Способы постановки звука [Р]

  • docx
  • 19.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Пост.Р.docx

СПОСОБЫ

ПОСТАНОВКИ ЗВУКА [Р]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. От звука Д-Д-Д.

Произносится кратко. Ребёнку даётся та же инструкция, что и при выполнении упражнения «Барабан» или «Дятел». При ощущении выдыхаемой воздушной струи логопед под языком делает быстрые колебательные движения шариковым зондом.

 

2. От длительного звука Д.

Звук Д произносится длительно, как можно дольше не отрывая кончик языка от альвеол («подуй на парус так, чтобы он порвался»).

 

3.  Упражнение «Барабан».

Ребенок произносит звуки Д-Т, ритмично чередуя их в быстром темпе при смыкании языка с верхними деснами (а не с альвеолами). Рот открыт, при многократном повторении необходимо сильно дуть на кончик языка. Получится звук Р.

 

 4. От звука Д на одном выдохе.

Для выработки вибрации можно использовать звук Д, произносимый на одном выдохе. При этом следует обратить внимание на артикуляцию: рот широко открыт, смыкание переднего края языка происходит с деснами верхних зубов или с альвеолами. Сначала отрабатываем двух-, трехкратное равномерное повторение звука (дд, дд, дд, ддд, ддд, ддд), затем повторение идет с усилением последнего звука (дД, ддД, дддД).

 

5. Упражнение «Шмель».

Ребенок улыбается, открывает рот, прижимает язык к альвеолам и произносит ДЗЗ. Оно будет очень похоже на ДЖЖ. Говорится ребенку, что это очень приставучий и настырный комарик, поэтому нужно сильнее прижимать язык к верхним зубам (тем самым провоцируется более четкая вибрация).

 

6. Постановка от упражнения «Грибок».

Выполняется в 3 приема:

1) присосать язык к твердому небу («Грибок»);

2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении);

3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос.

 

7. От слогоа ЗА.

Произносить слоговое сочетание ЗА с несколько удлиненным звуком З: ЗЗЗЗ-ЗА. В ходе многократного повторения слогов происходит перемещение переднего края языка вверх и вперед до получения акустического щелевого эффекта [р] в сочетании с гласным [а]. После этого производятся быстрые движения зондом из стороны в сторону. В момент возникновения вибрации слышится [р]. После появления звука Р отработать шепотную вибрацию: 1) производить рокотание на коротких толчкообразных выдохах; 2) развивать длительный рокот на разной высоте тона; 3) рокотать с постепенным усилением и ослаблением голоса.

 

 

 

 

8. Упражнение «Пылесос».
«Пылесос» хорош также для развития подвижности кончика языка. Суть заключается в том, что кончиком языка за альвеолами выполняем движения вперёд-назад («пылесо-сим и при этом включаем звук пылесоса»). При правильном выполнении слышится звук Р.

 

9. Произнесение слогов.

В особо стойких случаях, когда классических приемов постановки Р недостаточно, можно использовать следующие упражнения-слоги, которые надо произносить быстро и ритмично: дыдыдыдыдыды... адыдыадыды... тыдытыдытыды… дыдадыдадыда... адыдаадыда... тыдытыдытыды... дыдодыдодыдо... адыдоадыдо... тыдотыдотыдо...

 

10. Вибрации.

Вызывать звук Р с помощью всевозможных вибраций («моторчик», «жужжалочка» и им подобные). Но есть дети, которые панически боятся зондов, палочек, сосок, чайных ложек и других подручных средств. Для них очень хорош следующий способ: ребенок произносит звук Ж длительно, на одном выдохе, и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный Р. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного Р в состояние вибрирующего звука. Это были классические способы постановки звука Р на выдохе.

 

11. Постановка звука Р на вдохе.

Условие – правильное и четкое произнесение звука С. Ребенок произносит длительно С-СС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится.

У ребенка может получиться раскатистый Р с первого раза, а может понадобиться на это несколько месяцев. Основная задача, которая стоит перед вами, нужно выполнять упражнения регулярно.