Специальные условия в школе для обучения детей с ОВЗ
Оценка 4.8

Специальные условия в школе для обучения детей с ОВЗ

Оценка 4.8
Особые потребности
doc
психологическая работа +1
1 кл—11 кл
17.05.2019
Специальные условия в школе для обучения детей с ОВЗ
Школы, где обучаются дети с особыми образовательными потребностями способны преодолеть многие барьеры самостоятельно. Эти трудности — ничто по сравнению с главной наградой родителей и педагогов: счастливое лицо ребенка, который нормально развивается, заводит друзей, радуется с ними и чувствует себя в этом мире комфортно. В данной статье описана модель инклюзивных классов, которая реализуется в МБОУ СОШ №107, где учатся обычные дети и дети с ОВЗ.
Специальные условия в школе для обучения детей с ОВЗ.doc

Специальные условия в школе для обучения детей с ОВЗ

Современная общеобразовательная школа – какая она? Конечно, оснащённая едва ли не по последнему слову техники. Конечно, с талантливыми педагогами, идущими в ногу со временем и даже опережая его. Но в первую очередь, современная школа – это дети. Дети разные по своим психофизическим возможностям, интеллектуальным способностям. Объединяет их одно – статус ученика, а значит, комфортно должно быть всем, чтобы каждый мог почувствовать себя нужным, успешным, интересным, талантливым. "Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом" (Дэвид Бланкет). В 2018-2019 учебном году в МБОУ СОШ №107 обучается 726 детей, среди них (с заключением ПМПК) насчитывается 13 детей с тяжелыми нарушениями речи, 20 детей с задержкой психического развития, 2 ребёнка с умственной отсталостью и 6 ребят со статусом ребёнок-инвалид (один из них обучается на дому). Законным представителям 43 обучающихся рекомендовано пройти с детьми ПМПК летом и осенью 2019 года.

На данный момент существует много нормативных документов, которые содержат различные определения, рекомендации и описание процесса инклюзии, но… нет ни одного документа, способствующего постепенному чётко отрегулированному переходу к инклюзивному образованию. Между тем, следует заметить, что принять детей с ОВЗ и детей-инвалидов такими, какие они есть, не готово общество, не готовы и многие учителя. А как утверждал К.Д.Ушинский: "В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя", поэтому в основу образовательной Программы  был положен принцип от "ученик должен" к "ученик может". Этот принцип предполагает не только признание педагогами индивидуальных особенностей обучающихся, но и готовность  создавать необходимые условия для удовлетворения образовательных потребностей всех без исключения детей, что отразилось в инклюзивном проекте "Жизнь в своих руках".  В рамках проекта на постоянной основе происходит  ознакомление   педагогов с особенностями развития и образовательными потребностями детей с ОВЗ через комплексную систему профессионального развития педагога, которая включает  в себя систему организационного обучения (система педсоветов, семинаров, методических совещаний), систему открытого психологического консультирования, систему стимулирования, систему профессиональных конкурсов, систему повышения квалификации.

Со временем родители обучающихся с ОВЗ и инвалидностью стали нашими партнерами  в реализации  инклюзивного образования, поскольку увидели неподдельную заинтересованность всех школьных служб в том, чтобы все дети находились в равных условиях, в комфортной среде, которая лучше всяческих лекарств  творит чудеса. Мы убедили родителей в том, что их ребёнок в школе не будет "изгоем",  его примут таким, какой он есть, и это поможет  научится общению. Активная поддержка семьи в нашей школе стала осуществляться  службой  психолого-педагогического сопровождения (СППС): в социальной интернет-сети "СППС", "WhatsApp", "ВКонтакте" и "Инстаграм" через прямое и анонимное консультирование родителей. Огромное значение мы стали уделять системе консультаций, которые осуществляют педагоги и специалисты психолого-педагогической службы на территории школы. Сегодня на первый план вышла активность региональных родительских объединений, поэтому некоторым родителям обучающихся наши специалисты помогли вступить в Региональное отделение общественной организации «Всероссийская организация родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающимися в представительстве своих интересов» (ВОРДИ) в Свердловской области. Они также активно принимают участие в вебинарах, мастер-классах, лекториях, информационных мероприятиях, организованных для родителей ассоциацией "Особые люди", Web-школой РООИ "Перспектива", психологическим центром "Белый слон" (в рамках проекта «Нейропсихологический подход в воспитании и развитии детей – основа формирования здорового поколения», который стал победителем конкурса на представление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества в направлении «Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения»), ГАУ "КЦСОН "Малахит" Орджоникидзевского района города Екатеринбурга", СРОО "Добровольческое движение "Дорогами Добра", фондом "Возрождение".

Политика нашей школы нацелена на то, что каждый ребенок особенный, мы стараемся учитывать эти особенности и помогаем развиваться, мы верим, что на выходе получим человека способного жить в этом обществе и само инклюзивное общество. Смысл нашей работы не в том, чтобы подготовить школу к инклюзивному образованию, а в том, чтобы создать атмосферу инклюзии, когда дети воспринимают своего сверстника с особыми образовательными потребностями как обычного ребенка, поэтому сначала в нашей школе была создана модель персонифицированной образовательной среды школы, организована система служб: психолого-педагогического сопровождения, социально-педагогическая и психолого-педагогический консилиум. Работу мы осуществляли через тесное взаимодействие всех служб и специалистов на основе нормативно-правовой документации и нормативно-правовой базы школы (программы, планы работы, графики, локальные акты, методические рекомендации).

Большое значение для образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ имеет воспитательная система, которая реализуется через проектную деятельность, а также участие детей с ОВЗ в мероприятиях с учётом их возможностей и профессиональных интересов: общешкольные праздники, методические недели, НПК и т.д.

В ходе реализации педагогического проекта "Профориентация с современной школе: новое решение старой задачи" были созданы условия для осознанного выбора обучающимися дальнейшей траектории профессионального развития. Данный проект направлен на овладение детьми навыков, помогающих эффективно организовывать собственную жизнь: это умение ориентироваться в мире информации, критически мыслить, выстраивать коммуникацию, сотрудничать, применять полученные знания на практике в реальном времени, принимать решения, видеть свои слабые места и уметь работать над ними, учиться и переучиваться. Профориентационная работа в инклюзивной школе ведётся по нескольким направлениям: профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональная консультация. В рамках профориентационной работы педагог-психолог, учитель-логопед и социальный педагог школы организуют систему диагностики по выявлению особых потребностей для детей с ОВЗ, составляется банк данных, организуется система индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся: подбор программ, соответствующих их уровню развития на основе решения ПМПК, составление индивидуальных коррекционно-развивающих программ, индивидуальных учебных планов, индивидуальных маршрутов внеурочной деятельности, индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов; затем куратор проекта, разрабатывает индивидуальные профтреки и планы работы с обучающимися различных нозологий, например, с обучающимися с умственной отсталостью. Одним из направлений профориентационного проекта инклюзивной школы является детское самоуправление, которое осуществляется в форме проектно-сетевого взаимодействия онлайн-академии "Новое поколение". Онлайн-академия "Новое поколение выбирает" -  уникальная деловая игра, где дети занимают должности и выполняют обязанности в соответствии со схемой академии.

Для создания комфортных условий в образовании детей с ОВЗ необходима огромная работа по формированию толерантности всех участников образовательных отношений к детям с ОВЗ. Для этого в школе выстроена система мероприятий по формированию толерантности: социальных проектов, классных часов, общешкольных линеек, акций, деятельности волонтёрского и экологического отрядов. В работе отрядов активно принимают участие дети с особыми образовательными потребностями нашей инклюзивной школы, что помогает ребятам овладевать базовыми навыками XXI века: концентрацией и управлением внимания, эмоциональной грамотностью, цифровой грамотностью, творчеством, креативностью, экологическим мышлением и кросс-дисциплинарностью.

 


Скачано с www.znanio.ru

Специальные условия в школе для обучения детей с

Специальные условия в школе для обучения детей с

Активная поддержка семьи в нашей школе стала осуществляться службой психолого-педагогического сопровождения (СППС): в социальной интернет-сети "СППС", "

Активная поддержка семьи в нашей школе стала осуществляться службой психолого-педагогического сопровождения (СППС): в социальной интернет-сети "СППС", "

Данный проект направлен на овладение детьми навыков, помогающих эффективно организовывать собственную жизнь: это умение ориентироваться в мире информации, критически мыслить, выстраивать коммуникацию, сотрудничать, применять полученные…

Данный проект направлен на овладение детьми навыков, помогающих эффективно организовывать собственную жизнь: это умение ориентироваться в мире информации, критически мыслить, выстраивать коммуникацию, сотрудничать, применять полученные…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2019