Спецсеминар «Организация профориентационной работы в школе»
Оценка 5

Спецсеминар «Организация профориентационной работы в школе»

Оценка 5
docx
25.11.2020
Спецсеминар «Организация профориентационной работы в школе»
Спецсеминар на 10.01.2017.docx

Спецсеминар

«Организация профориентационной работы в школе»

Воспитанники коррекционного учреждения VIII вида с самого раннего возраста нуждается в специальных  условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребёнка, коррекционное учреждение VIII вида нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. В связи с этим коррекционная задача по развитию интеллектуальных функций теснейшим образом связана с общесоциальной задачей трудового воспитания в школе VIII вида. Ее решение позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полному включению в производственный труд. Практика показывает, что некоторая часть выпускников коррекционных школ идут на производство, выполняя там тяжелые не квалификационные виды труда.

Но значительная часть выпускников  завершают профессиональное образование в специальных группах ПТУ. В данный момент учатся в училищах области

Они получают профессии штукатура маляра, слесаря, однако,  тем не менее и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которое обуславливаются рядом факторов:

Затруднения при трудоустройстве

- психологической неготовностью  к моменту перехода от обучения  к сфере профессионального труда;

- отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;

- неадекватной самооценкой и недостаточно сформированный способностью оценки возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

- неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению трудностей и др.

Таким образом, существует ряд серьёзных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц  с  интеллектуальным недоразвитием.

Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии, помогающая развивать навыки самопрезентации и уверенного  поведения, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации.

Поэтому внедрение системы профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида главным образом нацелено на актуализацию профессионального самоопределения учащихся посредством активизации специально организационной деятельности по получению информации о мире профессий и расширения границ самопознания.

Также в ходе её реализации возможно решение ряда задач:

Задачи профориентации

1.    Изучать динамическую структуру личности учащегося с целью осуществления коррекционного воздействия на её развитие и определения  наиболее подходящей сферы трудовой деятельности.

2.    Готовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, оказывать содействие  процессу профессионального  и личностного самоопределения.

3.    Содействовать формированию адаптивных механизмов, навыков самопрезентации и уверенного поведения старшеклассников.

4.    Всесторонне изучать профессионально-трудовые возможности учащихся и оказывать содействие их развитию.

5.    Формировать трудовые навыки и умения, способствовать  развитию творческих способностей детей.

6.    Решать некоторые личностные проблемы учащихся как факторы, препятствующие правильную выбору профессий и успешной социально-профессиональной адаптации.

Система профессионального самоопределения разделяется на 3 основных раздела.

Основные разделы

1.    Профессионально просвещение и знакомство  с отдельными профессиями, их общественной значимостью.

2. Систематизация знаний о мире профессий с точки зрения целей и условий труда. Знакомство с психологическими основами профессионального выбора. Первичная профдиагностика.

3.Основная направленность занятий: углубление знаний о требованиях профессий к человеку; Развитие механизмов самосознания; коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе по средствам выполнения профессиональных проб; Формирование профессионально-важных качеств в избранном виде труда: контроль и коррекция профессиональных планов; оценка результатов достижений в избранной деятельности; социально-профессиональная адаптация.

Процесс реализации профориентации

Таким образом, в круг вопросов, решающихся в процессе реализации профориентационной работы, входят:

- профессиональное просвещение умственно отсталых учащихся (через расширение общего кругозора школьника, знакомство с конкретными специальностями);

-психологическое изучение и классификация профессий (знакомство с элементарными,  практически используемыми классификациями профессий);

- пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми  доступно для выпускников коррекционной школы;

- изучение учащимися своих индивидуально-психологических особенностей и возможностей (через использование различных психодиагностических методик, адаптированных для школьников со сниженным интеллектом);

- индивидуальные консультации с целью оказания помощи конкретному воспитаннику в выборе профессий;

- профессиональные пробы заключаются в выполнении учащимися конкретного вида деятельности, связанного  с какой-либо профессией.

Например, ребёнок  пробует себя в профессиях повара, рабочего овощехранилища, на практике в роли швеи, попытаться « устроиться на работу»;

Испытать себя в качестве модельера и изготовителя домашней одежды, столяра, маляра и др.

 Отличительной особенностью системы профориентационной работы является то, что в её реализации задействован ряд специалистов коррекционного учреждения – воспитатели, классные руководители , психолог, социальных педагог, и их деятельность комплексно направлена на достижение общей цели.

Направления работы педагогов

В связи  с этим преимущественным направлением работы  классного руководители и воспитателя является:

1.    Профессиональное   просвещение учащихся;

2.    Организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе дополнительного образования в рамках расширения познаний о мире профессий;

3.    Развитие творческого и художественно-эстетического потенциала учащихся.

 Система работы 

система работы позволяет

- создать  профориентационную  работу в коррекционном учреждении VIII вида;

- активизировать познавательную деятельность учащихся в поисках «своей» профессии;

- всесторонне изучить индивидуально-психологические особенности и возможности воспитанников, оказать помощь учащимся в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности;

- сформировать профессиональную направленность личности и общественно значимые мотивы выбора профессии;

- скорректировать некоторые личностные особенности старшеклассников и оказать им помощь в правильном выборе профессии.

Работая таким образом можно добиться повышения статуса трудового воспитания, осознания детьми своего места в жизни и возможности профессиональной самореализации, повышенный интерес учащихся к возможностям  собственного заработка, что является главной целью работы  школы-интерната. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 

Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России.

В современном российском обществе наблюдается не только стабильное сокращение числа трудоспособного населения, но и сохраняется тенденция ухудшения его качественного состава на фоне роста инвалидизации детей и молодёжи, что становится ощутимым ограничением экономического развития страны.

Современное российское законодательство, формирующее определённый уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, отвечает общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность. В России создаётся и функционирует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребёнку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов и так далее.

Формирование и развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями, их активное участие в жизни общества могли бы способствовать дальнейшему развитию экономики страны и её стабильному функционированию.

Социализация – это процесс и результат включения индивида в социальные отношения [1]. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей. В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения, и благодаря этому может изменяться его психика.

Высшим уровнем социализации личности является её самоутверждение, реализация её социального потенциала. Этот сложный процесс осуществляется обычно в соответствии с определённым социально-психологическим сценарием, содержание которого зависит как от ролевых позиций субъекта, так и от внешних условий, т. е. воздействия социальной микросреды.

Доказано, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья испытывает трудности проникновения в смысл человеческих отношений, потому что он не может их познать теми способами, которыми пользуется нормально развивающийся ребёнок [1].

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребёнка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб – ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.

Решение проблемы социального воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности. Их преодолению способствуют процессы реабилитации и социального воспитания, которые заняли подобающее место в системе коррекционной педагогики лишь в конце XIX века.

На современном этапе специальные школы и интернаты признаются сегрегационными, что носит дискриминационный характер и выражает «навешивание социального ярлыка». В этой связи развивается система образования для детей с особыми потребностями по типу «включения в общий поток», или интеграции. Эксперты ЮНЕСКО на совещании по специальному образованию (1980) утверждают: «главное – содействовать максимальной интеграции инвалидов в общество. В противном случае возникают нежелательные явления и психологические барьеры». Общество, воодушевлённое идеями о безбарьерном мире для инвалидов, об интеграции детей с проблемами в общеобразовательные учреждения, выступает за сокращение числа специальных школ и перевод значительного числа учащихся в общеобразовательную среду, открытие классов для ранее необучаемых глубоко умственно отсталых детей. Ведущей тенденцией также является «билингвистический подход», который демонстрирует реализацию права неслышащих на собственную культуру, собственный язык (жестовый), систему обучения, имеющую своей целью воспроизводство этой культуры, а не культуры слышащего большинства.

Эффективность социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от двух значимых социально-психологических факторов [3]:

– полноты и достоверности информированности о проблемах и правовой грамотности в их отношении учителей и учащихся различных типов образовательных учреждений;

– психологической толерантности к инвалидам и воспитания её в общеобразовательных школах, а также желания и умения оказать детям-инвалидам помощь в их самореализации.

Учёт этих факторов необходим для социальной интеграции и создания комплексной системы психолого-педагогической и медико-социальной peaбилитации и сопровождения учащихся с глубокими и множественными нарушениями в развитии. Одним из направлений решения проблемы социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья является определение социально-психологических и психолого-педагогических факторов, а также неблагоприятных индивидуальных и личностных особенностей, затрудняющих развитие и самореализацию этих детей. Определить структуру системы специального образования, пути, способы, организационные формы и психолого-педагогические условия их реализации в современных социально-экономических и нравственно-психологических условиях общества – это значит помочь ребёнку с интеллектуальными и сенсомоторными нарушениями включиться в социальные отношения общества. Главный акцент в воспитании и социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья должен делаться не столько на процессе усвоения, упорядочения и воспроизведения им определённой системы ценностей, сколько на создании определённых условий для его социализации.

Социально-педагогическая сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в целенаправленной педагогической поддержке детей, раскрытии их реабилитационного потенциала в различных формах деятельности. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения индивидуальной программы социально-педагогической реабилитации и подготовки окружающих (детей, взрослых) к принятию детей с особенностями в развитии (организация движения детского милосердия, школы помощника социального педагога и др.).

В условиях оздоровительного комплекса эффективная социально-педагогическая реабилитация обусловлена взаимодействием детей с ограниченными возможностями здоровья, микросоциума (здоровых сверстников, родителей, сотрудников учреждения и др.), социальных педагогов, при котором реабилитационная методика направлена на раскрытие социального потенциала каждого ребёнка в деятельности. 
Социально-педагогическая деятельность по развитию социального потенциала ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на его успешную социализацию, включает [2]:

–   развитие духовных и физических способностей ребёнка;

– содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему;

– обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны как допускающие обучение лишь практическим навыкам;

– установление реального и более комфортного контакта с внешним миром;

– поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия;

– облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни.

Основными социальными проблемами детей с ограниченными возможностями являются барьеры в осуществлении прав на охрану здоровья и социальную адаптацию, образование, трудоустройство. Переход на платные медицинские услуги, платное образование, неприспособленность архитектурно-строительной среды к особым нуждам детей-инвалидов в зданиях общественной инфраструктуры (больницах, школах, средних и высших образовательных учреждениях), финансирование государством социальной сферы по остаточному принципу усложняют процессы социализации и включения их в общество.

Особо значимой социальной проблемой детей с ограниченными возможностями, по мнению автора, является отсутствие специальных законов и нормативных актов, устанавливающих ответственность органов государственной власти и управления, должностных лиц учреждений и организаций за реализацию прав детей-инвалидов на охрану здоровья, социальную реабилитацию и независимое существование. Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями, связанных с включением их в общество, по мнению автора, может быть только комплексным, с участием органов управления социальной защиты населения, экономики, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, строительства и архитектуры, а также необходима разработка единой, целостной системы социальной реабилитации. При комплексном взаимодействии различных государственных и общественных структур можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными возможностями, что они смогут в будущем трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Процесс социализации детей с ОВЗ, хотя и имеет общие черты с социализацией обычных детей, но в то же время существенно отличается от процесса социализации прочих учащихся. И он всегда будет актуален, потому что, жизнедеятельность ребенка с ограниченными возможностями особенна и требует специального подхода со стороны взрослых. Это подтверждает тот факт, что в настоящее время практически в каждой школе, в том числе и в нашей имеется определенная группа детей, которые относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, в соответствии их особыми образовательными потребностями

Мероприятия, необходимые для наилучшей социализации школьников

1. Организация внеурочной работы (кружки, секции, клубы по интересам).

2. Беседы с родителями и детьми на актуальные  темы (злоупотребление алкоголем, употребление психотропных и наркотических препаратами и последствия этого; семейное воспитание: необходимость, значимость и основа развития личности; важность получения образования и навыков трудовой деятельности в изменяющихся социально-экономических условиях и пр.)

3. Психологическая помощь и консультации детям с ОВЗ и обычным школьникам в различных жизненных ситуациях.

4.Обеспечение доступности профессионально-трудовой подготовки учащихся.

5.Создание условий успешной социализации через организацию системной профориентационной, пропедевтической, углубленной и начальной профессиональной подготовки с использованием возможностей дополнительного образования.

               6. Расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, об окружающем микросоциуме.

Мероприятия социального педагога

п/п

Мероприятия

Сроки

выполнения

1.

Участие в подготовке к заседанию школьной ПМПК по вопросу определения обучающихся на инклюзивное образование.

 

август

2.

Проведение мониторинга занятости  вовлечение учащихся с ОВЗ в кружки и секции по интересам.

 

сентябрь

3.

Консультации для родителей детей с ОВЗ «Поддержка и сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в школе».

 

ноябрь, апрель

4.

Подготовка и организация летнего отдыха детей с ОВЗ

 

март-июнь

5.

Патронаж семей детей с ОВЗ.

 

в течение года

6.

Уроки доброты,15-минутки, коррекционные занятия по формированию навыков в игровой и коммуникативной деятельности  по формированию  социально-коммуникативных навыков общения.

 

в течение года

7.

Трудовой десант, работа на пришкольном участке   для  воспитания трудолюбия,  формирования   коллектива.

 

в течение года

8.

Правила самообслуживания в быту, социально бытовое обучение, укрепление здоровья через кружковую работу.

 

По программе

 

 

 

Ожидаемые результаты

1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях общеобразовательного учреждения.

2. Будут сформированы и развиты у детей с ограниченными возможностями здоровья такие личностные качества, ключевые компетентности, которые помогут им адаптироваться к социуму и позволят реализовать свой потенциал в обществе, в будущей профессиональной деятельности.

3. Активное участие детей с ОВЗ в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках творческих работ и т.д. и получение положительных результатов, улучшит качество социализации школьников.

4. Педагоги получат опыт работы с учащимися с ОВЗ.

5. Общество получит полноценно развитые личности из числа детей с ОВЗ, максимально адаптированные к жизни в социуме.

6. Родители получат необходимые знания для выстраивания отношений с детьми с ОВЗ, возможность обучения своих детей в общеобразовательной школе.

7. Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития.


 

Спецсеминар «Организация профориентационной работы в школе»

Спецсеминар «Организация профориентационной работы в школе»

Таким образом, существует ряд серьёзных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием

Таким образом, существует ряд серьёзных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием

Система профессионального самоопределения разделяется на 3 основных раздела

Система профессионального самоопределения разделяется на 3 основных раздела

Например, ребёнок пробует себя в профессиях повара, рабочего овощехранилища, на практике в роли швеи, попытаться « устроиться на работу»;

Например, ребёнок пробует себя в профессиях повара, рабочего овощехранилища, на практике в роли швеи, попытаться « устроиться на работу»;

Работая таким образом можно добиться повышения статуса трудового воспитания, осознания детьми своего места в жизни и возможности профессиональной самореализации, повышенный интерес учащихся к возможностям собственного…

Работая таким образом можно добиться повышения статуса трудового воспитания, осознания детьми своего места в жизни и возможности профессиональной самореализации, повышенный интерес учащихся к возможностям собственного…

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении…

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении…

Ведущей тенденцией также является «билингвистический подход», который демонстрирует реализацию права неслышащих на собственную культуру, собственный язык (жестовый), систему обучения, имеющую своей целью воспроизводство этой культуры,…

Ведущей тенденцией также является «билингвистический подход», который демонстрирует реализацию права неслышащих на собственную культуру, собственный язык (жестовый), систему обучения, имеющую своей целью воспроизводство этой культуры,…

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения индивидуальной программы социально-педагогической реабилитации и подготовки окружающих (детей, взрослых) к принятию детей с особенностями в развитии…

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения индивидуальной программы социально-педагогической реабилитации и подготовки окружающих (детей, взрослых) к принятию детей с особенностями в развитии…

Особо значимой социальной проблемой детей с ограниченными возможностями, по мнению автора, является отсутствие специальных законов и нормативных актов, устанавливающих ответственность органов государственной власти и управления,…

Особо значимой социальной проблемой детей с ограниченными возможностями, по мнению автора, является отсутствие специальных законов и нормативных актов, устанавливающих ответственность органов государственной власти и управления,…

Процесс социализации детей с ОВЗ, хотя и имеет общие черты с социализацией обычных детей, но в то же время существенно отличается от процесса социализации прочих…

Процесс социализации детей с ОВЗ, хотя и имеет общие черты с социализацией обычных детей, но в то же время существенно отличается от процесса социализации прочих…

Проведение мониторинга занятости вовлечение учащихся с

Проведение мониторинга занятости вовлечение учащихся с

Родители получат необходимые знания для выстраивания отношений с детьми с

Родители получат необходимые знания для выстраивания отношений с детьми с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2020