Подборка спортивных упражнений на занятиях по физической культуре у дошкольников.При обучении спортивным упражнениям в детском саду необходимо формировать у детей интерес к физической культуре, а также потребность к самостоятельным занятиям. Обучение спортивным упражнениям реализуется через доступность материала и индивидуальный подход к детям, так как они являются довольно сложными для дошкольников. Целесообразно использовать подводящие упражнения, которые помогут быстрее научить детей избранному двигательному действию.Спортивные упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физичес¬кого развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что заня¬тия спортивными упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, его является эффективным средством закаливания организма ребенка.
Спортивные упражнения
Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются
физкультурой. Особенный интерес вызывают у них спортивные упражнения
(плавание, катание на велосипеде, на санках, на коньках, ходьба на лыжах и т.
д.)
Спортивные упражнения способствуют совершенствованию
деятельности основных
физиологических систем организма (нервной,
сердечнососудистой, дыхательной), улучшению физического развития,
физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально
волевых качеств. Очень ценно, что занятия спортивными упражнениями
способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера,
создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в
коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом и зимой на открытом
воздухе, его является эффективным средством закаливания организма
ребенка.
Целью занятий спортивными упражнениями является ознакомление
детей со спортивными упражнениями, закладывание азов правильной техники.
В процессе обучения спортивным упражнениям чрезвычайно важно
обеспечить сознательное освоение действий. Понимание детьми смысла
действий ускоряет процесс формирования навыков, способствует умению в
последующей двигательной деятельности подбирать эффективные действия и
целесообразно их применять
При обучении спортивным упражнениям в детском саду необходимо
формировать у детей интерес к физической культуре, а также потребность к
самостоятельным занятиям. Обучение спортивным упражнениям реализуется
через доступность материала и индивидуальный подход к детям, так как они
являются довольно сложными для дошкольников.
Целесообразно
использовать подводящие упражнения, которые помогут быстрее научить
детей избранному двигательному действию.
«На санках».
(проводится на спортивной площадке)
Задачи:
1) упражнять в катании по двое;
2) развивать скоростносиловые, координационные способности;
3) упражнять в выполнении движений руками на площадке зимой.
Оснащение занятия: восемьдесять санок, лыжные палки.Билингвальный компонент: шана – санки, жүгір – бегом, айнал –
кругом, жеңіл – легко, сырғанау – катание, жарайсындар – молодцы, незекпен
– кезек – друг за другом.
Ход.
1.«Лошадки». По команде (сигналу) воспитателя первые номера
усаживаются на санки, вторые «впрягаются» в санки. Бег по кругу. Затем
остановка, смена положений в парах. Каждому пробежать до 3050м при
двухтрех сменах.
2.«Черепахи». Каждая пара садится на сани спиной друг другу. По
команде (сигналу) воспитателя дети стараются как можно скорее доехать на
санках до финиша (810м). Каждая пара игроков передвигает свои сани,
отталкиваясь от земли четырьмя ногами одновременно. Побеждает пара,
которая первой доберется до финиша (12 раза).
3.«Строительство тоннеля». Построить из снега тоннель, (можно
несколько). Проехать по тоннелю вдвоем (23 раза).
Методические рекомендации
Строительство тоннеля следует выполнять в теплую погоду или
во время оттепели, когда снег становится мягким, пластичным и
очень хорошо лепится.
Стены тоннеля можно складывать из снежных больших
скатанных шаров, а затем их сделать плоскими, промежутки
между шарами можно залеплять снегом и выравнивать.
«Весёлая поездка».
Играют на накатанной дороге или утоптанной площадке. Игроки
делятся на две команды, равные по силам. Каждая команда выбирает себе
пассажира.
На игровой площадке размещаются две параллельные дороги на
расстоянии 45м друг от друга. Обе дороги делят флажками на равные части
по количеству игроков (длина дороги зависит от количества игроков, но не
менее 50м). У каждого флажка расставляются санки с игроками.
По сигналу первый игрок везёт пассажира на санках до первого
флажка, там пассажир быстро пересаживается на санки ко второму игроку, и
уже тот везёт его дальше и.т.д., пока пассажир не будет доставлен к
конечному пункту (финишу). Какая команда быстрее достигнет пассажира, та
и побеждает.
Можно играть и с одними санками на каждую команду. Тогда
пассажир не пересаживается, а санки с пассажиром передаются следующему
игроку.
«Лыжники».(проводится на спортивной площадке)
Задачи:
1) вырабатывать навыки хождения на лыжах переменным шагом,
поочередно скользя на левой и правой ноге;
2) развивать координационные способности.
Оснащение занятия: лыжи, лыжные палки, флажки большие.
Билингвальный компонент: шаңғы лыжи, шаңғы таяғы –лыжные
палки, жүгір – бегом, айнал – кругом, жеңіл – легко, сырғанау – катание,
жарайсындар – молодцы, кезек пен – кезек – друг за другом.
Ход игры.
«Дети, я вам сейчас объясню и покажу, как правильно нужно ходить на
лыжах. Смотрите! (Перед строем ребят выполняет переменный шаг,
рассказывает, детям, что руками надо размахивать широко и свободно вперед
и назад, сочетая движение рук с ритмом шага). Показывает, как правильно
отталкиваться ногой, полностью её выпрямляя и приподнимая задний конец
лыжи перед выносом ее вперед для скольжения.
А теперь вы сами это выполните. Не торопитесь браться за палки.
Будем учиться скользить на лыжах без палок».
Передвижение на лыжах на согнутых ногах, свободно покачиваясь и
пружиня (84 мин).
Передвижение коньковым шагом, заложив руки за спину, слегка
нагнувшись вперед и перенося массу тела с ноги на ногу с незначительным
наклоном в сторону опорной ноги (34 мин).
«Возьмите палки». Передвижение скользящим шагом с палками в
руках, держа их за середину (34 мин). (Это помогает детям привыкнуть к
весу палок и движению рук в боковой плоскости, а не в сторону и перед
грудью.)
Передвижение на лыжах в медленном темпе до 500м переменным
шагом.
«Гонка на одной лыже». Дети образуют три команды. В колоннах
участники стоят на одной лыже. По команде воспитателя, стоя на одной лыже
правой (левой) ногой и отталкиваясь другой, первые из колонн проходят
дистанцию 10м, огибают флажок и возвращаются в свою колонну, становятся
сзади. Как только возвратившийся в колонне пересекает линию старта,
движение по дистанции и начинает следующий участник команды (12 раза).
Методические рекомендации
Дети самостоятельно должны брать лыжи из стоек и ставить их
на место, скреплять и разбирать их.
Воспитатель обязан показать, как надо переносить скрепленные
лыжи на плече. Воспитатель должен следить за тем, чтобы в строю, дети ста
вили скрепленные лыжи пятками на снег у носка правой ноги,
скользящими поверхностями вперед (от себя), и придерживали
правой рукой за грузовые площадки.
Каждый ребенок должен не только уметь самостоятельно
проделывать все эти действия, но и помогать товарищу,
надевать и снимать лыжи, складывать и переносить их.
«Гонка за лидером».
Две команды выстраиваются на противоположных сторонах учебного
круга. По сигналу они начинают движение по кругу (в одну сторону). Тут же
следует второй сигнал, и последние игроки выбегают на внутреннюю лыжню и
бегут вперед, как только последний «трок встал первым, стартует следующий
игрок и т. д. Как только игрок, начинающий первым, снова окажется первым,
команда останавливается. Какая команды быстрее справится с заданием, и
побеждает.
«Выручалочки». (салки с выручением)
Играют на лыжах (с палками или без, это уже на усмотрение
ведущего). Играющие выбирают водящего, который становится сайкой и
должен осалить любого игрока. Особенность этой игры в том, что, как только
водящий начинает настигать когото, любой игрок может выручить товарища,
пробежав между ним и преследователем и тогда водящий салка обязан
бежать за ним, но и того могут выручить товарищи таким же образом. Игрок,
которого осалили, меняется с салкой ролями, и игра продолжается с новым
водящим.
Здесь следует соблюдать два условия: пересаливать сразу нельзя и
если игрок, бегущий между салкой и убегающим, задевает нос лыж
догоняющего, он выбывает из игры (последнее условие необходимо, чтобы
игроки рассчитывали свой бег и случайно не сломал друг другу лыжи).
«Вызов номеров на лыжах».
Играют на лыжах, но без палок. Игроки делятся на две команды, и
каждая из них выстраивается в колонну. Игроки в командах засчитываются по
порядку номеров.
Ведущий называет любой номер, например третий. Тогда из каждой
команды третьи делают шаг влево (или вправо), бегут вперед (с внешней
стороны колонны), огибают первого и возвращается по внутренней стороне на
свое место. Кто первым вернулся и встал точно на свое место, тот и приносит
своей команде одно очко. Ведущий называет другой номер, и игра
продолжается. Если вызываются первые, они разворачиваются и объезжают
последнего, извращаются и встают на свое место.Можно играть подругому.
Первый вариант обегать по кругу колонну.
Второй вариант в 1015м перед колоннами втыкается палка,
вызываемые игроки должны пробежать, объехать палку и вернуться на свои
места. Первый вернувшийся приносит своей команде 1 очко.
Другой вариант этой игры.
Все игроки делятся на две команды, рассчитываются по порядку
встают на вершину горы (склона). Ведущий называет какойнибудь номер,
вызванные должны спуститься со склона, сделать поворот переступанием
кругом (или в любом месте, или не ближе специально очерченной линии) и
подняться по склону. Каждый победитель приносит своей команде одно очко.
После того как все участники попробуют свои силы, по количеству набранных
очков определяется победитель.
В эту игру можно играть и «каждый сам за себя», соревнуются в парах
(одинаковые номера также должны быть присвоены только т игрокам).
Победивший выходит в следующий круг, где игроки получают новые номера,
и игра продолжается. Последний забег проводится с одной парой, в немто и
определяется абсолютный победитель.
Более сложный вариант этой игры, который желательно проводить на
большом открытом пространстве, но можно и на учебных кругах.
Игроки делятся на две команды, каждая команда рассчитывайся по
порядку номеров и выстраивается в колонну по одному, между колонами
дистанция 35м. Лыжники начинают движение в колоннах, не обгоняя друг
друга. Неожиданно ведущий называет какойлибо номер. Игроки названных
номеров выходят из колонны на внешние их стороны. Выйдя из колонны, они
пропускают всех остальных лыжников и присоединяются в конец колонны.
Кто двоих быстрее займет это положение, та команда получает 1 очко.
Сложность состоит в том, что скорость надо проявить не названному
игроку, а всей команде, которой необходимо как можно быстрее проехать
вперед, чтобы освободить место своему игроку.
Игра проводится, пока не будет назван каждый (некоторые номера
можно назвать дважды, чтобы игроки всегда были внимательны, но вызывать
лучше всего тех, у кого получились спорные моменты или тех, кто
одновременно пришел к финишу.
«Восьмерки».
Играют на свежем снегу, задача игрока (или игроков), совершая
повороты переступанием вправо и влево, выписать на нем восьмерку
диаметром каждого кольца примерно 2,53м. Или несколько игроков идут,
друг за другом прокладывая лыжню в виде восьмерки (пройти по следу
несколько раз в одну и другую сторону). Чья восьмерка окажется более
красивой и симметричной, тот и побеждает.«Все по местам» (лыжники на месте; за мной)
Игра проводится на лыжах с палками. Играют на большой снежной
площадке. Количество участников может быть не ограниченно.
Все играющие размещаются по большому кругу, размер которого
зависит от количества участников. Расстояние между лыжниками 34м.
Выбирается водящий, который становится на лыжах без палок в стороне от
круга.
Все игроки медленно двигаются по кругу друг за другом. Водящий
подъезжает к ним и по своему выбору приглашает когонибудь, говоря «За
мной!» Приглашенный оставляет палки на месте (или одну палку), воткнув их
в снег, и следует за водящим. Так постепенно водящий приглашает всех
лыжников, и они двигаются за ним в колонне по одному. Водящий отводит
колонну в сторону от круга, на котором остались воткнутые палки игроков.
Неожиданно он подает команду «Все по местам!» (или другим сигналом,
свистком, хлопком), и лыжники стремятся быстрее возвратиться в круг и
взяться за любые воткнутые палки. Водящий также занимает место у любых
палок. Тот, кто останется без палок, становится водящим.
Следить необходимо за тем, чтобы игроки, двигаясь за водящим. И не
обгоняли друг друга.
«Встречная эстафета».
На игровой площадке на расстоянии 60100м друг от друга
прокладываются два параллельных лыжных следа стартовые линии.
Играющие делятся на две команды, которые становятся в колонны за
линиями. По сигналу ведущего стоящие в колоннах первые игроки начинают
бег в прямом направлении навстречу друг другу, стремясь как можно быстрее
добежать до противоположной стартовой линии. В момент пересечения ее
играющий (или помощник ведущего) подает условный знак (взмах рукой,
хлопок над головой и т. п.), по которому следующий в его команде игрок
начинает. Выигрывает команда, все игроки которой соберутся за стартовой
линией второй команды.
«Ворота».
Две лыжни, дистанция которых может быть различной, от 50 100 м, в
двух местах перегораживают ворота, которые можно сделать двумя
способами, первый это втыкаются две лыжные палки, а между ними
подвешивается третья палка, образуя верхнюю перекладину, или второй
вариант, более простой, здесь две палки, согнутые по обеим сторонам лыжни,
соприкасаются верхними кедами, образуя треугольник (если двое ворот на
дистанции это сижком легко, то всегда можно поставить третьи и четвертые).Разделившись на две равные команды, игроки строятся перед
стартовой линией. По сигналу первые игроки начинают движение, стараясь
как можно быстрее добраться до первых ворот, здесь они встают на одно
колено и таким образом проезжают в ворота, бегут ко вторым воротам,
которые находятся в 2030 м далее, здесь они уже проезжают в приседе или
на полусогнутых ногах. Добравшись до финишной черты, игрок делает
условный знак второму игроку (взмах рукой, например), после чего тот
начинает движение и протает дистанцию точно так же. Какая команда
быстрее переберется на противоположную сторону, та и побеждает.
«Встречная эстафета с обручами».
Для игры необходимы 12 обручей (колец резиновых или пла
стмассовых диаметром 1520см). На игровой площадке размечаются две
параллельные дорожки (между дорожками должно быть не менее 3м, а длина
дорожек 2030м), через каждый 35м в снег втыкаются лыжные палки (палки
желательно подбирать примерно одинаковой высоты), всего 5 палок на
каждую дорожку.
Игроки делятся на две команды. В командах игроки рассчитываются
на первыйвторой, и первые номера остаются на одной стороне площадки, а
вторые встают напротив них. У первых игроков в руках 6 обручей.
По сигналу они начинают двигаться на лыжах вдоль лыжни палок,
надевая на каждую палку по обручу. Последний обруч (шестой) передается
своему игроку из вторых, а сам игрок встает в конец колонны. Получив обруч,
второй начинает бег вдоль палок, но теперь он собирает все обручи и передает
их следующему игроку из первых и т. д. Играть можно до того, как команды
поменяются местами, кто быстрее поменялся, тот и побеждает, либо до того
момента, когда все игроки пройдут весь круг и вернутся на свои места.
«Мы велосипедисты».
(на территории детского сада)
Задачи:
1) совершенствовать навыки катания на двухколесном велосипеде;
2) обучать ребят тормозить на велосипеде;
3) изучать правила дорожного движения.
Оснащение занятия: велосипеды двухколесные по количеству детей в
группе, тряпочки фланелевые.
Билингвальный компонент: жүгір – бегом, айнал – кругом, жеңіл –
легко, сырғанау – катание, жарайсыңдар – молодцы, кезек пен – кезек – друг
за другом, тұрайық встали.
Ход игры.Подойдите к велосипедам. Осмотрите их. Все ли в порядке? Можно
ехать или есть неисправности? Нет. Хорошо. Садитесь все на велосипеды и
езжайте за мной. Осторожно, не наезжайте друг на друга. Обгон справа. Не
торопитесь, посмотрите при обгоне, есть ли кто у вас близко за спиной, кто
тоже хочет обогнать. Уступите ему, если он не может подождать. Вот мы и
проехали с вами вокруг сада два круга. Всеми я довольна, кроме Кайрата. Что
же ты все время на ребят наезжал? Настоящие велосипедисты так не делают.
Запомни это, и когда мы будем повторять задание, будь внимательнее к тем,
кто с тобой едет рядом.
Мы сейчас поедем с вами как будто на прогулку в лес по
проселочной дороге, не спеша, парами. Хорошо, ребята, едете. Можно
разговаривать друг с другом. Теперь маленькая остановка. Сойдите с
велосипеда, отставьте его в сторонку и немножко разомнитесь. При езде
устала спина прогнитесь назад; потянитесь вверх; присядьте, как пружинки;
встряхните попеременно левой, правой ногой и езжайте дальше (Одиндва
круга).
Следующий круг вы проделаете, выполняя сложное задание. Будете
управлять велосипедом одной рукой, какой вам удобно (правой или левой).
Поехали. Молодцы! Почти у всех получается. За мной, ребята, за мной,
Карлыгаш, не бойся, подними одну руку в сторону, а другой держись
покрепче. Посмотрите, как у ребят. Ах! Ктото у нас упал! Это... Азамат! Все
остановились. Кто там засмеялся? Что за смех, когда Азамату больно?
Вставай, Азамат. Не ударился? Ну, потри себе колено рукой. Догоняй нас
(один два круга).
Не устали? Будем еще кататься? Да! Тогда едем на участок по
правилам дорожного движения. Вы там раньше бегали и ходили, а сейчас
ездить будете. Будьте внимательны, следите за моими действиями и словами.
Катайтесь по площадке в одну сторону, стайками, друг за другом, как хотите,
только следите за светофором. Кто не выполнит правила светофора, выйдет
из игры. Поехали! Катайтесь, катайтесь. (На светофоре зеленый.) А вот
красный. ЧП. Ой, сколько ребят не заметило запрещающего сигнала. Я
«отбираю» у вас права на вождение велосипедом до следующего занятия.
Катаются те, кто не нарушил правил дорожного движения. На светофоре
зеленый свет! А вот желтый, приостановились. Молодцы! Загорелся красный,
опять желтый поехали...
Методические рекомендации
Занятие на велосипедах желательно проводить по подгруппам.
Когда одна подгруппа занимается на велосипедах, другая может
выполнять какоелибо другое задание, даже и не физкультурное.
На участке детского сада следует выделить и оборудовать место
для игры в правила дорожного движения, обозначить перекрестки, направления движения и поворотов, поставить
светофоры, подготовить регулировщиков.
Ребят, не умеющих кататься на двухколесном велосипеде
обучать езде на трехколесном в общей группе или отдельно
(индивидуально) на двухколесном.
«Коньки».
(проводится на спортивной площадке)
Задачи:
1) упражнять в разбеге и скольжении на двух ногах на коньках;
2) обучать торможению в скольжении после бега по прямой на двух
параллельных коньках.
Оснащение занятия: коньки по числу детей в группе.
Билигвальный компонент: сырғанау –катание, жүгір – бегом, айнал –
кругом, жеңіл – легко, сырғанау – катание, жарайсыңдар – молодцы, кезек пен
– кезек – друг за другом, қар –снег.
Ход занятия
Упражнения на коньках в раздевалке.
Постоять в равновесии на левом, правом коньке, «перекатиться» с
носка на пятку (11,5 мин).
Присесть до полуприседа, ступни параллельно (56 раз).
Из положения «поза конькобежца» отвести ногу в сторону и назад (56
раз в каждую сторону).
Упражнения на коньках на льду.
После небольшого разбега (34 шага) прокатиться в и.п. конькобежца
1015 т (23 раза).
То же, прокатиться парами, взявшись за руку (23раза).
То же, прокатиться тройками (12раза).
Скольжение на двух ногах после разбега. Во время скольжения
несколько раз присесть.
«Собери скорее».
У стартовой черты встают тричетыре конькобежца. Перед каждым на
расстоянии 45м кладут снежок и за ним через каждые 34м еще дватри
снежка. По команде воспитателя «Марш!» играющие бегут по направлению к
первому снежку, тормозят «полукругом в скольжении», наклоняются, берут
снежок в руки, потом бегут ко второму, третьему, поднимают их и бегут
обратно. Побеждает тот, кто вернется первым, подобрав все снежки. Затем
следующие приступают к игре.
Произвольное скольжение на коньках (34 мин).
Методические рекомендации Необходимо обратить внимание на координацию движений во
время бега на коньках, придавая большое значение движению
рук. Согласованными движениями считаются такие, когда при
завершении отталкивания одной ногой и начале отталкивания
другой руки занимают положение у бедер; конек опорной ноги
находится в это время рядом с коньком толчковой ноги (так
называемая группировка). Если ребенок правильно бежит на
коньках, на льду остается рисунок елочки.
Заострить внимание воспитателя на том, чтобы дети овладели
разнообразными способами торможения. Разучивание тормо
жений не требует какихто специальных упражнений. Они осваи
ваются путем многократных повторений во время обычного
катания и игр на льду. Умение быстро останавливаться на катке
среди многочисленных катающихся важно для предупреждения
столкновений.
Обратить внимание детей на три способа торможения:
а) выставляя одну ногу вперед и поворачивая конек носком
внутрь поперек движения;
б) обе ноги поворачивая носками внутрь с опорой на внутренние
края коньков;
в) поворотом обоих коньков поперек движения боком.
«Бег с шариками».
Для игры потребуются воздушные шарики и коньки. Задача игрока
(или игроков) держать шарик, прижав к груди, потом разбежаться и опустить
руки: кто дольше сможет прокатиться и не уронить шарик (без поддержки
рук), тот и побеждает.
Другой вариант, когда игрокам необходимо прокатиться как можно
дальше, ведя шарик головой (шарик положить на голову или прислонить ко
лбу). Здесь можно определять победителя по тому, то дальше проедет или
кто дольше продержит шарик.
«Бег в мешках».
Эта игра хорошо для праздников и развлечений. На льду размечают
линии старта и финиша (на расстоянии 2530м друг от друга). Участники
игры встают на стартовую линию и надевают вики (у каждого мешка должно
быть распорото дно). По сигналу ведущего участники бегут до финиша. Тот,
кто первым добегает, побеждает.
«Где слышится звон колокольчика?».
Играют в лесу, парке или на сильно пересеченной местности. Ве
дущему для игры, потребуются три помощника (желательно, чтобы это быливзрослые), которые заранее уходят в разные места леса или парка. У каждого
помощника в руках колокольчик. Договариваются об определенном времени.
Колонна детей следует за ведущим, неожиданно раздается звон
колокольчика. Ведущий спрашивает: «Где позвонили?» Ребята показывают
направление. «Давайте пойдем, посмотрим!» предлагает ведущий. Все
начинают двигаться в сторону звона. Неожиданно звон прекращается, и
появляется совсем в другом месте. «Колокольчик от нас убегает, надо
догнать его!» восклицает ведущий, и все снова пускаются в путь, но уже в
другу? сторону (сторону, где слышен звон колокольчика, показывают дети)
колокольчик в третий раз меняет свое местоположение, и опять детям
приходится бежать в другую сторону.
Так повторить несколько газ, но не более 56, после чего дать найти
сначала одного, потом другого и третьего помощников. Они могут сказать,
что заблудились в лесу (парке) и хотели колокольчиком позвать когонибудь
на помощь, ведь кричать на холодном воздухе не рекомендуется, чтобы же
испортить голосовые связки.
«Спасенные» благодарят ребят за то, что они их нашли, и
присоединяются к общей колонне, которая следует дальше, к следующим
приключениям.