Государственное казенное образовательное учреждение
«Школа № »
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
(СИПР)
ОБУЧАЮЩЕЙСЯ 1КЛАССА
г. Нижний Новгород
2022 год
Структура СИПР
Содержание |
Стр. |
1. Структура СИПР |
|
2. Индивидуальные сведения о ребёнке |
|
2.1. Психолого-педагогическая характеристика на начало и на конец учебного года |
|
2.2. Индивидуальный учебный план |
|
3. Условия реализации потребности в уходе и присмотре |
|
4. Содержание образования: |
|
4.1. Базовые учебные действия |
|
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов |
|
4.3. Нравственное развитие |
|
4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни |
|
4.5. Внеурочная деятельность |
|
5. Специалисты, участвующие в реализации СИПР |
|
6. Программа сотрудничества с семьей |
|
7. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов |
|
8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения |
|
2.Индивидуальные сведения о ребёнке
ФИО
ребенка:
Возраст ребенка на момент составления программы и дата рождения:
8 лет (21.04.2014)
Место жительства:
Мать:
Отец:
Год обучения в ГКОУ «Школа № »: 2
Класс: 1
2.1. Психолого-педагогическая характеристика на начало учебного года
Обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2). Постоянно нуждается в помощи учителя. Помощь принимает. Навыки самообслуживания (одеваться, ходить в туалет, кушать) с помощью взрослого.
В учебный процесс включается медленно, задания девочке объясняются несколько раз. Работоспособность низкая. Ребенок утомляем, истощаем, рассеян на занятиях. Понимает речь окружающих. Наблюдается несформированность моторных навыков графической деятельности. Строку видит с трудом, в тетради ориентируется, видит контур, закрашивает, штрихует с помощью взрослого, прописывает элементы букв.
Речь и альтернативная коммуникация. Букв не знает. Рассказ по картинке не составляет. На вопросы не отвечает.
Письмо. Наблюдается несформированность моторных навыков графической деятельности. Буквы пишет с помощью. Обводит по контуру карандаша с помощью учителя, плохо соблюдая линии. Штрихует, обводит неаккуратно, не видит линий, границ.
Математические представления. Навыками счета в пределах 5 не владеет. Сортирует предметы по цвету, форме, величине по образцу с помощью учителя. Выделяет по названию фигуры. Показывает большие и маленькие предметы, выделяет нужный цвет из предложенных.
Обращенную речь понимает, выполняет простую инструкцию.
Контакт с окружающими затруднен, боится незнакомых людей. На уроках и переменах ведёт себя спокойно. В контакт со сверстниками вступает легко, преимущественно играет одна.
Мотивация к учебной деятельности сформирована частично. Необходима направляющая помощь. Рекомендации учителя выполняет. Ответы на вопросы бывают невпопад.
Работоспособность не выражена, утомляется после длительной нагрузки. Целенаправленность деятельности нарушена.
Внимание не устойчивое, на объекте концентрируется с трудом, объем снижен. Низкий уровень произвольного воспроизведения, переключение замедленное. Нарушена возможность произвольной концентрации внимания.
Объем оперативной памяти не соответствует возрастным показателям. Воспроизводит фрагментарно, неточно. Запоминает медленно, непрочно.
Мышление развито недостаточно, отмечается нарушение аналитико-синтетической деятельности. Нарушены словесно-логические формы мыслительных процессов. Причинно-следственные связи устанавливает с помощью. Скорость мыслительной реакции медленная.
2.2. Индивидуальный учебный план на 2022 – 2023 учебный год
Предмет |
Групповые занятия |
Индивидуальные занятия |
||||
учитель |
воспита тель |
учитель-логопед |
учитель физ-ры/АФВ |
учитель музыки |
||
Речь и альтернативная (доп.) коммуникация |
|
3 |
|
|
|
|
Математические представления |
|
2 |
|
|
|
|
Окружающий природный мир |
|
2 |
|
|
|
|
Окружающий социальный мир |
|
1 |
|
|
|
|
Человек |
|
3 |
|
|
|
|
Адаптивная физкультура |
|
|
|
|
2 |
|
Музыка и движение |
|
|
|
|
|
2 |
Изобразительная деятельность |
|
3 |
|
|
|
|
Домоводство |
|
|
|
|
|
|
Профильный труд |
|
|
|
|
|
|
Сенсорное развитие |
|
|
|
|
|
|
Предметно-практич. Действия |
|
|
|
|
|
|
Двигательное развитие |
|
|
|
|
|
|
Альтернативная и дополнительная коммуникация |
|
|
|
2 |
|
|
Коррекционно-развивающие занятия |
|
2 |
|
1 |
|
|
Всего |
|
16 |
|
3 |
2 |
|
Внеурочная деятельность |
|
|
6 |
|
|
|
Итого: 34____
|
4. Содержание образования
4.1. Базовые учебные действия
Содержание |
1 полугодие |
2 полугодие |
Формирование базовых учебных действий |
|
|
- направленность взгляда: |
|
|
· на говорящего взрослого |
|
|
· на задание |
|
|
- выполнение инструкций педагога: |
|
|
· «Возьми» |
|
|
· «Посмотри на меня» |
|
|
· «Покажи» |
|
|
- использование по назначению учебных материалов |
|
|
- выполнение действия |
|
|
· по подражанию |
|
|
· по образцу |
|
|
· по инструкции |
|
|
- выполнение задания от начала до конца |
|
|
Коррекция поведенческих проблем |
|
|
- коррекция негативизма |
|
|
- коррекция агрессии |
|
|
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
Содержание |
1 полугодие |
2 полугодие |
Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация
|
||
Коммуникация |
|
|
Установление контакта |
|
|
- обращение по имени к собеседнику |
|
|
- приветствие собеседника в ответ на его приветствие: · словом «Привет»
|
|
|
Поддержание контакта |
|
|
- выражение своих желаний («Дай») |
|
|
- выражение просьбы о помощи («Помоги») |
|
|
- выражение согласия: словом («Да») |
|
|
- выражение несогласия: словом («Нет») |
|
|
Завершение контакта |
|
|
- прощание с собеседником: · словом («Пока») |
|
|
Развитие речи |
|
|
Устная речь |
|
|
Импрессивная речь |
|
|
- понимание имен: · педагогов класса · учащихся класса |
|
|
- понимание названий предметов по темам: «Семья» «Игрушки» «Овощи» «Фрукты» «Одежда» |
|
|
- понимание названий действий |
|
|
- понимание простых нераспространенных предложений (Девочка сидит. Он спит и др.) |
|
|
Экспрессивная речь |
|
|
- употребление отдельных звуков (а, у и др.) |
|
|
- употребление звукоподражаний животным |
|
|
- употребление простых слов (дай и др.) |
|
|
- называние своего имени |
|
|
- употребление простых просьб («Олеся, дай» и др.) |
|
|
|
||
Количественные представления |
|
|
- нахождение одинаковых объектов: |
|
|
· предметов |
|
|
· изображений |
|
|
- различение множеств |
|
|
· один |
|
|
· много |
|
|
· пусто |
|
|
Пространственные представления |
|
|
- составление упорядоченного ряда из однородных предметов |
|
|
- составление предмета (изображения): |
|
|
· из 3-х частей |
|
|
· из 5-х частей |
|
|
Представления о форме |
|
|
- группировка предметов по форме |
|
|
-различение предметов по форме · круг · квадрат |
|
|
- соотнесение объемных форм с геометрическими фигурами |
|
|
Представления о величине |
|
|
- группировка предметов по величине
|
|
|
-различение предметов по величине · большой · маленький |
|
|
Окружающий природный мир
|
||
Животный мир |
|
|
- различение диких животных: |
|
|
· лиса |
|
|
· заяц |
|
|
· волк |
|
|
· медведь |
|
|
- различение домашних животных: |
|
|
· корова |
|
|
· свинья |
|
|
· лошадь |
|
|
· кот |
|
|
· собака |
|
|
Растительный мир |
|
|
- различение отдельных фруктов по вкусу, цвету и форме: |
|
|
· яблоко |
|
|
· груша |
|
|
· банан |
|
|
· лимон |
|
|
· апельсин |
|
|
- различение отдельных овощей по вкусу, цвету и форме:: |
|
|
· помидор |
|
|
· огурец |
|
|
· капуста |
|
|
· морковь · картофель · лук |
|
|
Человек
|
||
Самообслуживание |
|
|
Прием пищи |
|
|
- еда вилкой |
|
|
Обращение с одеждой и обувью |
|
|
Раздевание |
|
|
- снятие отдельных предметов одежды: |
|
|
· свитер |
|
|
· футболка |
|
|
- расстегивание: |
|
|
· молнии |
|
|
· кнопок |
|
|
Одевание
|
|
|
- застегивание: |
|
|
· липучек |
|
|
· кнопок |
|
|
· пуговиц |
|
|
· молнии |
|
|
- надевание предмета одежды: |
|
|
· шапка |
|
|
· свитер |
|
|
· футболка
|
|
|
Туалет |
|
|
- сообщение о желании сходить в туалет |
|
|
- пользование туалетной бумагой |
|
|
Гигиена тела |
|
|
Уход за полостью рта |
|
|
- чистка зубов |
|
|
- полоскание полости рта |
|
|
- соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: · открывание тюбика с зубной пастой · намачивание щетки · выдавливание зубной пасты на зубную щетку |
|
|
|
|
|
|
|
|
· чистка зубов |
|
|
· полоскание рта |
|
|
· мытье щетки |
|
|
· закрывание тюбика с зубной пастой |
|
|
Уход за волосами |
|
|
- расчесывание волос |
|
|
Представление о себе |
|
|
- различение частей тела: · рука · нога · туловище · живот · голова · шея · волосы · уши |
|
|
- различение частей лица: · нос · рот · глаза · брови · зубы · язык |
|
|
Окружающий социальный мир
|
||
- узнавание предметов одежды: · куртка · брюки · шапка · шарф · свитер · футболка |
|
|
- узнавание предметов обуви: · сапоги · ботинки · кроссовки · тапки · сандалии |
|
|
- узнавание предметов мебели: · стол · стул · шкаф · кровать · диван |
|
|
- узнавание учебных принадлежностей: · кисточка · краски · карандаши · пластилин · бумага · ножницы · шило · коврик · доска |
|
|
- узнавание предметов посуды: · кружка · тарелка · ложка · вилка · нож · кастрюля · чайник |
|
|
- узнавание предметов бытовой техники: · телевизор · утюг · холодильник · компьютер
|
|
|
Музыка и движение
|
||
- узнавание музыкальных инструментов по звучанию: |
|
|
· барабан |
|
|
· маракас |
|
|
· бубенцы |
|
|
· бубен |
|
|
- различение тихого и громкого звучания музыки |
|
|
Игра на музыкальных инструментах |
|
|
- освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд: |
|
|
· барабан |
|
|
· маракас |
|
|
· бубенцы |
|
|
· бубен |
|
|
- передача тихого и громкого звучания игрой на музыкальном инструменте: |
|
|
· барабан |
|
|
· маракас |
|
|
· бубенцы |
|
|
· бубен |
|
|
- сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте: |
|
|
· барабан |
|
|
· маракас |
|
|
· бубенцы |
|
|
· бубен |
|
|
Движение под музыку |
|
|
- выполнение отдельных танцевальных движений под музыку: |
|
|
· топанье |
|
|
· хлопанье |
|
|
· покачивание с одной ноги на другую |
|
|
· прыганье |
|
|
· кружение |
|
|
· приседание |
|
|
- выполнение под музыку действий с предметами (платок, кукла, погремушка) |
|
|
- соблюдение последовательности простейших танцевальных движений |
|
|
- ведение хоровода |
|
|
Изобразительная деятельность
|
||
Рисование |
|
|
Приемы работы с карандашом и кистью |
|
|
- соблюдение последовательности действий при работе с красками: |
|
|
· опускание кисти в баночку с водой |
|
|
· снятие лишней воды с кисти |
|
|
· опускание ворса кисти в краску |
|
|
· снятие лишней краски о край баночки |
|
|
· рисование на листе бумаги |
|
|
· опускание кисти в воду и т.д. |
|
|
Рисование основных элементов |
|
|
- рисование точек |
|
|
- соединение точек |
|
|
- рисование линий |
|
|
· вертикальных |
|
|
· горизонтальных |
|
|
Предметное рисование |
|
|
- рисование контура предмета: |
|
|
· по контурным линиям |
|
|
· по опорным точкам |
|
|
Выполнение работы в контуре |
|
|
- закрашивание внутри контура |
|
|
Лепка |
|
|
Подготовка материала к работе |
|
|
- разминание материала |
|
|
Деление на части |
|
|
- отрывание куска материала от целого куска |
|
|
- откручивание куска материала от целого куска |
|
|
Придание формы |
|
|
- катание шарика |
|
|
- катание колбаски |
|
|
- выдавливание формы формочками |
|
|
Видоизменение формы |
|
|
- сгибание колбаски в кольцо |
|
|
Аппликация |
|
|
Работа с бумагой |
|
|
- сминание бумаги |
|
|
- разрывание бумаги |
|
|
Работа с клеем |
|
|
- намазывание всей поверхности клеем |
|
|
Работа с шилом |
|
|
- выкалывание шилом по контуру |
|
|
Составление аппликации |
|
|
- сборка изображения объекта из нескольких деталей |
|
|
Адаптивная физкультура
|
||
Физическая подготовка |
|
|
Построение и перестроение |
|
|
- принятие основной стойки для построения и перестроения |
|
|
- построение в колонну по одному |
|
|
- размыкание на вытянутые руки в стороны |
|
|
- ходьба в колонне по одному |
|
|
- бег в колонне |
|
|
Общеразвивающие упражнения |
|
|
- вдох и выдох через рот |
|
|
- вдох и выдох через нос |
|
|
- сжимание и разжимание кистей рук |
|
|
- одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке, разгибание на другой |
|
|
- круговые движения кистью |
|
|
- движения руками в разных направлениях в положении «стоя» |
|
|
- круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам» |
|
|
- наклоны головы вперед, назад, в стороны, повороты и круговые движения. |
|
|
- наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук и в положении «руки на затылок», вверх, в стороны. |
|
|
- наклоны туловища вперед, назад, в стороны |
|
|
- ходьба с высоким подниманием колен вверх |
|
|
- полуприсед |
|
|
- поднимание на носках в положении «стоя» |
|
|
- ходьба: · по доске, положенной на пол · ходьба по гимнастической скамейке |
|
|
- прыжки на двух ногах: · на месте · с продвижением вперед |
|
|
- стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке |
|
|
- ходьба по кругу, взявшись за руки |
|
|
- ходьба в умеренном темпе |
|
|
- спокойный бег с правильной координацией движений |
|
|
- ползание: · на четвереньках · на животе |
|
|
- лазание по гимнастической стенке: · вверх · вниз |
|
|
- броски мяча двумя руками: · вверх · о пол |
|
|
- ловля мяча двумя руками |
|
|
- передача в шеренге: · мяча · гимнастической палки |
|
|
Санки |
|
|
- передвижение санок за веревку |
|
|
- сидение на санках с сохранением равновесия во время передвижения |
|
|
- удержание равновесия при спуске санок с горы |
|
|
- подъем после падения с санок |
|
|
Спортивные и подвижные игры |
|
|
- соблюдение правил игры «Выше ноги от земли»: · бег вокруг батута · запрыгивание на батут |
|
|
- соблюдение правила игры «Жмурки», «Лиса и зайцы»: убегание от водящего |
|
|
- соблюдение правил игры «Строим дом»: · соблюдение очередности при переносе модулей · составление «башни» |
|
|
Коррекционно-развивающие занятия
Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
4.3. Нравственное развитие
· Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;
· Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.);
· Умение выражать свои желания, делая выбор;
· Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.
4.4. Формирование экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни.
· Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья;
· Безопасное поведение в окружающей среде.
4.5. Внеурочная деятельность.
·
Название мероприятия
|
Планируемая деятельность ребенка в мероприятии
|
Участие ребенка в мероприятии |
«1 сентября – День Знаний» |
|
|
«Праздник осени»
|
|
|
«Декада инвалидов»
|
|
|
«Новый год»
|
|
|
«Масленица»
|
|
|
Прогулки на улице
|
|
|
5. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
Учитель, учитель-логопед, учитель физкультуры, учитель музыки, воспитатель, педагог-психолог.
6. Программа сотрудничества с семьей.
Задачи |
Мероприятия |
Отчет о проведении |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка |
· индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей) · индивидуальные консультации родителей по темам: ü «Развитие двигательной активности ребенка», «Реализация СИПР в домашних условиях», ü «Формирование социально – бытовых навыков». |
|
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации |
· участие родителей в разработке СИПР · посещение родителями уроков/занятий; · консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы; · домашнее визитирование
|
Родители принимали участие в разработке и обсуждении СИПР |
организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения |
· информирование электронными средствами; · личные встречи, беседы; · ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка; · просмотр и обсуждение видеозаписей занятий с ребенком в школе и дома. |
|
организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях |
· привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий внеурочной деятельности.
|
|
7. Перечень необходимых технических средств и
дидактических материалов.
· Прибор для альтернативной коммуникации (коммуникатор)
· Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопками, ремнями.
· Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».
· Набор пиктограмм;
· «Нумикон», «Колорама», конструктор «Лего», логические блоки Дьенеша, «Почтовый ящик», набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 3-5 частей.
· Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.
· Гимнастические мячи большого и среднего размера, маты, кегли, теннисные мячи, футбольный мяч, баскетбольный мяч, трехколесный велосипед, лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки, батут, шведская стенка, шариковый бассейн, подвесные качели.
· Музыкальные инструменты (маракас, бубен, бубенцы, румба, барабан, палочки, пианино, гитара, флейта), музыкальный центр, аудиозаписи.
· Компьютер, проектор, презентации, видеозаписи, экран для проектора
8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Условные обозначения
Уровни освоения (выполнения) действий / операций
|
|
1. Пассивное участие / соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним). |
_ |
2. Активное участие. действие выполняется ребёнком:
|
|
- со значительной помощью взрослого |
дд |
- с частичной помощью взрослого |
д |
- по последовательной инструкции (изображения или вербально) |
ди |
- по подражанию или по образцу |
до |
- самостоятельно с ошибками |
сш |
- самостоятельно |
с |
Сформированность представлений |
|
1. Представление отсутствует |
- |
2. Не выявить наличие представлений |
? |
3. Представление на уровне: |
|
- использования по прямой подсказке |
пп |
- использование с косвенной подсказкой (изображение) |
п |
- самостоятельное использование |
+ |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.