы с вами на предыдущем уроке выяснили, что называется механическим движением. Сегодня мы узнаем, какое движение называется равномерным и неравномерным. Что вы думаете по этому поводу?
У ч е н и к. Я думаю, что при равномерном движении тело за равные промежутки времени проходит равные пути, а при неравномерном движении оно за эти же промежутки времени проходит разные пути.
У ч и т е л ь. Будут другие мнения? Нет. Тогда приведите примеры равномерного и неравномерного движения.
У ч е н и к. Например, если автомобиль, за каждые 10 минут проходит 30 км, за каждые 20 минут 60 км, за каждые 60 минут – 120 км, то он движется равномерно.
У ч и т е л ь. Это пример равномерного движения. Теперь приведите пример неравномерного движения.
У ч е н и к. Неравномерно движется тот же автомобиль, выезжая из гаража, проходя за одинаковые промежутки времени всѐ большие и большие пути.
У ч и т е л ь. Совершенно верно. Теперь вместе сформулируем укрупнѐнное определение (по методу укрупнѐнных дидактических единиц) равномерного и неравномерного движения.
Учащиеся сообща записывают с помощью мультимедийного проектора на экране следующие определения в виде «двухэтажной» дроби:
Равномерное
------------------------- движение – движение, при котором тело за одина- Неравномерное
равные
ковое время проходит ----------- пути. разные
Подчеркнѐм, что подготовка и проведение уроков по данной методике способствует формированию и развитию самостоятельности, интереса к учѐбе.
Богаев Д.П.,
отличник народного просвещения,
заслуженный учитель Республики Калмыкии,
МОКУ «Бага-Чоносовская СОШ им. Боован Бадмы»
Целинного района Республики Калмыкия
Литература:
1. Анофрикова С.В. Не учить самостоятельности, а создавать условия для еѐ проявления ж. «Физика в школе», 1995, № 3.
2. Богаев Д.П. Укрупнение дидактических единиц при изучении
равноускоренного и равномерного движений, с. http://Vidiouroki.net/filekom/php?filid=98720052, 31.10.2015.
3. Майерс Дэвид ПСИХОЛОГИЯ, Минск, ПОПУРИ, 2001.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.