Аннотация.
В статье показаны некоторые причины социальной дезадаптации слабослышащих школьников и практические пути её преодоления; из опыта работы.
Ключевые слова:
социально-педагогическая поддержка, школа-семья-социум, психологический дискомфорт, ограниченность круга общения, коррекционная помощь, целостная система обучения, занятия по формированию навыков коммуникации, социально-педагогическое партнёрство.
Проблемы социальной адаптации и реабилитации школьников с нарушениями слуха, их личностного самоопределения решаются в условиях направленного педагогического воздействия через включение их в общественно значимую деятельность с учётом личных потребностей, интересов и возможностей каждого.
Доклад к конференции Специфика социализации слабослышащих школьников..doc
Специфика социализации слабослышащих школьников.
Ермилова Наталья Александровнаучитель ГБОУ СО "Школаинтернат
АОП № 3 г.Энгельса"
Аннотация.
В статье показаны некоторые причины социальной дезадаптации
слабослышащих школьников и практические пути её преодоления; из опыта
работы.
Ключевые слова:
социальнопедагогическая
школасемьясоциум,
психологический дискомфорт,
ограниченность круга общения,
коррекционная помощь, целостная система обучения, занятия по
формированию навыков коммуникации,
социальнопедагогическое
партнёрство.
поддержка,
творческого,
ответственного,
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из
приоритетных задач общества и государства является воспитание,
социальнопедагогическая поддержка становления и развития
высоконравственного,
инициативного,
компетентного гражданина России.[1]
В образовательных стандартах нового поколения говорится о том , что
именно такой «социальный заказ» стоит перед образовательным
учреждением, и что именно такая личность будет востребована современным
обществом, и успешно социализируется. Но нельзя забывать, личность
ребёнка с ОВЗ развивается своеобразно и постоянно нуждаются в
специальной психологопедагогической и социальной поддержке. Усвоение
человеком социального опыта происходит и в процессе образования и в
семье, и посредством вхождения в социальную среду, установления
социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и
общества в целом, активного воспроизводства системы общественных
отношений. .[1] Другими словами, это происходит в системе «школа —семья
— социум». Поэтому, я уверена. что педагогам коррекционной школы,
прежде всего нужно знать о проблемах социальной адаптации «своих детей»,
постоянно искать наиболее эффективные способы решения таковых, и,
конечно. необходимо грамотно выстраивать педагогически целесообразные
партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй,
,
общественными организациями
учреждениями дополнительного
образования, культуры и спорта, СМИ.
В последние несколько лет в литературе, зачастую при обсуждении
внедрения интеграции и инклюзии, транслируется мнение, что «выпускники
специальных учебных заведений для лиц с нарушением слуха имеют
языковые трудности (уровень восприятия и воспроизведения устной речи, ограниченный словарный запас) и психологические трудности в общении со
слышащими людьми.
Причины возникновения психологического
дискомфорта обусловлены ограниченностью круга общения. В результате
часть глухих и слабослышащих учащихся после окончания специальных
учебных заведений остаётся в в среде себе подобных. Не стремится
адаптироваться в обществе слышащих и интегрироваться в социум.»[2].. Я
работаю в школе для слабослышащих более 20 лет, и поэтому позволю себе
пояснить эту ситуацию. Да действительно, часть слабослышащих, имеющих
тяжёлую степень выраженности дефекта или имеющих сложный дефект, или
иные причины, не позволяющие в полной мере овладеть устной речью, как
средством коммуникации будут общаться в основном жестовой речью. Но
это их право выбора! Я в своей педагогической практике встречала другие
негативные примеры, когда ребёнок с недостатками слуха, обучаясь в
общеобразовательной школе и не получая специальной коррекционной
помощи вообще оказывался «между двух миров».
Максим К позднооглохший, потерял слух в младшей школе,
продолжал обучение среди слышащих школьников, и лишь в старшей школе
был переведён в коррекционную школу, так как не усваивал программу.
Подросток постоянно был погружён в себя, практически не общался со
сверстниками, не доверял взрослым, немного оживлялся только на уроках.
Анна Д – слабослышащая, по желанию родителей обучалась в
массовой школе, была переведена в коррекционную школу в выпускном
классе. Имела множество недостатков речи, довольно мозаичные знания по
программе, при этом завышенную самооценку. Аня считала виноватыми в
своих неудачах всех, кроме себя, высказывалась нелицеприятно о своей
родной школе, о классе. В новом коллективе отношения у неё тоже не
сложились.
Социальные навыки слабослышащего ребёнка формируются тем
успешнее, чем раньше он начинает получать коррекционную помощь.
Работая в начальной школе я постоянно получала подтверждение тому.
Делая анализ по адаптации первоклассников, всегда наблюдала более
успешное её прохождение у детей, получивших специальное дошкольное
образование. Такие дети легче общались и в детском коллективе и со
взрослыми. Большинство слабослышащих благодаря специальной помощи в
коррекционной школе полноценно овладевают речью (лексикой, фонетикой.
грамматикой, орфоэпией). развивают слуховое восприятие(с помощью
слухового аппарата) . умение слухозрительно воспринимать речь
собеседника и говорить достаточно естественно и внятно. Сформированные
навыки у выпускников специальных школ навыки вербальной
коммуникации содействуют достижению более полноценного социального статуса, облегчают выбор профессии, трудоустройство, дальнейшее
обучение в средних профессиональных и высших учебных заведениях.
Считаю, что целостная, научно обоснованная система обучения,
разработанная отечественными сурдопедагогами Рау Ф.Ф., Зыковым С.А.,
Багровой И.Г, Слезиной Н.Ф, Волковой К.А., Кузьмичёвой Е.П, Леонгард
Э.И., Носковой Л.П., Речицкой Е.Г., Пелымской Т.В., Шматко Н.Д., Яхниной
Е.З. и другими является одним из главных факторов полноценного развития
личности детей с недостатками слуха, познания ими окружающего мира и
наиболее полной адаптации в обществе.
Конечно, современные специалисты и практикующие учителя постоянно
ведут поиск других эффективных способов преодоления социальной
адаптации слабослышащих школьников. В современных условиях без
социальнопедагогического партнерства субъекты образовательного
процесса не способны обеспечить полноценное духовнонравственное
развитие и воспитание обучающихся. Идеалы современного поколения
далеки от «портрета выпускника», обозначенного в концепции, и
ориентированы на значимость успешности и конкурентоспособности в
достижении своих целей и задач. Это формирует опасное для личности
стремление достигнуть желаемых высот «любой ценой», «любыми
способами приблизить себя к сладкой и денежной жизни».[3] Школа в
одиночку здесь не справится. Сейчас многие школы участвуют в различных
социальных проектах, целью которых является оказание психолого
педагогической помощи для развития и социализации детей с ОВЗ. Однако
такие проекты носят временный характер, опыт и результаты их не
обобщаются.
На современном этапе многие сурдопедагоги признают необходимость
включения в коррекционный блок специальных занятий по формированию
навыков коммуникации у старшеклассников с нарушением слуха.[4]
Основными задачами таких занятий являются:
сообщение, обсуждение, систематизация теоретических знаний, связанных с
проблемой общения;
отработка техники и приёмов общения;
формирование навыков взаимопонимания в процессе общения, выработка
умения по внешним признакам партнёров смоделировать собственное
поведение в различных ситуациях коммуникации;
обучение преодолению стереотипности поведения в общении.
Специально организованные занятия могут проводиться дефектологом или
классным руководителем, имеющим дефектологическое образование, лучше
совместно с психологом.
При организации занятий необходимо следующее: создание мотивации перед каждым занятием( учащийся должен понимать
как и когда он сможет применить в жизни полученные навыки общения);
обязательное использование индивидуальных слуховых аппаратов;
общение на занятии только с помощью устной речи;
положительный эмоциональный настрой ведущего занятие;
максимальное использование проблемной постановки вопросов
создание в группе непринуждённой, демократичной, открытой обстановки;
привлечение каждого к участию в диалоге, побуждение к самостоятельному
решению коммуникативной проблемы.
Такое занятие состоит из четырёх частей:
организационная,
информационная, практическая и итоговая. Я чаще всего информационную
часть даю заранее, чтобы учащиеся познакомились с темой, осознали её
важность для себя. В организационной части занятия учащимся предлагается
воспринять на слух или слухозрительно слова и фразы по теме, которая
будет обсуждаться. Выясняется также, всем ли они понятны.
Наиболее интересны практическая и итоговые части. Под руководством
педагога учащиеся применяют на практике полученные знания. Здесь
возможен широкий спектр методических форм: ролевое обучение, деловые
игры,групповой анализ проблемы, дискуссии и т.д.В итоговой части
необходима самооценка и взаимооценка поведения участников занятий.
Постепенно можно привлекать на такие занятия гостей, или самим
участвовать в круглых столах или других различных совместных
мероприятиях.
Организация социальнопедагогического партнёрства может осуществляться
путём
программ
общеобразовательных учреждений и иных субъектов социализации на основе
национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей.
[5] Это возможно при условии, что субъекты воспитания и социализации
заинтересованы в разработке и реализации таких программ.
социальновоспитательных
согласования
В заключении хочу отметить, что организация социально открытого
пространства духовно нравственного развития и воспитания личности
гражданина России,
нравственного уклада жизни обучающихся
осуществляется на основе:
нравственного примера педагога;
социальнопедагогического партнёрства;
индивидуальноличностного развития;
интегративности программ духовно нравственного воспитания;
социальной востребованности воспитания
Таким образом, проблемы социальной адаптации и реабилитации
школьников с нарушениями слуха, их личностного самоопределения решаются в условиях направленного педагогического воздействия через
включение их в общественно значимую деятельность с учётом личных
потребностей, интересов и возможностей каждого.
Литература
1.А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Концепция духовно
нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
2.Д.Ю.Алексеевских и др. Развитие детей с нарушениями слуха.
М.:ВЛАДОС,2005
3.Журнал «Воспитание школьников» 2013г №5 Савенкова С.В. «О работе
команды специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными
возможностями».
4. Е.В.Кулакова. Развитие навыков коммуникации у старшеклассников с
нарушениями слуха. М. :Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010
5. Журнал «Воспитание школьников» 2013г №3 Нечаев М.П. «Методика
разработки программы воспитания и социализации обучающихся в условиях
реализации ФГОС»
Специфика социализации слабослышащих школьников.
Специфика социализации слабослышащих школьников.
Специфика социализации слабослышащих школьников.
Специфика социализации слабослышащих школьников.
Специфика социализации слабослышащих школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.