«Способы закрепления временных представлений у дошкольников с ОВЗ»
Оценка 4.7

«Способы закрепления временных представлений у дошкольников с ОВЗ»

Оценка 4.7
Особые потребности
docx
дефектология
16.05.2020
«Способы закрепления временных представлений у дошкольников с ОВЗ»
2019.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация на тему

«Способы закрепления

временных представлений

у дошкольников с ОВЗ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

учитель-дефектолог

Е.В.Коновалова

 

 

2019 г.


С проблемой времени человек сталкивается ежедневно. Время является регулятором всей деятельности человека. Восприятие времени – это отражение длительности и последовательности явлений и событий.

Временные представления у детей дошкольного возраста с задержанным развитием зачастую не сформированы или сформированы недостаточно. Трудности выражаются в отсутствии владения временной терминологией, неверном понимании и употреблении терминов «сегодня»«завтра»«вчера»Представления детей о частях суток часто ошибочны; воспитанники не знают, либо путают последовательность дней недели, не понимают календарное понятие недели. Не меньшие трудности вызывают усвоение последовательности времен года, месяцев года. Часто знания о временах года формальны (механическое заучивание их последовательности, а также изменения в природе и погоде, характерные для определенного времени года не ведет к осознанному оперированию данными понятиями). Время является наиболее сложной категорией для восприятия и понимания детьми дошкольного возраста. В связи с этим у детей наблюдается смешение временных рамок, что ведет к поиску педагогами различных средств, для формирования и закрепления временных представлений у дошкольников с ОВЗ.

Даже при реализации адаптированной образовательной программы остаются дети, не усваивающие абстрактные пространственные представления. Для закрепления этих понятий необходимо организовать дополнительную индивидуальную коррекционно-развивающую работу.

Представленные игры позволят систематизировать и закрепить временные представления у детей с ОВЗ.

Закрепляем знание частей суток

Игра «Назовите соседей» (закрепление последовательности частей суток)

Педагог дает задание: «Назовите соседей утра» и т.д. Дети называют части суток.

Игра «Части суток»

Педагог раскладывает картинки с изображением частей суток, дети называют части суток и определяют их последовательность. Педагог читает стихотворение о каждой части суток, а дети, находят нужную картинку.

Игра «Что вы делали»

Выбирается ведущий (ребенок). Педагог дает ему задание: «Покажи, что ты делал утром». Ребёнок изображает действие, но не называет его. Остальные дети угадывают.

«Что сначала, что потом?» (простые причинно-следственные отношения)

Педагог предлагает детям рассмотреть парные картинки с изображением простых бытовых сюжетов. Дети должны понять, что является причиной, а что – следствием изображенного на картинках.

Закрепляем времена года

«Что за чем?» (закрепление последовательности времён года)

Дети встают в круг. Педагог в центре круга по очереди бросает мяч детям и задаёт вопрос, ребенок, давая ответ, возвращает мяч педагогу.

Варианты вопросов:

– Зима, а за нею?

– Весна, а за нею?

– Лето, а за ним?

– Осень, а за ней?

– Сколько времён года?

– Назови первый месяц осени и т.д.

Рисунок «Времена года»

Ребенку в совместной деятельности предлагается нарисовать признаки актуального времени года, предварительно обсудив их. Например, зимой можно изобразить сугробы, снеговика, снежинки, санки; весной – птиц, маленькие листья на дереве, ручьи, снег в воде; летом – реку, зелень, песочницу, цветы; осенью – красные листья, урожай, дождь, лужи и т.д. Рисунок удобно сделать, разделив лист бумаги на 4-6 частей. Важно многократно повторять в ходе рисования название времени года, и повторить его по окончании работы.

Игра «Отгадай время года»

I вариант. Педагог показывает время года, а ребенок должен назвать его. Сначала вспомнить названия по порядку, затем вразброс. Когда ребенок начнет лучше ориентироваться в названиях, поменяйтесь ролями (ребенок показывает картинку, а педагог называет время года). Пробуйте допускать ошибки при ответах, чтобы ребенок вас исправлял.

II вариант. Педагог предлагает ребенку по нарисованным отдельным признакам отгадать время года. Для этого на листе необходимо нарисовать основные признаки времени года, например: желтые листья, дождь, хмурое небо, попросить ребенка перечислить признаки и назвать время года. Игра целесообразна, если ребенок ориентируется по картинкам времен года.

Настольная игра «Признаки времени года»

Ребенку предлагается соотнести признаки (по принципу «Лото») к подходящему времени года и назвать его. Другим вариантом игры может быть исправление ошибок в уже собранном Лото.

Коллаж «Времена года»

В совместной деятельности интересно создать коллаж «времена года» из картинок, вырезанных из открыток или журналов с признаками времен года.

 

Закрепляем понятия: вчера, сегодня, завтра

 

«Мой веселый чемоданчик»

День, который уже закончился – вчера. День, который наступил – называется сегодня. А день, который только будет – завтра. Детям предлагается разложить картинки с различными действиями по блокам (коробочкам): вчера, сегодня, завтра.


 

Консультация на тему «Способы закрепления временных представлений у дошкольников с

Консультация на тему «Способы закрепления временных представлений у дошкольников с

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно

Что за чем?» (закрепление последовательности времён года)

Что за чем?» (закрепление последовательности времён года)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2020