СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ
Оценка 4.8

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
11 кл +1
09.06.2024
СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ
В статье подчеркивается основополагающая роль мотивации студентов в учебном процессе и факт, что мотивация студентов добиваться отличных результатов падает. Дается характеристика тем факторам, которые играют в этом процессе важную роль.
Статья Способы повышения мотивации студентов.docx

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

 

Исаев Андрей Владимирович,

преподаватель электротехнических дисциплин ГБПОУ «Горловский колледж промышленных технологий», г. Горловка

 

Аннотация: В статье подчеркивается основополагающая роль мотивации студентов в учебном процессе и факт, что мотивация студентов добиваться отличных результатов падает. Дается характеристика тем факторам, которые играют в этом процессе важную роль.

 

Ключевые слова: мотивация; студент; учебный процесс; преподаватель

 

Мотивация - это побуждения, которые вызывают активность личности и определяют её направление, а также вложение человеком своих ресурсов, таких как, время, знания, энергия, талант, воля и т.д. в достижение желаемой цели. Нет сомнения, что мотивация - это ключевое условие эффективного процесса.[4]

Если говорить о мотивации студентов, то она представляет собой процессы, способы и средства их побуждения к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. В качестве мотивов могут выступать в связке чувства и желания, интересы и запросы, идеалы и установки. И поэтому мотивы представляют собой сложные динамические системы, в которых осуществляются выбор и принятие решений, анализ и оценка выбора. Для студентов мотивация является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения. Ведь движущими силами процесса обучения и усвоения материала являются именно мотивы. Мотивирование к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. Главной движущей силой в поведении и активности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего профессионала является мотивация. Поэтому очень важным становится вопрос о причинах и мотивах именно учебно-профессиональной деятельности студентов. Поэтому им необходимо прививать интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и постоянному самообразованию. Чтобы достичь этих целей, у них должна быть мотивация учения. [3]

Таким образом возникает объективная необходимость изучения способов мотивации студентов.

Мотивы представляют одну из мобильных систем, на которую можно существенно влиять. Даже если студент выбрал будущую  профессию не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении. Внимательное изучение мотивов выбора будущей профессии даст возможность корректировать мотивы учения и влиять на профессиональное становление студентов. Коэффициент полезного действия учебного процесса непосредственно связан с тем, насколько высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией. Учебный процесс - это сложный вид деятельности. Мотивов для обучения много и они могут не только проявляться отдельно в каждом человеке, но и сливаться в единое, формируя сложные мотивационные системы.

По направленности и содержанию выделяют следующие виды мотиваций:

- социальные мотивы;

- познавательные мотивы;

- профессионально-ценностные мотивы;

- эстетические мотивы;

- коммуникативные мотивы;

- статусно-позиционные мотивы;

- традиционно-исторические мотивы;

- утилитарно-практические мотивы;

- учебно-познавательные мотивы;

- неосознанные мотивы.

Большей части студентов характерно слияние нескольких мотиваций в разных вариациях:

- получение свидетельства об образовании для увеличения возможностей устроиться на хорошее рабочее место;

- получения нужных знаний по специальности для того, чтобы в будущем по окончанию учебного заведения устроиться на хорошее рабочее место;

- желание расширить свой круг общения;

- неосознанная мотивация, т.е. получение образования не по собственному желанию, а по чьему-то влиянию. [1]

Рассмотрим ошибки, которые допускают преподаватели в процессе мотивирования студентов.

Первая ошибка - «Голые знания». Преподаватели стремятся дать максимально возможное количество «голых» знаний, часто без обоснования их нужности. Но студенту необходимо объяснить, зачем эти знания ему пригодятся в будущем, в противном случае обучающийся по понятным причинам теряет интерес к предмету изучения. Студент приходит в учебное заведение не только за знаниями, но и за тем, чтобы стать хорошим сотрудником и рабочим. Преподаватель должен и обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен студентам в их будущей деятельности.

Вторая ошибка - отсутствие связки студент-преподаватель.

Если между преподавателем и студентом нет никакого контакта, то ни о какой мотивации говорить не стоит. Ведь студенту очень важно, чтобы преподаватель был его наставником

Третья ошибка - отсутствие уважения к студентам.

Этим грешат, в основном те, которые считают своих студентов лентяями, хотя нередко у студента просто не получается разобраться в предмете или какой-то теме.

Каким бы ни был студент, он в любом случае личность, которая хочет к себе надлежащего внимания и отношения.

Существуют следующая классификация учебной мотивации студентов:

- познавательные мотивы (приобретение новых знаний, умений и обладать эрудицией);

- широкие социальные мотивы (выражаются в желании личности самоутвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус через учение);

- прагматические мотивы (получать достойную оплату за свой труд);

- профессионально-ценностные мотивы (увеличение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);

- эстетические мотивы (получение удовлетворения от обучения, раскрытие своих скрытых способностей и талантов);

- статусно-позиционные мотивы (получение авторитета окружающих, соответствие определенной должности, стремление утвердиться в обществе через учение или общественную деятельность);

- коммуникативные мотивы (расширение круга общения путем повышения своего интеллектуального уровня и новых связей и знакомств);

- традиционно-исторические мотивы (стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени);

- утилитарно-практические мотивы (стремление к самообучению);

- учебно-познавательные мотивы (ориентирование на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов);

- мотивы социального и личностного престижа (ориентация на определенное место в обществе);

- неосознанные мотивы (получение образования не по собственному желанию, а по влиянию кого-либо, основанное на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).

Эти мотивы могут сливаться, образуя общую мотивацию для обучения. Дейл Карнеги писал: «… на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать - заставить человека захотеть это сделать». [7]

Отметим, что в системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся собственное развитие в процессе учения. Необходимо, чтобы сам обучаемый захотел что-то сделать и сделал это, т. к. истинный источник человека находится в нем самом. Внешние мотивы идут от родителей, педагогов, группы, в которой учится студент, окружения или общества, т. е. это учеба, как вынужденное поведение, нередко встречает внутреннее сопротивление со стороны студентов. И поэтому главное значение должно придаваться не внешнему натиску, а внутренним побудительным силам. [3]

Перечислим возможные способы мотивации студентов.

Во-первых, студенту необходимо объяснить, каким образом знания, полученные в колледже пригодятся ему в будущем. Студент приходит в учебное заведение для того чтобы стать хорошим специалистом в определенной области. В свою очередь, преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет необходим и полезен в его дальнейшей деятельности.

Во-вторых, студента необходимо не только заинтересовать предметом, но и открыть для него возможности практического использования знаний.

В-третьих, студенту очень важно, чтобы преподаватель был его наставником, чтобы к нему можно было обратиться за помощью во время учебного процесса, обсудить интересующие его вопросы.

А также в целях морального и материального стимулирования труда студентов нужно публично отмечать успехи студентов при отличном и хорошем окончании сессии. Например, на линейке, где собираются преподаватели и студенты, отличников поощрять объявлением благодарности, благодарственным письмом родителям.

Эти мотивы могут сливаться, образуя общую мотивацию для обучения.

Причины, которые стимулируют человека и побуждают его к активной деятельности, в данном случае - учиться, - могут быть самые различные.

Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, поставленные перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели важное значение для студента. Так как истинный источник мотивации человека находится в нем самом, то необходимо, чтобы он сам захотел что-то сделать.

Восточная мудрость гласит: «И один человек может привести лошадь к водопою, но даже сто не могут заставить ее пить воду».... Так и студента можно заставить сидеть на занятии, но невозможно принудительно чему-то научить и развить его способности. Конь пьет воду тогда, когда хочет пить, а студент учится, когда хочет учиться.

Студент захочет и будет учиться сам только тогда, когда это занятие будет ему интересно и привлекательно. Ему нужны мотивы для познавательной деятельности. Студенты профессиональных учебных заведений намного больше узнают о выбранной ими профессии во время прохождения практики, выполнения лабораторно-практических работ. Они видят стимул, мотивацию для дальнейшего теоретического обучения, понимая, что могут применить полученные знания на практике. Толчком к этому могут стать, например, проектные группы, сформированные для осуществления какого-либо проекта.

Чтобы повысить учебную мотивацию необходимо понять, главное - это желание преподавателя. Не бывает бездарных студентов, бывают неинтересные педагоги. Когда идет положительный настрой в системе отношений педагог - студент, и преподаватели стремятся в своей работе к созданию и поддержанию благоприятного эмоционального климата обучения, доверительной обстановки, тона доброжелательности и взаимного уважения, тогда срабатывает мотивация у студента.

Основной задачей учебного заведения является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение диплома, а диплома, подкреплённого прочными и стабильными знаниями. [2]

Мотивация студентов - это процессы, методы и средства их побуждения к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. В совокупности все это является движущей силой процесса обучения и усвоения материала.

Основой для понимания обеими сторонами процесса обучения могут стать слова «учителя народов» Яна Амоса Коменского: «Подойди сюда, дитя, учись быть мудрым», т.е. «Приходи, студент, я помогу тебе всем, что в моих силах, но учиться - это только твоя работа»…

 

Список использованных источников

 

1. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: Учебное пособие. - М.: Логос, 2006. – 184 с.

2. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А Матис, А.Б.Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.

3. Стародубцева В.К. МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15617

4. https://www.meteor-city.top/motivacia-studentov-i-ee-baryery

5. https://www.informio.ru/publications/id363

6.https://4brain.ru/blog/%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B4%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/

7. https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4633/


 

Скачано с www.znanio.ru

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

Чтобы достичь этих целей, у них должна быть мотивация учения

Чтобы достичь этих целей, у них должна быть мотивация учения

Большей части студентов характерно слияние нескольких мотиваций в разных вариациях: - получение свидетельства об образовании для увеличения возможностей устроиться на хорошее рабочее место; - получения…

Большей части студентов характерно слияние нескольких мотиваций в разных вариациях: - получение свидетельства об образовании для увеличения возможностей устроиться на хорошее рабочее место; - получения…

Существуют следующая классификация учебной мотивации студентов: - познавательные мотивы (приобретение новых знаний, умений и обладать эрудицией); - широкие социальные мотивы (выражаются в желании личности самоутвердиться…

Существуют следующая классификация учебной мотивации студентов: - познавательные мотивы (приобретение новых знаний, умений и обладать эрудицией); - широкие социальные мотивы (выражаются в желании личности самоутвердиться…

Отметим, что в системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы

Отметим, что в системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы

Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, поставленные перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне…

Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, поставленные перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне…

Мотивация студентов - это процессы, методы и средства их побуждения к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования

Мотивация студентов - это процессы, методы и средства их побуждения к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2024