"Специфика составления индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка с выраженными нарушениями в здоровье"
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
технология +1
Взрослым
01.03.2017
Индивидуальный подход воспитания и обучения к каждому ребёнку с разными образовательными возможностями и потребностями признаётся многими учёными. Он помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей ребенка. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальной коррекционно-развивающей программе.
Одним из вариантов, способствующих реализации особых образовательных потребностей, является «индивидуальный образовательный маршрут» ребенка.
В основе построения индивидуального образовательного маршрута стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Способ построения индивидуального маршрута характеризует особенности обучения и развития на протяжении определённого времени, носит пролонгированный характерСпецифика составления индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка с выраженными нарушениями в здоровье.
ИОВ- для детей с особ..docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества
Тема: «Специфика составления индивидуальных маршрутов
сопровождения ребенка с выраженными нарушениями в здоровье.»
(методическая разработка)
Выполнила:
Выродова Надежда Васильевна
Педагог дополнительного образования
с. Кочубеевское
Ставропольский край СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
1.1. Индивидуальный подход воспитания и обучения к
каждому ребёнку….
1.2 этапы диагностики
……………………………………………………………
2. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
2.1. Принципы построения индивидуального
маршрута........................................................................................
........................
2.2. Направления коррекционной работы
………. ............................................
3.
Заключение……………………………………………………………………
7
Список
литературы............................................................................
1.Введение
В настоящее время современная система образования позволяет включить
каждого ребёнка в образовательное пространство.
Сегодня по отношению к проблемным детям широко используется термин
«индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми
понимаются особенности познавательной, мотивационной, эмоциональноволевой
сферы ребенка, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта
развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения
требуются особые условия.
В эти условия входят: определённые организационные формы обучения;
определённая система коррекционноразвивающего обучения (КРО);
содержание индивидуальногрупповых коррекционных занятий;
индивидуальный коррекционноразвивающий маршрут;
специальная подготовка педагогических кадров.
1.1. Индивидуальный подход воспитания и обучения к каждому ребёнку
Индивидуальный подход воспитания и обучения к каждому ребёнку с
разными образовательными возможностями и потребностями признаётся многими
учёными. Он помогает создать условия для развития личности и основывается на
знании индивидуальных особенностей ребенка. Поэтому дети с особыми
образовательными потребностями нуждаются в индивидуальной коррекционно
развивающей программе. Структура индивидуальной программы для конкретного
ребёнка включает в себя:
комплексную диагностику;
индивидуальный коррекционноразвивающий маршрут;
характеристику динамики развития ребёнка по разделам программы.
Материализацией индивидуальной программы сопровождения ребёнка с
выраженными нарушениями в здоровье является специальная индивидуальная
карта сопровождения развития и обучения, в которой отражаются все этапы
коррекционноразвивающего процесса применительно к конкретному ребёнку.
Организация обучения основывается на знании психологических,
биологических и социальных особенностей развития. Поэтому построение
индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики, которую
проводят специалисты: учитель – логопед, учитель – дефектолог, педагог
психолог, педагог и инструктор по физическому воспитанию. Причём каждый
специалист ставит свой собственный диагноз, иными словами, он ищет место
приложения своего професссионального мастерства по отношению к каждому
ребёнку. Одну из проблем специалист выделяет более чётко, другие в это время
решаются в фоновом режиме, но постоянно их подразумевает, соизмеряя с ними
свои действия и полученные результаты. Таким образом, постановка диагноза
каждым специалистом – это видение индивидуальных характеристик каждого
ребёнка, возможностей его развития и социальной интеграции в современное
общество.
1.2.этапы диагностики
Все этапы диагностики, отражаются в «индивидуальной карте развития
ребёнка». Структура этой карты включает в себя следующие разделы (Приложение
1):
общие сведения о ребёнке.
анамнестические данные
данные обследования специалистов
логопедическое и психологопедагогическое обследование, которое
включает:
внешний вид ребёнка (осанка, походка, координация движений, взгляд,
мимика лица).
исследование движений и действий (состояние опорнодвигательного
аппарата и оценка двигательных возможностей, подвижность и моторика пальцев,
динамический праксис, предметные действия, готовность руки к овладению
письмом).
состояние
познавательной деятельности
(пространственные
представления, временные представления, тактильный предметный гнозис,
мышление (матрица фигур, классификация картинок «Что к чему?», «Почини
коврик», счёт).
изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем
мире, математические представления.
состояние игровой деятельности.
состояние продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)
состояние психических процессов (восприятие, внимание, память,
мышление)
состояние эмоциональноволевой сферы (контактность, волевые
проявления, работоспособность, мотивы деятельности, продуктивность).
речевой
особенности
(звукопроизношение,
фонематические восприятие, звуковой анализ, состояние звуковой структуры
слова и лексики, грамматический строй и связная речь).
деятельности
анализ полученных результатов диагностики в соответствии с
содержанием основных параметров в сводной таблице результатов (приложение №
2)
заключение, которое включает структуру дефекта данного ребёнка с
указанием сохранных функций, педагогический прогноз (способы усвоения
усвоения общественного опыта, возможности обучения в сильной или слабой
подгруппе, интенсивность индивидуальной коррекции, вид программы воспитания
и обучения ребёнка в детском саду).
основные направления коррекционноразвивающей работы в
соответствии с которыми разрабатывается индивидуальная программа развития
ребёнка (индивидуальный коррекционноразвивающий маршрут). Изучение каждого процесса происходит с помощью нескольких методик и
оцениваются по 4 – бальной системе:
низкий уровень – 1 балл,
средний – 2 балла,
выше среднего – 3 балла,
высокий уровень – 4 балла.
2. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
2.1. Принципы построения индивидуального маршрута
Одним из вариантов, способствующих реализации особых образовательных
потребностей, является «индивидуальный образовательный маршрут» ребенка
(приложение № 3).
В основе построения индивидуального образовательного маршрута стоит
организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его
потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Способ
построения индивидуального маршрута характеризует особенности обучения и
развития на протяжении определённого времени, носит пролонгированный
характер (весь период воспитания и обучения в группе).
Принципы построения индивидуального образовательного маршрута:
Ступенчатая диагностика.
Индивидуальный подбор педагогических технологий.
Систематический контроль и корректировка.
Наблюдение.
Пошаговая фиксация.
Цель работы по построению индивидуального коррекционноразвивающего
маршрута для конретного ребёнка
повышение уровня общего развития ребёнка, восполнение пробелов
предшествующего воспитания и обучения,
индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных
знаний, умений и навыков,
социальноличностное развитие ребёнка и оказание ему необходимой
коррекционнопедагогической помощи.
коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи,
направленная подготовка к восприятию элементов учебного материала.
2.2. Направления коррекционной работы Вся коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к
воспитанию и развитию ребёнка, когда содержание индивидуальных занятий не
должно иметь формальный характер, механическое «натаскивание» в каком то
одном навыке. Исходя из принципов построения индивидуального коррекционно
развивающего маршрута, в рамках каждой задачи определяют собственные
направления коррекционной работы индивидуально для каждого ребёнка:
сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов –
образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщённых
представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;
освоение предметнопрактической деятельности, способствующей
выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений
между предметами (временных, пространственных, количественных);
освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка,
аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному,
умственному, речевому развитию ребёнка;
накопление языковых представлений,
развитие фонетико
фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;
уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе
ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
формирование диалогической и монологической форм речи, развитие
навыков общения;
развитие элементарных математических представлений и понятий,
соответствующих возрасту;
формирование соответствующих возрасту навыков игровой
деятельности;
формирование элементов учебной деятельности;
формирование адекватных эмоционально волевых проявлений и
способов общения и взаимодействия.
Динамика коррекционно – развивающего процесса отражается в листе
контроля динамики (приложение № 4). Лист контроля динамики развития
заполняется на основе заключений специалистов учреждения по итогам обучения и
воспитания в январе и мае. Структура данного документа включает
характеристику динамики развития ребёнка по разделам: игровая деятельность,
развитие речи, обучение грамоте, формирование элементарных математических
представлений, самообслуживание, музыкальное развитие, физическое развитие,
эмоционально – волевая сфера, продуктивные виды деятельности.
3. Заключение Индивидуальная карта сопровождения развития и обучения является
документом, фиксирующим проводимые специалистами ДОУ диагностико
коррекционноразвивающие мероприятия, их эффективность, характер
индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии ребенка.
Такой подход к индивидуальному воспитанию и обучению открывает широкие
возможности и положительный результат при условии профессиональной
подготовки кадров и заинтересованности в результате процесса помощи детям
с особыми образовательными потребностями.
Данный документ также включает в себя рекомендации, заключение об
эффективности коррекционно – развивающей работы за данный промежуток
времени и учебный год. Характеристика динамики развития ребёнка предполагает
следующие виды: положительная динамика: высокий уровень; положительная
динамика: выше среднего уровень; относительно – положительная динамика:
средний уровень; незначительная динамика: низкий уровень; отрицательная
динамика (невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного раздела
программ); волнообразная динамика; избирательная динамика. Динамика развития
зависит от выраженности нарушения, объёма нарушений (их локальности или
тотальности), причин нарушений. Основными показателями умственного развития
ребёнка являются общие интеллектуальные умения:
принятие задания, понимание условий этого задания, способы
выполнения – пользуется ли ребёнок практической ориентировкой;
обучаемость в процессе диагностического обследования;
интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам
деятельности и отношение к результату своей деятельности.
Литература:
1.
Горбачёва Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие
осуществления психолого – педагогической коррекции дошкольников с
проблемами развития.// Дошкольная педагогика/май/2008
2.
Лаврова Г.Н. «Психолого – педагогические разработки индивидуальных
коррекционно – развивающих программ для детей с проблемами развития в
условиях (коррекционного) дошкольного образовательного учреждения.
Челябинск 2003 3.
Лаврова Г.Н., Рычкова Л.С. Дифференциальная диагностика уровня
психического развития детей 2 – 7 – летнего возраста. Челябинск 2000
4.
Мустаева Л.Г. Коррекционно – педагогические и социально –
психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического
развития. Москва 2005
5.
Стребелева Е.А. Вариант индивидуальной программы воспитания,
обучения и развития ребёнка дошкольного возраста с интелектуалльным
нарушением// Дефектология № 5, 2002
6. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического
развития Москва 2007.
"Специфика составления индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка с выраженными нарушениями в здоровье"
"Специфика составления индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка с выраженными нарушениями в здоровье"
"Специфика составления индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка с выраженными нарушениями в здоровье"
"Специфика составления индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка с выраженными нарушениями в здоровье"
"Специфика составления индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка с выраженными нарушениями в здоровье"
"Специфика составления индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка с выраженными нарушениями в здоровье"
"Специфика составления индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка с выраженными нарушениями в здоровье"
"Специфика составления индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка с выраженными нарушениями в здоровье"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.