СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ
Исаев Андрей Владимирович,
преподаватель электротехнических дисциплин ГБПОУ «Горловский колледж промышленных технологий», г. Горловка
Аннотация: В статье подчеркивается основополагающая роль мотивации студентов в учебном процессе и факт, что мотивация студентов добиваться отличных результатов падает. Дается характеристика тем факторам, которые играют в этом процессе важную роль.
Ключевые слова: мотивация; студент; учебный процесс; преподаватель
Мотивация - это побуждения, которые вызывают активность личности и определяют её направление, а также вложение человеком своих ресурсов, таких как, время, знания, энергия, талант, воля и т.д. в достижение желаемой цели. Нет сомнения, что мотивация - это ключевое условие эффективного процесса.[4]
Если говорить о мотивации студентов, то она представляет собой процессы, способы и средства их побуждения к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. В качестве мотивов могут выступать в связке чувства и желания, интересы и запросы, идеалы и установки. И поэтому мотивы представляют собой сложные динамические системы, в которых осуществляются выбор и принятие решений, анализ и оценка выбора. Для студентов мотивация является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения. Ведь движущими силами процесса обучения и усвоения материала являются именно мотивы. Мотивирование к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. Главной движущей силой в поведении и активности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего профессионала является мотивация. Поэтому очень важным становится вопрос о причинах и мотивах именно учебно-профессиональной деятельности студентов. Поэтому им необходимо прививать интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и постоянному самообразованию. Чтобы достичь этих целей, у них должна быть мотивация учения. [3]
Таким образом возникает объективная необходимость изучения способов мотивации студентов.
Мотивы представляют одну из мобильных систем, на которую можно существенно влиять. Даже если студент выбрал будущую профессию не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении. Внимательное изучение мотивов выбора будущей профессии даст возможность корректировать мотивы учения и влиять на профессиональное становление студентов. Коэффициент полезного действия учебного процесса непосредственно связан с тем, насколько высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией. Учебный процесс - это сложный вид деятельности. Мотивов для обучения много и они могут не только проявляться отдельно в каждом человеке, но и сливаться в единое, формируя сложные мотивационные системы.
По направленности и содержанию выделяют следующие виды мотиваций:
- социальные мотивы;
- познавательные мотивы;
- профессионально-ценностные мотивы;
- эстетические мотивы;
- коммуникативные мотивы;
- статусно-позиционные мотивы;
- традиционно-исторические мотивы;
- утилитарно-практические мотивы;
- учебно-познавательные мотивы;
- неосознанные мотивы.
Большей части студентов характерно слияние нескольких мотиваций в разных вариациях:
- получение свидетельства об образовании для увеличения возможностей устроиться на хорошее рабочее место;
- получения нужных знаний по специальности для того, чтобы в будущем по окончанию учебного заведения устроиться на хорошее рабочее место;
- желание расширить свой круг общения;
- неосознанная мотивация, т.е. получение образования не по собственному желанию, а по чьему-то влиянию. [1]
Рассмотрим ошибки, которые допускают преподаватели в процессе мотивирования студентов.
Первая ошибка - «Голые знания». Преподаватели стремятся дать максимально возможное количество «голых» знаний, часто без обоснования их нужности. Но студенту необходимо объяснить, зачем эти знания ему пригодятся в будущем, в противном случае обучающийся по понятным причинам теряет интерес к предмету изучения. Студент приходит в учебное заведение не только за знаниями, но и за тем, чтобы стать хорошим сотрудником и рабочим. Преподаватель должен и обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен студентам в их будущей деятельности.
Вторая ошибка - отсутствие связки студент-преподаватель.
Если между преподавателем и студентом нет никакого контакта, то ни о какой мотивации говорить не стоит. Ведь студенту очень важно, чтобы преподаватель был его наставником
Третья ошибка - отсутствие уважения к студентам.
Этим грешат, в основном те, которые считают своих студентов лентяями, хотя нередко у студента просто не получается разобраться в предмете или какой-то теме.
Каким бы ни был студент, он в любом случае личность, которая хочет к себе надлежащего внимания и отношения.
Существуют следующая классификация учебной мотивации студентов:
- познавательные мотивы (приобретение новых знаний, умений и обладать эрудицией);
- широкие социальные мотивы (выражаются в желании личности самоутвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус через учение);
- прагматические мотивы (получать достойную оплату за свой труд);
- профессионально-ценностные мотивы (увеличение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);
- эстетические мотивы (получение удовлетворения от обучения, раскрытие своих скрытых способностей и талантов);
- статусно-позиционные мотивы (получение авторитета окружающих, соответствие определенной должности, стремление утвердиться в обществе через учение или общественную деятельность);
- коммуникативные мотивы (расширение круга общения путем повышения своего интеллектуального уровня и новых связей и знакомств);
- традиционно-исторические мотивы (стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени);
- утилитарно-практические мотивы (стремление к самообучению);
- учебно-познавательные мотивы (ориентирование на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов);
- мотивы социального и личностного престижа (ориентация на определенное место в обществе);
- неосознанные мотивы (получение образования не по собственному желанию, а по влиянию кого-либо, основанное на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).
Эти мотивы могут сливаться, образуя общую мотивацию для обучения. Дейл Карнеги писал: «… на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать - заставить человека захотеть это сделать». [7]
Отметим, что в системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся собственное развитие в процессе учения. Необходимо, чтобы сам обучаемый захотел что-то сделать и сделал это, т. к. истинный источник человека находится в нем самом. Внешние мотивы идут от родителей, педагогов, группы, в которой учится студент, окружения или общества, т. е. это учеба, как вынужденное поведение, нередко встречает внутреннее сопротивление со стороны студентов. И поэтому главное значение должно придаваться не внешнему натиску, а внутренним побудительным силам. [3]
Перечислим возможные способы мотивации студентов.
Во-первых, студенту необходимо объяснить, каким образом знания, полученные в колледже пригодятся ему в будущем. Студент приходит в учебное заведение для того чтобы стать хорошим специалистом в определенной области. В свою очередь, преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет необходим и полезен в его дальнейшей деятельности.
Во-вторых, студента необходимо не только заинтересовать предметом, но и открыть для него возможности практического использования знаний.
В-третьих, студенту очень важно, чтобы преподаватель был его наставником, чтобы к нему можно было обратиться за помощью во время учебного процесса, обсудить интересующие его вопросы.
А также в целях морального и материального стимулирования труда студентов нужно публично отмечать успехи студентов при отличном и хорошем окончании сессии. Например, на линейке, где собираются преподаватели и студенты, отличников поощрять объявлением благодарности, благодарственным письмом родителям.
Эти мотивы могут сливаться, образуя общую мотивацию для обучения.
Причины, которые стимулируют человека и побуждают его к активной деятельности, в данном случае - учиться, - могут быть самые различные.
Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, поставленные перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели важное значение для студента. Так как истинный источник мотивации человека находится в нем самом, то необходимо, чтобы он сам захотел что-то сделать.
Восточная мудрость гласит: «И один человек может привести лошадь к водопою, но даже сто не могут заставить ее пить воду».... Так и студента можно заставить сидеть на занятии, но невозможно принудительно чему-то научить и развить его способности. Конь пьет воду тогда, когда хочет пить, а студент учится, когда хочет учиться.
Студент захочет и будет учиться сам только тогда, когда это занятие будет ему интересно и привлекательно. Ему нужны мотивы для познавательной деятельности. Студенты профессиональных учебных заведений намного больше узнают о выбранной ими профессии во время прохождения практики, выполнения лабораторно-практических работ. Они видят стимул, мотивацию для дальнейшего теоретического обучения, понимая, что могут применить полученные знания на практике. Толчком к этому могут стать, например, проектные группы, сформированные для осуществления какого-либо проекта.
Чтобы повысить учебную мотивацию необходимо понять, главное - это желание преподавателя. Не бывает бездарных студентов, бывают неинтересные педагоги. Когда идет положительный настрой в системе отношений педагог - студент, и преподаватели стремятся в своей работе к созданию и поддержанию благоприятного эмоционального климата обучения, доверительной обстановки, тона доброжелательности и взаимного уважения, тогда срабатывает мотивация у студента.
Основной задачей учебного заведения является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение диплома, а диплома, подкреплённого прочными и стабильными знаниями. [2]
Мотивация студентов - это процессы, методы и средства их побуждения к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. В совокупности все это является движущей силой процесса обучения и усвоения материала.
Основой для понимания обеими сторонами процесса обучения могут стать слова «учителя народов» Яна Амоса Коменского: «Подойди сюда, дитя, учись быть мудрым», т.е. «Приходи, студент, я помогу тебе всем, что в моих силах, но учиться - это только твоя работа»…
Список использованных источников
1. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: Учебное пособие. - М.: Логос, 2006. – 184 с.
2. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А Матис, А.Б.Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
3. Стародубцева В.К. МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15617
4. https://www.meteor-city.top/motivacia-studentov-i-ee-baryery
5. https://www.informio.ru/publications/id363
6.https://4brain.ru/blog/%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B4%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/
7. https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4633/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.