Программа секции волейбол внеурочной деятельности составлена на основе учебного пособия « Внеурочная деятельность. Волейбол: пособие для учителей и методистов»/Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М. : Просвещение, 2012.
Система физического воспитания в нашей стране имеет многолетний опыт становления и направлена на решение основных социально значимых задач: укрепление здоровья населения, физическое и двигательное развитие и воспитание высоких нравственных качеств.Программа секции волейбол внеурочной деятельности составлена на основе учебного пособия « Внеурочная деятельность. Волейбол: пособие для учителей и методистов»/Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М. : Просвещение, 2012.
Система физического воспитания в нашей стране имеет многолетний опыт становления и направлена на решение основных социально значимых задач: укрепление здоровья населения, физическое и двигательное развитие и воспитание высоких нравственных качеств.
СПОРТИВНАЯ СЕКЦИЯ
«ВОЛЕЙБОЛ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа секции волейбол внеурочной деятельности составлена на основе учебного пособия «
Внеурочная деятельность. Волейбол: пособие для учителей и методистов»/Г.А. Колодницкий, В.С.
Кузнецов, М.В. Маслов. М. : Просвещение, 2012.
Система физического воспитания в нашей стране имеет многолетний опыт становления и
направлена на решение основных социально значимых задач: укрепление здоровья населения,
физическое и двигательное развитие и воспитание высоких нравственных качеств.
Особое внимание уделяется детскому возрасту, поскольку на этом этапе развития закладывается
основа дальнейшего совершенствования и формируется потенциал физических возможностей,
которые могут быть реализованы в различных сферах деятельности человека.
Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность и
предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол» образовательной программы
средней школы (59 кл.). Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что
занятия по ней, позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми
приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение
раздела «волейбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми
навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так
как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у подростков,
имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского
организма. Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее
количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит
учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в
волейболе. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в
других программах уделено незаслуженно мало внимания.
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивнооздоровительной направленности
«Волейбол» для учащихся 59 классов разработана на основе:
требований нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации,
действующими образовательными программами по физической культуре для образовательных
учреждений.
Цели и задачи
Цель программы углублённое изучение спортивной игры волейбол.
Основными задачами программы являются:
укрепление здоровья;
содействие правильному физическому развитию;
приобретение необходимых теоретических знаний;
овладение основными приемами техники и тактики игры;
воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства
дружбы;
привитие ученикам организаторских навыков;
повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу.
Общая характеристика курса
Волейбол один из наиболее массовых и любимых видов спорта у нас в стране. Занятия
волейболом улучшают работу сердечно сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную
систему, развивают подвижность суставов. Постоянное взаимодействие с мячом способствует
улучшению периферического зрения, ориентировке в пространстве. Развивается двигательная
реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся
максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться
приобретенными навыками. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость
принятия решений.
Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические
возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки
физической культуры.
Программа «Волейбол» направлена на реализацию следующих принципов:
принцип модификации, основанный на выборе средств, методов и форм организации занятий,
учитывающих возрастно половые и индивидуальные особенности детей.
принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей осмысленного
отношения к выполнению поставленных задач.
принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к ученикам, который создает
благоприятные условия для развития личностных способностей.
принцип последовательности обеспечивает перевод двигательного умения в двигательный навык
Место программы в учебном плане
Программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности
учащихся 59 класса. Рассчитана на 34 учебных часа и предполагает равномерное распределение
этих часов по неделям с целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со
школьниками. Периодичность один раз в неделю по одному учебному часу ограниченному
временем (45 мин).
Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка.Календарнотематический план работы
волейбольной секции
для учащихся 7 – 11 классов
Цель: Создание возможностей разностороннему физическому развитию школьников.
Задачи: 1. Обучать техникотактическим действиям игры в волейбол.
№
заняти
я
12
345
678
91011
2. Развивать ловкость, силу, точность, быстроту реакции.
3. Воспитывать честность, решительность, смелость, взаимопомощь.
Наименование темы занятий и
содержание работы
I четверть – 18 занятий
Дата
проведе
ния
Правила по технике безопасности на занятиях спортивных игр.
Краткий исторический очерк развития волейбола.
Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом.
Подвижные игры и эстафеты.
Изучение верхней передачи мяча сверху.
Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом.
Подвижные игры и эстафеты.
Основные стойки, изучение основных способов перемещений и
остановок.
Закрепление навыка передачи мяча сверху.
Обучение приёму и передаче мяча снизу двумя руками.
Общая и специальная физическая подготовка.
Подвижные игры и эстафеты.
Основные стойки, перемещения и остановки.
Нижняя и верхняя передачи.
Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом.
Подвижные игры и эстафеты.
Основные стойки, перемещения и остановки.
Нижняя и верхняя передачи.
Введение в начальные игровые ситуации.
121314 Сведения о строении и функциях организма человека.
Общая и специальная физическая подготовка.
Нижняя и верхняя передачи.
Отбивание мяча кулаком через сетку.1516
1718
1920
2122
2324
25
26
27
28
Введение в начальные игровые ситуации.
Правила игры.
Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом.
Подвижные игры и эстафеты.
Основные стойки, перемещения и остановки.
Нижняя и верхняя передачи.
Введение в начальные игровые ситуации.
Нижняя боковая подача.
Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом.
Подвижные игры и эстафеты.
Основные стойки, перемещения и остановки.
Нижняя и верхняя передачи.
Введение в начальные игровые ситуации.
II четверть – 14 занятий
Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм, самоконтроль.
Основные стойки, перемещения и остановки.
Нижняя и верхняя передачи.
Верхняя передача в прыжке.
Подвижные игры и эстафеты.
Нижняя боковая подача.
Общая и специальная физическая подготовка.
Подвижные игры и эстафеты.
Основные стойки, перемещения и остановки.
Нижняя и верхняя передачи.
Введение в начальные игровые ситуации.
Нижняя боковая подача.
Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом.
Основные стойки, перемещения и остановки.
Нижняя и верхняя передачи.
Верхняя передача в прыжке.
Подвижные игры и эстафеты.
Общая и специальная физическая подготовка.
Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом.
Подвижные игры и эстафеты.
Основные стойки, перемещения и остановки.
Нижняя и верхняя передачи.
Введение в начальные игровые ситуации.
Нижняя боковая подача.
Контрольное испытание по общей физической подготовке.
Двухсторонняя контрольная игра.
Общая и специальная физическая подготовка.
Подвижные игры и эстафеты.
Основные стойки, перемещения и остановки.
Нижняя и верхняя передачи.
Введение в начальные игровые ситуации.
Нижняя боковая подача.
Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом.
Нижняя и верхняя передачи.
Верхняя передача в прыжке.
Подвижные игры и эстафеты.
Нижняя боковая подача.29
30
31
32
3334
3536
3738
3940
4142
4344
Двухсторонняя игра в волейбол в три касания.
Общая и специальная физическая подготовка.
Совершенствование передач мяча сверху и снизу.
Введение в начальные игровые ситуации.
Подводящие упражнения для нападающих действий.
Двухсторонняя игра в волейбол.
Игры «Перестрелка», «Пионербол».
Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом.
Подвижные игры и эстафеты.
Основные стойки, перемещения и остановки.
Нижняя и верхняя передачи.
Введение в начальные игровые ситуации.
Подводящие упражнения для нападающих действий.
Нижняя боковая подача.
Общая и специальная физическая подготовка.
Передачи для нападающих действий.
Двухсторонняя игра в волейбол в три касания.
Игры «Перестрелка», «Пионербол».
Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом.
Нижняя и верхняя передачи.
Прямая нижняя подача мяча.
Нападающий удар с собственного подбрасывания.
Двухсторонняя игра в волейбол.
Игры «Охотники и утки», «Пионербол», «Перестрелка с капитаном».
III четверть – 30 занятия
Влияние физических упражнений на организм занимающихся.
Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом.
Подвижные игры и эстафеты.
Основные стойки, перемещения и остановки.
Нижняя и верхняя передачи.
Введение в начальные игровые ситуации.
Нижняя боковая и прямая подачи.
Общая и специальная физическая подготовка.
Нижняя и верхняя передачи.
Нижняя боковая и прямая подачи.
Подводящие упражнения для нападающих действий.
Двухсторонняя игра в волейбол.
Игры «Охотники и утки», «Пионербол», «Перестрелка с капитаном».
Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом.
Подвижные игры и эстафеты.
Техника верхней передачи в прыжке и обманных ударов.
Передачи для нападающих действий.
Организация и проведение соревнований.
Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом.
Основные стойки, перемещения и остановки.
Введение в начальные игровые ситуации.
Двухсторонняя игра в волейбол.
Подвижные игры и эстафеты.
Общая и специальная физическая подготовка.
Контрольная игра, соревнование.
Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом.4546
4748
4950
5152
5354
5556
575859
Основные стойки, перемещения и остановки.
Подводящие упражнения для верхней подачи.
Обучение разбегу и прыжку для нападающих действий.
Верхняя передача над собой и вперёд.
Двухсторонняя игра в волейбол.
Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом.
Основные стойки, перемещения и остановки.
Нижняя и верхняя передачи.
Нижняя боковая и прямая подачи.
Техника верхней подачи.
Двухсторонняя игра в волейбол.
Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом.
Основные стойки, перемещения и остановки.
Обучение разбегу и прыжку для нападающих действий.
Введение в начальные игровые ситуации.
Двухсторонняя игра в волейбол.
Подвижные игры и эстафеты.
Общая и специальная физическая подготовка.
Нижняя и верхняя передачи.
Упражнения для обучения блокированию.
Нижняя боковая и прямая подачи.
Техника верхней подачи.
Двухсторонняя игра в волейбол.
Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом.
Основные стойки, перемещения и остановки.
Нижняя и верхняя передачи.
Нижняя боковая и прямая подачи.
Техника верхней подачи.
Обучение нападающему удару.
Двухсторонняя игра в волейбол.
Общая и специальная физическая подготовка.
Упражнения в парах с мячом.
Техника игры в волейбол.
Нижняя передача над собой и за спину.
Блокировка нападающего удара.
Двухсторонняя игра в волейбол.
Подвижные игры и эстафеты.
Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом.
Основные стойки, перемещения и остановки.
Нижняя и верхняя передачи.
Нижняя боковая и прямая подачи.
Техника верхней подачи.
Двухсторонняя игра в волейбол.
Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом.
Основные стойки, перемещения и остановки.
Введение в начальные игровые ситуации.
Обучение нападающему удару.
Совершенствование техники верхней подачи мяча.
Двухсторонняя игра в волейбол.
Подвижные игры и эстафеты.
606162 Общая и специальная физическая подготовка.
Упражнения в парах с мячом.Техника игры в волейбол.
Нападающий удар и блокирование.
Нижняя передача над собой и за спину.
Двухсторонняя игра в волейбол.
Подвижные игры и эстафеты.
IV четверть – 18 занятий
Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом.
Совершенствование передач мяча.
Основные виды перемещений к мячу.
Совершенствование техники нижней (прямой и боковой) подач мяча.
Игры и эстафете с элементами волейбола.
Совершенствование нападающего удара и приёма мяча снизу.
Двухсторонняя игра в волейбол.
Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом.
Основные стойки, перемещения и остановки.
Нижняя и верхняя передачи.
Нижняя боковая и прямая подачи.
Техника верхней подачи.
Двухсторонняя игра в волейбол в три касания.
Общая и специальная физическая подготовка.
Упражнения в парах с мячом.
Техника игры в волейбол.
Нападающий удар и блокирование.
Нижняя передача над собой и за спину.
Двухсторонняя игра в волейбол.
Подвижные игры и эстафеты.
Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом.
Совершенствование передач мяча.
Совершенствование техники нижней (прямой и боковой) подач мяча.
Игры и эстафете с элементами волейбола.
Совершенствование нападающего удара и приёма мяча снизу.
Двухсторонняя игра в волейбол.
Совершенствование передач мяча.
Совершенствование техники нижней (прямой и боковой) подач мяча.
Закрепление техники верхней подачи мяча.
Двухсторонняя игра в волейбол в три касания.
Контрольные нормативы для оценки технических приёмов.
Техника игры в волейбол.
Совершенствование техники нападающего удара и постановки блока.
Нижняя передача над собой и за спину.
Двухсторонняя игра в волейбол.
Подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола.
Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом.
Основные стойки, перемещения и остановки.
Введение в начальные игровые ситуации.
Обучение нападающему удару.
Совершенствование техники верхней подачи мяча.
Двухсторонняя игра в волейбол.
Подвижные игры и эстафеты.
Инструкторская и судейская подготовка.
Контрольная игра, соревнование.
63
64
65
66
67
68
69
708182
8384.
8586
Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом.
Совершенствование передач мяча.
Совершенствование техники нижней (прямой и боковой) подач мяча.
Закрепление техники верхней подачи мяча.
Двухсторонняя игра в волейбол в три касания.
Общая и специальная физическая подготовка.
Упражнения в парах с мячом.
Техника игры в волейбол.
Нападающий удар и блокирование.
Нижняя передача над собой и за спину.
Двухсторонняя игра в волейбол.
Подвижные игры и эстафеты.
Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом.
Совершенствование передач мяча.
Совершенствование техники нижней (прямой и боковой) подач мяча.
Закрепление техники верхней подачи мяча.
Двухсторонняя игра в волейбол в три касания.
Тематический план работы волейбольной секции на
2015 – 2016учебный год
Наименование темы
№
п/п
1. Краткий исторический очерк развития волейбола
2.
3.
4.
Сведения о строении и функциях организма человека
Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм,
самоконтроль
Влияние физических упражнений на организм
занимающихся
Основы методики обучения и тренировки
Правила игры, организация и проведение соревнований
Общая и специальная физическая подготовка
Основы техники и практики игры
Контрольные игры и соревнования
5.
6.
7.
8.
9.
10. Контрольные испытания
11. Инструкторская и судейская подготовка
12. Посещение соревнований
Итого:
Количество занятий
практика
всего
теория
1
1
1
1
1
1
18
31
3
4
2
2
66
1
1
1
1
1
1
6
18
31
3
4
2
2
60При нагрузке 4часа в неделю – в год 140часов
Дни занятий: вторник, четверг
Часы занятий: с 19.00 – 21.00ч.