Способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в преподавании информатики компетентностно-ориентированных заданий, управление и самоуправление учебно-познавательной деятельностью с использованием ситуационных заданий
ГУО «Белынковичский учебно-педагогический комплекс
ясли-сад – средняя школа Костюковичского района»
Мазалевская Людмила Михайловна
Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся является актуальной проблемой современной педагогики. В настоящее время значительно уменьшилась мотивация изучения информатики. Теперь почти у каждого учащегося есть персональный компьютер, выход в интернет, т. е. компьютер стал бытовым прибором. В следствие чего он утратил в значительной степени мотивационную силу. Снижение интереса к предмету ведет к ухудшению успеваемости. Задача педагога – активизировать учебно-познавательную деятельность школьников.
Существует три уровня познавательной активности.
Первый уровень – воспроизводящая активность.
Второй уровень – интерпретирующая активность.
Третий уровень – творческий.
Каждый ребенок последовательно проходит в своем развитии все 3 уровня познавательной активности, и ни в коем случае нельзя преуменьшать значение 1 и 2 уровней. Под активизацией и формированием познавательного интереса понимается поэтапное продвижение учащихся от воспроизводящей познавательной активности к интерпретирующей, от интерпретирующей активности – к творческому уровню.
Что же такое «активизация»?
Активизация - это такая организация познавательной
деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслей и практических действий каждого ученика.
Познавательная активность - разновидность социальной активности, проявляющейся по отношению к процессу познания.
Критерии познавательной активности:
количество и качество изучаемого материала, познавательный интерес, сформированность приемов умственной деятельности, уровень подготовленности к обучению, количество используемых источников в обучении и самообразовании, самостоятельность и инициативность в обучении, в познании.
Факторы, формирующие познавательную активность учащихся можно выстроить вследующую цепочку:
Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (Потребность Интерес Мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся
Развитие познавательных интересов на уроках информатики я обеспечиваю через:
содержание учебного материала;
виды и формы ведения урока, контроль знаний;
активное использование форм самостоятельной работы учащихся, самоконтроля;
создание благоприятного психологического климата.
Одним из способов формирования познавательныхинтересов является компетентностный подход в обучении, который предполагает формирование ключевых компетенций учащихся.
Компетентностно-ориентированное задание имеет следующую структуру:
Стимул - погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение;
Задачная формулировка - точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания;
Источник информации - содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания;
Бланк для выполнения задания - задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания;
Инструмент проверки: аналитическая шкала, модельный ответ - перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа; ключ - эталон результата выполнения учащимся задания закрытого типа;
Подбирая компетентностно-ориентированное задание, учитель должен:
осознавать, какие аспекты каких компетентностей формирует (проверяет) задание;
оценивать сложность учебного материала (если выполнение задания зависит от некоторого знания, учитель должен убедиться, что учащийся этим знанием располагает);
понимать и задавать уровень сложности источника (источник один – информация прямая, информация косвенная; несколько источников; источники содержат информацию, дополняющую друг друга; источники содержат избыточную информацию; источники содержат противоречивую информацию).
Примеры компетентностно-ориентированных заданий
Тема: «Структура компьютера»
стимул: если вы будете знать структуру компьютера и назначение его блоков, вы сможете самостоятельно работать на нем.
Формулировка задания:
Задание 1: Подпишите основные функциональные блоки компьютера и устройства, подключённые к нему.
Источник информации: учебник информатики 6 класс , с. 19 – 22.
Задание 2.
Введение в проблему, стимул: вы продавец-консультант магазина компьютерной техники, в котором хранение товаров организовано по секциям: 1- устройства ввода информации; 2 – устройства вывода информации; 3 – устройства хранения информации; 4 – другое.
Формулировка задания: в магазин поступили новые товары. Вам необходимо распределить их по секциям. Список товаров: клавиатура, монитор, мышь, сканер, флэш-накопитель, принтер, системный блок, веб-камера, микрофон, наушники, колонки, джойстик, жесткий диск, процессор.
В ответе после номера секции запишите все товары из списка, которые к ней относятся
Тема «Форматирование текстового документа», 8 класс
Стимул: вы являетесь сотрудником типографии. Вам поступил заказ по оформлению визитных карточек сотрудников и учащихся ГУО «Белынковичский УПК ясли-сад – средняя школа Костюковичского района». Заказчик указал требования, которые должны быть Вами выполнены.
Задачная формулировка: используя возможности текстового редактора создайте визитки, учитывая требования клиента.
Требования: визитка имеет размеры 9Х5 см и содержит сведения: название учреждения, Ф. И. О, должность, адрес, телефон, E-mail.
Настроить параметры страницы: левое правое поле – 1, 5 см.
Вставить таблицу – 5 строк и 2 столбца
Настроить высоту строк по 5 см
Занести в таблицу данные о себе.
Оформление визитки: название УО – размер шрифта 10, начертание - полужирный, выравнивание - по центру; Ф.И.О. – размер шрифта 14, выравнивание – по центру, полужирный; должность – размер шрифта 11, выравнивание – по центру; адреса и средства связи - – размер шрифта 12, выравнивание – по правому краю
Задания такого типа позволяют ребенку соотносить себя с действительностью, активизировать самостоятельную учебную деятельность, изменить характер его работы, позицию и характер деятельности учителя, взаимоотношений между педагогом и учеником.
Компетентностно - ориентированные задания позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством грамотной организации изучения программного материала
Компетентностно - ориентированные задания
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.