КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ «АДАПТИВНАЯ ШКОЛА № 6»
Специальная индивидуальная программа развития
ученицы 2а класса
на 2016-2017учебный год
Омск, 2016
Специальная индивидуальная программа развития
ученицы 2а класса
1.Общие сведения о ребенке
Персональные данные о ребенке
|
Персональные данные о родителях |
01 февраля 2007 г. р., Домашний адрес: Омск, ул. 21 Амурская д, кв.. Тел. 8-923-765-14-77 |
Мать: Отец:
|
2. Заключение ПМПК
Заключение ПМПК: обучение и воспитание по адаптированным, общеобразовательным программам для детей со сложной структурой дефекта, подготовительный класс.
3. Структура СИПР
1. Сведения о ребёнке
2. Заключение ПМПК
3. Структура СИПР
4. Психолого-педагогическая характеристика
5. Индивидуальный учебный план
6. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
7. Содержание образования.
7.1. Базовые учебные действия.
7.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.
7.3. Нравственное воспитание.
7.4. Воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
7.5. Внеурочная деятельность.
8. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
9. Программа сотрудничества с семьей.
10. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
11. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
4. Психолого-педагогическая характеристика на ученика
Речь и альтернативная коммуникация
У Ксении нет затруднения в установлении зрительного контакта, она смотрит в глаза. На собственное имя оборачивается, реагирует. Мимикой выражает недовольство чем-либо. Качает головой при выражении согласия или не согласия при выполнении задания, или при ответе на вопрос. Ребенок здоровается и прощается, но в ответ взрослому. Потребности в коммуникации нет.
Импрессивной речь:
Понимание слов, обозначающих объекты, субъекты, действия, свойства объектов и субъектов в пределах обихода.
Экспрессивная речь:
Ксения употребляет отдельные звуки. Пользуется средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом.
Ксения по контуру обводит с трудом, всегда ждет помощи учителя, не уверена в себе. Слабо ориентируется в тетради. Пишет по типу «рука в руку», по настроению. Не соблюдает контур.
Математические представления
Элементарные математические представления не сформированы. Программный материал не усваивает, не различает понятия: выше - ниже, дальше - ближе, больше- меньше и др. Не знает геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Не знает основных цветов (иногда угадывает). Пересчётом предметов не владеет. Пространственные и временные представления не развиты.
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
Ксения раскрашивает рисунки, выходя за контур, не соблюдая направление штрихов. Чтобы передать форму изображаемых предметов, их строение и пропорцию требуется помощь педагога. Приемами работы с кистью не владеет. Цвет выбирает соответственно образцу.
При работе с пластилином помощь взрослого. Инструментом пользуется вместе с учителем.
Музыка и движение
Ксения не может сосредоточиться во время прослушивания мелодии. Не узнает песни и музыку. Движения под музыку не выполняет, требуется помощь взрослого. Звукам не подражает. Простые музыкальные инструменты использует, не соблюдая ритм, просто играет.
Окружающий природный мир
Не проявляет интереса к объектам и явлениям неживой и живой природы. Не показывает на картинке животных, растений. Есть представления о некоторых видах растений (овощи, фрукты) и животных, может соотнести, используя «Лото».
У ребенка слабо формируются представления о воде, почве, лесе, домашних и диких животных. Не различает сезонных изменений в природе. Не знает времен года, их смены. Не знает дни недели.
Человек
Знает свое имя, но не называет. Слабо ориентируется в частях собственного тела (имеет представления). Отражению в зеркале улыбается, себя на фотографии рассматривает. Определят по картинке кто она мальчик или девочка. Представления о членах семьи сформированы. Профессии людей не различает. Транспорт, объекты городских улиц показывает с ошибками.
Окружающий социальный мир
Так как ребёнок самостоятельно передвигается с трудом, то все функции по уходу выполняет мама и бабушка. Ксения самостоятельно одевает кофту, носки, тапочки. Ориентируется в посуде (тарелка, бокал, ложка и т.д.).
Профессии людей не различает. Транспорт, объекты городских улиц показывает с ошибками.
Адаптивная физкультура
Ксения самостоятельно выполнять физические движения может только руками. Все упражнения ребёнок делает с помощью педагога.
Коррекционные занятия
1. Сенсорное развитие
2. Коррекционно-развивающие занятия
Развитие сенсорной сферы ребенка на низком уровне. Наиболее чувствительными являются зрительное и кинестетическое восприятие. Определять цвет, форму, величину предметов может только по образцу, требуется существенная помощь учителя. Ксения редко проявляет интерес к учебно-игровой деятельности, у него быстро наступает утомление.
3. Предметно-практические действия
Ксения фиксирует взгляд на действиях учителя. Отвлекается. Не умеет выполнять простые подражательные действия за учителем (статические и динамические). Работает только вместе с учителем.
Может воспроизводить по подражанию простые действия с предметом и без предмета: катание мячика, перекладывание предметов из коробки в коробку. Складывает пирамидку самостоятельно. Собирает геометрические столбики, с учетом цвета, с «примериванием». Распределяет предметы по цвету, по форме, по размеру. Любит собирать Пазлы. Собирает Пазлы в количестве 30 штук.
4. Логопедия
Ксения с трудом выполняет артикуляционную гимнастику. Ребёнок может воспроизвести лишь некоторые звуки, при этом быстро устаёт.
5. Развитие психомоторики и сенсорных процессов.
У Ксении развитие психомоторики и сенсорной сферы на низком уровне. Руки у девочки слабо развиты и большинство упражнений с трудом выполняются.
Приоритетными образовательными предметами являются:
1. Речь и альтернативная коммуникация.
2. Человек (навыки самообслуживания)
3. Изобразительная деятельность.
Следует обратить внимание на формирование базовых учебных действий.
Приоритетные направления педагогической работы:
1. Учебное поведение.
2. Коммуникативные навыки.
3. Навыки самообслуживания.
4. Познавательная деятельность.
5. Пополнение пассивного словаря.
6. Математические представления.
7. Творческое развитие.
8. Двигательное развитие.
9. Работа с материалами.
10. Расширение знаний об окружающем мире.
11. Сенсорное развитие.
12. Социальное поведение.
Учебный план на 2016-2017учебный год
Образовательные области |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Всего |
|
I.Обязательная часть |
||||
1.Язык и речевая практика |
1.1.Речь и альтернативная коммуникация |
2 |
2 |
|
2.Математика |
2.1.Математические представления |
1 |
1 |
|
3.Окружающий мир |
3.1.Окружающий природный мир |
0.5 |
0,5 |
|
3.2.Человек |
1 |
1 |
||
3.4.Окружающий социальный мир |
0,5 |
0,5 |
||
|
||||
4.Искусство
|
4.1.Музыка и движение |
0,5 |
0,5 |
|
4.2.Изобразительная деятельность |
1 |
1 |
||
5.Физическая культура |
5.1.Адаптивная физкультура |
0,5 |
0.5 |
|
6. Коррекционно-развивающие занятия |
7.1. Логопедия. 7.2.Развитие психомоторики и сенсорных процессов |
0,5\0,5 |
0,5\0,5 |
|
Итого |
8 |
8 |
||
II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
||||
Сенсорное развитие |
0,5 |
0,5 |
||
Предметно-практические действия |
0,5 |
0,5 |
||
Итого |
9 |
9 |
Условия реализации потребности в уходе и присмотре
Понедельник
Речь и альтернативная коммуникация |
15.00 -15.40 |
1ч. |
Логопедия |
15.50 -16.10 |
0,5ч. |
Развитие психомоторики и сенсорных процессов |
16.10 -16.30 |
0,5ч. |
Музыка и движение |
16.40 -17.00 |
0,5ч. |
Предметно – практические действия |
17.10 -17.30 |
0,5ч. |
Среда
Речь и альтернативная коммуникация |
15.00 -15.40 |
1ч. |
Человек |
15.50 -16.30 |
1ч. |
Адаптивная физкультура |
16.40 -17.00 |
0,5ч. |
Окружающий социальный мир |
17.10 -17.30 |
0,5ч. |
Пятница
Математические представления |
15.00 -15.40 |
1ч. |
Изобразительная деятельность |
15.50 -16.30 |
1ч. |
Окружающий природный мир
|
16.40 -17.00 |
0,5ч. |
Сенсорное развитие |
17.10 -17.30 |
0,5ч. |
Содержание образования СИПР
Базовые учебные действия.
Содержание |
1 полугодие |
2 полугодие |
- поддержание правильной позы во время занятия |
|
|
- направленность взгляда: |
|
|
· на говорящего взрослого |
|
|
· на задание |
|
|
- выполнение инструкций педагога: |
|
|
· «Возьми» |
|
|
· «Дай» |
|
|
· «Сядь» |
|
|
· «Встань» |
|
|
· «Покажи» |
|
|
- использование по назначению учебных материалов |
|
|
- выполнение действия |
|
|
· по подражанию |
|
|
· по образцу |
|
|
· по инструкции |
|
|
Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.
Содержание |
1 полугодие |
2 полугодие |
||
Речь и альтернативная коммуникация |
||||
Коммуникация |
|
|
||
Установление контакта |
|
|
||
- установление зрительного контакта с взрослым |
|
|
||
реагирование на собственное имя |
|
|
||
- приветствие собеседника в ответ на его приветствие: |
|
|
||
· жестом (помахать рукой из стороны в сторону) |
|
|
||
· действием (пожать руку) · словом «Привет» |
|
|
||
Поддержание контакта |
|
|
||
- поддержание зрительного контакта в процессе общения |
|
|
||
- выражение согласия: |
|
|
||
· словом «Да» |
|
|
||
- выражение несогласия: |
|
|
||
· жестом (покачать головой из стороны в сторону) |
|
|
||
· словом «Нет» |
|
|
||
- выражение своих желаний: |
|
|
||
· словом «Дай» · пиктограммой |
|
|
||
Выражение просьбы о помощи: · словом «Помоги» · пиктограммой |
|
|
||
Завершение контакта |
|
|
||
- прощание с собеседником: |
|
|
||
· жестом (помахать рукой) |
|
|
||
· словом «Пока» |
|
|
||
Развитие речи |
|
|
||
Устная речь |
|
|
||
Импрессивная речь |
|
|
||
- понимание: · имен учащихся класса · имен учителей класса |
|
|
||
- понимание названий предметов по темам: · «Учебные принадлежности» · «Фрукты» · «Овощи» · «Средства гигиены» · «Мебель» · «Одежда» · «Обувь» · «Посуда» · «Животные дикие» · «Животные домашние» |
|
|
||
- понимание названий действий · есть · пить · спать · сидеть · бежать · чистить зубы · мыть руки · расчёсывать волосы · рисовать |
|
|
||
- понимание простых предложений · нераспространённых · распространённых |
|
|
||
Экспрессивная речь |
|
|
||
- употребление звукоподражаний |
|
|
||
- употребление слов: · односложных (сок) · двусложных (мама, папа) |
|
|
||
Математические представления |
||||
Количественные представления |
|
|
||
- нахождение одинаковых объектов: |
|
|
||
· предметов |
|
|
||
· изображений |
|
|
||
- различение множеств: |
|
|
||
· один |
|
|
||
· много |
|
|
||
· пусто |
|
|
||
Пространственные представления |
|
|
||
- составление упорядоченного ряда из однородных предметов |
|
|
||
- составление предмета (изображения): |
|
|
||
· из 2-х частей |
|
|
||
· из 3-х частей |
|
|
||
- построение «башни» |
|
|
||
- определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»); |
|
|
||
- ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона») |
|
|
||
Представления о форме |
|
|
||
- группировка предметов по форме (такой – не такой) |
|
|
||
- соотнесение объемных форм с геометрическими фигурами |
|
|
||
Представления о величине |
|
|
||
- группировка предметов по величине (такой – не такой) |
|
|
||
-составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию) |
|
|
||
- сравнение предметов по длине |
|
|
||
Окружающий природный мир |
||||
Животный мир |
|
|
||
- узнавание диких животных: |
|
|
||
· лиса |
|
|
||
· заяц |
|
|
||
· волк |
|
|
||
· лось |
|
|
||
· медведь |
|
|
||
- узнавание домашних животных: |
|
|
||
· корова |
|
|
||
· свинья |
|
|
||
· лошадь |
|
|
||
· коза |
|
|
||
· кот |
|
|
||
· собака |
|
|
||
- узнавание птиц, домашних птиц: |
|
|
||
· воробей |
|
|
||
· голубь |
|
|
||
· аист |
|
|
||
· ласточка |
|
|
||
· курица, петух |
|
|
||
· гусь, утка |
|
|
||
Насекомые |
|
|
||
-узнавание насекомых |
|
|
||
· бабочка |
|
|
||
· жук |
|
|
||
· пчела |
|
|
||
Рыбы |
|
|
||
- узнавание рыб |
|
|
||
· окунь |
|
|
||
· щука |
|
|
||
Растительный мир |
|
|
||
- узнавание фруктов: |
|
|
||
· яблоко |
|
|
||
· груша |
|
|
||
· банан |
|
|
||
· лимон |
|
|
||
· апельсин |
|
|
||
- узнавание овощей: |
|
|
||
· помидор |
|
|
||
· огурец |
|
|
||
· свекла |
|
|
||
· морковь |
|
|
||
-узнавание комнатных растений |
|
|
||
· герань |
|
|
||
· кактус |
|
|
||
Человек |
||||
Самообслуживание |
|
|
||
Прием пищи |
|
|
||
- еда ложкой |
|
|
||
Обращение с одеждой и обувью |
|
|
||
Раздевание |
|
|
||
- выворачивание предметов одежды: · просовывание руки в рукав (брючину) · захват края рукава (брючины) · выворачивание |
|
|
||
Одевание |
|
|
||
- застегивание: |
|
|
||
· липучек |
|
|
||
· пуговиц |
|
|
||
· молнии |
|
|
||
- надевание футболки: |
|
|
||
· захват нижнего края футболки |
|
|
||
· просовывание головы в горловину |
|
|
||
· вставление руки в рукав |
|
|
||
- надевание брюк: |
|
|
||
· захват брюк за край |
|
|
||
· вставление ноги в брючину |
|
|
||
· натягивание брюк |
|
|
||
- надевание куртки: |
|
|
||
· захват куртки левой рукой |
|
|
||
· вставление правой руки в рукав |
|
|
||
· перехват куртки левой рукой за спиной |
|
|
||
· вставление левой руки в рукав |
|
|
||
Туалет |
|
|
||
- пользование туалетной бумагой |
|
|
||
Гигиена тела |
|
|
||
Уход за руками |
|
|
||
- выполнение отдельных действий при мытье и вытирании рук: |
|
|
||
· открывание крана |
|
|
||
· намачивание рук |
|
|
||
· намыливание рук |
|
|
||
· смывание мыла с рук |
|
|
||
· закрывание крана |
|
|
||
· вытирание рук |
|
|
||
Уход за полостью рта |
|
|
||
- чистка зубов |
|
|
||
- полоскание полости рта |
|
|
||
- соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: |
|
|
||
· открывание тюбика с зубной пастой |
|
|
||
· намачивание щетки |
|
|
||
· выдавливание зубной пасты на зубную щетку |
|
|
||
· чистка зубов |
|
|
||
· полоскание рта |
|
|
||
· мытье щетки |
|
|
||
· закрывание тюбика с зубной пастой |
|
|
||
Уход за волосами |
|
|
||
- расчесывание волос |
|
|
||
Представление о себе |
|
|
||
- различение частей тела: |
|
|
||
· рука |
|
|
||
· нога |
|
|
||
· туловище |
|
|
||
· живот · голова |
|
|
||
· шея · волосы · уши |
|
|
||
- различение частей лица: · нос · рот · глаза · брови · зубы · язык |
|
|
||
Окружающий социальный мир |
||||
- узнавание предметов одежды: · куртка · брюки · шапка · шарф · свитер · футболка
|
|
|
||
- узнавание предметов обуви: · сапоги · ботинки · кроссовки · тапки · сандалии
|
|
|
||
- узнавание предметов мебели: · стол · стул · шкаф · кровать · диван
|
|
|
||
- узнавание учебных принадлежностей: · кисточка · краски · карандаши · пластилин · бумага · ножницы · шило · коврик · доска
|
|
|
||
- узнавание предметов посуды: · кружка · тарелка · нож · вилка · ложка · кастрюля · чайник · сковорода |
|
|
||
-узнавание сигналов светофора: |
|
|
||
- узнавание социально значимых зданий: · аптека · магазин · школа · больница |
|
|
||
Музыка и движение |
||||
- узнавание музыкальных инструментов по звучанию: |
|
|
||
· барабан |
|
|
||
· маракас |
|
|
||
· бубенцы |
|
|
||
· бубен |
|
|
||
Игра на музыкальных инструментах |
|
|
||
- освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд: |
|
|
||
· барабан |
|
|
||
· маракас |
|
|
||
· бубенцы |
|
|
||
· бубен |
|
|
||
- сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте: |
|
|
||
· барабан |
|
|
||
· маракас |
|
|
||
· бубенцы |
|
|
||
· бубен |
|
|
||
Движение под музыку: |
|
|
||
- выполнение отдельных танцевальных движений под музыку: |
|
|
||
· топанье |
|
|
||
· хлопанье |
|
|
||
· покачивание с одной ноги на другую |
|
|
||
· прыганье |
|
|
||
· кружение |
|
|
||
· приседание |
|
|
||
- ведение хоровода |
|
|
||
Изобразительная деятельность |
||||
Рисование |
|
|
||
Приемы работы с карандашом и кистью |
|
|
||
- соблюдение последовательности действий при работе с красками: |
|
|
||
· опускание кисти в баночку с водой |
|
|
||
· снятие лишней воды с кисти |
|
|
||
· опускание ворса кисти в краску |
|
|
||
· снятие лишней краски о край баночки |
|
|
||
· рисование на листе бумаги |
|
|
||
· опускание кисти в воду и т.д. |
|
|
||
Рисование основных элементов |
|
|
||
- рисование точек |
|
|
||
- соединение точек |
|
|
||
- рисование линий |
|
|
||
· вертикальных |
|
|
||
· горизонтальных |
|
|
||
Предметное рисование |
|
|
||
- рисование контура предмета: |
|
|
||
· по контурным линиям |
|
|
||
· по опорным точкам |
|
|
||
· по шаблону |
|
|
||
Выполнение работы в контуре |
|
|
||
- закрашивание внутри контура |
|
|
||
Лепка |
|
|
||
Подготовка материала к работе |
|
|
||
- разминание материала |
|
|
||
Деление на части |
|
|
||
- отрывание куска материала от целого куска |
|
|
||
- откручивание куска материала от целого куска |
|
|
||
Придание формы |
|
|
||
- катание шарика |
|
|
||
- катание колбаски |
|
|
||
- выдавливание формы формочками |
|
|
||
Видоизменение формы |
|
|
||
- сгибание колбаски в кольцо |
|
|
||
Аппликация |
|
|
||
Работа с бумагой |
|
|
||
- сминание бумаги |
|
|
||
- разрывание бумаги |
|
|
||
- резание бумаги на полосы |
|
|
||
- вырезание простой детали по линии |
|
|
||
Работа с клеем |
|
|
||
- намазывание всей поверхности клеем |
|
|
||
Составление аппликации |
|
|
||
- сборка изображения объекта из нескольких деталей |
|
|
||
Адаптивная физкультура |
||||
Физическая подготовка |
|
|
||
Построение и перестроение |
|
|
||
- принятие основной стойки для построения и перестроения |
|
|
||
- построение в колонну по одному |
|
|
||
- размыкание на вытянутые руки в стороны |
|
|
||
- ходьба в колонне по одному |
|
|
||
- бег в колонне |
|
|
||
Общеразвивающие упражнения |
|
|
||
- вдох и выдох через рот |
|
|
||
- вдох и выдох через нос |
|
|
||
- сжимание и разжимание кистей рук |
|
|
||
- одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке, разгибание на другой |
|
|
||
- круговые движения кистью |
|
|
||
- движения руками в разных направлениях в положении «стоя» |
|
|
||
- круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам» |
|
|
||
- наклоны головы вперед, назад, в стороны, повороты и круговые движения. |
|
|
||
- наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук и в положении «руки на затылок», вверх, в стороны. |
|
|
||
- наклоны туловища вперед, назад, в стороны |
|
|
||
- ходьба с высоким подниманием колен вверх |
|
|
||
- полуприсед |
|
|
||
- поднимание на носках в положении «стоя» |
|
|
||
- ходьба: · по доске, положенной на пол · ходьба по гимнастической скамейке |
|
|
||
- прыжки на двух ногах: · на месте · с продвижением вперед |
|
|
||
- стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке |
|
|
||
- ходьба по кругу, взявшись за руки |
|
|
||
- ходьба в умеренном темпе |
|
|
||
- спокойный бег с правильной координацией движений |
|
|
||
- ползание: · на четвереньках |
|
|
||
- лазание по гимнастической стенке: · вверх · вниз |
|
|
||
- броски мяча двумя руками: · вверх · о пол · о стенку |
|
|
||
- ловля мяча двумя руками |
|
|
||
- передача в шеренге: · мяча · гимнастической палки |
|
|
||
Спортивные и подвижные игры |
|
|
||
- соблюдение правила игры «Жмурки», «Лиса и зайцы»: убегание от водящего |
|
|
||
Коррекционно-развивающие занятия: (развитие психомоторики и сенсорных процессов) |
||||
-различение/восприятие основных цветов · выбор по образу и инструкции («дай такой же») предметов одного цвета из 3-5 предметов двух контрастных цветов · группировка по цвету предметов двух контрастных цветов («Разложи игрушки в две коробки - подходящие по цвету»). -различение геометрических фигур · выбор по образцу и инструкции («дай такой же») предметов одной геометрической формы из 3-5 предметов двух контрастных форм · выбор предметов одной формы из 6-8 предметов двух-трех контрастных плоскостных форм, их группировка -восприятие пространства · ориентация относительно своего тела в пространстве: справа - слева, вверху - внизу, спереди – сзади · ориентация на рабочем столе: выкладывание комбинаций из геометрических фигур, счетных палочек по образцу - классификации, систематизации, сравнения, обобщения · «Назови одним словом» · «Четвертый лишний» · Поиск сходства и различия в предметах. |
|
|
||
Коррекционные занятия: сенсорное развитие
Содержание |
1 полугодие |
2 полугодие |
Развитие общей моторики тела. |
|
|
Стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал. |
|
|
Развитие чувства ритма. |
|
|
Формирование чувства равновесия. |
|
|
Развитие мелкой моторики рук и пальцев. |
|
|
Развитие координации движений руки и глаза. |
|
|
Формирование пространственных представлений. |
|
|
Развитие согласованности действий и движений разных частей тела. |
|
|
Тактильно-двигательное восприятие свойств предметов. |
|
|
Определение на ощупь величины предмета. |
|
|
Тактильное восприятие жидкости. |
|
|
Кинестетическое и кинетическое развитие. |
|
|
Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация собственных ощущений. |
|
|
Выразительность движения. |
|
|
Восприятие формы и величины, цвета; конструирование предметов. |
|
|
Знакомство с основными геометрическими фигурами. Выбор предметов круглой, квадратной, треугольной формы. |
|
|
Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом. |
|
|
Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу. |
|
|
Подбор к цветному фону деталей такого же цвета. |
|
|
Обследование предметов по величине. |
|
|
Составление целого из частей. |
|
|
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. |
|
|
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза. |
|
|
Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов. |
|
|
Восприятие особых свойств предметов. |
|
|
Развитие осязания. |
|
|
Развития обоняния. |
|
|
Барические ощущения. |
|
|
Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды. |
|
|
Восприятие пространственных ощущений. |
|
|
Формирование пространственных представлений. |
|
|
Ориентировка в помещении. |
|
|
Ориентировка на листе бумаги. |
|
|
Восприятие времени. |
|
|
Ориентировка во времени: понятия сегодня, завтра, вчера. |
|
|
Части суток. |
|
|
Дни недели: порядок дней недели. |
|
|
Развитие речевых навыков. |
|
|
Тренировка моторной активности рта. |
|
|
Предметно-практические действия |
||
Действия с материалами |
|
|
- разминание материала (тесто, пластилин) |
|
|
- сминание материала (бумага) |
|
|
- разрывание материала (бумага) |
|
|
- переливание материала (вода) двумя руками из одной емкости в другую |
|
|
- пересыпание материала (крупа) двумя руками из одной емкости в другую |
|
|
- наматывание нити на клубок (шпагата, шерстяной нити) |
|
|
Действия с предметами |
|
|
- сжимание предмета: мокрая губка прищепка пинцет |
|
|
- нанизывание предметов на нить |
|
|
- вставление предметов (мелких деталей мозаики в отверстия) |
|
|
- вращение предмета (открывание и закрывание пластиковых бутылок) |
|
|
- закрывание предмета: коробок банок (с капроновыми крышками) |
|
|
Логопедия
Содержание |
1 полугодие |
2 полугодие |
Развитие артикуляционной моторики |
|
|
Трубочка |
|
|
Улыбка |
|
|
Утиный клювик |
|
|
Поднимание верхней губы |
|
|
Опускание нижней губы |
|
|
Отведение языка в стороны |
|
|
Поднимание языка |
|
|
Развитие слухового внимания и восприятия, фонематического слуха |
|
|
Представления о звуках |
|
|
Голоса животных |
|
|
Работа со звуками |
|
|
Звук А |
|
|
Звук У |
|
|
Звук О |
|
|
Звук М |
|
|
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Содержание |
1 полугодие |
2 полугодие |
Кинестетическое и кинетическое развитие |
|
|
Формирование ощущений от различных поз тела |
|
|
Бросание мяча в цель |
|
|
Ориентировка на собственном теле |
|
|
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти |
|
|
Определение на ощупь величины предмета. |
|
|
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур |
|
|
Выделение формы предмета |
|
|
Развитие моторики и графомоторных навыков |
|
|
Выделение и различение звуков окружающей среды |
|
|
Движение в заданном направлении в пространстве |
|
|
Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды. |
|
|
Тактильно-двигательное восприятие |
|
|
Развитие осязания |
|
|
Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов |
|
|
Игры с крупной мозаикой |
|
|
Обводка по трафарету |
|
|
Ориентировка на листе бумаги |
|
|
7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
Учитель домашнего обучения класса (учитель начальных классов).
8. Программа сотрудничества с семьей.
Задачи: 1. Стимулировать родителей и учащихся к эффективному взаимодействию со школой, используя различные направления совместной деятельности.
2. Вовлечь родителей в образовательную деятельность своих детей.
3. Формировать позитивное отношение родителей и учащихся к школе.
4. Психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.
5. Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и
специфических образовательных потребностях ребенка.
6. Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИОП.
7. Обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в школе.
8. Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИОП и результатах ее освоения.
9. Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях.
Мероприятия и формы сотрудничества:
1 Родительские собрания:
- «В семье ребенок первоклассник. Что меняется?»
- «Режим дня — основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника»
- «Роль семьи и школы в формировании интереса к учению»
- «Эффективное общение с ребёнком»
2. Классные мероприятия с участием родителей:
- «День Знаний»
- «Новый год»
- «Весёлая маслёнка»
- «Праздник для мам»
- «Никто не забыт, ничто не забыто»
3. Участие родителей во внеурочной деятельности
- Посещение школьных мероприятий.
- Экскурсии
4. Участие родителей в разработке и реализации СИОП.
5. Обмен информацией о ребенке, о ходе реализации СИОП и результатах ее освоения; классный руководитель, учитель логопед, учитель коррекционных курсов.
6. Консультативная и психологическая помощь родителям в воспитании и развитии ребёнка с ОВЗ.
7. Консультативная помощь родителям со стороны логопеда.
8. Консультация и помощь социального педагога.
9. Рекомендации медицинской сестры.
9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
· Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопками, ремнями.
· Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».
· Набор пиктограмм;
· Конструктор «Лего», логические блоки Дьенеша, набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.
· Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.
· Гимнастические мячи большого и среднего размера, маты, кегли, теннисные мячи, шведская стенка, шариковый бассейн.
· Музыкальные инструменты (маракас, бубен, бубенцы, румба, барабан, палочки, пианино, гитара, флейта), музыкальный центр, аудиозаписи.
· Компьютер, мультимедиа проектор, презентации, видеозаписи, интерактивная доска, детский компьютер, ноутбук, МФУ.
10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Уровни освоения (выполнения) действий / операций:
От 0 до 1 — низкий уровень состояния и развития функции.
От 2 до 3 — средний уровень состояния и развития функции.
От 4 до 5 — высокий уровень состояния и развития функции.
№ |
Критерии оценки по выполнении действия/операции |
Баллы |
Уровень развития |
1.
|
Пассивное участие / соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним). |
0 |
Низкий уровень состояния и развития функции |
Активное участие. - действие выполняется ребёнком со значительной помочью взрослого. |
1
|
||
2.
|
Активное участие. - действие выполняется ребёнком с частичной помощью взрослого. |
2 |
Средний уровень состояния и развития функции |
Активное участие. - действие выполняется ребёнком по подражанию или по образцу. |
3 |
||
3.
|
Активное участие. - действие выполняется ребёнком по последовательной инструкции (изображения или вербально) |
4 |
Высокий уровень состояния и развития функции |
Активное участие. - действие выполняется ребёнком полностью самостоятельно. |
5 |
Уровни сформированности представлений:
От 0* до 1*— низкий уровень состояния и развития функции.
От 2* до 3*— средний уровень состояния и развития функции.
От 4* до 5* — высокий уровень состояния и развития функции.
№ |
Критерии оценки сформированности представлений |
Баллы |
Уровень развития |
1.
|
Представление отсутствует. - ребёнок не узнаёт объект/предмет (использование отсутствует) |
0* |
Низкий уровень состояния и развития функции |
Представление сформировано частично. - у ребёнка ограничено представление об объекте/предмете (использование с постоянной подсказкой: прямой, косвенной) |
1*
|
||
2.
|
Представление сформировано ситуативно. - ребёнок не всегда узнаёт объект/предмет (использование с периодической подсказкой: прямой). |
2* |
Средний уровень состояния и развития функции |
Представление сформировано ситуативно. - ребёнок не всегда узнаёт объект/предмет (использование с периодической подсказкой: косвенной). |
3* |
||
3.
|
Представление сформировано. - ребёнок узнает объект/предмет (использование с периодической подсказкой: вербальной). |
4* |
Высокий уровень состояния и развития функции |
Представление сформировано. - ребёнок узнает объект/предмет (самостоятельное использование). |
5* |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.