Способы мотивации педагогов
В литературе описываются следующие виды мотивации:
¾ Материальное стимулирование.
¾ Моральное стимулирование.
Функция мотивации – используется для морального и материального поощрения работников в зависимости от качества и количества затраченного труда.
Мотивация предполагает создание условий, при которых в результате активной трудовой деятельности работник будет трудиться более эффективно и более производительно, т.е. выполнит больший объем работ, чем было оговорено заранее. Так же создает условия для осознания работником, что он может трудиться более производительно, и возникновения желания, рождающего, в свою очередь, потребность, трудиться более производительно.
Цель мотивации – не только побудить человека работать вообще, а побудить его делать лучше того, что обусловлено трудовыми отношениями.
Таким образом, мотивация, как основная функция менеджмента, обеспечивает заинтересованность в достижении высокой эффективности работы всей организации.
Важнейшим видом мотивации является материальная, призванная играть ведущую роль в повышении трудовой активности работников. Этот вид состоит из материально-денежного и материально-неденежного стимулирования, последнее содержит часть социальных стимулов.
Второй немаловажной является моральная мотивация, которая содержит в себе социальные, моральные, эстетические и информационные стимулы. В психологическом подходе моральная мотивация является самой развитой и широко применяющейся подсистемой духовного стимулирования труда.
Для повышения эффективности деятельности ОДО и повышения качества инновационной деятельности нами разработана система мотивации педагогов, которая включает в себя методы морального и материального стимулирования.
Содержание инновационной деятельности |
Методы морального стимулирования |
Методы материального стимулирования |
Готовность педагога к инновационной деятельности: выбор инновационного проекта, разработка плана проекта |
Выражение личной благодарности |
Направление на бесплатные курсы повышения квалификации |
Создание инновационной среды; Подбор материалов по теме проекта |
Доброжелательный предметный разговор с позитивной оценкой конкретной работы |
|
Похвала, высказанная после посещения НОД |
||
Составление плана основного этапа проектирования
|
Публичная похвала в докладе или выступлении на собрании, совещании, конференции |
Публикация о педагоге в СМИ, на сайте ОДО; Выпуск буклета, брошюры с изложением инноваций и достижений педагога; Подготовка публикации по итогам серии открытых мероприятий, проведенных педагогом |
Работа педагога над основным этапом инновационного проекта |
Похвала, высказанная после посещения НОД; Благодарность в приказе |
|
Работа педагога над завершающим этапом инновационного проекта
|
Выдвижение на обобщение накопленного педагогического опыта педагога |
Награждение педагога подпиской на профессиональные издания и приобретение для него необходимой техники и литературы для улучшения обеспечения образовательного процесса; Размещение фотографии на стенде («Лучшие педагоги» и т. п.) |
Обобщение опыта педагога в виде научного отчета |
Направление на муниципальные или республиканские конкурсы профессионального мастерства |
Награждение педагога благодарственным письмом, грамотой, дипломом ОДО или другой организации |
Предоставление права выступить с научным отчетом на педагогическом совете или ином педагогическом форуме; Предоставление права педагогу вести школу молодого педагога, школу передового опыта и т. п.; Предложение возглавить творческую группу; Выдвижение педагога в резерв на повышение; Включение в состав жюри конкурсов, экспертные советы, привлечение к рецензированию документов, разработок, программ и т. п. |
Изготовление видеоверсии комплексного творческого отчета педагога, дайджеста материалов, используемых педагогом в профессиональной деятельности, программ и сценариев открытых мероприятий, проведенных педагогом; Подготовка видеофильма о достижениях педагога и его воспитанников
|
|
Презентация инновационного проекта на муниципальном уровне;
|
Рекомендация для участия педагога в конкурсном отборе лучших педагогов, активно внедряющих инновационные образовательные программы; Включение в состав жюри конкурсов, экспертные советы, привлечение к рецензированию документов, разработок, программ и т. п. |
Выдвижение на награждение городской, министерской грамотой, грамотой главы администрации, органа образования; Выплата стимулирующей доплаты по результатам труда |
Презентация инновационного проекта на республиканском уровне |
Рекомендация для участия педагога в конкурсном отборе лучших педагогов, активно внедряющих инновационные образовательные программы |
Организация персональной выставки творческих работ педагога; |
Выплата стимулирующей доплаты по результатам труда; Выплата премии по результатам труда |
||
Подарки за высокие результаты работы |
||
Выделение бесплатной туристической путевки или путевки в дом отдыха |
||
Презентация инновационного проекта на международном уровне |
Рекомендация для участия педагога в конкурсном отборе лучших педагогов, активно внедряющих инновационные образовательные программы |
Представление педагога к местным или государственным наградам; Выдвижение педагога на грант или другую форму финансовой поддержки |
Требования к организации мотивирования труда
Существуют требования к организации мотивирования и стимулирования труда:
¾ комплексность,
¾ дифференцированность,
¾ гибкость и
¾ оперативность.
Комплексность подразумевает единство моральных и материальных стимулов, коллективных и индивидуальных мотивов, значение которых зависит от системы подходов к управлению персоналом, опыта и традиций организации. Комплексность предполагает также наличие антистимулов.
Дифференцированность означает индивидуальный подход к мотивации разных групп работников. Известно, что подходы к педагогическим и техническим работникам должны существенно отличаться. Различными могут быть подходы к работникам в зависимости от стажа работы, образования и т.п.
Гибкость и оперативность проявляются в постоянном пересмотре мотивов и стимулов в зависимости от изменений, происходящих в обществе и коллективе.
В целях максимизации действия различных мотивов необходимо соблюдать определенные принципы.
Доступность. Каждый мотив и стимул должны быть доступны для всех работников. Условия мотивации и стимулирования должны быть демократичными и понятными.
Ощутимость. Практика показывает, что существует некий порог действенности мотива. В разных городах и коллективах он существенно различается. Для одних работников значимым мотивом может быть и устная похвала, а для других и грамота не иметь значения; для одних ощутимым может быть стимул и в «один рубль», а для других мало и десяти. Данное обстоятельство необходимо учитывать при определении нижнего порога мотивационного стимула.
Постепенность. Материальные стимулы подвержены постоянной коррекции в сторону повышения, что необходимо учитывать на практике. Однажды резко завышенное вознаграждение, не подтвержденное впоследствии, отрицательно скажется на мотивации работника в связи с формированием ожидания повышенного вознаграждения и возникновением нового нижнего порога стимула, который устраивал бы работника. Практические исследования подтверждают утверждение психологов о том, что между желаемым и реальным уровнем материального вознаграждения обычно существует линейная зависимость. Сразу же вслед за повышением вознаграждения формируется новый, более высокий уровень притязаний, а следовательно, и размер вознаграждения порой за тот же труд.
Сочетание материальных и моральных стимулов. По своей природе материальные и моральные факторы одинаково сильны. Принимая во внимание данное обстоятельство, необходимо разумно сочетать эти виды стимулов с учетом их целенаправленного действия на каждого работника. Известно, например, что в молодом возрасте материальные стимулы более приоритетны для работника. Но это не означает полного отсутствия воздействия моральной мотивации.
Как свидетельствуют наблюдения социологов, к пятидесяти годам жизни значимость моральных и материальных стимулов при нормальном развитии экономики для многих почти уравнивается. Недооценка или переоценка стимулирования и видов стимулов одинаково вредна для эффективного управления персонала и менеджмента в организации.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.