"Специфика составления индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка с выраженными нарушениями в здоровье"
Оценка 4.8

"Специфика составления индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка с выраженными нарушениями в здоровье"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
технология +1
Взрослым
01.03.2017
"Специфика составления индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка с выраженными нарушениями в здоровье"
Индивидуальный подход воспитания и обучения к каждому ребёнку с разными образовательными возможностями и потребностями признаётся многими учёными. Он помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей ребенка. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальной коррекционно-развивающей программе. Одним из вариантов, способствующих реализации особых образовательных потребностей, является «индивидуальный образовательный маршрут» ребенка. В основе построения индивидуального образовательного маршрута стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Способ построения индивидуального маршрута характеризует особенности обучения и развития на протяжении определённого времени, носит пролонгированный характерСпецифика составления индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка с выраженными нарушениями в здоровье.
ИОВ- для детей с особ..docx
Муниципальное  бюджетное  учреждение дополнительного  образования   Дом детского творчества Тема:  «Специфика составления индивидуальных маршрутов  сопровождения ребенка с выраженными нарушениями в здоровье.»                          (методическая разработка) Выполнила: Выродова Надежда Васильевна Педагог дополнительного образования с. Кочубеевское Ставропольский край СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение 1.1. Индивидуальный подход воспитания и обучения к каждому ребёнку…. 1.2 этапы диагностики …………………………………………………………… 2. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка 2.1. Принципы построения индивидуального маршрута........................................................................................ ........................ 2.2. Направления коррекционной работы ………. ............................................ 3. Заключение…………………………………………………………………… 7 Список литературы............................................................................ 1.Введение В   настоящее   время   современная   система   образования   позволяет   включить каждого ребёнка в образовательное пространство.  Сегодня  по  отношению  к  проблемным  детям широко используется  термин «индивидуальные   образовательные   потребности»   ребёнка,   под   которыми понимаются особенности познавательной, мотивационной, эмоционально­волевой сферы ребенка, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития,   для   удовлетворения   которых   в   процессе   воспитания   и   обучения требуются особые условия. В эти условия входят:  определённые организационные формы обучения;  определённая система коррекционно­развивающего обучения (КРО);  содержание индивидуально­групповых коррекционных занятий;  индивидуальный коррекционно­развивающий маршрут;  специальная подготовка педагогических кадров. 1.1. Индивидуальный подход воспитания и обучения к каждому ребёнку Индивидуальный   подход   воспитания   и   обучения   к   каждому   ребёнку   с разными образовательными возможностями и потребностями признаётся многими учёными. Он помогает создать условия для развития личности и основывается на знании   индивидуальных   особенностей   ребенка.   Поэтому   дети   с   особыми образовательными   потребностями   нуждаются   в   индивидуальной   коррекционно­ развивающей программе. Структура индивидуальной программы для конкретного ребёнка включает в себя:  комплексную диагностику;  индивидуальный коррекционно­развивающий маршрут;  характеристику динамики развития ребёнка по разделам программы. Материализацией   индивидуальной   программы   сопровождения   ребёнка   с выраженными   нарушениями   в   здоровье   является   специальная   индивидуальная карта   сопровождения   развития   и   обучения,   в   которой   отражаются   все   этапы коррекционно­развивающего процесса применительно к конкретному ребёнку. Организация   обучения   основывается   на   знании   психологических, биологических   и   социальных   особенностей   развития.   Поэтому   построение индивидуального   маршрута   начинается   с   комплексной   диагностики,   которую проводят   специалисты:   учитель   –   логопед,   учитель   –   дефектолог,   педагог   ­ психолог,   педагог   и   инструктор   по   физическому   воспитанию.   Причём   каждый специалист   ставит   свой   собственный   диагноз,   иными   словами,   он   ищет   место приложения   своего   професссионального   мастерства   по   отношению   к   каждому ребёнку. Одну из проблем специалист выделяет более чётко, другие в это время решаются в фоновом режиме, но постоянно их подразумевает, соизмеряя с ними свои   действия   и   полученные   результаты.   Таким   образом,   постановка   диагноза каждым   специалистом   –   это   видение   индивидуальных   характеристик   каждого ребёнка,   возможностей   его   развития   и   социальной   интеграции   в   современное общество. 1.2.этапы диагностики Все   этапы   диагностики,   отражаются   в   «индивидуальной   карте   развития ребёнка». Структура этой карты включает в себя следующие разделы (Приложение 1):     общие сведения о ребёнке. анамнестические данные данные обследования специалистов логопедическое   и   психолого­педагогическое   обследование,   которое включает:  внешний вид ребёнка (осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица).  исследование   движений   и   действий   (состояние   опорно­двигательного аппарата и оценка двигательных возможностей, подвижность и моторика пальцев, динамический   праксис,   предметные   действия,   готовность   руки   к   овладению письмом).  состояние   познавательной   деятельности   (пространственные представления,   временные   представления,   тактильный   предметный   гнозис, мышление   (матрица   фигур,   классификация   картинок   «Что   к   чему?»,   «Почини коврик», счёт).  изучение   представлений   о   ближайшем   окружении,   об   окружающем мире, математические представления.    состояние игровой деятельности. состояние продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация) состояние   психических   процессов   (восприятие,   внимание,   память, мышление)  состояние   эмоционально­волевой   сферы   (контактность,   волевые проявления, работоспособность, мотивы деятельности, продуктивность).    речевой особенности (звукопроизношение, фонематические   восприятие,   звуковой   анализ,   состояние   звуковой   структуры слова и лексики, грамматический строй и связная речь). деятельности      анализ   полученных   результатов   диагностики   в   соответствии   с содержанием основных параметров в сводной таблице результатов (приложение № 2)  заключение, которое  включает   структуру  дефекта   данного  ребёнка  с указанием   сохранных   функций,   педагогический   прогноз   (способы   усвоения усвоения   общественного   опыта,   возможности   обучения   в   сильной   или   слабой подгруппе, интенсивность индивидуальной коррекции, вид программы воспитания и обучения ребёнка в детском саду).  основные   направления   коррекционно­развивающей   работы   в соответствии   с   которыми   разрабатывается   индивидуальная   программа   развития ребёнка (индивидуальный коррекционно­развивающий маршрут). Изучение  каждого  процесса  происходит  с помощью  нескольких  методик и оцениваются по 4 – бальной системе:  низкий уровень – 1 балл,  средний – 2 балла,  выше среднего – 3 балла,  высокий уровень – 4 балла. 2. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка 2.1. Принципы построения индивидуального маршрута Одним   из   вариантов,   способствующих   реализации   особых   образовательных потребностей,   является   «индивидуальный   образовательный   маршрут»   ребенка (приложение № 3). В   основе   построения   индивидуального   образовательного   маршрута   стоит организация   оптимальных   для  ребёнка   условий   обучения  с  целью   развития   его потенциала,   формирования   необходимых   знаний,   умений   и   навыков.   Способ построения   индивидуального   маршрута   характеризует   особенности   обучения   и развития   на   протяжении   определённого   времени,   носит   пролонгированный характер (весь период воспитания и обучения в группе).  Принципы построения индивидуального образовательного маршрута:   Ступенчатая диагностика.  Индивидуальный подбор педагогических технологий.  Систематический контроль и корректировка.  Наблюдение.  Пошаговая фиксация. Цель   работы   по   построению   индивидуального   коррекционно­развивающего маршрута для конретного ребёнка   повышение   уровня   общего   развития   ребёнка,   восполнение   пробелов предшествующего воспитания и обучения,  индивидуальная   работа   по   формированию   недостаточно   освоенных знаний, умений и навыков,   социально­личностное   развитие   ребёнка  и   оказание   ему  необходимой коррекционно­педагогической помощи.   коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи,   направленная подготовка к восприятию элементов учебного материала.  2.2. Направления коррекционной работы Вся коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребёнка, когда содержание индивидуальных  занятий  не должно   иметь  формальный  характер,  механическое  «натаскивание»  в  каком  то одном навыке. Исходя из принципов построения индивидуального коррекционно­ развивающего   маршрута,   в   рамках   каждой   задачи   определяют   собственные направления коррекционной работы индивидуально для каждого ребёнка:  сенсорное   развитие,   соответствующее   возрасту:   освоение   эталонов   – образцов   цвета,   формы,   величины,   эталонов   звуков;   накопление   обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;  освоение   предметно­практической   деятельности,   способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);  освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация,   работа   с   природным   материалом),   способствующих   сенсорному, умственному, речевому развитию ребёнка;  накопление   языковых   представлений,   развитие   фонетико­ фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;  уточнение,   обогащение   и   систематизация   словаря   на   основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;  формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;  развитие   элементарных   математических   представлений   и   понятий, соответствующих возрасту;  формирование   соответствующих   возрасту   навыков   игровой деятельности;   формирование элементов учебной деятельности; формирование   адекватных   эмоционально   ­   волевых   проявлений   и способов общения и взаимодействия. Динамика   коррекционно   –   развивающего   процесса   отражается   в   листе контроля   динамики   (приложение   №   4).   Лист   контроля   динамики   развития заполняется на основе заключений специалистов учреждения по итогам обучения и воспитания   в   январе   и   мае.   Структура   данного   документа   включает характеристику динамики развития ребёнка по разделам: игровая деятельность, развитие   речи,  обучение   грамоте,  формирование   элементарных   математических представлений,  самообслуживание,  музыкальное   развитие,  физическое   развитие, эмоционально – волевая сфера, продуктивные виды деятельности. 3. Заключение Индивидуальная   карта   сопровождения   развития   и   обучения   является документом,   фиксирующим   проводимые   специалистами   ДОУ   диагностико­ коррекционно­развивающие   мероприятия,   их   эффективность,   характер индивидуальных   изменений   в   обучении   и   психическом   развитии   ребенка. Такой подход к индивидуальному воспитанию и обучению открывает широкие возможности   и   положительный   результат   при   условии   профессиональной подготовки кадров и заинтересованности в результате процесса помощи детям с особыми образовательными потребностями. Данный   документ   также   включает   в   себя   рекомендации,   заключение   об эффективности   коррекционно   –   развивающей   работы   за   данный   промежуток времени и учебный год. Характеристика динамики развития ребёнка предполагает следующие   виды:   положительная   динамика:   высокий   уровень;   положительная динамика:   выше   среднего   уровень;   относительно   –   положительная   динамика: средний   уровень;   незначительная   динамика:   низкий   уровень;   отрицательная динамика   (невозможность   ребёнка   усвоить   содержание   того   или   иного   раздела программ); волнообразная динамика; избирательная динамика. Динамика развития зависит   от   выраженности   нарушения,   объёма   нарушений   (их   локальности   или тотальности), причин нарушений. Основными показателями умственного развития ребёнка являются общие интеллектуальные умения:   принятие   задания,   понимание   условий   этого   задания,   способы выполнения – пользуется ли ребёнок практической ориентировкой;  обучаемость в процессе диагностического обследования;  интерес   к   познавательным   задачам,   к   продуктивным   видам   деятельности и отношение к результату своей деятельности.  Литература: 1. Горбачёва Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления   психолого   –   педагогической   коррекции   дошкольников   с проблемами развития.// Дошкольная педагогика/май/2008 2. Лаврова Г.Н. «Психолого – педагогические разработки индивидуальных коррекционно   –   развивающих   программ   для   детей   с   проблемами   развития   в условиях   (коррекционного)   дошкольного   образовательного   учреждения. Челябинск 2003 3. Лаврова   Г.Н.,   Рычкова   Л.С.   Дифференциальная   диагностика   уровня психического развития детей 2 – 7 – летнего возраста. Челябинск 2000 4. Мустаева   Л.Г.   Коррекционно   –   педагогические   и   социально   – психологические   аспекты   сопровождения   детей   с   задержкой   психического развития. Москва 2005 5. Стребелева   Е.А.   Вариант   индивидуальной   программы   воспитания, обучения   и   развития   ребёнка   дошкольного   возраста   с   интелектуалльным нарушением// Дефектология № 5, 2002 6. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития Москва 2007.

"Специфика составления индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка с выраженными нарушениями в здоровье"

"Специфика составления индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка с выраженными нарушениями в здоровье"

"Специфика составления индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка с выраженными нарушениями в здоровье"

"Специфика составления индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка с выраженными нарушениями в здоровье"

"Специфика составления индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка с выраженными нарушениями в здоровье"

"Специфика составления индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка с выраженными нарушениями в здоровье"

"Специфика составления индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка с выраженными нарушениями в здоровье"

"Специфика составления индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка с выраженными нарушениями в здоровье"

"Специфика составления индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка с выраженными нарушениями в здоровье"

"Специфика составления индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка с выраженными нарушениями в здоровье"

"Специфика составления индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка с выраженными нарушениями в здоровье"

"Специфика составления индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка с выраженными нарушениями в здоровье"

"Специфика составления индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка с выраженными нарушениями в здоровье"

"Специфика составления индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка с выраженными нарушениями в здоровье"

"Специфика составления индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка с выраженными нарушениями в здоровье"

"Специфика составления индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка с выраженными нарушениями в здоровье"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2017