Способы достижения современного качества образования учащихся начальных классов на уроках математики.
Определив для себя два года назад, над какой методической темой я буду работать, я осознавала, что перемены, произошедшие в жизни нашего общества и в современной школе, непременно отражаются на всей работе учителя, требуют от него нового подхода ко всему учебно-воспитательному процессу, и, в частности, существенно изменят моё отношение к проведению уроков математики.
Натуральные числа, четыре действия, связь между компонентами и результатами этих действий, таблица умножения, задачи…- всё то же самое, что было и раньше. Что же нужно изменить?
Прежде всего, надо учесть основные особенности курса начальной математики:
1) ориентация на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету
2) связь с реальными проблемами окружающего мира
3) формирование нового стиля мышления, необходимого для развития успешного человека
Современное обучение осуществляется деятельностным методом, когда учащиеся не получают знания в готовом виде, а «открывают» их в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Роль учителя – направлять эту деятельность и подводить итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия.
Таким образом, дети строят «свою» математику, поэтому математические знания приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а, по сути.
Особенностью использования деятельностного метода является необходимость предварительной подготовки учащихся в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей и мотивов деятельности. Работа в этом направлении предусмотрена в течение всех лет обучения детей в начальной школе.
На уроках важно не терять высокий уровень отработки навыков и одновременно постоянно поддерживать активность детей. Поэтому необходимо включать тренировочные упражнения, которые не утомляют детей, иногда придавая им игровую форму, особенно в 1 классе. Этими тренировочными упражнениями и будет традиционный устный счёт, но уже с другим, новым подходом. Если работа над устным счётом будет выполняться учителем грамотно, правильно, то каждый ребёнок с невысоким уровнем подготовки, будет иметь возможность не спеша сформировать необходимые навыки, а более подготовленные дети постоянно получать «пищу для ума», что делает уроки более привлекательными для всех детей – и сильных, и слабых.
Но роль устного счёта не сводится только к этому. Важность и необходимость его на уроках математики в начальной школе доказывать не приходится. Значение его велико:
-привитие интереса к предмету
-формирование прочных вычислительных навыков
-развитие личных качеств
Создание определённой системы повторения ранее изученного материала даёт учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Устные вычисления не должны быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.
Хочу наглядно показать, какие виды устного счёта я применяю, какие цели ставлю при этом и какие требования стараюсь выполнять в этом виде деятельности.
Виды устного счёта на уроках математики в начальной школе:
1) Математическая разминка:
Цели:
1) активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках
2) создание оптимальных условий для развития логического мышления учащихся
Задания:
2 класс
-Аня задумала число. Мы его называем, когда считаем парами до 10 и тройками до 9. Какое число задумала Аня?
-Если любое число умножить на задуманное, то получится это же число. Какое число задумано?
-Числа от 11 до 20 записаны в порядке уменьшения. Ответьте на вопросы: 1)Какое число записано первым? (последним, третьим и т.д.)
-Увеличить число в несколько раз, это значит: (а) прибавить б) умножить в) вычесть)
3 класс
-Бабочка села на закрытое в тетради верное равенство 725-26=600+۞. Какое число она закрыла?
-У меня 3 карточки с цифрами 2,0,9. Сколько различных трёхзначных чисел можно составить из моих карточек?
-Количество одинаковых букв в словах «больше», «меньше» увеличить в 3 раза.
-Число, пропущенное на числовом луче уменьшить в 7 раз
0 7 14 21 35 42 49 56 63
*---------*---------*---------*----------*----------*---------*---------*---------*---------*---->
2) Устный счёт
Цели: 1) актуализация знаний учащихся перед изучением новой темы 2) создание оптимальных условий для развития познавательной активности и творческих способностей учащихся |
Цели: 1) отрабатывать вычислительные навыки 2) учить детей самостоятельно выбирать приёмы вычислений, не обязательно предусмотренные программой, находчивости, изобретательности, умению подмечать особенности чисел и их сочетаний
|
Тема урока: Внетабличные случаи деления двузначного числа на однозначное (3класс) Задания: -Как называются числа при делении? -Найдите частное 28 и 7, 36 и 9, 54 и 9 -Какие знания вы применяли? -Делимое 140, делитель 5. Найдите частное (-не делится,- как это?, -делится, но мы ещё не умеем) -Разложите данные числа на разрядные слагаемые 56, 84, 140 -Разложите их на другие слагаемые -Разложите 56 на такие слагаемые, чтобы оба делились на 4 (84 – на 7, 140 – на 5) -Можете ли теперь найти частное 140 и 5? |
Задания: (3класс) -Произведение 27 и 3 разделить на 9 -Сумму 45 и 6 увеличить на сумму 55 и 24 -Произведение 25 и 7 увеличить в 4 раза - Во сколько раз увеличили число 5, если получилось 80? -Найди сумму 209 и 197 -Найди разность 354 и 198 ( в последних двух заданиях использовать способ округления чисел) -Найди площадь квадрата, если его периметр 28 см -Найди периметр квадрата, если его площадь 64 кв. см |
3)Математический диктант
Цели:
1) проверка вычислительных навыков учащихся
Задания:
( Виды заданий для математического диктанта берутся из предыдущих трёх видов устного счёта)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.