«Способы воздействия, реализуемые в толпе».
Оценка 4.9

«Способы воздействия, реализуемые в толпе».

Оценка 4.9
Домашняя работа
docx
психологическая работа
06.03.2021
«Способы воздействия, реализуемые в толпе».
СПОСОБЫ...текст.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова»

 

ИТОГОВАЯ аттестационная работа

 

ВКР. Реферат._______________________________________________

(вид итоговой аттестационной работы)

 по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки/повышения квалификации

 

«Педагогика профессионального обучения, профессионального образования и ДПО»

Наименование образовательной программы

на тему: «Способы воздействия, реализуемые в толпе».

 

Руководитель ИАР:

Киселева Татьяна Геннадьевна 

кандидат психологических наук,  доцент

 

Слушатель:

 Группа № 81.18

Огулин Н. А.

(Фамилия, инициалы)

Оценка «_____________»

 

г. Ярославль

2018 год.

 

Способы воздействия, реализуемые в толпе.

 

Введение.

 

Тема представленной работы «Способы воздействия, реализуемые в толпе». Актуальность выбранной темы в том, что в отличие от психологии отдельного индивида, собрание людей в массу имеет свои дополнительные особенности. Мне, как человеку занимающемуся обучением молодых людей, постоянно приходиться сталкиваться с этими явлением. Очень часто, в силу каких-то не зависящих от меня причин, коллектив учащихся начинает превращаться в    толпу. Это может случиться и во время проведения учебных занятий, и во время прохождения производственной практики, и во время каких-то спортивных или иных мероприятий. И тогда мне, как преподавателю, приходиться искать какие-то способы, чтобы направить действия этой толпы в нужном направлении. Я надеюсь, что изучение данной темы поможет в моей дальнейшей работе в нашем колледже. Следует заметить, что приемы воздействия на массы начали изучаться с давних пор. Мыслители древности стремились понять психологию масс, дать определение роли массы по отношению к обществу. Реформатор IV в., до н. э., Солон, писал, что каждый отдельно взятый афинянин - хитрая лиса, но когда они вместе собираются на собрание, то представляют собой стадо баранов. Понятие массы рассматривали Геродот, Фукидид, Сократ. Сократ считал, что большинство людей можно обучить. Платон же полагал, что большинство людей это стадо, с которым не стоит общаться. Поэтому и искусство управления с массой Платон трактует, как умение усмирять такое стадо. Политик подобен пастуху и его собаке: они не должны причинять овцам зла и грубо с ними обращаться, но просто презирают их как низшие существа. Платон также считал, что народ нельзя допускать к государственному управлению. Подобные функции должны лежать только на аристократии. Такое разделение труда Платон считал основным принципом построения государства. Аристотель в целом разделял взгляды Платона, и считал что люди, занимающиеся трудом, являются, как и рабы, придатком государства. При этом Платон, как и Аристотель, под демократией понимал власть толпы, и различал три хорошие и три плохие формы правления. К первым он относил монархию, аристократию и смешение олигархии и демократии, а к плохим - тиранию, чистую олигархию и крайнюю демократию.

В толпе, как и в других скоплениях людей, существуют определенные формы общения и управления. Говорить о человеке  в толпе можно много, но основным моментом, который хотелось бы отметить - это поведение человека в толпе. Человек в толпе, превращается в саму толпу, человеком начинает двигать не что иное,  как стадное чувство. Человек теряет своё определение, как личность и им движут животные инстинкты, инстинкт самосохранения. Это оправдано, поскольку именно этот инстинкт позволяет отдельно взятому человеку выжить в экстремальных для него условиях. Именно этот инстинкт позволяет человеку не начать движение против или поперёк толпы, но так происходит далеко не всегда. Иногда этот инстинкт может повести человека по направлению, противоположному движению толпы. И, как это ни прискорбно, в большинстве случаев, такие «повороты» заканчиваются летально.

Целью написания данной работы для меня  является систематизация научно-теоретических знаний по изучаемой проблеме полученных за время обучения а Академии Пастухова.

Предмет: специфика способов воздействия, реализуемых в толпе (коллективе студентов коллежа ГБПОУ РТК).  

Для достижения поставленной цели мне надо было решить следующие задачи:

- извлечение и подбор необходимой информации из литературы;

- систематизация полученной информации;

- усвоение изученного материала.

 

1. Понятие толпы. Механизм ее формирования и состав.

 

Социальная жизнь людей проявляется в великом множестве самых разнообразных форм. Некоторые из них обыденны и привычны. Другие серьезно отличаются от того, что принято считать повседневной нормой. Существуют формы поведения сугубо индивидуализированные, целиком или в значительной степени, зависящие от воли, желаний или нужд личности. Но есть и такие, в которых проявления воли, желаний и нужд отдельного человека оказываются серьезно ограниченными прямым или опосредованным влиянием других людей.

Люди и отдельный человек даже не испытывая на себе психического давления со стороны других, а только воспринимая поведение этих других, заражаются их поведением, подчиняются и следуют ему. Представление о толпе обычно рождается из личного опыта людей. Практически каждый либо бывал в толпе, либо видел ее поведение со стороны. Иногда, поддавшись простому человеческому любопытству, люди присоединяются к группе, рассматривающей и обсуждающей какое-то событие. При объединении малых групп, состоящих из индивидов, которые негодуют по определенному поводу, в достаточно большую группу, резко возрастает вероятность проявления стихийного поведения. Последнее может быть направлено на выражение испытываемых людьми чувств, оценок и мнений либо на изменение ситуации через действие. Очень часто субъектом такого стихийного поведения оказывается толпа. Возрастая количественно, заражаясь общим настроением и интересом, малые группы постепенно превращаются в нестройное, неорганизованное скопление, или толпу. Толпа - бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Термин «толпа» вошел в социальную психологию в период мощного революционного подъема масс в конце XIX, начале XX в. Под толпой психологи в то время понимали главным образом слабо организованные выступления трудящихся против эксплуататоров. Весьма образное определение толпы дал Г. Лебон: «Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю».

Толпой как субъектом массовых форм вне коллективного поведения часто становится:

-  публика, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;

- контактная, внешне неорганизованная общность, действующая крайне эмоционально и единодушно;

-   совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический или лже - патриотический угар.

В массовых формах вне коллективного поведения большую роль играют неосознанные процессы. На основе эмоционального возбуждения возникают стихийные действия в связи с какими-либо впечатляющими событиями, затрагивающие главные ценности людей в ходе, например, их борьбы за свои интересы и права. Таковыми были многочисленные «медные» или «соляные» бунты городской и крестьянской голытьбы в русском средневековье или бунтарские выступления английских «луддистов», выразившиеся в уничтожении машин, лишенные ясного идеологического контекста и четко осознаваемых целей совершаемых действий.

Основные механизмы формирования толпы и развития ее специфических качеств - циркулярная реакция (нарастающее взаимно направленное эмоциональное заражение), а также слухи. Определены основные этапы формирования толпы. Образование ядра толпы. Возникновение толпы редко выходит за пределы причинно-следственных связей социальных явлений, осознание которых далеко не всегда стихийно. Несмотря на то, что одним из существенных признаков толпы является случайный состав образующих ее людей, нередко формирование толпы начинается с некоего ядра, в качестве которого выступают зачинщики. Первоначальное ядро толпы может сложиться под влиянием рационалистических соображений и ставить перед собой вполне определенные цели. Но в дальнейшем ядро обрастает лавинообразно и стихийно. Толпа увеличивается, вбирая в себя людей, которые, казалось бы, ничего общего друг с другом до этого не имели. Спонтанно толпа образуется в результате какого-либо происшествия, которое привлекает внимание людей и рождает в них интерес (точнее, в самом начале - любопытство). Будучи взволнованным этим событием, индивид, присоединившийся к уже собравшимся, готов утратить некоторую часть своего обычного самообладания и получать возбуждающую информацию от объекта интереса. Начинается циркулярная реакция, побуждающая собравшихся проявлять схожие эмоции и удовлетворять новые эмоциональные потребности через психическое взаимодействие. Циркулярная реакция составляет первый этап формирования и функционирования толпы.

Процесс кружения. Второй этап начинается одновременно с процессом кружения, в ходе которого чувства еще больше обостряются и возникает готовность реагировать на информацию, поступающую от присутствующих. Нарастает и возбуждение. Люди оказываются предрасположенными не только к совместным, но и к немедленным действиям.

Появление нового общего объекта внимания. Процесс кружения подготавливает собой третий этап формирования толпы. Этот этап - появление нового общего объекта внимания, на котором фокусируются импульсы, чувства и воображение людей. Если первоначально общий объект интереса составляло возбуждающее событие, собравшее вокруг себя людей, то на этом этапе новым объектом внимания становится образ, создаваемый в процессе кружения в разговорах участников толпы. Этот образ - результат творчества самих участников. Он разделяется всеми, дает индивидам общую ориентацию и выступает в качестве объекта совместного поведения. Возникновение такого воображаемого объекта становится фактором, сплачивающим толпу в единое целое.

Активизация индивидов через возбуждение. Последний этап в формировании толпы составляет активизация индивидов дополнительным стимулированием через возбуждение импульсов, соответствующих воображаемому объекту. Такое (на основе внушения) стимулирование происходит чаще всего как результат руководства лидера. Оно побуждает индивидов, составляющих толпу, приступить к конкретным, часто агрессивным, действиям. Среди собравшихся обычно выделяются зачинщики, которые и развертывают активную деятельность в толпе и исподволь направляют ее поведение. Это могут быть политически и психически незрелые и экстремистски настроенные личности.

Таким образом, четко определяется состав толпы. Ядро толпы, или зачинщики - субъекты, задача которых сформировать толпу и использовать ее разрушительную энергию в поставленных целях. Участники толпы - субъекты, примкнувшие к ней вследствие идентификации своих ценностных ориентаций с направлением действий толпы. Они не зачинщики, но оказываются в сфере влияния толпы и активно участвуют в ее действиях. Особую опасность представляют агрессивные личности, которые примыкают к толпе исключительно из-за появившейся возможности дать разрядку своим невротическим, нередко садистским, наклонностям. В среду участников толпы попадают и добросовестно заблуждающиеся. Эти субъекты присоединяются к толпе из-за ошибочного восприятия обстановки, они движимы, например,  ложно понятым принципом справедливости. К толпе примыкают обыватели. Они не проявляют большой активности. Их привлекает эксцесс в качестве волнующего зрелища, которое разнообразит их скучное, унылое существование. В толпе находят себе место повышено внушаемые люди. Они без сопротивления отдаются во власть стихийных явлений. Участниками толпы оказываются и просто любопытные, наблюдающие всё происходящее со стороны. Они не вмешиваются в ход событий, однако их присутствие увеличивает массовость и усиливает влияние стихии толпы на поведение ее участников.

 

2. Классификация толпы.

 

Как и любое другое социальное явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям. Если за основу классификации взять такой признак, как управляемость, то можно выделить следующие виды толпы.

Стихийная толпа. Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица.

Ведомая толпа. Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером.

Организованная толпа. Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу. Можно сказать, что он подчас не делает разницы между толпой организованной и неорганизованной. Хотя согласиться с таким подходом трудно. Если какая-то общность людей организована, следовательно, в ней имеются структуры управления и подчинения. Это уже не толпа, а формирование. Даже отделение солдат, пока в нем есть командир, уже не толпа.

Если за основу классификации толпы взять характер поведения в ней людей, то можно выделить несколько ее типов и подтипов.

Окказиональная толпа. Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар, драка и т. п.).

Конвенциональная толпа. Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу. Готова лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения.

Экспрессивная толпа. Формируется - как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т. п.)

Экстатическая толпа. Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок концерты и т. п.).

Действующая толпа. Формируется - как и конвенциональная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды:

1.  агрессивная толпа. Объединена слепой ненавистью к конкретному объекту (какому-либо религиозному или политическому движению, структуре). Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т. п.;

2.  паническая толпа. Стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности;

3. стяжательская толпа. Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них (взятие штурмом мест в отходящем транспорте, ажиотажный расхват продуктов в предприятиях торговли, разгром продовольственных складов, осаждение финансовых (например, банковских) учреждений, в небольших количествах проявляется в местах крупных катастроф со значительными человеческими жертвами и т. п.);

4. повстанческая толпа. Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей. Своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьб;

Г. Лебон различает виды толп по признаку гомогенности:

- разнородная анонимная (уличная), персонифицированная (парламентское собрание), однородная;

- секты, касты, классы.

Современные представления на типологию толпы несколько отличаются от взглядов Г. Лебона. Например, сложно рассматривать в качестве толпы персонифицированное собрание людей типа производственного совещания, парламентского собрания, присяжных суда (Г. Лебон относит эти образования к категории «толпа»), которые лишь в потенции могут превратиться в толпу, но изначально таковой не являются. Классы тоже трудно отнести к разряду толп.

 

3. Психологические свойства толпы.

 

Социальные психологи отмечают ряд психологических особенностей толпы. Они свойственны всей психологической структуре этого образования и проявляются в различных сферах:

- когнитивной;

- эмоционально-волевой;

- темпераментной;

- моральной.

В когнитивной сфере толпа высказывает разнообразные странности своей психологии. Неспособность к осознанию. Важными психологическими характеристиками толпы являются ее бессознательность, инстинктивность и импульсивность. Если даже один человек довольно слабо поддается посылам разума, а потому большую часть поступков в жизни делает благодаря эмоциональным, порою совершенно слепым, импульсам, то людская толпа живет исключительно чувством, логика противна ей. Вступает в действие неуправляемый стадный инстинкт, особенно когда ситуация экстремальная, когда нет лидера и никто не выкрикивает сдерживающие слова команд.  Разнородное  в каждом из индивидов - частице толпы - утопает в однородном, и берут верх бессознательные качества. Общие качества характера, управляемые  бессознательным, соединяются вместе в толпе. Изолированный индивид обладает способностью подавлять бессознательные рефлексы, в то время как толпа этой способности не имеет.

Особенности воображения. Толпа очень восприимчива к впечатлениям. Образы, поражающие воображение толпы, всегда бывают простыми и ясными. Вызванные в уме толпы кем-либо образы, представление о каком-нибудь событии или случае по своей живости почти равны реальным образам. Не факты сами по себе поражают воображение толпы, а то, как они предъявляются ей.

Еще один очень важный эффект толпы - коллективные галлюцинации. В воображении людей, собравшихся в толпе, события претерпевают искажения.

Особенности мышления. Толпа мыслит образами, и вызванный в ее воображении образ, в свою очередь, вызывает другие, не имеющие никакой логической связи с первым. Толпа не отделяет субъективное от объективного. Она считает реальными образы, вызванные в ее уме и зачастую имеющие лишь очень отдаленную связь с наблюдаемым ею фактом. Толпа, способная мыслить только образами, восприимчива только к образам. Толпа не рассуждает и не обдумывает. Она принимает или отбрасывает идеи целиком. Толпа способна воспринимать лишь те идеи, которые упрощены до предела. Толпа никогда не стремится к правде. Она отворачивается от очевидности, которая не нравится ей, и предпочитает поклоняться заблуждениям и иллюзиям, если только они прельщают ее. Для  толпы,  не способной  ни к размышлению, ни к рассуждению, не существует ничего невероятного, однако невероятное-то и поражает всего сильнее. В толпе нет предумышленности. Она может последовательно пережить и пройти всю гамму противоречивых чувствований, но всегда будет находиться под влиянием возбуждений минуты. Ассоциация разнородных идей, имеющих лишь кажущееся отношение друг к другу, и немедленное обобщение частных случаев - вот характерные черты рассуждений толпы. Толпа постоянно подпадает под влияние иллюзий.

Некоторые важные особенности мышления толпы следует выделить особо.

Категоричность. Не испытывая никаких сомнений относительно того, что есть истина и что есть заблуждение, толпа выражает такую же авторитетность в своих суждениях, как и нетерпимость. Консерватизм. Будучи в основе своей чрезвычайно консервативна, толпа питает глубокое отвращение ко всем новшествам и испытывает безграничное благоговение перед традициями. Внушаемость. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы. Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы - это ее восприимчивость к внушению. Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям. Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности. Как бы ни была нейтральна толпа, она все-таки находится в состоянии выжидательного внимания, которое облегчает всякое внушение.

Заражаемость. Психологическое заражение способствует образованию в толпе особых свойств и определяет их направление. Человек склонен к подражанию. Мнения и верования распространяются в толпе путем заражения.

Для эмоционально-волевой сферы толпы характерны также многочисленные психологические особенности. Эмоциональность. В толпе имеет место такое социально-психологическое явление, как эмоциональный резонанс. Люди, участвующие в эксцессе, не просто соседствуют друг с другом - заражают окружающих и сами заражаются от них. Термин «резонанс» к такому явлению применяется потому, что участники толпы при обмене эмоциональными зарядами постепенно накаляют общее настроение до такой степени, что происходит эмоциональный взрыв, с трудом контролируемый сознанием. Наступлению эмоционального взрыва способствуют определенные психологические условия поведения личности в толпе.

Высокая чувственность. Чувства и идеи отдельных лиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Рождается коллективная душа, имеющая, правда, временный характер. Толпе знакомы только простые и крайние чувства. Различные импульсы, которым повинуется толпа, могут быть, смотря по обстоятельствам (а именно по характеру возбуждений), великодушными или злыми, героическими или трусливыми, но они всегда настолько сильны, что никакой личный интерес, даже чувство самосохранения, не в состоянии их подавить. Сила чувств толпы еще более увеличивается из-за отсутствия ответственности. Уверенность в безнаказанности (тем более сильная, чем многочисленнее толпа) и сознание значительного (хотя и временного) могущества дают возможность скоплениям людей проявлять такие чувства и совершать такие действия, которые просто немыслимы и невозможны для отдельного человека. Какими бы ни были чувства толпы, хорошими или дурными, характерной их чертой является односторонность. Односторонность и преувеличение чувств толпы ведут к тому, что она не ведает ни сомнений, ни колебаний.

Экстремизм. Силы толпы направлены лишь на разрушение. Инстинкты разрушительной свирепости дремлют в глубине души почти любого индивида. Поддаваться этим инстинктам опасно для изолированного индивида, но находясь в безответственной толпе, где ему обеспечена безнаказанность, он может свободно следовать велению своих инстинктов. В толпе малейшее пререкание или прекословие со стороны какого-либо оратора немедленно вызывает яростные крики и бурные ругательства. Нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие - это ярость. Толпа никогда не дорожит своей жизнью во время возмущения.

Особенность толпы состоит и в специфике социально-психологических явлений, определяющих единообразие поведения ее участников. Дело в том, что толпа создается главным образом на базе противопоставления данной общности объекту недовольства. Толпу делает общностью нередко именно то, что «против них». Это, конечно, не слепая ненависть ко всему, с чем люди себя не идентифицируют. Тем не менее, в толпе противопоставление «мы» и «они» достигает социально значимой, нередко весьма опасной величины. У толпы отсутствует критическое отношение к себе и присутствует «нарциссизм» - «мы» безупречны, во всем виноваты «они». «Они» отливаются в образ врага. Толпа считается только с силой, и доброта ее мало трогает, для толпы доброта - одна из форм слабости.

Мотивация. Личный интерес очень редко бывает могущественным двигателем в толпе, в то время как у отдельного человека он стоит на первом месте. Хотя все желания толпы бывают очень страстными, они все же продолжаются не долго, и толпа так же мало способна проявить настойчивую волю, как и рассудительность.

Безответственность. Она порождает нередко невероятную жестокость агрессивной толпы, подстрекаемой демагогами и провокаторами. Безответственность позволяет толпе топтать слабых и преклоняться перед сильными.

Физическая активность. Стремление немедленно превратить в действия внушенные идеи - характерный признак толпы.

Диффузность. Возбудители, которые действуют на повинующуюся им толпу, весьма разнообразны - этим объясняется ее чрезвычайная изменчивость. Над прочно установившимися верованиями толпы лежит поверхностный слой мнений, идей и мыслей, постоянно нарождающихся и исчезающих. Мнение толпы непостоянно. Отсутствие ясных целей, отсутствие или диффузность структуры порождают наиболее важное свойство толпы - ее легкое превращение из одного вида в другой. Такие превращения часто происходят спонтанно. Знание их типичных закономерностей и механизмов позволяет умышленно манипулировать поведением толпы в авантюристических целях либо в целях сознательного предотвращения ее особо опасных действий.

В моральной сфере психологические особенности толпы чаще всего обнаруживаются в моральности и религиозности. Моральность. Толпа может иногда демонстрировать очень высокую нравственность, очень возвышенные проявления: самоотверженность, преданность, бескорыстие, самопожертвование, чувство справедливости и др. Религиозность. Все убеждения толпы имеют черты слепого подчинения, свирепой нетерпимости, потребности в самой неистовой пропаганде, что присуще религиозному чувству. Толпа нуждается в религии, так как все верования усваиваются ею лишь в том случае, если они облечены в религиозную оболочку, не допускающую оспаривания. Верования толпы всегда имеют религиозную форму.

 

4. Поведение толпы.

 

В поведении толпы проявляются как идеологические влияния, с помощью которых готовятся определенные действия, так и изменения в психических состояниях, происходящие под воздействием каких-либо конкретных событий или  информации  о них. В действиях толпы происходит стыковка и практическая реализация влияний и идеологических, и социально-психологических, их взаимопроникновение в реальное поведение людей. Совместные чувства, воля, настроения оказываются эмоционально и идеологически окрашенными и многократно усиленными. Обстановка массовой истерии служит фоном, на котором развертываются нередко самые трагические действия. Одним из видов поведения толпы является паника. Паника - это эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка и проявляющееся в импульсивных действиях. Факторы, способные вызвать панику, многообразны. Их природа может быть физиологической, психологической и социально-психологической. Известны случаи возникновения паники в повседневной жизни как следствие катастроф и стихийных бедствий. При панике людьми движет безотчетный страх. Они утрачивают самообладание, солидарность, мечутся, не видят выхода из ситуации.

Факторы, особо сильно влияющие на поведение толпы, следующие.

Суеверие - упрочившееся ложное мнение, возникающее под влиянием страха, пережитого человеком. Впрочем, может иметь место суеверный страх, причины которого не осознаются. Многие суеверия связаны с верой во что-либо. Им подвержены самые разные люди, вне зависимости от уровня образования и культуры. По большей своей части суеверие основано на страхе и оно многократно усиливается в толпе.

Иллюзия - разновидность ложного знания, закрепившегося в общественном мнении. Она может быть результатом обмана органа чувств. В данном же контексте речь идет об иллюзиях, относящихся к восприятию социальной действительности. Социальная иллюзия - своего рода эрзац-подобие реальности, создаваемое в воображении человека взамен подлинного знания, которое он почему-то не приемлет. В конечном счете, основа иллюзии - незнание, которое может дать самые неожиданные  и нежелательные эффекты, когда проявляется в толпе.

Предрассудки - ложное знание, превратившееся в убеждение, точнее, в предубеждение. Предрассудки активны, агрессивны, напористы, отчаянно сопротивляются подлинному знанию. Это сопротивление до такой степени слепо, что толпа не приемлет никаких аргументов, противоречащих предрассудку. Психологическая природа предрассудков состоит в том, что память человека запечатлевает не просто мнение (знание), она сохраняет и сопровождающее это знание чувство, эмоцию, отношение. Вследствие этого память весьма избирательна. Факты и события, противоречащие определенному мнению, не всегда анализируются на уровне сознания. И, конечно, они отбрасываются под влиянием эмоций, которые обычно переполняют, захлестывают толпу.

В случаях, когда распространенные стереотипы общественного мнения перенасыщаются эмоциями, возможно возникновение массового психоза, во время которого люди способны совершать самые безрассудные поступки, перестают отдавать себе отчет во всех последствиях своих действий.

Факторы, определяющие характер мнений и верований толпы, бывают двоякого рода: факторы непосредственные и факторы отдаленные. Непосредственные факторы, влияющие на толпу, действуют уже на подготовленную отдаленными факторами почву - без этого они не вызвали бы столь сокрушительных результатов, которыми нередко поражает беснующаяся толпа. Факторы, способные впечатлять и саму толпу, всегда обращаются к ее чувствам, а не к рассудку.

 

5. Лидер в толпе и механизмы управления толпой.

 

Подобные исследования на эту тему проводились не только за границей, но и в России. Учреждения, занимающиеся проблемами массового поведения, как правило,  находились в Москве. В рамках КГБ, МВД, ЦК КПСС, и министерства обороны, имелись такие учреждения, поскольку эта работа предназначалась для решения конкретных инструментальных задач. Так при международном отделе ЦК КПСС существовал Институт общественных наук для теоретической и практической подготовки зарубежных революционных кадров.  Специфика Института общественных наук определила те­матику работы кафедры. Слушатели, сталкиваясь в своих стра­нах с изощренными приемами манипуляции массовым пове­дением и политическими настроениями, нуждались в знании этих приемов и владении ими. Руководству института и кафед­ры удалось раздобыть через свои каналы разработки, выпол­ненные  для  американских  спецслужб,  собрать  зарубежную ли­тературу по социальной и политической психологии и, главное, накопить, сконцентрировать и обобщить разнообразный прак­тический опыт. В итоге был подготовлен целый курс, в котором изучались механизмы и закономерности поведения людей в толпе, зара­жения и распространения слухов, а также эффективные при­емы управления соответствующими процессами и ведения по­литических кампаний. Курс преподавался на протяжении без малого 20 лет, пользовался неизменной популярностью у слу­шателей, последовательно корректировался и обогащался но­вым фактическим материалом. Его практические рекоменда­ции применялись специалистами и слушателями кафедры на обширном географическом и политическом пространстве, от Европы и Африки до Латинской Америки, часто принося ощу­тимые результаты.

Его содержание продолжало обогащаться посредством проведения лекций и семинаров, главными вопросами которых было - как воспринимать толпу, как хаос, беспорядок, от­сутствие закономерностей, и неуправляемость, или нет.  На этих семинарах, ученые на разнообразном материале показали, что все не столь однозначно. Хаос и порядок относительны, хаос все­гда по-своему детерминирован  и чем хаотичнее система, тем более простым закономерностям она подчиняется, и, тем лег­че ею управлять. Иллюзия неуправляемости возникает тогда, когда мы с про­стой системой пытаемся обращаться, как со сложной, и наши воздействия оказываются бесполезными. Завзятому горожани­ну трудно понять, как деревенский пастух управляет на выпасе  большим стадом. Государственный деятель растеряется, если ему дове­рить детсадовскую группу малышей, с которой привычно справляется опытная воспитательница. Академик, умело руководящий на­учным коллективом, окажется беспомощным в компании бом­жей, а если он не врач-психиатр, то любой санитар психиатрической больницы даст ему сто очков вперед в умении работать с соответствующим «контин­гентом» больных. Сказанное имеет прямое отношение к нашему предмету. В толпе «человек опускается на несколько ступеней по лестнице цивилизации» (Г. Лебон) и становится доступен для элемен­тарных манипулятивных воздействий. Поведение толпы кажется процессом, лишенным закономерностей и нерегулируемым постольку, поскольку боль­шинство из нас привыкли иметь дело с организованными груп­пами, где уместны рациональные доводы, согласование мнений или хотя бы формальный приказ. В стихийном массовом пове­дении реализуются более примитивные механизмы и законо­мерности. Кто знает о них и обладает необходимыми навыка­ми, способен управлять событиями.

Часто поведение толпы определяется наличием или отсутствием в ней лидера. Лидер в толпе может объявиться в результате стихийного выбора, а нередко - и в порядке самостоятельного назначения. Самозваный лидер обычно подлаживается под настроения и чувства людей толпы и сравнительно легко может побудить участников ее к поведению определенного типа. Любое скопление индивидов инстинктивно подчиняется власти вождя. Герой, которому поклоняется толпа, поистине для нее - бог. В душе толпы преобладает не стремление к свободе, а потребность подчинения. Толпа так жаждет повиноваться, что инстинктивно покоряется тому, кто объявляет себя ее властелином. Люди в толпе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто ее сохранил. Всегда готовая восстать против слабой власти, толпа раболепствует и преклоняется перед властью сильной. Предоставленная самой себе, толпа скоро утомляется своими собственными беспорядками и инстинктивно стремится к рабству.

Толпа столь же нетерпима, сколь и доверчива в отношении авторитета. Она уважает силу и мало поддается воздействию доброты, означающей для нее лишь своего рода слабость. Она требует от героя силы и даже насилия, хочет, чтобы ею владели, ее подавляли. Она жаждет бояться своего властелина. Власть вожаков очень деспотична, но именно этот деспотизм и заставляет толпу подчиняться. В толпе людей вождь часто бывает только вожаком, но, тем не менее, роль его значительна. Его воля - это ядро, вокруг которого кристаллизуются и объединяются мнения. Роль вожаков состоит главным образом в том, чтобы создать веру, все равно какую. Именно этим объясняется их большое влияние на толпу. Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на грани безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они объявляют и защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка. Есть и еще одно качество, которым обыкновенно отличаются вожаки толпы: они не принадлежат к числу мыслителей - это люди действия.

Класс вожаков подразделяется на две категории:

- люди энергичные, с сильной, но появляющейся у них лишь на короткое время волей;

- люди, обладающие сильной и в то же время стойкой волей (встречаются гораздо реже).

Один из важных факторов, определяющих влияние лидера на толпу - это его обаяние. Обаяние - вид господства какой-нибудь идеи или личности над умом индивида. Оно может складываться из противоположных чувств, например, восхищения и страха, и быть двух видов: приобретенное и личное. Личное обаяние отличается от искусственного или приобретенного и не зависит ни от титула, ни от власти. Оно основывается на личном превосходстве, на военной славе, на религиозном страхе, но не только на этом. В природе обаяния участвует множество различных факторов, но одним из самых главных всегда был и остается успех.

Управление толпой имеет двойственную природу, ибо толпа практически всегда - объект управления двух сил: с одной стороны, ею руководят лидеры, вожаки; с другой - толпой занимаются силы охраны общественного порядка, властные административные структуры. Возможности управления толпой существенно различаются в зависимости от того, кто стремится быть в ней лидером - демагог или интеллигент. Как говорят на Востоке, тот, кто хочет управлять толпой, пытается оседлать тигра. Тем не менее, управлять личностями много сложней, чем толпой. Механизмами массового поведения может воспользоваться политик с любыми взглядами и любого морального уровня. В таких случаях толпа становится игрушкой в руках лидера. Обычно люди, жаждущие вести за собой толпу, интуитивно владеют приемами воздействия на нее. Они знают: чтобы убедить толпу, надо сначала понять, какие чувства ее воодушевляют, притвориться, что разделяешь их, а затем вызвать в воображении толпы прельщающие ее образы. Толпе надо всегда предъявлять какие-либо идеи в цельных образах, не указывая на их происхождение.

Оратор, желающий увлечь толпу, должен злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями - вот способы аргументации для толпы.

Утверждение тогда лишь воздействует на толпу, когда оно многократно повторяется в одних и тех же выражениях: в таком случае идея внедряется в умы так прочно, что, в конце концов, воспринимается как доказанная истина, а затем и врезается в самые глубокие области бессознательного. Этот прием также вполне успешно применяется лидерами или вожаками толпы.

Теоретический анализ механизмов формирования толпы может в некоторой степени помочь и административным органам контролировать ее поведение.

Перед ними стоит задача двоякого рода:

1) пробудить осознание индивидами толпы своих действий, возвратить им утраченное чувства самоконтроля и ответственности за свое поведение;

2) предотвратить образование толпы или расформировать уже образовавшуюся толпу.

Эффективными средствами могут считаться следующие:

-  переориентирование внимания индивидов, составляющих толпу. Как только внимание людей в толпе оказывается распределенным между несколькими объектами, сразу же образуются отдельные группы, и толпа, только что объединенная «образом врага» или готовностью к совместным действиям, тут же распадается. Подавленные влиянием толпы черты личностной структуры индивидов оживают - каждый человек в отдельности начинает регулировать свое поведение. Толпа перестает быть активной, функционирующей и постепенно рассеивается;

- объявление по громкоговорителю о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы;

-  обращение к участникам толпы с названием конкретных фамилий, имен, отчеств, наиболее распространенных в данной местности;

-  применение мер по захвату и изоляции лидеров толпы. Если из-за какой-нибудь случайности вожак исчезает и не замещается немедленно другим, толпа снова становится простым сборищем без всякой связи и устойчивости. В этом случае легче проводить мероприятия по рассеиванию толпы. Вообще-то с толпой очень сложно говорить голосом разума. Она воспринимает лишь приказ и обещания.

Заражение с давних пор исследовалось как особый способ воздействия на толпу.

Феномен заражения был известен, по-видимому, на самых ранних этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает орга­низованного преднамеренного давления, он просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения. Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, выступаю­щей своеобразным ускорителем, который «разгоняет» определенное эмоциональное состояние.  Заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя». Так как это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Так же выделяют наличие особой «реакции заражения», возникающей особенно в больших открытых аудиториях, когда эмоциональное состояние усиливается путем многократного отражения по моделям обычной цепной реакции. Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, выступающей своеобразным ускорителем, который «разгоняет» определенное эмоциональное состояние.

Зараза представляет собой такое явление, которое легко указать, но не объяснить; ее надо причислить к разряду гипнотических явлений. В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы. Науке известно, что при помощи разнообразных процедур человека можно привести в такое состояние, что он после потери всей своей сознательной личности повинуется всем внушениям лица, лишившего его сознания своей личности, и что он совершает действия, самым резким образом противоречащие его характеру и навыкам. З. Фрейд в результате тщательных наблюдений установил, что индивид, находящийся в продолжение некоторого времени в лоне активной массы, впадает вскоре вследствие излучений, исходящих из нее, или по какой-либо другой неизвестной причине - в особое состояние, весьма близкое к ''зачарованности'', овладевающей загипнотизированными под влиянием гипнотизера. Сознательная личность совершенно теряется, воля и способность различения отсутствуют, все чувства и мысли ориентированы в направлении, указанном гипнотизером. Многие  хорошо помнят возникновение массовой паники в США 30 октября 1938 г. после передачи по радио произведения Г. Уэллса «Война миров». Массы радиослушателей самых различных возрастных и образовательных слоев (около 1 200 000 человек) поверили во вторжение марсиан на Землю. Хотя многие из них точно знали, что по радио передается инсценировка литературного произведения (трижды это объяснялось диктором), приблизительно 400 тыс. человек «лично» засвидетельствовали «появление марсиан».

Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Непосредственным поводом к панике являет­ся появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. В дальнейшем паника наращивает силу, когда включается в действие рассмотренный механизм взаимного многократного отражения. Паника относится к таким явлениям, которые чрезвычайно трудно поддаются исследованию. Ее нельзя непосредственно наблюдать, во - первых, потому, что никогда заранее не известны сроки ее возникновения, во - вторых в ситуации паники очень сложно остаться наблюдателем: в том-то ее сила и заключается, что любой человек, оказавшись «внутри» системы паники, в той или иной степени поддается ей. При исследовании заражения важным вопросом является вопрос  о той роли, которую играет уровень оценок и установок, свойственных массе людей, подверженных психическому заражению. Этот вопрос недостаточно изучен в науке, хотя в практике найдены формы использования этих характеристик в ситуации заражения. Заражение настолько могущественно, что оно может внушать индивидам не только известные мнения, но и известные чувства. Благодаря именно такому заражению, в известную эпоху подвергались презрению известные произведения, например, "Тангейзер", спустя несколько лет возбудивший восторги тех же самых людей, которые его осмеяли.

Важным вопросом при исследовании заражения является вопрос о той роли, которую играет уровень общности оценок и установок, свойственных массе людей, подверженных психическому заражению. Так, в условиях массовых зрелищ стимулом, включающим предшествую­щую заражению общность оценок, например, популярного актера, являются аплодисменты. Они могут сыграть роль импульса, вслед за которым ситуация будет развиваться по законам заражения. Знание такого механизма использовалось, в частности, в фашистской пропаганде, где была разработана особая концепция повышения эффек­тивности воздействия на открытую аудиторию путем доведении ее до открытого возбуждения - до состояния экстаза. Нередко к этим при­емам прибегают и другие политические лидеры. Таким образом, нельзя сказать, что в современных условиях про­блема заражения абсолютно устарела. Никакой рост самосознания не отменяет таких форм психического заражения, которые проявляются в массовых социальных движениях, особенно в периоды нестабильного общества, например в условиях радикальных социальных преобразований.

Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу. Некоторые сопоставляют внушение с заражением, но есть и те, кто выдвигает отличия и сводит их к следующему: 1) при заражении осуществляется сопереживание большой массы людей общего психического состояния, внушение же имеет одностороннюю направленность; 2) внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении, кроме речевого воздействия, используются и иные средства. Явление внушения исследуется в психологии очень давно, но в большей степени оно изучено в связи с медицинской практикой или с некоторыми конкретными формами обучения. Внушение, «суггестия», как социально-психологическое явление обладает глубокой спецификой, поэтому правомерно говорить о таком явлении как «социальная суггестия». В остальном сохраняется терминология, используемая в других разделах психологической науки, изучающей это явление: человек, осуществляющий внушение - суггестор; человек, которому внушают, называется суггеренд. Явление сопротивления внушающему воздействие называется контрсуггестией. В отечественной литературе впервые вопрос о социальной суггестии был поставлен в работе В.М. Бехтерева «Внушение и его роль в общественной жизни» (1903). В многочисленных экспериментальных исследованиях выявлено, что решающим условием эффективности внушения является авторитет суггестора, создающий дополнительный фактор воздействия - доверие к информационному источнику. Этот «эффект доверия» проявляется по отношению к личности суггестора, и по отношению к той социальной группе, которую данная личность представляет.

Контрсуггестия показывает меру сопротивления внушению, которую оказывает отдельная личность. В практике социальной суггестии разработаны способы, при помощи которых можно блокировать эту «психическую самозащиту». Контрсуггестия может быть использована не только для защиты личности от суггестивного воздействия, но и для опровержения этой защиты. Так, если в качестве средства контрсуггестии выступает недоверие к суггестору, то путем включения дополнительной информации о суггесторе можно добиться отклонения этого недоверия, и этот комплекс мер будет как раз представлять контрконтрсуггестию. Логично, конечно, предположить, что и в ответ на эти дополнительные усилия личность постарается выдвинуть новый ряд защитных мер, но до сих пор практические исследования не углубились далее первого «слоя» контрконтрсуггестии.

В повседневной жизни исследования внушения имеют большое значение для таких сфер, как пропаганда и реклама.   Хотя основная черта пропаганды - апелляция к логике и сознанию, а средства, разрабатываемые здесь, - это преимущественно средства убеждения, все это не исключает присутствия определенных элементов суггестии. Метод внушения выступает здесь как метод своеобразного психопрограммирования аудитории, т.е. относится к методам манипулятивного воздействия. Особенно очевидным является применение этого метода в области рекламы. Здесь разработана особая концепция «имиджа», который выступает как звено в механизме суггестии. Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Часто всю информацию, передаваемую от человека к человеку разделяют на три составляющие  -  сообщение, убеждение и внушение. Именно эта третья форма информации связана с некритическим восприятием. При анализе внушения как специфического средства воздействия встает вопрос о соотношении внушения и заражения, на который нет однозначного ответа. Для одних авторов внушение является одним из видов заражения наряду с подражанием, другие подчеркивают отли­чия внушения от заражения, сводящиеся к следующему: 1) при зара­жении осуществляется сопереживание большой массой людей обще­го психического состояния, внушение же не предлагает такого «ра­венства» в сопереживании идентичных эмоций. Процесс вну­шения имеет одностороннюю направленность - это не спонтанная тонизация состояния группы, а персонифицированное, активное воз­действие одного человека на другого или на группу; 2) внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении, кроме речевого воздействия, используются и иные средства (воскли­цания, ритмы и пр.)  С другой стороны, внушение отличается от убеждения тем, что при внушении, достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе, в то время как в случае убежде­ния вывод должен быть сделан принимающим информацию самосто­ятельно. Именно поэтому при изучении внушения установлены некоторые закономерности относительно того, в каких ситуациях и при каких обстоятельствах эффект внушения повышается. Так, доказана зависимость эффекта внушения от возрас­та: в целом дети более поддаются внушению, чем взрослые. Точно так же в большей мере внушаемыми оказываются люди утомленные, ослабленные физически, чем обладающие хорошим самочувствием.  В прикладном плане исследования внушения имеют большое значе­ние для таких сфер, как пропаганда и реклама. Роль, которая отводится внушению в системе средств пропагандистского воздействия, различна  в  зависимости от того, какого рода пропаганда имеется в виду, каковы ее цели и содержание. Хотя основная черта пропаганды - апелляция к логике и сознанию, а средства, разрабатываемые здесь, - это преимущественно средства убеждения, все это не исключает присутствия определенных элементов суггестии. Метод внушения выступает здесь как  метод своеобразного психопрограммирования аудитории, т.е. относится  к методам манипулятивного воздействия, что особенно очевидно в области предвыборных агитаций.

Манипуляция может трактоваться как акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как открытое управление или обработка. Манипулятивные механизмы воздействия на массы неоднократно и на протяжении уже достаточно длительного времени исследовались теоретиками и применялись практиками. На примерах диктаторов, политических деятелей, проповедников, а также известных общественных деятелей можно убедиться в действенности эффективных манипулятивных (с их стороны) способов управления толпой. Но и сегодня инструменты и практика применения технологий управления массовым сознанием привлекают внимание многих учёных, особенно в условиях формирования информационного общества.

Принципы воздействия на массы построены на ряде взаимосвязанных психологических приёмов: эффект подчинения своего «Я» - индивидуального «Я» - коллективному сопровождается эффектом заразительности, вследствие чего усиливается внушаемость отдельных индивидов и массы в целом. На этом фоне человеческая толпа становится «жертвой страсти» и способна принять потенциально опасное, вредоносное коллективное решение. В культурный багаж современного человека вошло представление, будто подчинение начинается с познания, которое служит основой убеждения. Однако в последние годы всё больше учёных склоняется к мнению, что проблема глубже.

Первоначальной функцией слова на заре человечества было его суггесторное воздействие - внушение, подчинение не через рассудок, а через чувство. Внушаемость посредством слова - глубинное свойство психики, возникшее гораздо раньше, нежели способность к аналитическому мышлению. Суггесторное воздействие слова нисколько не уменьшилось и в современную эпоху. Когда вместо силы главным средством власти стала манипуляция сознанием, власть имущим потребовалась полная свобода слова, реализуемая через превращение слова в безличный, неодухотворённый инструмент.

Учёными доказано, что на мышление, сознание и подсознание человека действует чередование звука и тишины - со своим ритмом, интенсивностью. Хайдеггер даже поставил вопрос о создании особой техники молчания как более или менее подсознательной коммуникации особо посвящённых. Словно в противовес теоретическим размышлениям философов, на современном Западе возникло явление, которое получило название «демократия шума». Исследователи отмечают, что в современном политическом процессе создается такое звуковое оформление окружающего политического пространства, что «средний»  человек практически не располагает возможностями сосредоточиться и додумать до конца связную мысль. Это выступает важным условием, обеспечивающим его беззащитность перед манипуляцией сознанием. Одна из главных задач манипулятора - создать у массы людей состояние «рассеянности сознания». В таких условиях более вероятно, что люди будут действовать нерационально.  На этом фоне применяются определённые техники, например ассоциации или стереотипизации.

Несомненно, чувственная ступень познания стоит ближе к внешнему миру, чем мышление, и реагирует быстрее, непосредственнее. Поэтому её проще «эксплуатировать». В этой области легче создать цепную реакцию, основанную на «эпидемии чувств» и ориентированную на человеческую массу. Общей принципиальной установкой в манипуляции массовым сознанием является предварительное «раскачивание» эмоциональной сферы. Главным средством для этого служит создание или использование кризиса, аномальной ситуации, оказывающих сильное воздействие на чувства.

Помимо мышления и чувств, важнейшим объектом манипуляции сознанием является воображение. При сбалансированном взаимодействии мышления воображения и чувства человек воспринимает реальность в образах, которые выстраиваются в соответствии с укоренённой в сознании шкалой ценностей. Если манипулятор ставит перед собой задачу изменить поведение человека, заменить его «программу», то ему надо хотя бы на время исказить шкалу ценностей и, пользуясь моментом заставить людей «захотеть того, чего они не хотят». Такая задача стоит, например, и перед коммерческой, и перед политической рекламой.

Внимание людей первоначально привлекается к сообщению, затем оно многократно повторяется, чтобы человек его запомнил. При этом в случае манипулирования главный посыл обычно камуфлируется: газеты применяют «калейдоскопическое» расположение материала, разбавление важных сообщений сплетнями, противоречивыми слухами, сенсациями, красочными фотографиями и рекламой, телевидение компонует видеоряд, подбирая отвлекающие внимание образы. Популярной разновидностью лжи является «конструирование» сообщения из обрывков высказывания, что меняет контекст, и из тех же слов создаётся совершенно иной смысл.

Обеспечивать фрагментацию проблем и дробить информацию так, чтобы человек никогда не получал полного, завершающего знания, позволяет использование сенсаций. Это сообщения о событиях, которым придаётся столь высокая важность и уникальность, что на них концентрируется и нужное время удерживается почти всё внимание публики. Непрерывное воздействие на сознание сенсациями, особенно «плохими новостями» выполняет важную функцию поддержания необходимого уровня «нервозности». Эта нервозность, ощущение непрерывного кризиса, резко повышает внушаемость людей и снижает способность к критическому восприятию.

Подготовка сенсации - кропотливая и дорогая работа, которую выполняют профессиональные специалисты. При этом зритель очарован именно тем, что он наблюдает «неожиданное», «жизненный» материал будто бы так, что между ним и реальностью нет никакого посредника. Эта иллюзия достоверности - сильное свойство телевидения. Поданная в виде сенсации на телевидении информация, со всеми репортажами с места события, интервью в прямом эфире, как правило, принципиально искажает происшедшее событие. Но важно не это, а эффект, ради которого запускается сенсация.

Таким образом, тот, кто определяет структуру потока информации, отбирает «факты» и «проблемы», превращая их в сообщения, господствует и управляет массами. В немалой степени этому способствует предложение средствами массовой информации и информационными агентствами их собственных версий случившегося. Главная функция масс - медиа в гражданском обществе состоит, как ни парадоксально, в превращении граждан в огромную, но не собранную в одном месте толпу - через массовую культуру и единый поток информации. Сеть СМИ действительно способна накрывать всю массу людей, не имеющих ни времени, ни навыков для критического восприятия транслируемых сообщений. Гуманитарным итогом такой медийной обработки становится стандартизация образа мысли и действия, которая достигает национального или даже континентального размаха.  Средства массовой информации, в отличие от высокой культуры, предназначены именно для массы, поэтому уровень интеллектуальности сообщения, размещённого в них, зачастую умышленно понижается. Упрощение позволяет высказывать главную мысль, которую требуется внушить аудитории, желательно в форме утверждения (подобно установке гипнотизёра). Как отмечал С. Московичи, утверждение в любой речи означает отказ от обсуждения, поскольку власть человека или идеи, которая может подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие. Это означает также просьбу к аудитории, к толпе принять идею без обсуждения такой, какой она есть, без взвешивания всех «за» и «против» и отвечать «да» не раздумывая.

Погрузив человека в поток «всегда срочных» сообщений, СМИ разорвали «цепь времён», и превратили политическое действие в наблюдаемый якобы со стороны спектакль, в котором человек лишён исторических и этических координат. Опираясь на сложившийся в мозаичной культуре тип мышления человека, масс - медиа в то же время стали важнейшим фактором укрепления этого типа мышления. Они приучили человека мыслить стереотипами и постепенно снизили интеллектуальный уровень сообщений, превратившись в эффективный инструмент оглупления масс. В настоящее время, когда СМИ выступают как орудие идеологов, необходимо соблюдать правила поведения, чтобы не дать возможности манипулировать собой, уметь различать в информационных сообщениях признаки манипуляции. Нет однозначных инструкций и приёмов защиты от манипуляций, но при выборе жизнеустройства важно не допустить потери национальной культуры, замены её мозаичной, превращения в «людей толпы», потери своего «Я».

Подражание тоже относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе и в условиях массового поведения. З.Фрейд отмечает, что отдельное эмоциональное побуждение и личный интеллектуальный акт индивида слишком слабы, чтобы проявиться отдельно, и должны непременно дожидаться заверки подобным повторением со стороны других. Психический феномен стадного инстинкта наблюдается у массы так же, как и у животных. Механизм подражания выступает в тесной связи с механизмами заражения и внушения. Существует несколько видов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Исследование этих различных видов подражания позволил сформулировать законы подражания: подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние); низшие (низшие по социальной лестнице) подражают высшим и т.д. Подражание имеет большое значение в процессе развития ребенка. Поэтому именно в детской психологии проводится основная масса экспериментальных исследований подражания. Так, исследования механизма подражания стали предметом специальной теории подражания, разработанной в рамках необихевиористской ориентации Н. Миллером, Д. Доллардом и А. Бандурой. Опираясь на понятие «подкрепление», А. Бандура описывает три способа следования подкрепленному поведению «модели», т.е. образца для подражания: а) когда посредством наблюдения модели могут возникать новые реакции, б) когда наблюдение за вознаграждением или наказанием модели может усиливать или ослаблять сдерживание поведения, в) когда наблюдение модели может способствовать актуализации тех образцов поведения, которые и ранее были известны наблюдающему. Очевидно, что все эти три способа подражания могут проявляться и в ситуации массового поведения. В данном случае механизм подражания выступает в тесной связи с механизмами заражения и внушения.

Подражание относится к способам воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения, хотя его роль  достаточно велика и в иных группах, особенно в специальных видах  деятельности. Подражание имеет ряд общих черт с явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. В основных чертах эта теория сводится к следующему: подражание служит фундаментальным принципом развития и существования обще­ства, возникновения групповых норм и ценностей. Оно выступает источ­ником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы и которые входят впоследствии в структуру общества, а затем вновь осваиваются путем подражания. Подражание непроизвольно и может быть рассмотрено как «род гипнотизма», когда осуществляется «воспроизведение одного мозгового клише чувствитель­ной пластинкой другого мозга». Социальные конфликты, происходящие в обществе, объясняют­ся противоречиями между возможными направлениями подражания. Природа этих конфликтов подобна природе конфликтов в индивиду­альном сознании, когда человек просто испытывает колебания, вы­бирая новый образец поведения. Сформулированы законы подражания, среди которых, например, имеются следующие: подра­жание осуществляется от внутреннего к внешнему (т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: духу религии подражают раньше, чем обрядам); низшие (имеются в виду низшие на социальной лестнице) подражают высшим (провинция - центру, дворянство - королевскому двору) и т.д. Очевидно, что подобная концепция дает классический пример абсолютизации роли подража­ния в обществе. По справедливому замечанию Э. Дюркгейма, при та­ком подходе смешиваются в кучу самые разнообразные обществен­ные явления, между тем как подражание ребенка взрослому, например, развивается по совсем иным законам, чем взаимоотношение классов и обществе.

Все описанные способы воздействия наталкиваются на ту или иную степень критичности личностей, составляющих массу. Воздей­ствие вообще не может быть рассмотрено как однонаправленный про­цесс: всегда существует и обратное движение - от личности к оказы­ваемому на нее воздействию. Особое значение всё это приобретает в стихийных группах. Стихийные группы, демонстрируемое в них мас­совое поведение и массовое сознание являются существенным ком­понентом различных социальных движений.

 

Заключение.

 

В заключении можно сделать вывод, что индивид при определенном условии чувствует, мыслит и действует иначе, чем этого можно было бы ожидать, и этим условием является приобщение к человеческой толпе. До сих пор остается важным и интересным вопрос об изменении поведения человека в толпе и об особенностях поведения толпы. Толпа производит на человека впечатление неограниченной силы. Она становится на место всего человеческого общества, являющегося носителем авторитета. Для человека опасно находиться в противоречии с толпой и, наоборот, безопасно следовать окружающим примерам и, если нужно, то даже “выть по-волчьи”. Следовательно, в общем не так уже поразительно, когда мы слышим, что индивид в толпе совершает такие вещи, от которых он отвернулся бы в своих обычных жизненных условиях.

Изучая стихийные группы, выделяют главным образом действия толпы и людских масс. Толпа - это относительно большое число людей, находящихся в непосредственной близости друг к другу. Масса - совокупность людей, которых волнует одна и та же тема, но они не находятся в непосредственной близости друг от друга. Стихийное поведение может быть отмечено и на уровне толпы, и в массовом масштабе.

Следующую форму стихийной группы представляет публика или аудитория, в которых законы масс действуют по тому же принципу.

Социальные движения представляют собой организованные усилия, помогающие или препятствующие социальным изменениям. Все социальные движения начинаются с недовольства существующим социальным устройством и являются сложнейшими явлениями общественной жизни со своими специфическими социально-психологическими характеристиками.

Само поведение стихийных групп заключается в процессе сбора или объединения людей, чтобы образовать толпу или массу. Ожидаемое в связи с определенным событием коллективное возбуждение способствует таким явлениям как заражение, внушение и подражание.

Все эти механизмы воздействия людей друг на друга взаимосвязаны в ситуации массового поведения. Заражение является бессознательной невольной подверженностью индивида определенным психическим состояниям. Особой ситуацией, где воздействие через заражение многократно усиливается, является паника.

Внушение - это целенаправленное, воздействие одного индивида на другого или определенную группу. Так же существует такой вид воздействия как подражание которое является воспроизведением индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Данные способы воздействия чрезвычайно опасны, благодаря им человек утрачивает сознание и волю, превращается в социального автомата. Чем и пользуются определенные люди, чтобы подчинить себе стихийные группы. Ярким примером может служить использование такого механизма в фашистской пропаганде, где была разработана особая концепция повышения эффективности воздействия на открытую аудиторию путем доведения ее до открытого возбуждения: до состояния экстаза. Нередко к этим приемам прибегают и другие политические лидеры.

Часто встречаются такие случаи, когда человек, успокоившись и восстановив способность к трезвому анализу, объясняет совершенное просто: «Бес попутал» или «Что-то на меня нашло». И всё-таки, человек - это исключительно социальное "животное" (именно поэтому одиночная камера считается одним из самых суровых наказаний - социальные муки страшнее физических). С другой стороны, в этом и слабость человека, т. к., наше сознание постоянно подстраивается под действия большинства.

Для того чтобы не допускать возникновения толпы, в первую очередь необходимо устранить долговременные условия, создающие чувства социальной неудовлетворенности, недовольства, отчаяния, безысходности. Если происходят какие-либо события, которые могут спровоцировать появление толпы или толпа начинает собираться, то необходимо принимать срочные меры информационного, организационного и тактического плана к недопущению концентрации большого количества людей в одном месте. В частности, необходимо хотя бы временно изолировать от людей неформальных лидеров и зачинщиков беспорядков и задействовать людей, которые могли бы позитивно влиять на толпу. Профессиональный интерес специалистов по социологии и психологии к анализу массового поведения возник еще в XIX веке. Тем не менее, важность изучения данной проблемы с течением времени не снизилась.

Наоборот, окружающая нас действительность конкретными примерами доказывает, что у современных психологов есть необходимость вновь и вновь обращаться к трудам Г. Лебона, З. Фрейда, Г. Тарда, чтобы яснее представлять себе те механизмы, которые стирают индивидуальность человека, попавшего в толпу, и заставляют его действовать и принимать решения, не соотносимые с его истинными желаниями, потребностями и интересами.

Проблема толпы существует с глубоких времен. И я думаю, что для её решения понадобится не одно десятилетие. И пока не найдено эффективное «оружие борьбы»  с массовыми скоплениями людей - толпами, следует оградить себя от попадания в такие массы, но если вдруг, по - странному стечению обстоятельств вы туда попали, то лучше не «бежать» против течения, а слиться с общим потоком во избежание губительных для вас ситуаций. 

 

Список используемой литературы.

 

1.  Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб., 2009.

2.  Московичи С.Б., Век толп. - М., 2006.

3.  Митрохин С. Трактат о толпе // Век XX и мир. - 2011

4. Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В., Социальная психология. Учебное пособие. Серия "Высшее образование". Москва-Новосибирск, 2001 г.

5.  Психология господства и подчинения: Хрестоматия. - Минск, 2008.

6.  Психология масс: Хрестоматия. - Самара, 2008.

7.  Руткевич А.М. Человек и толпа // Диалог. - 2009.

8.  Фрейд З. «Я» и «Оно». - Тбилиси, 2001.

9.   Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная    психология на Западе. - М., 1978.

10. Бехтерев В.М. Роль внушения в общественной жизни. - СПб., 1903.

11. Канетти Э. Масса и власть. - М., 1997.

12. Хосе Ортега-И-Гасет. Восстание масс//Вопросы философии, 1989. - №3-4.

13. Блумер Г. Коллективное поведение/Американская социологическая мысль. - М., 1994.

14. Шихирев П.Н. Социальная установка / Социальная психология. Хрестоматия. - М., 1999.

15. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М., 1990.

16. Хараш А.У. Смысловая структура публичного выступления (об объекте смыслового восприятия). Социальная психология. Хрестоматия. - М., 1999.

 

 


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Способы воздействия, реализуемые в толпе

Способы воздействия, реализуемые в толпе

Иногда этот инстинкт может повести человека по направлению, противоположному движению толпы

Иногда этот инстинкт может повести человека по направлению, противоположному движению толпы

Толпой как субъектом массовых форм вне коллективного поведения часто становится: - публика, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без…

Толпой как субъектом массовых форм вне коллективного поведения часто становится: - публика, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без…

Нарастает и возбуждение. Люди оказываются предрасположенными не только к совместным, но и к немедленным действиям

Нарастает и возбуждение. Люди оказываются предрасположенными не только к совместным, но и к немедленным действиям

Как и любое другое социальное явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям

Как и любое другое социальное явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям

Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей

Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей

Еще один очень важный эффект толпы - коллективные галлюцинации

Еще один очень важный эффект толпы - коллективные галлюцинации

Термин «резонанс» к такому явлению применяется потому, что участники толпы при обмене эмоциональными зарядами постепенно накаляют общее настроение до такой степени, что происходит эмоциональный взрыв,…

Термин «резонанс» к такому явлению применяется потому, что участники толпы при обмене эмоциональными зарядами постепенно накаляют общее настроение до такой степени, что происходит эмоциональный взрыв,…

Безответственность. Она порождает нередко невероятную жестокость агрессивной толпы, подстрекаемой демагогами и провокаторами

Безответственность. Она порождает нередко невероятную жестокость агрессивной толпы, подстрекаемой демагогами и провокаторами

Известны случаи возникновения паники в повседневной жизни как следствие катастроф и стихийных бедствий

Известны случаи возникновения паники в повседневной жизни как следствие катастроф и стихийных бедствий

Подобные исследования на эту тему проводились не только за границей, но и в

Подобные исследования на эту тему проводились не только за границей, но и в

В стихийном массовом пове­ дении реализуются более примитивные механизмы и законо­ мерности

В стихийном массовом пове­ дении реализуются более примитивные механизмы и законо­ мерности

В природе обаяния участвует множество различных факторов, но одним из самых главных всегда был и остается успех

В природе обаяния участвует множество различных факторов, но одним из самых главных всегда был и остается успех

Если из-за какой-нибудь случайности вожак исчезает и не замещается немедленно другим, толпа снова становится простым сборищем без всякой связи и устойчивости

Если из-за какой-нибудь случайности вожак исчезает и не замещается немедленно другим, толпа снова становится простым сборищем без всякой связи и устойчивости

Сознательная личность совершенно теряется, воля и способность различения отсутствуют, все чувства и мысли ориентированы в направлении, указанном гипнотизером

Сознательная личность совершенно теряется, воля и способность различения отсутствуют, все чувства и мысли ориентированы в направлении, указанном гипнотизером

Никакой рост самосознания не отменяет таких форм психического заражения, которые проявляются в массовых социальных движениях, особенно в периоды нестабильного общества, например в условиях радикальных социальных…

Никакой рост самосознания не отменяет таких форм психического заражения, которые проявляются в массовых социальных движениях, особенно в периоды нестабильного общества, например в условиях радикальных социальных…

Особенно очевидным является применение этого метода в области рекламы

Особенно очевидным является применение этого метода в области рекламы

На примерах диктаторов, политических деятелей, проповедников, а также известных общественных деятелей можно убедиться в действенности эффективных манипулятивных (с их стороны) способов управления толпой

На примерах диктаторов, политических деятелей, проповедников, а также известных общественных деятелей можно убедиться в действенности эффективных манипулятивных (с их стороны) способов управления толпой

Помимо мышления и чувств, важнейшим объектом манипуляции сознанием является воображение

Помимо мышления и чувств, важнейшим объектом манипуляции сознанием является воображение

Гуманитарным итогом такой медийной обработки становится стандартизация образа мысли и действия, которая достигает национального или даже континентального размаха

Гуманитарным итогом такой медийной обработки становится стандартизация образа мысли и действия, которая достигает национального или даже континентального размаха

Н. Миллером, Д. Доллардом и А.

Н. Миллером, Д. Доллардом и А.

Заключение. В заключении можно сделать вывод, что индивид при определенном условии чувствует, мыслит и действует иначе, чем этого можно было бы ожидать, и этим условием…

Заключение. В заключении можно сделать вывод, что индивид при определенном условии чувствует, мыслит и действует иначе, чем этого можно было бы ожидать, и этим условием…

Нередко к этим приемам прибегают и другие политические лидеры

Нередко к этим приемам прибегают и другие политические лидеры

Психология масс: Хрестоматия. -

Психология масс: Хрестоматия. -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2021