Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.
Оценка 4.8

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Оценка 4.8
Документация
doc
дефектология
3 кл
21.02.2018
Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.
Разработана специальная индивидуальная программа развития обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.Где даются общие сведения о ребёнке и его родителях,общая характеристика развития обучающегося.Приведены нормативные документы.Индивидуальный учебный план.Содержание и отслеживание результатов обучения.Так же индивидуальная программа развития.
Аксеновский.doc
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное казённое образовательное учреждение «Ленинская школа­интернат»  ГКОУ «Ленинская  школа­интернат». УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом школы от 31 августа 2017 г. Директор «Ленинская школа-интернат» ________________Т.В.Байгарина                                                                                                             Согласовано: заместитель директора по учебной работе                                                                                     ______________ Е.В.Байдова                                                                                                           Рассмотрено:                                                              на заседании методического объединения                                                                                     учителей начальных классов                                                                        30 августа 2017 года                                                                                  _____________О.А.Пастухова Специальная индивидуальная программа развития обучающегося  с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития третьего «Б» коррекционного класса срок реализации: 1 год Составитель:  учитель начальных классов Лапшина И.В.( первая категория) г.Ленинск ,2017 год.                                            Пояснительная записка Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на  основе  адаптированной основной  общеобразовательной  программы образования   обучающихся   с   умеренной,   тяжелой   и   глубокой умственной   (интеллектуальными   нарушениями),   тяжелыми   и множественными нарушениями  (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нацелена на образование ребенка .   Общие сведения об учащемся: 1. ФИО ребенка: Аксеновский Николай Александрович Возраст ребенка: 03.02.2007 год рождения  Место   жительства:  Волгоградская   область,   Ленинский   район,   с. Колобовка, ул. Ленина,д.107… Мать:  Аксеновская Надежда Анатольевна ( сот.тел.8­960­872­67­29) Отец: Аксеновский Александр Алексеевич Год обучения в ГКОУ «Ленинская школа­интернат»:  3(третий )год Заключение ПМПК: протокол №14/9, от 07.11.2016 года. Взаимодействие   проводится   на   основе   Договора     на   проведение образовательной деятельности ГКОУ «Ленинская школа­интернат». 2. Нормативные документы: ­   Закон   РФ   от   29   декабря   2012   г.   №   273   –   ФЗ   «Об   образовании   в Российской Федерации». ­ Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении   федерального   государственного   образовательного   стандарта образования   обучающихся   с   умственной   отсталостью   (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрирован в Минюсте России   3 февраля 2015 года № 35850. ­ Постановление Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические   требования   к   условиям   и   организации   обучения   в общеобразовательных учреждениях, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011, рег. № 19993»». ­ Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 № 1015   г.   Москва   «Об   утверждении   порядка   организации   и   осуществления образовательной   деятельности   по   основным   общеобразовательным программам  –  образовательным   программам   начального   общего,  основного общего и среднего общего образования». ­   Адаптированная   основная   общеобразовательная   программа   для обучающихся   с   умеренной,   тяжелой   и   глубокой   умственной   отсталостью (интеллектуальными   нарушениями), тяжелыми   множественными нарушениями развития (вариант 2).   ­ Программа «Обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными   нарушениями   развития»   под.ред.   канд.   псих.  наук,   проф. И.М. Бгажноковой (2010 г).      3. Локальные акты ОО: ­   Договор     на   проведение   образовательной   деятельности   ГКОУ «Ленинская школа­интернат» 4. Общая  характеристика развития обучающегося :            У ребенка сложная структура нарушения развития. Семья полная,  состоит из 4­х человек. Мама – не работает. Старшая сестра учится в  общеобразовательной школе. Семья проживает в частном доме с частичными  удобствами. Все члены семьи заботливо и доброжелательно относятся к  мальчику. Папа  проживает с семьей, но не оказывает помощь в воспитании  ребенка. Родители заинтересованы в успешном развитии ребенка.   Мальчик периодически болеет соматическими заболеваниями. Николай самостоятельно передвигается. Мальчик воспринимает происходящее вокруг него посредством тактильных ощущений.   Мальчик спокоен. Реагирует на шум и крик .  У ребенка отсутствует контроль выделений, он находится в памперсе. Ест обычную пищу. Во время приема пищи, одевания, раздевания требуется полная помощь взрослого.    Отмечаются  трудности  переключения  на другие  виды  деятельности, недостаточность   концентрации   внимания,   замедленность   восприятия, снижение  объема  механической  памяти,  низкая  познавательная  активность, что   проявляется   в   пониженном   интересе   к   заданиям,   плохой сосредоточенности,   медлительности   и   пониженной   переключаемости психических процессов. Ребенок с тяжелой умственной отсталостью имеет конкретное   негибкое   мышление,   образование   отвлеченных   понятий значительно затруднено или невозможно, внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью, отличается низким уровнем продуктивности   из­за   быстрой   истощаемости.   Внимание   на   предмете удерживает   непродолжительное   время.   Слабость   активного   внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации,   его   продолжительность   может   быть   увеличена.   Характерна повышенная утомляемость. Работоспособность (10 мин) быстро истощается. Обучающийся   с   трудом   сосредотачивается   на   задании,   в   результате утомления   возникает   двигательное   беспокойство:   начинает   суетиться.   На занятиях   садится   на   стул,   быстро   устает,   сползает   вниз.   Нарушено переключение   внимания.   Требуется   неоднократная   стимуляция   внимания. Удается привлечь внимание к некоторым ярким и звучащим предметам или к постоянно меняющемуся изображению на экране.    неустойчивая,   ситуативная. Наблюдается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Память кратковременная,   при целенаправленной   планомерной   коррекционно­педагогической   работе,   у обучающегося   формируются   элементарные   представления   об   окружающей действительности   и   о   себе.   Перенос   освоенных   действий   и   применение представлений   в   новых   ситуациях   часто   затруднены,   требуются дополнительные в них упражнения.    Вместе   с   тем,   Языковые   средства   несформированны,   ребенок   не   владеет   речью. Отмечается   своеобразное   нарушение   всех   структурных   компонентов   речи: фонетико­фонематического,   лексического   и   грамматического.   Затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Мальчик понимает названия   некоторых   реальных   предметов,   реагирует   и   знает   свое   имя, фамилию, различает по голосу окружающих взрослых. Привлекает внимание взрослых   с   помощью   двигательного   беспокойства.     Слабо   понимает обращенную речь, связанную с изучением нового материала.    Наблюдается   несформированность   эмоционально­волевой   сферы.   В связи   со   спецификой   эмоциональной   сферы,   неразвитостью   волевых процессов,   ребенок   не   способен   произвольно   регулировать   свое эмоциональное   состояние   в   ходе   любой   организованной   деятельности,   что иногда проявляется в негативных поведенческих реакциях (машет руками).. Преобладают   положительные   и   отрицательные   эмоции.   Выражает положительные   эмоции,   услышав   свое   имя.   Наиболее   привлекательны   для Николая занятия это смотреть динамичные мультфильмы, играть с колючим мячом.    Интерес к какой­либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит  кратковременный, неустойчивый  характер.  Мальчик   отказывается   от выполнения   трудных   заданий.   Ребенок   испытывает   потребность   в   уходе   и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полный, постоянный.   Навыки   самообслуживания   не   сформированы,   запланирована работа   по   их   формированию     в   рамках   учебного   предмета   «Человек». Совместно со взрослым моется, вытирается, чистит зубы. Ориентируется в блоке,   где   учиться   (знает,   где   туалет,   телевизор,   своё   место   в   классе). Реагирует на сигнальные слова  типа «не бросай». Знает своё имя, фамилию.  Ребенок сам  может взять кубик, брусок в руку и положить их друг на друга. Пирамидки, мозаику собирает с прямой помощью учителя. Характер действий   с   предметами:   хаотичный.   Отмечаются   неспецифические манипуляции: стучит игрушкой об парту. Доступны кратковременные (1­2сек) элементарные перцептивные действия (ощупывание, надавливание, сжимание в руке, рассматривание предметов) с помощью взрослого. Не использует поисковые способы ориентировки, действует без учета свойств предмета, не переносит знания и опыт на новые предметы, в новую ситуацию.  Тактильное   обследование   материала   (крупа,   вата   фасоль,   горох, пластилин,   глина,   целлофановый   пакет,   бумажные   салфетки,   бумага)   не вызывает негативной реакции, прислушивается к ощущениям, улыбается, игры с   материалом   вызывают   эмоциональную   активность.   Любит   смотреть телевизор.               5.   В обучении и развитии ребенка учитываются индивидуальные образовательные потребности: ­ Потребность в максимально раннем выявлении и комплексной коррекции   имеющихся   отклонений   в   развитии  осуществлена   не   была. Ребенок был принят   школу –интернат в  коррекционный класс школы  в 2015 году, в 8 лет. Дошкольной подготовки не проводилось. ­   Потребность   в   комплексной   коррекционной   помощи.   участвующих   в   образовании   и   их Определение   круга   лиц, взаимодействие.          Для   реализации   особых   образовательных   потребностей обучающегося   обязательной   является   специальная   организация   всей   его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции.      Николай   А.   испытывает   потребность   в   организации   комплексной коррекционной   помощи.   С   ним   проводит   уроки,   коррекционные   занятия педагог   коррекционного   класса,     педагог   –   психолог,   учитель   физической культуры, учитель изобразительного искусства ,учитель музыкально ритмических занятий.        В разработке и реализации СИПР участвуют специалисты: ­   педагог коррекц. класса                  Лапшина И.В  ­ педагог – психолог                         Салыгина Н.Н,  ­ учитель физ.культ.                          Порохова Н.Г ­ учитель изобраз. искусств.            Желтова Л.Н ­ учитель муз. ритм. занятий            Федина А.В. ­   Учет   потребности   в   максимальном   расширении образовательного   пространства   за   пределами   образовательного учреждения.         Николай А. обучается и воспитывается в школе­интернате и дома, поэтому   для   его   образования,   адаптации   и   социализации   в   обществе необходимо   расширение   образовательного   пространства,   интеграция   в школьное  сообщество.  Для  этого в Ленинской   школе  ­ интернате  открыт специальный класс для обучения детей с ОВЗ. В классе созданы условия для учебы и отдыха детей с ОВЗ. Ученики коррекционных классов участвуют во внеурочных   мероприятиях,   проводимых   в   школе   совместно   с   учениками общеобразовательных   классов.   В   школе   создается   безбарьерная   среда   для детей с ОВЗ.   Хотя Николай и обучается по специальной индивидуальной программе развития, составленной конкретно для него, но можно сказать, что он   интегрирован   в   школьное   сообщество,   т.к.   внеклассные   и   внеурочные мероприятия, проводимые в школе, он имеет возможность посещать.     Привлекаются специалисты: врачи, социальный работник, педагоги, с использованием   материалов   и   игр,   интересных   ребенку,   с   применением   на занятиях   необходимых   средств.   Задача   специалиста   –   сделать   уроки насыщенными, увлекательными и соответствующими склонностям ребенка – так, чтобы у него появилось желание общаться,  навыки для социализации.  ­   Потребность   во   введении   специальных   учебных   предметов   и коррекционных   занятий,   которых   нет   в   содержании   образования обычно развивающегося ребенка.  Предметные области: Язык и речевая практика, Математика, Музыка и   движения,   Окружающий   мир,   Искусство,   Физическая   культура, Коррекционно – развивающие занятия. Коррекционные   занятия:  Сенсорное   развитие, практические   действия, коммуникация.   Двигательное   развитие,   Предметно­   Альтернативная 6.   Условия   реализации   специальной   индивидуальной   программы развития   обучающихся   с   тяжелыми   и   множественными   нарушениями развития. Технологии, используемые в обучении ребенка:     ребенка   индивидуализация обучения  игровые технологии  информационно­компьютерные технологии создание  адаптированной   коррекционно­развивающей   среды  под «пошаговое»   обучение   в   процессе   совместных   действий   с педагогом, повторение изученного материала (интеллектуальными Особые   образовательные   потребности  обучающихся   с   умственной отсталостью   обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (преимущественное   использование   натуральной   и   иллюстративной наглядности).     нарушениями) В качестве средств для выполнения заданий  подобраны материалы для стимуляции   тактильного,   зрительного   слухового   восприятия   –   это   яркие, необычные,   интересные   пособия,   изготовленные   своими   руками,   или заводские   игрушки   (резиновые,   шероховатые,   мягкие,   с   «колючками»;   с деталями,   которые   возможно   снять   и   рассмотреть,   звенящие,   заводные   и многие другие; наборы предметных  картинок,  наборы  сюжетных  картинок, настольные   развивающие   игры;   нитки   (разные   виды,   ткани   разных   сортов, природные   материалы   (засушенные   листья,   шишки,   желуди,   скорлупа грецкого ореха и т.д.). Используется   оборудование   для   проведения   предметно­практических упражнений   (ножницы,   бумага   и   картон   цветные,   клей,   краски,   кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).  Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии;   модели   фигур   человека,   животных,   растений,   посуды,   бытовых приборов, мебели и пр.  Конструкторы и т.д.  Используются   доступные   ребенку   музыкальные   инструменты   маракасы,   колокольчик,   барабан, (трещотки, металлофоны, свистульки, деревянные ложки и др.).   треугольник,   бубен, В   качестве   средств   для   выполнения   заданий     подобраны   материалы, которые   развивают   сенсорную   сферу   ребенка:   массажный   аппликатор   для пальчиковой   гимнастики,   кисточка   с   перьями,   ворсовая   щеточка   для расслабления   мелких   мышц   пальцев,   ручной   массажер   для   расслабления мышечной   мускулатуры   тела,   гелевая   игрушка   для   развития   кистей   рук, шарик   с   жесткой,   шероховатой   поверхностью     и   колючками   для   развития тактильных ощущений, ткани, меховые шарики, лоскутки и т. д. Также   для   персонализации   учебного   процесса   и   эффективной социализации ребенка в работе используются информационно­компьютерные технологии. На занятиях, педагог, совместно с  ребенком, применяют ноутбук (развивающие программы, игры). Есть и технические средства для обучения: классная   доска   с   набором   креплений   для   картинок,   таблиц,   CD/DVD­ проигрыватели, компьютер с программным обеспечением, магнитная доска. Применяется   полифункциональное   игровое   оборудование   ­   мягкие модули, мячи, кубики, пирамидки,  пазлы, мозаики, и др. Обстановка,   созданная   в   кабинете,   нормализует   эмоциональный   фон ребенка, способствует эмоциональному благополучию. Поэтому использованы мягкие, пастельные цвета в окраске стен и дверей. В кабинете   достаточно места   для   передвижения,   мебель   закреплена,   углы   и   кромки   мебели закруглены.   Во   время   занятия,   отсутствуют   посторонние   раздражители, соблюдается посильная, дозированная нагрузка, смена видов деятельности в ходе занятия. Используется   методика   интегрированных   занятий,   что   способствует развитию   сосредоточения,  закреплению   приобретенных   навыков   на  каждом последующем занятии. Инструкции  на уроке краткие, четкие, повторяются 2­ 3 раза. Используется определенная структура занятия: 1) Подготовительный этап. Организационный момент (приветствие, беседа с ребенком для создания положительного настроя на работу, выбор удобной   позы,   создание   мотивации   на   занятие   и   проведение   занятия   на положительном эмоциональном фоне, подбор индивидуальных стимулов для ребёнка). 2)   Основной   этап.   Создание   проблемной   ситуации.   Например,   в практических жизненных ситуациях (повторение  погоды за окном и др.). 3) массаж. 4) 5) 6) Дыхательная,   пальчиковая   и   артикуляционная   гимнастика, Повторение изученного, подача нового материала. Двигательная гимнастика. Итог занятия.                     В ходе обучения все этапы занятия направлены на формирование базовых учебных действий. В   ходе   проведения   занятий   проводится   дыхательная   и   пальчиковая гимнастика. Основой   занятий   являются  упражнения,   направленные   на   различные стороны сенсорного развития: ­ задания для развития слухового внимания на неречевом и доступном речевом   материале   (речевые   звуки,   вокализации,   звукоподражательные слова и т.д.) ­   задания   на   развитие   зрительного   восприятия   и   формирование представлений о доступных сенсорных эталонах (величина, цвет, форма) ­  задания на развитие тактильно ­ осязательного   восприятия  ­ задания на развитие сенсомоторных реакций и перцептивных действий. Соблюдается   охранительный   режим.   Продолжительность   учебных занятий не превышает 20 – 30 минут, с перерывом 10 – 15 минут. Обучение проходит в одну смену.  Учитель   оценивает   уровень   сформированности   представлений, действий, операций, внесенных в СИПР, динамику обучения по следующим критериям (1 раз в полугодие, т. е. 2 раза в год): «выполняет действие самостоятельно» (с),  «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной) (и),  «выполняет действие по образцу» (о),  «выполняет действие с частичной физической помощью» (п),  «выполняет действие со значительной физической помощью» (пп),  «действие не выполняет» (!), «узнает объект» (у),  «не всегда узнает объект» (нву),  «не узнает объект» (н). Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося: выполняет ли   он   учебную   задачу,   включенную   в   СИПР,   самостоятельно,   либо   со значительной или частичной физической помощью, по образцу, подражанию или по инструкции.  Форма обучения: очная.    Задачи, которые ставит перед собой педагог, в ходе проведения занятий:      ­ Развитие и воспитание ребенка: Соблюдение четкого режима дня: занятие проводятся регулярно по 10 – 20 минут. Нужно иметь в наличии два набора игрушек и пособий: первый, для повседневной игры (куклы, кубики, наборы посуды, мягкие игрушки и т.д.). Второй набор   для обучения, этот набор дается ребенку только для занятий с взрослым.  Требовать от него соблюдение социально­принятых норм поведения в быту   и   на   занятиях   (слушать   взрослого,   выполнять   аккуратно   действия, связанные   с   навыками   самообслуживания:   проситься   в   туалет,   мыть   руки перед едой; просить убрать игрушки и одежду и др.; здороваться при встречах (пожимать руки)  с взрослым, смотреть в глаза, прощаться жестом «Пока»; во время еды – пользоваться салфеткой, пытаться удерживать ложку и т.д.; во время занятий и игр – слушать взрослого, не вертеться на стуле, не хватать игрушки или пособия без разрешения и т.д.).  Нужно   проводить   с     ребенком   заранее   беседу   о   смене   ситуации. Например, вечером: «Завтра будем играть. Сейчас посмотрим мультфильм о собачкеи т.д. Взрослый комментирует совершаемые действия ребенку. ­   Социальное   развитие:  Закрепление   представления   о   себе,   схеме своего   тела.   Учить   называть   свое   имя,   показывать   себя   в   зеркале,   учить показывать свои вещи, игрушки, продолжать совершенствовать представления о   своих   частях   тела   и   лица,   их   назначении,   уточнить   представление   о назначениях рта и носа. Проводить   игры по типу: «Где носик, где ротик». Формировать   эмоциональные   способы   общения   и   взаимодействия   со взрослыми  (смотреть в глаза, обращаться жестами). ­  Развитие слухового восприятия:  Учить ориентироваться на звук в знакомом пространстве: что звучит? – за ширмой колокольчик, барабан и др. Различать по голосу близких людей и знакомых детей: «Угадай, кто позвал?». Различать животных и птиц по звукоподражанию: «Кто это?: ­ овечка, свинья, кукушка, ворона, воробей, подобрать соответствующую игрушку (картинку).     ­ Развитие понимания обращенной речи: Учить выполнять действия по словесной инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она! Покажи, где у тети глазки? Вот они! Покажи, где у тети  ручки? – Вот они».  Учить   выполнять   задания   по   речевой   инструкции,   включающие   1 действие (Возьми куклу).  Учить   выполнять   задания   по   речевой   инструкции,   включающую пространственные   отношения   между   предметами:   в,   на,   под   (Например: «Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул. Найди монету, она в кошельке»).  ­   Формирование   активной   речи:  учить   подражать   действиям   губ   – «по»,   «мо»,   «то»,   «ту»,   делать   улыбку   ­   делать   трубочку   (повторить   по подражанию).  Учить   произносить   гласные     звуки   по   подражанию.   Закреплять произношение   звукоподражаний:  «гав­гав», «му­му», «мяу­мяу», «пи­пи»  и т.д. Уточнить предметный словарь (картинки ­ мяч, кукла, кубик и др.) и знакомить   с   названиями   новых   предметов,   необходимых   в   практических жизненных ситуациях. ­   Формирование   игровой   деятельности:  Учить   воспроизводить цепочку   игровых   действий   (2­3   действия):   кормление,   укладывание   куклы спать ­ доступных для понимания ребенку.  Применяем игры со строительным материалом – башенку, заборчик и т.д. Обыгрываем ситуацию «кладем кубики в машинку, везем их строить дом». 1. Индивидуальный учебный план на обучающегося Николая А      №       1        2 Предметная  область Язык и речевая практика Математика       3        Ознакомление  с окружающим  миром Искусство        4 Учебные предметы Количество Речь и альтернативная коммуникация Математические  представления Окружающий  социальный мир Музыка и движение часов в неделю 8 5 2 2 Количество  часов в год 272 170 68 68 5       6 Итого Физическая  культура Трудовое  обучение Изобразительная  деятельность Адаптивная  физкультура Трудовое обучение 2 2 4 24 68 68 136 816 Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней.   На   занятиях   происходит   смена   видов   деятельности   с   целью предупреждения   утомления   ребенка.   Каникулярное   время   и продолжительность учебного  года в соответствии с ФГОС      8.   Особенности   психофизического   развития   детей   определяют нарушения   в   освоении  базовых   учебных   действий   (БУД).  Программа формирования   базовых   учебных   действий   направлена   на   развитие способности   овладевать   содержанием   адаптированной   основной общеобразовательной   программой   общего   образования   для   обучающихся   с умственной   отсталостью   (интеллектуальными   нарушениями)   и   включает следующие задачи:  1. Формирование учебного поведения:  ­ направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание)  ­ умение выполнять инструкции педагога  ­ использование по назначению учебных материалов  ­ умение выполнять действия по образцу и по подражанию  2. Формирование умения выполнять задание:  ­ в течение определенного периода времени  ­ от начала до конца  ­ с заданными качественными параметрами  3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,   действия)   к   другому   в   соответствии   с   расписанием   занятий, алгоритмом действия и т.д.     Для выявления возможной результативности обучения мы учитываем ряд факторов: ­   особенности   текущего   психического,   неврологического   и соматического состояния каждого обучающегося. ­   в   процессе   предъявления   заданий   используем   все   доступные обучающемуся   средства   альтернативной   коммуникации   (предметы,   жесты, фотографии,   рисунки,   пиктограммы,   электронные   ресурсы)   и   речевые средства  ­ сопровождающая речь взрослого при выполнении действий. ­   в   процессе   предъявления   и   выполнения   заданий   обучающемуся оказывается прямая и постоянная помощь со стороны педагога.   ­   при   оценке   результативности   достижений   учитываем   уровень выполнения   и   степень   самостоятельности   ребенка   (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе со взрослым) . На   основании   полученных   результатов   делаются   выводы   о   динамике усвоения программного материала, при необходимости вносятся коррективы в СИПР обучающегося. 2. Содержание и отслеживание результатов обучения. При оценке результативности освоения обучающимся СИПР мы опираемся на критерии. Применяем метод наблюдения и метод экспертной оценки. Показатели самостоятельности представлены в таблице 2. Показатели самостоятельности учащегося (ПС) Действие выполняется взрослым (ребёнок пассивен) Действие выполняется ребёнком:     ­ со значительной помощью взрослого     ­ с частичной помощью взрослого    ­   по   последовательной   инструкции   (по     изображению или  вербально)         ­ подражая или по образцу         ­ самостоятельно ­ узнает объект  ­ не всегда узнает объект  ­ не узнает объект Таблица 2. Условные обозначения ! пп п и о с у нву н Содержание образования специальной индивидуальной программы развития        Содержание   образования   СИПР   включает   конкретные   задачи, отобранные   из   содержания   учебных   предметов,   коррекционных   занятий, которые актуальны для образования Николая А. в силу его психофизических способностей. Предметные области (учебные предметы): Язык и речевая практика. Речь и альтернативная коммуникация: Цель:   Формирование   коммуникативных   и   речевых   навыков   с использованием   средств   вербальной   и   альтернативной   коммуникации. Развитие понимания обращенной речи. Развитие дыхания, голосовых реакций и речевой активности, интонированного лепета.  Описание возможных результатов обучения:  1)  Овладение   доступными   средствами   коммуникации   и   общения вербальными и невербальными.  ­ способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм ­   умение   пользоваться   средствами   альтернативной   коммуникации: жестом, взглядом, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (персональными компьютерами и др.).  2)  Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.  ­ понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.  ­   умение   использовать   усвоенный   словарный   и   фразовый   материал   в коммуникативных ситуациях.  Математика. Математические представления: Цель:  формирование   начальных   пространственно­временных понятий, представлений о размере, форме, цвете предметов окружающей среды  (на   доступном   уровне   восприятий),  умения   применять   их   в повседневной жизни в соответствии с возможностями ребенка. Описание возможных результатов обучения:  ­ умение определить по одному или двум сенсорным эталонам; найти, подать названный предмет, выбрав из ряда объектов; ­ ориентировка в пространстве и узнавание объектов учебной комнаты, помещения столовой, туалетной комнаты; ­ понимание простых предлогов с пространственным значением (в, на, под) «Окружающий мир». Человек: Цель:   Повышение   уровня   самостоятельности   и   независимости   в процессе  самообслуживания,  формирование   представления  о  себе самом  и ближайшем окружении. Описание возможных результатов обучения: ­ представления о собственном теле  ­ распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта  ­   соотнесение   себя   со   своим   именем,   своим   изображением   на фотографии, отражением в зеркале  ­ отнесение себя к определенному полу  ­ умение определять «моё» и «не моё», выражать свои потребности  ­   формирование   умений   определять   свое   самочувствие  (как   хорошее или   плохое),   локализировать   болезненные   ощущения   и   сообщать   о   них взрослым  ­ умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой)  ­ умение обслуживать себя: одеваться и раздеваться с прямой помощью взрослого,   формировать   навыки   самостоятельного   принятия   пищи,   умения пить из поильника, проситься в туалет и выполнять гигиенические процедуры  ­ сообщать с использование  средств  альтернативной  коммуникации  о последовательности режимных моментов.  Окружающий социальный мир: Цель:   Формирование   коммуникативных   навыков   для   социализации   в общество,   формирование   представлений   о   человеке   и   окружающем   его социальном   и   предметном   мире,   а   также   умения   соблюдать   элементарные правила поведения в социальной среде. Описание возможных результатов обучения: ­ адекватные манипуляции с предметами  ­ по указанию взрослого формировать возможные адекватные действия с учебными предметами ­ представление о классной комнате, столовой, туалетной комнаты и расположенных в них  предметах и объектах ­ формирование навыков приветствия с взрослым Искусство. Музыка и движение: Цель:   Эмоционально­двигательная   отзывчивость   на   музыку     и использование приобретенного музыкального опыта в жизни.  Описание возможных результатов обучения: ­ умение различать и   показывать доступные ребенку простые детские музыкальные инструменты ­ умение воспринимать  музыку, эмоционально реагировать на нее ­ выполнение доступных ребенку движений под  различный ритм музыки Изобразительная деятельность: Цель: развитие самостоятельности, заинтересованности к предлагаемым заданиям, создание положительного эмоционального состояния, обеспечение игровой мотивации детской деятельности.  Формирование   прослеживающей   функции   глаза,   развитие   кожно­ мышечного   анализатора,   тактильных   ощущений,   слухового,   зрительного восприятия, развитие специфических манипуляций, формирование сенсорных эталонов цвета, величины, формы. Развитие способности фиксировать взгляд на ярких изображениях, различиях предметов по величине, цвету, форме.  Описание возможных результатов обучения: ­   формировать   интерес   к   доступным   видам   изобразительной деятельности ­   умение   использовать   инструменты   с   прямой   помощью   взрослого   и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности ­ получение положительных эмоций от изобразительной деятельности  ­ формирование доступных сенсорных эталонов Физическая культура. Адаптивная физкультура: Цель: Повышение двигательной активности обучающегося и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.  Описание возможных результатов обучения: ­   формирование   умения   выполнять   общеразвивающие   упражнения   по подражанию, совместно со взрослым; ­ формирование действий с мячом доступными способами с помощью взрослого; ­   формирование   умения   ползать   по   ковровой   дорожке,   сохраняя целенаправленность движений. Содержание образования специальной индивидуальной программы развития Показатели самостоятельности учащегося (ПС) Николай А. Условные обозначения Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен) Действие выполняется ребенком:           ­ со значительной помощью взрослого           ­ с частичной помощью взрослого           ­ по последовательной инструкции (по изображению или  вербально)           ­ подражая или по образцу           ­ самостоятельно ­ узнает объект  ­ не всегда узнает объект  ­ не узнает объект ! пп п и о с у нву н Индивидуальная программа развития Оценка результативности освоения СИПР I II   области Образовательные  (возможные (ожидаемые)   результаты   обучения   и   воспитания ребенка   на   определенный   учебный   период (полгода)). Предметные области и предметы Язык и речевая практика Речь и альтернативная коммуникация Элементарные   движения   на   развитие   органов артикуляционного аппарата  Восприятие и понимание речи Выполнение   одного   действия   по   словесной инструкции («Иди сюда») Выполнение   двух   действий   по   словесной с   визуального   контакта инструкции («Иди сюда, посмотри на меня») Выполнение   одного,   двух,   трех   действий   по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня, сядь») Математика Математические представления Выбрать названный предмет из двух Выбрать названный предмет из двух Принести   названный   предмет,   выбрав   из   ряда объектов Указать названную часть тела Ориентировка в пространстве ДДИ Знание   и   реагирование   на   понятия   «рядом», «около» Перемещение «косточек» по проволочной рамке Навыки невербального общения: Установление собеседником Ориентация на лицо взрослого Удерживание позы во время диалога (сидя, стоя) Соблюдение   коммуникативной   и   физической дистанции Адекватное   использование  мимики  и  выражения лица Искусство Изобразительная деятельность Сминание бумаги Сгибание и разгибание бумаги Разрывание бумаги на части Раскатывание пластилина Деление пластилина на части Размазывание пластилина на плоскости Музыка и движение Умение   сидеть   на   стуле   и   воспринимать музыкальное произведение Эмоциональная отзывчивость на музыку Реагирование   на   изменение   громкости   звучания музыкального произведения Реагирование на начало и конец музыки Реакция на учителя, воспитателя Умение   следовать   несложной   словесной инструкции учителя Умение пользоваться невербальными средствами общения Человек Умывание (рук и лица, удерживая воду в руках – руки   делать   как   лодочка,   намыливать   руки   с тыльной и внутренней сторон, аккуратно смывать мыло водой, а затем вытирать руки полотенцем) Чистка зубов, пользование туалетной бумагой  Умение обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой  Умение   во   время   еды   правильно   удерживать ложку и есть, не проливая суп Пользование раковиной, водопроводным краном Умение пить из чашки и из стакана  Умение   надевать   и   снимать   предметы   одежды (обуви) Умение   выполнять   различные   способы застегивания   и   расстегивания   одежды, пользоваться молнией и «липучками», кнопками  Умение   класть   вещи   на   место   (учить   вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик).  Ежедневная гигиена тела Знание названий частей тела человека Физическая культура Умение показать себя (реакция на «я», свое имя) Реакция на учителя, воспитателя Умение   следовать   несложной   словесной инструкции учителя Умение пользоваться невербальными средствами общения Трудовое обучение Сминание бумаги Отрывание кусочков бумаги от целого листа Работа с бумагой (сгибание, разгибание) Складывание изделия, состоящего из 2­х деталей Разминание пластилина Размазывание материала по плоскости Лепка шариков Лепка «колбасок» из пластилина разного цвета Раскатывание между ладонями и расплющивание («печенье», «блины», «пирожки») Раскатывание прямыми и круговыми движениями, соединяя края «колбасок» («баранки», «сушки») Раскатывание   пластилина   или   соленого   теста между   ладонями   прямыми   и   круговыми движениями Пересыпание различных круп в емкости  Встряхивание круп в пластмассовых ёмкостях Переливание воды из одной ёмкости в другую Захватывание, удерживание предмета Опускание предмета в коробку Закрывание коробок разной величины Бросание мелких предметов в коробку Работа с пирамидками Встряхивание   предметов   (погремушки,   бубны, маракасы) Толкание предметов (мячи, коляски, машинки)  Вращение различных предметов Нажатие на предметы (всей рукой, пальцем) Сжатие предметов (двумя руками, одной рукой, пальчиками)  Подтягивание предметов за веревочку Двигательное развитие Выполнение движений головой Выполнение движений руками Выполнение движений пальцами рук Выполнение движений плечами Обучение опираться на предплечья и кисти рук Бросание и ловля мяча Изменение позы в положении лежа Изменение позы в положении сидя Изменение позы в положении стоя Обучение вставать на четвереньки Обучение ползать Обучение сидеть ровно Альтернативная коммуникация Привлечение   внимания   ребенка   звучащими предметами Привлечение внимания ребенка жестами Привлечение внимания ребенка изображениями Привлечение внимания ребенка речью Установление зрительного контакта со взрослым Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы) Реагирование на собственное имя Приветствие собеседника Обозначение желаний с использованием взгляда Программа составлена классным руководителем коррекционного класса   Лапшиной И.В. на 2017 – 2018 учебный год. Дата составления – 30. 08. 2017 Подпись ­ Программа внеурочной деятельности            Работа   по   внеурочной   деятельности   с   Николаем   А.   организуется  в направлении   физического   развития.   Данная   работа   проводится   в   течение всего   года.   Для   мальчика   это   направление   внеурочной   деятельности оптимально.У ученика имеются отклонения в координации, точности и темпе движений,   возникают   большие   сложности   при   переключении   движений, быстрой   смене   поз   и   действий,   наблюдается   нецеленаправленность, беспорядочность, нескоординированность движений. Обучение начинается с формирования   элементарных   специфических   манипуляций,   которые   со временем   преобразуются   в   произвольные   целенаправленные   действия   с различными предметами и материалами.  Развитие двигательных навыков Пояснительная записка        Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие   двигательных   навыков   необходимо   для   нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека. У большинства детей с имеются   тяжелые   нарушения   опорно­двигательных   функций,   значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому   работа   по   обогащению   сенсомоторного   опыта,   поддержанию   и развитию   способности   к   движению   и   функциональному   использованию двигательных навыков является целью данного коррекционного курса.      Основные   задачи:   мотивация   двигательной   активности,   поддержка   и развитие   имеющихся   движений,   расширение   диапазона   движений   и профилактика   возможных   нарушений;   освоение   новых   способов передвижения .      Развитие двигательных способностей обучающихся тесно связано   с   работой   по   профилактике   развития   у   них   паталогических состояний.   В   ходе   работы   тело   ребенка   фиксируется   в   таких   позах (горизонтальных,   сидячих,   вертикальных),   которые   снижают   активность паталогических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность осуществления движений. Обеспечение условий   обучения   ребенка   самостоятельным   движениям,   действиям   с предметами,   элементарным   операциям   самообслуживания,   способствует развитию познавательных процессов.  Техническое оснащение курса включает: мягкие формы и приспособления для придания   положения   лежа,   сидя,   стоя,   гимнастические   мячи   различного диаметра, коврики. Таблица 3.Содержание коррекционного курса Последовательность формируемых действий: Содержание 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Удерживать голову Выполнять движения головой Выполнять движения руками, пальцами рук Выполнять движения плечами Опираться на предплечья и кисти рук Бросать мяч с прямой помощью взрослого Ловить мяч с прямой помощью взрослого Изменять   позу   в   положении   лежа,   сидя   в   кресле,   на полу, на стуле Вставать на четвереньки с прямой помощью взрослого Ползать Сидеть с поддержкой Вставать на колени из положения «сидя на пятках» с прямой помощью взрослого Стоять на коленях с поддержкой Сгибать и разгибать ноги в положении сидя на стуле с поддержкой Вставать из положения «стоя на коленях» с поддержкой Стоять с поддержкой Развивать согласованность движений рук с поддержкой Развитие координации (Кольцеброс, дар с) Стоять у опоры с поддержкой (шведская стенка) зрительно­моторной     Оценка   возможных   результатов   обучения   происходит   по   основным формируемым   движениям   в   соответствии   с   разработанными   нами критериями. Так   же   ребенку   необходимо   включать   занятия   по   развитию   мелкой моторики   для   максимальной   коррекции   физического   развития.  В   эти занятия он включается в подгрупповые занятия с другими детьми класса в соответствии   с   общим   учебным   планом,   в   зависимости   от   соматического состояния. Потребность в присмотре и уходе  осуществляется в рамках режима дня ребенка   в   условиях   обучения   и   нахождения   в   школе­интернате   силами педагогов.   Учитель класса: _________________  И.В.Лапшина Учитель физкультуры: _________________ Н.Г.Порохова Педагог ­психолог: _________________ Н.Н.Салыгина Учитель рисования: Музык.ритм. занят. Родители: _________________ Л.Н.Желтова А.В.Федина _________________ Н.А.Аксеновская

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.

Специальная индивидуальная программа развития. СИПР.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018