Одной из проблем развития современного общества можно считать значительное снижение уровня речевой культуры. В настоящее время стало модным усиленно наводнять язык вульгаризмами, пытаться узаконить применение ненормативной лексики, без разбора использовать заимствования, регулярно демонстрировать в средствах массовой информации стилистическую небрежность. Таким образом, актуальным является формирование у обучающегося устойчиво высокого уровня речевой культуры на основе осмысленного отношения к русскому языку как духовной сокровищнице нации
В период становления Луганской Народной Республики как молодого государства довольно актуальным является вопрос о воспитании образованного подрастающего поколения. В частности, речь идет о языковой культуре подростков. Поскольку высокий уровень языковой культуры является неотъемлемым элементом профессионализма будущего специалиста в любой сфере деятельности
Перед учебными учреждениями ставится задача, предполагающая владение обучающимися богатым словарным запасом, грамматически правильно оформленной устной и письменной речью, умением четко и логично отвечать на поставленные вопросы. В связи с этим среди подрастающего поколения необходимо популяризировать лингвистические знания
Перед педагогами для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) усовершенствование собственных знаний и навыков;
2) усовершенствование знаний и навыков обучающихся;
3) помощь в овладении обучающимися нормами литературного языка;
4) коррекция таких умений обучающихся, как:
а) правильное выражение собственных мыслей;
б) целенаправленное употребление слов и выражений;
в) умение выбирать слова согласно теме высказывания и ситуации общения
Важно отметить, что для полноценного участия в жизни современного общества человеку недостаточно обладать элементарной грамотностью (умением читать и писать). Ему еще важно ориентироваться в информационном пространстве, грамотно оппонировать своему собеседнику. Иначе говоря, у него должна быть развита высокая культура речи
Принято считать, что составляющими высокой культуры речи являются такие компоненты, как:
1) уверенное знание норм литературного языка для правильного и точного высказывания собственных мыслей;
2) умение выразительно, стилистически дифференцированно (употребляя законы литературного языка) излагать свою точку зрения
Для достижения высокого уровня языковой культуры обучающихся работникам образования (в первую очередь, учителям) необходимо формировать у обучающихся лексические навыки, учитывая их индивидуальные особенности. Данный процесс зачастую происходит на уроках русского языка и литературы при выполнении заданий речевой деятельности: аудирования, чтения, говорения и письма
Рассмотрим более детально способы повышения языковой культуры обучающихся на уроках русского языка при изучении таких тем, как грамматика, лексика, словообразование, орфография, стилистика
Во-первых, речевая культура обучающихся формируется в момент:
1) получения новых знаний, включая не только предметный материал, но и информацию с разных направлений науки и техники;
2) получения и анализа материала из средств массовой информации;
3) работы с художественной, научной, публицистической литературой
Во-вторых, усовершенствование навыков языковой культуры происходит с помощью расширения языкового кругозора и, собственно, знаний о языке.
В-третьих, обогащение словарного запаса – успешная составляющая речевой грамотности обучающихся.
В-четвертых, благодаря развитому слуховому восприятию улучшаются навыки речевого общения.
В-пятых, осуществление вербальной коммуникации: организация и проведение бесед и переговоров различной тематики, публичные выступления перед учебной аудиторией, участие в дебатах и дискуссиях и т.п. – отличный способ совершенствования языковой культуры обучающихся.
В-шестых, изучение основ ораторского искусства позволяет развивать красноречие, дикцию и речевую импровизацию.
В-седьмых, элементарная работа с текстом (чтение и его анализ) способствуют формированию языковой компетенции.
В-восьмых, технологии коммуникативного общения формируют коммуникативную грамотность, необходимую обучающимся в дальнейшей профессиональной среде.
Помимо вышеперечисленного, преподавателю необходимо во время урочной деятельности обращаться к заданиям и упражнениям, развивающих письменную деятельность. Так, к примеру, работа со словарями способствует обогащению словарного запаса обучающихся, формирует у них представление о языковом богатстве и языковой структуре русского языка. Не стоит забывать об изложениях, сочинениях, написаниях писем. Данный вид деятельности снижает количество ошибок, позволяет отточить слог и найти собственный стиль
Большой вклад в развитие и совершенствование навыков языковой культуры приносят нестандартные виды работ:
исследовательская и поисковая деятельность;
проблемные ситуации и ролевые игры;
научные дискуссии;
коллективное решение языковых задач и др.
В ходе вышеперечисленных форм организации занятия в рамках образовательного процесса обучающиеся познают и моделируют разнообразные ситуации общения, отрабатывают речевые коммуникации, связанные с будущей профессиональной деятельностью, принимают участие в языковых играх.
Таким образом, правильно подобранные методы работы на уроках русского языка и литературы (и не только), во время проведения внеклассных мероприятий способствуют развитию и повышению уровня языковой культуры обучающихся
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.