текстовый документ- педагогического проекта был представлен на УчСиб 2013
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО
ПОТЕНЦИАЛА
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
ТЕХНОЛОГИИ И ВО
ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
ПОСРЕДСТВОМ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ТЕХНИКИ БАТИКА
Автор проекта: Леонова Екатерина Юрьевна
учитель технологии, обслуживающего труда
негосударственное общеобразовательное учреждение «Школаинтернат №20 среднего
(полного) общего образования открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
г. Омск. 2012год
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
ЛИТЕРАТУРА.
Сегодня важно не только дать ребенку как можно больший
багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное,
личностное и познавательное развитие, вооружить таким
важным умением, как умение учиться, творить и создавать
новое. Необходимо раскрыть творческий потенциал ребенка,
дать направляющий вектор его развития. При таком подходе к
обучению образовательная среда это не просто обучающая
среда, а специально организованное пространство для
освоения разных видов и форм деятельности.
Но в то же время существенно сокращается количество
часов на изучение предмета «Технология». Обнаруживается
противоречие между потребностью общества в творчески
развитой
возможностями
традиционной
Возникла
необходимость создания комплексной программы (проекта),
которая позволила бы творчески одаренным детям раскрыть
свои
конкретной
деятельности.
способности и реализовать их
классноурочной
личности и
недостаточными
системы.
в
Цель проекта: создать условия для раскрытия
творческих способностей, развития
познавательной активности обучающихся,
путем вовлечения в проектную деятельность
на уроке технологии и во внеурочное время
при изучении техники батика.
Объект: индивидуальные творческие
способности обучающихся.
Предмет: процесс включения школьников в
проектную деятельность декоративно
прикладной направленности
раскрывающую их индивидуальный
творческий потенциал.
Задачи:
осуществлять взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного
образования;
использовать проектный метод обучения, как основной способ выявления и
обучающихся, апробировать
раскрытия творческих способностей
систему педагогических действий
деятельности на уроках и внеклассных занятиях;
по организации
проектной
способствовать формированию устойчивой мотивации учащегося к
саморазвитию через ситуацию успеха;
способствовать освоению учащимися
образовательной области технологии и декоративноприкладного
творчества, знакомить с достижениями современных технологий и
областями их применения;
интегрированного содержания
развивать интерес к творчеству, “разбудить воображение” и активизировать
и
познавательную
синтезировать полученную информацию для преобразования ее в
художественный образ;
интегрировать
деятельность;
способность
способствовать формированию
предприимчивой личности;
творческой
ответственной
и
Целевая аудитория: учащиеся 58 классов
Диапазон проекта: учебная деятельность школьников на
уроках технологии (58 класс), в кружке (58 класс), во
внеклассной работе.
Ожидаемый результат: повышение творческой активности
школьников, творческие проекты обучающихся.
Механизмы реализации
проекта:
Разработка и реализация
интегрированных программ основного и
дополнительного образования
(интегрировать, используя разделы
декоративноприкладного творчества).
Реализация проектного метода обучения
на уроках и во внеурочной деятельности.
Создание условий сотрудничества и
сотворчества на уроках и во внеурочное
время.
Роспись батик издавна известна у народов Индонезии,
Индии и др.. В Европе — с ХХ века.
Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с
индонезийского слово «ba» — означает хлопчатобумажная
ткань, а «tik» — «точка» или «капля». Ambatik — рисовать,
покрывать каплями, штриховать. Техника батик основана
на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые
другие смолы и лаки, будучи нанесенными на ткань (шёлк,
хлопок, шерсть, синтетику), не пропускают через себя
краску — или «резервируют» от окраски отдельные участки
ткани.
Б тикаа
роспись
ручная
—
по
ткани
с
использованием резервирующих составов.
Существует несколько видов батика — горячий, холодный,
узелковый, свободная роспись, свободная роспись с
применением солевого раствора, шибори.
«Шибори» — так называемый складной батик.
ткань складывается определенным образом. Эта
техника имеет японские корни, а там соответственно
не обходится без оригами (складывания самой ткани).
роль
резерва
«Холодный батик » в большей мере
используется при нанесении краски на шёлк,
хотя возможно использовать и другие ткани.
При
выполняет
этом
резинового
специальный
происхождения. Существуют как цветные, так
и бесцветные резервы. Холодный резерв
наносится либо специальными инструментами
— стеклянными трубочками с резервуаром,
либо используется резервы в тюбиках, которые
оснащены удлинённым носиком.
материал
Техника узелкового батика
известна в Индокитае ещё до VII в. в качестве
первого способа украшения ткани. В Индии её
называют бандхана (бандхини) "объвяжи
окрась". Узелковый батик был известен в
доколумбовой Америке, в Тибете, на Кавказе,
в Северной Африке и Ближнем Востоке. В
Европе эта техника появилась в начале ХХв.в
качестве декора
тканей для покрывал,
занавесей и одежды. В 70е гг. она стала
применяться для украшения модной одежды в
стиле "хиппи".
Последовательность выполнения
узелкового батика
1. Для работы понадобится: ткань
(ситец или крепшифон), нитки "Ирис",
иголка, карандаш, краски Батик акрил,
кисть, вода
2. Начиная от середины ткани,
тонкими линиями наметить круг или
овал, продолжая увеличивать его
по спирали. Прометать ткань по
намеченным линиям. Длина стежка
примерно 5 мм.
3. Нить сильно затянуть.
Материал присборивается - получается "куколка"
4. Расписать красками, пользуясь всеми
цветами радуги.
5. Высушить: можно
воспользоваться феном или
оставить до следующего занятия.
6. Снимаем нитки.
7. Проглаживаем. Работа готова.
Проекты выполненные участниками детского
объединения «Свой стиль» в технике
узелкового батика
«Полёт в космос»
8 класс
«Вальс цветов»
Табала Елена 5 класс
«Цветочная рапсодия»
Губина Мария 7класс
«Бабочка»
Гордиенко Юля
8 класс
«Свободная роспись»
Для создания живописного фона будущей картины нам
понадобится:
1.Шёлк
2.Краски по ткани
3.Палитра
4.Поваренная соль
5.Кнопки
6.Стаканчик
7.Картонная крышка или
подрамник
8.Хорошее настроение
Ход работы:
1. Натягиваем ткань на подрамник.
2. Смачиваем ткань водой.
3. Рисуем яркими красками
задавая настроение будущей
работы
4. Пустые места размываем либо
добавляем другие краски.
5. Посыпаем весь рисунок солью.
6. Когда рисунок высох мы сдираем соль.
Проекты выполненные участниками
детского объединения «Свой стиль» в
технике
из ткани, где фоном является батик.
коллажа
« По морям, по волнам»
Ваксмахер Ксения 6 класс
« В саду под дождём»
Табала Елена 5 класс
Декорировать батик можно бисером,
вышивкой лентами …
На Суматре принято рисунок
дополнять бисером, в Индии
бусинами, в Африке жемчугом,
раковинами и вышивкой (это более
утончённый приём).
«Весна Победы»
(роспись по ткани, вышивка лентами)
«Летние каникулы на море»
(роспись по ткани, вышивка лентами)
«Первый сухопутный пароход»
(роспись по ткани, вышивка лентами)
Планируемый результат работы
по педагогическому проекту:
Самостоятельные творческие проекты
учащихся
(практикоориентированные,
творческие, социальные, исследовательские),
повышение творческой активности школьников
(увеличение числа и качества проектов их
конкурентоспособность).
Заключение
В процессе работы над проектом были решены
поставленные задачи. Результатом проекта является:
повышение
активности школьников,
увеличение числа конкурентно способных творческих
проектов, что доказывают победы в олимпиадах,
конкурсах, фестивалях.
творческой
Проектная деятельность школьников, реализуемая в
условиях взаимосвязи и преемственности основного и
дополнительного образования, представляет собой
особую форму
учебнопознавательной
деятельности школьников и позволяет рассматривать
ее как значимое средство развития творческой
личности.
активной
Перспективы дальнейшего
роста.
Практическая область применения работ
выполненных в
технике батика широка: от
преобразования эстетического пространства любого
интерьера, до аксессуаров и деталей одежды. В
будущем планируем создать коллекцию для театра
мод.
В перспективе изучение технологии горячего
батика и соединение росписи с вышивкой и бисером,
развивать навыки изобразительного батика по
различным
цветочные
композиции из подкрашенных лент.
Создавать
сюжетам.
Литература:
1. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод про
ектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся» –
Самара, 2003.
2. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в
технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / под ред. И.А.
Сасовой. – М.: Вентана Граф, 2003. – 296с.: ил.
3. Павлова М.Б., Питт Дж. Образовательная область технология: теоретические
подходы и методические рекомендации. Н.Йорк: Технологическое и
предпринимательское образование в России, 1997
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.
– М.: Народное образование, 1998.
5. Ступницкая М.А. Критериальное оценивание проектных работ
учащихся / Педагогические технологии и учебное проектирование. Сборник
статей / Под научн. ред. Н.Ю.Пахомовой. – М.: МИОО, 2006.
6.Примерные программы по учебным предметам. Технология 59 класс.
www.standart.edu.ru
7. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 www.standart.edu.ru