Подготовка учителя к уроку является кропотливой и непростой работой. Значительно облегчает этот процесс, если в арсенале педагога есть план или логико-структурная схема, отражающая ход занятия или это может быть небольшой кейс – помощник. В своей практике я достаточно часто использую краткие планы занятий. В данной методической разработке предлагаю план конкретного урока химии. План может быть интерпретирован любым педагогом под свои потребности. План опирается на учебник химии по УМК О.С. Габриеляна
ЗЯБКИНА О.А. УЧИТЕЛЬ ХИМИИ МБОУ МИТРОФАНОВСКОЙ СОШ
Тема: Сплавы
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : сплавы (сталь, чугун, бронза, дюралюминий).
Т р е б о в а н и я к у р о в н ю п о д г о т о в л е н н о с т и в ы п у с к н и к о в .
У м е т ь : характеризовать связь между составом, строением и свойствами
сплавов.
Ц е л ь : сформировать представление о сплавах и их классификации.
О б о р у д о в а н и е : коллекции сплавов.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
О п р о с у д о с к и .
Записать уравнения реакций коррозии железа во влажном воздухе; записать
уравнения реакций коррозии железа в кислой среде, при контакте с цинком и
медью.
У с т н о : перечислить способы защиты металлов от коррозии; разбор
упражнений 4, 6 к § 10.
II. Объяснение нового материала.
Сплавы – это материалы, состоящие из нескольких компонентов, хотя бы
один из которых – металл.
В настоящее время используется более 5000 сплавов, среди них наибольшее
значение имеют сплавы железа (чёрные металлы), алюминия, меди и цинка
(цветные металлы). Рассмотрите в коллекции сплавы этих металлов, по учебнику
(на с. 35–37, табл. 4–5) ознакомьтесь со свойствами чугуна и стали.
Заполним таблицу «Классификация сплавов»:
Вид
сплава
1
Твёрдые
растворы
замещения
Особенности
строения
2
Особенности
свойств
3
Металлы имеют близкие по
размерам атомы и
однотипные
кристаллические решётки, в
узлах кристаллической
решётки при охлаждении
расплава располагаются
Сплавы обладают более
высокой твёрдостью,
прочностью,
химической
стойкостью,
электропроводностью и
пластичностью по
Пример
4
Мельхиор
;
;атомы и ионы обоих
металлов
сравнению с исходными
металлами1
Твердые
растворы
внедрения
Более мелкие атомы и ионы
внедряются в пустоты
кристаллической решетки
металла, имеющего более
крупные атомы
Механичес
кие смеси
(эвтектика
)
Металлы имеют разные
кристаллические решётки,
при охлаждении расплава
образуется смесь
кристаллов разных металлов
2
3
Сплавы обладают
более высокой
твердостью и
химической
стойкостью, меньшей
пластичностью
Температура
плавления сплава
ниже, чем у каждого из
исходных металлов
Окончание табл.
4
;
Чугун
сталь
Припой
:\
327,4°С;
231,9°С;
181°С
Интермета
ллические
соединени
я
Металлы взаимодействуют
между собой, образуя
соединения переменного
состава, в которых
присутствует ковалентная
связь
Твёрдость сплава
выше, а пластичность
ниже, чем у исходных
металлов.
Полупроводники
;
Домашнее задание: записи в тетради; § 7, упр. 2.
;
;
;
;