Спец.курс по математике в 9 классе по теме: "Практикум по решению задач"
Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
математика
9 кл
01.10.2019
Спец.курс по математике в 9 классе по теме: "Практикум по решению задач" разработан с целью подготовки девятиклассников к ОГЭ. Основные темы, которые встречаются в экзаменационной работе включены в данный курс. Курс рассчитан на 34 часа в год. По одному часу в неделю. Программа составлена с учетом требований ФГОС. Отрабатываются базовые умения по решению уравнений, систем уравнений и задач.
+ 9 класс спецкурс на 2019 г Практикум по решению задач..docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
муниципального образования города Братска
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Заседание ШМО Заседание МС Приказ № ______
МБОУ «СОШ №1» МБОУ «СОШ №1» от «___» ___2019г.
Протокол № ___ Протокол № ____ Директор
от «__» _______ 2019г. от «__» ______2019г. МБОУ «СОШ№1»
Руководитель ШМО Зам. Директора по УВР Масловская Т.В.______
Ботвинко Н.П. __________ Гаврилова М.А. __________
(подпись) (подпись) (печать)
Рабочая программа
специального курса
«Практикум по решению задач по математике»
для учащихся 9 класса
Составитель:
Фарафонова Наталья Васильевна,
учителя математики МБОУ «СОШ №1»,
I квалификационной категории БРАТСК, 2019
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА
(ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ)
СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА
И
Рабочая программа специального курса «Практикум по решению задач по
математике» разработана на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования с учетом основных
направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы.
Специальный курс реализуется через часть учебного плана, формируемую
участниками образовательных отношений и
обеспечивает развитие личностных,
метапредметных результатов и достижение предметных результатов предметной области
«Математика и информатика».
№
п/
п
1
СОДЕРЖАНИЕ
СПЕЦИАЛЬНОГО
КУРСА/
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
•
Выражения и их
преобразования
(4ч)
Свойства степени
с натуральным и
целым
показателем.
Свойства
Арифметического
квадратного
•
корня.
Стандартный вид
числа. Формулы
сокращённого
умножения.
Приёмы
разложения на
множители.
Выражение
переменной из
формулы.
Нахождение
значений
переменной.
•
•
•
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО
КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫ
Е
ПРЕДМЕТНЫЕ
9 КЛАСС
Формирование:
готовности и
способности к
переходу к
самообразовани
ю на основе
учебно
познавательной
мотивации;
интереса к
изучаемым
областям знания
и видам
деятельности,
навыков взаимо
и самооценки,
навыков
рефлексии;
осознанного,
уважительного и
доброжелательн
ого отношения к
другому
человеку, его
мнению,
гражданской
позиции.
ценности
Регулятивные
УУД
выдвигать версии
решения проблемы,
формулировать
гипотезы,
предвосхищать
конечный результат;
ставить цель
деятельности на
основе
определенной
проблемы и
существующих
возможностей;
формулировать
учебные задачи как
шаги достижения
поставленной цели
деятельности;
определять
необходимые
действие(я) в
соответствии с
учебной и
познавательной
задачей и
составлять
Выпускник
получит
возможность
научиться:
Оперировать
понятиями
степени с
натуральным
показателем,
степени с целым
отрицательным
показателем;
выполнять
преобразования
целых выражений:
действия с
одночлена(сложен
ие, вычитание,
умножение),
действия
многочленами
(сложение,
вычитание,
умножение);
выполнять
разложение
многочленов на
множители
одним из способов:
вынесение за
скобку, здорового и
безопасного
образа жизни.
алгоритм их
выполнения;
обосновывать и
осуществлять выбор
наиболее
эффективных
способов решения
учебных и
познавательных
задач;
определять/находит
ь, в том числе из
предложенных
вариантов, условия
для выполнения
учебной и
познавательной
задачи;
составлять план
решения проблемы
(выполнения
проекта,
проведения
исследования);
определять
совместно с
педагогом и
сверстниками
критерии
планируемых
результатов и
критерии оценки
своей учебной
деятельности;
сверять свои
действия с целью и,
при необходимости,
исправлять ошибки
самостоятельно.
оценивать продукт
своей деятельности
по заданным и/или
самостоятельно
определенным
критериям в
соответствии с
целью
деятельности;
наблюдать и
группировка,
использование
формул
сокращенного
умножения;
выделять квадрат
суммы и
разности
одночленов;
раскладывать на
множители
квадратный
трехчлен;
выполнять
преобразования
выражений,
содержащих
степени с целыми
отрицательными
показателями,
переходить от
записи в виде
степени с целым
отрицательным
показателем к
записи в виде
дроби;
выполнять
преобразовани
я дробно
рациональных
выражений:
сокращение
дробей,
приведение
алгебраических
дробей к
общему
знаменателю,
сложение,
умножение,
деление
алгебраических
дробей,
возведение
алгебраической
дроби в
натуральную и
целую
отрицательну
ю степень;
выполнять
преобразовани
я выражений,
содержащих квадратные
корни;
выделять квадрат
суммы или
разности двучлена
в выражениях,
содержащих
квадратные корни;
выполнять
преобразовани
я выражений,
содержащих
модуль.
Выпускник
научится:
Выполнять несложные
преобразования для
вычисления значений
числовых выражений,
содержащих степени с
натуральным
показателем, степени с
целым отрицательным
показателем;
выполнять несложные
преобразования целых
выражений: раскрывать
скобки,
приводить
подобные слагаемые;
использовать формулы
сокращенного
(квадрат
умножения
квадрат
суммы,
разность
разности,
квадратов)
для
упрощения вычислений
значений выражений;
выполнять несложные
преобразования
дробнолинейных
выражений
выражений
квадратными корнями
и
с
анализировать
собственную
учебную и
познавательную
деятельность и
деятельность
других
обучающихся в
процессе
взаимопроверки;
Познавательные
УУД
излагать
полученную
информацию,
интерпретируя ее в
контексте решаемой
задачи;
строить
рассуждение на
основе сравнения
предметов и
явлений, выделяя
при этом общие
признаки;
выстраивать
логическую
цепочку, состоящую
из ключевого слова
и соподчиненных
ему слов;
обозначать
символом и знаком
предмет и/или
явление;
строить
модель/схему на
основе условий
задачи и/или
способа ее решения;
находить в тексте
требуемую
информацию (в
соответствии с
целями своей
деятельности);
ориентироваться
в содержании 2
Уравнения (4ч)
Способы решения
различных
уравнений
(линейных,
квадратных и
сводимых к ним,
дробно
рациональных и
уравнений высших
степеней).
3
Системы
уравнений (4ч)
Различные методы
решения систем
уравнений
текста, понимать
целостный смысл
текста,
структурировать
текст;
осуществлять
взаимодействие с
электронными
поисковыми
системами,
словарями;
формировать
множественную
выборку из
поисковых
источников для
объективизации
результатов поиска;
соотносить
полученные
результаты поиска
со своей
деятельностью.
Коммуникативные
УУД
играть
определенную роль
в совместной
деятельности;
принимать
позицию
собеседника,
понимая позицию
другого, различать в
его речи: мнение
(точку зрения),
доказательство
(аргументы), факты;
гипотезы, аксиомы,
теории;
критически
относиться к
собственному
мнению, с
достоинством
Выпускник
научится:
оперировать на
базовом уровне
понятиями:
равенство, числовое
равенство, уравнение,
корень уравнения,
решение уравнения;
проверять,
является ли данное
число решением
уравнения;
составлять и
решать линейные
уравнения при
решении задач,
возникающих в
других учебных
предметах.
Выпускник получит
возможность
научиться:
решать линейные
уравнения и
уравнения,
сводимые к
линейным с
помощью
тождественных
преобразований;
решать уравнения
способом
разложения на
множители и
замены переменной;
решать линейные
уравнения и
неравенства с
параметрами;
решать несложные
уравнения в целых
Выпускник получит
возможность
научиться:
решать разные виды
уравнений и (графический,
метод
подстановки,
метод сложения).
Применение
специальных
приёмов при
решении систем
уравнений.
Неравенства (4ч)
Способы решения
различных
неравенств
(числовых,
линейных,
квадратных).
Метод
интервалов.
Системы
неравенств.
4
признавать
ошибочность своего
мнения (если оно
таково) и
корректировать его;
договариваться о
правилах и
вопросах для
обсуждения в
соответствии с
поставленной перед
группой задачей;
отбирать и
использовать
речевые средства в
процессе
коммуникации с
другими людьми
(диалог в паре, в
малой группе и т.
д.);
представлять в
устной или
письменной форме
развернутый план
собственной
деятельности;
соблюдать нормы
публичной речи,
регламент в
монологе и
дискуссии в
соответствии с
коммуникативной
задачей;
высказывать и
обосновывать
мнение (суждение) и
запрашивать мнение
партнера в рамках
диалога;
использовать
компьютерные
ихсистем
владеть разными
методами
решения
уравнений, и их
систем, уметь
выбирать метод
решения и
обосновывать
свой выбор;
Оперировать
Выпускник научится:
на
базовом уровне
понятиями:
числовое
неравенство,
неравенство,
решение
неравенства;
проверять
справедливость
числовых
неравенств;
решать линейные
неравенства и
несложные
неравенства,
сводящиеся к
линейным;
системы
решать
несложных
линейных
неравенств;
проверять,
является ли
данное число
решением
неравенства;
изображать
решения
неравенств и их
систем
на
числовой
прямой.
Выпускник получит
возможность
научиться:
составлять
системы
при
неравенств
решении
задач
других
учебных
предметов; технологии
(включая выбор
адекватных задаче
инструментальных
программно
аппаратных средств
и сервисов) для
решения
информационных и
коммуникационных
учебных задач, в
том числе:
вычисление,
написание
докладов,
рефератов, создание
презентаций и др.;
использовать
информацию с
учетом этических и
правовых норм.
оценку
выполнять
правдоподобия
результатов,
при
получаемых
решении
систем
линейных неравенств,
выбирать
соответствующие
неравенства или их
системы
для
составления
математической
модели
заданной
реальной ситуации или
прикладной задачи;
уметь
интерпретировать
полученный при
решении
неравенства или
системы
результат
контексте
заданной реальной
ситуации
или
прикладной
задачи.
в
5 Функции (4ч)
Функции, их
свойства и
графики
(линейная,
обратно
пропорциональна
я, квадратичная и
др.) «Считывание»
свойств функции
по её графику.
Анализ графиков,
описывающих
зависимость
между
величинами.
Установление
соответствия
между графиком
функции и её
аналитическим
заданием.
Выпускник
научится:
находить значение
функции по
заданному значению
аргумента;
находить значение
аргумента по
заданному значению
функции в
несложных
ситуациях;
определять
положение точки по
ее координатам,
координаты точки по
ее положению на
координатной
плоскости;
по графику
находить область
определения,
множество значений,
нули функции, промежутки
знакопостоянства,
промежутки
возрастания и
убывания,
наибольшее и
наименьшее значения
функции;
строить график
линейной функции;
использовать
графики реальных
процессов и
зависимостей для
определения их
свойств (наибольшие
и наименьшие
значения,
промежутки
возрастания и
убывания, области
положительных и
отрицательных
значений и т.п.);
Выпускник получит
возможность
научиться:
оперировать
понятиями:
функциональная
зависимость,
функция, график
функции, способы
задания функции,
аргумент и значение
функции, область
определения и
множество значений
функции, нули
функции,
промежутки
знакопостоянства,
монотонность
функции,
четность/нечетность
функции;
исследовать
функцию по ее
графику. 6
Текстовые задачи
(6ч)
Задачи на
«движение», на
«концентрацию»,
на «смеси и
сплавы», на
«работу».
с целью
решения
Выпускник
научится:
решать несложные
сюжетные
задачи
разных типов на все
арифметические
действия;
строить модель
условия задачи (в
виде таблицы, схемы,
или
рисунка
уравнения),
в
которой
даны
значения двух из трех
взаимосвязанных
величин,
поиска
задачи;
осуществлять
способ
поиска
решения задачи, в
котором рассуждение
строится от условия
к требованию или от
требования
к
условию;
составлять план
решения задачи;
выделять этапы
решения задачи;
интерпретировать
вычислительные
результаты в задаче,
исследовать
полученное решение
задачи.
Выпускник получит
возможность
научиться:
решать простые и
сложные
задачи
разных типов, а также
задачи повышенной
трудности;
моделировать
при
рассуждения
поиске решения задач
с помощью граф
схемы; уметь выбирать
оптимальный метод
решения задачи и
осознавать
выбор
метода,
рассматривать
различные методы,
находить
разные
решения задачи, если
возможно;
анализировать
затруднения при
решении задач.
Выпускник
научится:
иметь
представление о
статистических
характеристиках;
определять
основные
статистические
характеристики
числовых наборов;
Выпускник получит
возможность
научиться:
определять
статистические
характеристики
выборок по таблицам,
диаграммам,
графикам.
7
8
Элементы
комбинаторики и
теории
вероятностей (2ч)
Основные
статистические
характеристики.
Сбор и
группировка
статистических
данных.Элементы
комбинаторики.
Вероятность
равновозможных
событий.
Арифметическая и
геометрическая
прогрессия (2ч)
Определение
арифметической и
геометрической
прогрессий.
Рекуррентная
формула.
Формула nого
члена.
Характеристическ
ое
свойство. Сумма n
первых членов. 9
Комбинированные
задачи
Геометрически
е задачи.
(2 часа)
Треугольник.
Четырехугольни
к.
Окружность.Реш
ение
геометрических
задач
Выпускник научится
Оперировать
на
базовом уровне
понятиями
геометрических
фигур;
извлекать
информацию
геометрических
фигурах,
представленную на
чертежах в явном
виде;
применять
о
для
решения задач
геометрические
если
факты,
условия
их
применения
заданы в явной
форме;
решать задачи на
нахождение
геометрических
величин
образцам
алгоритмам.
по
или
Выпускник получит
возможность
научиться:
Оперировать
понятиями
геометрических
фигур;
извлекать,
интерпретировать и
преобразовывать
информацию
геометрических
фигурах,
представленную на
чертежах;
о
применять
геометрические
факты для решения
задач, в том числе,
предполагающих
несколько
решения;
шагов формулировать
в
простейших случаях
свойства и признаки
фигур;
доказывать
геометрические
утверждения;
владеть стандартной
классификацией
плоских
(треугольников
четырехугольников).
фигур
и
исследовать чертежи,
включая комбинации
фигур,
извлекать,
интерпретировать
и
преобразовывать
информацию,
представленную
чертежах;
на
задачи
решать
геометрического
содержания,
в том
числе в ситуациях,
когда
алгоритм
решения не следует
явно из
условия,
выполнять
необходимые
решения
дополнительные
построения,
исследовать
возможность
применения теорем и
формул для решения
задач;
для
задачи
Выпускник получит
возможность
научиться:
решать линейные
уравнения
и
неравенства
с
параметрами;
решать
несложные
квадратные
уравнения
параметром;
с
10 Итоговый тест (2ч)
Решение задач из
контрольно
измерительных
материалов для
ГИА решать несложные
системы линейных
Геометрические
задачи.
(4 часа)
Прямоугольный
треугольник.
Четырехугольник
Подобие
треугольников.
Решение
геометрических
задач уравнений с
параметрами
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебный материал специального курса «Практикум по решению задач по
математике» распределен в соответствии с учебным планом ООО и календарным учебным
графиком МБОУ «СОШ №1» для 9 класса.
Тематическое планирование соответствует содержанию специального курса.
Учебный материал курса изучается в 9 классе и рассчитан на 34 часа (из расчета 1 учебный
час в неделю), в том числе на теоретическую часть 12 часов, на практическую часть
отводится 22 часа.
Тематическое распределение учебных часов (включая
теоретическую и практическую части):
№
п/п
Разделы, темы
9 КЛАСС
Количество
часов
Из них
Теоретическая
Практическая
часть
часть
1 Выражения и их преобразования
1.1 Свойства степени с натуральным и целым
4 часа
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
показателем.
Стандартный вид числа. Свойства
Арифметического квадратного корня.
1.2
1.3 Формулы сокращённого умножения. Приёмы
1.4 Выражение переменной из формулы.
разложения на множители. Нахождение значений переменной
0,5
1
1
1
1
4ч
0,5
уравнений
сводимых к ним
2 Уравнения
2.1 Способы решения линейных уравнений
2.2 Способы решения квадратных уравнений и
2.3 Способы решения дробно рациональных
2.4 Способы решения уравнений высших степеней
3 Системы уравнений
3.1 Графический метод решения систем уравнений
3.2 Решение систем уравнений способом подстановки
3.3 Решение систем уравнений способом сложения
3.4 Применение специальных приёмов при
4 Неравенства 4ч
0,5
4.1 Решение числовых неравенств
4.2 Решение линейных неравенств
4.3 Решение квадратных неравенств
4.4 Системы неравенств.
5 Функции
решении систем уравнений.
1
1
1
0,5
1
1
1
1
0,5
0,5
4ч
0,5
0,5
0,5
4ч
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
5.1
Функции, их свойства и графики (линейная,
обратно пропорциональная, квадратичная и
др.)
5.2 «Считывание» свойств функции по её графику.
5.3 Анализ графиков, описывающих зависимость
между величинами.
Установление соответствия между графиком
функции и её
аналитическим заданием.
5.4
6 Текстовые задачи
6.1 Задачи на движение
6.2 Задачи на смеси и сплавы
6.3 Задачи на работу
6.4 Задачи на концентрацию
7 Элементы комбинаторики и теории
7.1 Основные статистические характеристики
7.2 Сбор и группировка статистических данных
7.3 Элементы комбинаторики
7.4 Вероятность равновозможных событий.
8 Арифметическая и геометрическая
вероятностей
прогрессия
Определение арифметической и
геометрической прогрессий.
Рекуррентная формула. Формула nого члена.
8.1
8.2 Характеристическое
свойство. Сумма nпервых членов.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
4ч
0.5
0,5
4 часа
1
0,5
0,5
0,5
2 часа
0,5
0,5 Комбинированные задачи
9 Геометрические задачи.
9.1 Треугольник. Четырехугольник. Окружность
9.2 Решение геометрических задач
10 Итоговый тест
10.
1
10.
2
Решение задач из контрольно измерительных
материалов для ГИА
Решение задач из контрольно измерительных
материалов для ГИА
ИТОГО:
2 часа
1
2 часа
1
1
1
11,5
22,5
1
1
1
1
34
из них:
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № ______
от «___» ___2019г.
Директор
МБОУ «СОШ№1»
Масловская Т.В.______
(печать)
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Приложение к рабочей программе
№
п/п
Разделы, темы
9 КЛАСС
Количество
часов
Дата проведения
планируемая
фактическая показателем.
разложения на множители.
значений переменной
Уравнения
сводимых к ним
уравнений
Выражения и их преобразования
Арифметического квадратного корня.
1
1.1 Свойства степени с натуральным и целым
1.2 Стандартный вид числа. Свойства
1.3 Формулы сокращённого умножения. Приёмы
1.4 Выражение переменной из формулы. Нахождение
2
2.1 Способы решения линейных уравнений
2.2 Способы решения квадратных уравнений и
2.3 Способы решения дробно рациональных
2.4 Способы решения уравнений высших степеней
3
3.1 Графический метод решения систем уравнений
3.2 Решение систем уравнений способом подстановки
3.3 Решение систем уравнений способом сложения
3.4 Применение специальных приёмов при
4
Неравенства
4.1 Решение числовых неравенств
4.2 Решение линейных неравенств
4.3 Решение квадратных неравенств
4.4 Системы неравенств.
5
5.1 Функции, их свойства и графики (линейная, обратно
5.2 «Считывание» свойств функции по её графику.
5.3 Анализ графиков, описывающих зависимость между
величинами.
Установление соответствия между графиком функции
и её
аналитическим заданием.
пропорциональная, квадратичная и др.)
решении систем уравнений.
Системы уравнений
Функции
5.4
6 Текстовые задачи
6.1 Задачи на движение
6.2 Задачи на смеси и сплавы
6.3 Задачи на работу
6.4 Задачи на концентрацию
7 Элементы комбинаторики и
7.1 Основные статистические характеристики
7.2 Сбор и группировка статистических данных
7.3 Элементы комбинаторики
7.4 Вероятность равновозможных событий.
теории вероятностей
4 часа
7.09
14.09
21.09
28.09
5.10
12.10
19.10
26.10
4 часа
4 часа
16.11
23.11
30.11
7.12
4 часа
14.12
21.12
4 часа
28.12
18.01
25.01
1.02
8.02
15.02
4 часа
22.02
29.02
7.03
14.03
4 часа
21.03
4.04
11.04
18.04
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 8.1
8 Арифметическая и геометрическая прогрессия
Определение арифметической и геометрической
прогрессий.
Рекуррентная формула. Формула nого члена.
Характеристическое
свойство. Сумма nпервых членов. Комбинированные
задачи
8.2
9 Геометрические задачи.
9.1 Треугольник. Четырехугольник. Окружность
9.2 Решение геометрических задач
10 Итоговый тест
10.
1
10.
2
Решение задач из контрольно измерительных
материалов для ГИА
Решение задач из контрольно измерительных
материалов для ГИА
ИТОГО:
2 часа
25.04
2.05
2 часа
7.05
16.05
2 часа
23.05
25.05
11,5
22,5
1
1
1
1
1
1
34
из них:
Спец.курс по математике в 9 классе по теме: "Практикум по решению задач"
Спец.курс по математике в 9 классе по теме: "Практикум по решению задач"
Спец.курс по математике в 9 классе по теме: "Практикум по решению задач"
Спец.курс по математике в 9 классе по теме: "Практикум по решению задач"
Спец.курс по математике в 9 классе по теме: "Практикум по решению задач"
Спец.курс по математике в 9 классе по теме: "Практикум по решению задач"
Спец.курс по математике в 9 классе по теме: "Практикум по решению задач"
Спец.курс по математике в 9 классе по теме: "Практикум по решению задач"
Спец.курс по математике в 9 классе по теме: "Практикум по решению задач"
Спец.курс по математике в 9 классе по теме: "Практикум по решению задач"
Спец.курс по математике в 9 классе по теме: "Практикум по решению задач"
Спец.курс по математике в 9 классе по теме: "Практикум по решению задач"
Спец.курс по математике в 9 классе по теме: "Практикум по решению задач"
Спец.курс по математике в 9 классе по теме: "Практикум по решению задач"
Спец.курс по математике в 9 классе по теме: "Практикум по решению задач"
Спец.курс по математике в 9 классе по теме: "Практикум по решению задач"
Спец.курс по математике в 9 классе по теме: "Практикум по решению задач"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.