«Специфика деятельности социального педагога в свете актуальных проблем современного образования»
Оценка 4.8

«Специфика деятельности социального педагога в свете актуальных проблем современного образования»

Оценка 4.8
Лекции
docx
воспитательная работа
1 кл—11 кл
22.02.2023
«Специфика деятельности социального педагога в свете актуальных проблем современного образования»
«Специфика деятельности социального педагога в свете актуальных проблем современного образования»
«Деятельности социального педагога в свете проблем современного образования».docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Специфика деятельности социального педагога в свете актуальных проблем современного образования»

 

 

 

 

 

                                                                                   Автор:

Социальный педагог

                                                                                                Коровина Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2022

                                                  

                                                                  Настоящая педагогика – это та, которая повторяет

                                          педагогику нашего общества.

                                     Надо, чтобы педагогика овладела средствами влияния,

                                         которые были бы настолько  универсальными и могучими,

                                  что, когда наш воспитанник встретит любые влияния 

                                    вредные, даже самые мощные, они бы нивелировались и

                                        ликвидировались нашим  влиянием.

                                                                                                                 А.С.Макаренко.

    

Общественно-политические, экономические и социокультурные изменения, происходящие в России в последнее десятилетие, привели к необходимости обновления системы образования, ее ориентированности. Судьба любого государства напрямую зависит от состояния системы образования. Если государство стремится к развитию, то нужно заботиться о грамотности и образованности населения. Качество образования – это принципиально важный вопрос, влияющий не только на интеллектуальный потенциал подрастающего поколения, но и на общее будущее страны.

   Сегодня все больше школ объединяются в учебные центры, появляются гимназии, лицеи, авторские школы. Именно с появлением учебных заведений различных типов привели к тому, что сегодня каждое учебное заведение поставлено перед необходимостью самостоятельно строить свою образовательную систему на основе выявления социального запроса в образовании. Этим обусловлен происходящий в настоящее время весьма интенсивный поиск путей успешного функционирования образовательной системы, Становится очевидным, что ускорение темпов развития общества вызывает необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

       

       В связи с этим, существенно видоизменяется роль социального педагога в школе, возрастают и требования, предъявляемые к профессиональной подготовке этих специалистов. Деятельность социального педагога сегодня носит многофункциональный характер. Данное условие и служит той движущей силой, которая подталкивает систему  профессионального образования на подготовку специалистов, направленную на развитие индивидуальных способностей и особенностей личности будущего социального педагога, так же его творческой индивидуальности. Ведь именно творчески индивидуальная, неординарная, имеющая свой стиль преподавания личность, способна воспитывать и обучать самостоятельных и успешных  в будущем людей.

   В отличие от прошлых времен, когда деятельность образовательной организации была больше направляющего, указующего характера, теперь новое качество работы социального педагога должно быть связано с процессом «социального сопровождения».  Такое положение максимально приближено к содержанию термина «педагог», существующее с древних времен. Толковый словарь В.И. Даля определяет понятие «сопровождение» как действие по глаголу «сопровождать» - «провожать, идти вместе с кем-либо для проводов».  Предметом социально-педагогического сопровождения в школах становится процесс совместного устранения препятствий, мешающих достижению результата социального воспитания. Сегодня в образовательном процессе, взявшем курс на внедрение ФГОС, в качестве первостепенной задачи ставится социальноориентированное воспитание ребенка и формирование граждански активной личности, учитывая возможности их семей, обогащая учебно-воспитательные системы образовательных учреждений новейшими социальными технологиями, что изменяет свое содержание и методы работы специалиста. Поэтому главной целью социального педагога является участие в формировании всесторонне развитой, общественно - активной и социально полноценной личности.

       Именно школьный период позволяет ребенку приобрести социальный опыт в процессе взаимодействия и совместной деятельности с другими людьми. Образовательное пространство школы мы рассматриваем в качестве реального места самореализации, где возникают множества отношений и связей, а также  осуществляются различные уровни и виды деятельности, обеспечивающие самоопределение личности.

 

      Поэтому в современной школе необходим специалист, который будет оказывать помощь в решении этих трудных задач. Таким специалистом должен стать социальный педагог.  Профессия «социальный педагог» многогранна. В своей работе он и психолог, и воспитатель, и юрист, и организатор. В обязанности социального педагога входит работа с трудными и проблемными детьми из социально неблагополучных семей, с детьми-инвалидами, с отстающими в учебе, с теми, кто пережил душевную травму. Сегодня эта профессия стала наиболее востребованной, когда вырос процент преступности, увеличилось число детей с нарушениями, родители стали хуже относиться к своим детям…

 Я – социальный педагог, работаю непосредственно с детьми, провожу профилактическую работу с трудными подростками, организую мероприятия – ведь легче предупредить неверный шаг ребенка, чем потом долго и методично его исправлять.

 Рост наркомании, алкоголизма, жестокости в социальной среде, делает профессию социального педагога еще более необходимой. Личность подростка еще недостаточно сформирована; он очень податлив веяниям со стороны и близкого окружения, и здесь моя задача – обеспечить профилактику различного рода негативных явлений, отклонений в поведении ребенка, в их общении, таким образом, оздоровить окружающую социальную среду.

Что такое работа социального педагога – социальная роль или стиль жизни? Обычная работа или «призвание»? Да, я задаю себе эти вопросы, но ответить однозначно не могу. Может потому, что главная цель моей работы: развитие и воспитание нравственной личности, духовно богатой, внутренне свободной, способной строить жизнь, достойную Человека.

Работу социального педагога легкой не назовешь, ведь она требует много душевных сил. Он часто сталкивается с равнодушием и невоспитанностью неблагополучных родителей, с черствым отношением окружающих к проблемам детей. К тому же, достучаться в души своих подопечных бывает очень нелегко – трудные дети часто бывают озлобленными, никому не верят. Зато сколько позитивных чувств получает социальный педагог, когда ему удается реально помочь ребенку, когда он встает на путь исправления.

За что же я люблю свою профессию? За неповторимость и непредсказуемость каждого дня, за то, что она дает мне возможность каждый день соприкасаться с миром детства, за то, что моя профессия была и будет нужна. 

Главное в моей работе: научиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, и понять, что ребенок – человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства. Сделать так, чтобы ребенок поверил, послушал совета, видел в социальном педагоге не врага, а друга, наставника. Ведь каждый ребенок – это неповторимый микромир, существующий, развивающийся, анализирующий, совершающий и исправляющий свои ошибки, стремящийся к достижению одному ему известных высот, создающий по кирпичику свою детскую философию. Я считаю, что самое важное в моей профессии – глубокое уважение к личности каждого ребенка.

Работа социального педагога не дает моментальных результатов, ее эффект нельзя просчитать, результаты работы могут появиться спустя несколько лет.

Наша современная жизнь требует поиска новых моделей воспитания подрастающего поколения, требует тесного взаимодействия всех воспитательных структур нашего общества – школы, семьи, общественности.

Социальный педагог является специалистом, барометром ситуации и погоды в школе, педагогом – сопровождающим и ребенка, и учителя, координатором действий между учителем – учеником – родителем. Именно он может помочь ребенку пройти процесс социализации. Он, скоординировав свою работу, ослабляет опасные для школьников тенденции развития, укрепляет ценности, необходимые для позитивного развития личности, создает все условия для успешного вливания его во взрослую жизнь.

Считаю, что социальный педагог – необходимый человек для ребенка в современной школе. Именно он должен помочь ребенку понять себя и поверить в свои силы.

      Найти рецепт профессионального успеха – мечта любого человека, а составляющие моей работы: Доброта, Честность, Искренность, Справедливость, Профессионализм.

     Одним из главных условий успешной профессиональной деятельности социального педагога в школе, является применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Поэтому, современный социальный педагог в процессе осуществления социально-педагогической деятельности должен обладать компетентностью в области информационных и коммуникационных технологий, уметь использовать ИКТ для успешной работы и соответствовать нынешним требованиям информационного образовательного пространства.   От этого зависит мобильность, своевременность и эффективность работы в модели взаимодействия всех субъектов образовательного пространства. Интенсивное внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы образовательной деятельности учебных заведений во многом обязано появлению свободного доступа к средствам Internet-технологий. Что повлекло, в свою очередь, и значительные изменения в традиционных подходах к образовательному процессу.

 

    Практика показывает, что социальный педагог в школе выполняет большой объем работы, так как его клиентами являются как ученики, так и их родители. Использование ИКТ позволило бы намного облегчить его работу. Поэтому современный социальный педагог в процессе осуществления социально-педагогической деятельности должен обладать компетентностью в области информационных и коммуникационных технологий, уметь использовать ИКТ для успешной работы и соответствовать нынешним требованиям информационного образовательного пространства. Использование ИКТ имеет положительные стороны и для самого социального педагога:

·         расширенный доступ к научно-методической базе;

·         использование в работе накопленного и опробированного педагогического опыта других педагогов;

·         возможность самообразования;

·         систематизация своего педагогического опыта.

     Таким образом, информационные и коммуникационные технологии и информатизация образовательного пространства открывают социальному педагогу большие возможности для внедрения новых методических разработок в социально-педагогическую деятельность. Помогают осуществлять взаимодействие всех субъектов образовательного пространства и дают возможность обогатить социально-педагогический процесс. Позволяют повысить мобильность, своевременность и эффективность работы социального педагога в школе.

    

        Таким образом, можно сделать вывод, что для школы совершенно необходим социальный педагог, который выполняет целый ряд важных функций, он выполняет роль «аккумулятора», накапливающего в себе социальный опыт. В этой роли он выступает как хранитель и носитель многообразных общественных ценностей: общечеловеческих, культурных, интеллектуальных, духовных и др. Его деятельность, совместно с деятельностью педагогов, будет способствовать решению важных задач, стоящих перед современной школой. А эффективная реализация этих задач, соответственно, будет способствовать модернизации образования, что важно для полноценного развития общества.


 

Специфика деятельности социального педагога в свете актуальных проблем современного образования»

Специфика деятельности социального педагога в свете актуальных проблем современного образования»

Санкт-Петербург 2022

Санкт-Петербург 2022

Предметом социально-педагогического сопровождения в школах становится процесс совместного устранения препятствий, мешающих достижению результата социального воспитания

Предметом социально-педагогического сопровождения в школах становится процесс совместного устранения препятствий, мешающих достижению результата социального воспитания

К тому же, достучаться в души своих подопечных бывает очень нелегко – трудные дети часто бывают озлобленными, никому не верят

К тому же, достучаться в души своих подопечных бывает очень нелегко – трудные дети часто бывают озлобленными, никому не верят

Интенсивное внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы образовательной деятельности учебных заведений во многом обязано появлению свободного доступа к средствам

Интенсивное внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы образовательной деятельности учебных заведений во многом обязано появлению свободного доступа к средствам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2023